Картина Святое Семейство Рембрандт

Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени. На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Все произведения Рембрандта и в частности картину «Святое семейство» отличает присущая художнику нравственность, душевность, которые на полотне отчетливо чувствуются как что-то явственно присутствующее.

Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.

Святое семейство Рембрандт Хармес ван Рейн

Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов4. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.

Художник прибегает к диагональной композиции. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)6. Успех, любовь, богатство -все для него достижимо, все ему по плечу. В 1642 году происходит коренной перелом в творчестве и жизни художника – умирает его горячо любимая жена – Саския. Справа от каменного выступа, на который опирается Христос, в центре офорта, на втором плане, запрокинув голову в круглой шапочке, обращает свое показанное в профиль иссохшее лицо к Христу несчастная старушка в лохмотьях.

Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии.

Описание картины 
святое семейство 
рембрандт

Описание картины святое семейство рембрандт

Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.

А Рембрандт ищет что-то свое. Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни4. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. С удивлением, восторгом и долей недоверия к изображаемому, мы видим – в творчестве Рембрандта в первый и последний раз – самого Бога-отца.

В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности.

Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. (далее) заданный автором черносотенный лучший ответ это ссылкассылкародился в Лейдене в 1606 году.

Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Хотя Ван Гог и очень тесно соприкоснулся с французским искусством, задние планы его пейзажных рисунков и картин не менее предметно-содержательны, чем у Рембрандта. Вот вам диалог неба и земли. Законом общества признавалась борьба всех против всех.

А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения.

А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все. Он старается умерить силу ударов своего топора.

Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов".

Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон.

Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.

Глубже, душевнее, сдержаннее эта легенда никогда еще не была рассказана. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается.

Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.

«Святое семейство» его кисти отличается от остальных работ этой же тематики тем, что на нем представлен бытовой момент. Мастерски подобранный Рембрандтом коричневато-оливковый фон гораздо темнее освещенных частей натуры, но светлее теневых участков его полумрак освещают бесчисленные, переходящие друг в друга и угасающие рефлексы. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Легкими, воздушными прикосновениями написана просвечивающая, словно усыпанная золотыми блестками косынка на плечах матери. Брак сблизил его с состоятельными кругами общества. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры.

С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Но юноше учеба показалась неинтересной.

В нем впервые виден сам свет: солнце, которое мы в прежних офортах чувствовали у себя за спиной или угадывали где-то над головой или сбоку, постепенно передвинулось. Жизнь текла согласно установленному веками укладу. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля6. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год.

Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю — Питеру Ластману (1583–1633). Отец прижимает сына к груди, прощая его. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Но на рентгеновском снимке сходство с Саскией все же выступает гораздо яснее.

Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Свет этот напоминает о домашнем очаге, греющем озябшие тела стариков, очаге – символе патриархальности и чистоты семейного уклада.

Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).

Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. На нем дымится жертва. Среди близких людей и ценителей он больше не зависел от вкусов общества и полностью отдавался своим исканиям. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой.

Эрмитаж. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Картина «Философ» универсальна по своему воздействию – нельзя предусмотреть ход мысли, понять, в каком направлении сейчас движется сознание. И после того отошел от них на расстояние брошенного камня и, преклонив колени, стал молиться: "Авва Отче. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты.

Освободившись, умерла через год. В то время Рембрандту было все интересно. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием.

Но внешне он совершенно спокоен. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени.

И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.

Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой.

Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.

Но их усилия оказались тщетными. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Удивительна ее судьба. Скоро гроза пойдет и здесь.

Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Из-под повязки видны его гениталии. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели.

Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Открывает эту группу произведений Рембрандта Видение Даниила, Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Лицо каждого героя его полотен словно живое. Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Любовь привела его сюда. Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. У нее простое, миловидное, слегка затененное справа лицо, волосы расчесаны назад на прямой пробор и повязаны светлой тканью. У него внимательный и веселый вид.

Совокупление изображено с необходимой точностью. Для него художник – это такой же ремесленник. Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы. Хотя изображенную столь же можно, сколь и нельзя назвать библейски историческим персонажем, она, безусловно, не из простого сословия, судя по роскошному наряду, лежащему на берегу.

Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.

Жизнь текла согласно установленному веками укладу. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Сначала Рембрандта отдают в мастерскую Якова ван Сваненбурга и семья, безо всякого осуждения, оплачивает его обучение. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).

Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей5. Покорная неизбежному решению, глядя на нас с затаенной тревогой, Мария нежно прижимает к себе правой рукой раздетого малыша, свободно и в то же время смиренно поддерживая его согнутой в локте левой рукой.

Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Можно проследить бег кисти. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан. И в самом деле, даже для современного зрителя, которого трудно удивить, этот офорт при его первом рассмотрении, сразу становится явлением магической силы.

Совокупление изображено с необходимой точностью. Оно доносит до нас человеческие эмоции. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.

Взгляд скользит поверх него. Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям. Поскольку Рембрандт был мэтром изображения света и теней, то эта картина нуждается в подробном рассмотрении источников освещения. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени.

И опять же семья его поддерживает. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась.

Топором он ровняет какую-то заготовку, низко склонившись к ней. На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам. Действие происходит ночью в темной спальне.

Он решает стать художником. Затем мы явственно узнаем в проеме фигуру игрока, который гонит клюшкой мяч, а в окне – пару отдыхающих, сидящих на каком-то возвышении по ту сторону, они беззаботно пируют. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Сцепленными за спиной руками он сжимает и теребит палку, уходящую своим концом за левый край изображения.

Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию.

Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. И мы точно знаем, что если она не последует его желанию, то руки ее пройдут сквозь его прозрачные ткани и тело, как через воздух и в тот же миг он исчезнет. В живописи Рембрандта наступает период покоя. На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой.

Внизу слева нам виден во весь рост – со спины – представитель местной власти, толстяк в богатой и светлой длинной одежде, украшенной сбоку вертикальным рядом металлических застежек, в мягкой обуви и широком, богатом темном берете. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Наверное, это граничит с его личной жизнью, с сыном Титусом, подрастающим рядом, так что у Рембрандта невольно усиливалось стремление к спокойствию и тишине, которое проявлялось и в живописи. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Мост через канал пуст.

Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Она стала верной спутницей мастера, матерью его сына, любимой моделью. Борода подстрижена характерно, залихватски. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.

В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками. Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной.

И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники. Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа».

Мы смотрим прямо в светлый прямоугольник окна, на фоне которого внизу появляется яркий таинственный диск и нам кажется, что он проникает в комнату вместе с льющимися из верхней части окна солнечными лучами. Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. Краска ложится густо, часто крупными мазками, но без какого бы то ни было стремления к красивому, артистическому эффекту, свойственному, например, Хальсу, а словно повинуясь глубокому безотчетному чувству.

Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Рембрандт стал его последним протеже. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника.

При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников.

Над ней и со всех сторон скорее угадываются, чем видятся мерцающие, тающие в эфире призрачные лики ангелочков-херувимов, за которыми просвечивает и раскрывается бесконечная сияющая даль. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. «Автопортрет с золотой цепью» принадлежит к ранним автопортретам художника и написан накануне женитьбы.

Критики обращают огромное внимание на светотени. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес.

Но внешняя нищета не делает его озлобленным. Хотя Рембрандт еще очень молод, у него появляется много учеников. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). расхождения художника с буржуазным обществом нарастают.

Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. И послал Давид разведать, кто эта женщина. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции.

Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. То же сверкает в уголках глаз.

Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Зато он научил юного Рембрандта смешивать краски, грунтовать холст и удивительному художественному чутью, которое не передашь по наследству как мельницу: осознанию, когда готов приступить к работе, а когда ее пора оставить. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.

Его населяли в основном ткачи.

Кепи сидит несколько набекрень. Произведение «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока», получившее позже название «Ночной дозор» (1642, Риксмузеум, Амстердам) изображает памятное историческое событие, возможно, участие амстердамских стрелков в торжественном приеме, оказанном городом французской королеве Марии Медичи в 1639. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Природа этого света таинственна и непонятна. В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.

Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу.

А на святого Николая получали подарки, уложенные в башмачок, накануне оставленный у камина. В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). На лице – улыбка.

Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Если мы еще отодвинем полог, мы не увидим ничего кроме живописи, в которую может вписаться весь мир: Христос, юная девушка, размышляющий старец, пейзаж – тысячи и тысячи обличий, которые способно принимать живое.

Зал трактира залит теплым ярким светом. Можно проследить бег кисти. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.

Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок.

Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо.

Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.

Бог создал море, а голландцы – берега. Поднимая взгляд от основания офорта к этой точке, пройдя между пышными деревьями через горизонтальную полоску тени дерева справа, мы всматриваемся в кажущуюся бесконечной даль окрест точки схода и ничего не можем различить, кроме неясных очертаний каких-то построек и кажущейся крошкой далекой колоколенки. Жрец благословляет чету новобрачных – одетые в царские одежды, они припали на одно колено слева от жертвенника. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски.

Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов14. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой.

Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера.

До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Смелое воображение мастера не пришлось по вкусу заказчикам и дело довели до суда. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца.

Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии.

Благосостояние художника росло вместе с его популярностью. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека.

Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Позади к нему склонился очень молодой белокурый ангел, в белой, сияющей, широкой, ниспадающей до земли одежде.

И опять же семья его поддерживает. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс.

В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Рембрандт изображает тот момент ночного моления, когда изнемогший в тяжелой внутренней борьбе с самим собой Христос, ноги которого подкосились, вот-вот упадет на землю.

Его лицо безмятежно, ему снится что-то хорошее. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе». Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Откуда взялась его тяга к религиозной живописи.

В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет.

А легкий, почти незаметный наклон верхней части туловища и головы влево окончательно создают у нас впечатление, что этот человек готов вскочить со стула в любую минуту. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Ее открытость и бесконечная доброта помогли Рембрандту пережить все навалившиеся беды. Холст, масло, 117х91.

Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635–1636, Картинная галерея, Дрезден) перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с Саскией на коленях. Сваненбург был в то время местной знаменитостью.

Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре.

Шонгауэр во второй половине XV века работал в г. Кольмар (Эльзас), где он познакомился с фламандским искусством и путешествуя, с произведениями таких художников как Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гуго ван дер Гус. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится.

Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». Дела шли все хуже.

Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Это тень ее плеч и головы. Слово дамба, по-голландски "дамм", вошло в название многих городов Амстердам, Роттердам, а центральная площадь Амстердама до сих пор так и называется – Дамм. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Что до развязной позы юноши, она означает, что эстамп в корне отличается от академических этюдов, бесстрастно изучающих тело мужчины и женщины в намерении постичь человеческую анатомию во всей ее полноте. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы.

По улице ходили шествия с тремя волхвами.

В «Портрете пожилой женщины» (1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) героиня застыла в неподвижной позе, смиренно сложив руки. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. В 1627 году Рембрандт покидает мастерскую Питера Ластмана, возвращается домой в Лейден, где в заброшенном сарае открывает собственную мастерскую.

Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Сочетания теплых тонов – красно-желтых, глубокого коричнево-черного, оживленных мягким светом – вот основа, на которой отныне зиждется все цветовое построение картин Рембрандта. Он становится самым популярным портретистом города. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). И его уникальная манера письма стала новой трактовкой портретного искусства.

Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.

Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Он просил за них сто гульденов.

Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Младенец стал старше. Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется.

С самого начала художника привлекал жанр портрета. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Гений (77396) Рембрандт умер в возрасте шестидесяти трех лет, Хендрикье умерла на два года раньше.

Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Своеобразно и, возможно, наиболее глубоко образная тема величия человеческой мысли, данная в психологическом плане, воплощена в офорте известном под поздним названием "Фауст", 1653-ий год.

В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый).

Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. В конце концов, перед нами всего лишь дом голландского ремесленника, занятого делом, пока супруга сидит у колыбели возле очага. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет.

Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.

Между затененным силуэтом Юноны и ярко освещенным жертвенником стоит жрец в широкой ниспадающей до ног одежде и высоком тюрбане, сжимающий в обеих руках тонкий и высокий посох – все эти предметы есть не что иное, как фантастически преобразованные на восточный лад принадлежности христианского епископа. Может, нужно было жениться на Хендрикье. Не хочешь оставаться на мельнице – не надо.

Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине.

Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме.

Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой. Но их усилия оказались тщетными. Офортом называется как способ гравирования, так и полученный с доски оттиск. В прозрачном ореоле этих светлых фигур из мрака над столом еле вырисовываются таинственные темные кисти рук неведомого существа – вызванного Фаустом духа. Зато все требования заказчиков были выполнены.

Пейзаж стал для Рембрандта той областью, где, с одной стороны, он шлифовал свои художественные методы, свои средства воплощения пространственной глубины на поверхности листа, взаимоотношений света и тени, динамики световоздушной среды и которая, с другой стороны, служила ему для выражения активности человеческого духа. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.

На заднем плане, под увешанной инструментами стеной, плотничает Иосиф. Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. На нем написано лишь равнодушие.

Прямо за ней, на дальнем плане, отец, плотник Иосиф, почти растворившись в полумраке комнаты, занят неспешной работой у верстака. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Картинная галерея. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка.

Эта Семья – неколебимая постройка. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Это было новой большой трагедией в жизни мастера. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему.

Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу6. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.

Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше. Такова сила света снаружи. Трагизм в том, что оба уже сломлены несчастьем и вряд ли заживут теперь мирно и счастливо.

Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях.

Всех, кого он любил, все, к чему он стремился. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.

У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. С картины смотрит лицо молодого, очень уверенного в себе человека. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы).

Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Она сама стала зимой. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною".

Именно этому королевскому решению Лувр обязан столь обширной коллекцией работ великого мастера. Борода его слегка серая от седины. Поток людей кажется бесконечным. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче.

Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Но здесь они одухотворены и ожиданием чуда и горячим сочувствием самого художника к их страданиям. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции.

В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Солнце низко висит перед наступлением ночи. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова.

Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер.

Чистая эмоция переполняет офорт и выразителем этой эмоции оказывается свет, с трудом скользящий, неуловимо трепещущий, готовый погаснуть в любое мгновение в темном и таинственном пространстве. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса6. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.

На протяжении всей своей жизни Рембрандт написал великое множество автопортретов. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля.

Итак, перед нами – Голландия. Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту социниан, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой.

Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.

В центре площади находится памятник Рембрандту. Она построена на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. Именно к этому времени и относится офорт Рембрандт, рисующий у окна (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. В ее основе — сюжет древнегреческой легенды. «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии.

Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю.

Хендрикье Стоффельс сначала была служанкой в доме художника. Сваненбург был в то время местной знаменитостью. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Художник прибегает к диагональной композиции.

Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Его интересует не внешнее действие, а внутреннее.

Заказов становилось все меньше. В отличие от многих других, светлых по настроению, лиричных рафаэлевских мадонн, это – величавый образ, полный глубокого переживания и значения предельная ясность и красота художественного языка сочетаются в нем с величайшей одухотворенностью замысла. Обе сцены выражают одинаковое любопытство.

Рембрандт вместо денег предложил ему оттиск своей гравюры "Христос исцеляющий больных" и продавец согласился. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. У него тонкие, восточные черты лица он поднялся по лестнице, направо, ведущей в гостиницу, навстречу старой хозяйке, для которой уже приготовлены деньги за будущие заботы о несчастном раненом. Холст, масло, 117х91. Эрмитаж. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.

Тень от широкой шляпы, положенная не только на весь лоб, но и поверх глаз, усиливает напряжение ибо, невольно привлекаемые этим взглядом, мы стремимся проникнуть в него сквозь полутень. Перед нами снова ожила и схватила нас за сердце великая рембрандтовская мечта о всеобщем братстве людей и торжестве милосердия. Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Обезображенных и захиревших выкидышей жизни, темное царство нищеты, амстердамских евреев, грязное и страдающее население большого города и дурного климата. Рембрандт «Святое семейство и ангелы», 1645. Он ищет внутренний свет изменяющий личность.

И если в Поклонении трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном Принесении во храм, 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Для него художник – это такой же ремесленник. Всех сковал холод. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой.

Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Удивительна ее судьба. На правой стороне расщелины, на втором плане, неясно выступает из мглы так называемое "видение" – стоящий в угрожающей позе странный баран с пестрой шерстью и ветвистыми рогами. Он не собирается на ней жениться и его не интересует, что Хендрикье страдает из-за того, что стала причиной скандала.

Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.

Может, нужно было жениться на Хендрикье. Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты5. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей.

Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.

Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Кассель. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.

Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.

Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы.

И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Уже после смерти жены он завершает одну из своих последних работ – «Автопортрет за мольбертом». Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста.

Он ищет внутренний свет изменяющий личность. Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. У него внимательный и веселый вид.

На протяжении 1640-х гг. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Так, он дважды пишет «Святое семейство». Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.

Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Вертикальная линия пересекает горизонтальную в центре полотна в делении на квадраты, повторяющемся по всей поверхности холста: Наименее причудливая конструкция, классическая в своей манере подчеркивать регулярность организации фона, подобна музыкальному ритму.

Которой стала работа под названием «Святое семейство», Рождение у пары первенца в 1633 году стало отличным поводом для заказа у Рембрандта еще одной картины, находящаяся на момент данный в собрании Старой пинакотеки Мюнхена. В тесной комнатке, в соломенной колыбели, укрытый одеяльцем спит Христос. Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта.

Перестав быть модным портретистом, он стал видеть зорче, круг его наблюдений расширился. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.

Вводя новые штрихи, Рембрандт постоянно сокращает количество света, меняет направление его и концентрацию, производит перегруппировку освещенных и затененных поверхностей. Он чувствовался во всем. Все – за исключением светлой шапочки алхимика, которая светится таким же ослепительным, прямо-таки пышущим светом. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Четыре фигуры вокруг Симеона с младенцем застыли во взволнованном молчании – две слева внизу, две справа наверху, в глубине. Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника.

Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.

В своей коллекции эстампов Рембрандт собрал целый ряд эротических гравюр Рафаэля, Россо, Аннибале Карраччи и Джулио Бонасоне, Хендрика Гольция, Дюрера и его учеников. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).

Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Широкая сельская дорога изрытая копытами лошадей и колесами телег, образует своими контурами приземистый треугольник в правой части изображения, основанием которого служит правая половина основания офорта, а вершиной – точка схода на сильно опущенной линии горизонта, всего в трех сантиметрах от правого края. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха.

Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений. Это тень ее плеч и головы. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника8. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.

Все это имело серьезные последствия в жизни художника, он постепенно терял известность, которую в молодости так быстро завоевал. Вскинутая было правая рука расслабленно падает, направленный вверх и влево от нас взгляд меркнет – силы женщины иссякают. Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения». Вот почему, свободный от всех пут и руководимый необычайной восприимчивостью своих органов, он мог воспроизвести не только общую основу и отвлеченный тип человека, которыми довольствуется пластическое искусство, но и все особенности и бездонные глубины отдельной личности, бесконечную и безграничную сложность внутреннего мира.

Всё здесь лаконично, скупо и многозначительно. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Это было так не похоже на художников того времени. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1213.

Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). В 1634 году Рембранд женился на Саскии. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. Издавна он носит название Лист в сто гульденов.

На нем дымится жертва. Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Картина маленькая.

Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Дела шли все хуже. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду.

Этот опыт привел художника к изображению рафинированной перспективы, а также к тщательной передаче деталей, как например, книги на коленях Девы Марии, корзины с виноградом, символом вина евхаристии (то есть крови Иисуса), отрешенной нежности Марии и Иосифа. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им.

То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Кепи сидит несколько набекрень. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами6, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма20.

Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Ну что ж, это его путь.