Картины Луны
Я не знаток и любитель живописи, но картина Куинджи «Лунная ночь» произвела на меня неизгладимое впечатление. Сейчас картина «Лунная ночь на Днепре» (холст, масло 105х144) хранится в Русском музее в Петербурге. Картина луны старой. Сонник Картина луна приснилось, к чему снится во сне Картина луна.
Картины с изображением луны. Картина луны новой. Картина луна. Картина луна плывет.
Картина луны. Картина полнолуние. Картина луны полной.
«тишина» – малоизвестная картина позднего периода творчества Левитана, для которого стало особенно характерным обращение к сумеречным, вечерним, лунным мотивам, так точно отражающим тревожное и беспокойное время конца 19-го века. «лунная ночь» — одна из самых знаменитых картин Куинджи, когда-то вызвавшая настоящий фурор. Картина лунная серенада.
20 картин с медовой полной Луной
Этакий молодец — прелесть»42. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22.
Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. В Польше до сих пор легально поклоняются якобы «языческой» Лунной Деве – Чёрной Мадонне (Остробрамской, на иконах она изображается стоящей на Луне), в Польше матриархат не кончался, впрочем, как и везде.
Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Гавриил Константинович писал: «Узнав об этом, Куинджи собирался возбудить процесс, считая, что его знаменитая картина в плавании испортится. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Прекрасные лунные пейзажи встречаются у английских художников: Генри Петер «Темза при лунном свете», Джон Аткинсон Гримшоу «Лунный свет».
Картины лунный свет – коллекция мотивов с тематикой луны
Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. «Лунная ночь на Днепре», «Ночное», «Дарьяльское ущелье. В православии женщины поклоняются Пречистой Деве, СВОЕЙ НЕБЕСНОЙ ЗАСТУПНИЦЕ, да всё той же Лунной деве – МОНСЕНЬРЕ («монсеньёра» означает «лунная госпожа»). 15129). Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43.
В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. «Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанный в 1880 году.
Картины с луной пейзаж купить в Москве
Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw, 06. 09. 1836–13. 10. 1893) – выдающийся английский художник викторианской эпохи известный своими изображениями ночного города и лунных пейзажей.
Управление кораблём осуществлял сам Отец. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Как видите, эти слова почти одинаковы.
луна Фото со стоков и изображения
Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Но Луна была сильно повреждена во время дуэли с кораблём, которым управляли враги рода человеческого, так называемые «Серые» (это роидная раса существ) и Луна оказалась «прикованной» к этой планете навсегда, вместе со всем экипажем.
По поводу «Лунной ночи на Днепре» такие предчувствия были у художника Ивана Крамского, высказавшего свои опасения в письме к издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. О судьбе жены Куинджи известно не так много.
Первые две попытки оказались неудачными. Ж-4191). Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54.
Куинджи «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении», «Пятна лунного света. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. Правда, «сильных» мира сего кроме геноцида и различных удовольствий ещё интересует то, чего так долго ищу и я, – им нужен Феникс и мятежные братья-ангелы, оставшиеся в живых, которые томятся в подземных городах и базах. Вы, вероятно, уже слышали.
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Луна», «Тишина») уже близка осень и земной спутник выглядит далеким и немного грустным. Под впечатлением смерти своей дочери А. Саврасов создает шедевр «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне», который, к сожалению не так известен, как его «Грачи прилетели». По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16.
С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoинв.
В частности, он использовал краски с содержанием битума (или, как их ещё называли, «асфальтовые краски»), которые, как выяснилось впоследствии, разлагаются и темнеют под воздействием света и воздуха. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. Его в изобилии получали с большой глубины при строительстве подземных сооружений под Арктидой (ныне Антарктидой). Луна иногда даже называют «солнцем поэтов», но и художники часто обращали на нее свое внимание. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44.
Хочу вам напомнить, что в июле 1969 года, прежде чем первый астронавт Нил Армстронг ступил на Луну, на её поверхность были сброшены 12 тонные, пустые топливные баки кораблей-разведчиков, они вызвали настоящее лунотрясение. Её предлагают обманом Серые – дети Мрака, в их телах спит Разум. Жители Польши называют её «Маткой бога», подогнав её образ к христианству (хотя подгонка мизерная), превратив её в небесную Мать Иисуса, якобы вознесённую после смерти на Небо. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36.
Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. Корпус повреждённой Луны засыпали защитным грунтом, завезённым с Теры. «Ве» – ведать, «ра», – познание Ра.
Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Здесь ночное небо представлено не чем-то далеким и неподвижным, а живым и меняющимся. Об этом говорит изданный этим ведомством «Хронологический каталог сообщений о лунных происшествиях».
Лунный свет – картины напечатанные на холсте и ручной работы
Лучи или штыри заставляли «стекать» электростатический заряд плазмы в триллионы вольт, который накачивался на поверхность корабля изнутри, электроэнергию Лунная Радуга получала из вакуумного конвертора, практически в неограниченном количестве. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. 25 августа 1835 года газета «Нью-Йорк Сан» поместила большой материал под названием «Великие астрономические открытия, сделанные сэром Джоном Гершелем, доктором прав, членом Королевского общества на мысе Доброй Надежды (из приложения к Эдинбургскому научному жургалу)». Конечно, в большинстве случаев, спутник Земли не более чем «предмет интерьера» или источник загадочного серебристого света (А. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров.
Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. Автором подделки, как выяснилось, был журналист Р. Лок (1800-1871). Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника.
По их расчётам под скалистой поверхностью Луны толщиной в 70 километров (явно преувеличили. ) оказалась металлическая скорлупа, окружающая ядро. Гофмановская сказка, которая «приходит к людям только ночью», позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нём людей. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Конечно, любой из нас сумеет проложить курс от звезды к звезде и управиться с кораблём, но Отец, безусловно, сделает это лучше всех, – в его бездонной памяти все звёздные карты (при необходимости он создаст новую карту незнакомого района космоса) опыт и мудрость целых поколений. Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника.
Спросите толкователя к чему снится Картина луна
Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах так называемого «завещательного» характера.
В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Эффект был ошеломительный. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи.
Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5.
Дизайн вектора картины луны безшовный
На картине изображена летняя ночь. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. Для людей, свято верящих в свою «свободу», это самая трудная задача. Низкая полная луна, скрывающаяся за облачком, словно говорит о потерянных надеждах. Для управления полётом корабля, Ир «выдвигал» в разных точках корпуса, «кинжальные» электромагнитные поля-лучи изменяемой длины. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Немного иначе выглядит луна на пейзажах Исаака Левитана.
Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Это стала первая в России выставка одной картины. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14.
По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см)234. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73.
- Магия ночи в живописи разных художников
- «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
- Краткие описания произведений мировой живописи
- Картины по стилям и направлениям
- Зарегистрируйтесь, чтобы добавить товары в избранное
- Самое интересное в виде мозаики
Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». Возможно, в ходе программы «Аполлон» случилось нечто, до сих пор нам неведомое и это убедило руководство НАСА программу прекратить. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Просто дьявольщина какая-то»15. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Астрономы даже называют систему Земля — Луна двойной планетой.
Они объяснят вам, что «ксёндз» – это служитель Луны, а «ксёндже» – это представитель власти – наместник Луны (отсюда, возможно, слово «ксенофобия» – лунобоязнь, боязнь чужих). Она выглядит зыбко и нереально, словно не существует в реальности. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше».
Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Наша планета тысячи лет находится в плену у «Лунной Радуги» или проще Луны.
Она далека, холодна и безжизненна, но ее волшебный свет преображает все вокруг. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». На творчество Гримшоу огромное влияние оказали художники-прерафаэлиты. Мы все остро нуждаемся в исцелении – обретении физиологической, духовной целостности и Воли (слово «исцеление» больше ничего не значит). Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18.
По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Нет, они не сильнее нас, просто их, – этих бездушных машин смерти, очень и очень много.
За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Развлеките, потешьте старика-старуху, пусть посмеётся, сидя за «клавиатурой» Судьбы. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». «Двое, созерцающие луну» – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями.
Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня и восторг овладел мною. Но Романов просил оставить картину за ним. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи.
На этих картинах («Сумерки. Ключом к этим словам является слово «ксёнджиц» – Луна. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Зима», В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича. », Коринт Ловис «Луна в июле», К. Коровин «Вечер» и многие другие), но на некоторых работах Луна – главное действующее лицо. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Сейсмограф так же зарегистрировал высокочастотный сигнал с глубины 960 километров, формируемый неизвестным механизмом, с частотой повторения сигнала в 30 минут (может это пищит один из генераторов Судьбы. ).
Так родилась идея секретной программы «Сотворение жизни» (позднее «Генезис»). Искусство твоё высоко и могущественно, так как тебя вдохновлял гений. » (из записей Уильяма Тёрнера, посвящённых одному из пейзажей Айвазовского). Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Эти данные озадачили учёных и на их основании учёные составили новую модель Луны.
По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Нас приучили верить, что такое положение дел было всегда и что битва за «место под солнцем» – это «национальный вид спорта». По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Недавно этот эпизод исследовал американский историк Э. Дэвис, который установил: журнал, на который давалась ссылка в газете, действительно существовал, но его издание прекратилось за два года до сенсационной публикации «Нью-Йорк Сан». Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года.
По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Страхов отмечал, что несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины».
Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Зеленоватая лента реки пересекает равнину, которая у горизонта сливается с тёмным небом, покрытым рядами лёгких облаков. Слово «ксёндз» означает «поп», служитель церкви. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335.
Лунная ночь» – на всех этих картинах Луна является главным персонажем. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. «Звездная ночь» Винсента Ван Гога кардинально отличается от всего, что было раньше.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. В завещании также были упомянуты все живые на тот момент родственники художника, часть денег была пожертвована церкви, в которой его крестили, для основания школы его имени. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14.
Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Описывать его картины бессмысленно их нужно увидеть: «Дарьяльское ущелье в лунную ночь», «Украинский пейзаж с чумаками при луне», «Лунная ночь в Константинополе», «Неаполитанский залив в лунную ночь», «Морской вид при луне», «Лунная ночь», «Буря на море лунной ночью», «Лунная дорожка» – это лишь малая часть работ прекрасного мастера. Ведь всё равно не купите: она дорогая».
Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Потому Земля и Луна так схожи по составу и свойствам. Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Оставляю за собой». Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24.
На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Тогда же на Луне был оставлен и чувствительнейший сейсмограф, он от возникшего удара баков о Луну прибор начал передавать данные в Хюстон. Откуда они взялись, никто точно не знает. Никто из нас даже не знал, с какой скоростью может лететь такая громадина, вот таким образом мы все дружно решили, что полёт корабля, происходит с «достаточной скоростью». Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской.
С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Она считает, что так должны жить все Миры, убеждая в этом силой оружия. Здесь все словно пронизано тревогой, печалью и бесконечной тоской. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031.
Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Поведением Роидов управляет матка – МАМА. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Такого мощного и большого корабля ещё никто не строил. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Во всех известных Мирах не было и наверно не будет равных Радуге машин.
В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». «Ксёндже» – значит «князь», «правитель». Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16.
А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Большим «лунным мастером» был русский пейзажист Архип Куинджи. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». НО ПРАВДА В ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ВС БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, БОЛЬНО ЮДАИЗМОМ (ЮДАИЗМ – В ПЕРВОРЕЧИ ОЗНАЧАЕТ ЛУНАТИЗМ). Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих.
По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. Большой канал в Венеции», «Лунная ночь на море», «Лунный вечер в Константинополе». Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете.
На картинах немецкого художника-романиста Каспара Давида («Восход луны над морем», «Двое, созерцающие луну») она является символом романтичности, таинственности и любви. Его лунные дорожки на морских волнах до сих пор остаются непревзойденными. Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году.
Среди других работ отечественных художников стоит отметить Е. Волков «Лунная ночь в лесу», А. Боголюбов «Лунная ночь. Интенсивность плазменной струи за-давалась длинной выдвинутых лучей. Ближний план, для которого не требуется создание иллюзии пространства, художник пишет эскизно избегая лессировок, нанося лишь тонкий красочный слой, а кое-где и вовсе оставляя подмалёвок незакрашенным. Нам «некогда» и «нечем» осознать правила чужой игры, в которой мы постоянно проигрываем. Самый простой пример — приливы и отливы.