Картина Репина Посвященная Вольному Казачеству
«Казаки пишут письмо турецкому султану» (Репин): история одной картины
На этом была завершена более чем десятилетняя работа над шедевром. И оба, что примечательно, сказали это с чувством восхищения. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Все персонажи произведения известного живописца создают впечатление не только удали и веселой бесшабашности, но и какой-то необычной внутренней силы, которая была свойственна только лучшим сыновьям украинского народа — представителям Запорожской вольницы.
Чтобы понять это достаточно сколь-нибудь внимательно и без эмоций, посмотреть на пресловутую картину «Иван Грозный». Они ему понравились, более того – «произвели впечатление». Репин всегда работал одновременно над несколькими полотнами.
Эту историческую картину и репин посвятил вольному казачеству
Написаны они очень выразительно и дерзко. Напомним, что в известной мере эскизами к данному монументальному холсту послужили предшествующие картины этого же художника: «Явленная икона» (1877 год) и «Крестный ход в дубовом лесу», созданная на год позже. Но и в «общество передвижников», «отцами-основателями» которого являлись И. Н. Но это отнюдь не то узорочье, коим русские украшали кожи и ткани, чтобы «удивлять красотою наряда», а какой-то монголо-татарский секонд-хенд. По легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV.
Они считают, что автор многое испортил, когда ввёл в действие героя, стоящего спиной в правой части композиции. В Краснодаре на пересечении ул.
Суриков, И. И. Он замкнулся в себе и начал работать над картиной «Чудотворная икона» (позже получившей название «Крестный ход в Курской губернии». Прекрасные белые зубы были позаимствованы художником с черепа козака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи. Ну, в эта обширная лысина и трехэтажный затылок – они, как не удивительно, тоже имеют владельца. Громадная картина целиком остается в памяти зрителя.
По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось). Люди вполне понимают цену своей шутки. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. Но и он сохранился: смотрите, дескать, кто «вершил судьбы». Об этом картина.
В Краснодаре на пересечении ул. Толпа, в абсолютном большинстве своём и лиц не имеющая, вместо них – пятна, бредёт неведомо куда, предводительствуемая священником, весьма похожим на того самого протодиакона – который «плоть и кровь», «зев и рев бессмысленный» и даже горящая свеча в его руке выглядит подожжённой оглоблей. – писал Репин А. С. Суворину.
Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. Полуголый запорожский вояка (заодно и картежник) — это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно — и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было — завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея. На картину попал не только В. В. Тарновский, но и его кучер, Никишка.
Смеются и другие казаки. Шустова, – названная «Иоанн Грозный у гроба убитого им сына», датируемая 1860-и годами – которых, кстати говоря, после написания данного полотна, Николай Семёнович не пережил – он скончался в Петербурге в начале февраля 1869 года, едва достигнув 30-летнего возраста. Сообщества разночинцев можно отыскать везде, практически в любой сфере общественной жизни. В начале ХХ века это «Общество», по непреложному закону мздовоздаяния, в свою очередь сотряс «бунт одиннадцати»: столько участников покинули его, выразив таким образом протест против его «политики» (В. Это одно из самых тиражируемых произведений классической русской живописи. «Вина» его лишь в том, что Он первый осознал непростую, божественную природу царской власти. А толчком к реализации замысла послужила, по словам самого Репина, упомянутая симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова.
Репин» он в открытую заявил: «Возьмите «Крестный ход», эту оргию скотоподобия, свистопляску всего низменного, слезоточивого, мутного, что только есть в человеке, а какое благообразное идиллическое, почти благочестивое впечатление может она произвести на иного зрителя». Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар).
Описание картины «Запорожцы (Запорожцы пишут письмо турецкому султану)»
Он в полной мере проник в суть и смысл репинского творения и выступал за то, чтобы оно было снято с экспозиции в «Третьяковке». Соединённый портрет толстух, несомненно, удался. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей.
Это стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих исторических картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного. Вокруг писаря тесным кольцом сомкнулись казаки и наперебой советуют писарь свое.
Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно. Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, Бовдюг, страстно призывающий к товариществу Мосий Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы», — этим людям свойственна одна общая черта: беззаветная преданность Сечи и Русской земле. если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины.
А казаки поедут своей дорогой, не дожидаясь ответа. В другом письме: «.
А с кстати вынырнувшим из чугуевского «Пятисобачьего переулка» Репиным сошлись всего на полутора тысячах (каковую сумму сам Репин посчитал «огромной»). Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». Один казак, которого рассмешили такие обращения, даже наклонился на бочку, что стоит рядом со столом. И одна из вершин в творчестве великого русского художника. К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья.
эту историческую картину и репин посвятил вольному казачеству
Невзирая на яростные нападки на религию (а только так и можно истолковать его «Отказы от исповеди», «Крестные ходы», гадкие «воплощения» царевны Софьи, царя Ивана Грозного etc). Так было и в Москве. Как-то в Академии художеств Репину была задана программа «Ангел истребляет первенцев египетских».
Личность, надо сказать, уникальная. Для написания этой работы Репин подыскал тёток потолще да побезобразнее: мать Серова Валентину Бергман, писательницу Елену Бларамберг (псевдонимы Апрелева, Е. Ардов) и «некую портниху» имя которой осталось неизвестным. В общем, генерал, как и И. Д. Сирко, тоже имел опыт оригинального эпистолярного жанра. Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности. Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются.
В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. Поиску подходящих натурщиков художник отдавал много времени и сил. На пересечении ул. И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого. ) снимали маску, усмехнулся и усмешка так и осталась на маске. Кстати, отец известного композитора Игоря Стравинского.
Какую картину Репин посвятил вольному казачеству а) Бурлаки на Волге:в)Возвращение с войны:с)Заседан
Георгий Петрович, узнав себя уже в Третьяковке, был очень обижен на обоих, но делать было нечего. И так далее. Идея его создания принадлежит администрации города.
Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. В зависимости от степени духовной слепости смотрящего. И судьбы их сложились по-разному так, восемь из 14-ти впоследствии «включили реверс», вернулись на круги своя и впоследствии получили звание академика Императорской Академии художеств, с присвоением классного чина надворного советника. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Его проще всего узнать и смеется он от души.
«Бунтовщиками» стали именно разночинцы: Александр Григорьев, сын «штуляра» иначе «титуляшки» – мелкого чиновника-разночинца имевшего IX класс по «Табелю о рангах», что не давало прав на дворянство Фирс Журавлёв, отец которого был портным потомок тихвинского мещанина Пётр Заболотский Иван Крамской, родившийся в бедной мещанской семье из той же мещанской, такой же маломочной, причём провинциальной (Кременчуг) семьи принятый на учёбу – Александр Литовченко Николай Петров – тоже сын мещанки, хотя и петербургской Алексей Корзухин из крепостных промывальщиков золота Александр Морозов, тоже из бывших крепостных Константин Маковский, сын обрусевшего поляка, служившего протоколистом в Дворянской опеке из канцеляристов же был и Михаил Песков из семьи мелкого помещика, бывшего военного происходил Николай Дмитриев, а из мелких же купцов – Николай Шустов. А оставшиеся стали инициаторами образования «Артели художников», позже (в 1870 году) преобразованной в «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). Строганов, не жалевший на благое дело никаких собственных средств. живописи, скульптуры, архитектуры) академию». После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Он писал портреты иконы исторические и бытовые сцены. Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка.
В Краснодар привезли картину Репина о запорожских казаках
но Репин видел его таким. Голая голова казака в «Запорожцах» словно прорывает плоскость холста, оказываясь в пространстве зрителя. Сугубая брехня об «убиении» проистекает из самого что ни есть мутного источника: сочинения папского легата иезуита Антонио Поссевино, который таким образом решил отомстить Ивану Грозному за провал своей миссии: царь «переиграл» посланца Рима и в конце концов отверг притязания его патрона, папы Григория XIII об унии с католицизмом. Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году.
и так далее. Натурой для персонажей картины Репину служили реальные люди. Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве.
Рябушкин, И. П. Что повлечёт за собой неизбежное «с одной стороны», «с другой» Ограничимся, в данном случае, общей оценкой, данной им А. Н. Цербера (то ли десятского, то ли сотского), бдительно её охраняющего и уже замахнувшегося кнутом на нищего, пытавшегося сообразно случаю попросить у богачки копеечку. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Он им неинтересен. И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной. Однако «облачение» сына напоминает скорее нечто среднее между женским капотом и пеньюром, даже с кружевцами и рюшечками, а одежда отца – спецовку чернорабочего.
" и так далее. В главных своих фигурах есть лишь одно обличение, несправедливое, сильное, преувеличенное. Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются. Газетчиков и симпатиков Репина помирил близкий друг художника, Корней Чуковский (сын Эммануила Соломоновича Левенсона и его прислуги, полтавской крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчук, если кто не знает).
Он специально отправлялся в Запорожье для натурных зарисовок. Данный процесс начался ещё в 1871 году, когда он, новоиспечённый, 27-летний выпускник Академии художеств, взялся за написание «большого декоративного пятна» – картины «Собрание русских, польских и чешских», т. е. - Это было время, когда мы понимали основу своего происхождения, – рассказывает куратор межрегионального проекта "История одной картины" Иван Иващенко. Выделяется на картине голый по пояс казак. Мы зачитывались эпосом Украины и Серов, пробыв в киевской гимназии около двух-трех лет, уже прекрасно смаковал суть украинского языка. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Серов и многих других. Впрочем, картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни.
Но, придя домой, взял лист белой бумаги, быстрыми и четкими штрихами набросал портрет приговоренного и подписал его: «Каракозов (по впечатлению), 1866 год». «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, -- ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», -- передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом в нескольких местах. Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть. Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта».
Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч. ) еще ждет своей публикации — если бы, конечно, его удалось разыскать. Старик от души хохочет. Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга. Так было и в Москве.
Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. Достаточно известными являются по крайней мере две его работы с одинаковым названием «Отказ от исповеди». Авторство злой стилистической конструкции, служащей здесь в качестве заголовка, принадлежит лучшим друзьям Репина – критику и историку искусств Владимиру Стасову, который именно так, «совершенно особенным выродком» назвал Илью Ефимовича в письме ко Льву Толстому, а «мальчишкой-маляром, прибежавшим в Петербург лет сорок, пятьдесят назад из Пятисобачьего переулка» и более того – «депутатом избранником, «представителем» всех Пятисобачьих переулков России» – Корней Чуковский. Но Репин стремился не столько усовершенствовать их, сколько наделить тем свойством «изменчивости», которое было присуще ему самому, заставить «жить» эти картины, меняться, как, например, сменяются кинематографические кадры. Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Интересен тот факт, что этот атаман является земляком живописца и родился, как и художник, в Харьковской губернии в селе Мерефа. В правом углу полотна виднеется старик, уже высохший, одетый в красную одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Старик от души хохочет. От смеха он едва удерживается на ногах и, видимо, вот таким образом положил руку на плечо казака, сидящего за столом перед ним. Лицо этого запорожца не видно, но с уверенностью можно сказать, что ему тоже очень нравится все то, что происходит вокруг. Смеются и другие казаки. Выделяется на картине голый по пояс казак. Это, скорее всего, большой любитель игры в карты, которые во времена Запорожской Сечи очень часто использовались в качестве главного развлечения в редкие часы отдыха.
Художественная выразительность картины
Всё больше становилось пансионерских поездок за границу в Риме (опять-таки по примеру Франции имевшей здесь постоянное представительство в статусе академии), было учреждено специальное попечительство, ответственное за устройство быта командируемых. С самого начала ХХ века Академия становится одним из самых демократичных учебных заведений (в качестве вольноприходящих слушателей в неё стали допускать крепостных). Под верхнюю одежду надевался обычный наряд – сорочка, зипун и становой кафтан (спереди разрезанный, застегивающийся, расходящийся книзу, без воротника, с широкими рукавами, напоминающий архиерейский сакос)». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». К ней, тем не менее, тянутся, пытаются припасть «Вот придурки» – как бы посмеивается над смотрящими изобразитель этой сцены. И в этом отношении история у Репина – это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не «длящийся процесс», а необратимый финал. Его широкий серый кафтан закрыл собой много ярких фигур в этой части полотна.
За своё спасение она выполнила три желания бродяги: дала ему возможность испытать сладость мести (II часть), сладость власти (III часть) и сладость любви (IV часть). А из Поссевино, в свою очередь, враньё об «убиении» царевича Ивана перекочевало в «труды» прочих сочинителей-иностранцев – того же Жака Маржерета (который, к его чести, писал осторожно: «Ходит слух), Исаака Массы (тоже, впрочем, выражавшегося обтекаемо: «Иван умертвил или потерял своего сына»), Генриха фон Штадена и прочих. Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет. Мы, безусловно, весьма далеки от мысли «запрещать» репинские поделки, как-то «изолировать» Илью Ефимовича от зрителей. Очень устаю».
Здесь он являет собой образ казака Голоты. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. Во-первых потому, что «фактом» убиения царевича, который на самом деле места отнюдь не имел, последовательно и настойчиво утверждали в общественном сознании (а картины, согласитесь, сильнейший способ воздействия на «толпу») предельно искажённый образ христианнейшего, на самом деле, богобоязненного и отнюдь не склонного к тем «излишествам», которые ему приписывают, великого государя. С технической стороны картина написана бесподобно.
- Картина Репина Запорожцы (казаки) пишут письмо турецкому султану
- Запорожцы пишут письмо турецкому султану
- ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ
- СОЧИНЕНИЕ «ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ РЕПИНА «ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ»
- Запорожцы (Запорожцы пишут письмо турецкому султану)
- Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Репин
- Эту Историческую Картину Репин Посвятил Вольному Казачеству
Вокруг рокотала толпа. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Я вспомнил о царе Иване». Любовь к музыке победила. Беззубый сморщеный дедок с люлькой был зарисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (нынче Запорожье).
Творческий метод Репина не признавал других подходов, кроме как работу с натурой. Все эти «лучшие образцы», с присовокуплением массы новых персонажей, добытых в каких-то лупанариях, ночлежках для нищих и домах скорби воплотились в «Крестном ходе в Курской губернии» – вершине, так сказать, творчества этого «православного художника». Модест Петрович написал, что «увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места». В центральной части полотна И. Е. Репин изобразил писаря, который сидит за крепким большим столом. Письмо запорожцев турецкому султану будет дописано и отправлено адресату.
- Вдохновение от исторического наследия предков
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Последние заданные вопросы в категории История
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник.
Имени его история не сохранила, но его образ запечатлен художником на долгие годы существования картины. Типичныйбурсак, подстриженный подмакитру (под горшок) и не успевший еще отрастить усов — художникПорфирий Демьянович Мартынович. Репин подарил его Яворницкому. Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. Так сложилось потому, что художник по несколько раз переписывал картины. Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел. Нестеров, С. А. Киселёв, Н. В. Ага, вот о них: «специально для работы над полотном по особому заказу были сшиты сапоги царевича, Ренин расписал их масляными красками», – сообщает источник.
Впоследствии его приобрёл император Александр Третий. Художник Константин Маковский заломил за неё 25 тысяч рублей. «Работал над общей гармонией картины, - говорил он в одном из писем. Именно эта «действенность» – главная особенность репинских исторических композиций, когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одному аффекту. Это Георгий Петрович Алексеев. – Какой это труд.
Трудился он над ней якобы три года полотно было выставлено для публики в 1883 году. Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Натурщиками Репину, как известно, служили многие известные люди того времени. Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана). Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, «произошедшего в одно мгновенье».
Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. чего только тут не было.
Мы свободно можем «войти» в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окном как будто специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери. «Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Сам А. Н. В своей работе «Документальный портрет Ивана Грозного» он отмечает: «Наше представление об образе Ивана Грозного по преимуществу навеяно произведениями художников XIX века». И, вероятно, о сладости мести (данная часть сюиты, напомним, в общем-то именно об этом). Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник. Именно с экспонатов собрания Яворницкого Репин срисовал большую часть амуниции, оружия и прочей казацкой атрибутики. Вторая картина – суть развитие сюжета первой, будто бы служащей к ней эскизом.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Нестеров, А. Л. Резкими и выразительными штрихами рисует Гоголь героев Сечи.
А. «Месть», часть вторая, стала катализатором той закваски, которая годами бродила в голове у Репина. Затаил. Я его представлял немного иначе.
Благодаря чему на Западе и утвердилось за Грозным близкое, по их представлениях, прозвище «terrible» (страшный, ужасный, громадный, внушающий страх), что совершенно не соответствует русским представлениям (город Грозный, к примеру – это «Ужасный», что ли. ). Напротив, мы за популяризацию его творчества. Здесь не место, вероятно, много распространяться на тему, что-де очень многие из современников находили внешность царевны Софьи весьма привлекательной, а иностранцы полагали её даже красивой (неужто вырождение Европы было заметным уже тогда. ). Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Но скорее всего – чепуха: куда вероятнее, что отправной точкой этой работы стала картина такого же, как и он, «передвижника» – Н. С. Замыкающие с двух сторон изображение казаки, стоящие спиной к зрителю, статичностью своих фигур упорядочивают сложное переплетение поз и ракурсов запорожцев, увлеченных сочинением письма. Побирушку, которого палкой отгоняет вертухай-оберегатель, притом в обувке худшей, чем у нищего «На этой картине с большой яркостью передано живое народное чувство, религиозное благоговение к святыне», – было написано в путеводителе «времён СССР» Третьяковской галереи.
Малявин, М. В. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. Бюджет её снова значительно увеличился. «Вообще неспособным к исторической живописи», напомним, признавал его Владимир Стасов.
Заметим, что Александр Николаевич был одним из самых ярких представителей известнейшей художественной династии Бенуа его брат Леонтий (профессор архитектуры, ректор Академии Художеств) был последним, до её передачи в «Эрмитаж», частным владельцем знаменитой «Мадонны с цветком» («Мадонны Бенуа») кисти Леонардо да Винчи, жемчужины Эрмитажа. Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. За год до своей смерти Пётр издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким). Он смотрит, смотрит на струящуюся из носа кровь и запоминает цвет, направление струек.
Первый факт. В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти. А уже упоминавшийся нами Александра Бенуа на рубеже XIX-XX веков, то есть сотню с лишним лет тому назад, оценивал Репина как художника, который «для истории ещё не готов» (и это уже после «Царевны Софьи», «Ивана Грозного» и других «знаковых» работ. ). Прянишников, К. А. Люди вполне понимают цену своей шутки. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). Недаром в одном из своих позднейших писем Репин писал Эварницкому: Вы — живой свидетель как писалась эта картина со всеми своими вариантами. Ну а напротив сыновей застыл и сам Тарас.
И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». Это солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский. Достаточно показательно в этом плане может быть сравнение его «Протодиакона» и «Еврея на молитве», созданных в одном и том же периоде его творчества (1877 и 1875 годах соответственно). Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей» и дюжий рубака-воин, серьезный и простодушный, как дитя и заливающийся тонким визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие.
«Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях. Точно то же самое видим мы и на картине «Иван Грозный», где «монстры» (и убивающий и убитый) проявляются именно из не вполне определенного полумрака: безошибочный приём, весьма сильно воздействующий на впечатлительного зрителя. Вскоре «почувствовал, что здоровье стало ему изменять, а потому, полагая, что деревенский воздух и полное спокойствие помогут ему восстановить силы, отправился в деревню к отцу». Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко.
Картина всем знакома с детства. По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое. – Чего только тут не было.
В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. На картине юноша представлял собой образ Андрия – младшего сына Тараса Бульбы, предавшего отца и Родину из за любви к прекрасной польской девушкеА вот этот огромный раненый в голову казак — это одесский художникНиколай Дмитриевич Кузнецов (Он же Микола). Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина.
Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Компанию дополняли немцы Богдан Вениг (из семьи учителя музыки, органиста и скрипача лютеранской церкви в Ревеле), Карл Лемох – ребёнок московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах и «примкнувший к ним» Василий Крейтан – из семьи скульптора и резчика немецкого происхождения Петра Крейтана.
Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов. Барыньку-мироедку, с идиотским выражением лица, для показухи шествующую со своей иконой. Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе.
Работаю иногда просто до упаду. Памятник открыт в2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани. Картина всем знакома с детства. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Шишкин, Н. А. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение.
А так оно вполне пойдёт. Автором композицииявляется скульпторВалерий Пчелин (Краснодар). Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. Причем ее слава зиждется не столько на исторической достоверности, сколько на настроении. Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. Кстати родился он в Варшаве и по национальности был поляком (клятым ляхом), однако, все-таки составил компанию запорожцам. А этот красивый юноша с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой — внучатый племянник известного русского композитораМихаила Ивановича Глинки.
Прототипом его оказался профессор Петербургской консерваторииАлександр Иванович Рубец. «Русский художник» Илья Репин происходил, на самом деле из чугуевских, что близ Харькова, кантонистов. А для скульпторов и художников, где, «как и во всём мире», главным почитался исторический жанр, министр народного просвещения Российской империи при императоре Николае Павловиче граф Сергей Семёнович Уваров (весьма просвещённый, кстати говоря, человек: он был учёным-антиковедом – специалистом по классической древности, знатоком Древних Греции и Рима, включая их историю, филологию, археологию и другие родственные дисциплины), организовал даже специальные лекции по археологии и древнерусскому искусству.
Эта тема, что называется, мучила Илью Ефимовича всю жизнь.