Картина Посещение Царевной Женского Монастыря

Картина Посещение царевной женского монастыря была написана Суриковым в 1912 году. «посещение царевной женского монастыря» — последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова. Картина Василия Сурикова Посещение царевной женского монастыря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «посещение царевной женского монастыря» – последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова.

После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Многие расценивают картину "Посещение царевной женского монастыря" как последнюю великую работу художника.

Посещение царевной женского монастыря, Суриков, 1912

И как в скитах, так и в теремах «Житейские грехи можно было всегда прикрыть постническою мантией Весьма понятно, чем должны были казаться Петру все эти богомольные, постнические подвиги царевны и ее сестер, весь этот старый домострой жизни, прикрывавший своими досточтимыми формами самые растленные нравственные начала». Так говорил историк Забелин, описывая быт русских цариц. А в довершение ко всему из-за очень сильного нервного потрясения отказали кисти рук. Именно это качество и отличает лучшие произведения мастера.

В нем ее идеалы, вся правда и истина жизни». Темный истеричный, подобострастный и лживый мир окружал их и путь у них был один — только в монастырь. Я привожу эти слова здесь для того, чтобы показать, что изначально для Сурикова самое понятие «психологическая истина», родившееся в храме от созерцания иконописных мастеров XIII – XIV веков, заключало в себе в равной мере и эмоциональную характеристику и эстетический и религиозный смысл, то есть выражало духовную полноту художественного воплощения.

Посещение царевной 
женского монастыря

Посещение царевной женского монастыря

Обступили царевну монастырские насельницы. Но та царевна, которую изображал Суриков, еще чиста и по-детски доверчива. «Посещение царевной женского монастыря» – последняя историческая картина Сурикова. Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе. Сто лет понадобилось для того, чтобы художники обрели это качество. В связи с этим царевны с пеленок попадали в руки Церкви, где и обучались грамоте, воспитывались в духе послушания и смирения. Ее светлый лик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством.

Еще в 1884 году Суриков писал своему педагогу по Академии Павлу Петровичу Чистякову из Венеции, делясь своими впечатлениями о мозаиках в соборе Сан-Марко, в частности, мозаикой на сюжет об Адаме и Еве: «Я в старой живописи, да и в новейшей, никогда не встречал, чтобы с такой психологической истиной была передана эта легенда». Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда. «А более всего, надеюсь, как Бог устроит, – признавался он в письмах домой. Но здесь же художник использует и другой символ черного, раскрывающийся, например, в соприкосновении с красным, значение которого также неоднозначно.

Описание картины 
Сурикова «Посещение 
царевной женского

Описание картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

Волей или неволей, но она становилась женой, хозяйкой, матерью. Напротив даже, в казачьей Сибири, где родился и вырос Суриков, сохранялся вот тот самобытный жизненный и духовный уклад, который веками и определял основные начала русской жизни. Ее появление более чем органично как дальнейшая, эмоционально нарастающая словом молитвы к «Благой Заступнице ненавидимых и гонимых, ради неприятелей низложения, во бранях крепкой помощнице».

– Я теперь всегда полагаюсь на него и никогда не обманываюсь». Это как раз и вселяет надежду. Не раз и не два промелькнет в его письмах той поры фраза: «Читаю более все священные книги, нахожу большое утешение в них». В следующем столетии мифология в чистом виде перестала играть ведущую роль и жизнь русского общества со второй половины XIX века характеризуется заострением духовно-нравственных проблем и там, где поиск их решения определялся православным мировоззрением использование церковных символов закономерно выходит на первый план, вот таким образом язык сказаний, которыми всегда владели исторические художники (впрочем иногда и фольклористы и даже пейзажисты), получил весьма широкое распространение.

Напротив, оно источает тихую, но светлую печаль, в которой и вера и надежда и любовь. Основная роль в композиции полотна отведена царевне, которая вошла под своды монастыря. Это последнее крупное произведение, завершающее творческий путь мастера. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему.

В «Посещении царевной женского монастыря» Суриковым взят не исключительный случай (как борьба боярыни Морозовой или царевны Софьи, когда русская женщина так или иначе восставала против господствующих представлений и порывала с установленными для нее правилами жизни), а то распространенное явление, когда женщина Древней Руси безропотно подчиняется господствующим правилам и понятиям, не давая себе отчета в том ужасе, который ее ожидает в монастыре-склепе. Тяжелым золотом сверкают оклады монастырских образов. Выйти замуж за человека не царской крови они не могли, — кем бы он ни был, он «холоп». Не владея этим языком, трудно распознать в картине Васнецова «Богатыри» за внешней завесой фольклора апокалипсический смысл выстроившихся в ряд коня белого, коня вороного, коня рыжего, особенно если учесть, что в христианстве конь есть символ движения и даже войны.

Описание картины 
«Посещение царевной 
женского монастыря»

Описание картины «Посещение царевной женского монастыря»

Но удивительное дело – среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. Эти образа, с которых начинается иконописный ряд, обозначены не условно, не обобщенным письмом, пластика окладов выписана особо тщательно, чтобы иконография их узнавалась сразу. С любопытством, может быть и с завистью, поглядывают они на нее. Марина Петрова: Мы много десятилетий жили в стране воинствующего атеизма, когда слово «духовность» вообще ушло из лексикона, когда проповедовался исключительно материализм.

Каждой самой бедной девушке могла позавидовать царская дочь, так как в любой русской семье дочерей старались «сбыть с рук» — выдать замуж. Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице.

Сочиненин по картине 
Сурикова Посещение 
царевной женского

Сочиненин по картине Сурикова Посещение царевной женского монастыря

Именно с них начинает свое непрерывное развитие ритм вертикали. Так крепче будет». В те же самые годы духовный писатель Нилус с тревогой и болью отмечал: «Что-то грозное, стихийное, как тяжелые свинцовые тучи, навалилось непомерной тяжестью над когда-то светлым горизонтом православной России».

Марина Петрова: Да, безусловно. Эта икона здесь не очередная в общем наборе икон.

В данном случае такой излюбленный ход в организации пространства был использован не только впрямую, но и в других, более значимых для него целях. То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку. Марина Петрова: Об этом можно поговорить на примере картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», созданной в 1912 году. Им никогда не грозило замужество, поскольку в отечестве не было равных им по происхождению. Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все».

Контраст между царевной и монахинями, задуманный Суриковым, только глубже, чем только противопоставление ее земной сверкающей одежды черным рясам и клобукам это также контраст между искренностью ее порыва и поведением окружающих черниц. Все это было дешевым подражанием подлинному — народному. Испытующе, выжидательно смотрит сбоку на царевну игуменья: «Понравилось ли ей. » Старые монахини с любопытством заглядывают в светлое прелестное лицо царевны. Вместе с тем и будничности, обыденности в характере изложения здесь тоже нет.

Посещение царевной 
женского монастыря 
Суриков Картина

Посещение царевной женского монастыря Суриков Картина

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Суриков блестяще владел этим языком иносказаний и вне его не существует практически ни один шедевр мастера, но именно в «Царевне» и сам сюжет и та специфическая среда, в которой разворачивается действие, позволили раскрыть неоднозначный смысл иносказательного языка Церкви. Эта работа стала последним значительным произведением Суриков.

Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. Художник не концентрируется на выявлении ее характера, психологии. Его «Царевна» написана в самый канун Первой мировой войны, когда в воздухе уже запахло порохом, да и в самой стране уже вовсю завывали «вихри враждебные», раздуваемые духом русской революции. Царский терем в жизни русских царевен играл жестокую роль. И Суриков выстраивая композицию, соблюдает это правило, но мало интересуется дорогой фактурой дорожки, то есть сводит на «нет» ее материальную и декоративную ценность. Это твоя обязанность. На картине Сурикова царевна, осмотрев обитель и отстояв обедню, выходит из монастырской церкви.

Картина Посещение царевной женского монастыря Василия Сурикова

На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». То есть что такое исповедальность. Заканчивается этот композиционный ряд так же богородичной иконописью. Причем я здесь должна отметить один очень важный момент.

Все богородичные праздники священство в церкви встречает, облачаясь в синие и голубые ризы, потому, смешивая на своей палитре краски, художник отдает предпочтение синему, который очень мягко, очень деликатно определяет богатый колорит картины. Обычно они беседовали вдвоем, пока не приходила Лена, часто с подругами. Тема картины – трагическая судьба русских царевен. Это была новая картина, далекая от модного упадочничества, от декадентских веяний, так же как и от псевдонационального дешевого стиля начала XX века, стиля, который шел от кустарных выставок прикладного искусства, открыток типа Соломко, пошлых фигурок «молодцев», «троек», «боярышень», рассчитанных на вкус потребителя. Родилась эта особенность русского искусства в религиозном произведении, тем не менее, оно было сразу воспринято русскими художниками, вторая половина XIX века, вплоть до октября 1917 года шла под этим знаком исповедальности и Суриков – это не исключение, а естественная, неотъемлемая часть этого состояния, этого направления.

Посещение царевной 
женского монастыря 
врлошин

Посещение царевной женского монастыря врлошин

Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его. Она выходит из церкви, полная восторженного спокойствия и убеждения в чистоте помыслов обитательниц монастыря, «спасающих свои души за его стенами». Так возникло автобиографическое произведение «Исцеление слепорожденного», которое сейчас находится в собрании Троице-Сергиевой лавры. Сурова боярыня-нянька за спиной царевны. Так возникло и последнее крупное произведение этого художника.

И исцеление приходит. Оставался один путь – в монастырь. Образ мамки – типичный образ старой Руси – очень убедителен.

Этюд по картине: 
«Посещение царевной 
женского монастыря»

Этюд по картине: «Посещение царевной женского монастыря»

Словно чистое голубое холодное сияние исходит от этого платья. Справа за царевной пожилая боярыня – мамка – в меховой шапке и пестром узорном платке. За мамкой – молодая девушка в светлом платке поверх повязки, с живым лицом и быстрым взглядом. Главная роль в композиции отведена царевне. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь».

С Волошиным Василий Иванович был связан большой дружбой и рассказывал ему о своей жизни. Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. Еще с XVIII века художникам, учившимся в Академии, вменялось обязательное знание мифологической и христианской символики.

Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. Только в сказках царевен завоевывали герои из народа, преодолевая опасности и злые чары. И вот эти нетипичные для Сурикова масштабы освоения исторической темы, так или иначе, подтверждают оценку картины еще при его жизни.

Только царевны были лишены всякой возможности самого обыкновенного человеческого счастья. Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. Не случайно после окончания Академии художеств Суриков приезжает в Москву. «Женский лик, – приговаривал он, – я очень любил неиспорченный ничем, нетронутый». Ведь она привыкла совсем к иной жизни. Главная роль в композиции отведена именно ей.

Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре. Название этих икон говорит само за себя. Но все-таки сегодня есть какие-то проблески надежды. По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав.

Предвкушает глава монастыря богатые поступления в казну заведения, приданого царевны. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все».

посещение царевной 
женского монастыря

посещение царевной женского монастыря

В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося монастырскому миру. Хорошо известно, что с впечатлениями от черной вороны со сломанным крылом на белом снегу связано рождение суриковского шедевра «Боярыня Морозова», а от поразившего художника низкого потолка в деревенском доме, который не позволял встать в полный рост сидящему там высокому человеку, возникла картина «Меньшиков в Березове». Связано оно с именем выдающегося русского художника Александра Андреевича Иванова и с его картиной «Явление Христа народу».

Из-за плеча царевны слева выглядывают монахини, на лицах которых написаны совсем земные чувства: любопытство и зависть. Черный цвет прозрачными тенями пролегает в его складках. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. В этом, на мой взгляд и состоит психологическая истина картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», картины – пророчества, картины – завещания.

Есть в девушке и обаяние молодости. Картина «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым в 1912 году.

Сочинение-описание 
картины Сурикова 
«Посещение царевной

Сочинение-описание картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

Вместе с тем ей присуще все обаяние юности. Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией" монастырской жизни». Все кажется как во сне.

Суриков был одним из тех, для кого эти слова Достоевского были очень близки и понятны, хотя бы уже потому, что раскрывали природу того жизненного и душевно-духовного уклада, который и вмещал для художника само понятие «русская старина». Лицо девушки озаряет какая-то детская мечтательность и настоящая вера.

Отсюда эти белые одежды его героини. На дальнем плане в арочной нише хорошо просматривается представшая во всей простоте и ясности настенная роспись «Богоматерь «Знаменье» в окружении архангелов Михаила и Гавриила». Но при этом лицо девушки не омрачено страданием, которое камнем ложится на душу.

Картина Посещение 
царевной женского 
монастыря рассказать

Картина Посещение царевной женского монастыря рассказать кто это (барышня), зачем она пришла

И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Внимательно следит она за строгим соблюдением всех мелочей церемонии. Сияющую молодость проглотит утроба монастыря, а взгляд станет апатичным и равнодушным.