Картина Репина Протодьякон
Описание картины Репина «Протодиакон»
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Во всей полноте эти качества репинского дарования раскрылись в наиболее значительной из революционной серии его картин «Не ждали» (1884). Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. С неприкрытой иронией рисует художник привилегированную часть общества, с серьезностью делающих столь «важное» дело и с большой теплотой, с глубокой любовью показывает толпу бедняков.
Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Подробность шекспировского комизма.
Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Колорит раскрывает общее настроение происходящей сцены.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Серов, С. В. За своё спасение она выполнила три желания бродяги: дала ему возможность испытать сладость мести (II часть), сладость власти (III часть) и сладость любви (IV часть). Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Заклинания и чад лампад вместо лекарств, дезинфекций, прививок, больниц. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Сочиненин по картине Репина Протодиакон
Настоящая «симфония смеха», гимн свободолюбию, находчивости, братству запорожцев –историческое полотно 1891 г. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (ГРМ). Тут больше любви к делу, — пояснил он. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица.
Ге и В. Г. А вот местная аристократия – толстая, чванная помещица, вся в бантах и кружевах грубый, самодовольный кулак, «ее ассистент», как метко определил Стасов, «местное самое влиятельное лицо – откупщик или подрядчик, теперь золотой мешок» далее – отставной офицер, в форменном сюртуке, но без эполет, вероятно, тоже помещик. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Работа над «Запорожцами» была начата еще в 1880 г., когда Репин в первый раз совершил поездку в Запорожье, после которой писал Стасову: «. Отец ударил своего сына жезлом в висок.
Сочинение по картине Репина Протодиакон
Репин считал сам эту картину красивой. Яворницкий (Эварницкий), послуживший моделью для писаря, много помог художнику в сборе материала. Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил — отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства. И судьбы их сложились по-разному так, восемь из 14-ти впоследствии «включили реверс», вернулись на круги своя и впоследствии получили звание академика Императорской Академии художеств, с присвоением классного чина надворного советника. А оставшиеся стали инициаторами образования «Артели художников», позже (в 1870 году) преобразованной в «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). Репин назвал этот портрет «Протодиакон» (1887).
Автор этой статьи, сам того не желая, дал исключительно верную трактовку картины. Тогда им была написана небольшая, но прекрасная по своему исполнению картина «Под конвоем. Среди его учеников, .
Его, «язычника» именно эта чувственность жизни, богатырская мощь и пленила в И. Уланове. Достаточно показательно в этом плане может быть сравнение его «Протодиакона» и «Еврея на молитве», созданных в одном и том же периоде его творчества (1877 и 1875 годах соответственно). Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Перед нами было Убиение Грозным сына.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался. В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
В первом в упрек Репину можно поставить чрезмерное увлечение костюмами, антуражем, хотя образ самой Софьи, «тигрицы в клетке», неукротимой, как и ее державный брат, очень выразителен. В остальном же проект был признан провальным. Однако индивидуальные особенности строения черепа (форма орбит и носа) указывают на влияние каких-то, видимо, южноевропейских кровей». Ведь об освобождении узников родных оповещали.
Впервые он прикоснулся к ней в 1876 году, живя в Чугуеве, вскоре после возвращения из пенсионерской поездки. будет затем долго работать. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Нестеров. Во всей полноте эти качества репинского дарования раскрылись в наиболее значительной из революционной серии его картин «Не ждали» (1884). К портретному жанру Репин обращался на протяжении всей жизни.
Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В руке он держит длинный посох, украшенный вверху драгоценным металлом. Написан портрет вдохновенно.
Он писал, что образ царевны «соответствует истории». По грязной дороге». В портрете брата, В. Е. Репина (1867) исполненном художником в академические годы, он без какой-либо оглядки на признанные автаритеты решает задачу создания портретного образа, привлекательного своей юношеской естественностью и жизненностью. В «Крестном ходе» отразилось не только огромное дарование самого Репина, но и великий опып русской демократической живописи, который вобрал в своё искусство Репин и дал ему дальнейшее блестящее развитие.
Описание картины Ильи Репина «Протодиакон»
Казалось, она спит. Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, поразительное разнообразие живописного языка, умение выразить противоречивые внутренние движения человеческой души, её «диалектику» – вот что составляет силу и новизну репинских портретов. Среди его учеников, . Работал весь день, не замечая времени.
Ряса и скуфья на голове пошиты из темного бархата. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Репин мечтал вернуться на родину. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. В академические же годы проявилась важная черта творческого метода художника. В. А. Репина с детьми идет по меже. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
- Портрет Протодиакона, Репин, 1877
- Религиозная тема в творчестве Репина
- Илья Репин — Портрет протодиакона, 1877
- артлегенда Иван Репин — мастер русской реалистичной живописи века
- Умер художник Илья Ефимович Репин
- Портрет Модеста Мусоргского (1881)
- Эймунтас Някрошюс: «Лучший собеседник себе— ясам»
- Описание фото Портрет протодиакона
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Крамской. Обычный портрет Чугуевского протодиакона Ивана Уланова превращен талантом живописца в монументальный сатирический образ типичного дьякона, в котором много мощи и жизненной силы, но нет ничего духовного, поскольку условиями жизни он обречен на пожизненное духовное лицемерие. Художник делает образ противоречивым и сложным. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". «Месть», часть вторая, стала катализатором той закваски, которая годами бродила в голове у Репина.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. 1882Холст, масло, 64. 7 x 53. 5Государственная Третьяковская галерея». А свеча становилась ниже и тени менялись. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. «Вина» его лишь в том, что Он первый осознал непростую, божественную природу царской власти.
- Фото, похожие на Портрет протодиакона
- Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: черно-белая репродукция
- Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: цветнаярепродукция
- Илья Ефимович Репин, потомок кантонистов
Как, например, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891) и др. Мастерство Репина-портретиста в полной мере выразилось в одном из последних его значительных произведений –«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901–1903, ГРМ), – исполненном Репиным с помощью его учеников Б. М. Восхищение Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Первой затеей такого рода стала картина «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года», явленная на публике в 1879 году. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий.
Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ). Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Затем в 1863 г. поступил в Петербургскую Академию и в 1872 г. завершил обучение в ней дипломной работой «Воскрешение дочери Иаира», за которую получил Большую золотую медаль. Но первой работой, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге» (1870–-1873, ГРМ).
Он в полной мере проник в суть и смысл репинского творения и выступал за то, чтобы оно было снято с экспозиции в «Третьяковке». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Чертовский народ. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Осветив закрытую картину, он отдернул занавес.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Иллюстрации были изданы большим форматом (66х88 см) и значительным тиражом (3500 экземпляров). Киселёв, Н. В. Отсюда – новые возможности для приобретения шедевров в картинную галерею Академии, выдачи наград достойнейшим из учеников (притом не условно «золотых» или «серебряных», как сейчас, медалей, а изготовленных из самых что ни на есть благородных металлов). Художник Константин Маковский заломил за неё 25 тысяч рублей. Конца не предвижу: туго идет.
Крестный ход — против болезней. И даже ученик «мэтра» И. Э. Грабарь свидетельствовал своим авторитетом: «Конечно, Репин не исторический художник». Картина «Протодиакон» написана И. Е. Репиным в 1877 году. Среди его учеников, .
8 x 54. По непосредственности выраженного впечатления искренности и эмоциональности очень интересна связанная с революционной историей Франции картина Репина «Годовой поьинальный митинг на кладбище Пер-Лашез» (1883). 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Среди черт его лица можно обратить внимание на довольно крупный покрасневший нос. В. В. Стасов, что весьма показательно, после знакомства с данной работой признал Репина «вообще неспособным к исторической живописи». Его реалистические полотна составляют славу и гордость русского искусства.
В первом варианте героем картины была женщина, а не мужчина, отношение присутствующих к ее приходу было менее определенным. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Он идет прямо к матери. Здоровье шло на убыль.
114 x 67 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной НордманСеверовой. Антокольский, В. В. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Каждый персонаж несет свою смысловую и пластическую нагрузку.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. А во что одеты царевич и его отец.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Это осталось и сейчас, когда нет уже, слава Богу, лживого «православного государства». Репин забыл о конкурсе, об Академии. В творчестве современников Репина, художников, составляющих ядро передвижничества – Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. М. Максимова – изображение народных масс, «целых хоров», по меткому выражению Стасова, было основой искуссва. «Как же можно сказать, – писала суворинская газета «Новое время», – что эта картина есть не пристрастное изображение русской жизни, когда она в главных своих фигурах есть только лишь одно обличение, притом несправедливое, сильно преувеличенное.
Крамской. Народ «осмотрительно» отделен в этой толпе от «чистой публики» становыми, урядниками и пр. В силу особенностей исторического процесса в России, ее культура в последнюю треть XIX столетия заняла авангардную роль в мировой культуре. Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, поразительное разнообразие живописного языка, умение выразить противоречивые внутренние движения человеческой души, её «диалектику» – вот что составляет силу и новизну репинских портретов.
Заметим, что Александр Николаевич был одним из самых ярких представителей известнейшей художественной династии Бенуа его брат Леонтий (профессор архитектуры, ректор Академии Художеств) был последним, до её передачи в «Эрмитаж», частным владельцем знаменитой «Мадонны с цветком» («Мадонны Бенуа») кисти Леонардо да Винчи, жемчужины Эрмитажа. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
«Как. В атмосфере общего подъёма, студенческих волнений происходило формирование интересов, взглядов, позиций юного Репина. А тип преинтересный. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Это вы сами. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. После длинной службы в церкви явленную икону несли на колодец. Торс его мощный и могучий, хотя лицо уже не молодо и покрыто густой седой копной волос.
Этюд получился превосходный. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Напротив, мы за популяризацию его творчества. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
В бытовой живописи Репиным создано монументальное полотно «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883, ГТГ). Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В мире художественном интересующем нас в данном случае, таковым «по праву» может считаться Артель художников, основанная в 1863 году участниками «Бунта четырнадцати» – скандального отказа выпускников Императорской Академии художеств писать картину на заданную тему и требованием заменить её на «вольную». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Среди его учеников, . Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Дав фигуру протодиакона обобщенной массой с очень простым контуром, поместив лицо и одну руку «внутри» этой темной массы, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. для оживления и разнообразия другую руку отставляет в сторону. В поисках более типического Репин заменил женскую фигуру мужской. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. утверждает силу жизни, выразительность человеческой плоти.
Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Но при этом никак не стоит отождествлять творчество Илью Ефимовича с чем-то хотя бы отдалённо напоминающим историческую живопись: «Судя по свидетельству современников, И. Е. Репин не обладал не только чутьем живописца, но и вообще не особенно был отягощен знаниями», – пишет о нём современный историк Сергей Фомин. Для написания этой работы Репин подыскал тёток потолще да побезобразнее: мать Серова Валентину Бергман, писательницу Елену Бларамберг (псевдонимы Апрелева, Е. Ардов) и «некую портниху» имя которой осталось неизвестным. Однако сил оставалось все меньше. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В ряду лучших произведений этого периода стоит и портрет чугуевского соборного дьякона Ивана Уланова. Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. М. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем.
характерностью и выразительной силой натуры сказалось в том темпераменте, с которым написан «Протодиакон». – Ведь он мне совсем не нравится. биографии Лескова, Ключевского. ).
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Целый ряд картин Репина конца 70–80-х годов написан на историко-революционную тему. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В картине какое-то особое, несвойственное ни одному русскому художнику сочетание красок.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Так был раскрыт один из «секретов» предприимчивых монахов: они сделали все, что могли, для того чтобы не убывала «святая вода» в многочисленных колодцах из которых черпали ее верившие сказкам и ее «чудотворным свойствам» паломники.
Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
до того еще не писал так широко и сочно. Крамской, Г. Г. Репин знал покойного достаточно близко: «Шустов считался y товарищей большим талантом, – писал он о нём в своей книге «Далёкое близкое», – от него ждали многого. Эта рука с большим посохом не только подчеркивает вертикализм общего построения портрета и его формат, но и способствует его «картинности». изображал революционера, еще окруженного единомышленниками. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Одна за другой создаются картины: «Возвращение с войны» (1877), «Проводы новобранца» (1878), «Вечорницы» (1881), крестьянские портреты. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. 1879Абрамцево. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Он забыл, что это его дочь, что ей больно и надо скорее унять кровь.
Прирастил державу Сибирью. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти.
Недаром про них Гоголь писал, все это правда. для оживления и разнообразия другую руку отставляет в сторону. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Данный процесс начался ещё в 1871 году, когда он, новоиспечённый, 27-летний выпускник Академии художеств, взялся за написание «большого декоративного пятна» – картины «Собрание русских, польских и чешских», т. е. А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк».
Какая трудная вещь – кончить картину. Далее художник не раз обращается к образу революционера. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. ну и народец же. Не доносчик ли. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Куликова.
Бюджет её снова значительно увеличился. Среди его учеников, . Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы не по плечу Репину. Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы не по плечу Репину.
Объяснительные тексты написал историк, писатель С. А. Князьков. Вершиной демократического реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Репина. Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился на Украине, в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с начальными навыками ремесла. Далее, разлучив их, «безжалостно, – как пишут исследователи, – оторвав ребёнка от матери», отдал его на воспитание «передвижнику» А. А. Киселёву В итоге сын отца возненавидел. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Заклинания и чад лампад вместо лекарств, дезинфекций, прививок, больниц. Строганов, не жалевший на благое дело никаких собственных средств. Нестеров, А. Л. И вот какие чувства она в нём вызывает: «этот мерзавец, Иван IV, сидит неподвижно, придавленный призраками своих кровавых жертв и в его жизни взята минута пассивного страдания».
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. С самого начала ХХ века Академия становится одним из самых демократичных учебных заведений (в качестве вольноприходящих слушателей в неё стали допускать крепостных). будет затем долго работать. Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале.
Все цвета темные и слегка отличаются оттенком. Верещагин, А. П. Авторство злой стилистической конструкции, служащей здесь в качестве заголовка, принадлежит лучшим друзьям Репина – критику и историку искусств Владимиру Стасову, который именно так, «совершенно особенным выродком» назвал Илью Ефимовича в письме ко Льву Толстому, а «мальчишкой-маляром, прибежавшим в Петербург лет сорок, пятьдесят назад из Пятисобачьего переулка» и более того – «депутатом избранником, «представителем» всех Пятисобачьих переулков России» – Корней Чуковский. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
— сказал Крамской. Труд — вот что определяет и украшает человека. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении.
Вот она вещь в уровень таланту. С наибольшей полнотой наблюдения и обобщения художника над жизнью современной ему России сконцентрировались в одном из самых капитальных его произведений – картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883). экспоненты (М. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Побирушку, которого палкой отгоняет вертухай-оберегатель, притом в обувке худшей, чем у нищего «На этой картине с большой яркостью передано живое народное чувство, религиозное благоговение к святыне», – было написано в путеводителе «времён СССР» Третьяковской галереи.
Бенуа – художником, художественным критиком историком искусства, основателем и главным идеологом иного художественного объединения – «Мир искусства», собравшего в самом начале ХХ столетия, в противовес ТПХВ, таких мастеров как Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, И. Э. Браз, И. Г. Вальтер, Ап. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. Его интерес к познанию человека был неисчерпаем. Это превратилось в школу угодничества.
Здесь в высшей степени выразилось режиссерское мастерство художника. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Да ведь это целая огнедышащая гора. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. В итоге получилась картина, в которой мы находим самые разные характеры и типы: в первой четверке –расстрига Канин, послуживший главной моделью Репину, сильный, умный, похожий на «народного философа» в следующей группе – юноша Ларька (выделенный красным пятном рубахи), пытающийся бунтовать, сорвать лямку, как писал о нем Стасов, – воплощение протеста «могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем дикарства геркулесов, шагающих вокруг него, впереди и позади».
Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Два варианта «Ареста пропагандиста» (1878, 1880-1892) c многочисленными эскизами к этой картине и «Отказ от исповеди» (1879-1885) исполнены глубокого внутреннего драматизма и потрясают своей жизненной правдивостью. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". -— И. Г. ), они много смеялись». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию.
С. 126). Это вы сами. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. По тенистому лесу толпа рассыпалась и так красиво, пятнами, освещалась в густом орешнике.
34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего. » (Письмо И. Е. Среди его учеников, . Под верхнюю одежду надевался обычный наряд – сорочка, зипун и становой кафтан (спереди разрезанный, застегивающийся, расходящийся книзу, без воротника, с широкими рукавами, напоминающий архиерейский сакос)».
В эту минуту в комнату вошел Христос. Толпа, в абсолютном большинстве своём и лиц не имеющая, вместо них – пятна, бредёт неведомо куда, предводительствуемая священником, весьма похожим на того самого протодиакона – который «плоть и кровь», «зев и рев бессмысленный» и даже горящая свеча в его руке выглядит подожжённой оглоблей. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Одна за другой создаются картины: «Возвращение с войны» (1877), «Проводы новобранца» (1878), «Вечорницы» (1881), крестьянские портреты. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Живой непосредственностью, свежестью, сочностью живописи привлекает исполненный также в Париже портрет двухлетней дочери Веруши (1874). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Отсюда и подхалимство в советской России. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Труд — вот что определяет и украшает человека. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. А толчком к реализации замысла послужила, по словам самого Репина, упомянутая симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
А уже упоминавшийся нами Александра Бенуа на рубеже XIX-XX веков, то есть сотню с лишним лет тому назад, оценивал Репина как художника, который «для истории ещё не готов» (и это уже после «Царевны Софьи», «Ивана Грозного» и других «знаковых» работ. ). Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Отметим все же справедливости ради, что, тем не менее, некоторые его исторические полотна – когда они не касались его мровоззренческих противоречий с православной Россией – вошли в золотой фонд русской национальной живописи.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. 1879Абрамцево. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. В половине XVIII века там из казаков-переселенцев, пришедших на это место ещё столетие назад и двух калмыцких рот, был сформирован конный казачий полк – своего рода «градообразующее предприятие» того времени.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Впрочем, так ли. Может быть. Среди его учеников, . Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
В 1887 году он расходится с женой. Он идет прямо к матери. И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
В 1875 г. В. В. отметил в «Протодиаконе» «артистизм своего дела». а в частности. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Репин назвал этот портрет «Протодиакон» (1887). А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. — Да это превосходно. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Так возникло художественное отделение Академии наук.
Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Берег Волги. На ряду с большими картинами Репин с увлечением пишет множество пейзажных этюдов.
Его реалистические полотна составляют славу и гордость русского искусства. «Протодиакон» – первый из репинских портретов, в котором так использованы руки для характеристики изображаемого. В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, видящим и нравственное превосходство народа и его заблуждения.
А потом распродал всё «наследство» – и собственные картины отца и подаренные ему коллегами по цеху. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. утверждает силу жизни, выразительность человеческой плоти. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине.
Среди его учеников, . Все заняты. Петербургская газета «Новое время» дала такой оперативный отклик на её «презентацию»: «Эта саженая карикатура Крестного хода, это насмешка над сюжетом. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Среди его учеников, . Он мыслился поначалу как этюд для задуманной художником большой композиции «Крестный ход в дубовом лесу» (1877-1891, ЧССР). Жил в Италии и Франции (1873–1876). Другой рукой он придерживает складень, висящий на серебряной цепи, на шее.
Побудительным мотивом бунтарей было якобы «стремление к «освобождению от мертвящих догм академизма». Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Вот она вещь в уровень таланту. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
Стасов присылает ему все, что он просит. Недаром Мусоргский сравнивал репинского «Протодиакона» со своим и пушкинским Варлаамом. (Заметим, что первый вариант композиции 1880г.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Убийство свершилось. Напомним, что в известной мере эскизами к данному монументальному холсту послужили предшествующие картины этого же художника: «Явленная икона» (1877 год) и «Крестный ход в дубовом лесу», созданная на год позже. Среди его учеников, . Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Русский художник» Илья Репин происходил, на самом деле из чугуевских, что близ Харькова, кантонистов.
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Талант в юном Репине проснулся, что и говорить, достаточно рано.
Его картины почти всегда были социально-критичны была серия картин даже с симпатией к революционерам: Под конвоем (1876), Арест пропагандиста (1880–1889), Отказ от исповеди (1879–1885), Не ждали (1884). К концу 70-х –к 80-м годам относятся и основные произведения Репина исторического жанра: «Царевна Софья» (1879, ГТГ), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Вернувшись в Россию, в 1878 г. примкнул к прогрессивному Товариществу передвижных художественных выставок, став одним из вождей реалистической школы живописи. И так далее. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Убийство свершилось. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Правда, в те времена, когда писалась картина, Репин не мог знать некоторых интересных подробностей, связанных с «чудодейственными» деяниями, творившимися в «Коренной пустоши». Сам художник говорил, что написал картину под впечатлением событий 1881 г. («Кровавая полоса прошла через этот год» – Репин подразумевал казнь народовольцев, а не цареубийство).
Чем же может быть вызвано это затруднение, художник предоставил решить зрителю. Нельзя было придумать более идеальной наружности художника. А тип преинтересный. За окном летний день.
Разбирать «передвижников» по персоналиям – явно непосильная задача в рамках небольшой статьи. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). В этом глубокая человечность и художественная высота репинского «Протодиакона». Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму.
Уже ранние портреты художника заявили об их авторе как о незаурядном мастере. Его сила – в сочетании выразительной индивидуальной характеристики с мощью социального обобщения. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Пленэрные уроки для него не прошли даром. О чем это может свидетельствовать. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Это прежде всего «Арест пропагандиста». Одежда на нем богатая и дорогая. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Шустова, – названная «Иоанн Грозный у гроба убитого им сына», датируемая 1860-и годами – которых, кстати говоря, после написания данного полотна, Николай Семёнович не пережил – он скончался в Петербурге в начале февраля 1869 года, едва достигнув 30-летнего возраста. Много учился на написании портретов близких и друзей. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Автор книги мемуаров Далёкое близкое.
К таким удачам можно отнести небольшой этюд «Дорога на Монмартр в Париже» (1876), написанный свободно, построенный на красивом и благородном соотношении серебристо-серых тонов. Против всего этого и поднял свой голос великий художник.
Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Репина И. Н. Крамскому от 13 января 1878года). Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Именно потому подписывали они, например, протестное заявление российской интеллигенции К русскому обществу.
Огромным энтузиастом данного начинания стал фаворит императрицы И. И. Во-первых потому, что «фактом» убиения царевича, который на самом деле места отнюдь не имел, последовательно и настойчиво утверждали в общественном сознании (а картины, согласитесь, сильнейший способ воздействия на «толпу») предельно искажённый образ христианнейшего, на самом деле, богобоязненного и отнюдь не склонного к тем «излишествам», которые ему приписывают, великого государя. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Они выяснились в 1959 году, когда здесь начались строительные работы. И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Репин — бесспорный глава и крупнейший представитель того классического периода новой русской живописи, который характеризуется такими славными именами, как Суриков, Серов, Левитан и др. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами.
Это лучше всех ваших академических работ. «Судья теперь – мужик, а потому надо воспроизводить его интересы. », – писал он Стасову. В его дом каждую среду съезжались гости. Основное место, где он живёт и работает, – Франция, Париж.
Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. «Бунтовщиками» стали именно разночинцы: Александр Григорьев, сын «штуляра» иначе «титуляшки» – мелкого чиновника-разночинца имевшего IX класс по «Табелю о рангах», что не давало прав на дворянство Фирс Журавлёв, отец которого был портным потомок тихвинского мещанина Пётр Заболотский Иван Крамской, родившийся в бедной мещанской семье из той же мещанской, такой же маломочной, причём провинциальной (Кременчуг) семьи принятый на учёбу – Александр Литовченко Николай Петров – тоже сын мещанки, хотя и петербургской Алексей Корзухин из крепостных промывальщиков золота Александр Морозов, тоже из бывших крепостных Константин Маковский, сын обрусевшего поляка, служившего протоколистом в Дворянской опеке из канцеляристов же был и Михаил Песков из семьи мелкого помещика, бывшего военного происходил Николай Дмитриев, а из мелких же купцов – Николай Шустов. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей.
Нет, кажется, жанра, в котором бы он не заявил о себе: портреты, портреты-типы, портреты-картины, стоит вспомнить только образ дьякона Ивана Уланова из родного села Чугуево, которого мастер, обесмертил в своем «Протодьяконе» (1877, ГТГ) и о котором писал: «ничего духовного –весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. » (И. Е. Среди его учеников, . В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Они охватывали период от древнейших времён (картина С. В. Иванова «Жилье восточных славян») до средины ХХ века (Б.
1872 – 1873Холст, масло, 131, 5281 смГосударственный Русский музей». Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин» он в открытую заявил: «Возьмите «Крестный ход», эту оргию скотоподобия, свистопляску всего низменного, слезоточивого, мутного, что только есть в человеке, а какое благообразное идиллическое, почти благочестивое впечатление может она произвести на иного зрителя». Изменив композицию, Репин выразил смену настроения, отражающую общие процессы народнического движения 70-х и 90-х годов. ) Затем «Отказ от исповеди» (1879–1885) и, наконец, знаменитая картина «Не ждали» (1884–1888, все – ГТГ).
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Содержание картины оказалось, однако, богаче и сложнее. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Среди его учеников, . Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Композиционный центр картины – кошевой атаман Иван Серко.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». В этом внутренняя основа того эстетического восхищения, которое вызывает в нас это мастерское изображение самого по себе совсем неприглядного явления. Рисунок уверенный, лепка твердая.
характерностью и выразительной силой натуры сказалось в том темпераменте, с которым написан «Протодиакон». «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Впрочем, так ли. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. И оба, что примечательно, сказали это с чувством восхищения.
В «Протодиаконе» перед нами большой сложный образ ложно направленной искаженной социальными условиями жизненной силы. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. Взгляд изучающий и грозный. Перова. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. 1879Холст, масло, 204. 5 x 147. 7Государственная Третьяковская галерея» и «Иван ГрозныйИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Так был раскрыт один из «секретов» предприимчивых монахов: они сделали все, что могли, для того чтобы не убывала «святая вода» в многочисленных колодцах из которых черпали ее верившие сказкам и ее «чудотворным свойствам» паломники. Переписка. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Кустодиева и Н. С.
В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Бенуа написал для этой серии 7 картин. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Я родился военным поселянином.
Конца не предвижу: туго идет. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Открывается персональная выставка произведений художника. Среди его учеников, . Первый замысел картины относится к 1878 году.
». В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Но не это главное. В этом легко убедиться, попробовав закрыть правую руку. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал завороженный. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм».
А из Поссевино, в свою очередь, враньё об «убиении» царевича Ивана перекочевало в «труды» прочих сочинителей-иностранцев – того же Жака Маржерета (который, к его чести, писал осторожно: «Ходит слух), Исаака Массы (тоже, впрочем, выражавшегося обтекаемо: «Иван умертвил или потерял своего сына»), Генриха фон Штадена и прочих. Все заняты. – С. И. ) был только одним из этюдов для этой картины. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. На лице изображена гордость и какая-то напыщенность. Фотография убитого Александра II в гробу на стене указывает на время действия – речь, видимо идет о пересмотре именно административных дел, предпринятом после 1883 года Александром III. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил — отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства. После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Только один Моисей Микеланджело действует поразительно.
Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Интересно высказывание Репина, связанное с ответом на критические замечания Н. И. Мурашко по «Крестному ходу». И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Создавая ее, Репин ездил на Волгу искал модели исполнял этюды.
«Протодиакон» очень характерен для творческого метода демократического реализма второй половины XIX века вообще и для творческого метода Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Поступив в 1864 году в Академию художеств, Репин одновременно становится одним из активных посетителей «четверговых вечеров» Артели художников, где рисовали, с увлечением читали новые книги и горячо спорили о целях и задачах искусства. И вот уже перед нами не царь, а отец. Недаром Мусоргский сравнивал репинского «Протодиакона» со своим и пушкинским Варлаамом. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876).
Это стало той трещиной в фундаменте, которая через двадцать лет с небольшим разрушит «Общество», фактически параллельно с разрушением Империи, над чем неустанно трудились «передвижники», «вскрывая язвы» и «бичуя пороки». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Среди его учеников, . Мы, безусловно, весьма далеки от мысли «запрещать» репинские поделки, как-то «изолировать» Илью Ефимовича от зрителей. Портретное творчество Репина естественно вбирает в себя и развивает лучшие традиции русского портретного искусства ХIX века – романтическую страстность портретов К. П. Брюллова, нравственную высоту образов Н. Н. Ге, остроту анализа и психологическую глубину портретов И. Н. Крамского и В. Г. К революционной теме Репин возвращался на протяжении многих лет своей творческой жизни.
А для скульпторов и художников, где, «как и во всём мире», главным почитался исторический жанр, министр народного просвещения Российской империи при императоре Николае Павловиче граф Сергей Семёнович Уваров (весьма просвещённый, кстати говоря, человек: он был учёным-антиковедом – специалистом по классической древности, знатоком Древних Греции и Рима, включая их историю, филологию, археологию и другие родственные дисциплины), организовал даже специальные лекции по археологии и древнерусскому искусству. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. «Это все устарелые, самоделковые теории и шаблоны. Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ). Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Глядя на «Протодиакона», невольно вспоминаются карлики и шуты Веласкеса. Здесь уместно припомнить такой момент: резким критиком полотна «Иван Грозный и сын его Иван» был Обер-прокурор Святейшего Синода в 1880 – 1905 годах, неизменный Член Государственного совета с 1872 года, К. П. Победоносцев. Увы, как пишут, «здоровье его все более и более разрушалось». А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии».
Другой рукой он придерживает складень, висящий на серебряной цепи, на шее. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. М., Л., 1949. Это и есть выражение репинского демократизма. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще.
Так ли это – судить зрителям. Так, в год окончания Академии Репин пишет конкурсную программу на обязатальный евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГМР) и в это же время его полностью поглощает работа над картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ), которая стала началом его духовной творческой зрелости. и в других портретах. «Протодиакон» очень характерен для творческого метода демократического реализма второй половины XIX века вообще и для творческого метода Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. В полотне «Протидиакон» Репин прибегает к сочной, выразительной, широкой манере письма, в которой он будет много работать в дальнейшем. Здесь, в толпе, он зарисовать Каракозова не догадался или не посмел.
В 1887 году он расходится с женой. Так, в год окончания Академии Репин пишет конкурсную программу на обязатальный евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГМР) и в это же время его полностью поглощает работа над картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ), которая стала началом его духовной творческой зрелости. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать.
живописи, скульптуры, архитектуры) академию». На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург. Сугубая брехня об «убиении» проистекает из самого что ни есть мутного источника: сочинения папского легата иезуита Антонио Поссевино, который таким образом решил отомстить Ивану Грозному за провал своей миссии: царь «переиграл» посланца Рима и в конце концов отверг притязания его патрона, папы Григория XIII об унии с католицизмом.
Не доносчик ли. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. «Что вам сказать о пресловутом Риме. Живопись Репина очень свободная, широкая, темпераментная, сочная (чего нельзя сказать о «Бурлаках»), но неуловимо меняющаяся в зависимости от портретируемой модели. И отомстил: портрет Константина Петровича для картины «Юбилейное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» рисует нам не человека, а настоящую мумию египетскую – с несоразмерно-монструозными пальцами, разноцветными трупными пятнами на лице, клочками то там, то сям разбросанных по черепу волос.
Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина. Только один Моисей Микеланджело действует поразительно. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего». Общение с природой приносит художнику подлинную радость и творческие удачи.
Репин и И. Н. На 25-летнего «преступника» с особым вниманием смотрел из толпы 22-летний художник. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Далее художник не раз обращается к образу революционера. Это не следует, однако, понимать узко буквально, как пассивное созерцание или копирование натуры. Мне минутами становилось страшно». Достаточно известными являются по крайней мере две его работы с одинаковым названием «Отказ от исповеди». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
я бы себя презирал, если бы стал писать «ковры, ласкающие глаз. » Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева. «Рассказать» о них – в этом Репин видел гражданский долг художника. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Вовторых, «Протодиаконом» отмечено начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия. По грязной дороге. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Не глядя даже на «общественное мнение»: ибо «в общественном мнении, – как справедливо пишет о том известный искусствовед, профессор Владимир Алексеевич Леняшин, – он (Репин) был «похоронен» где-то в середине 1890-х годов, сразу же после «Запорожцев» (в лучшем случае — с упоминанием о «Заседании Государственного Совета». Да ведь это целая огнедышащая гора.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Много учился на написании портретов близких и друзей. «Осенний букет»1892Холст, масло. Торс его мощный и могучий, хотя лицо уже не молодо и покрыто густой седой копной волос. После реформы Академии он становится ее профессором. Прошлогодний «Диакон» (Стасов говорит о картине Репина «Протодиакон». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
При всех достоинствах нельзя не признать определенного «педалирования», чрезмерного «пафоса обличения» в этом произведении. Эта рука с большим посохом не только подчеркивает вертикализм общего построения портрета и его формат, но и способствует его «картинности». Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы.
Дьякон одет в богатую рясу, на голове – скуфья из темного бархата. К тому же и погода благоприятствовала работе. Вот таким образом сам образ и «выносит приговор о явлениях жизни».
Тонкий ценитель и эстет Иван Тургенев назвал эту картину «холодным винегретом живых и мёртвых – натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова» (а разве «винегрет» – не самое то для предприятия общественного питания. Здесь его мазок приобретает небывалую силу и пластичность. И Стасов, еще не видевший даже первоначального эскиза «Крестного хода», в статье, где он столь отрицательно отзывался о картине «Царевна Софья», писал: «С нетерпением спрашиваешь: когда приступит снова Репин к новому настоящему делу, когда он даст нам еще одно совершенное создание, вроде «Бурлаков».
Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Протодиакон» — примечательный этап в искусстве Репина, своего рода «зарубка». Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Вовторых, «Протодиаконом» отмечено начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
В предшествующих работах Репин словно накапливал опыт, без них невозможно представить появление этого грандиозного полотна. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Компанию дополняли немцы Богдан Вениг (из семьи учителя музыки, органиста и скрипача лютеранской церкви в Ревеле), Карл Лемох – ребёнок московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах и «примкнувший к ним» Василий Крейтан – из семьи скульптора и резчика немецкого происхождения Петра Крейтана. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. «Нет, родимый, где нам в рай. «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Вероятно, его владелец весьма неравнодушен к хмельным напиткам.
Метод работы Репина был таков, что, обратившись к взволновавшей его теме, художник часто не исчерпывал её одной картиной, а как бы исследовал в целой серии произведений, объединённых общностью идеи и образов. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. И что это за ичеготы на ногах поверженного царевича. Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались.
Сам Репин очень любопытно охарактеризовал свой живописный персонаж: «А тип преинтересный. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего.
Враги моих предков, моего народа, мои враги». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Среди его учеников, . Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально».
Перегруженность сказалась даже в названии произведения: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». М. Кустодиев, «Освобождение крестьян»). Среди его учеников, . В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. В июле 1878 года Репин пишет Стасову, что картину «Крестный ход» он продолжает писать, делает этюды к картине, «интересный субъект попался», «при квартире у меня довольно большой садик и я пишу в нем этюды на солнце и на воздухе».
Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Как, например, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891) и др. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879).
Эта сочная живописная манера, с любовью как к звучности цвета, так и к материальной телесности, характеризуется большой экспрессивностью выражения эмоций, передачи действия, тяготением к преимущественно чувственному выявлению духовной жизни изображаемых персонажей. Этюды к «Государственному Совету» открывают новый метод портретирования, они написаны очень общо, эскизно, в них выделена лишь одна, но самая характерная черта модели, позволяющая создать острый, почти гротескный образ. 34. Васнецов и другие). Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), В. А. Серова (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком Наступают годы широкого общественного признания Репина. Поступив в 1864 году в Академию художеств, Репин одновременно становится одним из активных посетителей «четверговых вечеров» Артели художников, где рисовали, с увлечением читали новые книги и горячо спорили о целях и задачах искусства. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Бруни отзывался о ней как о «величайшей профанации искусства».
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. – писал он в одном из них. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Так что ложь оно всё, что понасочинял нам своей бойкой кистью И. Е. Репин.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Два варианта «Ареста пропагандиста» (1878, 1880-1892) c многочисленными эскизами к этой картине и «Отказ от исповеди» (1879-1885) исполнены глубокого внутреннего драматизма и потрясают своей жизненной правдивостью. Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников.
Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется.
И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали. Вокруг него смех «расходится волнами»: от заразительно хохочущего седоусого казака до улыбающегося молодого красавца. Портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова первоначально был задуман как этюд для образа дьякона в картине «Крестный ход в дубовом лесу». Церковники уверяли, что «Курская чудотворная» — о ней рассказывали, что она чуть ли не самая древняя на Руси, — излечивает и от хвори и от недугов, что она приносит счастье тем, кто ей поклоняется, кто участвует в крестном ходе. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". С наибольшей полнотой наблюдения и обобщения художника над жизнью современной ему России сконцентрировались в одном из самых капитальных его произведений – картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883).