Картины Фешина
Далее мы разберем, как и где продать картину Фешина. Фешин преподавал в художественных классах галереи Стендаля, а на заработанные от продажи картин средства он смог позволить себе приобрести большой дом в Голливуде. Удивительной для Фешина стала и судьба картины «Дама в лиловом».
Художник Фешин Николай Иванович — картины, биография, выставка работ с названиями
Художник выбрал сюжетом акт убоя скота. Он совмещает различные обязанности: обучает живописи и рисунку, руководит натюрмортным и натурным классами, организует выставки. Н. Сапожникова, учившаяся в Париже у Ван Донгена, прибегала к этому приему.
Фешин, обычно немногословен, больше слушал изредка вставлял короткие реплики. Особое значение в жизни и творчестве Фешина занял его родной город Казань. А тем временем продолжалось паломничество учеников в Москву, к «святым угодникам»: Пикассо, Матиссу, Дерену.
Но все же главным местом в Америке для художника стал Тaoc. Надо зарабатывать деньги. Как-то возник разговор об использовании в портрете плоскостного фона. Фешин — художник во многом парадоксальный. Очень образованная, талантливая девушка.
Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке». Тем не менее Фешин продолжал эксперименты. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом84. Остаток жизни Фешин провёл в одиночестве, переписываясь с дочерью, которая изредка навещала его.
Как-то сразу образовался тесный кружок единомышленников собирались художники, рисовали, спорили об искусстве поэты читали стихи. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. Согласно семейной легенде, приводимой Фешиным в «Автобиографии», медики посоветовали родителям молиться о чуде отец, хорошо известный в среде духовенства, договорился, чтобы домой принесли из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери.
Репродукции картин Фешин Николай
Не задерживаясь подолгу у картин, ходили мы, студенты, по залам. Двухэтажный дом отстраивался заново в течение семи лет. Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской. Несмотря на то, что декоративно-прикладным искусством (резьбой по дереву, керамикой, металлом) Фешин занимался для себя, тем не менее, его работы в этой области являются развитием того направления в русском декоративно-прикладном искусстве, которое обозначили мастера Абрамцева и Талашкино. Художник быстро влился в творческую жизнь Нью-Йорка. Помимо этого, он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки.
Ия была балериной. В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас.
Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. На этом настоял отец, желавший, чтобы сын стал художником. Навсегда покидая Россию, Фешин оставил на хранение в музее большемерные полотна «Обливание», «Портрет отца» и «Бойня», а множество набросков и этюдов остались у родственников жены и были приобретены казанским музеем в 1970-е годы стараниями Г. А. Могильниковой. Мемориальные выставки состоялись в Казани, Кирове, Ленинграде и Москве (1963/1964), а в 1976 в Казани и Ленинграде прошли выставки работ из собрания СССР и США.
Экспедиция Американской администрации помощи в Советскую Россию во время голода 1921 года» также упомянут этот факт и приведены суммы гонораров: «ему заказывали свои портреты за 250 000 рублей или 50 долларов за каждый». Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят.
Николай Фешин картины с названиями
Процесс важнее результата, вот таким образом работы часто не закончены либо «как бы» не закончены создание произведения не останавливается во времени и свершается на глазах. В течение последних трех лет представленные произведения реставрировались в ВХНРЦ. Да, он мог работать и на угоду публике, учитывая вкусовые предпочтения покупателей, поскольку содержание поместья в Таосе, расходы на лечение заболевания легких (по официальной версии из-за этого он, наверное и вынужден был покинуть Россию) требовали немалых средств. С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. Куинджи за картину «Черемисская свадьба», в 1909 г. – звание художника и право пенсионерской поездки за границу. Скорее, это было стремление к благоприятным условиям для творческой самореализации. Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, — портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США). С 1918 года Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей (в рамках ленинского плана монументальной пропаганды49), которые не слишком удачны, поскольку его портретное искусство было зависимо от натурного импульса.
С 2017 года картина находится в собрании Русского музея в Петербурге, став первой работой Н. Фешина «американского периода» в собрании музея63. Рахматуллина). Из произведений живописи таосского периода Николая Фешина к выдающимся можно отнести «Танец Кукурузы» («Corn Dancer», частная коллекция США) изображающий популярный среди таосских художников сюжет ритуального индейского танца, «Пиетро» («Pietro», между 1927 и 1933 г. г. Сб. Уход Репина из Академии оказался толчком для раскрытия фешинской индивидуальности.
Рекорды продаж, цена картин Фешина
Российские искусствоведы особо выделяют портреты отца, жены Александры и дочери Ии, привлекающие «естественностью и свежестью образов». По словам дочери, взявшей на себя хлопоты по сохранению его наследия, Николай Иванович Фешин всегда помнил о Родине и всегда подчеркивал, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, юности и зрелого творчества в России. Дочь (ей исполнилось 19 лет) не захотела оставаться с матерью, Николай и Ия Фешины уехали в Нью-Йорк. Напомним, что уже в конце 1900-х годов в Мюнхене его портрет «Дама в лиловом» был отмечен золотой медалью. Фактура живописной поверхности отныне включалась Фешиным в арсенал художественных приёмов24.
В 1909 году Фешина наградили премией Куинджи, в 1913 г. — орденом св. Фешина вновь спасло искусство. В 2000-е годы исследованием наследия Фешина занимается Галина Петровна Тулузакова (ГМИИ РТ), защитившая о нём диссертацию94 издавшая в 2007, 2009 и 2012 годах альбомы-каталоги его творчества, включающие самую подробную на русском языке биографию художника и обстоятельный анализ его творчества и отдельных произведений. Отдушиной стало рисование. В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в Институте Карнеги (Питтсбург, США), где её приобрёл финансист Уильям Стиммел, начавший с тех пор целенаправленно собирать коллекцию произведений Н. Фешина26Прим 2.
Несколько важных для раскрытия темы строк об организации Аmerican Relief Administration. Судьба замечательного русского художника Николая Ивановича Фешина (1881 – 1955) сложилась подобно судьбам многих его соотечественников, которые по разным причинам, в силу тех или иных обстоятельств, вскоре после Октябрьской революции 1917 года оказались на чужбине. Тем не менее, по фотографиям были созданы портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого (утрачен) и А. В. Луначарского. Семья Фешиных объездила половину Америки в поисках подходящего варианта, но все было не то. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. «Архитектурное наследие Русского Зарубежья. Впоздний период переселился врайон Лос-Анджелеса. Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя.
В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год). («Николай Фешин и Таос. Дульский же в 1921 году издал первую биографию Фешина, содержащую также анализ его живописи. Студий в доме было две – в одной хозяин писал картины, в другой работал по дереву. Работа вызвала неприятие немецкой публики и пренебрежительные отзывы критиков.
Как оценить и продать картину Фешина
Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Порке (1926), были крайне важным этапом. Фешин часто работал в мастерской Надежды Михайловны и не раз писал ее портреты. Вплоть до своей смерти в 2002 году она была хранительницей созданного ею музея Николая Фешина.
Прихожая с печкой. Русско-американский художник, талантливейший ученик Ильи Репина – Николай Фешин (1881-1955) в России стоит в одном ряду с выдающимися мастерами Серебряного века. В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И потому, что в Казани прошло его детство и потому, что любовь к отцу он пронес сквозь всю жизнь – даже в Америке по памяти рисовал его портреты и потому, что он был молод и полон сил и потому, что в Казанской художественной школе была уникальная атмосфера. Известный театральный режиссер А. Д. Попов в 1911—1912 годах учился в Казани.
- Дом-музей Николая Фешина в Таосе
- Николай Фешин: художник двух континентов
- Перипетии судьбы художника Николая Фешина – гения портретного жанра, которого спасла от смерти чудотворная икона
- Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Фешин Николай Иванович (1881-1955)
С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе и после Европы возвращается в родной город. Основной строительный материал – адобе, кирпич, сработанный из высушенной на солнце глинистой земли и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием «терра байета». Имел сенсационный успех как светский портретист. Собственноручно изготовлена и мебель в стиле российских народных традиций. Следующий период творчества Фешина связан с США.
Очень любил музыку и хотел учиться играть на рояле. Художник путешествовал поЯпонии, побывал нао. Ява. Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру. Из Индонезии художник поехал в Японию, побывав в Токио и Иокогаме.
Картины продавались, денег появилась куча. Это была работа Николая Ивановича Фешина. Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. В тоже время «облик дома предлагает нам абсолютно уникальный, органичный и на удивление прочный сплав русского и индейско-испанского, объединенных особым образом лаконизмом и отточенностью деталей, в равной степени характерных для неорусского стиля и «стиля Санта-Фе». Те, кто придерживался традиций, честно копировали натуру. Заказные портреты в этот период редки и всегда их заказчиками были представители интеллигенции и артистической среды.
- Русский американец Николай Фешин
- Сообщество «Клуб интеллектуалов»
- Третьяковка покажет редкие работы русского импрессиониста Фешина
- Художник Николай Иванович Фешин
- Биография художника Николая Ивановича Фешина
Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). Уже при первых экспозициях портрет сравнивали с «Девочкой с персиками» В. А. Серова39. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным.
Программной для Фешина оказалась картина «Дама в лиловом». Они были очень дружны. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП (б), помогли Фешину перебраться в США. «Чудо. » — отзывался он о работах Фешина «Портрет отца» и «Портрет неизвестной», увиденных на школьной выставке. Он принял предложение, предполагая, что после написания диплома уедет жить в Петербург, но впоследствии передумал и вернулся в Казань. Художник много работает над созданием своей особой манеры письма.
- Картины художника Николая Ивановича Фешина
- В поисках утраченного дома: Россия
- В поисках утраченного дома: Америка
- Пейзажи и натюрморты Николая Фешина
- Семейный альбом в красках семьи Фешина
- Самое интересное в виде мозаики
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
Картины продавались, денег появилась куча. Любовь к дереву и навыки резчика также были привиты в мастерской отца. В женских портретах 1917 года (Т. Ныне они гордость ГМИИ РТ. Архитектором, конечно, Фешин себя не считал, но таосский дом был не единственным его опытом – в родной Казани по его проекту построено новое здание художественной школы, в которой он начинал изучать рисунок.
Художник приспособился использовать серый цвет этой бумаги и ее неровную поверхность в художественных целях, а позже, уже в Америке, покупал дорогую фактурную китайскую бумагу, чтобы найденный эффект сохранить. Она решила писать для кино, но пока еще ничего не заработала.
- Картины по стилям и направлениям
- Совместный пошив Одеяло для Деда Мороза
Ею стала Александра Николаевна Белькович (1892—1983)— дочь первого директора художественной школы Н. Н. Бельковича, ученица Фешина. В автобиографии художник вспоминает особое отношение наставника Ильи Репина: «Ко мне он относился более тепло, чем к другим студентам, ценя точность моих работ. На согласование и получение необходимых бумаг потребовался год. Фешин тихо умер во сне.
Расширяется тематика деревянной скульптуры («Иисус», «Пан», «Похищение Европы»), Фешин пытался также переводить в пластику живописные образы М. Врубеля. Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы.
Таковы портреты Надежды Сапожниковой, ученицы художника, жены Александры, Вари Адоратской, дочери друзей семьи, Натальи Кротовой, выпускницы Казанской художественной школы, художника Павла Бенькова, с которым он вместе преподавал в Казанской художественной школе, Николая Евреинова, автора замечательной книги «Оригинал о портретистах», портреты Давида Бурлюка и его супруги Маруси, портрет гравера Уильяма Уотта и, конечно же, портреты дочери Ии. Далее критик жаловался, что ему «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь»25Прим 1. С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. Наконец, в 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница».
Впрочем, с педагогической деятельностью как-то не заладилось. В 1923 году эмигрировал в США. долларов. Фешины в 1924—1926 годах объехали несколько южных штатов, но безуспешно. Заметное место в экспозиции заняли работы американского периода творчества Фешина. Евреинова, В. П.
Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. В 1916 вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Художник умер во сне 5 октября 1955 года. В 2007 году в серии «Русские художники» санкт-петербургским издательством «Золотой век» был издан великолепный альбом «Николай Фешин» (автор-составитель Тулузакова Г. П. ), представляющий наряду с жизнеописанием 270 репродукций и 198 иллюстраций художника. Его архитектором был сам Фешин, сохранились его карандашные архитектурные наброски.
В них видно, как меняется палитра мастера в новых условиях. В такую в булочных заворачивали хлеб, другой просто не было. Такие созданные им портреты, как гувернантки дочери за чаем (миссис Крэг), мадемуазель Жирмонд за маникюром или Н. Сапожниковой за роялем, жены Александры Фешиной у зеркала или мадам Стиммель, живо напоминают о сходстве с приемами, характерными для Серова. В них присутствует внутреннее озарение, открытость миру, чувство особого восторга. В ходе исследования будет установлена подлинность картины, а также при необходимости названа ее ориентировочная стоимость и изучены другие моменты.
В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и провёл в коме две недели. По мнению Г. П. Тулузаковой, «Фешин становится Фешиным» с создания в 1908 году картины «Черемисская свадьба». Интенсивнее работать просто невозможно. Первая искусствоведческая работа о Н. Фешине была написана и опубликована П. М. Дульским.
Вскоре его картины стали экспонировать на крупнейших международных выставках. Следующий период творчества Фешина связан с США. Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность (воспоминания Г. А. Мелентьева)35. Построили себе дом, замечательный дом.
Затем – учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). Она обучала Фешина языкам, материально поддерживала в трудное время. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. После смерти матери дом в Таосе, построенный Николаем Фешиным, украшенный им потрясающей деревянной резьбой, превратила в музей, организовала институт Фешина. В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом.
Молодое поколение педагогов (К. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. С 1923 года портрет хранился в семье коллекционера. Позднее же, в «Портрете Вари Адоратской», племянницы художницы исполненном в лучших репинских традициях, создал чистый образ девочки и выбор ровной серой стены в качестве фона здесь оправдан.
Великая депрессия не коснулась художника, денег было достаточно, однако отец и дочь были не в состоянии заниматься хозяйством (они даже не умели готовить). Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. Николай Иванович завещал похоронить себя на родине. И это говорит о Фешине, как о потрясающем колористе, который может из трех основных цветов получить всё богатство вибрирующих оттенков игры со светом.
О русском художнике, эмигрировавшим в США в 1923 годау, в России мало писали. В 1913 году они вступили в брак, невесте был 21 год, а жениху— 32 года. В 1928 году Фешин покупает дом в стиле адобе, выработанным индейцами американского Запада.
В частности, он писал, что не нужны никакие «искусственные пособия», поскольку начинающий художник должен «черпать форму у себя и у природы»48. Квартира Фешиных располагалась в квартале, где жили и работали преуспевающие художники. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити. Забытое имя гениального живописца снова зазвучало на весь мир после того, как в 2010 году его картина «Маленький ковбой» на аукционных торгах в Лондоне была продана более чем за 10 миллионов долларов— почти в десять раз выше заявленной стоимости. Фешин пробовал свои силы и в архитектуре.
В Нью-Йорке был написан единственный его городской пейзаж— «Улицы Нью-Йорка» (ныне находящийся в частной коллекции). Как художник Николай Иванович Фешин (1881 – 1955) сформировался в России и прежде всего он – русский мастер. Репина (1900-1909).
В 1923 г. в Художественном институте Чикаго прошла его персональная выставка. Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д. Д. Он всегда считал, что его лучшие творческие годы были связаны с Казанью. Характерной особенностью искусства модерна является художественный универсализм.
В хаосе социальных и художественных революций Фешин никогда не терял собственного лица. Фешин послал портрет на выставку в Питсбург (США), где он имел ошеломительный успех. Представительная коллекция живописных произведений Фешина (портреты, пейзаж) экспонируется в залах Чувашского государственного художественного музея. Они познакомились в Казани. Видимо, очень хотелось повторить тот, первый, необыкновенный по живописи, портрет. До женитьбы Фешин не только работал, но и жил в мастерской школы.
Художник полностью сосредоточен на образе мальчика. Портрет Вари Адоратской— одно из самых гармоничных созданий Фешина40. На нем надпись: «Николай Иванович Фешин». Серовская статуарность в работах Фешина фактически отсутствует, да и упомянутые персонажи едва ли могли на это претендовать, но здесь есть удивительная подвижность темпераментного мазка, вибрация воздуха и света, придающие полотнам мастера удивительное очарование. Миссис Фешина осталась в Таосе одна.
Большую часть своего времени Фешин проводил в школе, в Казани сохранились его ученические картины маслом, в частности, «Искушение» на евангельский сюжет9. Мать— Прасковья Викторовна Чистова, происходила из Костромы4. Здесь он начал обустраиваться по-настоящему – впервые после отъезда из России.
Его живописный язык объединил в себе разнообразные стилевые направления. Иначе первоначальное художественное образование мальчику из бедной семьи (отец к этому времени разорился) получить бы не удалось.
С 1909 года работы Фешина регулярно участвовали в зарубежных выставках, в том числе трижды на международной выставке в Мюнхене, пятикратно на выставках Института Карнеги (Питтсбург), а также на выставках в Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции, Сан-Франциско и др. Наиболее значительные произведенияхудожника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. В женских портретах 1917 года (Г.
Она была счастлива поговорить с земляками, да еще из самой Москвы.
Революция повлияла на смену тем. Больше к жанровой живописи Фешин не возвращался57. В 1908 г. получил 1-ю премию на конкурсе им. Для Фешина организовали мастер-класс для профессионалов, однако он не знал ни слова по-английски, переводчицей ему служила жена, которая могла говорить только по-французски. В 1908 году он завершил картину «Черемисская свадьба», отображающую обряд «похищения» невесты, с участием нарядившихся в народные праздничные одежды и веселящихся крестьян марийской деревни Казанской губернии.
Вторая половина XIX – первая половина XX века»). Мастерская Ивана Фешина в те годы удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков»5. За два года на эти благотворительные цели было израсходовано около 78 млн. За этот период Фешин получил первую премию имени Куинджи за выставленную на Весенней выставке в Академии «Черемисскую свадьбу».
В 1895-1900 гг. По свидетельству искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» — белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см. Брат Надежды Сапожниковой, владевший мануфактурным магазином (сейчас Главпочтамт) пристроил к своему торговому дому мастерскую для сестры (Телеграфный переулок (ул. Сестры очень дружили. Работы покупали чуть ли не с мольберта.
Считается, что этот портрет Николай Иванович написал «в один присест», учитывая целостность и непосредственность, с которой он фиксирует в позе ребенка страсть к верховой езде и внутренний динамизм. Вот как надо ее держать, как смычок. » — говорил Фешин ученикам. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сти. В 1923 году эмигрировал с семьёй в США, где прожил до самой смерти в 1955 году.
Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. С 1908 г. принимал участие во многих выставках. Имя женщины, послужившей моделью для этого портрета, неизвестно.
Музей Академии Художеств приобрел картину «Портрет неизвестной». Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. В этом же изысканном ряду, безусловно, занимает законное место и дом Фешина в Таосе. В 1916 году избран академиком Императорской Академии художеств.
В 1981 г. в доме художника в Таосе был основан Институт Фешина. Яркие пятна джинсового комбинезона и красного шарфа приглушаются серым фоном. В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан), великолепные работы 1910—1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИИ РТ). По воспоминаниям современников, женщина деятельная, волевая, умная. Фешин быстро включился в художественную жизнь Нью-Йорка.
Американцы приобретали вещи Фешина не только со стен, но и отбирая по фотографиям. Все кончилось, когда Александра попросила развод. Но здесь это все любят.
Новые материалы».
По сообщению П. М. Дульского, картина была задумана ещё в 1904 году во время поездки Фешина в Южно-Енисейскую тайгу, где он видел, как в деревнях резали скот прямо на открытом месте. Творческий путь Фешина пришелся на первую половину ХХ столетия, время, ломавшее устоявшиеся традиции, законы и нормы искусства. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом. Электричества в Рио-Чикито нет. Фокиной и других. По состоянию на 2005 год, фешинская коллекция ГМИИ РТ (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле) насчитывала 189 единиц хранения97.
По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского пожал полный триумф». В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу. Бёрнэма. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. «Зарубежная Россия 1917-1945»). Трудно представить, как удалось Фешину посреди мексиканских прерий найти хорошего печника.
Между 1910—1914 годами Фешин создал много эскизов жанровых композиций, например, «Неудачная шутка», «Деревня», «Хоровод» и другие, но ни один из сюжетов не получил развития. В 1908 году Николай Фешин начинает педагогическую работу в Казанской художественной школе (после революции преобразованной в свободные художественные мастерские). С началом Первой мировой войны все связи с заграницей прекратились. В созданных в этот период выдающихся работах— портретах Нины Белькович (1910, галерея «Наши художники», Москва), Н. М. Сапожниковой (1916, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань), м-lle Жирмонд (1917, частная коллекция, США)— проявилась индивидуальность художника, выразившая себя в переплетении живописного и графического, манерного и простого изящного и грубоватого. Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, то они просят их подписывать». В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан) великолепные работы 1910- 1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИ РТ).
Организатором мастер-класса был художник Дин Корнуэлл, который считал, что «как преподаватель Фешин скорее излагал философию искусства, чем просто учил технике»64. Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Так, И. Евсеев писал: «Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного».
Куинджи и была отправлена на выставку в Мюнхен. Оказавшись в эмиграции, они не утратили связи с культурой России, ее традициями, пронеся через всю жизнь верность своим историческим корням. Несомненно, определенное влияние своего наставника по Академии Фешин на себе испытал. На картине изображена резка мяса еврейским способом— выпуская кровь из горла56. Его сопровождал Милан Руперт, который и был инициатором вояжа. Ия Фешина даже утверждала, что индейцы очень походили на татар80. Н. М. Сапожникова училась у Фешина.
Более серьезен идраматичен вобразах людей искусства (портреты Д. Д. Бурлюка иего жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США). Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. Станислава третьей степени, а в 1916 г. ему присвоили звание академика живописи. А далее – Петербург, учеба в Академии, мастерская Репина. О творчестве художника рассказывают республиканские СМИ. А. И. Для казанского периода творчества характерно увлечение народными традициями и обычаями, праздниками российской «инородческой» глубинки, получившие отражение на полотнах художника.
Художник, мастер многофигурной жанровой композиции, выдающийся портретист, он прекрасно раскрывался и в таких жанрах, как ню, пейзаж, натюрморт (последние два особенно расцвели в Америке). В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес.
Дом продавать жалко. Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Творчество Фешина воспринимается неоднозначно. Декоративные работы Н. И. Фешина по образному строю принадлежали модерну12. Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, – портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание X. Уильямс, США). У него образовался свой круг заказчиков и поклонников. В 1976 году дочь— Ия Николаевна Фешина-Брэнхэм (1914—2003)— перезахоронила прах отца в Казани.
Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке. Объединяет работы не только то, что все они написаны до эмиграции художника в США (покидать любимую Россию он не хотел, но в то же время больше не мог работать в стране, где «искусство использовалось лишь в целях пропаганды»). В революционные годы Фешин обращался также к скульптуре, причём в первую очередь в утилитарных целях— делая объёмные фигурки для расчёта композиции новой картины «Бойня».
Одни о нем говорят и пишут – талант, а другие – салонный портретист, его виртуозность пустопорожняя, русских крестьян не знал и не любил и вот таким образом акцентировал «звероподобные лица мужиков, тупость женских физиономий и до безобразия расплывшиеся фигуры». Среди них особо отметим портреты Николая II, княгини Орловой, князя Феликса Юсупова. На весенней академической выставке 1909 года «Черемисская свадьба» была удостоена I премии им.
После этого художник уехал с дочерью в Нью-Йорк, много путешествовал: в 1936 году побывал Мексике, в 1938 году – на острове Бали. Надежда Михайловна заказала и свой портрет. Николай Фешин строил свой дом в Таосе, штат Нью-Мексико, с 1927 по 1933 год. Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки в честь 130-летия художника3. Этому главным образом способствовал успех в делах.
Теперь она носит его имя. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Преподавание не заладилось, Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, просят их подписать»65. «Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб.
Важную часть составляют портреты людей из творческого окружения. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Этому главным образом способствовал успех в делах.
Дружеские отношения между ними поддерживались до отъезда Н. И. Фешина за рубеж. Каждая выставка произведений Николая Фешина становилась явлением, открытием, как и нынешняя экспозиция в Инженерном корпусе ГТГ. Здесь прошла жизнь Фешина до 1923 года, когда он навсегда покинул Россию. А как он ставил натюрморты.
Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль. Творческий путь Фешина пришелся на первую половину XX столетия. Конечно, перед нами разные характеры, но трактуемые как в одном, так и в другом случае под вполне определенным углом зрения. Большая часть представляемых картин сразу находила своих покупателей.
У подлинного искусства один язык, понятный всем. Николай Фешин (1881 – 1955) родился в Казани в семье резчика иконостасов, отец стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при Художественной Академии, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина. В Казань он вернулся преподавателем. Несмотря на это, до конца жизни отец был для Николая высшим авторитетом8. Фешин – художник разносторонний и универсальный.
Станислава III степени34. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Уоттса», пейзаж «Улицы Нью-Йорка». В 1911 году Фешин приступил к созданию большого полотна «Обливание».
Одной из первых работ, написанных Фешиным вскоре после приезда в Нью-Йорк, стал «Портрет Джека Хантера» (1923), служащего крупной страховой компании из Питтсбурга и коллекционера живописи, который принимал самое деятельное участие в подготовке переезда Фешина в Америку. По воспоминаниям дочери Ии, Фешину очень нравились мексиканские дома из глины, визуально как бы «выраставшие» из земли, вот таким образом дом был построен из белых адобов74. Хантер, состоялась их первая личная встреча с Н. Фешиным.
«Цель мастера живописца, — отмечает Фешин, — заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». Вместе в 1910 году ездили за границу. Прежде всего, он ценил мою способность к большим композициям и всегда убеждал меня идти этой дорогой». Работы покупали чуть ли не с мольберта. Работа сразу была куплена.
Эти цифры подтверждают, что голод и нужда не являлись основным мотивом эмиграции Фешина. Согласно данным официальной статистики голод охватил 37 российских губерний общим населением в 90 миллионов человек из которых голодало не менее 40 миллионов. В России это Казанский художественный музей, где хранится около двухсот его работ. Он наслаждается кротким лицом и пухлыми губами.
В 1895 году в Казани открылась художественная школа, в первый набор которой попал и Фешин. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Здесь любил работать Фешин.
В 1933 году, когда тот был полностью закончен, жена Фешина подала на развод. Там же, в Казани, окончил художественную школу. В постройке, являющейся «уникальным произведением искусства», 51 дверь. Это из воспоминаний С. К. Шакуловой, преподавателя школы.
И именно с 1914 года Надежда Михайловна стала заказывать Фешину работы для себя. Настоящая выставка представляет лучшие работы художника из семи российских и шести американских музеев, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани, Государственный Русский музей, Чувашский государственный художественный музей, Художественный музей Фрай в Сиэтле, Художественный музей Нью-Мексико в Санта-Фе, а также произведения из корпоративных и частных коллекций России и США. Осенью 1908 года в Казанской художественной школе ждали новых преподавателей. Отдавая должное его жанровым произведениям (таким, как представленные на выставке «В бондарной мастерской» или «Черемисская свадьба»), отдельным пейзажам и натюрмортам, заметим все же, что портрет не просто превалирует в творчестве живописца, а является вершиной воплощения его уникального таланта. На мой вопрос: «Как же вы составили гаммы. » — «По аналогии с красками. » — ответил Николай Иванович».
Благодаря рекомендации Янг-Хантера Н. Фешин провёл лето 1926 года в Таосе. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. Отец для Ии был всем миром.
Работы «Дама в Лиловом» и «Черемисская свадьба» (обе – 1908 год) — были направлены на Международную выставку в Мюнхен, где живописца заметили и с этого момента его работы начали экспонироваться на международных выставках: Мюнхенской (1910, 1913) интернациональных выставках в Риме (1911), Амстердаме (1912) и Венеции (1914). Сейчас это не только фонд, где хранятся лучшие картины художника (в том числе портреты дочери, автопортрет Фешина и натюрморт с настурциями), но и арт-отель, который круглый год открыт для художников все еще приезжающих на таосские пленэры. Построили себе дом, замечательный дом. Фешин работал в разных видах и жанрах искусства, он занимался книжной, журнальной и станковой графикой, пробовал свои силы в сценографии и скульптуре, являлся виртуозным рисовальщиком, но истинной его стихией и призванием была живопись.
Лошадь не видна, но её присутствие ощущается в плотно сжатых вожжах. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Фокиной и других. Были также созданы две портретные скульптуры: портрет отца в рост (утраченный) и голова деревенского дурачка Салаватуллы, которого Фешин также писал несколько раз. Фешин – художник во многом парадоксальный.
Яркий представитель русского модерна и импрессионизма. После разрыва с Фешиным у Александры не осталось средств к существованию. Поправлял работу углем энергичными линиями сразу же выявлялась большая форма, уходили мелочи, тщательно проштудированные учеником в ущерб целому. Слишком уж фривольно и неточно кидаются на холст мазки.
Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Он стоил двадцать тысяч, а теперь, при кризисе, за него могут дать тысяч пять. На согласование и получение необходимых бумаг ушло около года. На Западе в 1920-е— 1940-е годы отзывы о Фешине были малочисленными и комплиментарными95.
К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма. Фешин покидает Россию в 1923 году. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина.
В картинах Николай Фешин одинаково свободен и в создании большеформатных многофигурных жанровых композиций и изящных миниатюр, у него свой подход к пейзажу и натюрморту, эффектна его техника в жанре ню, но в первую очередь Фешин выдающийся портретист. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3, 3 млн долл. ) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. Ей удалось опубликовать за собственный счёт в 1937 году единственную книгу— «Шаги в прошлое» («March of the Past»)86— два рассказа на английском языке о бегстве белых из Казани и собственной жизни в Васильево. Самое большое собрание работ Николая Фешина в России (189) находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле).
Или «Женский портрет (Сидорченко)» – одно из немногих ранних графических произведений, чудом уцелевших после пожара в казанской художественной школе. Благодаря хлопотам П. М. Дульского музей Татарской республики (ныне Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) в 1919 году приобрёл три полотна Фешина— «В бондарной мастерской», «Портрет Тамары Поповой» и «Портрет жены» (украден в 1945 году)97.
Он родился в Казани в семье владельца мастерской, в которой резали и золотили иконостасы. В книге Бертрана Патенода «Большое шоу в Бололэнде. И художник тут же начал работать.
Миссис Фешина осталась в Таосе одна. Домой произведения чаще всего не возвращались, так как их покупали.
Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос. Фешину он казался условным. Как всколыхнулась жизнь школы после приезда Фешина: стали интересоваться музыкой, театром, литературой, яростно спорили о направлениях в искусстве читали журналы «Аполлон», «Мир искусства», «Весы». Большое влияние на становление художника оказал Илья Ефимович Репин. Еще один знак судьбы – открытие в Казани художественной школы именно в год окончания Фешиным публичной школы (1895).
1 августа 1923 года семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк59. Среди наиболее популярных работ этого периода «портрет Лиллиан Гиш в образе Ромолы», «Портрет гравера У. Дж. Последние эскизы Фешина 1921 года («Голод», «Восстание в тылу Колчака») по тематике примыкают к «Бойне». Из них понятно и его отношение к революции. После этого Фешин уже не уезжал из Калифорнии90.
Много путешествует по регионам Среднего Поволжья и Сибири. А уже в августе 1923 с семье переезжает в Америку. В связи с тем, что официально США не признавали правительство большевиков, Фешин мог выехать туда только через Ригу.
Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». И будет еще двадцать лет в Лос-Анжелесе, новые работы, поездки и увлечение Востоком. Все это украшено резьбой с элементами казанской геральдики – змея Зилана, головы коня, птиц, знаков солнца и воды, священного дерева. Что еще запомнилось. Художник всегда говорил дочери, что хочет вернуться на Родину.
Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни.
С матерью отношения были сложные. В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов.
Именно вот таким образом художника называют русско-американским или художником двух континентов. Сам он говорил о своем заморском успехе неуважительно: Репин учил нас, что импрессионизм не дело для русского. Большей частью они утрачены43. Уоттса».
В сентябре 1922 года в АРХУМАС, как тогда называлась Казанская художественная школа, был устроен прощальный банкет с академиком Фешиным. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918). Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле75.
Общался с ним и П. Дульский, впоследствии написавший первое исследование о Фешине. Интерес Фешина к архитектуре и проективность его мышления закладывались в детстве, когда он создавал чертежи иконостасов в Академии художеств был и обязательный курс архитектуры. Николай Иванович Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской. Сейчас этот портрет 1908 года находится в коллекции Художественного музея Сан Диего (штат Калифорния).
Многие из дверей имеют кожаные фрагменты. Менее известны работы Фешина в театре, в частности, выполненные им эскизы декораций к опере Ж. Бизе «Кармен», поставленной в Советском городском театре Казани в сезон 1918/1919 года53. Лучшие портреты Н. М. Сапожниковой относятся к 1916 году.
В 1921-1922 годах в Поволжье разразилась катастрофа – голод, невероятный по масштабу и жестоким последствиям. «Разве так держат кисть. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Николай Фешин во многом парадоксален, но индивидуален и неповторим. Умерла Александра Фешина в 1983 году, до конца жизни не расставшись с домом в Таосе.
Это печатные воспроизведения, оригиналы утрачены13. Художник создал даже картонную модель дома. В публикации В. Т. Решая проблему идентификации американского искусства, они начали здесь селиться, чтобы писать природу индейцев, ковбоев испанскую архитектуру.
Сбережения его закончились, художник жил на нищенские заработки от частных уроков рисования. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портретД. Д. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих региональных музеях России. Его дочь Ия выполнила его волю – в 1976 году захоронила прах отца в Казани.
В 1922 году Фешин уходит из Казанской художественной школы. Сосед Фешиных по дому— английский художник Джек Янг-Хантер— посоветовал им Таос, где он периодически бывал. В сентябре 1938 года Фешин собрался в длительное путешествие по Дальнему Востоку. В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода. Кроме того, большое количество картин художник забрал с собой при отъезде из России. Немалое сходство заметно, например, даже при беглом сравнении портрета С. П. Среди них – гуашевые эскизы Фешина к дипломному полотну «Капустница», написанному в 1909 году перед выпуском из мастерской Ильи Репина в петербургской Академии художеств, по которым можно проследить, как художник работал над композицией. По воспоминаниям, он с 1902 года сотрудничал с журналами «Шут» и «Вольница» как иллюстратор, но самые ранние из сохранившихся рисунков— карикатуры из народной жизни с юмористическими подписями— относятся к 1904 году.
Художник и педагог. Она уехала в. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoдвадцать третьем году из Казани. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе». Последовательно и быстро вся нормальная организация жизни сошла на нет». Последней большеформатной многофигурной картиной Фешина стала «Бойня», законченная в 1919 году.
В 1923 г. переехал в США. На старом казанском кладбище стоит скромный памятник. Отсюда проистекал интерес Фешина к жизни и быту марийцев, населявших эти места. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе».
Полная монографическая выставка Николая Фешина была открыта в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Национальная художественная галерея «Хазинэ») 3 ноября 2011 года и продолжалась до 15 января 2012 года. Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы.
Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Дочь привезла на родину прах отца.
В галерее находится самая большая коллекция картин Николая Ивановича Фешина (1881 – 1955) – блистательного русско-американского художника, непревзойденного мастера угольного рисунка, великолепного резчика по дереву, скульптора. Всё это привело к усвоению более широкой и свободной манеры письма. По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен. В самом центре городка Таос на юге американского штата Нью-Мексико стоит большой дом. Мощь природы индейская культура испанские поселения – все смешалось в особый коктейль. Портрет занимал доминирующее положение в американском творчестве Фешина. Были планы и на вторую книгу, но они так и не осуществились.
Все опять нужно было начинать заново. Академия поставила ультиматум: повысить качество обучения или школа лишается субсидий. То, что Фешин стал художником, было предопределено. В 1914 году родилась их единственная дочь— Ия. Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. В Калифорнии Фешина ожидал успех: в галерее Стендаля он стал преподавать в художественных классах, причём у него могло одновременно обучаться до 80 человек, в основном— дизайнеры голливудских киностудий79.
Окончил Академию Художеств, являлся академиком Императорской Академии художеств. Вместе с тем, Фешин говорил своим ученикам: «Чтобы писать, нужно уметь рисовать». Он вспоминал, что когда увидел Таос, понял, что «это другой мир, другое измерение»70.
Его рисунки индейцев Таоса – одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Евреинова, В. П. На моих глазах в полчаса совершилось чудо.
Макарова, В. С. Его желание исполнилось уже после кончины. Вскоре за ней последовали выставки в галерее Восса и нью-йоркской Arden Gallery.
Совершает в познавательных целях поездки во Флоренцию и Венецию, Берлин, Рим и Вену. Художник не остался в стороне от революционных событий: к 1905—1907 годам относятся его эскизы «Выход с фабрики», «1905 год на заводе», «Расстрел». Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни.