Картины Репина С Описанием

Картины Репина с названиями история создания, сюжет

Комната небогатой интеллигентной семьи. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.

Публике картина понравилась. О чем эта история. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств.

Вегетарианцем стал и сам Репин. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.

Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Глаза ясные и добрые. Однако в Советской России он оставался «своим».

Стасов присылает ему все, что он просит. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.

В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

И это не скрывает Репин. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Имя Репина стало широко известным. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».

Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Убийство свершилось. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). На что получил насмешливое письмо. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.

Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Каждый персонаж переживает что-то своё. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.

Он идет прямо к матери. Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).

И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Вся центральная часть написана самим Репиным. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.

В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.

Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Зритель становится участником происходящего. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Наиболее известным является полотно, созданное в 1878 году.

Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Обычно данный автопортрет сравнивают с автопортретом, созданным Репиным через девять лет.

Однако среди тысяч полотен и набросков великого художника такой картины у Репина попросту нет. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.

Умер русский художник в Пенатах. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами.

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Репин встречал их по средам. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В первую очередь, взгляд останавливается на выразительных глазах живописца.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Кроме этого, мастер воспользовался белым цветом для бороды и волос Тургенева, на которых играют таинственные золотые отблески. Мне минутами становилось страшно». По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. Репин забыл о конкурсе, об Академии. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.

Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Там быстро отметили способного юношу и уже через несколько лет он переехал в Санкт-Петербург – профессионально учиться живописи. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи.

В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России.

После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. За свою творческую жизнь Илья Ефимович Репин создал ряд автопортретов.

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Восстановлен в 1962 году. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Репин никуда не делся. Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5.

В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.

Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Он, к примеру, взялся подготовить к поступлению никому не известного тогда паренька по имени Валентин Серов, рассмотрев его талант.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории. В конечном варианте оно одухотворённое.

Берег Волги. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Персоны и личности (интересное о известных)

То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). 2.

Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Жил в Италии и Франции (1873–1876). Силу человеческого духа увидели в картине современники. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Одет Илья Ефимович в строгий темный костюм, который практически сливается с задним фоном. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Однако с портрета на нас смотрит усталый мужчина, взгляд задумчивый и полон беспокойства.

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В эту минуту в комнату вошел Христос. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.

Описание картины 
Ильи Репина «Автопортрет»

Описание картины Ильи Репина «Автопортрет»

Не доносчик ли. Они словно противопоставлены друг другу. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.

На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Широко известное и признанное произведение И. Е.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Были две разные версии картины.

Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.

Картины Репина (фото) 
с названиями

Картины Репина (фото) с названиями

Репин запечатлел момент написания письма. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III).

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Внимание художника тяготит их. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника.

Репин был очень дружен с Мамонтовым. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Выражение лица возвратившегося мужчины, а также наклон его головы Репин переписывал по крайней мере трижды, как бы выбирая между возвышенно-героическим и страдальчески-усталым вариантами и в конце концов остановившись на вопросительно-неуверенном выражении, которое одновременно сочетало в себе и героизм и страдание5. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.

Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Много учился на написании портретов близких и друзей. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков.

За окном летний день. В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.

Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Все заняты. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера.

Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность.

Все Картины Илья Репин по алфавиту

Справа – нарядно одетые крестьяне несут украшенный лентой фонарь – они преисполнены всей серьёзностью ситуации, верующие. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.

Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. художественный музей им. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.

Путешествие по России: 
Самарская область

Путешествие по России: Самарская область

Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.

На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей.

Его прибытие в Санкт-Петербург совпало с особенным событием в художественной жизни второй половины XIX века, так называемым Восстанием четырнадцати, когда 14 молодых художников покинули Академию после отказа использовать мифологический сюжет для своих дипломных работ. В детстве он обучался как иконописец. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

Репин писал и исторические картины. Она была закончена только в 1891 году.

Краткая характеристика 
творчества

Краткая характеристика творчества

По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.

Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. О картине появилось много статей в периодической печати. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство.

Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.

Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

Рассмотрим "ближний круг". Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Так ли это – судить зрителям.

Работал весь день, не замечая времени. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время.

В частности, жена возвратившегося мужчины была написана с Веры Алексеевны, жены Репина и ВарварыДмитриевныСтасовой, мать— с ЕвгенииДмитриевныШевцовой, тёщи художника, мальчик— с Серёжи Костычева, сына соседей по даче (в будущем — известного биохимика, профессора и академика), девочка— с Веры Репиной, дочери художника, а горничная— с прислуги Репиных51213. Она сразу же получила признание. Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.

Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.

Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В его взгляде осуждение и тревога.

Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Этюд получился превосходный. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».

«Отказ от исповеди 
перед казнью» (1879-1885)

«Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». И вот уже перед нами не царь, а отец. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Больше всего художника восхищали бескрайние волжские пространства и их резкий контраст с несчастными людьми, вынужденными заниматься непосильной работой.

Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло и, когда в 80-х годах XIX в. он выполнил серию портретов, заказанных ему П. М. Поставленная перед художником задача была очень трудной.

«Крестный ход в 
Курской губернии» 
 (1880-1883)

«Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Репин считал сам эту картину красивой. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской.

Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. На тот момент живописцу исполнилось 34 года. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Репин продумывал композицию картины до мелочей.

В его глазах читается печаль, тоска. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб.

Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Сходство черт лица и выражение поразительны. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин.

Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Гоголевский Андрей мягко улыбается.

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения.

Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.

«Запорожцы пишут 
письмо турецкому 
султану» (1880-1891)

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Родом из семьи военного поселенца. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Они устремлены как будто на каждого, кто смотрит на данное полотно. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева.

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.

В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Над письмом склонился предводитель казаков. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.

«Торжественное заседание 
Государственного 
Совета 7 мая 1901

«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

я работал завороженный. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.

На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ».

Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов.

В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства».

А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена.

Топограф иконописец, 
студент Академии 
художеств

Топограф иконописец, студент Академии художеств

Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.

Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру.

Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17.

Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).

Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Пенаты были превращены в мемориальный музей. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Казалось, она спит. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».

По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.

Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Возвращается в Россию летом 1876 года.

Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.