Картина Верещагина Караван
Купить картину или постер "Верблюд во дворе караван-сарая", художника Верещагина Василия вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Купить картину или постер Верблюд во дворе караван-сарая, художника Верещагина Василия вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Список картин Василия Верещагина
К тому же власти в Морском корпусе, признавал Верещагин, были задобрены щедрыми подарками и потому отец его, как, вероятно и другие местные дворяне, чуть ли не каждый год, по мере взросления детей, получал весть из корпуса: «Подавайте просьбу, есть вакансия». Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Однако благодаря усилиям молодого врача Ланге (недаром Верещагин его запомнил. ) он все же выжил и наступившим летом, вновь отдыхая в Петергофе имел возможность лицезреть семью нового государя Александра Николаевича, появлявшуюся на площадке у моря перед дворцом Монплезир. Вот таким образом выжить возможно, когда несколько мужчин обеспечивают выживание семьи.
В арыках этих немало рыбы: довольно крупных окуней, язей и др. Впоследствии Верещагин описал их в своих путевых заметках и опубликовал сначала в одной из газет, а затем со своими иллюстрациями в майском номере журнала «Всемирный путешественник» за 1874 год. Императрица даже вздрогнула при первом взгляде на них. Местные жители и здесь приходили в смятение, когда художник пытался делать зарисовки.
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Однако его настроение было подпорчено отказом местного правителя Худояр-хана встретиться в заранее оговоренный день: принять гостя ему будто бы помешал «сильный северный ветер». «Между опиумоедами, — писал Верещагин, — есть личности поразительные те, которые едят его много и с давних пор, особенно отличаются вялостью, неподвижностью всей фигуры, какою-то пугливостью всех движений, мутным апатичным взглядом, желтым цветом лица и донельзя обрюзгшим видом всей физиономии». Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня.
«Василий Верещагин», как и ретроспективы Валентина Серова и Ивана Айвазовского, рассчитана на ажиотажный наплыв посетителей. Борис, мне кажется, что Вы здесь немножко не правы. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Мальчик, разумеется, не двигался, почти ничего не ел и едва-едва говорил. Зимой 1860/61 года Бейдеман привлек Верещагина к выполнению рисунков и гравюр для издаваемого Львом Жемчужниковым альбома «Живописная Украина». Сеют мак, который идет в пищу из него делают род похлебки, а из скорлупы жмут кукнар, хотя сильно хмельной и потому противный мусульманскому богу напиток, но неоговоренный Кораном и потому веселящий сердца правомерных туземцев без удручения их совести.
Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Это бача (батча)— мальчик-танцор, которого одевают для представлений девочкой, подвязывают ему косы, подкрашивают ресницы и брови.
О своем времяпровождении Верещагин сообщает нам следующее: «Я ежедневно ездил в город и за город, осматривал мечети, базар, училища, особенно старые мечети, между которыми уцелело еще немало чудесных образцов материала для изучения и рисования было столько, что буквально трудно было решиться, за что ранее приняться: природа, постройки, типы, костюмы, обычаи — все было ново, оригинально интересно». Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. Василий Васильевич Верещагин — великий русский художник. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию.
В письме, адресованном предположительно В. В. Стасову, Верещагин назвал цикл «Варвары» «эпическою поэмою, в которой картины заменяют главы, тем более что события из которых соткан сюжет, не все за один раз собраны и составлены в голове автора». Оно считалось формально независимым, но находилось под протекторатом России. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Фомин окончил Академию художеств, где его близким товарищем был знаменитый Карл Брюллов. Увы, все его худшие опасения подтвердились.
На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. В выставке «Василий Верещагин» приняли участие два десятка музеев и коллекционеры. Гостивший у них также был не прочь «размяться».
И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. В больших картинах «Торжествуют» или «Представляют трофеи» отрубленные головы русских солдат – сваленные горкой на ступенях дворца эмира или насаженные на кол на площади Регистан – не сразу заметишь среди роскошных халатов, резных колонн, небесной синевы и живописного фасада медресе Шир-Дор. Как и в домашней учебе, в корпусе Васе Верещагину труднее давалась арифметика, но по-русскому языку он был отмечен преподавателем и вот уже мальчишки-кадеты не без зависти шептались за его спиной, что он признан учителем «вторым по классу». Таким художник был не только на войне. Смертельно раненный, в дыму бегущий солдат, чей крик «Ой убили братцы.
Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Картон был удостоен похвалы от совета академии. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Караван из верблюдов доставил в Гермаб мешки с тонной пшеницы. Для рисования. Изображен двор самаркандской крепости. В то же время, заниматься сельским хозяйством не позволяют природные условия, охота опасна, доставка товаров была слишком затруднительна.
Лет пятьдесят назад, – говорил он (старику теперь под семьдесят), – я пас на тех местах скотину и случаем от многих доводилось слышать это. Получив чин фельдфебеля, он по личной просьбе был переведен в гардемаринскую роту. «Как я только не поседел тут. » — признавался, воскрешая в памяти этот критический момент, Верещагин.
– Кяфир падишах урус (т. ой смерть моя пришла. » написан на массивной золоченой раме, чтобы помнить вечно. Командующий приказал выжечь городские кварталы, примыкавшие к крепости.
Без сомнения, да и чтоб не ходить далеко, достаточно послушать осторожные, но горькие жалобы, которые изливает в беседе со мною хозяин моего дома, старик аксакал. Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки». В более поздних многонаселенных полотнах, уже не натурных, а исторических – «Казнь заговорщиков в России» и «Распятие на кресте у римлян» – тяжелые пятна падающего снега или круп лошади вовсе заслоняют смысл и трагедию происходящего. – Кто ж его знает, мы этого не знаем кажется, коп (коп – много).
Так как больше всего доставляют рабов Средней Азии несчастные, смежные с туркменскими племенами персидские границы, то удачи или неудачи охотничьих подвигов туркменцев в этих местах главным образом устанавливают цену на рабов в Хиве, Бухаре и в Коканде но иногда войны и неизбежные при этом обращения в рабство всех пленных, если они не мусульмане сунитского толка (в противном случае захват и перепродажа всех рабов побежденной стороны), значительно и разом на всех этих рынках изменяют цены: в таких случаях человек идет за очень дешевую цену – за несколько десятков рублей иногда даже за 10 рублей. Уже начало статьи давало понять, что более всего волновало ее автора: «Нельзя не порадоваться, что художники начали обращаться к народной жизни, которая более знакома и более близка как им самим, так и публике Как же не радоваться, что живой интерес вытесняет мертвечину, что искусство делается выражением жизни». Второе полотно посвящено последствиям неудачного для бухарцев штурма крепости. – описывал свой путь к Ильинской церкви в дневниках Верещагин. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать.
– Местные проводники утешают тем, что прежде по этим болотистым местам людей и груз возили лошадями же, но в лодках С великим трудом я добрался к вечеру второго дня до устья Выи – лишь для того, чтобы своими глазами увидеть «Прославленную икону Святого Николая» и запечатлеть ее на этюде масляными красками». Староста, передав ей приказ «хозяина», шепнул, чтобы она шла другой дорогой и потому любвеобильный Башмаков прождал ее тщетно. Швейцар и еще двое корпусных служащих, взглянув на их экипаж, насторожились. Александр II назвал его «нигилистом» и в «правой» прессе началась травля. За несколько лет до этого народы Восточного Туркестана (Синьцзяна) поднялись на вооруженную борьбу против тяжелого гнета циньских имперских чиновников и китайских феодалов.
Восток на картинах художника Василия Верещагина
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Василий долго бродил среди разлагающихся тел погибших, стараясь его отыскать и это зрелище произвело на него неизгладимое впечатление. Песчаная пустыня с цепью невысоких гор вдали. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. В самом деле, как не смутиться азиатцу, когда его собственность, его вещь, правильно приобретенная, законно закабаленная, начинает заявлять о каких-то своих правах и прежде всего о праве не быть по произволу битою. С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка».
Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. В общем нестыковка какая-то.
Он не считал их своими единомышленниками и какого-либо влияния с их стороны не испытывал. Он пояснял безразличие к развитию интересов детей в этом направлении сложившимися сословными понятиями: «Сыну столбового дворянина, 6-й родословной книги, сделаться художником – что за срам. ». В качестве топлива жгли кизяк и степные кустарники. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Тираня более слабых и похваляясь, что легко одолеет двух и даже трех противников, сей «непобедимый воин» добился своим хвастовством того, что Вася Верещагин и его приятель по Александровскому корпусу решили дать ему бой.
Высвеченная фигура охотника выписана на фоне внутреннего убранства юрты. Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Это была изнанка войны, вызывавшая у художника неприятие и отвращение.
На возмущенную реплику Бейдемана («Зачем же жечь. Верещагин симпатизировал этому отважному офицеру и сожалел о его трагической судьбе. Из Ташкента Верещагин прежде всего отправился в Ходжент. Первое серьезное испытание морем случилось летом 1858 года, когда пятнадцатилетний кадет Верещагин в числе двенадцати лучших учащихся корпуса был отобран для заграничного плавания на пароходе-фрегате «Камчатка». Вокруг него – группа подавленных трагическим финалом друзей. Рабами становились, как правило, военнопленные, захваченные во время частых междоусобных войн. До 1871 года Германия представляла собой конгломерат мелких государственных образований.
Однако с Анюткою, как звали ее тогда, этот план не прошел. Я несколько раз хотел повидаться с этим тюрою нищих (тюра – господин), порасспросить его хорошенько об истории и времени основания его нищенствующего ордена, но его постоянно не было дома: один раз говорили, что тюра в Чемкенте, другой раз в Ходженте или в каком-нибудь другом городе дело в том, что, будучи главою нищего братства, он живет то в том, то в другом из них по нескольку месяцев в году: собирает с своих подчиненных доходы, судит и рядит их, если нужно. Ты производишь на меня впечатление безумного. В ней витийствует академик живописи И. А. Гох: рисовать надобно так, «чтобы всякая черта была похожа на рафаэлевскую», а искать пример для подражания следует в манере письма и в композициях мастеров классицизма. Поступающий в общество календарей получает некоторого рода форму: ему выдается особого вида шапка красного цвета, расшитая шерстью, снизу опушенная бараньим мехом, широкий пояс, чашка из тыквы, в которую собираются куски говядины и жирного риса, бесцеремонно опускаются и медные чехи (чехи – 1/3 копейки) остальная одежда дивана хотя принадлежит ему самому, но делается по известному, принятому образцу: халат должен непременно иметь вид одежды, покрытой заплатами и есть мастера творить удивительно пестрые, бросающиеся в глаза от разнообразия заплаток одеяния.
– Зачем же вы позволяете глупым людям распоряжаться так вашими детьми. Многим художникам (в том числе Перову, Чистякову, а поначалу и Репину) «Туркестанская серия» казалась чужеродной в русском искусстве, но со временем возобладало мнение Крамского, что она — блестящий успех новой русской школы и её безусловное достижение. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. «Тамаша» даются почти каждый день в том или в другом доме города, а иногда и во многих разом, перед постом главного праздника байрама, когда бывает наиболее всего свадеб, сопровождающихся обыкновенно подобными представлениями. Многие из них — это вполне законченные произведения. Еще один забытый.
Несколько человек уже были сбиты преследователями с лошадей, проткнуты пиками и порублены. Однако далеко уйти не удалось. У одной женщины может быть 5 мужей.
Описание картины «Верблюд во дворе караван-сарая»
«Занимаясь своими делами, – повествовал он, – мы все были убеждены, что с уничтожением крепостного права народ покоен но оказалось, что во многих местах возникли беспорядки, которые начались вместе с объявлением народу манифеста». Имев еще в городе мало знакомых, я просил С. А. нарочно устроить «тамашу» и раз, поздним вечером, по уведомлению его, что представление приготовлено и скоро начнется, мы, компанией в несколько человек, отправились к нему в дом. Жизнь идет своим чередом и никто из тех, кто охраняет цитадель, не знает, сразит ли его шальная пуля врага или минует. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Исторический музей).
В выражении его лица угадывается борьба между скупостью и страстью приобретательства. Стремясь помочь им, Верещагин врезался верхом на коне в самую гущу схватки.
На картине Василия Васильевича Верещагина вы видите караван вьючных животных
Или умирают и уже не страдают. Он стал приверженцем критического реализма. Счастливец, которого мальчишка удостоит своим взглядом и еще более словом, отвечает самым почтительным, подобострастным образом, скорчив предварительно из лица своего и всей фигуры вид полнейшего ничтожества и сделавши бату (род приветствия, состоящего в дергании себя за бороду), прибавляя постоянно, для большего уважения, слово таксир (государь).
Причин много. Противник предпринял попытку штурма крепости и отступил с большими потерями. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Бумага-то не виновата») Верещагин решительно ответил: «Да чтобы уж никогда не возвращаться к этой чепухе». Однако настигла она его дома 3 апреля 1871 года. Тогда выходила целая история: помещик сердился и не приказывал давать лошадей (он сам содержал станцию).
«И совестно же было потом перед матросами, – чистосердечно писал Верещагин, – хотя в то время, признаться, всё было безразлично если бы выкинули в море, кажется и то бы не протестовал». И первым важным нравственным решением Верещагина было писать только то, что он видел. Какая может быть индивидуальность у бездумных исполнителей чужой воли.
Художник Верещагин Василий Васильевич, картины с описанием – батальная историческая и жанровая живопись
"Богатый киргизский охотник с соколом". Некоторых больных притащили на носилках. Я хочу только посмотреть, что у тебя там. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Там же, в Ташкенте — или уже в Париже, куда Верещагин вновь уехал в конце 1868 года, — было написано еще одно полотно, отразившее нравы восточной жизни: «Бача и его поклонники». В то время художник много работает над психологическими портретами. Выбор родителями «морского» профиля образования для детей определялся традициями новгородского и вологодского дворянства – из их среды вышло много моряков.
Его картины из всеми знаменитой туркестанской серии, отличающейся имперским-пропагандистским направлением, написаны в тонах тусклого желто-коричневого сочетания цвета и оттенка, в связи с чем присутствует тягостное чувство трагической безысходности, которая нависла над победителями и побежденными. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. С первого же появления малолетних новичков в стенах корпуса старшие кадеты стали преследовать их «речами, расспросами и шутками до того казарменными и циничными», что попавшие в эту среду мальчики не знали, куда деваться от обиды и стыда. «Последние дни приходят. » – говорит он и машет отчаянно рукою. Захотелось свидеться с ними.
Картина Верблюд во дворе караван-сарая – Верещагин Василий
«В буквальном переводе, — пояснял Верещагин в путевых заметках о путешествии в Среднюю Азию, — батча значит мальчик но так как эти мальчики исполняют еще какую-то странную и не совсем нормальную роль, то и слово батча имеет еще другой смысл, неудобный для объяснений». На полотне, которое Анри Фантен-Латур написал в 1869–1870 годах, названном «Мастерская в квартале Батиньоль» изображены некоторые из этих новаторов: Эдуар Мане, Огюст Ренуар, Захарий Астрюк, Фредерик Базиль, Клод Моне. Господи боже, что за край. И уже на первом году петербургской жизни он выходит в число лучших учеников своего класса.
Журнал «Всемирная иллюстрация» в одном из августовских номеров опубликовал на обложке репродукцию с картины «Бача и его поклонники» и в том же номере перепечатал из «Голоса» очерк художника о представлении бачи. Опять бесконечные почтовые станции, просторы казахских и омских степей. Следствие этого то, что публика, подходя к картине с биением сердца, отходит от нее равнодушная или (еще хуже) выносит карикатурное впечатление о жизни народа». «Это показное благополучие — в частности, гигантский рост добывающей промышленности и экспорта — должно было чрезвычайно импонировать французским держателям русских ценностей, совершенно не замечавших обратной (и главной, так как политической) стороны этой позолоченной экономики. Ты будешь Севастополь, – сказал первый второму. Орудия защитников дали залп картечью.
37-30 Верещагин 1962 караван яков нагруженный солью Цо Морари Тибет
Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). «Туркестанская серия» частично посвящена военным событиям периода присоединения к России среднеазиатских ханств, частично — среднеазиатскому быту, традициям и культуре местного населения. Его женой стала украинская девушка, бывшая крепостная. (Деревня, 1909, Бунин).
Не отстал от начальника и генерал Гейнс. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. Мужья могут быть братьями. Но разве генералам было до этого дело. Этот низший чин даже не попадает в очередное донесение, ведь на Шипке все спокойно.
10 самых страшных картин художника
Когда они встретились в следующий раз, Девериа внимательно изучил новые рисунки юноши и вынужден был признать: «Это хорошо, молодой человек, действительно хорошо». Лихорадка заставила его уехать в Петербург, а потом в Париж.
Известен как художник-баталист, художник-путешественник. «Возьми жизнь мою, – кричали ему, – она ничто перед одною твоею улыбкою» и т. п. Вот музыка заиграла чаще и громче следуя ей, танец сделался оживленнее ноги – батча танцует босиком – стали выделывать ловкие, быстрые движения руки змеями завертелись около заходившего корпуса бубны застучали еще чаще, еще громче еще быстрее завертелся батча, так что сотни глаз едва успевали следить за его движениями наконец, при отчаянном треске музыки и неистовом возгласе зрителей воспоследовала заключительная фигура, после которой танцор или танцовщица, как угодно, освежившись немного поданным ему чаем, снова тихо заходил по сцене, плавно размахивая руками, раздавая улыбки и бросая направо и налево свои нежные, томные, лукавые взгляды. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. «Больше, чем художник» – так отозвался о Верещагине Иван Крамской, восхищавшийся его личными качествами – смелостью и прямотой. В более поздние времена среднеазиатские ханы, следуя примеру Тамерлана, также возводили «памятники» из черепов поверженных врагов.
- Верещагин – путешественник и воин
- Художнику Василию Верещагину – 175 лет
- Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904)
- Верещагин: послание человечеству
- Выставка Верещагина соперничает с выставкой Айвазовского
- Поиск ответов на кроссворды и сканворды
- Оставить свой комментарий Отменить ответ
Сначала хан отказался принять его под предлогом плохой погоды. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Как не огорчиться таким расколом и как не угадать виновников всей этой ереси. Но и ему достался сильный удар по голове. Их уносят на носилках, очевидно, для обряда погребения.
Пилоти писал полотна на исторические сюжеты. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Верещагинские «Двери Тамерлана», символизирующие средневековый восточный деспотизм, вызвали восторженные отзывы В. В. Стасова и И. Н. Крамского. Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье.
Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. Пусто и мертво там, где прошла война. Это была единственная принятая художником награда. «Что так. » – «Да как же. е. падишах неверных, русский) (. ).
Поначалу казалось, что травма несерьезная, но две недели спустя Бейдеман скончался. Многоликий, пестрый Коканд заинтересовал художника. Солнечный мир художнику удавался, морозный – нет. – Посмотрим, как батчу одевают.
В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Шестидесятилетним Верещагин отправился на войну с Японией и погиб в 1904 г. на подорвавшемся на мине крейсере «Петропавловск». Выходец из знатной дворянской семьи (по материнской линии братья Жемчужниковы были потомками графа Кирилла Григорьевича Разумовского), проживая летом в имении Разумовских, увлекся бытом, песнями и музыкой Малороссии.
Эмир, тучный, коренастый, любуется грудой отрубленных голов павших в бою русских солдат, доставленных во дворец в качестве «трофеев». музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие., – писал художник. Кадетов заставляли тщательно готовиться к его возможному приезду.
Особенно впечатляет полотно Побежденные. Художника не пугали опасности и утомительность долгой поездки. Однако теперь он стремится не просто запечатлеть в рисунке или этюде маслом этнический тип, но и показать характер человека: его умудренную годами сдержанность («Аксакал деревни Ходжагент», «Мулла») или отраженные на липе страсти («Люди, цыган»). Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем.
Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). В узкой горной долине небольшой отряд русских солдат попал в окружение. Более двадцати полотен создано им на эту тему. «Я втайне мучился, – с оттенком раскаяния писал художник, – и старался только быть подальше от греха, становился где-нибудь впереди будучи уже унтер-офицером, я был вправе делать это Я отчасти стыдился их, но зачем же и они, дорогие мои, не понимали, что унтер-офицера, а потом фельдфебеля не следовало ставить в неловкое положение перед тут же находившимися подчиненными его». Впрочем, его внимание привлекает не только архитектура, о чем говорит сделанный в городе этюд «Нищие в Самарканде» с фигурами просящих подаяние возле крепостной стены. Характеризуя отношение профессоров к своей работе, Лев Михайлович Жемчужников, которому довелось учиться в ней в 1850-е годы, писал: «Задаваемые нам ежемесячно эскизы были жеваны и пережеваны всеми академиями Европы: все те же Аяксы, Ахиллесы, Геркулесы, Андромеды или Построение ковчега и т. п. Один из современников, кого Верещагин в последние годы жизни относил к своим друзьям, военный юрист и писатель А. В. Жиркевич, вспоминая знаменитого соотечественника, писал: «Чувствовал я, что ни одно лишь простое любопытство влечет меня к этому человеку, заставляя жаждать встречи с ним, близкого знакомства Всё в этой сложной русской душе, совместившей в себе столь счастливо художника, писателя, археолога, воина и мирного гражданина, казалось издали чудной загадкой, которую хотелось бы разгадать личными силами».
Пришлось отправиться туда. Лучше сохранился город Аккент (Белое поселение), до которого Верещагин добрался на телеге в сопровождении нескольких казаков. При этом незамужние женщины уходили в монастырь. Продавал их, как и писал, сериями.
В картине «У крепостной стены. Сходным недостатком был отмечен и «Афганец». Верещагин присоединился к отряду и вместе с ним двинулся дальше. Занятия в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств продолжаются.
Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Вот, например, картина «Опиумоеды». Известен как художник-баталист, художник-путешественник. В ней упоминалось, что нынешний владелец картины, граф Кушелев-Безбородко, приобрел ее за весьма большую цену на парижской выставке 1857 года, где она вызвала неподдельный интерес и всеобщие толки. Прежде всего – о визите в их родные края императора: как плыл он пароходом со свитой по Шексне и всё будто бы спрашивал у спутников задолго до прибытия в Любец, в дом дяди Алексея Васильевича: «А далеко ли еще до Верещагина. » И как хорош был дядя, встретивший государя при полном параде, в своем лейб-гусарском полковничьем мундире. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя».
Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. А другой сорт рабов, который не поименован так обидно ни в одном учебнике, но который тем не менее представляет самый ужасный вид невольничества – матери, жены, дочери среднеазиатских дикарей, разве не испытывают медленного, но неотразимого влияния на их положение и судьбу кяфирских («кяфир» – неверный) законов и всех кяфирских порядков. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Цикл картин, связанных с историей туркестанской войны, Верещагин объединил под общим названием «Варвары».
Газета «Голос» в нескольких апрельских номерах печатала его очерки «Из путешествия по Средней Азии». Финансовая – чтобы взять девушку в жёны семья должна внести крупную сумму. На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
В академической библиотеке, куда Василий частенько заходил, он мог видеть акварели, выполненные на Кавказе совместно Г. Г. Гагариным и М. Ю. Лермонтовым и листать красочные альбомы с работами Гагарина «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа» изданные в 1857 году в Париже. «Тамаша» даются почти каждый день в том или в другом доме города, а иногда и во многих разом, перед постом главного праздника байрама, когда бывает наиболее всего свадеб, сопровождающихся обыкновенно подобными представлениями. Есть основания предполагать, что, договорившись с К. П. Кауфманом о поездке на несколько месяцев в Париж, он не порывал с государственной службой, а находился в «творческом отпуске» для завершения некоторых начатых в Ташкенте картин.
Верещагин и Северцов стали близкими друзьями. Невдалеке шли бои и пускаться в путь без сильной охраны было рискованно. А серия, посвященная войне 1812 г. (Верещагина часто упрекали, что не пишет Россию, вот он в зрелом возрасте и решился), просто огорчает театральной искусственностью.
Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Он сам лишь совсем недавно, в сентябре 1860 года, получил звание «академика по живописи исторической и портретной». Постоянно терпели убытки из-за «красного шайтана» и контрабандисты.
Голос имел мягкий и пел довольно приятно. Верещагин уговорил посла позировать и сделал его карандашный портрет. Толстый-претолстый сарт держал свечку, другие благоговейно, едва дыша (я не преувеличиваю), смотрели на операцию и за честь считали помочь ей, когда нужно что-нибудь подправить, подержать. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Так войну еще никто не писал. Навещая по выходным живших в Петербурге родителей, он рисовал с натуры братьев.
Но каждый раз неприятель отступал под залпами картечи с большими потерями. На хранившемся в их фамильном доме портрете Василий Матвеевич был написан, по воспоминаниям внука, «с длинными, напудренными волосами, в зеленом мундире с красными отворотами и золотым эполетом на левом плече». Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. До нового урожая дед за свой счет кормил 50солдат-туркмен. Чернозем на полтора аршина, да какой.
В заключение туалета мальчику подчернили брови и ресницы, налепили на лицо несколько смушек – signes de beaute (знак красоты (фр. ). ) – и он, действительно преобразившийся в девочку, вышел к зрителям, приветствовавшим его громким, дружным одобрительным криком. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». Сам художник как-то сказал: «Я задумал наблюдать войну в различных видах и передать это правдиво.
Не как все, а как считал нужным, он распоряжался и своими произведениями. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Оно, по мнению художника, в Туркестане было еще более жалким, чем в Турции и Иране. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания.
Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Той же картине было посвящено несколько строк в путеводителе по выставке: «У кого не сжималось сердце перед этой волнующей драмой, где великий художник так хорошо сумел передать ужасный контраст оледенелой природы и дикой горячности человеческих страстей». Но разве генералам было до этого дело. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Рисунок приобрел В. М. Жемчужников, считавший Бейдемана своим другом. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже.
«Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным», – писал Верещагин. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Один раз аксакал, т. е. старшина (буквально аксакал значит белая борода, ак – белая, сакал – борода), пресерьезно сообщил мне, что продавали-де на базаре рыжую кобылу, продавали не просто, а с барабанным боем. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). А расцветка у птицы именно соколиная. Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал.
Это заслуживало поощрения и Верещагину была обещана, после успешной сдачи экзаменов и зачисления в академию, двухгодичная стипендия в размере двухсот рублей в год. «Несмотря на маскарадные костюмы, – комментировал картину Листок, – содержание ее полно драматизма и затрагивает одну из мрачных сторон общественной жизни, которые губят благородную, беспечную и увлекающуюся молодежь». расхищается без зазрения совести. Мне кажется, что сокол намного меньше, чем птица на картине. Командир отряда распорядился о ночлеге в небольшой крепости Чампандзи. Этот триптих рассказывает о недобросовестности и безответственности руководителей армии, которые старательно скрывали настоящее положение дел. В городе художник встретил посольство бухарского эмира. Вот станция Яныкурган, защищенная полуразвалившейся крепостью.
Лишь о победном для России Синопском сражении (1853), в котором турецкий флот был сокрушен русскими моряками под командованием адмирала П. С. Нахимова, кадеты имели более или менее ясное представление. Но яростный лай и вой собак не дал уснуть. Этот гардемарин впоследствии сделался художником большой величины». В Ташкенте Верещагин написал и две небольшие картины, сюжеты которых были навеяны самаркандской осадой: «После удачи» и «После неудачи». Выступление бачи было организовано вечером, во внутреннем дворе дома, освещенном факелами. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. В своих очерках «Из путешествия по Средней Азии» Верещагин писал: «Мне случалось слышать рассказы бывших рабов-персиян о том, как маленькие еще были захвачены туркменами: одни в поле на работе вместе с отцом и братьями, другие просто на улице деревни Истории следующих затем странствований, перехода этих несчастных из рук разбойника-туркменца в руки торговца рабами и отсюда в дома купивших их крайне печальны» На картине «Продажа ребенка-невольника» мы видим сцену торга.
Интересуясь событиями, происходившими в России и Европе, он выписывал и регулярно читал всякие газеты и журналы – и «Московские ведомости» и «Русский вестник» и даже «Колокол», «Полярную звезду» и другие запрещенные издания, за что, упоминал Василий Васильевич, был на замечании у Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии. Комендант Заамина, как сообщает Верещагин, наотрез отказался пропустить его дальше. Вот таким образом выжить возможно, когда несколько мужчин обеспечивают выживание семьи.
Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Впоследствии Василий Васильевич писал, вспоминая академические годы: «Профессора почти все были плохи Виллевальде, Басин, Марков, Уткин, который от старости певал песни в классе, вельможа Бруни – всё это были чиновники, а не учителя». С правителем Коканда Худояр-ханом художник так и не встретился.
Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом. Пресса писала о работах Верещагина как о значительном художественном явлении., т. е. музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос. Так как больше всего доставляют рабов Средней Азии несчастные, смежные с туркменскими племенами персидские границы, то удачи или неудачи охотничьих подвигов туркменцев в этих местах главным образом устанавливают цену на рабов в Хиве, Бухаре и в Коканде но иногда войны и неизбежные при этом обращения в рабство всех пленных, если они не мусульмане сунитского толка (в противном случае, захват и перепродажа всех рабов побежденной стороны), значительно и разом на всех этих рынках изменяют цены: в таких случаях человек идет за очень дешевую цену – за несколько десятков рублей иногда даже за 10 рублей. Но, с досадой заключал рассказ о своем первом творческом опыте Верещагин, «никому и в голову не могла прийти мысль, что ввиду такого расположения не худо было бы дать мне художественное образование». Он был резок в суждениях и мог сильно обидеть неравнодушных к нему людей. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле.
Даже всем известная картина «Апофеоз войны» помещена на то же место, где била рекорды музейной посещаемости серовская «Девочка с персиками». Панихида». Картину «Опиумоеды» Верещагин еще до открытия выставки подарил генералу Кауфману, чтобы таким образом отблагодарить его за внимание к своей персоне. В начале июля он разослал руководителям волостей письмо на русском и казахском языках, в котором говорилось: «В пределы волости вашей и соседственных с нею в скором времени прибудет господин Верещагин, путешествующий для ознакомления с бытом народа и изображения всего замечательного в рисунках Прежние работы этого путешественника известны». Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Схватка состоялась после ужина в рекреационном зале. После атаки. «Пришедши раз, довольно холодным днем, в календархан, — писал он, — я застал картину, которая врезалась в моей памяти: целая компания нищих сидела, тесно сжавшись, вдоль стен недавно, вероятно, приняла дозу опиума на лицах тупое выражение полуоткрытые рты некоторых шевелятся, точно шепчут что-то многие, уткнувши голову в колени, тяжело дышат изредка передергиваются судорогами».
Об экспозиции Верещагина благожелательно отозвался в «Санкт-Петербургских ведомостях» искусствовед А. И. Сомов. На картине запечатлен момент передышки после успешно отраженной атаки. Не знаю я, – отвечает он, – мы люди темные кто что посоветует, то и делаем сами видим, что нас обманывают, только чтоб сорвать селяу (селяу – подарок) да что же делать-то. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Из-за склонности к разгульному образу жизни Алексей Васильевич так и остался холостяком.
Рисовал сокола, но помнил, что птица была больше. И вот уже заведующий этим классом художник Гернер, довольный успехами новичка, авторитетно предсказывает: «Помяните мое слово – вы будете великим артистом». Статья Жемчужникова «Несколько замечаний по поводу последней выставки в С. -Петербургской академии художеств» интересна не только анализом представленных на ней полотен, но более всего постановкой злободневных вопросов художественной жизни, актуальных для молодых художников. узнали и толковали далеко по окрестностям. Но всё это он оценил позднее, получив возможность сравнивать корпус с другими учебными заведениями: «Не было грубости, черствости, солдатчины, заедавших старшие корпуса, по которым мы разъехались и которые готовили не людей в широком смысле или даже хороших военных, а только специалистов фронта и шагистики». Вероятно, они обсуждают успешное отражение вражеской атаки.
Было уже темно, когда нападающие пошли на штурм с хриплым ревом многих тысяч голосов и возгласами: «Аллах. », «Аллах. » В пробоинах и над гребнем стен показались головы противника. (Третьяковка также могла бы воздержаться от них в перенасыщенном пространстве залов. ) Но все эти познавательные и развлекательные составляющие экспозиции кажутся необязательными и даже лишними. Прусская военщина всячески возносила победителя французов фельдмаршала Мольтке и в особенности творца и вдохновителя прусской милитаристской политики, «политики крови и железа», канцлера Отто фон Бисмарка. Возвратившись с войсками в Самарканд, Кауфман начал кампанию устрашения. Оба были на волосок от гибели.
Летом Василий уезжает в Пертовку, рисует родных, окрестные виды. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Художник сумел передать дух феодального Востока, его кровавых деспотий.
Картина «Нападение врасплох» (1871) изображает нападение неприятеля на тот самый русский отряд в горной долине, за которым наблюдал с крутого обрыва бухарский дозор. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили – преследуют», «Забытый солдат». Мертвые, высохшие деревья на месте когда-то цветущих садов. Дружным Ура. А другой сорт рабов, который не поименован так обидно ни в одном учебнике, но который тем не менее представляет самый ужасный вид невольничества – матери, жены, дочери среднеазиатских дикарей, разве не испытывают медленного, но неотразимого влияния на их положение и судьбу кяфирских (кяфир – неверный) законов и всех кяфирских порядков. Третьяковская галерея сделала очередную выставку-блокбастер.
«Французы, – вспоминал Верещагин, – были с нами любезны, но, состоя после Крымской войны на верху славы, смотрели донельзя надменно, очевидно, только жалея нас и лишь допуская необходимость и для нас дышать, двигаться, жить». Их трупы вповалку лежат у крепостной стены. Впереди колонны — офицер, обнаживший саблю.
Прусский король Вильгельм стал теперь германским императором. Верещагин, описывая это авантюрное «дело», упоминал, что успешно отстреливался от настигавших его всадников из своего шестизарядного револьвера системы «смит-вессон». (Слово «артист» в то время было синонимом слова «художник». ). Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии.
Особенно впечатляет полотно Побежденные. Управление деревни сосредоточивается в руках старшины и казы (каза – духовное лицо, род судьи) должности эти не выборные, а по назначению и в большинстве случаев даже наследственные – так, мой приятель Таш, аксакал Ходжакента, наследовал должность от отца, который, в свою очередь, получил ее от своего родителя и т. д. При таком порядке управление, разумеется, чисто патриархальное в самом многозначительном смысле этого слова: аксакал и казы, на условии взаимного дележа, грабят народ и, сколько мне ни случалось слышать, людей честных в том смысле, как мы это слово понимаем, нелицеприятно, без взяток и поборов судящих и управляющих, между ними нет. После продолжительного разговора с Жемчужниковым Кобзарь записал в дневнике: «Как я счастлив был видеть человека, который искренне, нелицемерно полюбил мой родной язык и мою прекрасную бедную родину».
«Ваша выставка в Москве открылась уже две недели тому назад и толпа валит туда страшная», – писал художнику критик Владимир Стасов в 1874 г., когда Верещагину было 32 года. Как не огорчиться таким расколом и как не угадать виновников всей этой ереси. Непрост был его характер, вся его натура казалась сотканной из страстей. «А что погибло в пожаре старых, чудесной работы разных деревянных дверей, колонок и проч., то и вспомнить досадно. » — с раздражением писал художник.
Видимо тут то и кроется причина небольшого несоответствия размеров птицы. Об этой поездке сам художник не оставил никаких воспоминаний. Собралась толпа зевак. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника.
Однако этот случай не сделал Верещагина более осторожным и не заставил его отказаться от напрасного риска. Страдал от лихорадки и сын хозяина дома, где путники встали на постой. Но ее отголоски доходили до воспитанников в строгой дозировке и умелой интерпретации. Однако хлебнувший заграничной жизни кадет слушал восторженный рассказ родителей, по его собственным словам, «снисходительно».
Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. Там-то находится старинный Джанекент». убили. Но есть в этих нищих дервишах и импозантных стражниках и нечто общее.
Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Слова «удача» и «неудача» трактуются в этих полотнах с точки зрения противника — узбеков-сартов.
Верещагин сожалел, что не смог участвовать во взятии города. Эта утерянная картина имеет традиционную трактовку: английские солдаты казнят повстанцев во времена борьбы Индии за независимость от Британской империи. К дулу пушек привязаны мятежники. «Радость моя, сердце мое», – раздавалось со всех сторон.
На нее с любопытством ходили толпы народа. Самая значительная работа в туркестанской серии верещагинских картин — «Апофеоз войны» (1871–1872). Кульджинский хан, как и другие, установил военно-деспотическую власть. Но радость победы испытывают не все. Таким же степенным и колоритным, знающим цену жизни и смерти, был и Михаил Поспелов.
Верещагин не был одинок в подобных признаниях. Вместо подорожных денег властитель Бухары снабдил своего посла напутствием — «выпутывайся из этого, как сумеешь». Бухарская артиллерия была брошена на поле боя. Цены на людей, разумеется, различны, смотря по времени и большему или меньшему приливу «товара».
Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. носящий мундир и ружье.
Лица их были закрыты чалваном — густой черной сеткой из конских волос. Обращение к «малороссийской» жизни не было для Жемчужникова случайным. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. На поле боя видны тела убитых врагов, но редеют и силы обороняющихся. – описывал свой путь к Ильинской церкви в дневниках Верещагин.
Так имя художника Верещагина стало хорошо известным в высших кругах Российской империи. При этом незамужние женщины уходили в монастырь. Прежде всего войну. Кстати, художник никогда не стремился выписывать образы врагов шаржированно или гротескно. Ружей у них было мало. Публикуя репродукцию его работы «Дуэль после маскарада», «Листок» сопроводил ее статьей о Жероме.
Деревня Ходжакент расположена близ Сыр-Дарьи, в сотне шагов от нее дом, в котором я живу, стоит на берегу арыка (арык – канава), широкого, с высокими берегами, ведущего воду с полей к мельницам и потом в Сыр-Дарью. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Тем же приказом ему было присвоено звание «прапорщика ластовых экипажей». Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами.
Их автор аттестовался в «Художественном листке» как «молодой французский художник, обнаруживший разнообразный талант почти во всех родах живописи». Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Гора черепов и стая зловещих воронов в ужасающем «Апофеозе войны», посвященном автором «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Двор был освещен громадным нефтяным факелом, светившим сильным красным пламенем, которое придавало, вместе с темно-лазуревым звездным небом, удивительный эффект сцене. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима.
В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. («Шипка – Шейново, Скобелев под Шипкой»). Офицеры, а с ними казаки и пехотинцы, основательно засиделись в гарнизоне и у них, как говорится, руки чесались поучаствовать в каком-нибудь бойком «деле». Но вот смерть неожиданно настигла солдата.
Первые две роты формировались из представителей состоятельной аристократии, «белой кости». Верещагина обвиняли в «небывальщине», в «клевете на храброе туркестанское воинство». Душевное страдание и ужас обессилили его. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Выставки организовывал сам, эффектно их оформлял: картины вешал на красном бархате, расстилал перед ними восточные ковры, в залах звучала музыка. Появившись в храме, отец требовал подойти к нему учившихся в корпусе сыновей, ставил их рядом «по ранжиру», соответственно возрасту эта картина вызывала насмешливые взгляды и шуточки кадетов.
Признание кадета, по-видимому, вызвало полное одобрение Львова он пообещал: «Коли так, мы пойдем вперед», – и тут же дал указание Гернеру и Гоху по окончании курса рисунка незамедлительно перевести способного ученика «на гипсы». В России отношение к картинам Верещагина тоже было не однозначным. Однако Академию он не закончил. И тут уж кадеты не могли сдержать смех. Плавание на «Камчатке» преследовало не только учебную, но и практическую цель: надо было доставить во французский порт Бордо команду и оборудование для строившегося там русского фрегата «Светлана». «Возьми жизнь мою, – кричали ему, – она ничто перед одною твоею улыбкою» и т. п. Вот музыка заиграла чаще и громче следуя ей, танец сделался оживленнее ноги – батча танцует босиком – стали выделывать ловкие, быстрые движения руки змеями завертелись около заходившего корпуса бубны застучали еще чаще, еще громче еще быстрее завертелся батча, так что сотни глаз едва успевали следить за его движениями наконец, при отчаянном треске музыки и неистовом возгласе зрителей воспоследовала заключительная фигура, после которой танцор или танцовщица, как угодно, освежившись немного поданным ему чаем, снова тихо заходил по сцене, плавно размахивая руками, раздавая улыбки и бросая направо и налево свои нежные, томные, лукавые взгляды. «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», – заявил о Верещагине Репин.
Он загорелся намерением устроить большую «Туркестанскую выставку», первую такого рода, чтобы познакомить общественность со Средней Азией. Выразительны типы работорговца и богатого покупателя, седобородого старика. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. Теперь можно было практиковаться на «гипсах» в любую свободную минуту. И он написал — красками на холстах.
Там он обменял ковры на пшеницу. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Кауфман одобрил предложение и поручил Верещагину принять участие в подготовке выставки. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, – писал он, – я не любил товарищества, его гнета, насилия я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость». Комендант, не получая ответа от командующего, начал совещаться с офицерами гарнизона.
С помощью знакомых художников подвернулась возможность принять участие в иллюстрировании книги «История России в картинках». В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. А другой сорт рабов, который не поименован так обидно ни в одном учебнике, но который тем не менее представляет самый ужасный вид невольничества – матери, жены, дочери среднеазиатских дикарей, разве не испытывают медленного, но неотразимого влияния на их положение и судьбу кяфирских («кяфир» – неверный) законов и всех кяфирских порядков. Картина «Представляют трофеи» (1872) переносит зрителя ко двору бухарского эмира, кровавого деспота и тирана. В его тогдашних чувствах превалировали интерес к новым местам и туманно-неосмысленное желание «отличиться, воротиться ученым известным, храбрым офицером, может быть генералом. ». Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник.