Картины Пасторальные
Серию пасторальных картин представляет программа цикла из четырёх оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди.
Почти пасторальные пейзажи: Картины норвежского живописца, над которым насмехались художники-авангардисты
РМ 1912, с. 97, 31 (здесь и далее – Пастушка и фавн) Кат. В Италии влияние Аркадии особенно заметно в двух драматических пасторалях: «LAminta», Торквато Тассо (1583г. ) и «Pastor Fido», Гварини (1590г. ) в Испании «Аркадия» послужила образцом самому популярному пасторальному роману— «Диане» Хорхе де Монтемайора. ГМИИ 1995, с. 166-167 ил. Пасторальное восприятие природы») и Тициана. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины».
Буколические мотивы присутствуют в эллинистическо-римском искусстве: Витрувий указывал на устоявшийся обычай в определённом месте жилища изображать «рощи, cтада и пастухов». В 1980 г. Эудженио Батгисти опубликовал статью с программным названием laquo-Религиозное происхождение венецианского пейзажа raquo- (49), где появление пейзажа в живописи Джованни Беллини поставил в прямую зависимость от влияния религиозной литературы, различных гимнов и аналектов (laquo-ренессансный пейзаж – лишь один из живописных жанров, на которых повлияла эта литература raquo-) (50). 1604/1605) «Концерт в саду» (Тревизо, Городской музей). Подробный анализ символических образов в картинах Беллини, прежде всего, в «Святом Франциске» из Собрания Фрик, содержит специальная работа Милларда Мисса, посвященная этой картине (1963) (47). Альбом ГМИИ 19896, 123 ил. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион).
Пасторалью, также может называться симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж. Бизе к Арлезианке А. Доде). Эта работа Похата отличается компилятивностью и перегруженностью общей информацией, что уже было отмечено в специальной литературе (39). Под влиянием «Аркадии» и «Дианы» с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою «Аркадию» (1590) Филип Сидни.
«Летняя пастораль», Франсуа Буше — описание картины
Представители этого течения идеализируют природу и противопоставляют ее красоту, величие, поэзию и одухотворенность шумному, грязному, суетящемуся городу. В европейской художественной культуре он существует на протяжении многих столетий. Панофский «открыл» новую сторону ренессансного пейзажа – его символическое значение, насыщенность символами и аллегориями, целое семантическое «измерение», прежде ускользавшее от внимания историков искусства.
ГМИИ 1948, с. 36 Кат. Музыкальный компонент пасторали лежит еще в древних истоках. Как отметил А. Вентура, земельная рента в эти годы играла второстепенную, по сравнению с торговлей и банковскими операциями, роль в экономической жизни Венеции (4). В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв.
Пастораль прекрасно вписывается в современную жизнь. По Розанду, на появлении в Венеции пасторального пейзажа оказало воздействие знакомство с трудами античных авторов, прежде всего, Витрувия и Плиния Старшего (здесь Розанд повторяет идеи Э. Гомбриха), а непосредственной предпосылкой для его возникновения послужила реформа техники живописи, осуществленная Джорджоне. Буря», «Пение пастухов. к соединению с природой» (14). Пасторальный роман, восходящий к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» II-III веков) и предвосхищённый прозиметрической (сочетающей стихи и прозу) пасторали «Амето» (создана в 1341-1342 годы) Боккаччо (автора также пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344-1346 годы), расцветает в творчестве Я. Саннадзаро («Аркадия», 1504 год).
Описание картины Константина Сомова «Пастораль»
Genova nellEta Barocca 1992, p. 152-153 ill. Пасторальные темы затрагиваются в этот период лишь драматическими произведениями. Выходом из сложившейся ситуации становится бегство из города на лоно природы: laquo-Насколько мудрыми были древние греки, римляне, жители Африки, которые отказывались от своих постов, препятствовавших их благополучию, ради того, чтобы жить на своих виллах raquo- (19). По справедливому замечанию И. С. Уже в 1422 г. Франческо Барбаро имел собственную виллу поблизости от Монтебеллуны, пышно названную «Вергилианум». Эта идея автора представляется верной, хотя его интерпретация картины как изображения обращения героя к Матери-Земле, которую олицетворяет обнаженная женщина (VII Эклога в романе), кажется нам малоубедительной. Пастораль романтического периода была направлена на ностальгическое стремление к сельской жизни, познанию тайн жизни, силы и величия природы. Начиная с середины века, меры венецианского правительства были направлены на совершенствование управления на территориях Террафермы, на улучшение земель и создание системы мелиорации, в первую очередь затронувшие ближайшую к городу провинцию Тревизо (6). Каччини, К. Монтеверди, К. В. Глюк).
Проблема тесной связи пасторального романа Саннадзаро и живописи Джорджоне затронута и в монографии Любы Фридман laquo-Классическая пастораль в изобразительном искусстве raquo- изданной в 1989 г. (75). В эпоху Высокого Возрождения к изображению идиллической сельской природы в своих картинах нередко (особенно в ранний период творчества) обращается Рафаэль. В поисках «истинного» Джорджоне автор обращается к суждениям о нем современников, которые отмечают, прежде всего, его мастерство в изображении пейзажа. Образцы французской пасторали в XVIII веке: «Уловки Амура» А. К. Детуша (1726), «Диана и Эндимион» Ф. Колена де Бламона (1731), «Заис» (1748) и «Наис» (1749) Ж. Ф. Но быстро распространился в других видах литературы, а потом и в иных искусствах: живописи, музыке, драме, прикладном творчестве.
Вместе с риском от экономических потерь существенно растут накладные расходы, связанные с торговлей (5). Она внушала оптимизм и мифологизировала героику «служения Отечеству». Пасторалью, также может называться симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж. Бизе к Арлезианке А. Доде). В центре внимания Нимфа и молодой человек – вполне современные влюбленные.
- ПАСТОРАЛЬ В ЖИВОПИСИ (ПОДАРОК ГАДкой -ГАЛИНЕ)
- пастораль Фото со стоков и изображения
- ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ В СТИЛЕ РОКОКО
- Картина Пастораль Рупперта Банни
- Еще никто не создал сайт по этому адресу
- Самое интересное в виде мозаики
Истоки жанра. РМ 1901, с. 40, 469 Илл. Bened. o Castiglione.
Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена. Однако новая опасность уже угрожала Венеции. часто встречаются изображения пастухов в окружении природы. В статье Пола Холбертона «Пастораль или Сельский концерт в начале XVI века» (1993) (84) анализируется ряд картин, которые напоминают одноименное луврское полотно (его Холбертон определяет как произведение Доменико Манчини, что не кажется нам вполне убедительным). Гуманист Джироламо Болоньи в конце столетия имел красивую виллу в местечке Аркаиде. Венецианские граждане, привлеченные красотой этой местности, возводят на ней виллы, где наслаждаются досугом («otium») в окружении своих друзей – поэтов, ученых и музыкантов.
Самой распространённой формой христианской пасторали становится рождественская эклога. Основные жанровые формы пасторали – эклога, драма, роман, а также элегия и поэма. Гендель («Ацис и Галатея», 1732 год), В. А.
В венецианском обществе господствует идеал виллы как места уединения, предназначенного для духовной деятельности и гуманистических занятий – «villa, quae philosophiae et tranquillitati mentis est dedicata» (10). Встречаются они также в эллинистических рельефах и настенной живописи Древнего Рима. Аркадия Саннадзаро еще не была напечатана, когда Джорджоне писал свою картину, но дух эклог Вергилия уже жил среди молодого поколения поэтов конца кватроченто» (60). являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион).
Свидетельство кризиса пасторали – полемика о перспективах развития жанра, развернувшаяся во 2-й половине XVII – 1-й половине XVIII веков (среди участников – Р. Рапен, Б. Фонтенель, И. К. Готшед). Валерии Дробининой). В Италии влияние Аркадии особенно заметно в двух драматических пасторалях: «LAminta», Торквато Тассо (1583г. ) и «Pastor Fido», Гварини (1590г. ) в Испании «Аркадия» послужила образцом самому популярному пасторальному роману— «Диане» Монтемайора. Так, серию пасторальных картин представляет собой программа цикла из четырех оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди. Под влиянием «Аркадии» и «Дианы» с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою «Аркадию» (1590) Филип Сидни. Чайковского. Наример, один из героев написанного в 1479 г. «Диалога о свободе» Аламанно Ринуччини восклицает: «Давайте расположимся в ближайшей роще.
- Примеры употребления слова в литературе
- Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
- Картины по стилям и направлениям
- Словари и энциклопедии на Академике
- Пастораль в античной литературе
- Пастораль в европейской литературе
Венецианские граждане, привлеченные красотой этой местности, возводят на ней виллы, где наслаждаются досугом («otium») в окружении своих друзей – поэтов, ученых и музыкантов. laquo-Мне кажется, что город. Помимо продолжительных прогулок, сопровождавшихся любованием красотами природы и беседами на различные темы излюбленным занятием обитателей загородных вилл были концерты на свежем воздухе, как об этом упоминает, например, Агостино Галло в своем сочинении laquo-Десять дней истинной агрикультуры и радостей виллы raquo- (Венеция, 1556). (прежде всего, «Сельский концерт» Джорджоне).
В начале XX в. М. Равель использовав сюжет пасторального романа древнегреческого писателя Лонга, создал балет «Дафнис и Хлоя», оркестровые сюиты из которого часто звучат в симфонических концертах. Виттковер делает интересный вывод – каждая культурная эпоха (романтизм, эстетизм) всегда по-своему рассматривала творчество Джорджоне, которое поочередно становилось то laquo-романтическимraquo-, то laquo-чистым искусством raquo-, laquo-искусством для искусства raquo-. Vsevolozhskaya 1981, р. 293 ill. Еще более торжественно выстроены виды Петербурга у М. И. При этом исследователи ограничивались, в основном, поверхностными аналогиями с произведениями литературы, прежде всего -с «Аркадией» Якопо Саннадзаро. Фрескобальди, И. С.
- КАСТИЛЬОНЕ, ДЖОВАННИ БЕНЕДЕТТО, прозванный ГРЕКЕТТО
- Пастораль в живописи и в музыке
В инструментальной музыке пасторальность проявилась в цикле концертов «Времена года» А. Вивальди и другие. Розанд предлагает собственную типологию для определения различных видов пасторали в венецианском искусстве: «Пасторальный концерт», «Придворная пастораль», «Пастораль – эпиллий», «Религиозная пастораль», «Георгики», «Сатирический пейзаж». Линии эстампа как нельзя лучше подходили для изображения городского пейзажа, кораблей, битв, для изготовления карт и «планов». Традиционно «Сельский концерт» приписывается Джорджоне, но в настоящее время считается, что это работа Тициана в юности. Его идеи развивал в своих работах Аугусто Джентили (1980, 1988, 1995), указавший на тесную связь картин наподобие laquo-Сельского концерта raquo- с литературными источниками той эпохи (83).
РМ 1901, с. 12, 385, табл. Алексеев создал многочисленные виды Петербурга. «Мне кажется, что город. Именно под ее влиянием развивалась пастораль в европейском искусстве. Самый значительный англ.
Определение «героический» в названии жанра указывает не на героику как тип образности, а на драматическую действенность пасторали и на мифологических героев в качестве главных персонажей. 1514, Рим, Галерея Боргезе) (43). Дробинина Валерия, Александров Вячеслав. Маркова 1992, с. 205 ил.
в результате ряда военных и политических мероприятий обширные территории Террафермы переходит под власть венецианской Синьории (3). В венецианском обществе господствует идеал виллы как места уединения, предназначенного для духовной деятельности и гуманистических занятий – «villa, quae philosophiae et tranquillitati mentis est dedicata» (10). «религиозной пасторали».
Венецианские граждане, привлеченные красотой этой местности, возводят на ней виллы, где наслаждаются досугом («otium») в окружении своих друзей – поэтов, ученых и музыкантов. В Англии к христианской эклоге обращался Дж.
История подтверждает его долголетие и указывает конкретную цифру – 23 века. Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. Прежде всего, неверной представляется гипотеза о существовании т. н. В начале XVIII в. была издана сразу ставшая знаменитой «Книга Марсова» — сборник реляций о всех сражениях «Свейской войны» с многочисленными иллюстрациями-гравюрами: осада Нотебурга, штурм Ниеншанца, Юрьева и Нарвы, карты завоеванных земель, планы городов и т. п. Петровская гравюра, особенно Алексея Зубова, несла заряд романтики перемен и открытий: клубы дыма, паруса, волны, пафос созидания. Пасторальная тематика приобретает в искусстве Венеции столь широкое распространение, что, по образному выражению Я. Бялостоцкого, «начиная с Джорджоне, включая Кариани, Тициана, семейство Бассано, Фетга, вплоть до Пьяцетгы, Арминьони и Гварди, венецианская живопись превратилась в огромную буколическую поэму, хотя было бы ошибкой видеть в ней одну эту сторону» (33). Формы его проявления и варианты создавала каждая эпоха. На его полотнах, которые напоминают графику, создан образ новой столицы как феерического «смешения вод со зданиями» («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»). XXIII Кат.
Решающую роль в развитии «сельской сцены» в эти годы сыграл Тициан, под чьим воздействием находились многие мастера, обращавшиеся к изображению природы и сельской жизни (Пальма Веккио и другие). Если в «историях» позднего кватроченто, в картинах Витторе Карпаччо и Джованни Мансуэти, отражены представления о гражданской деятельности человека, занятого общественной деятельностью, «negotium» и состоящего на службе у государства, то в пасторали, напротив, превалирует тема досуга, «otium», ее персонажи заняты игрой на музыкальных инструментах, пением, любовной игрой, которая сопровождается созерцанием образов идиллической природы. Встречаются они также в эллинистических рельефах и настенной живописи Древнего Рима. Такой принцип определен в заглавии диссертации Юлианы Барш laquo-Фигура и пейзаж. «Живопись пастораль отличается своими насыщенными красками.
Stuffmann 1968, р. 89, 272 ill. Остальные цветы положены рядом. Мощь «81а1:о (И таг» казалась современникам по-прежнему незыблемой и прочной, в городе на лагуне не было тех неразрешимых внутренних противоречий, которые были присущи общественной жизни Милана или Флоренции. Граверами Петра I (в том числе Алексеем Ростовцевым) был создан первый в России глобус.
Какое блаженство жить в деревне. Возникает ошибочное представление о замкнутом «саморазвитии» пасторали, не связанном с общественной жизнью своего времени. Эволюцию пасторали в венецианском искусстве Ририк определяет как переход от сюжетов laquo-Буколикraquo- Вергилия к его же laquo-Георгикамraquo-, от изображений музицирующих и отдыхающих пастухов к показу laquo-работ и дней raquo- в жанровой живописи Якопо Бассано (творчеством которого В. Ририк также занимается на протяжении нескольких десятилетий). ГМИИ 1986, с. 90 ил. РМ 1915, с. 215, 221, 582 Lasareff 1930, S. 96-108, Taf. Особое внимание уделено автором теме сельской жизни в венецианской графике.
Описания реальной природы Венето насыщаются топикой «идеального пейзажа» античной литературы, образы вилл и загородных садов в восприятии венецианцев наделяются множеством смысловых значений (например, Парнаса или Геликона) (23). Проблема тесной связи пасторального романа Саннадзаро и живописи Джорджоне затронута и в монографии Любы Фридман «Классическая пастораль в изобразительном искусстве» изданной в 1989 г. (75). Выше: что вы искали. Излюбленные сюжеты пасторальных опер – мифы о Дафне (итальянские композиторы Я. Пери, М. да Гальяно и другие), об Орфее и Эвридике (Пери, Дж. -Аркадия- Саннадзаро еще не была напечатана, когда Джорджоне писал свою картину, но дух эклог Вергилия уже жил среди молодого поколения поэтов конца кватроченто raquo- (60).
Сначала он оформился в особый жанр поэзии. Одна часть картины, погруженный во тьму пейзаж с замком и двумя кроликами слева, символизирует «Felicita Breve», «земное счастье», а другая (мирный сельский пейзаж справа) – «Felicita Eterna», «вечное счастье». Другим важным фактором, повлиявшим на обращение историков искусства к проблемам пасторали, стал ряд выставок на протяжении 19801990-х гг., среди которых главное место занимает экспозиция в вашингтонской Национальной галерее искусства «Места радости: пасторальный пейзаж» (1988).
В конце XV века поэт Андреа Наваджеро имел на острове Мурано собственную виллу с прекрасным садом, где, по словам его биографа, «среди друзей и литераторов проводил приятные и счастливейшие дни» (8). Между 1490 и 1509 гг. пасторальная эклога представлена «Пастушеским календарём» Э. Спенсера (1579), «Пасторалями» А. Филипса (1706), А. Поупа (1709) и другие. Достаточно скромная школа пейзажистов XVIII в. не претерпела значительных изменений и в начале XIX в. Новые таланты так же поэтизировали Петербург и рисовали «идеальные» пейзажи. 1550-ок.
РМ 1901, с. 40, 469 Илл. Определение «героический» в названии жанра указывает не на героику как тип образности, а на драматическую действенность пасторали и на мифологических героев в качестве главных персонажей. Работы Снелля (1944) (62) и Розенмейера (1969) (63) были посвящены формированию в литературе специфического образа Аркадии и ее трансформации в сочинениях Вергилия от реальной области в центральной части Пелопоннеса в мифическую страну пастухов. Таково содержание небольшого эпизода — пасторали «Искренность пастушки» из третьей картины оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». Название «пастораль» происходит от латинского слова «пасторалис» — «пастушеский». Мильтон в Германии – Ф. Шпее (1591-1635), автор «Эклоги, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеской песни о Христе и воскресении Христа» во Франции «Священные эклоги» создал Р. Рапен (1659). – Пастух и пастушка, занимающиеся музыкой) Андреев 1863, II, с. 143 Кат.
«Мне кажется, что город. В начале XX в. М. Равель использовав сюжет пасторального романа древнегреческого писателя Лонга, создал балет «Дафнис и Хлоя», оркестровые сюиты из которого часто звучат в симфонических концертах. Тенирса Младшего и П. П. сегодня по большей части не что иное, как очевидное место страданий, полное всяких несчастий raquo-, – писал Джузеппе Фальконе в книге laquo-Новая изящная и приятная вилла raquo- изданной в 1559 году в Брешии, находившейся тогда под властью Венеции (16). В XVIII веке упадок жанра продолжается единственными значимыми произведениями являются идиллии «Цюрихского Феокрита» Гесснера и некоторые стихотворения Андре Шенье. Основы русской пейзажной живописи были заложены тремя художниками: С. Ф. При этом игнорируется весь общественный и культурный фон, на котором происходит появление пасторали в искусстве, не рассматриваются важные явления в социальной сфере, послужившие «первопричиной» появления пасторали в венецианской культуре.
Именно под ее влиянием развивалась пастораль в европейском искусстве. У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане — как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов. pastoralis, фр. 19 Кат. «Пасторальной» назвал Л. Бетховен свою 6-ю симфонию.
Картины Джорджоне с их меланхолической и созерцательной аркадской атмосферой и пасторальными сюжетами образуют живописный эквивалент пасторальному роману Якопо Саннадзаро laquo-Аркадияraquo- и по большей части не представляют трудностей в интерпретации (с последним утверждением трудно согласиться). В своих истоках (у Феокрита) пастораль — словесная имитация античного мима — «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнивание. Они передают настрой автора. Истоки этого жанра уходят в Древнюю Грецию и в Древний Рим, где поэты и писатели противопоставляли городу идеализированную жизнь на лоне природы, отличающуюся в их представлении бесхитростностью нравов, простодушной искренностью и верностью в любви. В XVII—XVIII вв. По следам выставки 1988 г. в вашингтонской Национальной галерее была проведена конференция «Пасторальный пейзаж», на которой выступил Вильям Роджер Ририк с докладом, озаглавленным «От Аркадии к скотному двору» (опубликован в 1992 г. ) (81). Хотя этот мастер постоянно обращался к темам сельской жизни и природы, его многочисленные картины из серий «Времен года» или «Потопа» посвящены изображению сельского труда крестьян и не могут быть вот таким образом обозначены как «идиллические». (опера Моцарта Король-пастух, 1775 балет Делиба Сильвия, 1876 и др. ). По Розанду, на появлении в Венеции пасторального пейзажа оказало воздействие знакомство с трудами античных авторов, прежде всего, Витрувия и Плиния Старшего (здесь Розанд повторяет идеи Э. Гомбриха), а непосредственной предпосылкой для его возникновения послужила реформа техники живописи, осуществленная Джорджоне. Виппер 1966, с. 110 ил.
Эрмитажа 1861, с. 149, 28 Кат. 150 Путеводитель ГМИИ 2000, р. 228. (Из сочинения учащегося 3 класса Александрова Вячеслава). «Пасторальной» назвал Л. Бетховен свою 6-ю симфонию.
Художники рисуют то, что они видят: природу, людей, занятых повседневными делами. пасторальная эклога представлена «Пастушеским календарём» Э. Спенсера (1579), «Пасторалями» А. Филипса (1706), А. Поупа (1709) и другие. Условность пасторального топоса достигает своей кульминации в литературе XVII века с её подчёркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утончёнными пастухами в камзолах и пастушками в кружевах.
По этому случаю весело поют и танцуют все окрестные пастушки и пастушки. С. 109). неподалеку от Азоло возводится вилла Катерины Корнаро, получившая название laquo-Барко ди Альтиволе raquo- («Barco di Altivole»), Не оставались в стороне от этого процесса возведения вилл и венецианские художники и поэты, так, например известно о существовании своей загородной виллы у Пьетро Бембо (под Падуей) и у Джованни Беллини, в чьих картинах впервые в венецианском искусстве появляются образы природы и идиллической сельской жизни. Намёк на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога «Рождение Христа» Ф. Патрици (1460). Целый ряд различных явлений и событий, -среди них, прежде всего, длительные и кровопролитные Итальянские войны (1494-1559), завершившиеся установлением иноземного господства на большей части полуострова (27), – не только коренным образом изменили развитие страны, но и сказались на умонастроениях людей той эпохи.
Выходом из сложившейся ситуации становится бегство из города на лоно природы: «Насколько мудрыми были древние греки, римляне, жители Африки, которые отказывались от своих постов, препятствовавших их благополучию, ради того, чтобы жить на своих виллах» (19). Какое блаженство жить в деревне. Моцарт («Царь-пастух», 1775 год) и другие. Вот таким образом без всякой зависти я объявляю, что прощаюсь с вами, с вашими проблемами и беспокойствами, вашими честолюбием и гражданской службой, которая нелегка: предоставьте мне вести эту счастливую и блаженную жизнь, которую вы называете праздной и бездеятельной» (24). Эта таинственная картина предназначается, чтобы быть аллегорией поэзии, чьи символы — флейта и льющаяся вода — распределяются между двумя обнаженными женщинами идеальной красоты.
Пасторальные картины занимают важное место в венецианском искусстве, наряду с традиционно присутствующими в нем разновидностями живописи, – алтарной картиной, портретом и повествовательной композицией, «историей» («istoria»). Перевод А. Н. В сферу их пристального интереса попадает близлежащая территория на материке, так называемая Терраферма, «твердая земля», где на протяжении XV века возводятся многочисленные виллы, хозяева которых могли посреди сельской природы отдыхать от тягот городской жизни. Пастораль — (лат. В литературе пасторальная топика (смотреть Топос) восходит к античной буколике непосредственная предшественница Пастораль – пастурель XII-XIII веков.
Выдающимся памятником этой своеобразной культуры стали «Азоланцы» Пьетро Бембо, герои которых собираются в парке владений Катерины Корнаро, чтобы вести беседы о любви. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. Они сидят на берегу, свесив ноги. pastoralis, фр. (Жертвоприношение Пану) Путеводитель ГМИИ 1994, с. 131-132 Кат. пасторальный роман – «Аркадия» («Старая Аркадия», около 1580 года «Новая Аркадия», 1590) Ф. Сидни. В 1753 г. был издан альбом «План столичного города Санкт-Петербурга», к которому прилагались изображения «перспектив» (проспектов и набережных) и отдельных зданий. Бах.
В венецианском обществе господствует идеал виллы как места уединения, предназначенного для духовной деятельности и гуманистических занятий – «villa, quae philosophiae et tranquillitati mentis est dedicata» (10). Вот таким образом без всякой зависти я объявляю, что прощаюсь с вами, с вашими проблемами и беспокойствами, вашими честолюбием и гражданской службой, которая нелегка: предоставьте мне вести эту счастливую и блаженную жизнь, которую вы называете праздной и бездеятельной raquo- (24). Эти нереальные нимфы существуют только в воображении двух мужчин, которых они вдохновляют. Основу для подобного рассмотрения произведений венецианского искусства заложил еще Уолтер Патер в своем знаменитом очерке laquo-Школа Джорджоне raquo- (1877) (56).
1550-ок. Гендель («Ацис и Галатея», 1732 год), В. А. красивейшим лавром и родником, прозрачнее, чем стекло, посвященном Музам raquo- (22). Уже в эпоху треченто в итальянской живописи появляется изображение природы и сельской жизни, как в знаменитой фреске Амброджио Лоренцетти «Последствия Доброго Правления в деревне», написанной в 1338-1340 годах и украшающей Залу мира в Палаццо Пубблико в Сиене. В конце XV века поэт Андреа Наваджеро имел на острове Мурано собственную виллу с прекрасным садом, где, по словам его биографа, laquo-среди друзей и литераторов проводил приятные и счастливейшие дни raquo- (8).
Характерные жанры пасторальной поэзии этого столетия — «поэма о сельской усадьбе» (в Англии), описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа, 1614 «Времена года» Дж. Тем более тревожными и пугающими могли предстать для современников события начала следующего столетия, когда «бедствия тем более поразили умы ужасом, чем тогда было благополучнее и отраднее общее положение вещей» (26). Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632) и «Леориандром и Перелиной» (1642), а также «Адриатической Роземундой» Ф. фон Цезена (1645).
В соответствии с таким подходом, пасторальная живопись в ренессансной Венеции якобы происходит непосредственно от пасторальной литературы их сложная связь подменяется элементарной схемой «заимствования сюжетов». Девушка прильнула к избраннику играющему на трубе. ГМИИ 1957, с. 66 Кат. Vsevolozhskaya 1981, р. 293 ill. Музыка как раз и соединяет разнородные сферы Моря и Земли.
Многочисленные «сельские концерты» начала века не являются ни аллегориями, ни мифологическими историями их тема – просто изображение фигур в идиллическом пейзаже, мотив, важный per se. Подробный анализ символических образов в картинах Беллини, прежде всего, в laquo-Святом Франциске raquo- из Собрания Фрик, содержит специальная работа Милларда Мисса, посвященная этой картине (1963) (47). РМ 1910, с. 88, 790 Кат. Хотя она была впоследствии подвергнута критике (45), но значение этой концепции для истории науки было исключительно велико. 86 Альбом ГМИИ 1989а, 137 ил.
Под влиянием «Аркадии» и «Дианы» с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою «Аркадию» (1590) Филип Сидни. Картины Джорджоне с их меланхолической и созерцательной аркадской атмосферой и пасторальными сюжетами образуют живописный эквивалент пасторальному роману Якопо Саннадзаро «Аркадия» и по большей части не представляют трудностей в интерпретации (с последним утверждением трудно согласиться). В работах Розанда, опубликованных в 1992 г. и 1995 г. (80), содержится дальнейшее развитие его идей, но ничего принципиально нового в исследование венецианской пасторали не вносится. Среди исследований, посвященных проблеме изображения природы и сельской жизни в венецианском искусстве, особое место занимает статья И. А. Смирновой laquo-Тициан и тема -сельской сцены – в венецианской живописи XVI века raquo- (1979) (76).
Во французском музыкальном театре в конце XVII века сформировался жанр героической пасторали, близкий музыкальной трагедии, но меньших масштабов, в 3 актах (вместо обычных 5) с прологом («Муки и радости любви» Р. Камбера, «Ацис и Галатея» Ж. Б. Люлли и другие). Радостные, благодарные чувства после грозы». В дальнейшем пасторальные мотивы объединяются с темой золотого века, элегическими мотивами утраченного рая, молодости, любви, жизни, сближающими пастораль с ванитас (картины «Et in Arcadia ego» Гверчино (1622 год, Национальная галерея старого искусства, Рим) и Н. Пуссена (1637-1638, Лувр). Чтобы не совершать в праздности путь от виллы к роще, пусть Элевтерий исполнит в пути какие-нибудь буколики Феокрита raquo- (12). Вместе с тем ряд положений работы Розанда вызывает у нас возражения. Пьесы с названием «Пастораль» для клавесина, органа, скрипки создавали Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж. Карабанова, первоначальное название «Сердца приобретаются искренностью», 1786 год) в опере «Пиковая дама» П. И. Впервые художник обратился к ней в 1640-х годах, в период его работы в Риме. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена. Пасторалью, также может называться симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж. Бизе к Арлезианке А. Доде).
Патера, Н. Ланкре, Ф. Буше, Ж. О. Ermitage 1774, 838 Musee de lErmitage 1860, p. 132, 28 Музей Имп. В этих трактатах красочно описываются «воровство, кражи, убийства, фаворитизм, заговоры, несправедливости, предательства» (18), присущие населению городов. Радостные, благодарные чувства после грозы».
Предпосылки появления «сельской сцены» в венецианском искусстве содержатся в некоторых тенденциях венецианской ренессансной культуры, таких, как «тяга к утонченным радостям созерцательного бытия идеальной сферой которых представляется природа» и т. д., а ее исходным пунктом стало искусство Джорджоне, где достигнута неведомая прежде степень взаимосвязи природы и человека. В его диссертации «Традиции для Грозы Джорджоне» (1984, Йелльский Университет) (72) сопоставляются «Аркадия» Саннадзаро и «Гроза» Джорджоне (идея, в свое время высказанная еще К. Гилбертом) (73). человек) (2) и скопление столь большого количества человек на ограниченной территории нередко приводило к губительным эпидемиям. По этому случаю весело поют и танцуют все окрестные пастушки и пастушки. В статье Пола Холбертона laquo--Пастораль- или -Сельский концерт – в начале XVI века raquo- (1993) (84) анализируется ряд картин, которые напоминают одноименное луврское полотно (его Холбертон определяет как произведение Доменико Манчини, что не кажется нам вполне убедительным). Формы его проявления и варианты создавала каждая эпоха. 1000» (цит.
желал ли он того или нет, на службе у laquo-яснейшейraquo- республики и каждый делал для нее какое-либо дело raquo- (34). М. Фальконе) мануфактур. Так, серию пасторальных картин представляет собой программа цикла из четырех оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди. Радостные, благодарные чувства после грозы». В начале XX в. М. Равель использовав сюжет пасторального романа древнегреческого писателя Лонга, создал балет «Дафнис и Хлоя», оркестровые сюиты из которого часто звучат в симфонических концертах. Эрмитажа 1976, с. 100 (Вакханалия) Algeri 1979, р. 85 Путеводитель ГМИИ 1980, с. 80-81 ил.
Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. Сельская природа, по мнению гуманистов, в первую очередь предназначена доя отдыха на ней, доя загородных прогулок и развлечений, для комфортного и безмятежного существования («otium») вдали от городских дел и забот («negotium»). Идиллия, пастораль, декоративность царили, а всякие природные катаклизмы исключались. Эволюцию пасторали в венецианском искусстве Ририк определяет как переход от сюжетов «Буколик» Вергилия к его же «Георгикам», от изображений музицирующих и отдыхающих пастухов к показу «работ и дней» в жанровой живописи Якопо Бассано (творчеством которого В. Ририк также занимается на протяжении нескольких десятилетий). человек) (2) и скопление столь большого количества человек на ограниченной территории нередко приводило к губительным эпидемиям. содержание (уже для Феокрита значимо противопоставление природы и культуры ещё очевиднее тенденция к иносказательности у Вергилия, эклоги которого оказали решающее воздействие на формирование пасторального канона), становится одной из наиболее характерных примет пасторали. 150 Путеводитель ГМИИ 2000, р. 228.
Здесь дело не только в описании пастушеской жизни с ее простыми и естественными радостями, но в следовании образцу. В статье не упоминаются ряд важных картин и рисунков начала XVI века (например, так называемый laquo-Астрологraquo- из Галереи Филипс в Вашингтоне, чье аллегорическое содержание было подробно проанализировано А. Джентили) (85), которые не укладываются в концепцию автора о поэтике пасторали. РМ 1909, с. 88, 790 Кат. по: Castiglione 1990, p. 135). Сам Бембо и его друзья нередко отправлялись за город, чтобы в сельском окружении обсуждать стихи Петрарки (11).
Образцы французской пасторали в XVIII веке: «Уловки Амура» А. К. Детуша (1726), «Диана и Эндимион» Ф. Колена де Бламона (1731), «Заис» (1748) и «Наис» (1749) Ж. Ф. Помимо продолжительных прогулок, сопровождавшихся любованием красотами природы и беседами на различные темы излюбленным занятием обитателей загородных вилл были концерты на свежем воздухе, как об этом упоминает, например, Агостино Галло в своем сочинении «Десять дней истинной агрикультуры и радостей виллы» (Венеция, 1556). В диссертации Элизабет Т. Бэкли «Poesa Muta: аллегория и пастораль в ранних картинах Тициана» (1977, Калифорнийский университет) (71) отдельная глава посвящена анализу взаимосвязей «Сельского концерта» из Лувра (его Бэкли приписывает Тициану) и романа Саннадзаро. Появляются русские «итальянские» пейзажи с образом безмятежной, ясной природы. Мильтон в Германии – Ф. Шпее (1591-1635), автор «Эклоги, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеской песни о Христе и воскресении Христа» во Франции «Священные эклоги» создал Р. Рапен (1659). Исполнена намёков и аллегорий пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, – писал Ф. Петрарка, объясняя первую эклогу своих "Буколических песен", – невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. Картина Джорджоне отнюдь не является иллюстрацией к роману Саннадзаро, равно как и не содержит в себе набор символических эмблем, объединенных общим содержанием (как полагал Э. Винд) (74).
Веселовского) (15). Работы Снелля (1944) (62) и Розенмейера (1969) (63) были посвящены формированию в литературе специфического образа Аркадии и ее трансформации в сочинениях Вергилия от реальной области в центральной части Пелопоннеса в мифическую страну пастухов. Расцвет пасторали в венецианском искусстве приходится на первые два десятилетия XVI века, когда к ней обращаются ведущие художники Высокого Возрождения в Венеции, – Джорджоне, молодой Тициан и другие в последующие десятилетия интерес к пасторали постепенно пропадает, однако, несмотря на это, пасторальная традиция продолжает жить в венецианском искусстве вплоть до начала 1570-х гг., когда была написана знаменитая поздняя картина Тициана «Пастух и нимфа» из венского Музея истории искусства. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена.
ГМИИ 1995, с. 166-167 ил. Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита), но называли ее по-разному — буколика идиллия, эклога. Одним из первых к наследию античной буколики обратился Данте, затем – Ф. Петрарка и Дж. Савольдо и других), пасторальный характер приобретают сцены с нимфами, фавнами и сатирами, мифологические и литературные сюжеты (анонимные гравюры к «Гипнеротомахии Полифила», 1499 год), жанровые сцены («Гроза» Джорджоне, около 1506-1507 годов, Галерея Академии, Венеция «Астролог» итал. Гуманист Джироламо Болоньи в конце столетия имел красивую виллу в местечке Аркаиде.
РМ 1865, с. 20, 187 Guide dans la galerie 1872, p. 73, 187 (Concert champetre) Путеводитель РМ 1876, с 81, 187 Путеводитель РМ 1887, с. 80, 455 Новицкий 1889, с. 170 Путеводитель РМ 1898, с. 35, 378 Кат. Таково содержание небольшого эпизода — пасторали «Искренность пастушки» из третьей картины оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». РМ 1901, с. 12, 385, табл.
Какое неизведанное счастье. » (Альберти, «О семье», III. Эта работа Похата отличается компилятивностью и перегруженностью общей информацией, что уже было отмечено в специальной литературе (39). Карабанова, первоначальное название «Сердца приобретаются искренностью», 1786 год) в опере «Пиковая дама» П. И. Описания реальной природы Венето насыщаются топикой laquo-идеального пейзажа raquo- античной литературы, образы вилл и загородных садов в восприятии венецианцев наделяются множеством смысловых значений (например, Парнаса или Геликона) (23).
Вместе с риском от экономических потерь существенно растут накладные расходы, связанные с торговлей (5). Пасторальный роман, восходящий к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» II-III веков) и предвосхищённый прозиметрической (сочетающей стихи и прозу) пасторали «Амето» (создана в 1341-1342 годы) Боккаччо (автора также пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344-1346 годы), расцветает в творчестве Я. Саннадзаро («Аркадия», 1504 год). Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке «Аркадии» Саннадзаро (1541). Этот образ призван олицетворять, в первую очередь, «Небесный Иерусалим», но и вся топография пейзажа у Беллини обладает определенным символическим смыслом. Всех их объединяет мотив слияния человека с природой и идеализированный образ этой мирной, приятной природы. Тициана laquo-Любовь небесная и земная raquo- (ок.
Положение существенно изменилось во второй половине XV века. Эрмитажа 1861, с. 149, 28 Кат. Ermitage 1774, 838 Musee de lErmitage 1860, p. 132, 28 Музей Имп. РМ 1862, с. 20, 187 (здесь и след. Очерк францисканской экзегезы raquo- (1982) (51), поиску смысловых параллелей между сочинениями laquo-отцов церкви raquo- и отдельными деталями картины Беллини laquo-Святой Франциск raquo-. Виттковер делает интересный вывод – каждая культурная эпоха (романтизм, эстетизм) всегда по-своему рассматривала творчество Джорджоне, которое поочередно становилось то «романтическим», то «чистым искусством», «искусством для искусства».
М. Фальконе) мануфактур. неподалеку от Азоло возводится вилла Катерины Корнаро, получившая название «Барко ди Альтиволе» («Barco di Altivole»), Не оставались в стороне от этого процесса возведения вилл и венецианские художники и поэты, так, например известно о существовании своей загородной виллы у Пьетро Бембо (под Падуей) и у Джованни Беллини, в чьих картинах впервые в венецианском искусстве появляются образы природы и идиллической сельской жизни. С. 109). Буря», «Пение пастухов. Описание этих развлечений и составляет содержание и главный интерес романа.
Как и в гравюре, различались три плана: на переднем — жанровая сценка или развесистое дерево, на втором — «водная гладь», на третьем — архитектурный «вид» («Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова»). в результате ряда военных и политических мероприятий обширные территории Террафермы переходит под власть венецианской Синьории (3). Каччини, К. Монтеверди, К. В. Глюк).
Сельская природа, по мнению гуманистов, в первую очередь предназначена доя отдыха на ней, доя загородных прогулок и развлечений, для комфортного и безмятежного существования («otium») вдали от городских дел и забот («negotium»). Crozat 1755, p. 37 (везде – Кастильоне) Cat. Эта статья Рудольфа Витгковера по форме больше напоминает литературно-критическое эссе, чем научное исследование, блестяще завершая традицию английского эссеизма, но в то же время она содержит ряд важных положений, которые впоследствии были развиты в науке (например, о связи творчества Джорджоне и laquo-Аркадииraquo- Саннадзаро). laquo-Столкнувшись с турецкой угрозой, они оказались в худшем положении, чем рабы raquo-, – писал в этом же году о своих современниках патрицианский хронист Джироламо Приули (28). Гораздо меньше существует работ, посвященных проблеме пасторали в венецианском искусстве. Литература: Cat.
Так поет пастушка Прилепа, поджидая своего возлюбленного — Миловзора. 19 Кат. Так, серию пасторальных картин представляет собой программа цикла из четырех оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди. Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). М., 1982 год.
При этом в пасторальных картинах Джорджоне исследователи зачастую видели лишь «иллюстрации» к произведениям античной или ренессансной пасторальной литературы. 86 Альбом ГМИИ 1989а, 137 ил. Тираж в 1000 экземпляров трижды допечатывался. Чтобы не совершать в праздности путь от виллы к роще, пусть Элевтерий исполнит в пути какие-нибудь буколики Феокрита» (12). Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632) и «Леориандром и Перелиной» (1642), а также «Адриатической Роземундой» Ф. фон Цезена (1645).
Мой миленький дружок, Любезный пастушок. Джон Флеминг посвятил свою книгу «От Бонавентуры до Беллини. В европейской художественной культуре он существует на протяжении многих столетий. Она как бы поделилась ими с юношей. Newcome 1981, p. 32 Bellini 1982, p. 75 Кат.
В городской культуре пастораль выполняет функцию поэтического воплощения представлений об «идеальной жизни», противостоящей действительности с ее тяготами и проблемами и в этом заключается причина особенной популярности пасторальной живописи среди венецианских заказчиков в начале XVI века. Эта статья Рудольфа Витгковера по форме больше напоминает литературно-критическое эссе, чем научное исследование, блестяще завершая традицию английского эссеизма, но в то же время она содержит ряд важных положений, которые впоследствии были развиты в науке (например, о связи творчества Джорджоне и «Аркадии» Саннадзаро). Непосредственным образцом для венецианских художников служила пасторальная литература, предоставлявшая широкий выбор различных сюжетных мотивов пасторали. Велливер) (67), который может скрывать в себе множество значений, ускользающих от неискушенного взгляда.
РМ 1865, с. 20, 187 Guide dans la galerie 1872, p. 73, 187 (Concert champetre) Путеводитель РМ 1876, с 81, 187 Путеводитель РМ 1887, с. 80, 455 Новицкий 1889, с. 170 Путеводитель РМ 1898, с. 35, 378 Кат. Если в laquo-историяхraquo- позднего кватроченто, в картинах Витторе Карпаччо и Джованни Мансуэти, отражены представления о гражданской деятельности человека, занятого общественной деятельностью, «negotium» и состоящего на службе у государства, то в пасторали, напротив, превалирует тема досуга, «otium», ее персонажи заняты игрой на музыкальных инструментах, пением, любовной игрой, которая сопровождается созерцанием образов идиллической природы. Очерк францисканской экзегезы» (1982) (51), поиску смысловых параллелей между сочинениями «отцов церкви» и отдельными деталями картины Беллини «Святой Франциск».
Идиллическая трактовка «сельской сцены» у Джорджоне отличает его картины от произведений следующего этапа, приходящегося на 1520-1530-е гг., которому и посвящена статья. Сам Бембо и его друзья нередко отправлялись за город, чтобы в сельском окружении обсуждать стихи Петрарки (11). В XVII веке пасторальный роман во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым. РМ 1903, с. 50, 476 (здесь и далее -Фавн и пастушка, занимающиеся музыкой) Кат. Англ.
часто встречаются изображения пастухов в окружении природы. Стилизация пасторали в XIX веке – интермедия «Искренность пастушки» (эклога П. М. РМ 1903, с. 50, 476 (здесь и далее -Фавн и пастушка, занимающиеся музыкой) Кат. Рубенса).
«пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Следующий период в развитии laquo-сельской сцены raquo-, связанный в первую очередь с творчеством Якопо Бассано, был рассмотрен И. А. Смирновой в монографии laquo-Якопо Бассано и Позднее Возрождение в Венеции raquo- (1976) (78). «Пасторальной» назвал Л. Бетховен свою 6-ю симфонию. По этому случаю весело поют и танцуют все окрестные пастушки и пастушки. В среде венецианских гуманистов складывается определенный идеал сельской виллы и времяпрепровождения на ней, который сформировался под непосредственным воздействием сообщений античных авторов о виллах в древности (прежде всего, сочинений Плиния Старшего, хорошо известных в эпоху Возрождения), а также и сочинений ренессансных авторов, таких как Джованни Боккаччо (9). Какое неизведанное счастье. » (Альберти, «О семье», III.
(опера Моцарта Король-пастух, 1775 балет Делиба Сильвия, 1876 и др. ). На этом же острове располагалась и вилла бывшей королевы Кипра Катерины Корнаро. «Пастораль – это жанр в живописи и в музыке. Савольдо и других), пасторальный характер приобретают сцены с нимфами, фавнами и сатирами, мифологические и литературные сюжеты (анонимные гравюры к «Гипнеротомахии Полифила», 1499 год), жанровые сцены («Гроза» Джорджоне, около 1506-1507 годов, Галерея Академии, Венеция «Астролог» итал. сегодня по большей части не что иное, как очевидное место страданий, полное всяких несчастий», – писал Джузеппе Фальконе в книге «Новая изящная и приятная вилла» изданной в 1559 году в Брешии, находившейся тогда под властью Венеции (16). Альбом ГМИИ 19896, 123 ил. вы можете запросить все в системе с коробкой.
Самой распространённой формой христианской пасторали становится рождественская эклога. Банни Руперт в своей «Пасторали» аллегорично соединил античность и современный ему мир. Тернера «Видение пейзажа в ренессансной Италии» (1966) (58). Тициана «Любовь небесная и земная» (ок.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Исследование форм их взаимосвязи в итальянском искусстве XVI и XVII веков raquo- (1934) (37). Целый ряд различных явлений и событий, -среди них, прежде всего, длительные и кровопролитные Итальянские войны (14941559), завершившиеся установлением иноземного господства на большей части полуострова (27), – не только коренным образом изменили развитие страны, но и сказались на умонастроениях людей той эпохи. В конце XV века поэт Андреа Наваджеро имел на острове Мурано собственную виллу с прекрасным садом, где, по словам его биографа, «среди друзей и литераторов проводил приятные и счастливейшие дни» (8). Условность пасторального топоса достигает своей кульминации в литературе XVII века с её подчёркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утончёнными пастухами в камзолах и пастушками в кружевах. Велливер) (67), который может скрывать в себе множество значений, ускользающих от неискушенного взгляда. Кендлер) и Севрской (Э.
В музыке пасторальная тематика культивировалась в итальянской и английской мадригале XVI века, в ранней опере (с самых первых образцов). Это особый тип картины, «живопись как поэзия» («pittura come poesa»), который может быть понят лишь в свете длительной литературной традиции, к которой относится и «Аркадия». В живописи французского рококо пастораль трансформировалась в жанр «галантных празднеств» («f etes galantes»), представляющий изысканное общество на природе: картины А. Ватто, Ж. Б. Угрюмов. загородные виллы, в садах которых венецианские синьоры проводили время, «развивая ум и укрепляя тело и дух» (7). Область Тревизо называют «цветущим садом Венеции», там строятся многочисленные виллы венецианских патрициев и горожан.
Англ. Веселовского) (15). РМ 1862, с. 20, 187 (здесь и след.
Музыкальный компонент пасторали лежит еще в древних истоках. Оперы-пасторали писали также Г. Ф. Во французском музыкальном театре в конце XVII века сформировался жанр героической пасторали, близкий музыкальной трагедии, но меньших масштабов, в 3 актах (вместо обычных 5) с прологом («Муки и радости любви» Р. Камбера, «Ацис и Галатея» Ж. Б. Люлли и другие). Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Ряд специальных работ посвящен взаимосвязям пасторальной литературы (прежде всего, «Аркадии» Якопо Саннадзаро) и живописи в искусстве венецианского чинквиченто. желал ли он того или нет, на службе у «яснейшей» республики и каждый делал для нее какое-либо дело» (34). Для исследования изображений пейзажа в живописи Возрождения имеет большое значение работа Эрнста Гомбриха «Ренессансная художественная теория и развитие пейзажной живописи» (1953) (54).
Для исследования изображений пейзажа в живописи Возрождения имеет большое значение работа Эрнста Гомбриха laquo-Ренессансная художественная теория и развитие пейзажной живописи raquo- (1953) (54). Загородные прогулки нередко сопровождались поэтической декламацией, когда на непосредственные зрительные впечатления накладывались образы античной и ренессансной пасторальной поэзии, тем самым обогащая восприятие окружающего ландшафта классическими реминисценциями. В этих трактатах красочно описываются laquo-воровство, кражи, убийства, фаворитизм, заговоры, несправедливости, предательства raquo- (18), присущие населению городов. Пасторальные картины занимают важное место в венецианском искусстве, наряду с традиционно присутствующими в нем разновидностями живописи, – алтарной картиной, портретом и повествовательной композицией, laquo-историейraquo- («istoria»). Анализу композиционных принципов пейзажной живописи венецианского Возрождения посвящена и недавно вышедшая книга Маркуса Эвеля с похожим названием – laquo-Изобразительная проблема -фигура и пейзаж – в венецианской живописи XVI века raquo- (1993) (40).
Особое внимание уделено автором теме сельской жизни в венецианской графике. Кампаньолы, 1509 год «Сельский концерт» Джорджоне или Тициана, Лувр, Париж) и аллегории. Томпсона, 1726-1730 «Сады» Ж. Делиля, 1782). В музыке пасторальная тематика культивировалась в итальянской и английской мадригале XVI века, в ранней опере (с самых первых образцов). Картина Джорджоне отнюдь не является иллюстрацией к роману Саннадзаро, равно как и не содержит в себе набор символических эмблем, объединенных общим содержанием (как полагал Э. Винд) (74). Розанд прослеживает эволюцию пасторального пейзажа в венецианском искусстве, от идиллий «школы Джордасоне» до изображения панорамного пейзажа в гравюрах по рисункам Тициана 1520-1530-х гг. Ринуччини был флорентийцем, но подобное стремление к laquo-дополнениюraquo- образов реального ландшафта образами литературными были присущи и жителям ренессансной Венеции, о чем свидетельствуют, в частности, слова А. Дони: хорошо бывает laquo-подняться на холм, пройти по равнине и отдохнуть с приятной книжечкой в руке среди зелени прелестной рощицы raquo- (13).
М., 1982 год. Это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов игры на пастушеских инструментах (свирели и прочих). Основное направление в венецианской пейзажной живописи Тернер определяет как пастораль. История этого жанра уходит корнями в эпоху Древней Греции и Древнего Рима.
гравёра Дж. Но национальная школа не преодолела подражательства практически до К. П. Автор 114 латинских эклог на сюжеты Ветхого и Нового Завета – нидерландский поэт Р. Обризиус (около 1540 – около 1584/1594 годов). Рамо, «Тифон и Аврора» Ж. Ж. де Мондонвиля (1753). Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией. Более глубокой видит взаимосвязь пасторальной живописи и литературы Дэниэл Летгьери. Баккера и К. Кастелейнса. Автор 114 латинских эклог на сюжеты Ветхого и Нового Завета – нидерландский поэт Р. Обризиус (около 1540 – около 1584/1594 годов).
Анализу композиционных принципов пейзажной живописи венецианского Возрождения посвящена и недавно вышедшая книга Маркуса Эвеля с похожим названием – «Изобразительная проблема фигура и пейзаж в венецианской живописи XVI века» (1993) (40). Пастораль raquo- (1952) (61). Баккера и К. Кастелейнса.
Об особой роли музыкальной тематики в искусстве Джорджоне и художников его круга писал еще Маурицио Боникатти в своей книге «Аспекты гуманизма в венецианской живописи с 1455 по 1515 гг» (1964) (82). Начиная с середины века, меры венецианского правительства были направлены на совершенствование управления на территориях Террафермы, на улучшение земель и создание системы мелиорации, в первую очередь затронувшие ближайшую к городу провинцию Тревизо (6). В голландской живописи оно ощутимо в итальянских пейзажах Н. Берхема, в картинах Я. А. Его идеи развивал в своих работах Аугусто Джентили (1980, 1988, 1995), указавший на тесную связь картин наподобие «Сельского концерта» с литературными источниками той эпохи (83). Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Пасторальное восприятие природы raquo-) и Тициана.
Название «пастораль» происходит от латинского слова «пасторалис» — «пастушеский». Вопросы соотношения художественной теории итальянского Возрождения и традиции изображения пейзажа в ренессансных картинах рассматриваются в статье И. Е. Даниловой laquo-Тема природы в итальянской живописи кватроченто raquo- (1980) (55). Французский посол Филипп Комнин, посетивший Венецию в 1494 г., отмечал удивившее его расположение города и обилие построенных в нем церковных башен, монастырей и больших зданий (1). В Англии к христианской эклоге обращался Дж. Существенную роль в этом сыграл географический фактор, – в отличие от других итальянских городов, например, от Флоренции, у Венеции нет прилегающей сельской округи, так называемого laquo-контадоraquo- («contado»).
С другой стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и мифологических «сатиров», главное занятие которых — любовь, пение и игра на пастушеской свирели. Основу для подобного рассмотрения произведений венецианского искусства заложил еще Уолтер Патер в своем знаменитом очерке «Школа Джорджоне» (1877) (56). Виппер 1966, с. 110 ил. ГМИИ 1948, с. 36 Кат. XXIII Кат. Область Тревизо называют «цветущим садом Венеции», там строятся многочисленные виллы венецианских патрициев и горожан.
В своем письме Паджелло ссылается на пример «великих людей» древности, таких, как Гесиод, Вергилий, Катон Старший или Марк Теренций Варрон, которые писали о сельской жизни и о земледелии и своим авторитетом словно освящали эти занятия в глазах ренессансных гуманистов. Лосенко (1737—1773) — первый русский профессор исторической живописи, почти десять лет провел в Париже и Риме, усвоил художественный язык барокко и классицизма с его сложной композицией, патетикой, красочностью. В инструментальной музыке пасторальность проявилась в цикле концертов «Времена года» А. Вивальди и другие. В то же время сам исследователь предостерегал от безоглядного использования иконологического метода при рассмотрении пейзажных образов в картинах Беллини (48). Смирновой «Тициан и тема сельской сцены в венецианской живописи XVI века» (1979) (76).
Мнения об исключительно религиозной символике образов природы и сельской жизни в картинах Беллини придерживается и Рона Гоффен (1989) (52). В XVIII веке упадок жанра продолжается единственными значимыми произведениями являются идиллии «Цюрихского Феокрита» Гесснера и некоторые стихотворения Андре Шенье. В Испании пасторальный роман создают Х. де Монтемайор («Диана», 1558-1559 годы), М. де Сервантес («Галатея», 1585 год) и Лопе Ф. де Вега Карпьо («Аркадия», 1598 год) во Франции – О. дЮрфе («Астрея», 1607-1618 годы) пародию на пасторальный роман пишет Ш. Сорель («Сумасбродный пастух», 1627-1628 годы). Бассано и Ф. Бассано Младший и другие). Отсюда — сближенность пасторали, которую античные риторики включали в «область серьезно-смехового» и сатиры, парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности, характерное и для пасторали и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности. Эрмитажа 1958, с. 109 (Вакханалия) Кат. Гораздо меньше существует работ, посвященных проблеме пасторали в венецианском искусстве.
Это особый тип картины, laquo-живопись как поэзия raquo- («pittura come poesia»), который может быть понят лишь в свете длительной литературной традиции, к которой относится и laquo-Аркадияraquo-. Newcome 1981, p. 32 Bellini 1982, p. 75 Кат. В среде венецианских гуманистов складывается определенный идеал сельской виллы и времяпрепровождения на ней, который сформировался под непосредственным воздействием сообщений античных авторов о виллах в древности (прежде всего, сочинений Плиния Старшего, хорошо известных в эпоху Возрождения), а также и сочинений ренессансных авторов, таких как Джованни Боккаччо (9). Уже в 1422 г. Франческо Барбаро имел собственную виллу поблизости от Монтебеллуны, пышно названную «Вергилианум».
Историческая интерпретация пейзажной живописи от античности до Возрождения raquo- (1973) (38). Уже в 1422 г. Франческо Барбаро имел собственную виллу поблизости от Монтебеллуны, пышно названную laquo-Вергилианумraquo-. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. Пасторалью может называться:Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. В Италии влияние Аркадии особенно заметно в двух драматических пасторалях: «LAminta», Торквато Тассо (1583г. ) и «Pastor Fido», Гварини (1590г. ) в Испании «Аркадия» послужила образцом самому популярному пасторальному роману— «Диане» Хорхе де Монтемайора.
по: Castiglione 1990, p. 135). В среде венецианских гуманистов складывается определенный идеал сельской виллы и времяпрепровождения на ней, который сформировался под непосредственным воздействием сообщений античных авторов о виллах в древности (прежде всего, сочинений Плиния Старшего, хорошо известных в эпоху Возрождения), а также и сочинений ренессансных авторов, таких как Джованни Боккаччо (9). После его работ стало возможным говорить о laquo-всеобъемлющей интерпретации символизма как фигурных, так и пейзажных элементов raquo- (46) в пейзажной живописи Возрождения. Наибольшее развитие получил самый «технический» вид изобразительного искусства — графика, вывезенная «шкипером Питером» из Голландии. Пасторальные оперы писали К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. Буколическая (от греч.
Более глубокой видит взаимосвязь пасторальной живописи и литературы Дэниэл Летгьери. laquo-религиозной пасторали raquo-. Начиная с середины века, меры венецианского правительства были направлены на совершенствование управления на территориях Террафермы, на улучшение земель и создание системы мелиорации, в первую очередь затронувшие ближайшую к городу провинцию Тревизо (6). Тема труда на лоне природы находится вне сферы пасторали с ее прославлением досуга, вот таким образом мы не будем говорить о жанровой живописи Якопо Бассано и его сыновей, равно как и других произведениях венецианского изобразительного искусства, затрагивающих тему не «буколик», но «георгик», если обозначить эти различные области искусства названиями произведений Вергилия. Формулировка «фигура-пейзаж» нередко будет встречаться и в последующих работах, посвященных пейзажу в искусстве, как, например, в обширном исследовании Гетца Похата laquo-Фигура и пейзаж. Мне понравилась живопись и музыка пастораль.
Guidebook 1995, р. 129 Путеводитель ГМИИ 1998, с. 226 Свидерская 1999, с. 141 ил. РМ 1913, с. 105, 31 Кат. Genova nellEta Barocca 1992, p. 152-153 ill. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии. Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). РМ 1910, с. 88, 790 Кат. Это – Imitatio» (66). Стилизация пасторали в XIX веке – интермедия «Искренность пастушки» (эклога П. М. С другой стороны, непонятно, на каком основании к «сельским концертам» отнесены «Пир богов» Джованни Беллини, «Вакханалии» Доссо Досси или «Венера Пардо» Тициана, где нет изображения сцены концерта.
кат. Пастораль прекрасно вписывается в современную жизнь. Так поет пастушка Прилепа, поджидая своего возлюбленного — Миловзора. В настойчивом стремлении к воспроизведению средствами живописи образов природы и сельской жизни ярко выразилась присущая эпохе Возрождения тенденция к познанию окружающей действительности, то самое «открытие мира», которое в классической формуле Мишле и Буркхардта уравнено с «открытием человека» изображением человеческой фигуры, – центральной темой ренессансного искусства. В литературе пасторальная топика (смотреть Топос) восходит к античной буколике непосредственная предшественница Пастораль – пастурель XII-XIII веков.
Пасторальные мотивы возродились в музыкальном искусстве XX века (опера «Дафна» Р. Штрауса, балет «Дафнис и Хлоя» М. Равеля и другие). Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. содержание (уже для Феокрита значимо противопоставление природы и культуры ещё очевиднее тенденция к иносказательности у Вергилия, эклоги которого оказали решающее воздействие на формирование пасторального канона), становится одной из наиболее характерных примет пасторали. Однако вызывает недоумение сам подбор произведений иллюстрирующих положение Холбертона. Stuffmann 1968, р. 89, 272 ill. Такой принцип определен в заглавии диссертации Юлианы Барш «Фигура и пейзаж.
Рамо, «Тифон и Аврора» Ж. Ж. де Мондонвиля (1753). Исполнена намёков и аллегорий пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, – писал Ф. Петрарка, объясняя первую эклогу своих Буколических песен, – невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. Красные маки из которых она сплела любимому венок на голову, символизируют сладкие мечты.
В XVII веке пасторальный роман во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым. Пасторальная тематика приобретает в искусстве Венеции столь широкое распространение, что, по образному выражению Я. Бялостоцкого, laquo-начиная с Джорджоне, включая Кариани, Тициана, семейство Бассано, Фетга, вплоть до Пьяцетгы, Арминьони и Гварди, венецианская живопись превратилась в огромную буколическую поэму, хотя было бы ошибкой видеть в ней одну эту сторону raquo- (33). неподалеку от Азоло возводится вилла Катерины Корнаро, получившая название «Барко ди Альтиволе» («Barco di Altivole»), Не оставались в стороне от этого процесса возведения вилл и венецианские художники и поэты, так, например известно о существовании своей загородной виллы у Пьетро Бембо (под Падуей) и у Джованни Беллини, в чьих картинах впервые в венецианском искусстве появляются образы природы и идиллической сельской жизни. Намёк на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога «Рождение Христа» Ф. Патрици (1460). (Жертвоприношение Пану) Путеводитель ГМИИ 1994, с. 131-132 Кат. Матвеевым.
Щедрина: Ф. М. Ринуччини был флорентийцем, но подобное стремление к «дополнению» образов реального ландшафта образами литературными были присущи и жителям ренессансной Венеции, о чем свидетельствуют, в частности, слова А. Дони: хорошо бывает «подняться на холм, пройти по равнине и отдохнуть с приятной книжечкой в руке среди зелени прелестной рощицы» (13). pastoralis, фр. На островах Джудекка и Мурано возводятся первые загородные виллы, в садах которых венецианские синьоры проводили время, «развивая ум и укрепляя тело и дух» (7). Это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов игры на пастушеских инструментах (свирели и прочих).
Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). – Пастух и пастушка, занимающиеся музыкой) Андреев 1863, II, с. 143 Кат. Внутри этой поставленной нами задачи обозначим два основных направления исследования. РМ 1915, с. 215, 221, 582 Lasareff 1930, S. 96-108, Taf.