Картины Художника Кустодиева
Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его и художник написал эту картину. Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Примерно за год до своей смерти Борис Кустодиев закончил работать над своей сокровенной картиной «Русская Венера» — художник сильно болел, мог работать всего несколько часов в день и потому писал картину целый год.
Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. А может быть именно вот таким образом и стоило. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Что это за город.
Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты.
Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». Зимой 1920-го года Федор Шаляпин как режиссер решил поставить оперу Вражья сила, а декорации поручили выполнить Кустодиеву. С 1896 года художник обучается в Академии Художеств у Ильи Репина, который доверил ему написать этюды для картины «Заседание Государственного совета».
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России.
Особо выделяются изображения русских купчих, олицетворяющих собой своеобразных русских «богинь» — картины «Красавица», «Купчиха за чаем». Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Он жил в состоянии радостного возбуждения. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Вместе с семьей отправляется в Париж. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Одной из лучших работ раннего творчества стала «Ярмарка». Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ».
Художник Кустодиев – биография и описание картин
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые.
Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Будто впервые.
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Расцвет графического творчества Бориса Михайловича Кустодиева пришелся на первые послереволюционные годы. Но бодрость не покидала его.
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Фильм посвящен жизни и творчеству художника Бориса Кустодиева. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Учился у П. А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Савинского, И. Е. Репина (1896-1903). В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Работа была заказной.
Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.
Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле
Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Грабарь рассказывает: «Я видел его цветущим, румяным, жизнерадостным, со знакомой обаятельной, приветливой улыбкой на устах. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны.
Борис Кустодиев – член Союза русских художников (с 1907года), "Мира искусства" (с 1911года), АХРР (с 1923 года). Я. Билибин, 1901). Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. После смерти отца (1879) юный Борис учился в духовном училище и семинарии (кстати, все четверо детей рано умершего Михаила Лукича Кустодиева и ставшей молодой вдовой Екатерины Прохоровны учились на казенный счет).
Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Посетив в возрасте девяти лет выставку передвижников мальчик остается потрясен картинами настоящих живописцев. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада ("Утро", 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба – Русский музей). К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу.
Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Только щеки да нос краснеют». Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке.
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Это собирательный образ России.
В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. В 1907-1917 посетил многие европейские страны. Зашел с мороза прямо в шубе.
К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. С 1906 Борис Кустодиев выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта ("Ярмарки", "Масленицы", "Балаганы", "Деревенские праздники") для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиева с практикой "модерна" линейно-плоскостное, декоративное решение композиции игра разномасштабными фигурами и планами. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. В 1905—1907 гг. Какова шуба на нем. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924).
Вот кого рисовать-то. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
В дальнейшем идя по пути большей стилизации, Кустодиев превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей – в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова.
Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Чертовски трудно. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой».
В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский.
Борис Кустодиев – биография, фото, картины, личная жизнь художника
Великой русской реки, на берегах которой прошло детство Кустодиева, нет на его картинах 151 купеческая жизнь замкнута в нехитром интерьере лавок, трактиров, бань, кричаще убранных комнат. И. Шаляпин». Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.
С начала 1900-х гг. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Обложка выполненная легким, узорчатым штрихом, была помещена в причудливую декоративную рамку со стилизованным растительным орнаментом. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Искусство требует всей жизни.
Художник Борис Кустодиев: картины и творчество
оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь.
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей.
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Краткое описание картин Кустодиева, его биограия и творчество
Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Кустодиев был и блестящим портретистом: достаточно вспомнить его знаменитый портрет Федора Ивановича Шаляпина, фоном которому служит все то же безудержное русское разгулье. Картина эта, к сожалению, завершена не была. Поступил в студию Рене Менара. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Сайт о жизни и творчестве художника
Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года.
Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
Описание картины Бориса Кустодиева «Автопортрет»
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.
С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». Шаляпин что-то говорил о мерзнущих, вероятно, пальцах, а Кустодиев не мог оторвать глаз от румяного лица, от его богатой, живописной шубы. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Кустодиев твердо решает стать художником. Родился в Астрахани. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). А шуба.
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.
Описание картины Бориса Кустодиева «Большевик»
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались.
Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. С 1907 года — член Союза русских художников.
Описание картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Отца своего он почти совсем не помнил. Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Снятый по материалам выставки в Русском музее, фильм дает возможность опровергнуть сложившееся представление о Борисе Кустодиеве, как о художнике, писавшем исключительно пышных, розовощеких купчих, пеструю ярмарку и русское село с его гармошками, пряниками и самоварами. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Это позволяет нам не углубляться в биографические тонкости, а кратко обозначить канву жизненного пути художника все же необходимо. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
Описание картины Бориса Кустодиева «Гроза»
Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически ("Купчихи", темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев "Красавица", 1915, Третьяковская галерея "Купчиха за чаем", 1918, Русский музей).
Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Проживая в столице, Кустодиев часто выезжает в живописные уголки провинции, чаще всего в городки и села Верхней Волги, в которых из под кисти художника выходили знаменитые образы русского быта и красочные народные типажи. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
К этому времени у них уже родился сын. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века».
«Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю— мне нечего было исправлять или отвергать. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Занимался также скульптурой. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.
Описание картины Бориса Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»
Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников.
«Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств.
Описание картины Бориса Кустодиева «Красавица»
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам.