Картины Рубенса Женщины

Ярким представителем фламандской школы живописи в стиле барокко является Петер Пауль Рубенс (1577 – 1640) – автор многочисленных картин с изображением женщин, которых позже потомки назовут рубенсовские женщины. Рубенс был великолепным портретистом, писал пейзажи и картины на религиозные темы, основал стиль барокко, но широкая общественность лучше всего знает Рубенса по изображениям обнаженных женщин и мужчин мягко говоря не астенического телосложения. Как правило, картины, на которых рубенсовские женщины обнажены на мифологические темы с выраженным эротическим оттенком.

При холеной внешности банкира и обладая благородными манерами дипломата, на своих картинах Рубенс преимущественно изображал обнаженных женщин с пышными формами. На этот сюжет у Рубенса есть несколько картин: его привлекала возможность написать трех прекрасных обнаженных женщин на фоне идеального пасторального пейзажа. Одним из ярких представителей фламандской школы живописи в стиле барокко является Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640) – автор огромного количества картин с изображением женщин, которых потомки позже назовут рубенсовские женщины. Именно о картинах, на которых изображены рубенсовские женщины и пойдет речь.

Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты

Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)220. Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови». По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом Младшим (1592-1648), братом Елены.

Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Иссиня-черное платье и черный головной убор показывают белизну кожи и нежный румянец, который сохранила эта царственная особа.

Женщины в картинах 
знаменитых зарубежных 
художников (более

Женщины в картинах знаменитых зарубежных художников (более 100 картин)

29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. В 1634 году Рубенс получил крупнейший в своей карьере официальный заказ на украшение Антверпена в честь прибытия нового правителя Нидерландов— Фердинанда Австрийского. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».

Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»38.

Ее аристократическая осанка говорит о самоуважении. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 154.

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.

С наслаждением писал местные пейзажи. Тем не менее, Спинола не оценил связей Рубенса и рассматривал его только как связника с Яном Брантом167. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу200. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни.

Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»174. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Тем не менее, в каталоге живописи Рубенса последних лет его жизни значилось 60 полотен исполненных лично им, около 100 картин, заказанных королём Испании, множество заказов издательства Плантена-Моретуса и так далее219. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.

Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо56. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.

Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.

Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Единственной отрадой было то, что его допустили к коллекциям Фонтенбло и он смог снять копии с полотен Приматиччо и Джулио Романо. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».

Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»191.

Рубенс Питер, картины 
с описанием и биография 
 (на фото: Автопортрет)

Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)

Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.

Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.

8 знаменитых девушек 
с рубенсовскими 
формами

8 знаменитых девушек с рубенсовскими формами

В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Африка может носить кораллы изображаться со сфинксом, львом или слоном Америка одета в костюм охотника с головным убором из перьев, а монеты символизируют богатые природные ресурсы Азия может изображаться с верблюдом, носорогом, слоном, пальмами, драгоценными камнями или экзотическими благовониями, а Европа – в виде быка или коня и она может держать рог изобилия или корону превосходства иногда окружена фигурами, представляющими искусства.

Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа65. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.

Катерину называют «бой-бабой», которая с легкостью сможет и «коня на скаку остановить» и в «горящую избу войти». За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Конечно, певица опровергает эту информацию.

Лекуре, «доходило до угодничества». Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.

Петер Пауль Рубенс 
и его картины (16)

Петер Пауль Рубенс и его картины (16)

Иными словами, мир мог быть постигнут путём персонификации, а человек ощущал в себе непосредственную причастность к мировым процессам117. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.

Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.

Описание картины 
Питера Рубенса «Женский 
портрет»

Описание картины Питера Рубенса «Женский портрет»

В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».

Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»113. С присущим царственным особам величием она полна спокойствия. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства6.

Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»36. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.

Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»81. В частности, были убраны бойницы.

От Изабеллы словно исходит невидимый свет. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).

Женская красота 
в картинах Рубенса

Женская красота в картинах Рубенса

Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты.

По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»231.

Две картины -"Три 
грации" – Рафаэль 
и Рубенс

Две картины -"Три грации" – Рафаэль и Рубенс

Отпевание состоялось 2 июня. На заднем плане в окне виден пейзаж. Но, милые дымы, мы все с огромным удовольствием любуемся вашими прекрасными ногами. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. – Рисовать дородных дам – большое удовольствие, – делился с учениками Рубенс.

Елена появляется в жизни Рубенса в то время, когда он уже научился писать женщин. Рубенс и себя не раз писал в ней. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.

Художник дважды был женат. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. Глядя на одну из его обнаженных красавиц, восхищенный Гвидо Рени однажды сказал, что, должно быть, фламандец подмешивает настоящую кровь в свои краски – настолько изображенные тела полны жизниПодробнее о картине Рубенса «Шубка» – читайте здесь. Неужели она была настолько скромна. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.

Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма.

После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале74. Возможно, это труды Сенеки. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).

Питер Пауль Рубенс 
– биография и картины

Питер Пауль Рубенс – биография и картины

При этом он не преследовал научных целей и не пытался создать целостный каталог античного и ренессансного искусства, поскольку потакал своим личным вкусам64. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.

Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»214. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.

Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии29. Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и другие. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.

11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой.

Чтобы немного сократить расходы, муниципалитет продал некоторые полотна брюссельскому двору215. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.

Однако этот проект так и остался неосуществлённым183. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. В первую очередь это относилось к мировосприятию140. Они все разноцветные имеют разные оттенки.

Рубенс любил рисовать 
женщин с широкими 
бедрами

Рубенс любил рисовать женщин с широкими бедрами

Маркиза совершенно спокойна. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Рубенс и себя не раз писал в ней. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».

Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Рубенсу оказалась чуждой придворная среда и парижский образ жизни и он покинул город 4 марта.

«Рубенсовские женщины» 
: созданные из молока 
и крови

«Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови

Критик Э. Фромантен отмечал прежде всего воздействие стиля Тинторетто с его подчёркнутой театральностью, а также Микеланджело— монументальность фигур и тщательная проработка каждой группы мыщц107. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Рубенс различал— в том числе и в стоимостном отношении— картины, написанные учениками, в соавторстве или единолично.

Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Зная, как относится генуэзская аристократия к изысканности и роскоши, Рубенс с совершенным мастерством изображает богатый наряд маркизы – роскошное шелковое платье и золотую вышивку на нем, а также блестящее, переливающееся дорогое жемчужное ожерелье. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.

Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Но сказать открыто – боялись: никто не хотел ссориться с Рубенсом. Удивительно, но если бы не травма, Анна могла стать не певицей, а Олимпийской чемпионкой по фигурному катанию. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Глядя на одну из его обнаженных красавиц, восхищенный Гвидо Рени однажды сказал, что, должно быть, фламандец подмешивает настоящую кровь в свои краски – настолько изображенные тела полны жизниПодробнее о картине Рубенса «Шубка» – читайте здесь. Елена была второй женой Рубенса. Она может запросто посмеяться над собой и никогда не обижается на оскорбления, связанные с ее фигурой (да и какому нормальному человеку придет в голову обидеть этого «божьего одуванчика». ).

Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Эта же комната служила и личным кабинетом. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти50.

Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Это передано через одежду молодой пары. Творчество Рубенса— органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Казалось бы — современные стандарты красоты диктуют знаменитостям (да и не только им) обладать точеной фигуркой. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)213.

Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Так или иначе, отрицать факт аппетитных округлостей на теле Лопес пока никто не осмелился. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю144.

галерея Медичи в Лувре). Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.

Галерея картинПитера 
Пауля Рубенса

Галерея картинПитера Пауля Рубенса

По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.

Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Рубенс не считается мастером психологического портрета. Испанское королевство даровало привилегию Рубенсу только в 1630 году, зато сразу на 12 лет с правом перехода авторских прав наследникам художника90.

Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Все трое одеты в строгие тёмные костюмы, подчёркивающие их статус, Липсия выделяет меховой воротник, затем пожертвованный на алтарь собора Нотр-Дам в Халле132.

Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Ее портрет, как предполагается, был заказан ее женихом в свадебном наряде.

Неизвестно, откуда у Питера оказались деньги на заграничную поездку— возможно, он выполнил некий заказ в Антверпене или продал некоторые свои работы. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал138. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Конечно, певица опровергает эту информацию. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»187.

По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Как-то актриса призналась, что старается держать себя в форме, но никогда не станет издеваться над собой и худеть до изнеможения только чтобы быть похожей на «рядовую доску». «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»95. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Перед нами не пылкий юноша в объятиях молодой возлюбленной, но зрелый, умудрённый жизненным опытом и всё же, невероятно счастливый Рубенс.

Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»234. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто204.

Галерея картин Питера 
Пауля Рубенса

Галерея картин Питера Пауля Рубенса

Елена позировала обнаженной как мужу, так и 20 его ученикам. Именно этим объяснялись фальшивые даты на документах, пересланных в Брюссель и отказ испанского посланника во Франции встречаться с Рубенсом.

Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих109. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.

Парис решил похитить Елену. Иногда, правда, Рубенс с помощниками только выполняли предварительную работу в студии. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.

В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом197. Фигуру Анны называют феноменальной, а мужчины готовы весь мир положить к ее ногам. Женщина должна быть круглая, нежная, гибкая – абсолютный контраст к грубой мужской фигуре.

Известные картины 
Питера Пауля Рубенса

Известные картины Питера Пауля Рубенса

От Изабеллы словно исходит невидимый свет. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Глаза прямо и живо смотрят на зрителя, на губах играет сдержанная улыбка.

Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту19. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Светлые волоски, выбившиеся из прически, непокорно вьются у висков, образуя мягкий и светящийся ореол вокруг лица.

По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах103. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Рядом – тоже обнажённая фигура несёт на подносе голову. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.

Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»68.

В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.

За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Певица просто игнорирует нелестные замечания о своем весе и фигуре. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.

Особое отношение 
Рубенса к женщинам

Особое отношение Рубенса к женщинам

Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.

Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Более того, в мировоззрении Рубенса вера Христова и сюжет триумфа святого Причастия были вполне совместимы с верой в природный порядок вещей и цельность всего мироздания. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Скромную гладкую прическу венчает диадема. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия.

Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Но Рубенс, однако, не ограничивается ими.

Игнатия (ныне посвящённой св. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Но это не для Адель. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия.

По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»84. Рубенсовские женщины являются к зрителю через идеальный образ Изабеллы.

Знаменитые рубенсовские 
женщины

Знаменитые рубенсовские женщины

Из-за террора герцога Альбы Рубенсы переехали к родственникам Марии в Лимбург, а в 1569 году обосновались в Кёльне78. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии181. М. Лекуре замечала, что Леонардо да Винчи за всю жизнь создал около 20 картин, а Вермеер Делфтский— 36, причём не продал ни одной. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.

Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3536. Характерной особенностью его картин являются так называемые «рубенсовские» женщины — женщины, пышущие здоровьем и имеющие весьма характерные формы. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.

Поездка в Испанию стала первым официальным дипломатическим поручением Рубенса, который имел необходимые полномочия из Брюсселя и ехал по вызову из Мадрида185. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»147148. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Работу Рубенс предпочёл исполнять в Антверпене, но вёл интенсивную переписку, согласовывая все детали.

  1. Женская нагота в живописи художников
  2. 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
  3. 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс
  4. Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
  5. Неизвестные факты об известных художниках 7 часть
  6. Сообщество «Волшебная сила искусства»

С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. О ней – в биографии Рубенса.

Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен101. Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.

Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. Шедевры, выставленные в Эрмитаже
  3. Женский портал о красоте и стройности
  4. Женские образы в живописи Питера Пауля Рубенса
  5. Возвращение Дианы с охоты, 1615

Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Питер Пауль Рубенс, картины которого стали образцом барочного портрета в Италии и в последующем во всем мире, обрел уверенность, творческий авторитет и славу. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»98.

Во-первых, он повышал своё профессиональное мастерство, во-вторых, стремился создать личный каталог произведений искусства, рассеянных по королевским и частным коллекциям, в которые вряд ли смог бы попасть снова. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»3) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Манжеты и ворот из кружев тщательно выписаны.

  • Аллегория – Четыре Континента, 1615
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
  • Женские образы в живописи (в искусстве)

Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Королева современной комедии обладает невероятной самоиронией. Брак был заключён с большой поспешностью. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ151617.

Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»22. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.

Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.

Его духовное искусство начисто лишено духовности»112. Рубенс рисовал ее античной богиней, библейской Мадонной, волшебной нимфой. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».

Женская нагота в 
живописи художников

Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Карлу Борромео). Метод работы над этим портретом использовался художником долгие годы: сначала делался набросок или предварительный композиционный эскиз, затем— всегда с натуры— писалось лицо модели. Это качество было свойственно Рубенсу как в жизни, так и в его портретном искусстве.

Эрцгерцогиня изображена во весь рост. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской149. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Не раз звезда Comedy Woman признавалась, что ей комфортно в своем теле и, что красота «это не торчащие кости, а женственные пропорции», а если она решится на похудение, то этот результат будет умеренным. Молодая женщина была дочерью кондотьера Амброджо Спинолы.

Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.

Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.

КОНТИНЕНТЫ. В нем в 1577 г. родился Питер Пауль. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу27. Но судьба распорядилась иначе.

Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма136. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. За это ее осуждали все знатные лица консервативной Европы.

Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. В этом тоже свой особенный смысл. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.

Перевернутые урны являются атрибутами древних богов, обитавших в реках 4 континентов мира: Африки, Азии, Европы, Америки. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»130. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.

Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.

По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна2.

За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену99. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.

Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко188. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Части света часто персонифицировались речными божествами и могут появляться в живописи вместе с характерными для этих мест животными или опираться на урны из которых струится вода голова под вуалью указывает, что источник реки неизвестен.

Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.

Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Губерта, Диану на охоте и подобное. Но это не для Адель. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. При холеной внешности банкира и обладая благородными манерами дипломата, на своих картинах Рубенс преимущественно изображал обнаженных женщин с пышными формами.

Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Филипп выводит юношу в красном, подвигает его к фигуре Фландрии, как бы говоря: «Вот, это ваш новый наместник» (the deputy). Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.

В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. В прическе видна красная гвоздика, которая, как считали в то время, предохраняла от зла. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. В них начисто отсутствует мистика.

Его цвет должен напоминать смесь оттенков лилии с розой. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Елена была второй женой Рубенса. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.

Кружевной воздушный воротник и чепчик под желтой шляпкой завершают образ. Луки215. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.

Однако он вступил в интимную связь с высокопоставленной женщиной. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».

Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.

О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.

В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне192. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Поместье позволило Рубенсу приобрести титул сеньора, высший возможный для него социальный статус, с которого начинается эпитафия на надгробии218. Но каждый из них по-своему претворил созданное великим мастером Фландрии. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»198. Рубенс был скрытным во всём, что касалось его частной жизни, не сохранилась его переписка с женой, дети упоминались очень редко и только в контексте гуманитарных интересов.

Драгоценные браслеты и кольца также подчеркивают статус и положение молодой пары. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

Замысел и осуществление картины отличаются сочетанием новаторства и традиции: колорит явно отмечен подражанием Тициану, а тема и композиция столь же явно отсылают к нидерландским корпоративным и семейным портретам41. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.

Практически сразу по возвращении в город, Рубенс сделал предложение своей соседке Изабелле Брант— племяннице супруги брата Марии де Муа73. Теперь этот образ получил живое воплощение – нежное, добродетельное, сияющее.

В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Тело женщины не должно быть слишком худым или толстым. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин.

Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. В алтарных работах драпировки стали выглядеть естественно, художник научился передавать движение ткани в соответствии с естественными движениями человека, носящего эту ткань. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках51. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано.

Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Из мерцающего полумрака глядит молодая женщина XVII века в черном платье с белоснежным воротником – фрезой.

Параллельно мать записала Питера в светскую школу Ромбоутса Вердонка, где он смог раскрыть свои способности в области гуманитарных наук, стал изучать греческий язык. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Их пышные, но легкие, местами прозрачные кроны, крепкие и стройные стволы окутаны этим сиянием, как фантастически прекрасным нарядом. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде.

Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания221.

в грудь. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.

Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Их отношения раскрылись и смертная казнь казалась неминуемой. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения223.

11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен160. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём10. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.

В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю75.

Все в страхе, а Иуда понимает, что речь идёт именно о нём. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. (О других выразителях художественной жизни Фландрии XVII века — Йордансе и Снейдерсе, а также о других мастерах было рассказано выше. ) Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все числятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса», как планеты, вращающиеся вокруг солнца Рубенса.

Останется ли Скулкина в своем новом теле или решит вернуть все на свои места, тем более, что друзья и родные всегда требовали «вернуть все как было, так как хорошего человека должно быть много. ».

По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Фигуру Анны называют феноменальной, а мужчины готовы весь мир положить к ее ногам.

Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Ей комфортно в своем теле и меняться ради общественного мнения она не собирается. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Об истинных чувствах художника к его близким можно судить только по многочисленным графическим и живописным портретам. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»232.

Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.

Кроткий вид богинь и грациозные позы не предвещают роковых последствий решения, которое должен принять Парис и которое привело к Троянской войне. Все это тайна велика есть. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Возможно, сыграли свою роль дружеские связи Марии Медичи с эрцгерцогиней Исабель Кларой Эухенией. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.

Речь шла о «Воздвижении креста». На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Рубенс не стал конфликтовать с послом, а вместо этого уехал в Эскориал копировать коллекцию полотен Тициана, насчитывавшую более 70 картин. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.

С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»114. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.

После возвращения он ужинал с избранными друзьями. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский39. 1750). Рубенс не единожды обращался к данному сюжету используя возможности, предоставляемые им, а именно изобразить обнаженную женщину, что было одной из ведущих тем в искусстве мастера и передать чувственность, наполнявшую сцену купания Сусанны. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.

А первой – Изабелла Брандт. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. После брака с Еленой художник начал рисовать с особым вдохновением. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко139. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.

Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической207. Это повлияло на решение Париса и приз достался Венере, но это решение вызвало обиду у Юноны и Минервы. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.

Не раз звезда Comedy Woman признавалась, что ей комфортно в своем теле и, что красота «это не торчащие кости, а женственные пропорции», а если она решится на похудение, то этот результат будет умеренным. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Рубенс прославляет национальный тип красоты: женщины у него светлокожие, русоволосые, с пышными формами, мужчины – мощные атлеты. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). А высокий кружевной воротник слегка приоткрывает пышную грудь.

Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины.

Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.

Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. В прическе видна красная гвоздика, которая, как считали в то время, предохраняла от зла. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.

Напряжённая работа привела к сильнейшему приступу подагры и Рубенса возили в кресле на колёсиках217.

Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Здесь также помещены фигуры богини Афины (или Минервы, это её римский эквивалент), она олицетворяет справедливую войну и мудрость. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.

Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Ее портрет, как предполагается, был заказан ее женихом в свадебном наряде. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»24. И слава Богу.

Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску152. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. долларов. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Но не будем о грустном. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.

Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию184. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.

Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее — удивительное, притягивающее и неизменно магическое. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.

Необходимые ему образцы и учителей он мог найти только в Италии, где к тому времени находился его брат Филипп. Те же миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый носик изящно вырезанные пухлые губы, дугообразные брови Право, человеку несведущему можно было бы решить, что перед ним две родные сестры. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.

Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером205. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Рубенс свободно писал на латыни используя её либо для обсуждения проблем философии и высокой политики, либо, напротив, для шифровки высказываний, не предназначенных для посторонних.

Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях121. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV176. Останется ли Скулкина в своем новом теле или решит вернуть все на свои места, тем более, что друзья и родные всегда требовали «вернуть все как было, так как хорошего человека должно быть много. ». В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз231.

Хотя в Мадриде почти никто не верил в заявления Рубенса о художественной миссии, 8 месяцев своего второго пребывания в Испании он занимался почти исключительно живописью. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Никаких следов его ранней графики не сохранилось18. Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии.

Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»9.

Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. «Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится.

Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.

Мастерская не вернулась к порядкам 1620-х годов: каждый из ассистентов подписывал выполненные заказы собственным именем. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.

Рубенс постоянно переписывался с Николя Пейреском, его братом Валавэ и библиотекарем французского короля Дюпюи85. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Факты о жизни известных художниках, касающиеся их рождения, образования, быта – не сложно отыскать в библиотеках и интернете. А что касается тех событий, которые были, не так заметны в их жизни, но столь значимы в их творческой деятельности Многие даже не догадываются как какие то мелочи могут повлиять на судьбу человека и как они могут подвигнуть на создание гениальных произведений. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».

Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. В итоге — плюс 10 кг на весах, большая часть из которых ушла. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма15. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Девушка привыкла к уважению и поклонению. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом203.

После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»102.

Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.

Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года158. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.

Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу228. В саду росли самые разнообразные растения, какие только Рубенс смог добыть и он был украшен копиями античных беседок, посвящённых Гераклу, Бахусу, Церере и Гонору82. С каждым годом тренироваться бы становилось все тяжелее и тяжелее.

В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года69. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Овальное, с правильными чертами лицо полно достоинства.

Его зрительная память не уступала памяти на тексты. В ноябре, совершив краткую поездку в Париж, Рубенс отправился вручать проданное Бэкингему художественное собрание. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались202.

Если отсчитывать стиль барокко от римских сооружений Ордена Иезуитов143, то исторически о своей принадлежности к этому стилю Рубенс объявил в 1620 году, когда принял заказ у иезуитов на оформление фасада и внутреннего убранства церкви св. Эта моложавая седовласая дама по меркам нынешнего времени излишне полна. В январе 1627 года Жербье доставил Рубенсу верительное письмо от Бэкингема и проект англо-испанского соглашения.

На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету медийца Креза, устроил массагетам ловушку.

В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Рубенс заботился о своих авторских правах. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания201.

Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр222. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи122.

Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».

Но, как бы то ни было имя Рубенса — символ целой художественной эпохи. Картина была подписана обоими художниками105. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин.

«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»83. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».