Картины Гойи
Франсиско де Гойя — гениальный испанский живописец Нового времени, мастер жанров портрета и критического реализма, в завершающий этап своего творческого пути создавший целую коллекцию мистических, пугающих картин под названием «Черные Картины». Гойя пишет ряд картин небольшого размера, в которых стремится «уделить место наблюдению, обычно отсутствующему в заказных картинах, где фантазия и изобретательность не могут получить свое развитие», как признается он в письме профессору Академии Сан Фернандо. Темные краски видны только в правом верхнем углу картины как напоминание о той буре, которая уже прошла. Картина каждое утро смеялась над своим мастером, когда он спускался вниз к завтраку, а «Сатурн, пожирающий своих детей», наверное, способствовал улучшению пищеварения старого художника. Говорят, что осаждаемый болезнью и безумием, Гойя покрыл огромные, оштукатуренные стены своего нового дома странными и страшными масляными росписями – всего получилось четырнадцать «Мрачных картин».
Жизнь и произведения странного, парадоксального и мрачного, Франсиска Гойи окутаны легендами, которые создали поражённые его образами, мирами потомки, пытаясь описывать жизнь Франсиско Гойи по картинам, рисункам, гравюрам мастера. Художник, всегда стремившийся показать этот мир прилизанно-прекрасным использовавший в своих картинах только светлые и жизнерадостные тона, обратился к черному. На картине изображен граф Уголино дела Герардеска и два мальчика. В настоящий список включены картины художника, характеризуемые как наиболее известные, наиболее часто репродуцируемые либо наиболее характерные для того или иного периода творчества или живописного жанра.
Обе картины связаны друг с другом. Картины Франсиско Гойя поражают зрителей своим утонченным исполнением и глубоким психологизмом. Эту картину художнику никто не заказывал, он написал ее для собственного удовольствия. Картины этого великого художника, в основном, повлияли на французских живописцев, как его поколения, так и последующих. С легкой (точнее идеологической) руки отечественных критиков Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года стал для нас главной картиной испанского живописца.
В настоящий список включены картины художника, характеризуемые как наиболее известные, наиболее часто репродуцируемые либо наиболее характерные для того или иного периода творчества или живописного жанра. «черная картина» часто рассматривается искусствоведами как сатира на тему суеверности и изображает Сатану, выступающего перед группой ведьм. В группу известных «Черных картин», созданных Франсиско в поздние этапы творчества, входит и изображение собаки, которую легко потерять в художественном пространстве картины. Цвета в картинах Гойи этого периода очень мягкие и естественные — обратите внимание, насколько реалистичным выглядит нежный румянец на лице Хосефы.
Картина "Святой Иоанн Креститель ребенком идет по пустыне", – была написана Гойей в период между 1808 и 1812 годами и указана в каталогах. В 2002 году удалось найти 7 похищенных картин, в том числе "Качели" и "Падение осла" Гойи. В 1771, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). В 2003 году на аукционе в Мадриде две картины Гойи «Святое семейство» и «Тобайас и ангел», проданы за 3, 5 млн.
В центре картины, в окружении богинь находится фигуры мужчины, со связанными за спиной руками, что, по всей видимости, означает бессилие человека перед ударами судьбы. Творческое наследие Франсиско Гойя – произведения, картины – многообразно и многогранно. Музей Прадо (Мадрид)В 1780 г. Гойя уже пишет портрет короля, а также картину в академическом стиле «Распятие». Приближение к закату жизни и одиночество заставили создать Франсиско Гойя «черные картины». Одной из самых интересных картин этого периода является «Третье мая 1808 года в Мадриде».
Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм. В декабре 2001 года в Италии была украдена картина Франциско Гойи "Граф Уголино". Появилась картина вновь лишь в 2001 году и была продана на аукционе в Лондоне за 4, 2 млн.
В августе 2001 года в Мадриде из частной коллекции были похищены 17 картин, среди которых были два полотна Франсиско Гойи. «мрачным картинам» и посвящена данная работа, также частично освещающая биографию художника – ведь творческий путь всегда тесно связан с путём жизненным.
Известные картины Франсиско Гойи
Благородные лица в дорогих костюмах немного бесстрастны, однако держатся очень сплоченно. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию.
Отдельно Гойя написал почти монохромно портреты членов Компании: Мигеля де Лардисабаля, Иньясио Омульриана и Хосе Муньярриса. Работает Гойя быстро и под руководствомБайеу. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.
Лучшие картины Франсиско Гойя – любовь и боль великой души
После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
Зритель прекрасно ощущает любовь художника к своей стране, его чувства, связанные с переживаниями за судьбу народа. Эту картину художник писал по заказу фаворита королевы. В начале ноября 1771 года капитул одобряет предложенную Гойей пробную фреску и поручает ему заказ. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы.
Франсиско де Гойя, биография и картины
В 1820-х годах художник знакомится с Леокадией де Вейс, женой промышленника, которая позже разводится с мужем и уходит к Гойе. В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. В галерее портретов Гойя можно увидеть еще несколько интересных работ. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел.
Его хитростью завлекли во Францию. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Значение этого диптиха огромно для развития прогрессивной художественной мысли XIX века.
Среди этих работ выделяются «Прачки», «Продавец посуды», «Врач» или «Мяч». Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни.
Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Здесь свет не рассеивает кошмары. Исчезает очарование беззаботного праздника.
Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
Родина выдающего живописца, Испания, пережила множество потрясений. Неизвестно, что именно побудило Гойю расписывать стены своего дома именно этими сюжетами. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Между ними чувствуется связь. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни.
«Черная живопись» изДома глухого
Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Каждое из них, мастер трепетно переживал вместе с ней.
К празднику св. Эти события не могли не отразится в творчестве Гойи, внимательного и чуткого, беспокоящегося о переменах в жизни своей страны, замечающего людские пороки и слабости и изобличающего их, как он делал это в серии «Капричос». Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах.
"Черные картины" Франциско Гойи
На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Действительность раскрывает перед ним зловещую и трагическую правду. Одно из ярчайших проявлений такого антропоцентризма – репродукции Франсиско Гойя.
Плафоны в Сарагосе, шпалеры в Мадриде
Ныне оба портрета висят друг против друга вЛувре. Никто себя не знает». Его картина была отвергнута и он отправился в Италию.
Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. Франсиско, ухаживающий за умирающем», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовалЛюдовик ХVIII (а с 16 сентября1824 года —Карл Х).
огромен. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Здесь воплощен привлекавший художника национально-характерный тип чувственной женской красоты, бесконечно далекий от академических канонов.
Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Фантастический образ истолковывался по-разному. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. В1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты:Бернардо де Ириарте иГаспара Ховельяноса. В портретах Гойи начинает пробиваться тема одиночества, смелый вызов устоявшимся нормам и тайная чувственность (Маха одетая и Маха обнаженная).
Великий романтик: биография Франсиско Гойя
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. В начале XIX века в портретных образах Гойи, полных энергии, уверенности в своих силах, появляются черты, близкие идеалам эпохи романтизма. Картина застрахована на 1 миллион 100 тысяч долларов. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты.
В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. Позже Гойя получает и другие заказы на эскизы шпалер для королевской семьи. В 1792 году Гойя отправляется в Кадис, навестить своего друга Себастьяна Мартинеса (тогда же Гойя пишет его портрет), где тяжело заболевает.
«Собака» написана в более светлых тонах, нежели другие «Мрачные полотна», однако всё равно несёт в себе грусть и безысходность – на картине изображена голова собаки, которая тонет или в волнах моря или в грудах песка – точный сюжет картины необъясним, она, возможно, вообще не была окончена, можно только строить догадки. В луже крови, распростертые на земле, лежат казненные. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100 000 реалов. Падающее вперед движение Юдифи, ее резко высветленное лицо, плечо, рука с мечом -все это также выпирает из пространственного поля росписи, как колени, руки и голова Сатурна.
К личным бедствиям добавились еще и другие факторы. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Гойя начал свой творческий путь с создания монументальных росписей в церквах. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.
В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. По возвращению в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу.
Под ее одеждой скрыт нож. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею».
Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя
Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Следующая картина – «Третье мая 1808 года в Мадриде». Он был также замечательным гравёром. Самая большая коллекция произведений Франсиско Гойи хранится в музее Прадо в Мадриде. Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
В течение трёхлетнего обучения молодой Гойя в основном копировал гравюры и слепки но, как он позже сам признаётся в этом, не получал полноценного удовольствия и результата от такого процесса – ему хотелось творить по-настоящему, создавать что-то своё. Так он вызвал ненависть Жозефа. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). По сухой неровной земле бредет толпа людей, тесно прижавшихся друг к другу.
Холст, масло. Жить ей осталось недолго. Постепенно картины Франсиско Гойя становятся более трагичными и гротескными. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Эта обыденная деталь обладает огромной силой художественной выразительности.
«Сатурн, пожирающий своего сына»
Даже многофигурные сцены на репродукции Франсиско Гойя не лишены этого свойства. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. 13 ноября 2006 года в американском городе Скрэнтон (Scranton), штат Пенсильвания, во время транспортировки шедевра из музея искусств Толедо (штат Огайо) в музей Гуггенхайма в Нью-Йорке была похищена картина Франсиско де Гойя "Дети в двухколесной тележке" (1778).
Девы Марии. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». К последним годам 18 века Гойя заканчивает удивительную серию офортов, объединённых названием «Капричос», которое на русский можно перевести как «фантазии», «причуды». На протяжении полувека росписи «Дома Глухого» были неизвестны общественности, за исключением нескольких друзей художника и специалистов.
Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. К «черным картинам» мы еще вернемся.
Картины Франсиско Гойя: взгляд на внутренний мир общества
В октябре1784 года он получает от инфанта 30 000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Его портреты отличаются сильным психологизмом и глубоким пониманием человеческой сущности. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Все французы изображены к зрителям спиной, они показаны как некая безликая масса.
Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. В картине «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» художник представляет образ врага в виде группы бездушных, автоматически действующих солдат. Итак, остановимся на определённом моменте биографии Гойи – 1819 год.
Наступает новый период творческой активности художника. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Во всяком случае, сам Франсиско высказывался о своем учителе не слишком лестно.
Франсиско Гойя: известные картины
Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжёло болен. В том же году он пишет 4 картины дляКоллегии де Калатравы вСаламанке, уничтоженные во время Наполеоновских войн. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
Сюжет картины «Атропос» – интерпретация образов древнегреческих богинь судьбы – Мойр или судьбы как таковой у Гомера, Гесиода, Вергилия и других античных авторов. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Кошмары стали реальностью. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено.
А вот графика мастера есть во многих музеях Европы, частных коллекциях и даже в украинских собраниях. В этот период Гойя пишет цикл картин в графическом стиле, показывающих все ужасы войны и бедствия, которые она приносит народу (1810-1815 гг. ). Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана». Гойя – художник с непростой судьбой и самобытным талантом – изучается и постигается многими до си пор, ему посвящаются художественные книги и фильмы, научные исследования, однако необыкновенное, «магическое» мировосприятие Гойи, отражённое в его творчестве, всё ещё остаётся неразгаданной загадкой.
Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Он навсегда остался практически глухим. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро — который стал художником. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Это 14 картин. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
Во Франции того времени кипела революция. В начале1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. В начале1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо.
Творческий путь великого мастера
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. Силой гения он выразил это мгновение, правдиво запечатлев гамму переживаний.
Гойя продолжает создавать портреты представителей испанской аристократии и буржуазии, например портрет Исобель Порсель (1804-1805), портрет Феликса де Азара (1805), портрет маркизы Санта-Круз (1805) и др. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Эти композиции полны мрачной фантазии и устрашающей безнадежности.
Яркое пятно картины – испанец в белой рубашке, воздевший вверх руки. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
Самые известные картины Франсиско Гойя
Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого. Красным тревожным цветом на полотне выделяется кровь. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). Воля к жизни пробудила жажду борьбы.
Картины с описанием будут представлены ниже. Гойя написал только один ее портрет. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары.
Сочетание несочетаемого в работах
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Художник больше не работал кистями. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. В 1800-1801 гг. Только что спрыгнувшая с ложа Олоферна (чуть видного справа), не прибрав еще своей растрепанной, смятой любовными ласками одежды, героиня взметнула меч над головой заснувшего ассирийского военачальника и сейчас отрубит ее (здесь возникает первое зрительно-смысловое соответствие ее и Сатурна- тот начал пожирать свою жертву с головы). Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников.
И, если в 1788 эту сцену художник представил как красочный и жизнерадостный национальный праздник, полный беззаботного веселья, то в позднем варианте из «Дома Глухого» господствуют тона черного и царит тревожное ощущение надвигающейся неотвратимой беды. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Через несколько месяцев после рождения Франсиско, семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба.
Художественный язык «Капричос» сложен, в нем прихотливо соединились гротеск и реальность, аллегория и фантастика, острая социальная сатира и тонкий анализ действительности. В них он нанес удар академической школе. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Этими чувствами проникнут и живописный шедевр Гойи «Семья короля Карла IV» (1800, Прадо, Мадрид). Примерно в этот же период Гойей создаются две знаменитые картины – «Маха обнажённая» и «Маха одетая» изображающие испанскую горожанку в похожей для обоих картин позе – разница между картинами лишь во времени написания и в том, что на первой модель полностью обнажена, на второй – одета.
Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Он писал пейзажи и натюрморты. Однако, когда в 1826 году он совершает поездку в Мадрид, его «как патриарха: «Он слишком знаменит, чтобы ему вредить и слишком стар, чтобы его бояться». Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора».
Напишите отзыв о статье Список картин Франсиско Гойи
В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Портрет понравился и был благосклонно принят. Похитители намеревались сбыть полотна колумбийской мафии, а также английской страховой компании.
Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Понятно, что семья Франсиско была среднего достатка.
Отрывок, характеризующий Список картин Франсиско Гойи
На их лицах написаны и боль и страх, но в то же время и непокорность. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). «Сатурн, пожирающий своих детей» – действительно жуткое произведение, при взгляде на которое у человека пробуждается есть не страх, то в любом случае неприязнь и тревожность.
Красивая, независимая и хорошо понимающая силу своего обаяния. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
Его отец— Хосе Гойя— был баск. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Никто не рождается гением. У них рождается дочь Росарита и в 1824 году они перебираются во Францию, так как Гойя опасается гонений со стороны нового испанского правительства.
Серия завершается образами беспредельного пессимизма. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Многие картины Франсиско Гойя посвящены событиям времен французской оккупации. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. На полотне мы видим девушку в белом одеянии, которая лежит на постели. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов.
- Картины — Гойя-и-Лусьентес, Франсиско де
- Картины и репродукции Франсиско Гойя
- Картины художников: Франсиско де Гойя
- Все Картины Франсиско де Гойя по алфавиту
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Первым в истории искусства Гойя отобразил события жестокой расправы и народного страдания. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Тем было освещено великое множество. «Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным.
Франсиско Байеу был шурином Гойи. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» изображает, как испанцы сражаются с французскими войсками. В стране шла гражданская война, которая закончилась восстановлением совершенной монархии.
Проанализируем некоторые из работ. Франсиско Гойя – поистине великий испанский художник и изучив всё его творчество, можно с уверенностью говорить о том, насколько полон и многогранен был его творческий гений.
- «Капричос», что переводится как причуды
- Франсиско Гойя: портрет художника
- «Клятва Горациев» Жака Луи Давида
- «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
- «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
- «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных».
Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Картины Гойя рисовал для себя. Паломничество к св.
- «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
- «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
- «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
- Франсиско Хосе Гойя, также Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)
Три года этой войны как раз приходятся на период написания «Мрачных полотен». 30 мая разрешение было получено и уже в июне Гойя уехал – правда, не в Пломбьер, а в Бордо, где в тот момент скрывались многие его друзья.
В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. Одна из самых загадочных сторон этого мира – «Мрачные картины» (иногда название серии дословно переводится как «Чёрные картины»), которые были написаны Гойей в 1820-1823 годах. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника.
- Общееколичествопросмотровстраницы
Мать— Грасиа Лусиентес— дочь бедного арагонского идальго. Ф. Гойя. В том же году умирает его мать (отец скончался в1781 году). Портрет Мартина Сапатеры (1797). Вот таким образом данное самим Гойей странное название поместью – «Дом Глухого» – «Кинто дель Сордо» – совсем не случайно. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году.
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Например, «Маха одетая» (1800-1803 гг. ). евро.
Богдана и Варвары Ханенко хранятся две полные серии гравюр Гойи – «Капричос» и «Ужасы войны». В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). К июню1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы.
В них царит дух героизма, стойкости и любви к свободе. Художник приобретает двухэтажную усадьбу на берегу реки Мансанарес в окрестностях Мадрида. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. О ранних годах жизни будущего художника известно не слишком много подробностей. Одни из самых известных его работ этого периода – портрет графа Флоридобланка (1783), портрет маркизы де Понтес (1786).
Например, «Семейный портрет короля Карла IV», являющийся настоящим образцовым шедевром направления «романтизм». Свадьба состоялась в Мадриде. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Свою жену Франсиско называет «Пепой». Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. У Гойи не было любимого жанра.
Но известно то, что картины создавались в не самый лучший период жизни художника. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтареймонастыря Санта-Ана де Вальядолид в несвойственной емунеоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Обе работы изображают один из любимейших праздников жителей Мадрида.
Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. Гойе удаётся выздороветь и он возвращается в Мадрид, где продолжает работать. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Холст, масло. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Художник борется с болезнью, однако глухота всё больше и больше овладевает им.
Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. В июле1781 года Гойя наряду сФрансиско Байеу иМаэллой работает по украшениюцеркви св. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок.
Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Великий художник появился на свет в 1746 году в городе Сарагоса (столица испанского автономного сообщества Арагона). Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В начале1820 года Гойя тяжёло заболел.
В этот же период он снова серьёзно заболевает. У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Они срывают их с коней, закалывают кинжалами и сами гибнут от рук противника.
В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Штрихи его иглы острые, царапающие. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик.
Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Причем если вторая серия была отпечатана в начале ХХ в., то «Капричос» из ханенковского дворца держал в руках сам автор. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. 4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Женщина смотрит в противоположную сторону.
В итоге Гойя умирает в своей квартире в Бордо 16 апреля 1828 года в возрасте 82 лет. В июле 1802 года умерла покровительница Гойи герцогиня Альба, сохранился рисунок Гойи с проектом гробницы для герцогини. Блистательное завершение раннего периода творчества, ощущение себя «как самого счастливого человека», по словам самого Гойи, вскоре сменяется постигшим его огромным несчастьем — после тяжелой болезни он глохнет на всю жизнь. В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13— в их гостиные. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес».
Осталось последнее мгновение перед залпом. Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Вторая картина пользуется мировой известностью. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».
В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Отталкивающее впечатление производят их уродливые, злобные лица. Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. В 1793 году Гойю разбил паралич. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами).
Вскоре он сближается с семейством герцогов Альба, в 1795 году Гойя пишет портреты герцога и герцогини (герцогиня на долгое время становится его музой, позже он напишет ещё несколько её портретов). У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Мгновение осталось жить стоящим под дулами ружей. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
За более чем полвека творческой жизни Гойя написал около 700 картин, 280 офортов и около тысячи рисунков и гобеленов. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Но в картине очень много воздуха и света.
Ей никогда не выбраться. В последующие три года Гойя расписывает стены своего дома в технике «а секко» по вторично увлажнённой штукатурке. Это такие картины, как «То же», «Хоронить и молчать», «Здесь тоже (ничего не поделать)», «Плотоядный стервятник». Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. В 1814 году, после изгнания французов Гойя напишет знаменитый расстрел повстанцев и Восстание на Пуэрто-дель-Соль, участники которого погибают в знаменитой композиции.
Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Паломничество к св. Здесь героизм и трагедия целого народа. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку.
В левом углу художник изобразил самого себя, стоящего за мольбертом.
Между июлем1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско вРиме остается загадкой. Доподлинно известно, что «Мрачные картины» были написаны поверху более ранних изображений, которыми Гойя воспользовался как основой. К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.
6 и 19 февраля1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Это был алтарь для приходской церкви в Фуэндетодос. В возрасте 19 лет Гойя приехал в Мадрид и участвовал в конкурсе с надеждой быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Гойя завершил их несколько лет спустя и тотчас предстал перед судом инквизиции, т. к обнажённая натура в испанском искусстве была запрещена. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи.
Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
Это заняло несколько лет. «Паломничество к Сан-Исидро» перекликается с более ранней работой Гойи, написанной в 1788 году – «Народное гулянье в день святого Исидора». В картине «Юдифь и Олоферн» царит энергия земного деяния, схваченного в его мгновенности. Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». Работа Гойи должна была экспонироваться 17 ноября на выставке «Испанская живопись – от Эль Греко до Пикассо: время истина и история» вместе с 135 другими шедеврами испанской живописи.
И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. 268 347 см. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него.
Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. В1812 году в Мадрид входитВеллингтон, Гойе поручили написать его портрет. В свое время такой пост занимал знаменитый Веласкес. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).
По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Контраст этих «Мрачных полотен» с его придворной живописью разительный – один и тот же человек создавал реалистические портреты, выполненные в светлых тонах, красочные, парадные, писал замечательные пейзажи и картины на исторические темы и в то же время создавал работы, погружающие зрителя в удивительный, фантасмагорический мир, мир ночи и тёмной магии, мир, непохожий на реальный, мир, который создавало воображение художника. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Но протокол допроса не сохранился. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности.
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя». В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»).
Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему.
В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Вселенная испанского живописца пытается постичь такую эфемерную сущность как душа. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. С этого момента в картинах художника всё больше царит мрак, который является не только фоном его полотен, но и поглощает сами фигуры.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В мае 1791 год он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Национально-освободительная война длилась 6 лет. Холст, масло.
Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Для него же Гойя создал еще одну, парную картину – «Маха обнаженная» (1799-1800 гг. ). Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле.
Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
В «Капричос» появляются мотивы, которые затем усиливаются в творчестве Гойи, в особенности в его «Мрачных картинах» – мистика, фантасмагория, карикатурные изображения людей и изображения демонических существ. Художник широко использует контрасты света и тени. Он пишет «Проповедь св. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес».
Маха – это значит горожанка, девушка из народа. И тогда Гойя предложил дописать его. Мало кто знает, что в фондах киевского Музея искусств им.
Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Как просто и как чудовищно – поставить фонарь и расстреливать одну группу за другой. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына».
И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса на тему «Поклонение имени Бога». В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
Полные иносказаний, намеков, ассоциаций, они абсолютно уникальны по образному строю и мощному художественному воздействию. Серия офортов «Капричос» (1797—1798) раскрыла все богатство художественного мира Гойи. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Потрясает откровенностью характеристик групповой портрет королевской семьи Карла IV и Марии Луизы.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Ими стали герцог и герцогиня Альба. В этой картине Гойя очень остро показывает борьбу и трагическую судьбу испанского народа, его смерть и одновременно непобедимость. Она изображает следующий день, когда оставшиеся в живых мятежники были казнены. И по сей день многое остается неясным: обстоятельства заказа двух картин их точная датировка и окончательное название, вопрос о том, кто эта женщина, столь смело в нарушение инквизиционного запрета изображенная художником обнаженной. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника.
Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам. Гойя выполняет крупный королевский заказ – портрет всей монаршей семьи («Семья Карлоса IV»). Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века.
Уединившись на вилле, Гойя работал. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком.
В сорок три года Гойя становится придворным художником короля Карла IV. В июне1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. На этой картине изображено множество людей, охваченных общим порывом борьбы. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Его мать, Грасиа Лусьентес, происходила из семьи мелких аристократов, а отец – Хосе Гойя – был ремесленником, он занимался обработкой металла. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула.
Вряд ли он мог дать действительно серьезную подготовку своему ученику. Стены двух больших комнат художник расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров. Гойя был напуган. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь.
Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли»Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св.
Франсиско стал младшим сыном в семье мастера-позолотчика, довольно известного и почитаемого и дочери обедневшего идальго. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции.
Ему было уже больше 70-ти лет, он ушел с должности придворного живописца, уже не ходил на заседания испанской академии искусств, в которой был председателем, жил в полном уединении. По возвращению в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо», в котором воскресают его любовь к человеку, светлое, радостное приятие жизни. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника.
В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Франциска Великого в Мадриде. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Такой он был и в жизни – мастер кисти, уставший человек, передумавший многое и в корне осмысливший реалии существования простого люда.
Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже.
Это очень известные картины живописца. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Это его серия офортов «Капричос».
Точное количество экземпляров каждой гравюры из «Капричос» не могут назвать даже специалисты. Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака. Целый ряд листов посвящен современным нравам. В 1874 году художник Сальвадор Мартинес кубельс по просьбе французского банкира Фредерика Эмиля дЭрлангера начал переводить все росписи со стен на полотна. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений.
Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. Интересно, что на картине можно видеть только лица испанцев. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с1799 года. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей.
Трезво и внимательно вглядевшись в окружающий мир, Гойя увидел господствующие в нем ложь, тупость, ханжество, суеверие, которые, негодуя, запечатлел в своих произведениях. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. Но его картина была отвергнута.
Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». На полотне мы видим испанцев, которые готовятся принять смерть. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур.
В1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Фонарь поставлен для того, чтобы лучше видеть тех, кого нужно убить. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В 1808 году Испания была оккупирована французскими войсками.
Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году. Краски тревожные – преимущество отдается темным и красно-оранжевым тонам.
У Гойи начинается депрессия. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Это обострило его восприимчивость к страданиям других людей. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу.
Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Эта фигура вызывает ассоциации с распятием – символом жертвенности и в то же время готовности идти до конца за свои убеждения. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества.
Схватку мадридцев с французской конницей на Пуэрта дель Соль Гойя наблюдал из дома своего сына. Старый, одинокий, глухой и больной, Гойя расписывает стены своего дома, так называемого «Дома глухого». Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию».
1814). Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. В1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». 27 июня единственная премия присвоенаПаоло Борони за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигурыГаннибала». Кража произошла во время транспортировки экспоната в нью-йоркский музей Гуггенхайма на Манхеттене из музея искусства в Толедо (штат Огайо), который приобрел полотно на одном из аукционов в 1959 году.
Каждый безумствует по-своему. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. В центре он поставил королеву с детьми. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.
Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.
В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Его кисти принадлежат яркие исторические полотна и картины, гениально передающие содержание библейских сюжетов. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. В тот период Гойя перенёс тяжёлую болезнь и страдал глухотой, которая мешал полноценно жить художнику – и вот таким образом его дом получил название «Кинто дель Сордо», что переводится с испанского как «Дом Глухого». Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. Снова из полумрака холста выступают фигуры, облаченные в парадные придворные одеяния, художник смотрит на нас из-за мольберта, но лица портретируемых, лица вырождающейся династии, лица придворных карликов-шутов эпохи Веласкеса, не лица королей.
97 х 190 см. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе.
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Летом того же года он был вПариже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец. 1797). В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.
Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Точный его диагноз неизвестен, но можно определённо утверждать, что появившаяся у него затем глухота стала следствием перенесённой болезни.