Картины Добужинский Мстислав Валерианович

Галереи, серии картин, портретов

Еще мальчиком он много читал, полюбил и внешний облик книги, с особым интересом относился к иллюстрированным журналам, рисовал карикатуры, виньетки, сочинял шрифты. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Участвует в выставках с 1902. В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Дж.

Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Член объединения «Мир искусства». Различны и системы иллюстрирования.

  1. Картины — Добужинский, Мстислав Валерианович
  2. Добужинский, Мстислав Валерианович
  3. Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  4. Добужинский Мстислав Валерьянович
  5. Добужинский Мстислав Валерианович
  6. Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)

Умер Добужинский в 1957 году. Какой-то немецкой кажется вся книжка. Фокин), Мамзель Анго на музыку Лекока (1943, Нью-Йорк, Балле тиэтр, балетм. Для творчества Д. характерны стилизация, декоративность. Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве.

В 1902–1909 служил в Управлении водных путей и шоссе Железнодорожного министерства. В этой работе художник вернулся к знакомой теме: провинция 30-х годов XIX века, — но на этот раз мягкую улыбку сменили сатира и гротеск. Но уже первые выступления принесли ему известность.

  1. Городские пейзажи художника Мстислава Добужинского
  2. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович
  3. ДОБУЖИНСКИЙМстислав Валерианович
  4. Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев
  5. Мстислав Валерианович Добужинский

Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. В дальнейшем занимался в основном сценографией, оформлял спектакли для Метрополитен-Опера, других театров Америки и Европы в их числе балеты «Русский солдат» («Поручик Киже») на музыку С. С. Прокофьева (балетм. Художник писал: «Во мне по-новому утвердилось и жившее с детства какое-то родное чувство к монотонным казенным зданиям, удивительным петербургским перспективам, но еще острее меня теперь уколола изнанка города».

Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Гимназию окончил в Вильне. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ».

  1. Добужинский Мстислав Валерианович – художник, арт-критик, масон
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  4. Западноевропейская и антикварная живопись
  5. Декоративно-прикладное искусство
  6. Все Картины Мстислав Добужинский по алфавиту
  7. Словари и энциклопедии на Академике

Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Их издательство собиралось использовать для воспроизведения на художественных открытках. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга».

Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка».

М. М. Фокин) для Русского балета С. П. Дягилева. И. Н. Хлюстин). М. М. Фокин, 1942), «Ballet Imperial» на музыку П. И. Чайковского (балетм. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. В 1902 рисовал карикатуры для сатирического журнала «Шут». В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Н. Тынянова "Подпоручик Киже" и использовал для балета музыку Прокофьева.

Хачатуряна к балету Гаянэ (1951, Париж, труппа Гран балле дю марки де Куэвас, балетм. Шопена (1932), Раймонда (1933), Спящая красавица (1934) Щелкунчик (1949, Лондон, Сэдлерс-Уэллс), Балле эмпериаль на муз. Как и многие художники «Мира искусства» Добужинский оформлял спектакли труппы Дягилева. Что здесь иллюстрировать. То растерянно шарящий что-то в кармане, то трясущийся с подгибающимися коленями, он всюду на переднем плане. С тех пор его творческие успехи связаны с театром.

  1. Книжная графика и театрально-декорационные работы Добужинского
  2. Рисунок акварелью собирателя открыток
  3. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  4. Общееколичествопросмотровстраницы
  5. Мстислав Валерианович Добужинский 295

Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Старая Литва» прошла в Минске (Национальный художественный музей Республики Беларусь) и в С. -Петербурге (ГРМ, 2009). Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). Благодаря особенностям композиции, многие его городские пейзажи, ставшие сейчас бесценнымантиквариатом, не воспринимаются как бытовые, а скорее, как символико-фантастические. Художник писал в своих воспоминаниях о своем интересе к «изнанке» города, особенно Петербург поразил его после двухлетнего пребывания за границей, Мстислав Валерианович учился в Мюнхене, тогда этот город был одним из крупнейших европейских центров художественного образования: «я рисовал Питер, его «уголки», — писал Добужинский, – «красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало.

Книжку украшают пять рисунков, начертанных беглыми, прихотливыми и отрывистыми легкими линиями. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену.

Картины — Добужинский, 
Мстислав Валерианович

В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Здесь Добужинский дает образец столь распространенного тогда условно-символического рисунка определенно иллюстративного задания. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Дягилева.

Контрастов черного и белого нет. В 1919–1921 оформил спектакли: «Дантон» Ш. Левберга, «Разбойники» Шиллера, «Макбет» и «Король Лир» Шекспира – для БДТ в Петрограде, «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского – для московского Малого театра и др. Лучшие из них – русская и европейская классика: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон Жуан» В. -А. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность.

Начало». Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». Много лет рисовал фантастические пейзажи на тему «Городские сны». В Нью-Йорке же были изданы две последние книги с иллюстрациями Добужинского, это «Левша» Лескова и «Слово о полку Игореве». Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. Работал для кинематографа исполнил декорации к фильмам «Пиковая дама» Ф. Оцепа (совм. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи.

Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). В 1925 работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 – для парижского театра Никиты Балиева «Летучая мышь». Его иллюстрации — настоящие шедевры отечественной книжной графики.

Замечательны сами приемы графики. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). Живёт в Нью-Йорке. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея.

По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. По окончании университета (1899) женился на пианистке Елизавете Осиповне Добужинской, урожд. Скупой рыцарь» усердно украшен.

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»). Участвовал в организации Большого оперного театра и стал заведующим художественной частью. К тем же годам относятся и первые поездки за границу — в Германию и Швейцарию. В 1910-е сотрудничал в литературно-художественном кабаре «Привал комедиантов», любительском театре графини Шуваловой, кукольном театре Ю. Л. Сазоновой-Слонимской. А. А.

Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Портрет К. А. Сюннерберга (Эрберга)», 1905, ГТГ).

Л. Ф. Мясин), Кавказский пленник на муз. Портрет города и горожан», «Неоклассицизм в России», «Дягилев и его эпоха», «Два века русской литографии», «Издания Общины святой Евгении», «Дягилев. Первый рисунок играет роль фронтисписа. На выставках с 1902 г. Входил в объединение Мир искусства (с 1904 по 1910 – член Союза русских художников). Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. В 20-е годы Мстислав Валериевич особенно плодотворно работает в книжной графике.

Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Необходимо отметить еще значение концовок. Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Участвовал в оформлении постановок Русских сезонов СП.

Матэ, а также в Мюнхене. Плоскость листа строго блюдется. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ.

Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность. С 1929 Добужинский – ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков — в Литву.

Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. В 1914 оформил балеты «Бабочки» Р. Шумана и «Мидас» Л. П. Штейнберга (балетм. Шумана (1914, костюмы Л. С. Бакста, Русский балет Дягилева, балетм. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия».

Часть из них была представлена на выставке «Мстислав Добужинский: от Литвы до Америки» в Москве (галерея «Наши художники», 2007–2008). Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. Баланчин), Русский солдат на муз. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Местами кое-где введены небольшие пятна черного.

Пусть этот выбор не покажется странным. В том же году уехал с ней в Мюнхен. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. «Человек в очках» (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике.

Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Реже обращался к портрету («Человек в очках. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Но его особенно привлекал другой Петербург.

В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским солдатам второй мировой войны». Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. Большое количество работ художника было приобретено российскими коллекционерами. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917). В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа.

Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909 «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др. Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть «художником города». В 2007–2009 выставка «Мстислав Добужинский. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Произведения из наследства сына» (Парижский аукционный дом Le Roux-Morel Mathias Baron Ribeyre et Associes июнь, ноябрь 2005, март 2006). Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы.

В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского "Ревизора". В октябре 1918 был назначен ученым хранителем Эрмитажа. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. Публиковал работы в журналах «Мир искусства» (1902–1904), «Художественные сокровища России» (1903), «Золотое руно» (1906–1908), «Аполлон» (1909–1915), «Сатирикон» (1908–1910), в альманахах «Белые ночи» (1907) и «Шиповник» (1907–1908) и на открытках Общины св. Но уже примерно с 1916-1917 гг.

Начать мы решили с Мстислава Добужинского. Прокофьева (1942, Бостон, Балле тиэтр, балетм. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Ж. Скибин) и др. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь.

Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909). Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Под ней — сердце между белых крыльев. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку.

Книги с его иллюстрациями в последующие годы многократно переиздавались. Так всегда. Добужинский никак не комментирует свой рисунок, но зрителю ясно: только что в этом месте произошло заранее спланированное властью кровопролитие. С 1939 жил и работал в США.

Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». загадочных приключений «Ночного принца». Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского «Ревизора». Н. Зверевым) – Сильфиды на муз.

Наарт-рынкеособым успехом пользуются эскизы Мстислава Валериановича к театральным постановкам, а поклонники творчества Добужинского могли с 28. 03. 12 по 31. 05. 12 в московской галерее «На Ленивке» видеть двести работ художника, объединенных под названием «Семейный альбом». Но уже первые выступления принесли ему известность. В летние месяцы занимался в школе Ш. Холлоши в г. Надьбанья в Венгрии. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек.

Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. В 1900–1910-е много ездил по городам России и Западной Европы, неоднократно посещал Италию (позже выпустил со своими иллюстрациями книгу «Воспоминания об Италии»). Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. Евгении — о создании серии графических работ, посвященных петербургским пейзажам.

Эта эпоха неисчерпаема. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Восстанавливает ли Добужинский, следуя общему увлечению прошлым, захудалый русский городишко 30-х годов ХIХ в. или грезит о гигантских постройках будущего, где на фоне бесконечных стен сплетаются щупальцы чудовищных машин.

Каунас). Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943).

Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Работал в области архитектурного пейзажа (Уголок Петербурга, 1904, ГТГ) исторической живописи, портрета (Человек в очках, 1906), а также как иллюстратор (Казначейша М. Ю. Н. Тынянова «Подпоручик Киже» и использовал для балета музыку Прокофьева. С 1901 года Добужинский входит в "Мир искусства". "Человек в очках" (1906, ГТГ) — одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики.

Город во многих произведениях мастера — это своеобразная арена, на которой ведется жестокая борьба за место под солнцем. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Начавшаяся война не дала художнику возможности вернуться в Каунас.

Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Кое-что было сделано для «Детского альманаха».

Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Моцарта, "Гамлет" и "Король Лир" Шекспира. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями.

Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. Особенно ярко творческая индивидуальность Добужинского видна в его городских пейзажах. В Париже проходят его персональные выставки. В иллюстрациях показано самое интересное в сказке, все то, что ребенок хотел бы увидеть изображенным.

Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Сотрудничал в юмористических и сатирических журналах. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна.

Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Байера (1914, антреприза А. П. Павловой, балетм. 2-го концерта для фп. С блестящим знанием быта и чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда.

(Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу).

Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). С 1924 г. жил в эмиграции.

Ч. Вейдман, 1949). Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. В 1923–1924 гг. Создавал картины на исторические темы: «Петр Великий в Голландии» (1910, ГТГ), «Провинция 1830-х» (1907–1909, ГРМ). Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него.

Об этом периоде его жизни не многие знают. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957. Волькенштейн (1874–1965). с Н. В. Ремизовым, США, 1946) и др.

Он с большим успехом занимается оформлением спектаклей в Каунасском театре. Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования.

Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Декорации Д. отличались живописным мастерством, чувством стиля. Н. де Валуа, Д. Яншиным, М. Рамбер и др. Иллюстрация тесно связана с той эпохой, в которую она возникла и с той общественной группой, для которой предназначалась.

Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Весной 1919 вернулся в Петроград, где пережил смерть дочери Веры (1901–1919). На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Например, в акварели «Старый домик» контраст старых и новых домов воспринимаются, как контраст старого и нового, одухотворенного и бездушного, причем, симпатии художника принадлежат уходящему, более человечному времени.

с Анненковым, Франция, 1937), «Опозоренная женщина» и «Странная женщина» Р. Стивенсона (оба – совм. П. Пикассо, Ж. Брак, А. Матисс, А. Дерен, Ж. Руо, М. Утрилло активно сотрудничают с антрепризой Дягилева. Исполнил иллюстрации к книгам: «Барышня-крестьянка» (1919) и «Скупой рыцарь» (1922) А. С. Пушкина, «Чудесная жизнь графа Иосифа Бальзамо де Калиостро» М. А. Кузмина (1919), «Роза и Крест» А. А. Блока (1919), «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1921), «Тупейный художник» Н. С. Лескова (1922), «Петербург Достоевского» Н. П. Анциферова (1923), «Белые ночи» Ф. М. Достоевского (1923) оформил детские книжки: «Свинопас» (1917) и «Принцесса на горошине» (1918) Г. Х. Андерсена, «Три толстяка» Ю. К. Олеши (1925 1928), «Бармалей» К. И. Чуковского (1925), «Примус» О. М. Мандельштама (Пг., 1925). И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Благодаря экспозиции в галерее «На Ленивке», уходит привычный отстраненно-холодноватый образ художника, появляется возможность гораздо лучше понять его внутренний мир. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.

тот же), Фея кукол муз. Великий русский график, театральный художник. В 1957 году Добужинский ушел из жизни.

Правда, его трудно назвать певцом парадного Петербурга. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова.

Штейнберга (1914, костюмы Бакста, там же, балетм. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть».

В 1907-1908 годах он оформил спектакли в Театре Комиссаржевской и Старинном театре, его декорации очень понравились и вскоре его пригласили в МХАТ оформить спектакль по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Баланчин, 1941, 1945), «Кавказский пленник» А. И. Хачатуряна (1957), оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (1947) и «Хованщина» М. П. Мусоргского (1950), опера-балет «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (балетм.

В 1938 по приглашению М. А. Чехова выехал в Лондон для работы в его школе-театре. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. М. М. Фокин), Мидас на муз. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера.

Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера "Ночной принц" (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета.

Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Наша задача скромнее. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Первые опыты Д. в области балетного театра – Бабочки на муз. Евгении (1902–1910).

Вскоре по приглашению режиссера Михаила Чехова он уезжает в США оформлять спектакль «Бесы». На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. В 1935 с труппой каунасского театра уехал в Англию. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать.

Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. с оркестром Чайковского (1941, Американ балле караван, балетм. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении.

Умер Добужинский в 1957 году. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Родился в семье офицера.

Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 – 1887), в школе Антона Ашбе и у Шимона Холлоши (Мюнхен, 18991901). Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие.

И вот уже французские гении пытаются не отстать от их русских коллег. В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Моцарта, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги.

В 1901 посетил Венецию и Париж. Преподавал в мастерских бывших ЦУТР (1917–1919) и ИАХ (1919–1923). Иллюстрации же рисует редко. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. В 1947 написал либретто и исполнил эскизы декораций к балету на музыку 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича.

Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения.

Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Коллекция Русского музея обладает значительным собранием произведений мастера. Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Внизу — песочные часы и черные крылья.

В первые советские годы участвовал в оформлении уличных празднеств в Петрограде (украшение фасада Адмиралтейства к 1-й годовщине Октября оформление массового спектакля Ю. П. Анненкова «Гимн освобожденному труду» 1 мая 1920 у здания Фондовой биржи и др. ). Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. В 1939, за несколько дней до начала войны, переехал с труппой театра в США. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1885-1887), мастерской живописи и рисования Л. Е. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей.

Иллюстрировать эту длинную повесть, в 26 главах, о многочисленных приключениях великого мага XVIII в. таким же образом, как небольшие рассказы Ремизова или Ауслендера, было бы очень сложно и затруднительно. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Этим занималась Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере». Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Дж. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует.

Сейчас они являются предметом «охоты» многих любителейантикварной живописи. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Лермонтова, 1913 Белые ночи Ф. М.

На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда.

Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. В созданных в 1903 годустаринных картинах«Двор», «Город», в 1904 — «Вырубленный сад», «Уголок Петербурга» уже видна неповторимая манера художника, его взгляд на город, в котором объединялась и любовь к Петербургу и отображение его жесткой и суровой силы.

Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. С 1901 года Добужинский входит в «Мир искусства». И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. В это же время он создает графический цикл к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина. По возвращении в С. -Петербург вновь не смог поступить в ИАХ и стал неофициально посещать академическую мастерскую В. В. Матэ, под руководством которого изучал гравюру.

Оформил балеты: в Каунасе (Т-р оперы и балета, все пост. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца.

Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера «Ночной принц» (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета.

Тем интереснее будет эта тема. Дмитриева-Кавказского (1895-1898) и у В. В. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу.

Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Работал в смешанной технике – акварелью, пастелью, гуашью, тушью, карандашом. Для открытых писем издаваемых Общиной св. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ – декорации к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К. С. Станиславского. На ней были представлены портреты детей, жены, наброски домашних интерьеров.

Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Для открытых писем издаваемых Общиной св.

В рисунках к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Достоевского, 1923). Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». В рисунках к "Барышне-крестьянке" (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Таким видел Добужинский современный ему Петербург.

Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Сотрудничал также с балетм. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях.

Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. О ней можно писать тома.

Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию. В последнее время работы Добужинского участвовали в выставках Русского музея и опубликованы в каталогах, в том числе: «Символизм в России», «Санкт-Петербург. Он отказывается от внешней завершенности рисунка, делающей его похожим на чертеж и тяготеет к более свободной и прихотливой узорчатости, к линии прерывистой извивающейся, к легким, почти воздушным очертаниям, к капризной игре контрастами пятен. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника — оформлении сказки Андерсена "Свинопас" (1917). Он создает иллюстрации к сказкам Андерсена, «Бедной Лизе» Карамзина, «Белым ночам» Достоевского, «Тупейному художнику» Лескова. С 1907 оформлял драматические спектакли для петербургских и московских театров: «Лицедейство о Робине и Марион» А. де Аля для Старинного театра (1907), «Бесовское действо» А. М. Ремизова (1907) и «Франческа да Римини» Г. ДАннунцио (1908) для театра В. Ф. Комиссаржевской, «Петрушка» П. П. Потемкина (1908) для театра «Лукоморье», «Месяц в деревне» (1909), «Где тонко, там и рвется» (1911), «Нахлебник» и «Провинциалка» (1912) И. С. Тургенева, «Николай Ставрогин» (1913) и «Село Степанчиково» (1917) по Ф. М. Достоевскому – для МХТ.

.