Картини Рєпіна
Илья Ефимович Репин – биография и картины
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Кстати, лубочный «Тарас Бульба» Владимира Бортко показал возможность имперско-общерусского прочтения иГоголя иРепина уже впостсоветской ситуации. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Репин встречал их по средам. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Писал портреты, жанровые и исторические картины. Каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев и к сердцу каждого из них находят свою дорогу атаман Серко, писарь, судья, «Тарас Бульба» и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
7 знаменитых картин Ильи Репина
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Не доносчик ли.
Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
«Картина Репина «Приплыли»: о какой картине идёт речь и кто действительно её автор
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Возможно, желание написать подобное произведение появилось, когда художник увидел на Неве нарядных веселых барышень, собравшихся покататься в лодке и одетых в лохмотья утомленных бурлаков, приподнявших грязный канат, чтобы проходившие девушки не испачкали светлые платья.
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Берег Волги. Полотно Репина прекрасно вписывалось и вовторую и втретью интерпретационную логику. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14.
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Убийство свершилось.
Мир высокой мысли и действия, озаренный светом творчества: портреты писателей Л. Толстого, Л. Андреева, В. Гаршина, артистки П. Стрепетовой и композитора М. Мусоргского, химика Д. Менделеева и хирурга Н. Пирогова, художника Н. Ге и критика В. Стасова. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине.
- Картины Репина с названиями история создания, сюжет
- Картини Рпна з назвами, сторя створення, сюжет
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Загадочный Репин — 10 интересных фактов
- Мы пишем вам Картина Репина и ее подражания
- Русские художники: Репин Илья Ефимович
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Если вманифесте оликвидации российскими войсками Запорожской Сечи 1775года Екатерина Вторая провозглашала «истребление самого названия» запорожцев как «оскорбляющего Наше Императорское Величие», тоуже кзакату XIXвека имя сие, освящённое, среди прочих, повестями Гоголя, невызывало имперского раздражения.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. копия черновика письма, автором которого был кошевой атаман Иван Сирко.
- Все Картины Илья Репин по алфавиту
- Путешествие по России: Самарская область
- «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
- «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Мне минутами становилось страшно. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
- «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
- Картины Репина (фото) с названиями
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Краткая характеристика творчества
- «Садко в пдводному царств» (1876)
- «Жебрачка» (Двчинка-рибалка) (1874)
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). На время Репин перестал творить и впал в депрессию. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В этих изменениях немалую роль играло искусство.
- Самое интересное в виде мозаики
- Историческая подоплека – переписка султана и казаков
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». По своему сюжету «Бурлаки на Волге» — это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. Версия жепервая, «менее достоверная», была закончена в1891году. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Там он и умер в 1930 году. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Регулярно участвовал в выставках передвижников.
Репин стал очевидцем казни народовольцев. Ктому жесам Маркс в «Хронологических выписках» сочувственно упоминал о «козацкой республике».
Работал весь день, не замечая времени. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. М. Бунакову.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Много учился на написании портретов близких и друзей. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году.
Среди его натурщиков, послуживших прототипами запорожцев, были историк Д. Яворницкий (писарь) и кучер Тарновских (щербатый и одноглазый казак Голота), артист Ф. Стравинский (есаул) и обергофмейстер камергер Г. Алексеев (сидящий на бочке), профессор А. Рубец («Тарас Бульба») и отставной поручик (казак с бандурой и картами), художники Я. Ционглинский (в золотистой куртке) и Н. Кузнецов («Остап»), военный юрист А. Житкевич («Андрей») и старичок, повстречавшийся на Александровской пристани. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Чорт ти, виа твоя морда. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Мир борцов за свободу, революционеров, вступивших в схватку с царизмом, предстает в картинах «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью», «Арест пропагандиста», «Сходка революционеров». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Мастер трудился над масштабным шедевром (203358 см) с 1880 по 1891 г., находясь в г. Днепре, Санкт-Петербурге и на Кубани, а ещё гостя в имении Качановка Черниговской губернии.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Собственно, в1923году в «Красном перце» была напечатана карикатура «Большевики пишут ответ Керзону». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Злякано дивиться на незнайомого чоловка двчинка (коли його забрали, вона була занадто мала бо забула свого батька), сповнен подивом оч дружини, що сидить бля рояля.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». И одной из наиболее прославленных работ живописца, где переплелись легенды и современность, стала картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Воронежский художник Лев Соловьёв (на фото) известен мало.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Для многих просвещённых русских людей, опять же, под влиянием Гоголя (кстати, вынужденного переписать «Тараса Бульбу» таким образом, что «малороссийский» патриотизм уступил втексте место «общерусскому»), запорожские казаки были частью большой русской истории, вкоторой особо охотно подчёркивались антипольские иантитурецкие коннотации.
Над нею Рпн впритул працював три роки, наполегливо шукаючи найбльш виразну композицю вражаючий типаж. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Репин считал сам эту картину красивой. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Он идет прямо к матери. Не туда заехали». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). «Ти, султан, чорт турецький, i проклятого чорта син брат, самого Люцеферя секретарь. Эта история получила название «бунт 14». Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. У картинах «Вдмова вд сповд» (1879-85), «Не чекали» (1884), «Арешт пропагандиста», 1880-92 тема ця втлена з небаченою масштабнстю смливстю. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Стасов присылает ему все, что он просит. Всоветский марксистско-ленинский нарратив «Письмо» вписывалось ещё лучше.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Художник зобразив революцонера, вернувся в рдний дм з заслання.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Репин никуда не делся.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Пятый факт.
Этюд получился превосходный. " – нет слова более животворного для искусства, чем это краткое слово.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Когда Репин писал Крамскому: «я ваш», в Петербурге заканчивался знаменитый «Процесс 193-х» — «дело о революционной пропаганде в империи».
Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. Вперед, так как искусство только тогда сильно и действительно нужно людям, когда оно шагает с ними в ногу, когда оно «объясняет жизнь», помогая человеку понять себя и происходящее вокруг. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Рпну вдалося поднати умовнсть картинно форми з дивовижною натурно переконливстю.
Скорее наоборот, оно казалось забавным напоминанием обимперском разнообразии, поддерживало приятный антитурецкий сентимент идаже согласовывалось сидеей «большой русской нации». Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Среди них имелась и датированная XVIII ст. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Якiй ты в чорта лицар, коли голою сю ежака не вбъешь.
Алегенда обэгалитарности запорожского сообщества будто воспроизведена втом, что нахолсте предстали «наравных» иколлекционер Василий Тарновский иего кучер (образ казака Голоты). Изучебников имарок онпреспокойно перепрыгнул вфильм «Вбой идут одни старики», получив там дополнительную патриотическую легитимизацию.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Пестрые, звучные оттенки колорита подчеркивают впечатление озорного веселья, смелости, молодечества запорожцев. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Но действительность жестоко била по благородным и юношески-наивным порывам одиночек и под этими ударами выковывались новые, другие люди — не сострадатели, а борцы, которых русский фараон Володя Ленин впоследствии назвал «блестящей плеядой революционеров семидесятых годов».
Каждый персонаж переживает что-то своё. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. На моих друзей она производила то же впечатление. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ».
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.
Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Для Екатерины Второй, видевшей себя просвещённой абсолютистской государыней, Запорожье было «вредным скопищем всякого сброда». А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Написана картина была в 1870-х и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Она была закончена только в 1891 году. Це зроблено майстерно. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. А пожилой пастырь улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. » Поражает не столько сам сюжет, сколько переданное мастером изумление и эмоции на лицах участников встречи. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. «Более достоверная» версия так и небыла завершена, сегодня она находится вХарьковском художественном музее. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Называется полотно «Монахи. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Репин начал писать в1880году, под впечатлением отколоритной легенды обантиосманской выходке сечевиков воглаве сИваном Серко. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Мир нужды, бесправия и гнета — такой была Российская империя и такой показал ее художник в картинах «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранцев», «Крестный ход в Курской губернии» и других. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Официальные круги посчитали ее откровенным вызовом российской монархии и сняли с экспозиции. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Возвращается в Россию летом 1876 года. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Так ли это – судить зрителям. Не будешь ти i свиней христiанських пасти.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. С полным правом эти слова можно отнести и к Репину, его творчество — это миры. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.
Вперед, так как жизнь не стоит на месте. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Свиняча ти морда, кобыляча са, рiзницька собака, нехрещений лоб, ну и. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
О чем эта история. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Сам факт императорской покупки представляется чрезвычайно любопытным. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Кто только не прошел через мастерскую Репина.
Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Про Льва Толстого писатель Максим Горький как-то сказал: «Толстой — это целый мир». Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Эти «берущие за душу» картины несомненно стояли перед глазами тех, кто уходил тогда «в народ», чтобы нести туда свет правды и знания.
С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Репин дважды подавал прошения об отставке. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Судьбы детей Репина сложились по-разному. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Вперед, так как движется, неустанно меняясь, человеческий разум. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Репинский писарь написан сДмитрия Эварницкого (Яворницкого) историка запорожского казачества, которого нераз упрекали в «недостаточной» научности его изысканий, но, пожалуй, никто немог быупрекнуть вотсутствии стремления вжиться вказачество, воспроизвести казачество вмелочах (например, водворе домика Яворницкого, заведовавшего краеведческим музеем вЕкатеринославе, было свое, пусть иочень небольшое, Дикое поле– клочок нетронутой землепашеством степи, служившей когда-топространством «казацкого промысла»). Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Картину, которую народная молва приписывает Репину (вы ее видите в начале поста), создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919).
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Л. Н. Толстого». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В трагедии самодержца, поразившего в гневе и ярости собственного сына, художник увидел ситуацию безграничной власти деспота и неминуемого возмездия за безвинно пролитую кровь именно так воспринимали и переживали картину современники и свидетели жестоких расправ царизма с революционерами.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Наиболее полное и художественно абсолютное выражение получил он в широкоизвестной картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Третьяков»109. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Первый факт. "Вперед. Перед нами – низка персонажв, кожен з яких – самостйна портретна ндивдуальнсть. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
И вот уже перед нами не царь, а отец. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Все заняты. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Видимо, втом числе ивот таким образом, Репину для его полотна охотно позировали нетолько коллеги-художники, но игенерал Михаил Драгомиров (образ Серко). Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Це коло самотнього фанатизму експресивно окреслене светотеневыми контрастами (особливо в «Не чекали») найзначнше твр на революцйну тематику.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Вэтом контексте неудивительно, что Остап Бендер обратил внимание именно наэту картину Репину ипредлагал её актуализировать вформате «Большевики пишут письмо Чемберлену». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Америка—Франция—Россия. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Она ушла из жизни в 1931 году55. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. По многим музеям мира разошлись многочисленные этюды, эскизы, рисунки к «Запорожцам»: эскиз картины — в Третьяковской галерее, первый вариант — в Харьковском художественном музее, основная картина — в Русском музее в Ленинграде. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Картины Перова, Мясоедова, Максимова будили возмущение «свинцовыми мерзостями русской жизни» будили они и сострадание и любовь к обездоленному люду. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Казалось, она спит. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Для него важно показать всю сложную гамму чувств, владеющих заточенной в монастырь царевны, ее гнев и неистовое желание отомстить. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Распроноб твою мать. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Смутная какая то байка и версия, но уже устойчиво бродит по интернету. От так тобi Запоржцi видказали, плюгавче. Але перш нж в 1873 роц художник виде з Рос, вн випробу свй перший справжнй успх, повязаний з появою на виставц в березн 1873 року картини «Бурлаки на Волз».
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
За окном летний день. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Публике картина понравилась. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Жил в Москве и Петербурге последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области).