Картины Ильи Репина Фото

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Третьяков»109. Вегетарианцем стал и сам Репин. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.

Музыка переносила его в мастерскую, к картине. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.

Неизвестная деталь 
известной картины 
Ильи Репина «Запорожцы»

Неизвестная деталь известной картины Ильи Репина «Запорожцы» (4 фото)

Публике картина понравилась. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Репин дважды подавал прошения об отставке. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. «Пенаты» стали его малой родиной. Америка—Франция—Россия.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.

Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Берег Волги.

«Роковой» художник: 
мистика и мифы, 
связанные с картинами

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. За окном летний день.

Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Не доносчик ли. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Источник назвали «Колодец Посейдона». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.

Опубликовано фото 
поврежденной картины 
Ильи Репина

Опубликовано фото поврежденной картины Ильи Репина

Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Стасов присылает ему все, что он просит. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Много учился на написании портретов близких и друзей. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.

Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.

Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Черная энергетика 
картин Ильи Репина 
 (4 фото)

Черная энергетика картин Ильи Репина (4 фото)

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

Этот мужчина слыл в городе колдуном. Так ли это – судить зрителям. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.

А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. Казалось, она спит. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.

Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив.

После революции Репин больше ни разу не был в России. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.

Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

Интересная деталь 
знаменитой картины 
Ильи Репина «Запорожцы»

Интересная деталь знаменитой картины Ильи Репина «Запорожцы» (4 фото)

Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.

Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского.

Илья Репин – биография, 
фото, личная жизнь, 
картины художника

Илья Репин – биография, фото, личная жизнь, картины художника

Общественность начала сбор пожертвований. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.

Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). О чем эта история. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.

Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Л. Н. Толстого». Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Вода хлынула с напором 400 ведер в час.

Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. И вот уже перед нами не царь, а отец. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Он идет прямо к матери. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.

Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Пятый факт.

Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником.

Первый факт. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.

Картины Репина (фото) 
с названиями

Картины Репина (фото) с названиями

Убийство свершилось. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.

Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.

И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.

Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.

  • Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  • Персоны и личности (интересное о известных)
  • Илья Репин: биография и факты из жизни
  • Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом
  • Загадочный Репин — 10 интересных фактов

В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.

На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища.

  1. Все Картины Илья Репин по алфавиту
  2. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  3. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  4. Путешествие по России: Самарская область
  5. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  6. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  7. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  8. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  9. Краткая характеристика творчества

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

М. Бунакову. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  3. «Торжественное заседание Государственного совета»
  4. Портрет премьер-министра Столыпина
  5. «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.

Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес

Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.

Картины Репина с 
названиями история 
создания, сюжет

Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.

Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.

Возвращается в Россию летом 1876 года. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.

Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.

Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Этюд получился превосходный.

По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Репин считал сам эту картину красивой. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.

Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.

Комната небогатой интеллигентной семьи. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Она была закончена только в 1891 году. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.

Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Репин встречал их по средам.

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.

Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.

Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Имя Репина стало широко известным. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Каждый персонаж переживает что-то своё.

Судьбы детей Репина сложились по-разному. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В эту минуту в комнату вошел Христос. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Все заняты. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репин никуда не делся. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности.

К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Работал весь день, не замечая времени. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Она ушла из жизни в 1931 году55.

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.

Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.

Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. О картине появилось много статей в периодической печати. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.

По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Репин забыл о конкурсе, об Академии.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.