Картины Карнаха

Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография

Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное.

Год спустя художник скончался в Веймаре. Картинная галерея, Берлин. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Картина «Адам и Ева.

Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Картина Лукаса Кранаха-старшего Уста истины (1534), оцененная в 6-8 миллионов фунтов стерлингов была продана 8 июля на акуционе живописи старых мастеров и британского искусства Sothebys в Лондоне за 9 миллионов триста тысяч фунтов стерлингов. В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.

Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – Оплата (1532), Влюбленный старик уродливая старуха ищет взаимности юноши – Влюбленная старуха. Так, в 1508 году Кранах отправился для выполнения какой-то деликатной миссии в Мехелен (Нидерланды).

Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне. Однако это приносит и неожиданные результаты. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами.

Лукас Кранах Старший: 
картины в Эрмитаже 
и Дрезденской картинной

Лукас Кранах Старший: картины в Эрмитаже и Дрезденской картинной галерее

Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви.

Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы.

Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты.

Произведения, проданные на Sothebys и Christies. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Кранах Лукас Картины и биография Лукаса Кранаха Старшего Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения. С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Характерны для позднего времени у Кранаха густые заросли почти черных (почерневших. ) кустов и деревьев, на фоне которых он любит ставить белыми силуэтами смешные и в то же время привлекательные фигуры Адама, Евы, древних богов и богинь в широкополых шляпах XVI века, дикарей и всевозможных зверей.

Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. будучи уже придворным художником, Кранах остается тем же милым, уютным романтиком, но только черты эти превращаются у него мало-помалу в какой-то чувствительный трафарет. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.

История картины 
«Юдифь с головой 
Олоферна» Лукаса

История картины «Юдифь с головой Олоферна» Лукаса Кранаха-старшего

Его работы находятся в самых известных музеях мира, включая такие, как: Эрмитаж, музей им. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. История ее такова. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии.

Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Для них он написал портреты.

Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. В нем есть нечто романтически-взволнованное — и в умном, как бы вопрошающем взгляде и в порывистом повороте головы. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). А. С. Лукас Кранах Младший (1515 – 1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах, – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны.

Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Это не только свидетельствует об особом художественном приеме, но и выражает существовавшую в ту эпоху идею о власти женщин. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Известно, что у художника было еще три дочери. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).

Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты. Мнимый сумасшедший и вправду был ее любовником. К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен).

Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии.

Сюжетные картинки 
как дань моде

Сюжетные картинки как дань моде

Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). На выставке «Кранахи. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. С 1520 года был тесно связан с Мартином Лютером, запечатлев его во многих живописных и графических портретах. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания.

Однако уже в самом названии выставки «Кранах и его время» усматривается некий парадокс. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Кранах обратился в нем к мало привычной для себя технике резцовой гравюры на меди.

Описание картины 
Лукаса Кранаха «Адам 
и Ева»

Описание картины Лукаса Кранаха «Адам и Ева»

В отдельности каждая картина – прелесть, вместе взятые они выдают фабричный штамп. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Спаситель велел великану воткнуть в землю посох и на следующее утро тот покрылся зелеными ветками и ароматными плодами. Одним из первых среди немецких художников он начал писать картины на античные и мифологические сюжеты с изображением обнаженного женского тела. С одной стороны, это историческая картина, так как изображает конкретный случай – охоту, устроенную курфюстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута.

Между Ренессансом и маньеризмом», на которой демонстрируются картины Лукаса Кранаха Старшего (1472 – 1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер иГанс Гольбейн. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне. Но современным основатель династии был, конечно, не только в смысле наличия деловой жилки. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь.

  • Кранах Лукас СтаршийКартины и биография
  • Два Лукаса, Два Кранаха – художники на службе у Саксонских курфюрстов и Реформации
  • Картины — Кранах Старший, Лукас
  • 10 неизвестных: как отличить работы Лукаса Кранаха таршего от его мастерской
  • Гид Кранахи в Пушкинском музее: Что нужно знать о живописи династии
  • Кранахи: династия художников-реформаторов

1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.

В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью.

  1. История одного шедевра: «Меланхолия» Кранаха
  2. ПОРТРЕТЫ МАРТИНА ЛЮТЕРА Лукас Кранах Старший
  3. Женщины Кранаха: между эросом и политикой
  4. «Лукас Кранах — персонаж в некоторой степени более досягаемый»
  5. Все Картины Лукас Кранах Старший по алфавиту
  6. Лукас Кранах старший — немецкий художник и гравер эпохи раннего Ренессанса

Учился, вероятно, у отца в 1509 посетил Нидерланды. Венера, 1529. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах».

Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. На заднем плане – ложа курфюрста. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Для них он написал портреты.

  • Сферы деятельности Лукаса Кранаха Старшего
  • Мастерская Лукаса Кранаха Старшего
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • История проникновения искусства Кранаха в Россию
  • Подражание итальянским мастерам

Изумруд в пасти змея Центральная фигура экспозиции – Лукас Кранах Старший (1472-1553), основатель художественной династии, руководитель живописной и печатной мастерской в городе 1042иттенберг, друг и сторонник Мартина Лютера, сегодня считается, наряду с Альбрехтом 1044юрером, одним из величайших художников Североевропейского Ренессанса. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа.

В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю Палестину. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии.

  • Андрей Блудов: «Я отражаю перманентное состояние сознания, свойственное человеку мегаполиса»
  • Рухатися за смислом: арт-проекти Бнале доври у Львов
  • Бесда з Олегом Тстолом та Сергм Святченко
  • Виставка родини ванюкв «Лад»: естетичний далог поколнь

Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа.

Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков.

Кранах Лукас СтаршийКартины 
и биография

Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр Апокалипсис, художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). После смерти Фридриха Мудрого, не имеющего прямых наследников, Кранах остается при дворе его брата, Иоганна Твердого и даже становится наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище Великодушный.

Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Позже сочетал художественные принципы Возрождения с8230 Большой Энциклопедический словарь Картина Лукаса Кранаха-старшего Уста истины (1534), оцененная в 6-8 миллионов фунтов стерлингов была продана 8 июля на акуционе живописи старых мастеров и британского искусства Sothebys в Лондоне за 9 миллионов триста тысяч фунтов стерлингов. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе. Кранах, Лукас Старший (Cranach, Lucas) (1472-1553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Родился в Кронахе (Франкония) в 1472.

Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В ней просматривается совершенно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Учился, по-видимому, у своего отца. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.

Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг — сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Его супруга как будто бы светится изнутри. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы.

В момент, когда женщина вкладывала руку в пасть (уста), вдруг из толпы подбежал молодой человек с видом сумасшедшего, заключил ее в объятия и. поцеловал. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Дерево, масло, 3822 см.

И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. Лукас Кранах Старший (нем. Эта работа, сюжет которой потом будет повторяться во множестве произведений Кранаха, очень близко подходит к «Мадонне с Младенцем» Пьетро Перуджино, хранящейся в Национальной Галерее в Вашингтоне. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией.

4). Характерны для позднего времени у Кранаха густые заросли почти черных (почерневших. ) кустов и деревьев, на фоне которых он любит ставить белыми силуэтами смешные и в то же время привлекательные фигуры Адама, Евы, древних богов и богинь в широкополых шляпах XVI века, дикарей и всевозможных зверей. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Получив азы художественного образования у отца, также художника, Кранах в первые годы XVI века предпринял путешествие по Дунаю и его притокам, прибыв через Нюрнберг в Вену, где сблизился с кругом гуманистов. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Подобные произведения пользовались большой популярностью и исполнялись Кранахом по желанию саксонского двора.

Однако это приносит и неожиданные результаты. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание.

По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны.

Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. Олоферн поверил женщине и позволил жить в своём лагере. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).

Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. Христос обмывает ноги своим ученикам, а римский папа требует, чтобы императоры целовали ему туфлю.

Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Один за другим чередуются эпизоды охоты и трудно оторвать взгляд от этой веселой, бесхитростной, но бесконечно занимательной картины. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Кранахи — великая династия живописцев. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.

Искусствоведы продолжают спорить. Получив азы художественного образования у отца, также художника, Кранах в первые годы XVI века предпринял путешествие по Дунаю и его притокам, прибыв через Нюрнберг в Вену, где сблизился с кругом гуманистов. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Картина «Геракл у Омфалы» создана в мастерской немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го века на основе широко известного мифологического сюжета.

Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3.

Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны.

Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Источник молодости, 1546. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Такая ювенальная женственность и сегодня кажется трогательной.

В том же 1508 году, по возвращении Мастера из Нидерландов, курфюрст пожаловал ему дворянство и личный герб (змея с крыльями летучей мыши), который стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Примечание. И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса.

С 1508 г. свои инициалы на картинах Кранах заменил на печать в виде змея, причем он ставил ее не только на свои работы, но и на понравившиеся художества своих учеников в качестве символа одобрения. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты правописания — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Что касается Ганса Кранаха, о нем судить еще труднее.

В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. В момент, когда женщина вкладывала руку в пасть (уста), вдруг из толпы подбежал молодой человек с видом сумасшедшего, заключил ее в объятия и. поцеловал. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте).

Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов.

В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Иисус надел на ее палец кольцо и назвал Своей невестой, что означало ее духовную связь со Всевышним. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг.

Все картины в Белом зале 8212 кисти Лукаса Кранаха Старшего, некоторые написаны при участии его сына Ганса или мастерской (его помощники либо делали подготовительные работы, либо дописывали детали его картин). Юнона, олицетворение второй стадии, обращается к Парису напрямую, тогда как Афина, символ первой стадии, нигредо, стоит спиной к нам на тёмном пустом клочке земли (остальные две дамы стоят на свежем дёрне) и, наконец, Венера в красном берете гордо стоит, указывая прямо на Купидона, тайный огонь. Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве). Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.

Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр Апокалипсис, художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). Грехопадение (1527 г. ) символически размещены рядом. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.

Речь не только о Москве и Санкт-Петербурге. Проходящая обращения,, чёрного, могла быть «драконом» белого (обычно изображавшимся в виде крылатого змея) или красного цвета первый из трёх этапов Делания нигредо могли именовать «вороном», «мёртвой головой» или «чёрным человеком», альбедо «лилией» или «белой розой», тогда как рубедо «красной розой». Н. Н. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений.

В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Меч в руке святой Екатерины – атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием).

В Белом зале Пушкинского музея два произведения Кранаха Старшего из Готы – Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа (1529 г. ) и ныне находящееся в ГМИИ Адам и Ева. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Это описание можно конкретизировать и поправить, поскольку «безмятежное озеро», в действительности, река Эльба близ Шандау (Schandau), а скалы с замками и прекрасные холмы характерны для района Эльбских Песчаниковых гор, романтически-изломанной гряды вздымающихся плоскогорий из песчаника и глубоко врезанных лесистых оврагов, приблизительно в пятнадцати милях к юго-востоку от Дрездена (илл. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».

Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Лувр, Париж. Произведения, проданные на Sothebys и Christies.

Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца.

Сами же «грешные типы» очень похожи на босховских персонажей, близки нидерландской живописи, а вот композиция – полукруг из фигур на темном фоне – наоборот итальянская и отсылает к венецианской традиции. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца.

В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. Более того, композиции были перегружены деталями, а рисунок выглядел так, словно состоял из вьющихся хаотичных линий.

У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).

В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Возможно, у него была одна модель, с которой он их писал.

Его супруга как будто бы светится изнутри. Лукас Кранах старший (1472- 1553) – немецкий художник эпохи Северного Возрождения. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание. Лукас Кранах (ок.

Иероним – христианский святой, почитающийся в католицизме и в православии. В центре композиции – младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. И уже Лукас Кранах Младший будет работать в по-настоящему мрачном жанре заказного портрета-эпитафии изображая скорбящую семью у гроба.

Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Эта работа, сюжет которой потом будет повторяться во множестве произведений Кранаха, очень близко подходит к «Мадонне с Младенцем» Пьетро Перуджино, хранящейся в Национальной Галерее в Вашингтоне. Франциска» и «Покаяние Св. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер.

Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Известно, что у художника было еще три дочери. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини.

В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Вот еще любопытная картина «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка)» из мастерской Кранаха Старшего. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).

Так, меланхолия в то время ассоциировалась с Сатурном, собакой, плотничным делом. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Обращаем Ваше внимание, что согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 09. Для «Меланхолии» характерен отличительный стиль Кранаха, который удалось сохранить, несмотря на то что под руководством художника могло работать множество помощников, каждый из которых был ответственен за определённый этап изготовления картины.

В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. В этом смысле он вполне современен. Они долго беседовали, пировали.

Картина «Адам и Ева. Еще одна интересная деталь – почти все женские персонажи у Кранаха рыжеволосые. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, были распространены во многих коллекциях и художественных собраниях Европы.

Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Тут художник отнюдь не был первопроходцем, но свою лепту внес. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно. С просьбой подсказать, как служить Христу, обратился Репрев к отшельнику, а тот направил его на берег реки и велел помогать людям, желающим перебраться через нее.

Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.

В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером.

Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью». «Не нарушь ее сна. » – Предостережение запрещает прикасаться к соблазнительной красавице, но действительно ли она тихо-мирно спит. А. С. Скорее всего, это место находится где-то подле ущелья Брайте Клуфт (Breite Kluft) около мили вниз по реке от нынешней границы между Чехословакией и ГДР. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. На картине святая Екатерина изображена в уже устоявшемся образе коленопреклоненная облаченная в дорогие одежды (что символизирует ее происхождение), с мечом и сломанным колесом – орудиями ее мученичества.

Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского.

С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Ты что скажешь. Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553).

1530, Вена, Музей истории искусства). У художника имелось еще три дочери. В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона.

Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Известно, что в 1044ревнем Риме женщины, как и рабы, были лишены политических прав.

В других картинах Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи («Отдых на пути в Египет»). Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Согласно Золотой легенде («Золотая легенда» – сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г, одна из самых любимых книг Средневековья, в XIV – XVI вв. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса).

До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Ибо более блаженной смерти быть не может». Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. Картина Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х, Будапешт) 8212 одна из лучших на выставке. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Неизвестно, почему именно Кранах поместил на свой герб это хтоническое существо и можно ли найти в этом какие-то ветхозаветные параллели, однако фактом является то, что изображение Адама и Евы, а точнее, сногсшибательного «трио» : Адама, Евы и Змея является одним из самых известных образов в его работах.

Вскоре становится одним из влиятельных и богатых людей в городе. Учился, по-видимому, у своего отца. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).

99v. ) : «В год тысяча пятьсот двадцать шестой от Р. Х., в пятницу после дня Епископа Северина, которая была двадцать шестым днём октября, в доме под белым щитом, в Львином переулке в Эрфурте эти предписанные картинки и изображения были сделаны иллюстратором Иоганном Хохом по заказу Валентина Хернворста иначе Винтеркорна, гражданина Эрфурта и за счёт вышеупомянутого Валентина и также его собственной, Валентина Хернворста, рукой были написаны сопроводительные пометки и подпись и картинки были закончены в день и год, как было указано выше» «, трём волхвам, присутствуют чёрный человек, поле, усеянное звёздами и серебряный полумесяц все три, будучи алхимическими символами нигредо и альбедо, вполне подходят несущим золото волхвам ищущим царя царей и истинный свет. Типом таких картин может служить венский Рай 1530 года, неграмотно скомпонованная картина, отличающаяся сухой, ремесленной живописью и все же чарующая рассказанными в ней эпизодами и общим декоративным (не слишком хитрым) эффектом. А. С. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. Год спустя художник скончался в Веймаре.

Это, к примеру, взаимоотношения Кранаха и Дюрера или Кранаха и его мастерской. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. В основу созданного полотна легла следующая легенда. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст.

Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Святой Иероним считается небесным покровителем всех переводчиков. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.

Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Многочисленные попытки объяснить символизм с точки зрения алхимии или геральдики до сих пор не очень удавались, что позволило исследователям видеть в нем почти что угодно – например, отсылку к «пламенности и стремительности» манеры художника. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Но в отведенном ему зале, увы, лишь две подписанные им, а не им и мастерской, не последователями и т. д., работы — «Суд Париса» из Готы и «Мадонна и младенец с гроздью винограда» из московского частного собрания. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель).

Однако похоже, что б972льшая часть алхимиков использовала в качестве исходного вещества медь металл Венеры главными ингредиентами, которые следовало добавить на последующих этапах, были «белый Меркурий» и «красная сера», поскольку ртуть и сера сочетали в себе основные свойства четырёх элементов. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Среди них – выглядящее необычайно современным полотно Кранаха Старшего Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина) 500-летней давности из Готы, Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой из будапештского Музея изящных искусств и два портрета, женский и Рыжеволосого мужчины с бакенбардами 1526 года, поступившие в ГМИИ из Германии. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Состоял на службе в качестве придворного художника Фридриха Мудрого.

Картина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Руководство лондонского метро отказалось рекламировать выставку Кранаха в Королевской академии искусств, посчитав плакат с обнаженной богиней Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.

Искусствоведы продолжают спорить. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Типом таких картин может служить венский Рай 1530 года, неграмотно скомпонованная картина, отличающаяся сухой, ремесленной живописью и все же чарующая рассказанными в ней эпизодами и общим декоративным (не слишком хитрым) эффектом. Кранах выполнял обязанности художника-декоратора, писал портреты, алтари, занимался ксилографией, гравюрами, а также разрабатывал монеты.

Причем то была не созданная чуть раньше дюреровская «Ева», а языческая Венера (1509). Ибо более блаженной смерти быть не может». И даже обнимающая крест в «Распятии» Мария Магдалина выглядит горожанкой кранаховской эпохи. Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр Апокалипсис, художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи).

Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Тут имеются три работы, но в их создании он участвовал лишь предположительно. Речь не только о Москве и Санкт-Петербурге.

В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.

В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса.