Картины Художника Эшера

В своих картинах Эшер мастерски соединяет искусство и математику. С помощью работ художника можно объяснить такие математические понятия как: параллельный перенос, подобие фигур, равновеликие фигуры, периодичность. Голландский художник Мауриц Корнелис Эшер, уникальный в своем роде график, чьи бредовые на первый взгляд картины выстроены по строгим законам логики и геометрии. Вкартинах Эшера явно видно увлечение художника геометрией.

Мауриц Корнелис Эшер: картины, биография

Их безликие головы уподоблены луковицам. Именно в этот период картины Эшера впервые были названы механическими и «логическими». В то время я мало интересовался именами художников, но саму картинку сохранил. Несмотря на это, в течение всего итальянского периода Эшер не мог содержать семью на заработки от продажи своих работ и жил на финансовую помощь отцаL 8. Первая работа, в которой был использован этот прием, получила название «Меньше и меньше» (1956).

И, как ни странно, лишь рисование вызывало у мальчика неподдельный интерес. Ученые интересовались его работами, видели в них ключи к доказательству теорем и даже нанимали в качестве иллюстратора к своим научным трудам.

Он провел много времени в Альгамбре, зарисовывая арабские мозаики и впоследствии сказал, что это было для него «богатейшим источником вдохновения». Интересоваться мозаиками Эшер начал в 1936 году во время путешествия по Испании. РаботыАвторская куклаГрафикаРезьба по деревуДекоративно-прикладное искусствоМоя мастерскаяВидеоблогМои публикацииБлогПубликацииУчителя и наставникиСобытияОб автореГлавнаяБлогУчителя и наставникиМауриц Корнелис ЭшерПодписаться на новостиМауриц Корнелис ЭшерМауриц Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher) – нидерландскийхудожник-график, добившийся успеха благодаря своим концептуальнымлитографиями, гравюрамина дереве и металле, а также иллюстрациям к книгам, почтовым маркам, фрескам и гобеленам. Жизнь в Швейцарии была дороже и Эшерам потребовалось некоторое время усердно работать. На ней изображён додекаэдр, образованный двенадцатью плоскими пятиконечными звёздами.

Частично рисунок Метаморфоз-3 был раскрашен вручную. Что примечательно, гравировка была выполнена на необычном «полотне» — фиолетовом линолеуме. Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами — «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь». Многоугольники, как и сферы используются в работах Эшера для создания перспективы. Большинство жителей совершенно случайно идет по своим хозяйственным надобностям.

Посетив также Ассизи, Равенну, Венецию, Падую и Милан, в июне Эшер возвращается в Остербек с намерением окончательно переехать в ИталиюL 5. Аттестат зрелости юноша так и не получил. Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры» Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза).

Головоломные фантазии 
в картинах Эшера

Головоломные фантазии в картинах Эшера

Многогранники в работах Эшера играют роль как основной фигуры, так и вспомогательных элементов. Помимо этого, Эшер работал над заполнением пространства на его взглядL 2 из созданных на эту тему работ идеальной по композиции может считаться третий «Предел круга» (рыбоподобные фигуры уменьшаются при удалении от центра круга, плотно заполняя при этом поверхность подобное уменьшение может быть бесконечным при этом картина демонстрирует один из видов неевклидова пространства, описанный Анри Пуанкаре: теоретически находящийся в этом пространстве человек не будет чувствовать ничего необычного, но не сможет нарисовать фигуры с четырьмя прямыми углами, соединёнными прямыми линиями, так как в этом пространстве не существует квадратов и прямоугольников20).

И монахи, вечно бредущие вверх и вниз. Третий, младший сын инженера-гидравлика Г. А. Эшера и его второй жены, Сары Гличман (у отца Эшера было еще 2 сына от первого брака, так что для него Мауриц был пятым ребенком), Мауриц с самого раннего детства имел возможность развивать свои природные таланты. Одна из самых показательных – «Рептилии» (март 1943 года). Воображение зрителя поражают созданные художником оптические иллюзии. В 1954 году большая выставка его работ проходит в музее «Стеделейк» одновременно со Всемирным математическим конгрессом в Амстердаме.

Тогда, в 1916 году, на свет появилось первое произведение художника — портрет Джорджа Арнольда Эшера (George Arnold Escher), любимого и почитаемого сыном отца. Уже в 1936 году он снова отправился в Испанию. Йетта вновь стала заниматься фортепиано, Эшер вступил в шахматный клуб. В 1949 году Эшер с двумя другими художниками устраивает большую выставку своих графических работ в Роттердаме ряд произведений продаётся, художники рассказывают об их создании (в частности, Эшер рассказывал, что для создания «Рептилий» он делал маленькую фигурку из пластилина, которую передвигал по столу).

Волшебные картины 
Мориса Эшера, которыми 
иллюстрируют учебники

Волшебные картины Мориса Эшера, которыми иллюстрируют учебники кристаллографии

Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры» Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза). С 1923 года он живет и работает в Риме. Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность. Регулярное разбиение плоскости, называемое «мозаикой» – это набор замкнутых фигур, которыми можно замостить плоскость без пересечений фигур и щелей между ними.

«Три мира», как и все, что делает Эшер, удивляют. Начиная с 1956 года Эшер применяет этот прием практически в каждой своей работе, включая листы из последней серии «Змеи», над которой он работал в 1969 году. Графика Эшера содержит множество пространственных и пластических противоречий. Первой печатной работой, проданной большим тиражом, была «Святой Франциск» (проповедь птицам)6. Так для меня открылась новая Страна Чудес и я узрел невозможное.

Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры» Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза). И лишь потом проявляется их «негатив», как на фотографии: черные птицы летят на белом небе в противоположную сторону. По легенде, мать проводила сына словами «Сын мой, не кури слишком много» (Эшер всю жизнь был заядлым курильщиком). Теперь это границы плоскости листа.

Еще одним пристрастием юноши было построение «безупречного бутерброда». Выяснилось, что некоторые «невозможные» объекты вполне могут существовать на самом деле.

Долгое время Эшер ищет себя и 1938 году практически перестает рисовать натуру. Там его наставником и другом становится Самуэль де Мескита, еврей по национальности, тот самый, которого в 1944 году замучила немчура в Освенциме. Но, вероятно именно в этой трудности и кроется движущая пружина моего упорства».

Картины любимого 
художника Эшера

Картины любимого художника Эшера

Сфера как геометрическая фигура и сферичность пространства как прием становятся важнейшими элементами его композиций именно в этот период появляется одна из самых известных его работ, «Рисующие руки» (1948). Кроме набросков, есть и законченные графические работы, сделанные художником во время жизни в Италии: например, литографии «Кастровальва» 1930 года и «Атрани» 1931 года. Он был очарован всевозможными парадоксами и в том числе «невозможными фигурами». Особенной популярностью пользовались копии литографии «Относительность» — начиная с 1960-х она появлялась в СМИ, кино, сериалах, а в этом году трехмерную модель изображенного Эшером интерьера сделали из конструктора LEGO.

М. Эшер блестяще объединил искусство и науку. Эта вещь тоже относится к теме симметрии. На каждой из площадок живёт длинношеее четырёхногое бесхвостое фантастическое животное его туловище находится в пирамиде, в отверстия которой оно высовывает конечности, верхушка пирамиды является одной из стен жилища соседнего чудовища. Еще один тип картин с нарушенной логикой пространства—это «невозможные фигуры». С октября 1925 года они переезжают в этот дом9. Здесь он жил и работал, здесь родились его старшие сыновья. Однакокартины, рисунки и литографии Эшера Маурица Корнелиса и по сей день остаются одними из самых ярких и необычных.

Как и все дети, Маук абсолютно не хотел учиться, вот таким образом оценки его, мягко говоря, оставляли желать лучшего. В 1952 году математик и профессор Принстонского университета Герман Вейль использовал работу Эшера «Симметрия» для оформления обложки своей книги, а физик Янг Чжэньнин проиллюстрировал свою гипотезу о применении законов симметрии в квантовой физике работой «Всадники». Образ бесконечных лестниц можно увидеть в различных сериалах и фильмах. Все же, Эшеру удалось добиться отсрочки от армии и после неудачной попытки учебы в техническом училище Делфта (откуда был отчислен из-за постоянных долгов вследствие плохого здоровья), он поступает в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме.

Две последующие гравюры Эшера с невозможными фигурами- «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь» были созданы между1958и1961годами. В 1967 году королева Юлиана производит Эшера в рыцарский чин четвёртой степени (офицер ордена Оранье-Нассау). Аналогично изображен и мизинец. Впервые его восторженными поклонниками стали математики, которые видели в его работах оригинальную визуальную интерпретацию некоторых математических законов.

Его творчество продолжает впечатлять и удивлять миллионы людей по всему миру.

Они, кажется, не подозревают, что математически я совершенно безграмотен». Невозможное—с точки зрения знаний о мире, которыми на тот момент обладало человечество. До 1935 года он каждый год путешествовал по Италии не меньше двух месяцев, посетив Сицилию, Абруццо, Кампанью, а также Корсику, Мальту и Тунис. Его сюрреалистичные картины больше полувека поражают зрителей. Однако ему очень хотелось иметь художественное образование, вот таким образом в течение нескольких последующих лет Мауриц Эшер активно брал уроки в Техническом училище Делфта, а также – у великого модерниста, нидерландского художника Самуэля де Мескита (Samuel de Mesquita). В творчестве 1950-е— время, когда трехмерные элементы его работ обретают перспективу.

нидерландский художник 
Мауриц Корнелис 
Эшер (1898-1972)

нидерландский художник Мауриц Корнелис Эшер (1898-1972) / Графика

Эта область творчества художника широко освещена во многих статьях и книгах. (яндекс и гугл, вы заценили тошноту текста, я надеюсь). Джетта вновь стала заниматься фортепиано, Эшер вступил в шахматный клуб. С 1931 года художник всё больше обращается к торцовой ксилографии. В последние годы жизни Эшера подводит здоровье и он практически не работает.

В1931 годахудожник обратился к торцовойксилографии. О картинах Эшера можно рассуждать долго, они чем-то напоминают рисунки советского математика и художника Анатолия Фоменко (которые кстати тоже весьма и весьма). Он мог в оцепенении подолгу рассматривать гору, башню или высокое здание.

Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность. Они были очень яркими, как, например, «Снег», созданный в Альпах. Она известна также как автопортрет.

Мауриц КорнелисЭшер, 
нидерландский художник-график

Мауриц КорнелисЭшер, нидерландский художник-график

Центральная часть пространства растянута, при этом оно изгибается по часовой стрелке вокруг незаполненного центра. Обе работы изображают места, которые посетил Эшер во время поездок.

Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и проч. ) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живых существ. В то же время он продолжает изучать искусство XV века северных европейских стран. Второй – в глубине озера, где мы видим большую рыбу. Во время пребывания в Италии, Швейцарии и Бельгии Эшер создал несколько десятков пейзажей, в основном ксилографий, тщательно прорисованных и выполненных в совершенно реалистическом стиле (исключением является ранняя литография «Лес около Ментона», напоминающий раннее творчество Пита Мондриана). Но в этих пейзажах, например, «Бонифачо, Корсика» или «Сиенские крыши», уже просматривается необычная перспектива: виды городов даются сверху или с большого расстояния. Его гравюры иллюстрируют юмористический буклет его друга, Ада ван Столка Flor de Pascua («Пасхальный цветок»), вышедший в октябре в Нидерландах. По обе стороны от нее обретает зримую форму то, что ранее существовало лишь в воображении.

Научные эксперименты 
в творчестве художника

Научные эксперименты в творчестве художника

Последней литографией в серии многоугольников была «Гравитация». Хотя формально супруги не разводились, они больше никогда не жили вместе.

В число весьма занимательных работ входят также гравюры «Вверх и вниз», «Относительность», «МетаморфозыI», «МетаморфозыII», «МетаморфозыIII» (самое больше произведение – 48 метров), «Небо и Вода» или «Рептилии». К его удивлению, компания «Адрия» согласилась Йетта присоединилась к его поездке в мае, а к 1 сентября пара вновь вернулась в Шато-дЭ. На гравюре изображены книга, кактус, додекаэдр, чертёжный уголок. Такое пересечение встречается во многих картинах Эшера. Эшер меняет свои предпочтения с написания пейзажей (кто бы мог поумать Эшер – пейзажист. ) на отображение различных невозможных геометрических фигур и пространственных головоломок, благодаря которым мы и знаем его сейчас. Сразу после переезда в Шато-дЭ (Швейцария), летом 1935 года, Эшер заезжает по делам в Гаагу, к родителям, где рисует один из известнейших портретов отца.

Во время очередного путешествия Мауриц встречает свою будущую жену Джетту Умикер, дочь швейцарского буржуя. Он берет фигуры и составляет из них мозаику. Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами — «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь». В 1939году он также выполнил серию видов Делфта. Здесь изображен мир, в котором не действуют нормальные законы гравитации.

В 1965 году Эшер получает художественную премию города Хилверсюм (нидерл. Hilversumse Cultuurpreis), а Каролина Макгиллаври публикует книгу «Symmetry Aspects of M. C. Игра пространства у Эшера проявляется в литографии «Водопад». Первой печатной работой, проданной большим тиражом, была «Святой Франциск» (проповедь птицам). На ней изображён додекаэдр, образованный двенадцатью плоскими пятиконечными звёздами.

Артём УспешныйВсе 
фотографииКартины 
любимого художника

Артём УспешныйВсе фотографииКартины любимого художника Эшера96

В поздних работах Эшера эта перспектива была развита для создания оптических иллюзий. В 1950-х годах Эшер приобрёл большую популярность в качестве публичного лектора, а в 1950 году в Вашингтоне проходит первая его персональная выставка в США. Это в основном результаты путешествий Эшера по Италии, на Корсику и на Мальту. Его иллюзии созданы в основном игрой света и тени. С октября 1925 года они переезжают в этот дом. Внутри каждого гравитационного колодца действуют обычные физические законы. Но в этих пейзажах, например, «Бонифачо, Корсика» или «Сиенские крыши», уже просматривается необычная перспектива: виды городов даются сверху или с большого расстояния.

Все архитектурное сооружение находится в центре идиллического сообщества. Когда я учился в первом классе, мне в руки попал один болгарский журнал. Структура здания состоит из семи лестниц. Там его наставником и другом становится Самуэль де Мескита, еврей по национальности, тот самый, которого в 1944 году замучила немчура в Освенциме. Как написал Даглас Хофштадтер в своей книге «каждая частица мира содержит в себе весь мир и содержится во всех других частицах мира».

  • Мауриц Эшер – мастер оптических иллюзий
  • Онлайн-архив: оптические иллюзии и невозможные гравюры Маурица Эшера
  • Литографии и гравюры Маурица Эшера в высоком разрешении выложены в открытый доступ
  • Икона эпохиИкона эпохи: Мауриц Корнелис Эшер
  • Ранний период творчества Маурица Корнелиса Эшера

Она там не одинока, как могло бы показаться. В честь Эшера назван астероид, открытый в 1940 году. В поздних работах Маурица Эшера эта перспектива была развита для создания оптических иллюзий. С 1931 года художник всё больше обращается к торцовой ксилографии.

На ней изображён додекаэдр, образованный двенадцатью плоскими пятиконечными звёздами. Последней литографией в серии многоугольников была «Гравитация». Все три созданы между 1958 и 1961годами. И крокодильчики:) На листе бумаги они образуют замощение плоскости ящерицами, мозаику.

  • Математическое искусство Морица Эшера
  • Мауриц Корнелис Эшер: логические парадоксы и иллюзии в рисунках изразцов и мозаике
  • Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
  • Мориц Корнелис Эшер: И тайное станет явным
  • Все Картины Мауриц Корнелис Эшер по алфавиту

На нем лежит чертеж с мозаичным узором из пресмыкающихся. Он рисует оливовые деревья, начинает эксперименты со сферами, зеркалами. Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. Художник не только интересовался нерегулярным заполнением плоскости, называя это игрой, он совмещал эксперименты с заполнением плоскости с экспериментами с переходами плоскости в объём и наоборот («Рептилии»). На остальных двух лестницах жители используют один и тот же пролет, но с разных сторон. Особенный интерес представляют мозаики Эшера.

Он поглощен созданием различных парадоксов и «невозможных фигур». Вот у меня от издательства Taschen. Всего он создал 448 литографий и гравюр и около 2 тысяч рисунков и набросков.

Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами— «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь». Посему Эшер еще какое-то время сидит на шее у папика. Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность. Сразу после переезда в Шато-дО (Швейцария), летом 1935 года, Эшер заезжает по делам в Гаагу, к родителям, где рисует один из известнейших портретов отца.

  1. Чем заняться в выходные или Амстердам за два дня
  2. Теория относительности в творчестве Эшера
  3. Краткая биография Эшера, Маурица Корнелиса
  4. Картины, графика, литографии Эшера Маурица Корнелиса
  5. Как я нашла хорошую и недорогую кухонную вытяжку (Рассказ домохозяйки)

Так в 1960-е работы художника стали знаменем «психоделической» культуры. В гравюре «Рептилии» маленькие крокодилы играючи вырываются из тюрьмы двухмерного пространства стола, проходят кругом, чтобы снова превратиться в двухмерные фигуры. Текст интервью был опубликован в феврале 1951 года. Однако натура взяла свое и уже спустя несколько месяцев он перевелся в класс графического дизайна под руководством Самюэля Джесерана де Месквита. На поверхности воды плавают опавшие с деревьев листья.

Симметричность его работ теперь дополнена и усложнена сферичностью пространства. Печатные технологии и в особенности литография, стали смыслом жизни юного мастера. Все это взял на вооружение Эшер, картины которого погружают нас в мир симметрии.

В работах «Порядок и хаос» и «Звёзды» художник использует негеометрические формы для усиления впечатления от правильности центральных фигур: в первой из упомянутых работ в символе порядка и красоты отражается хаотическое собрание ненужных, сломанных, разбитых предметов, а во второй в конструкции из трёх правильных полых октаэдров живут два хамелеона. Многоугольники, как и сферы используются в работах Эшера для создания перспективы. Влияние Эшера оказалось настолько сильным, что многие его графические и концептуальные находки вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками. Художник провел много времени, зарисовывая арабские мозаики и впоследствии сказал, что это было для него «богатейшим источником вдохновения».

Не листья а листы:)Насчёт книг. На русском языке есть замечательная книга Карла Левитина Геометрическая рапсодия, посвещённая Морису (или Маурицу) К. Эшеру. Насчёт некоторых популярных гравюр. Есть ещё несколько действительно известных произведений, мотивы из которых часто используют. Рептилии. МорисаЭшера нельзя назвать просто художником. С ноября 1923 года Эшер живёт в Риме.

Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность. Каждая из них может быть использована людьми, которые находятся в разных гравитационных мирах. Эшер стремился иллюстрировать динамику явления и видел абсурд в том, что несколько проведённых линий могут восприниматься глазом как объёмная фигураL 2.

В декабре 1955 года была напечатана новая работа графика. Обучение столярному делу и основам музыки не дало никаких результатов. Эшера волновали особенности перехода от плоскости к пространству, взаимодействие имеющих определённую форму двухмерных фигур и трёхмерных существ, способных передвигаться в пространстве. На картине действует три источника гравитации.

В 1926 году у них рождается первый сын. После этого резко увеличиваются продажи его произведений в США. Это добавляет сюрреалистический эффект картине. Например, вертикальные, устремленные ввысь формы действовали на него завораживающе. В математике и философии искусно владея резцом и рисунком, умело обыгрывая черный цвет со всеми его градациями, черпал вдохновение нидерландский мастер.

Впоследствии Эшер вспоминал, что, «как и большинство его учеников, я долго находился под влиянием могучей индивидуальности художника». В 1917 году семья Эшеров переехала в Остербек (пригород Арнема). Она ценна и с художественной и с научной точек зрения. Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами — «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь».

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Эшер и неевклидово пространство
  • 5 причин посетить фестиваль «Форма»
  • На фестивале дизайнеры из Голландии устроят граффити-перформанс

Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. Эшер использовал базовые образцы мозаик, применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются симметрией, он исказил базовые фигуры, превратив их в животных—птиц, ящериц. Он, как и некоторые из его великих предшественников (Микеланджело, Леонардо да Винчи) был левшой. В процессе своей работы он черпал идеи из математических статьей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трехмерных фигур на плоскость и неевклидовой геометрии, о чем будет рассказываться ниже.

Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. Эшер оказал большое влияние на современное искусство. Учитель, который первым заметил стремление воспитанника познать мир искусства, показал ему некоторые элементы ксилографии (гравировки по дереву). В том же году статьи об Эшере публикуют журналы «Тайм» (2 апреля) и «Лайф» (7 мая)9. Еще один недавний пример: в фильме «Начало» главные герои ходят по бесконечной лестнице, напоминающей ту, которую нарисовал известный график.

Примером работы, в которой художник изучал такое восприятие— в работе «Три пересекающиеся плоскости», где каждая плоскость, составленная из квадратных плиток, расположенных в шахматном порядке, сокращается в перспективе до точки, три получившиеся точки образуют равносторонний треугольник. Все двери, кроме одной, ведут к подвалам ниже парков. Все три созданы между 1958 и 1961 годами. Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры» Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза).

Многоугольники, как и сферы используются в работах Эшера для создания перспективы. Однако картины, рисунки и литографии Эшера Маурица Корнелиса и по сей день остаются одними из самых ярких и необычных. Последней литографией в серии многоугольников была «Гравитация». Текст интервью был опубликован в феврале 1951 года.

  1. Чего нельзя делать Британской королевской семье
  2. Появление рисунков Маурица Эшера на изразцах и мозаике
  3. Словари и энциклопедии на Академике

Хотя формально супруги не разводились, они больше никогда не жили вместе. В 1917 году семья Эшеров переехала в Остербек (пригород Арнема). К концу 1936 года Эшер создаёт свою первую картину невозможной реальности «Натюрморт с улицей». Вообще, применительно к творениям Эшера, скорее, надо использовать словосочетание «логические загадки». Многие его рисунки основаны на математических принципах симметрии или структуры. Его гравюры иллюстрируют юмористический буклет его друга, Ада ван Столка Flor de Pascua («Пасхальный цветок»), вышедший в октябре в Нидерландах.

Однако его настоящий творческий интерес лежал совсем в другой области. Они идут в одном направлении, но придут в разные места. Последней литографией в серии многоугольников была «Гравитация».

Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами— «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь». По легенде, мать проводила сына словами «Сын мой, не кури слишком много»9 (Эшер всю жизнь был заядлым курильщикомL 4). Самым большим (длина 48м) является произведение «Метаморфоза III», выполненное в 1968 году (открыто для публики 20 февраля 1969 года) по заказу Королевской Почты Нидерландов (PTT) и состоящее из соединения различных мотивов и цветов (фактически является сильно увеличенной версией работы 1939 года «Метаморфоза II»). Его целиком захватывают странные «внутренние» картины, являющиеся к нему в озарениях и снах.

Мауриц Эшер – мастер 
оптических иллюзий

О, спасибо МегаАлёне за пост. Конечно, хороша работа «День и ночь» (1938). Эшер абсолютно сознательно выбрал карьеру гравёра, а не художника (маслом). После этого резко увеличиваются продажи его произведений в США. Почти сразу после прибытия (предположительно, 11 февраля) Мескита и его жена были умерщвлены в газовой камере.

То, что надо домыслить и есть третий мир. Она исполнена в стиле сюрреализма. После публикации двух статей Эшер стал известен в США, у него в конце 1950 года берёт интервью корреспондент британского журнала «Студио» Израэль Шенкер. Это в основном результаты путешествий Эшера по Италии, на Корсику и на Мальту. Такая вот двойственность восприятия этой гравюры. Художник использует перспективное сокращение фигур, достигая эффекта «ухода в бесконечность»— уменьшения до точки.

Математики открыли дверь, ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Например, на заднем плане литографии «Водопад», созданной в 1961 году изображены террасы, которые Эшер рисовал в Италии. Эшер Мауриц Корнелис (Maurits Cornelis Escher) (17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды — 27 марта 1972, Хилверсюм, Нидерланды) нидерландский художник-график, делал иллюстрации к книгам, почтовые марки и фрески, придумывал гобелены.

Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. В результате значительно сокращается время для создания произведений— в 1954 году Эшер выполнил только две работы9. Переезд в Швейцарию и близость войны не сделали Эшера домоседом. Это более интересно тем, что сам Эшер не имел специального математического образования. Многоугольники, как и сферы используются в работах Эшера для создания перспективы. Одним из высших достижений Эшеры можно считать изображение «метаморфоз». В 1954 году большая выставка его работ проходит в музее «Стеделейк» одновременно со Всемирным математическим конгрессом в Амстердаме1213. Затем он использовал эти зарисовки для создания своих литографий и ксилографий.

Одной из любимых книг Эшера была «Алиса в Зазеркалье». Eschers Periodic Drawings» (Симметричные аспекты периодических рисунков Эшера). Общее образование, по-видимому, не числилось в списке приоритетов будущего художника, раз он так и не смог нормально сдать выпускные экзамены средней школы (в которой проучился с 1912 по 1918) и даже, если верить некоторым источникам, завалил рисование. Именно после этого Эшер создаёт свои «Дни творения». Мауриц Эшер (уменьшительное нидерл. Mauk— «Маук») родился 17 июня 1898 года в городе Леуварден, административном центре нидерландской провинции Фрисландия, в семье инженера.

Одна из них изображает куклу индонезийского кукольного театра. Мауриц провалил выпускные экзамены (что характерно – даже экзамен по рисованию) да так и не смог получить аттестат зрелости. После гибели учителя Эшер помог отправить его работы в амстердамский музей «Стеделейк», оставив у себя лишь один эскиз со следом немецкого сапога, а в 1946 году он организовал в упомянутом музее мемориальную выставку.

Парадоксальные реальности, созданные художником, открывают перед зрителями сложность и многозначность окружающего мира, глубину постижения «невозможного». В своих картинах Эшер создает свою сюрреалистический мир в котором существуют бесконечные лестницы, колоннады со странным переплетением колонн и фантастические замки. В 1967 году королева Юлиана производит Эшера в рыцарский чин четвёртой степени (офицер ордена Оранье-Нассау). Еще в детстве этот скромный и молчаливый мальчик демонстрировал необычные склонности.

Это было последнее большое путешествие художника по средиземноморской Италии. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. Хаотичность оборачивается упорядоченностью и наоборот. На его картинах все меняется, плавно перетекает из одной формы в другую. Одно из основных направлений творчества Маурица Эшера – регулярное замощение плоскости. Хотя вне школы искусство, очевидно, занимало его вполне серьезно: известна, например, линогравюра 1916 года «Портрет отца художника», которую 18-летний Эшер исполнил самостоятельно и на вполне достойном уровне. Мотивы итальянского пейзажа и архитектуры раз за разом возникали на листах его работ. Мир оказался сложным и пронизанным одной общей, еще не понятой системой.

Через какое-то время к ней добавилась обложка из журнала «Знание — сила», на которой цепочка муравьев совершала свой бесконечный путь по знаменитой ленте Мебиуса. Эшер увлекался математикой (хотя специализированного образования у него не было), сотрудничал с учеными и часто иллюстрировал сложные математические теории. В 1935 году из-за очередного обострения фашистского умопомешательства в Италии, Эшер с семьей переезжает в Швейцарию. Мауриц укладывал на хлеб сыр и колбасу так, чтобы получилось «идеальное покрытие». Результатом этого стала литография 1935 года «Рука с зеркальной сферой».

Он рисует оливковые деревья, начинает эксперименты со сферами, зеркалами. Жизнь в Швейцарии была дороже и Эшерам потребовалось некоторое время усердно работать. В то время Эшер и его друзья на протяжении нескольких лет увлекались литературой, Мауриц писал стихи и эссе. В 1949 году Эшер с двумя другими художниками устраивает большую выставку своих графических работ в Роттердаме ряд произведений продаётся, художники рассказывают об их создании (в частности, Эшер рассказывал, что для создания «Рептилий» он делал маленькую фигурку из пластилина, которую передвигал по столу6).

Регулярные мозаики используются художником для оформления нескольких зданий в Гааге. И невозможная приставная лестница. Ascending and descending. Его родителями были Джордж Арнольд Эшер (George Arnold Escher) и Сара Адриана Глейхман-Эшер (Sarah Adriana Gleichman-Escher, вторая жена Джорджа, дочь министра), Мауриц был их младшим сыном (у него было четыре старших брата, Беренд и Эдмонд от первого брака отца, Арнолд и Ян от второго). В 1940-х годах в творчестве Эшера возник объем.

Самым большим (длина 48 м) является произведение «Метаморфоза III», выполненное в 1968 году (открыто для публики 20 февраля 1969 года) по заказу Королевской Почты Нидерландов (PTT) и состоящее из соединения различных мотивов и цветов (фактически является сильно увеличенной версией работы 1939 года «МетаморфозаII»). Мозаику рептилий Эшер использовал во многих своих работах. Виртуозное владение графическими техниками позволило ему создавать не только головоломные листы сложнейших орнаментальных замыслов, но одновременно творить такие красивые вещи, как линогравюра «Рябь на воде», где отражения деревьев перебиваются расходящимися от начинающегося дождя кругами. Именно после этого Эшер создаёт свои «Дни творения». Он переносит множество операций и в конце концов умирает в госпитале от рака кишечника.

Эшер, картины которого к этому времени еще не стали популярными, очень увлечен геометрией. Поэт в душе, он в работе гармонию поверял, перефразируя Пушкина, алгеброй. В 1965 году Эшер получает художественную премию города Хилверсюм (нидерл. Hilversumse Cultuurpreis), а Каролина Макгиллаври публикует книгу «Symmetry Aspects of M. C. Eschers Periodic Drawings» («Симметричные аспекты периодических рисунков Эшера»). На данный момент даже существует целое направление в живописи (имп-арт), которое использует оптические иллюзии, невозможные фигуры и особенности визуального восприятия.

Радость погружения в невозможное. Появились и начали стремительно развиваться компьютеры и информационные технологии и «нереальные» картины Эшера стали обретать черты реальности.

Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры» Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза). К концу 1936 года Эшер создаёт свою первую картину невозможной реальности «Натюрморт с улицей». Литография «Рисующие руки» использует эту идею—руки рисуют друг друга, создавая самих себя. Кроны деревьев, отразившись в воде, как в зеркале, кажутся корнями невидимых зрителю деревьев. Эшер оказал большое влияние на современное искусство. Сейчас в этом дворце открыт музей керамики67, во дворе которого стоит стела с изразцами, выполненными ЭшеромL 1.

Кроме того, в молодости Эшер увлекался литературой и пробовал свои силы в литературе. Мауриц провалил выпускные экзамены (что характерно — даже экзамен по рисованию) да так и не смог получить аттестат зрелости. Поверхность воды – это первый мир. Такая же нарисованная версия составляет 42 метра. Это создает интересные эффекты. Но Эшер интересовался всеми видами мозаик – регулярными, которые образуют повторяющиеся узоры и нерегулярными (неповторяющиеся узоры), а также ввел собственный вид, который назвал «метаморфозами», где фигуры изменяются и взаимодействуют друг с другом, а иногда изменяют и саму плоскость.

К его удивлению, компания «Адрия» согласилась Джетта присоединилась к его поездке в мае, а к 1 сентября пара вновь вернулась в Шато-дО. Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Несмотря на отсутствие аттестата из-за ошибки в голландском законодательстве он смог добиться отсрочки от службы в армии для продолжения учёбы и в 1918 году стал брать уроки архитектуры в Техническом училище Делфта. Помимо этого, Эшер работал над заполнением пространства на его взгляд из созданных на эту тему работ идеальной по композиции может считаться третий «Предел круга» (рыбоподобные фигуры уменьшаются при удалении от центра круга, плотно заполняя при этом поверхность подобное уменьшение может быть бесконечным при этом картина демонстрирует один из видов неевклидова пространства, описанный Анри Пуанкаре: теоретически находящийся в этом пространстве человек не будет чувствовать ничего необычного, но не сможет нарисовать фигуры с четырьмя прямыми углами, соединёнными прямыми линиями, так как в этом пространстве не существует квадратов и прямоугольников). В том же 1924-м Эшер женился на Джетте (Jetta Umiker), которую встретил годом ранее в Италии.

К сожалению, успешность художника не приносила ему больших денег и он зачастую обращался за материальной помощью к своему отцу. Наиболее полное исследование этого вопроса представлено в книге Дагласа Хофштадтера «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда», выпущенной в 1980 году и награжденной пулитцеровской премией. В 1939 году он также выполнил серию видов Делфта.

Таким образом, от оп-арта Эшер перешел к имп-арту (от impossibleart— изображению невозможных с точки зрения геометрии пространственных фигур и объектов, оптических иллюзий) и от конкретного сюжета— к часто абстрактным или сюрреалистичным мотивам. Несмотря на это, в течение всего итальянского периода Эшер не мог содержать семью на заработки от продажи своих работ и жил на финансовую помощь отца. Интерес к мозаикам проявился в 1936 во время путешествия в Испании под влиянием геометрических орнаментов Альгамбры. Художник не только интересовался нерегулярным заполнением плоскости, называя это игрой, он совмещал эксперименты с заполнением плоскости с экспериментами с переходами плоскости в объём и наоборот («Рептилии»).

Однако затем он начал изучать архитектуру в Харлеме и успешно закончил вуз в 1922 году. Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. С этого и началась непростая, но фантастическая, дорога творчества Маурица Эшера. Очень романтичны тройные вращательные симметрии со змеями, образующими круг (1969). Помимо этого, Эшер работал над заполнением пространства на его взгляд из созданных на эту тему работ идеальной по композиции может считаться третий «Предел круга» (рыбоподобные фигуры уменьшаются при удалении от центра круга, плотно заполняя при этом поверхность подобное уменьшение может быть бесконечным при этом картина демонстрирует один из видов неевклидова пространства, описанный Анри Пуанкаре: теоретически находящийся в этом пространстве человек не будет чувствовать ничего необычного, но не сможет нарисовать фигуры с четырьмя прямыми углами, соединёнными прямыми линиями, так как в этом пространстве не существует квадратов и прямоугольников). Копии его произведений пользовались большой популярность.

Все же Эшеру удается добиться отсрочки от армии и после неудачной попытки учебы в техническом училище Делфта (откуда был отчислен из-за постоянных долгов вследствие плохого здоровья), он поступает в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме. Именно в этот период картины Эшера впервые были названы механическими и «логическими»6. Все фигуры одеты в одинаковую одежду. Это было последнее большое путешествие художника по средиземноморской Италии6. Мауриц был самым младшим и четвертым ребенком в семье. На литографии зритель видит стол.

Эшер создал 448 литографий, гравюр и гравюр по дереву и более 2000 рисунков и набросков. Всего он создал 448литографий и гравюр и около 2000 рисунков и набросков11. В марте 1923 года во время путешествия в Равелло Эшер впервые встречается с Джеттой (Джулией) Умикер (нем. Jetta Umiker), дочерью швейцарского промышленника (до 1917 года управляющего двумя текстильными фабриками в Нахабино под Москвой).

Законы физики, в особенности оптические эффекты, были им изучены очень глубоко. Эшер оставил после себя свои чудесные литографии, картины, рисунки и трех сыновей. Это большой бассейн или озеро (кто как себе представит) осенью.

Еще одна литография, которую в декабре 1953 года напечатал Эшер, – «Относительность». Семья жила во дворце «Princessehof», в XVIII веке принадлежавшем Марии Луизе Гессен-Кассельской, матери статхаудера ВильгельмаIV. В 1926 году родился Георг, в 1928 году появился Артур. После гибели учителя Эшер помог отправить его работы в амстердамский музей «Стеделейк», оставив у себя лишь один эскиз со следом немецкого сапога, а в 1946 году он организовал в упомянутом музее мемориальную выставку6. Эшер создал много работ, в которых обратился к этой аномалии.

Одной из самых примечательных работ Эшера является литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике. Бесконечная замкнутая лестница. Почти сразу после прибытия (предположительно, 11 февраля) Мескита и его жена были умерщвлены в газовой камере.

Порой искусство и наука шагают рука об руку. Особенно это проявляется при создании объемных геометрических форм, например «Куба». В качестве картины, в которой исследуется и логика пространства и его топология, можно назвать литографию «Выставка гравюр». На стенах просматриваются книжные полки, картины в рамах. До этого пейзажи Эшера были вполне реалистичными, обычными и привычными. Во время пребывания в Италии, Швейцарии и Бельгии Эшер создал несколько десятков пейзажей, в основном ксилографий, тщательно прорисованных и выполненных в совершенно реалистическом стиле (исключением является ранняя литография «Лес около Ментона», напоминающий раннее творчество Пита МондрианаL 12).

До начала 50-х годов 20 века он не был широко известен, но после ряда выставок и статей в американских журналах (Time и др. ) он получает мировую известность. И если рассматривать в обратном направлении, то кажется, что темная ночь подступает к белому дню. В рамках этого направления он создал цикл работ – Метаморфозы 1, 2 и 3. В том же году статьи об Эшере публикуют журналы Time (2 апреля) и Life (7 мая). Его Эшер будет до конца жизни считать своим вторым отцом в мире графики.

В 1921 году Эшер с семьёй посетил Северную Италию и Французскую Ривьеру. На ней изображён додекаэдр, образованный двенадцатью плоскими пятиконечными звёздами. В 1924 году Эшер с женой Джеттой Умикер поселился в Риме. Благополучно закончив школу, Эшер отправляется путешествовать по Италии.

Все три созданы между 1958 и 1961 годами. В 1921 году Эшер с семьёй посетил Северную Италию и Французскую Ривьеру. Примером работы, в которой художник изучал такое восприятие— в работе «Три пересекающиеся плоскости», где каждая плоскость, составленная из квадратных плиток, расположенных в шахматном порядке, сокращается в перспективе до точки, три получившиеся точки образуют равносторонний треугольник.

В этот период картины Эшера впервые были названы механическими и «логическими». В 1939-1940 годах умирают родители художника. Не случайно первыми поклонниками искусства Эшера стали математики. Эшер снова выходит за границы. Он много и продуктивно работает в тиражной графике, экспериментируя как со стилем, так и с техниками: «с 1922 года приблизительно до 1935я выполнил около семидесяти ксилографий (продольных и торцовых) и более сорока литографий». В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, «невозможных фигурах», логике трёхмерного пространства.

В нем есть окна, дверные проемы, ведущие к парковой надстройке. Он оставил потомкам 448 литографий и гравюр более 2000 картин и набросков. В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, «невозможных фигурах», логике трёхмерного пространства. В правом краю рисунка видно, как одна из них начинает оживать и выползать из листа бумаги.

Позже Эшер писал: «многолетнее изучение техники графических искусств пошло мне на пользу ремесло стало не только второй моей натурой, но и крайней необходимостью при переходе к репродукционной технике, открыв мне возможность одновременно общаться с широкой публикой, чего, собственно, я и добивался». 1920-е— начало 1930-х годов в творчестве Эшера— время многочисленных экспериментов. В марте 1923 года во время путешествия в Равелло Эшер впервые встречается с Йеттой (Джульеттой) Умикер (нем. Jetta Umiker), дочерью швейцарского промышленника (до 1917 года управляющего двумя текстильными фабриками в Нахабине под МосквойL 6). Самый яркий представитель имп-арта (изображение невозможных фигур).

В октябрьском номере научно-популярного журнала «Сайентифик америкэн» за 1967 год выходит статья, посвящённая творчеству Эшера. Упрощенно говоря, все они перпендикулярны друг другу. Все три созданы между 1958 и 1961 годами. Она только-только начинает познавать не плоский, а трехмерный мир.

XX век ознаменовался целым рядом кардинальных переворотов во многих областях науки.