Картины Николая Фешина
Художник Фешин Николай Иванович — картины, биография, выставка работ с названиями
Декоративные работы Н. И. Фешина по образному строю принадлежали модерну12. По состоянию на 2005 год, фешинская коллекция ГМИИ РТ (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле) насчитывала 189 единиц хранения97. С 1910 года и до начала Первой мировой войны Фешин был постоянным участником выставок в питсбургском Институте Карнеги. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сти.
Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки в честь 130-летия художника3. Яркий представитель русского модерна и импрессионизма. Среди них особо отметим портреты Николая II, княгини Орловой, князя Феликса Юсупова. Несомненно, работая над образами своих персонажей, Николай Фешин вдохновлялся шедеврами Серова, при этом упорно стремясь оставаться самим собой, следовать собственному пониманию и отношению к решению живописно-пластических и образных задач. Дочь привезла на родину прах отца.
Николай Фешин картины с названиями
Сравнивая вышеназванные портреты художника с произведениями его современников, мы находим несомненные общие черты, которые объединяют русских мастеров начала XX века в их отношении к внутреннему миру моделей, в психологической обрисовке их характеров и судеб. Между 1910—1914 годами Фешин создал много эскизов жанровых композиций, например, «Неудачная шутка», «Деревня», «Хоровод» и другие, но ни один из сюжетов не получил развития. Помимо этого, он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. Любовь к дереву и навыки резчика также были привиты в мастерской отца.
Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя. Фешин выразил желание написать портрет Хантера в благодарность за помощь, которую тот оказал в организации переезда семьи в Америку, что и было сделано. Отец для Ии был всем миром.
В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан) великолепные работы 1910- 1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИ РТ). Уже при первых экспозициях портрет сравнивали с «Девочкой с персиками» В. А. Серова. На картине изображена резка мяса еврейским способом— выпуская кровь из горла56. Его работы отличала динамичная, сочная фактура живописи. Одной из первых работ, написанных Фешиным вскоре после приезда в Нью-Йорк, стал «Портрет Джека Хантера» (1923), служащего крупной страховой компании из Питтсбурга и коллекционера живописи, который принимал самое деятельное участие в подготовке переезда Фешина в Америку.
И художник тут же начал работать. Ею стала Александра Николаевна Белькович (1892—1983)— дочь первого директора художественной школы Н. Н. Бельковича, ученица Фешина. Забытое имя гениального живописца снова зазвучало на весь мир после того, как в 2010 году его картина «Маленький ковбой» на аукционных торгах в Лондоне была продана более чем за 10 миллионов долларов— почти в десять раз выше заявленной стоимости. Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской.
- Николай Фешин: художник двух континентов
- Дом-музей Николая Фешина в Таосе
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Фешин Николай Иванович (1881-1955)
- Перипетии судьбы художника Николая Фешина – гения портретного жанра, которого спасла от смерти чудотворная икона
Квартира Фешиных располагалась в квартале, где жили и работали преуспевающие художники. Новая фактура привела к изменению цветового строя полотен художника, Фешин начинает противопоставлять большие цветовые контрасты.
Считается, что этот портрет Николай Иванович написал «в один присест», учитывая целостность и непосредственность, с которой он фиксирует в позе ребенка страсть к верховой езде и внутренний динамизм. Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Отсюда проистекал интерес Фешина к жизни и быту марийцев, населявших эти места. Построили себе дом, замечательный дом. Тем не менее Фешин продолжал эксперименты.
Российские искусствоведы особо выделяют портреты отца, жены Александры и дочери Ии, привлекающие «естественностью и свежестью образов». С 1923 года портрет хранился в семье коллекционера.
Ия была балериной. Фешин – художник разносторонний и универсальный. В 2000-е годы исследованием наследия Фешина занимается Галина Петровна Тулузакова (ГМИИ РТ), защитившая о нём диссертацию94 издавшая в 2007, 2009 и 2012 годах альбомы-каталоги его творчества, включающие самую подробную на русском языке биографию художника и обстоятельный анализ его творчества и отдельных произведений. По воспоминаниям дочери Ии, Фешину очень нравились мексиканские дома из глины, визуально как бы «выраставшие» из земли, вот таким образом дом был построен из белых адобов74. Этому главным образом способствовал успех в делах. В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. Важную часть составляют портреты людей из творческого окружения. Сестры очень дружили.
Экспедиция Американской администрации помощи в Советскую Россию во время голода 1921 года» также упомянут этот факт и приведены суммы гонораров: «ему заказывали свои портреты за 250 000 рублей или 50 долларов за каждый». Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, – портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание X. Уильямс, США). В 1976 году дочерью Ией был перевезён и перезахоронен в Казани. Она уехала в двадцать третьем году из Казани.
В эти годы им были созданы наиболее значительные произведения: Портрет Вари Адоратской (1914)-один из лучших детских образов в искусстве рубежа веков, Портрет Н. М. Сапожниковой (1916), Портрет отца (1918). Великая депрессия не коснулась художника, денег было достаточно, однако отец и дочь были не в состоянии заниматься хозяйством (они даже не умели готовить). Художник умер во сне 5 октября 1955 года. По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен. Несколько важных для раскрытия темы строк об организации Аmerican Relief Administration.
- Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной
- Русский американец Николай Фешин
- Художник Николай Иванович Фешин
- Сообщество «Клуб интеллектуалов»
По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского пожал полный триумф». Портрет занимал доминирующее положение в американском творчестве Фешина. Уход Репина из Академии оказался толчком для раскрытия фешинской индивидуальности. В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и провёл в коме две недели. Одной из первых работ, написанных Фешиным вскоре после приезда в Нью-Йорк, стал «Портрет Джека Хантера» (1923), служащего крупной страховой компании из Питтсбурга и коллекционера живописи, который принимал самое деятельное участие в подготовке переезда Фешина в Америку. С 1905 года он писал эскизы и этюды, а к самому полотну приступил в 1912 году и работал до самого 1919 года. Писал и портреты, проникновенно соединяющие острую экспрессию с живописностью (Варя Адоратская, 1914 Отец художника, 1918 оба портрета – там же).
Из Индонезии художник поехал в Японию, побывав в Токио и Иокогаме. Репина. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. По состоянию на 2005 год, фешинская коллекция ГМИИ РТ (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле) насчитывала 189 единиц хранения. Фешин покидает Россию в 1923 году. Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов.
- Биография художника Николая Ивановича Фешина
- Картины художника Николая Ивановича Фешина
- Российский художник-импрессионист Игорь Семенихин
- В поисках утраченного дома: Россия
- В поисках утраченного дома: Америка
- Совместный пошив Одеяло для Деда Мороза
И именно с 1914 года Надежда Михайловна стала заказывать Фешину работы для себя. Америка его сразу приняла. С 1909 жил в Казани и преподавал в местной художественной школе. Выдвинулся как автор динамичных по живописной лепке, красочных картин, посвященных быту народов Поволжья (Капустница, 1909, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург Черемисская свадьба, 1908, Институт Карнеги, Питтсбург Обливание, 1911, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань).
Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе». («Николай Фешин и Таос. За два года на эти благотворительные цели было израсходовано около 78 млн. Тем не менее Фешин продолжал эксперименты. Девятнадцать произведений – 3 картины и 16 рисунков – собрались из пяти региональных музеев и одной частной московской коллекции.
Первая искусствоведческая работа о Н. Фешине была написана и опубликована П. М. Дульским. В 1908 году он завершил картину «Черемисская свадьба», отображающую обряд «похищения» невесты, с участием нарядившихся в народные праздничные одежды и веселящихся крестьян марийской деревни Казанской губернии.
- Семейный альбом в красках семьи Фешина
- Самое интересное в виде мозаики
- Биография НИ Фешина, портреты его кисти
- Художник Фешин Николай Иванович
- Годы революции и эмиграция (1917—1923)
Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Его сопровождал Милан Руперт, который и был инициатором вояжа. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Фешина создавало и окружение.
Лошадь не видна, но её присутствие ощущается в плотно сжатых вожжах.
После того как Фешин закончил пенсионерскую поездку в Париж, она задержалась там до 1912 года, работая в мастерских Вити и Ван Донгена. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. Преподавание не заладилось, Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, просят их подписать»65. Мы знаем только, что мать Николая Ивановича родом из Костромы. В женских портретах 1917 года (Г.
Художник путешествовал поЯпонии, побывал нао. Ява. После смерти Николая Ивановича Александра жила его картинами, они всегда были в цене. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы.
Академия поставила ультиматум: повысить качество обучения или школа лишается субсидий. Фокиной и других. Американцы приобретали вещи Фешина не только со стен, но и отбирая по фотографиям. В Нью-Йорке был написан единственный его городской пейзаж— «Улицы Нью-Йорка» (ныне находящийся в частной коллекции).
Макарова, В. С. Имя женщины, послужившей моделью для этого портрета, неизвестно.
Станислава III степени. Представительная коллекция живописных произведений Фешина (портреты, пейзаж) экспонируется в залах Чувашского государственного художественного музея. Умерла Александра Фешина в 1983 году, до конца жизни не расставшись с домом в Таосе. Он вспоминал, что когда увидел Таос, понял, что «это другой мир, другое измерение»70. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Порке (1926), были крайне важным этапом.
Учился в Казанской художественной школе (1895-1901), Высшем художественном училище при Академии художеств (1901-1908) у И. Е. Ныне они гордость ГМИИ РТ. В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан), великолепные работы 1910—1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИИ РТ). «Чудо. » — отзывался он о работах Фешина «Портрет отца» и «Портрет неизвестной», увиденных на школьной выставке. Надежда Михайловна заказала и свой портрет.
Вторая половина XIX – первая половина XX века»). Лучшие портреты Н. М. Сапожниковой относятся к 1916 году. Несмотря на то, что декоративно-прикладным искусством (резьбой по дереву, керамикой, металлом) Фешин занимался для себя, тем не менее, его работы в этой области являются развитием того направления в русском декоративно-прикладном искусстве, которое обозначили мастера Абрамцева и Талашкино. Характерной особенностью искусства модерна является художественный универсализм. Питались они почти исключительно селёдкой и гречкой, которые Фешин покупал на местном рынке, вспомнив, как жил в студенческие годы в России в результате оба заболели79. Ия была балериной. Так, И. Евсеев писал: «Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного». Умерла Александра Фешина в 1983 году, до конца жизни не расставшись с домом в Таосе.
При явной близости композиционно-пространственных построений использования эффектных поз и ракурсов, отдельных аксессуаров Фешин изображал иных по социальному происхождению персонажей. Выставки на самых престижных площадках. 1 августа 1923 года семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк59. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Его архитектором был сам Фешин, сохранились его карандашные архитектурные наброски.
Он родился в Казани в семье владельца мастерской, в которой резали и золотили иконостасы. На старом казанском кладбище стоит скромный памятник. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве». Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке.
Здесь любил работать Фешин. В 2000-е годы исследованием наследия Фешина занимается Галина Петровна Тулузакова (ГМИИ РТ), защитившая о нём диссертацию издавшая в 2007, 2009 и 2012 годах альбомы-каталоги его творчества, включающие самую подробную на русском языке биографию художника и обстоятельный анализ его творчества и отдельных произведений. Тем не менее, по фотографиям были созданы портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого (утрачен) и А. В. Луначарского. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни.
Около 170 его работ находятся в Казани. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. С 1909 года работы Фешина регулярно участвовали в зарубежных выставках, в том числе трижды на международной выставке в Мюнхене, пятикратно на выставках Института Карнеги (Питтсбург), а также на выставках в Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции, Сан-Франциско и др. Станислава III степени34. Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле.
Большая часть представляемых картин сразу находила своих покупателей. Благодаря рекомендации Янг-Хантера Н. Фешин провёл лето 1926 года в Таосе. Вместе в 1910 году ездили за границу.
Там же, в Казани, окончил художественную школу. Перебравшись в Казань, он открыл мастерскую, где резали и золотили иконостасы. На картине изображена резка мяса еврейским способом— выпуская кровь из горла. Процесс важнее результата, вот таким образом работы часто не закончены либо «как бы» не закончены создание произведения не останавливается во времени и свершается на глазах.
Художник не остался в стороне от революционных событий: к 1905—1907 годам относятся его эскизы «Выход с фабрики», «1905 год на заводе», «Расстрел». Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918).
В 1910 г. – пенсионер Академии художеств в Германии, Франции, Италии и Австрии. Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. В 1908 году Николай Фешин начинает педагогическую работу в Казанской художественной школе (после революции преобразованной в свободные художественные мастерские).
Совершает в познавательных целях поездки во Флоренцию и Венецию, Берлин, Рим и Вену. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Но все же главным местом в Америке для художника стал Тaoc. В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу.
Хантер, состоялась их первая личная встреча с Н. Фешиным. Молодое поколение педагогов (К.
Средства к существованию давали ему эскизы для афиш, программ балов и маскарадов и даже пригласительных билетов, на изготовление которых объявлялся конкурс. Написала книгу воспоминаний «Картины прошлого» о революции в Казани. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. На согласование и получение необходимых бумаг потребовался год.
Это была работа Николая Ивановича Фешина. Фешин тихо умер во сне. Дочь (ей исполнилось 19 лет) не захотела оставаться с матерью, Николай и Ия Фешины уехали в Нью-Йорк.
Начиная с 1909 г., Фешин – постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург) в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. Несомненно, определенное влияние своего наставника по Академии Фешин на себе испытал. Сейчас этот портрет 1908 года находится в коллекции Художественного музея Сан Диего (штат Калифорния). Осенью 1908 года в Казанской художественной школе ждали новых преподавателей.
Расширяется тематика деревянной скульптуры («Иисус», «Пан», «Похищение Европы»), Фешин пытался также переводить в пластику живописные образы М. Врубеля. В 2007 году в серии «Русские художники» санкт-петербургским издательством «Золотой век» был издан великолепный альбом «Николай Фешин» (автор-составитель Тулузакова Г. П. ), представляющий наряду с жизнеописанием 270 репродукций и 198 иллюстраций художника. Портрет Вари Адоратской— одно из самых гармоничных созданий Фешина40.
Уоттса», пейзаж «Улицы Нью-Йорка». Это печатные воспроизведения, оригиналы утрачены. Она спонсировала первую выставку абстрактного искусства в США. Брат Надежды Сапожниковой, владевший мануфактурным магазином (сейчас Главпочтамт) пристроил к своему торговому дому мастерскую для сестры (Телеграфный переулок (ул. Н. М. Сапожникова училась у Фешина.
Иначе первоначальное художественное образование мальчику из бедной семьи (отец к этому времени разорился) получить бы не удалось. Сосед Фешиных по дому— английский художник Джек Янг-Хантер— посоветовал им Таос, где он периодически бывал. В 1992 году в Казани был издан каталог творчества Фешина до 1923 года, включающий также биографические материалы, сводку выставок художника до 1990 года на территории России и прочее. В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в Институте Карнеги (Питтсбург, США), где её приобрёл финансист Уильям Стиммел, начавший с тех пор целенаправленно собирать коллекцию произведений Н. Фешина26Прим 2.
Куинджи и была отправлена на выставку в Мюнхен. Благодаря хлопотам П. М. Дульского музей Татарской республики (ныне Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) в 1919 году приобрёл три полотна Фешина— «В бондарной мастерской», «Портрет Тамары Поповой» и «Портрет жены» (украден в 1945 году)97. Он всегда считал, что его лучшие творческие годы были связаны с Казанью.
В 1928 году Фешин покупает дом в стиле адобе, выработанным индейцами американского Запада. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. Она решила стать самостоятельной, увлеклась молодым писателем, но роман не состоялся.
Из Индонезии художник поехал в Японию, побывав в Токио и Иокогаме. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. Заказные портреты в этот период редки и всегда их заказчиками были представители интеллигенции и артистической среды. Дружеские отношения между ними поддерживались до отъезда Н. И. Фешина за рубеж. Впрочем, с педагогической деятельностью как-то не заладилось.
По мнению Г. П. Тулузаковой, «Фешин становится Фешиным» с создания в 1908 году картины «Черемисская свадьба». Отдушиной стало рисование.
На Западе в 1920-е— 1940-е годы отзывы о Фешине были малочисленными и комплиментарными. Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата. В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год). В тоже время «облик дома предлагает нам абсолютно уникальный, органичный и на удивление прочный сплав русского и индейско-испанского, объединенных особым образом лаконизмом и отточенностью деталей, в равной степени характерных для неорусского стиля и «стиля Санта-Фе». Она уехала в. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoдвадцать третьем году из Казани. Фешины в 1924—1926 годах объехали несколько южных штатов, но безуспешно. И он вырвался из этого удушья.
Поездки по Европе обогатили чувствительную натуру, расширили эстетический кругозор и дали мощный импульс новому видению художественных задач. Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль. В 1914 году родилась их единственная дочь— Ия. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП (б), помогли Фешину перебраться в США. Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Ленина, А. В. С матерью отношения были сложные.
Все опять нужно было начинать заново. Известный театральный режиссер А. Д. Попов в 1911—1912 годах учился в Казани. Немалое сходство заметно, например, даже при беглом сравнении портрета С. П. В сентябре 1938 года Фешин собрался в длительное путешествие по Дальнему Востоку. Очень любил музыку и хотел учиться играть на рояле. Больше к жанровой живописи Фешин не возвращался.
Преподавание не заладилось, Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, просят их подписать». Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Художник полностью сосредоточен на образе мальчика.
Дружеские отношения между ними поддерживались до отъезда Н. И. Фешина за рубеж. Он был очень успешен, обеспечен, признан. В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Домой произведения чаще всего не возвращались, так как их покупали. На нем надпись: «Николай Иванович Фешин».
Фешина вновь спасло искусство. Не задерживаясь подолгу у картин, ходили мы, студенты, по залам. На этом настоял отец, желавший, чтобы сын стал художником.
Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3, 3 млн долл. ) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. В 1895 году в Казани открылась художественная школа, в первый набор которой попал и Фешин. В Нью-Йорке был написан единственный его городской пейзаж— «Улицы Нью-Йорка» (ныне находящийся в частной коллекции). Всё это привело к усвоению более широкой и свободной манеры письма.
В 1916 вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма. Впервые после публикации о Фешине в «Огоньке» страна увидела его американские работы. К тому времени семья распалась: измученная нуждой Прасковья Фешина уехала к родителям в Кострому, Иван Фешин тоже покинул Казань и был не в состоянии помогать сыну.
Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей. В революционные годы Фешин обращался также к скульптуре, причём в первую очередь в утилитарных целях— делая объёмные фигурки для расчёта композиции новой картины «Бойня». В 1976 году при первой же создавшейся возможности Ия Фешина перезахоронила прах отца в Казани, такова была его последняя воля.
Большей частью они утрачены43. Отсюда проистекал интерес Фешина к жизни и быту марийцев, населявших эти места. Дульский же в 1921 году издал первую биографию Фешина, содержащую также анализ его живописи. С 1923 г. жил в США, преподавал в Нью-Йоркской академии искусств. С 1916 г. – академик.
Это место с конца XIX века облюбовано художниками. Среди наиболее популярных работ этого периода «портрет Лиллиан Гиш в образе Ромолы», «Портрет гравера У. Дж. Программной для Фешина оказалась картина «Дама в лиловом». Согласно семейной легенде, приводимой Фешиным в «Автобиографии», медики посоветовали родителям молиться о чуде отец, хорошо известный в среде духовенства, договорился, чтобы домой принесли из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери. Бёрнэма. Она уехала в. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoдвадцать третьем году из Казани.
В пуританской Америке это было подобно атомному взрыву. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. За Мэйбл в Таос потянулись лучшие американские художники-авангардисты, философы, писатели.
Ею стала Александра Николаевна Белькович (1892—1983)— дочь первого директора художественной школы Н. Н. Бельковича, ученица Фешина. Общался с ним и П. Дульский, впоследствии написавший первое исследование о Фешине. По воспоминаниям, он с 1902 года сотрудничал с журналами «Шут» и «Вольница» как иллюстратор, но самые ранние из сохранившихся рисунков— карикатуры из народной жизни с юмористическими подписями— относятся к 1904 году. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку.
Следующий период творчества Фешина связан с США. Уже при первых экспозициях портрет сравнивали с «Девочкой с персиками» В. А. Серова39. Те, кто придерживался традиций, честно копировали натуру.
Художник не остался в стороне от революционных событий: к 1905—1907 годам относятся его эскизы «Выход с фабрики», «1905 год на заводе», «Расстрел». Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, — портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США). Фигура девочки при этом смещена от центральной оси, композиция асимметрична, но лицо помещено в оптически активную часть холста. В годы Гражданской войны Фешин в основном зарабатывал писанием портретов, а также росписью кустарных шкатулок.
Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Были планы и на вторую книгу, но они так и не осуществились.
Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Заметное место в экспозиции заняли работы американского периода творчества Фешина. Фактура живописной поверхности отныне включалась Фешиным в арсенал художественных приёмов. После революции Фешин завершил начатую еще в 1912 г. мрачную по сюжету и колористической выразительности картину Бойня (1919). Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе». Молодое поколение педагогов (К.
В 1923 году эмигрировал с семьёй в США, где прожил до самой смерти в 1955 году. Так, И. Евсеев писал: «Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного». В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества.
Организатором мастер-класса был художник Дин Корнуэлл, который считал, что «как преподаватель Фешин скорее излагал философию искусства, чем просто учил технике»64. Все кончилось, когда Александра попросила развод. «Разве так держат кисть. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом. Вскоре за ней последовали выставки в галерее Восса и нью-йоркской Arden Gallery.
Этому главным образом способствовал успех в делах. Из произведений живописи таосского периода Николая Фешина к выдающимся можно отнести «Танец Кукурузы» («Corn Dancer», частная коллекция США) изображающий популярный среди таосских художников сюжет ритуального индейского танца, «Пиетро» («Pietro», между 1927 и 1933 г. г. «Архитектурное наследие Русского Зарубежья.
Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. Эти цифры подтверждают, что голод и нужда не являлись основным мотивом эмиграции Фешина. Н. Сапожникова, учившаяся в Париже у Ван Донгена, прибегала к этому приему.
Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. Угольные и карандашные рисунки, эскизы, созданные масляными красками на картоне, листы, выполненные Фешиным в смешанной технике, – оптимальный способ реставрации подбирали для каждой работы отдельно исследовав пигменты и бумагу.
Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». В 1913 году они вступили в брак, невесте был 21 год, а жениху— 32 года. Ия Фешина даже утверждала, что индейцы очень походили на татар. Менее известны работы Фешина в театре, в частности, выполненные им эскизы декораций к опере Ж. Бизе «Кармен», поставленной в Советском городском театре Казани в сезон 1918/1919 года.
«Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб.
Имя женщины, послужившей моделью для этого портрета, неизвестно. Художник всегда говорил дочери, что хочет вернуться на Родину. Больше к жанровой живописи Фешин не возвращался57. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни.
Работа вызвала неприятие немецкой публики и пренебрежительные отзывы критиков. Построили себе дом, замечательный дом.
Художник выбрал сюжетом акт убоя скота. Представительная коллекция живописных произведений Фешина (портреты, пейзаж) экспонируется в залах Чувашского государственного художественного музея. Фешин – художник во многом парадоксальный. Вместе с тем, Фешин говорил своим ученикам: «Чтобы писать, нужно уметь рисовать». долларов.
Интенсивнее работать просто невозможно. Как-то сразу образовался тесный кружок единомышленников собирались художники, рисовали, спорили об искусстве поэты читали стихи. Фешин послал портрет на выставку в Питсбург (США), где он имел ошеломительный успех.
С 1923 года портрет хранился в семье коллекционера. Николай Иванович завещал похоронить себя на родине. И. Э. Грабаря открывается выставка произведений Николая Фешина его русского периода, 1900-х – начала 1920-х годов. Навсегда покидая Россию, Фешин оставил на хранение в музее большемерные полотна «Обливание», «Портрет отца» и «Бойня», а множество набросков и этюдов остались у родственников жены и были приобретены казанским музеем в 1970-е годы стараниями Г. А. Могильниковой.
Не на что было жить. Его дочь Ия выполнила его волю – в 1976 году захоронила прах отца в Казани. В России это Казанский художественный музей, где хранится около двухсот его работ. Ей удалось опубликовать за собственный счёт в 1937 году единственную книгу— «Шаги в прошлое» («March of the Past»)— два рассказа на английском языке о бегстве белых из Казани и собственной жизни в Васильево. Полная монографическая выставка Николая Фешина была открыта в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Национальная художественная галерея «Хазинэ») 3 ноября 2011 года и продолжалась до 15 января 2012 года.
На согласование и получение необходимых бумаг потребовался год. Это печатные воспроизведения, оригиналы утрачены13. Вот как надо ее держать, как смычок. » — говорил Фешин ученикам. На Западе в 1920-е— 1940-е годы отзывы о Фешине были малочисленными и комплиментарными95. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом.
В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д. Д. На этом настоял отец, желавший, чтобы сын стал художником. Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. Родился в 1881 году в Казани — ушёл из жизни в 1955 году в Санта-Моника, Калифорния.
Творческий путь Фешина пришелся на первую половину XX столетия. Как всколыхнулась жизнь школы после приезда Фешина: стали интересоваться музыкой, театром, литературой, яростно спорили о направлениях в искусстве читали журналы «Аполлон», «Мир искусства», «Весы». С 1912-го – экспонент, с 1916-го – член Товарищества передвижных художественных выставок.
Фешину он казался условным. Основной строительный материал – адобе, кирпич, сработанный из высушенной на солнце глинистой земли и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием «терра байета». Что еще запомнилось. Далее критик жаловался, что ему «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь». Будто любимая дочка пришла к нему с подарком.
Вскоре после прибытия Фешиных в Нью-Йорк туда приехал и Дж. Художник, мастер многофигурной жанровой композиции, выдающийся портретист, он прекрасно раскрывался и в таких жанрах, как ню, пейзаж, натюрморт (последние два особенно расцвели в Америке). Учился в Казанской художественной школе (1895-1900), а затем в петербургской Академии художеств (мастерская И. Е. Репина), которую окончил в 1909.
Они были очень дружны. В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода. У него образовался свой круг заказчиков и поклонников.
Автор бытовых картин, пейзажей, натюрмортов, театральных декораций. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. То, что Фешин стал художником, было предопределено. Портрет занимал доминирующее положение в американском творчестве Фешина. В частности, он писал, что не нужны никакие «искусственные пособия», поскольку начинающий художник должен «черпать форму у себя и у природы».
Была попытка написать вторую книгу, но не получилась, как и дальнейшая жизнь без Фешина. Фешин — художник во многом парадоксальный. В 1922 году Фешин уходит из Казанской художественной школы. Между 1910—1914 годами Фешин создал много эскизов жанровых композиций, например, «Неудачная шутка», «Деревня», «Хоровод» и другие, но ни один из сюжетов не получил развития. Рахматуллина). Очень образованная, талантливая девушка.
Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос. До женитьбы Фешин не только работал, но и жил в мастерской школы. Уоттса».
Его желание исполнилось уже после кончины. В постройке, являющейся «уникальным произведением искусства», 51 дверь. Большей частью они утрачены. Смазанность и исчерканность штрихами объясняется тем, что Фешин не завершил картину, однако незавершённость, по Г. П. Тулузаковой, не вполне случайна. Фешин, как истинный русак, жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос.
Бывшую жену он поддерживал финансово. Мастерская Ивана Фешина в те годы удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков»5. Много путешествует по регионам Среднего Поволжья и Сибири.
Благодаря хлопотам П. М. Дульского музей Татарской республики (ныне Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) в 1919 году приобрёл три полотна Фешина— «В бондарной мастерской», «Портрет Тамары Поповой» и «Портрет жены» (украден в 1945 году). И будет еще двадцать лет в Лос-Анжелесе, новые работы, поездки и увлечение Востоком.
Работы покупали чуть ли не с мольберта. «Цель мастера живописца, — отмечает Фешин, — заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». Его архитектором был сам Фешин, сохранились его карандашные архитектурные наброски. После разрыва с Фешиным у Александры не осталось средств к существованию. Он был и оставался до конца своих дней высокотехничным мастером, уровень профессиональной культуры которого являлся незыблемым показателем и критерием высокого искусства.
После этого Фешин уже не уезжал из Калифорнии90. В них раскрывается духовная высота личности Фешина. Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. Для казанского периода творчества характерно увлечение народными традициями и обычаями, праздниками российской «инородческой» глубинки, получившие отражение на полотнах художника. Николай Иванович Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской.
На родине художника с уважением и большим интересом отнеслись к его творческому наследию: в Музее изобразительных искусств Татарии в Казани открыта постоянная экспозиция. Он наслаждается кротким лицом и пухлыми губами. В книге Бертрана Патенода «Большое шоу в Бололэнде. Декоративные работы Н. И. Фешина по образному строю принадлежали модерну. С началом Первой мировой войны все связи с заграницей прекратились.
У подлинного искусства один язык, понятный всем. Художник выбрал сюжетом акт убоя скота. В этом же изысканном ряду, безусловно, занимает законное место и дом Фешина в Таосе.
Революция повлияла на смену тем. Общался с ним и П. Дульский, впоследствии написавший первое исследование о Фешине. Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, то они просят их подписывать». Куинджи и была отправлена на выставку в Мюнхен. Затем – учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). Последней большеформатной многофигурной картиной Фешина стала «Бойня», законченная в 1919 году.
Мать— Прасковья Викторовна Чистова, происходила из Костромы4. Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. Расширяется тематика деревянной скульптуры («Иисус», «Пан», «Похищение Европы»), Фешин пытался также переводить в пластику живописные образы М. Врубеля. Фешин вспоминал, что обязанности в искусстве и семье на первых порах казались ему несовместимыми. Все равно развелась с мужем. Бёрнэма.
И, самое главное, ей удалось внести дом Фешина в Таосе в Национальный Реестр исторических мест США, что гарантирует сохранение облика здания при смене владельцев. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. Уже через несколько месяцев после приезда 18 его работ включили в ежегодную Зимнюю выставку Национальной академии дизайна, на которой Фешин получил приз Томаса Р. Проктора в разряде портретной живописи. Построили себе дом, замечательный дом. Ей удалось опубликовать за собственный счёт в 1937 году единственную книгу— «Шаги в прошлое» («March of the Past»)86— два рассказа на английском языке о бегстве белых из Казани и собственной жизни в Васильево.
Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле75. В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в Институте Карнеги (Питтсбург, США), где её приобрёл финансист Уильям Стиммел, начавший с тех пор целенаправленно собирать коллекцию произведений Н. Фешина. После возвращения Н. М. Сапожникова основала собственную мастерскую в Казани (в Петропавловском переулке, ныне— ул.
А тем временем продолжалось паломничество учеников в Москву, к «святым угодникам»: Пикассо, Матиссу, Дерену. Хантер, состоялась их первая личная встреча с Н. Фешиным. Фешины в 1924—1926 годах объехали несколько южных штатов, но безуспешно. В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом. Картины продавались, денег появилась куча. Николай Иванович Фешин — выдающийся художник XX века. В такую в булочных заворачивали хлеб, другой просто не было.
Навсегда покидая Россию, Фешин оставил на хранение в музее большемерные полотна «Обливание», «Портрет отца» и «Бойня», а множество набросков и этюдов остались у родственников жены и были приобретены казанским музеем в 1970-е годы стараниями Г. А. Могильниковой. Менее известны работы Фешина в театре, в частности, выполненные им эскизы декораций к опере Ж. Бизе «Кармен», поставленной в Советском городском театре Казани в сезон 1918/1919 года53. Двухэтажный дом отстраивался заново в течение семи лет.
Судьба замечательного русского художника Николая Ивановича Фешина (1881 – 1955) сложилась подобно судьбам многих его соотечественников, которые по разным причинам, в силу тех или иных обстоятельств, вскоре после Октябрьской революции 1917 года оказались на чужбине. Фокиной и других. А как он ставил натюрморты. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом84. Работа сразу была куплена.
Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. В том же 1906 году Фешин получил приглашение руководить рисовальными классами при императорских фарфоровом и стекольном заводах, но отклонил его20. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Н. И. Фешин по бедности не вносил платы за обучение в Академии и питался в бесплатной столовой.
Луначарского. Его сопровождал Милан Руперт, который и был инициатором вояжа. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. И вот через тридцать пять лет сюжет повторяется.
Это из воспоминаний С. К. Шакуловой, преподавателя школы. Работа вызвала неприятие немецкой публики и пренебрежительные отзывы критиков. Отец для нее был всем миром вокруг. Таковы портреты Надежды Сапожниковой, ученицы художника, жены Александры, Вари Адоратской, дочери друзей семьи, Натальи Кротовой, выпускницы Казанской художественной школы, художника Павла Бенькова, с которым он вместе преподавал в Казанской художественной школе, Николая Евреинова, автора замечательной книги «Оригинал о портретистах», портреты Давида Бурлюка и его супруги Маруси, портрет гравера Уильяма Уотта и, конечно же, портреты дочери Ии. В сентябре 1938 года Фешин собрался в длительное путешествие по Дальнему Востоку.
Смазанность и исчерканность штрихами объясняется тем, что Фешин не завершил картину, однако незавершённость, по Г. П. Тулузаковой, не вполне случайна. Впоздний период переселился врайон Лос-Анджелеса. Этому главным образом способствовал успех в делах. Далее критик жаловался, что ему «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь»25Прим 1.
Далее она была перемещена в Государственный Русский музей, где вновь открылась 29 февраля 2012 года100101. Николай Фешин (1881 – 1955) родился в Казани в семье резчика иконостасов, отец стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при Художественной Академии, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина. В Казань он вернулся преподавателем. Такие созданные им портреты, как гувернантки дочери за чаем (миссис Крэг), мадемуазель Жирмонд за маникюром или Н. Сапожниковой за роялем, жены Александры Фешиной у зеркала или мадам Стиммель, живо напоминают о сходстве с приемами, характерными для Серова. Экспрессионистические тенденции в его творчестве проявились именно в работе с цветом, а не в гротескности форм. Он вспоминал, что когда увидел Таос, понял, что «это другой мир, другое измерение». Отдавая должное его жанровым произведениям (таким, как представленные на выставке «В бондарной мастерской» или «Черемисская свадьба»), отдельным пейзажам и натюрмортам, заметим все же, что портрет не просто превалирует в творчестве живописца, а является вершиной воплощения его уникального таланта.
На мой вопрос: «Как же вы составили гаммы. » — «По аналогии с красками. » — ответил Николай Иванович». Напомним, что уже в конце 1900-х годов в Мюнхене его портрет «Дама в лиловом» был отмечен золотой медалью. Квартира Фешиных располагалась в квартале, где жили и работали преуспевающие художники.
В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу. Уоттса». Наконец, в 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница». С 1918 года Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей (в рамках ленинского плана монументальной пропаганды49), которые не слишком удачны, поскольку его портретное искусство было зависимо от натурного импульса. Скорее, это было стремление к благоприятным условиям для творческой самореализации.
После возвращения Н. М. Сапожникова основала собственную мастерскую в Казани (в Петропавловском переулке, ныне— ул. Евреинова, В. П. О русском художнике, эмигрировавшим в США в 1923 годау, в России мало писали.
Картины продавались, денег появилась куча. Как художник Николай Иванович Фешин (1881 – 1955) сформировался в России и прежде всего он – русский мастер.
Крупный мастер реалистического портрета (Портрет Вари Адоратской, 1914, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). Его индивидуальность проявлялась буквально во всем, он был заметной, яркой и признанной личностью в искусстве. Художник быстро влился в творческую жизнь Нью-Йорка.
Яркие пятна джинсового комбинезона и красного шарфа приглушаются серым фоном. О творчестве художника рассказывают республиканские СМИ.
На весенней академической выставке 1909 года «Черемисская свадьба» была удостоена I премии им. Русско-американский художник, талантливейший ученик Ильи Репина – Николай Фешин (1881-1955) в России стоит в одном ряду с выдающимися мастерами Серебряного века. Видимо, очень хотелось повторить тот, первый, необыкновенный по живописи, портрет. После разрыва с Фешиным у Александры не осталось средств к существованию. Ия Фешина даже утверждала, что индейцы очень походили на татар80. Дочь (ей исполнилось 19 лет) не захотела оставаться с матерью, Николай и Ия Фешины уехали в Нью-Йорк. В 1923 году эмигрировал в США.
В галерее находится самая большая коллекция картин Николая Ивановича Фешина (1881 – 1955) – блистательного русско-американского художника, непревзойденного мастера угольного рисунка, великолепного резчика по дереву, скульптора. В этих письмах нет упреков или жалоб, а есть нежность и любовь. Объединяет работы не только то, что все они написаны до эмиграции художника в США (покидать любимую Россию он не хотел, но в то же время больше не мог работать в стране, где «искусство использовалось лишь в целях пропаганды»). Фешин продолжал писать портреты, но в таосский период они преимущественно были графическими, моделями по-прежнему служили жена и дочь, а также представители артистического окружения.
По мнению Г. П. Тулузаковой, «Фешин становится Фешиным» с создания в 1908 году картины «Черемисская свадьба». По воспоминаниям дочери Ии, Фешину очень нравились мексиканские дома из глины, визуально как бы «выраставшие» из земли, вот таким образом дом был построен из белых адобов. Более серьезен идраматичен вобразах людей искусства (портреты Д. Д. Бурлюка иего жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США). В женских портретах 1917 года (Т. По свидетельству искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» — белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см. Последовательно и быстро вся нормальная организация жизни сошла на нет».
Они познакомились в Казани. Плодотворно работал вразных жанрах, оставив большой цикл ярких этнографических зарисовок, которые часто переводил влитографию. Его рисунки индейцев Таоса – одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли».
Мать— Прасковья Викторовна Чистова, происходила из Костромы. Мощь природы индейская культура испанские поселения – все смешалось в особый коктейль. Из них понятно и его отношение к революции.
Портеру, председателю Комитета по иностранным делам. Евреинова, В. П. Последней большеформатной многофигурной картиной Фешина стала «Бойня», законченная в 1919 году. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портретД. Д. В 1914 году родилась их единственная дочь— Ия.
Именно вот таким образом художника называют русско-американским или художником двух континентов. Был членом Товарищества передвижников. Последние эскизы Фешина 1921 года («Голод», «Восстание в тылу Колчака») по тематике примыкают к «Бойне».
Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку.
Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность (воспоминания Г. А. Мелентьева)35. По воспоминаниям, он с 1902 года сотрудничал с журналами «Шут» и «Вольница» как иллюстратор, но самые ранние из сохранившихся рисунков— карикатуры из народной жизни с юмористическими подписями— относятся к 1904 году. Мемориальные выставки состоялись в Казани, Кирове, Ленинграде и Москве (1963/1964), а в 1976 в Казани и Ленинграде прошли выставки работ из собрания СССР и США. Портрет Вари Адоратской— одно из самых гармоничных созданий Фешина. Позднее же, в «Портрете Вари Адоратской», племянницы художницы исполненном в лучших репинских традициях, создал чистый образ девочки и выбор ровной серой стены в качестве фона здесь оправдан. Сюжет был взят из народной— ещё полуязыческой— традиции, в которой христианское очищение от грехов водой соединялось с ритуалами зазывания дождя41. В 1916 году избран академиком Императорской Академии художеств.
Тем не менее, по фотографиям были созданы портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого (утрачен) и А. В. Луначарского. Николай Фешин во многом парадоксален, но индивидуален и неповторим. Позднее из Пушкарки многие перебрались в Арзамас, где становились мастеровыми. Как-то возник разговор об использовании в портрете плоскостного фона. И, самое главное, ей удалось внести дом Фешина в Таосе в Национальный Реестр исторических мест США, что гарантирует сохранение облика здания при смене владельцев.
На согласование и получение необходимых бумаг ушло около года. В тоже время было бы преувеличением считать, что сильные работы художника связаны исключительно с индейской и испанской культурой. Наиболее значительные произведенияхудожника были написаны в период с 1910 по 1920 годы.
Любовь к дереву и навыки резчика также были привиты в мастерской отца. «Зарубежная Россия 1917-1945»). Его талант удачно совпал с художественной средой Петербурга. По воспоминаниям современников, женщина деятельная, волевая, умная.
Уход Репина из Академии оказался толчком для раскрытия фешинской индивидуальности. Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность (воспоминания Г. А. Мелентьева). Характерной особенностью искусства модерна является художественный универсализм.
С 1909 года работы Фешина регулярно участвовали в зарубежных выставках, в том числе трижды на международной выставке в Мюнхене, пятикратно на выставках Института Карнеги (Питтсбург), а также на выставках в Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции, Сан-Франциско и др. В революционные годы Фешин обращался также к скульптуре, причём в первую очередь в утилитарных целях— делая объёмные фигурки для расчёта композиции новой картины «Бойня». В 1911 году Фешин приступил к созданию большого полотна «Обливание». Фешин быстро включился в художественную жизнь Нью-Йорка. Вскоре добился известности как портретист: частные заказы позволили отказаться от преподавания.
Фешин пробовал свои силы и в архитектуре. Одни о нем говорят и пишут – талант, а другие – салонный портретист, его виртуозность пустопорожняя, русских крестьян не знал и не любил и вот таким образом акцентировал «звероподобные лица мужиков, тупость женских физиономий и до безобразия расплывшиеся фигуры». Несмотря на это, до конца жизни отец был для Николая высшим авторитетом8.
А рядом, не понимавшая ни слова из восторженных речей, с лицом камеи и ниткой крупного жемчуга на длинной шее стояла ее очень красивая дочка Никоэла. Самое большое собрание работ Николая Фешина в России (189) находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле). Ясно читается и академическая основа и реалистические традиции передвижников и импрессионистические элементы и экспрессионистические тенденции.
В публикации В. Т. Среди них – гуашевые эскизы Фешина к дипломному полотну «Капустница», написанному в 1909 году перед выпуском из мастерской Ильи Репина в петербургской Академии художеств, по которым можно проследить, как художник работал над композицией. Были также созданы две портретные скульптуры: портрет отца в рост (утраченный) и голова деревенского дурачка Салаватуллы, которого Фешин также писал несколько раз.
С 2017 года картина находится в собрании Русского музея в Петербурге, став первой работой Н. Фешина «американского периода» в собрании музея63. На очередную весеннюю выставку в Академии 1906 года цензор не пропустил работы Бродского, Шлуглейта и Фешина на революционную тему19. Фешин Николай Иванович (1881-1955)Русский художник, мастер живописи и графики, представитель импрессионизма и модерна. Родился в Казани 26 ноября (8 декабря) 1881 в семье владельца позолотно-столярной мастерской. Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской. Великая депрессия не коснулась художника, денег было достаточно, однако отец и дочь были не в состоянии заниматься хозяйством (они даже не умели готовить).
Его живописный язык объединил в себе разнообразные стилевые направления. Кроме того, большое количество картин художник забрал с собой при отъезде из России. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение»., Eiterljorg Museum of American Indians and Western Art, Индианаполис), рисуночные портреты индейцев. На моих глазах в полчаса совершилось чудо. Последние эскизы Фешина 1921 года («Голод», «Восстание в тылу Колчака») по тематике примыкают к «Бойне». Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки в честь 130-летия художника. Наверное, Александре надоело молча позировать двадцать лет подряд.
В 1976 году дочь— Ия Николаевна Фешина-Брэнхэм (1914—2003)— перезахоронила прах отца в Казани. Художник много работает над созданием своей особой манеры письма. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити.
Миссис Фешина осталась в Таосе одна. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Несмотря на это, до конца жизни отец был для Николая высшим авторитетом. В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и провёл в коме две недели. При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес.
1 августа 1923 года семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк. Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. Согласно семейной легенде, приводимой Фешиным в «Автобиографии», медики посоветовали родителям молиться о чуде отец, хорошо известный в среде духовенства, договорился, чтобы домой принесли из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери. Фешин часто работал в мастерской Надежды Михайловны и не раз писал ее портреты.
Фешин, обычно немногословен, больше слушал изредка вставлял короткие реплики. Большую часть своего времени Фешин проводил в школе, в Казани сохранились его ученические картины маслом, в частности, «Искушение» на евангельский сюжет. Были планы и на вторую книгу, но они так и не осуществились. По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке».
Да, он мог работать и на угоду публике, учитывая вкусовые предпочтения покупателей, поскольку содержание поместья в Таосе, расходы на лечение заболевания легких (по официальной версии из-за этого он, наверное и вынужден был покинуть Россию) требовали немалых средств. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. В них видно, как меняется палитра мастера в новых условиях. А уже в августе 1923 с семье переезжает в Америку. Благодаря рекомендации Янг-Хантера Н. Фешин провёл лето 1926 года в Таосе.
Духовная и культурная жизнь в этом небольшом городке была очень концентрирована. Организатором мастер-класса был художник Дин Корнуэлл, который считал, что «как преподаватель Фешин скорее излагал философию искусства, чем просто учил технике». Большую часть своего времени Фешин проводил в школе, в Казани сохранились его ученические картины маслом, в частности, «Искушение» на евангельский сюжет9. Следующий период творчества Фешина связан с США.
Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру. Обосновавшись в Казани, Фешин поселился прямо в своей мастерской в здании художественной школы34. В частности, он писал, что не нужны никакие «искусственные пособия», поскольку начинающий художник должен «черпать форму у себя и у природы»48. Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов.
В 1913 году они вступили в брак, невесте был 21 год, а жениху— 32 года. Собственноручно изготовлена и мебель в стиле российских народных традиций. Еще один знак судьбы – открытие в Казани художественной школы именно в год окончания Фешиным публичной школы (1895). С матерью отношения были сложные. Его работы поражают оригинальностью, мастерством исполнения, живостью красок и удивительной энергетикой.
Однако после переезда семьи Фешина в Москву вновь возникли сложности с оформлением отъезда. С 1918 года Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей (в рамках ленинского плана монументальной пропаганды), которые не слишком удачны, поскольку его портретное искусство было зависимо от натурного импульса. Для художника была особенно важна индивидуальность модели из-за чего лицо передано почти фотографически, всё второстепенное принимает вид полуабстрактного пространства. В них присутствует внутреннее озарение, открытость миру, чувство особого восторга. Работы покупали чуть ли не с мольберта. Картины продавались, денег появилась куча. До 1923 г. работал и преподавал в Казани. Первая искусствоведческая работа о Н. Фешине была написана и опубликована П. М. Дульским.
В 1911 году Фешин приступил к созданию большого полотна «Обливание». Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». В 1895 году в Казани открылась художественная школа, в первый набор которой попал и Фешин. Сб.
Новые материалы». Программной для Фешина оказалась картина «Дама в лиловом». Были также созданы две портретные скульптуры: портрет отца в рост (утраченный) и голова деревенского дурачка Салаватуллы, которого Фешин также писал несколько раз. Она говорила по-русски. Всё это привело к усвоению более широкой и свободной манеры письма.
После этого Фешин уже не уезжал из Калифорнии. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити. В этой выставке участвовали, в частности, Борис Анисфельд, Давид Бурлюк, Лев Бакст, Василий Кандинский. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу.
Она обучала Фешина языкам, материально поддерживала в трудное время. По словам дочери, взявшей на себя хлопоты по сохранению его наследия, Николай Иванович Фешин всегда помнил о Родине и всегда подчеркивал, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, юности и зрелого творчества в России. Окончил Академию Художеств, являлся академиком Императорской Академии художеств. Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Фешин быстро включился в художественную жизнь Нью-Йорка.
Мастерская Ивана Фешина в те годы удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков». С 2017 года картина находится в собрании Русского музея в Петербурге, став первой работой Н. Фешина «американского периода» в собрании музея. Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы.
В Соединенных Штатах Америки Николая Фешина ставят в контекст искусства Юго-Запада, связывая в первую очередь с Таосской художественной колонией. А далее – Петербург, учеба в Академии, мастерская Репина. Его моделями хотели быть кинозвезда Лилиан Гиш, популярная романистка Уилла Катер и многие другие. Здесь же в своеобразной манере, напоминающей графику Г. Гольбейна, создал обширную серию рисунков местного этноса.
В течение последних трех лет представленные произведения реставрировались в ВХНРЦ. Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома).
Работы «Дама в Лиловом» и «Черемисская свадьба» (обе – 1908 год) — были направлены на Международную выставку в Мюнхен, где живописца заметили и с этого момента его работы начали экспонироваться на международных выставках: Мюнхенской (1910, 1913) интернациональных выставках в Риме (1911), Амстердаме (1912) и Венеции (1914). Полная монографическая выставка Николая Фешина была открыта в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Национальная художественная галерея «Хазинэ») 3 ноября 2011 года и продолжалась до 15 января 2012 года. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. Имел сенсационный успех как светский портретист. документов, где бы была обозначена национальность художника, нет.
Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Или «Женский портрет (Сидорченко)» – одно из немногих ранних графических произведений, чудом уцелевших после пожара в казанской художественной школе. Знание первоклассных образцов классического искусства, высочайший уровень натурного рисунка, мастерское владение всей палитрой художественных средств заложены в нем именно в то время.
Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. Многие из дверей имеют кожаные фрагменты. Творчество Фешина воспринимается неоднозначно. На весенней академической выставке 1909 года «Черемисская свадьба» была удостоена I премии им.