Картина Рембрандта Святое Семейство Описание Картины
Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Описание картины святое семейство рембрандт
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения.
То есть, на нем нет того понятного выражения, которое всегда имеет определенное имя, но в нем в каком-то таинственном соединении есть все: спокойствие, чистота, величие и настоящие человеческая скорбь и понимание, но скорбь и понимание, уже перешедшие за границу земных. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь.
Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы.
Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Перед нами снова ожила и схватила нас за сердце великая рембрандтовская мечта о всеобщем братстве людей и торжестве милосердия. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Картины известного художника Рембрандта Харменс ван Рейна
- Кто послужил моделью для этой героини
- Всемирный подниматель настроения)))
Мы угадываем, с какими усилиями пытается продвинуться поближе к исцелителю, еще не видя его, безногий калека, в спину которого упираются босые ноги лежащего на спине и завернутого в тряпье положенного на самодельную тачку умирающего. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
Первый – очаг, который бросает теплые лучи на лицо мирно спящего младенца, слева – небесный свет, освещающий ангелов. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. Незначительное происшествие, которое Рембрандт, пришедший посмотреть на мужское тело, чтобы восстановить в памяти его строение, членение, световые оттенки, тем не менее ухватил на ходу, найдя в нем сюжет для этюда, посвященного не сексу и не анатомии, а находящегося на стыке того и другого. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха.
Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. А в богатстве своего чувства, в неповторимости своей психической настроенности ищет он нечто, этому хаосу противостоящее.
Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Рембрандт понимает простоту материнского счастья не как нечто обыденное, а видит в ней глубинный смысл и вечности. Этот опыт привел художника к изображению рафинированной перспективы, а также к тщательной передаче деталей, как например, книги на коленях Девы Марии, корзины с виноградом, символом вина евхаристии (то есть крови Иисуса), отрешенной нежности Марии и Иосифа. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа – все глубоко продумано. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Всего справа от Христа в полумраке вылеплено не больше двадцати понурых, дрожащих, старающихся не упасть человеческих фигур. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. За большими решетчатыми окнами, занимающими всю левую половину противоположной стены, видны покачивающиеся деревья и кажется, что слышен легкий шорох под вечерний ветерок. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа.
С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Солнце скоро скроется и от этого люди задумались – задумались ни о чем, переживая то повседневное мгновение, когда на берегу канала каждый сталкивается с величием солнечного ритма. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Глядит, просветленный горем, познав на себе изменчивость славы, безразличие, а то и враждебность людей, еще вчера превозносивших его до небес.
А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.
Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Нидерланды (Голландия). Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Пятно чистого цвета концентрирует внимание на красной одеяле, которым накрыт в колыбели малый Христос. В живописи Рембрандта наступает период покоя.
Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Критики обращают огромное внимание на светотени. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.
Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Во взгляде де Йонге, в его закрытом рте чувствуется трудно сдерживаемое напряжение и Рембрандт-психолог показывает нам не только внешнее сходство, но и саму жизнь человека. Скоро гроза пойдет и здесь. Это было так не похоже на художников того времени. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров).
Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников.
Нидерланды (Голландия). Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.
Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо.
Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Он является смыслом жизни для матери. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. В частности, английские философы Гоббс и Локк проводили мысль, что человек действует в жизни из голого интереса.
175, 5 x 210, 5 см. Гравюра отражает скорее игривый момент, когда, позабыв об учениках, натурщик делает движение, не отдавая себе в этом отчета. Его подход к общественным явлениям во многом интуитивен, но все его творчество свидетельствует о том, что они оказывали на него глубокое воздействие. Борода подстрижена характерно, залихватски. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы.
Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. Он старается умерить силу ударов своего топора. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.
Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Легкими, воздушными прикосновениями написана просвечивающая, словно усыпанная золотыми блестками косынка на плечах матери.
На нем написано лишь равнодушие. Краска ложится густо, часто крупными мазками, но без какого бы то ни было стремления к красивому, артистическому эффекту, свойственному, например, Хальсу, а словно повинуясь глубокому безотчетному чувству. Совокупление изображено с необходимой точностью. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Художник прибегает к диагональной композиции. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени.
Картина написана в том же году, когда художник пережил еще одну большую потерю: умер его сын Титус. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. А легкий, почти незаметный наклон верхней части туловища и головы влево окончательно создают у нас впечатление, что этот человек готов вскочить со стула в любую минуту.
Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием.
Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным.
Вот две юные девушки в проемах окна и двери и их силуэты говорят о размеренной жизни дома, где женщины раскрывают окна по утрам и закрывают по вечерам ставни скорее по привычке, ради упорядоченности семейной жизни, для которой необходимо чередование дня и ночи. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. На лице – улыбка. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. Взгляд скользит поверх него.
Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им.
Эта Семья – неколебимая постройка. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он старается умерить силу ударов своего топора. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Любовь привела его сюда. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено.
Картина маленькая. Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем.
Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.
Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Природа этого света таинственна и непонятна. Справа за ней приподнимается с колен отчаянно сжимающая протянутые к Христу иссохшие руки старуха, о которой мы уже говорили. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
И вся эта наполненная вибрирующим светом среда воспринимается как горящий жар эмоций, как душевное напряжение, возрастающее до высшей одухотворенности. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие.
Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Но пылающие блики, фосфоресцирующие переливы, бегающие языки пламени, – весь мощный ритм света, торжественно поднимающегося вверх от седой головы пророка, магически трепеща на полосатом нагруднике и громадном тюрбане стоящего к нам лицом главного первосвященника, погруженного во тьму и тревожно вспыхивая на металлическом султане его великанского посоха, который он держит, распахнув верхнее священническое одеяние, в правой руке – все это создает ощущение идущего из глубины внутреннего горения, наполняет заполненную мраком сцену потаенным и непрерывным движением.
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Яркое глубокое небо с брызгами облачков в самой вышине, похожих на кристаллы, словно и оно тоже замерзло. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Длина офортного листа Дорога вдоль канала двадцать один, высота восемь сантиметров. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток.
Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом.
Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Холст, масло. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
«Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). В Рембрандте признают многообещающий талант, сравнивают с первым художником того времени – Рубенсом, делают много выгодных заказов. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
В картинах Рембрандта все выглядит так, словно сказочная фея неслышной стопой вступила в его полутемные комнаты, где у огонька греются люди, озарила предметы таинственным светом, пробудила к ним любовь и заставила зрителя глубоко переживать происходящее. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Но их усилия оказались тщетными. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре.
Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака.
В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Но и они не похожи на свиту небесной царицы: их трогательный земной, детский облик и осторожные движения словно выражают благоговение перед святостью семейного очага, материнства, мирной тишины трудовой жизни. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).
Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Рембрандт, сидя среди учеников, один, два, три раза выгравировал натурщика в фас, профиль, со спины, стоящим, сидящим на диванной подушке на полу, на высоком табурете, чтобы всем было хорошо его видно. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Иаков, почтенный патриарх, охарактеризован со сдержанным, величественным достоинством, в то время как Иосиф и его жена наблюдают за ним со смирением и благочестивым почтением.
У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам.
Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный.
Люди Рембрандта полны готовности следовать тяготеющему над ними предопределению, но в них велико также сознание собственного достоинства. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Всех сковал холод.
Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. У него внимательный и веселый вид. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).
И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку.
Его образ полон глубокой внутренней значительности. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень.
Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.
Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Он ищет внутренний свет изменяющий личность. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину.
Действие происходит ночью в темной спальне. Но их усилия оказались тщетными. Это тень ее плеч и головы.
Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Он, наклонившись вперед, почти не может идти и кажется, что сейчас он выронит из дрожащей левой руки тонкий посох, на который он пытается опереться.
Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Смерть Рембрандта была очень печальной. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. И, однако, это не смирение, не безропотная покорность судьбе, это только глубокое понимание жизни, такое, какая она есть. Шонгауэр во второй половине XV века работал в г. Кольмар (Эльзас), где он познакомился с фламандским искусством и путешествуя, с произведениями таких художников как Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гуго ван дер Гус. Наклонная линия слеги, протянутая рука Богоматери, хлопание крылышек усиливают сцепление квадратов.
Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Итак, перед нами – Голландия.
Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). То же сверкает в уголках глаз. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
"Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи – матери, отца, сестры и автопортреты. В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше.
В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). На нем дымится жертва. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.
Рембрандт как бы полемизирует со своими предшественниками, обычно изображавшими мадонну среди роскоши. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Дела шли все хуже. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Но внешне он совершенно спокоен. Арфа отброшена к зрителю – она лежит вдоль нижнего края офорта лишь во внутренней мелодии, в таинственных голосах, поющих в его душе, находит Давид успокоение. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу).
Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Кассель. У Джулио Бонасоне, ученика Джулио Романо, распутство рядится в одежды античной культуры: изображена физическая любовь, но это не противозаконно, так как любовью занимаются боги. Удивительна ее судьба.
Она сама стала зимой. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль.
В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Лицо каждого героя его полотен словно живое.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Однако героями полотна становятся святая Мария-Богоматерь, крошечный Иисус, ангелы и Иосиф. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Он просил за них сто гульденов.
Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики. Вот вам диалог неба и земли.
С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Законом общества признавалась борьба всех против всех.
Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. И опять же семья его поддерживает. Та же "дерзость" влечет его к союзу с дьяволом, но, заключив с ним договор, Фауст впадает в порочное сластолюбие и, под конец, дьявол отправляет смельчака в ад на вечное мучение.
То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Обе сцены выражают одинаковое любопытство. Младенец стал старше.
Так, он дважды пишет «Святое семейство». Рембрандт стал его последним протеже. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно.
На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Медея погубит и свою соперницу, послав ей со своими обреченными на смерть детьми отравленный наряд. На той же дощечке Рембрандт выгравировал юношу в другой позе: стоящим, облокотившись на подушку.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Барокко. В движении матери чувствуется нежная заботливость, оно полно обаятельной искренности, весь ее облик воплощает юность, чистоту, простодушие. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Пустынный, скалистый пейзаж с глубокой расщелиной, пробитый речным потоком, уходящим из нижнего правого угла картины к ее центру, в туманную даль.
Причудлив верхний край окна – он весь кажется съеденным ярким освещением с той стороны – штриховка стены, ослабевая, прекращается без всякого намека на обрамляющий контур. Удивительно живой и обобщенный штрих закрепляет лишь самое существенное, опускает все поясняющие детали, как бы спешит зарисовать всю бесконечную панораму. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой.
Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. К ним возвращаются сыновья после долгой разлуки и находят у них душевный мир, падают перед ними на колени, трогательно плачут на груди обычно отец, только заслышав шаги сына, бежит навстречу ему. Кепи сидит несколько набекрень.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям.
Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Внезапно распахнулись и поднялись к верхним углам картины зацепленные за карниз зеленые занавеси и глазам зрителя открылось видение чистой красоты изображенное во весь рост, окруженное золотистым сиянием шествующая к нам по клубящимся белым облакам Мария, бережно и любовно несущая на руках младенца Христа. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Бог создал море, а голландцы – берега.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Поток людей кажется бесконечным.
Борода подстрижена характерно, залихватски. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции.
В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета.
Так значительность и несравненная драматическая глубина события объединяют людей, тесно сближают их общностью чувств. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен.
Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника.
Большинство произведений в творчестве Рембрандта отражают его способность проникновения в человеческий характер.
Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». Но юноше учеба показалась неинтересной. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Сидящий на первом плане справа лицом к нам молодой герой находится внутри слабоосвещенного кабачка, почти в полной темноте.
Левой рукой ангел указывает на видение, правую же нежным, ободряющим жестом положил на плечо Даниилу. Тщательность проработки как отдельных героев, так и толпы в целом далека от сухости: как в обрисовке действия обилие подробностей не заслоняет главного, так и в самом перспективном светотеневом решении отдельные мотивы, бесчисленные нюансы штриха, формы и освещенности подчинены общему замыслу и господствующему в гравюре мощному контрасту темного и светлого. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз.
Мост через канал пуст. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.
Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет.
Каждый может убедиться, что Господь нисходит к людям в человеческом образе и пьет с ними вино, отдавая дань радости и понимания своему творению. Заказов становилось все меньше.
Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Можно проследить бег кисти. Можно проследить бег кисти. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста.
Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Оно доносит до нас человеческие эмоции. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Это идеально ровная поверхность исключением могут быть маленькие возвышенности или холмики – следы бывших островков, окруженные ныне сушей.
Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. В то время Рембрандту было все интересно. "Подобно гладкой зеркальной поверхности тихого озера, – говорит один из новейших критиков Рембрандта, – покоится эта фаза рембрандтовского развития между бурно несущимся потоком его раннего периода и величественным прибоем последних, затихающих волн".
Дела шли все хуже. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.
Из-под повязки видны его гениталии. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.
Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Картинная галерея. Такова сила света снаружи. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. На дальнем плане справа Иосиф продолжает все так же прилежно выстукивать топором – на этот раз он рубит дрова. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга.
Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Она подходит к изображенной в центре листа деревне справа за ней мы видим ярко освещенный солнцем спокойный, безветренный пейзаж. Так высокое совершенство образа рафаэлевской мадонны достигается не ценой отказа от всех мирских страстей напротив, ее трогательная чистота и детская наивность, ее изумительная внешняя красота и гармония сочетается с твердой решимостью, с огромной внутренней нравственной силой, с героической готовностью к подвигу.
Короткие полуденные тени от фигуры игрока падают абсолютно вертикально и образуют на предметной плоскости лишь небольшие слабые пятнышки за окном никаких теней нет. Для того чтобы воплотить в своем творчестве лучшие, сильнейшие стороны жизни целого народа, Рембрандт должен был переплавить в свои личные переживания не только самые глубокие и значительные явления этой жизни.
Открывает эту группу произведений Рембрандта Видение Даниила, Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Сама старость не пугает Рембрандта, как она пугала весельчака Франса Хальса она приходит тихо и незаметно, как желанный вечер жизни.
Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Ее сюжет навеян одним из библейских сказаний, воспроизведенным в "Книге пророка Даниила", о борьбе чудовищ, символизирующих злые силы, угрожающие еврейскому народу. Солнце низко висит перед наступлением ночи.
А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа.
Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Законом общества признавалась борьба всех против всех.
На его одежде танцуют крошечные пятнышки света и невозможно дать себе отчет, какие из них являются действием внешнего, вторгающегося света, а какие – световыми пятнами, всюду приносимыми отражением с освещенных предметов, то есть рефлексами.