Картины Ван Эйка

«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. Его картины привлекают взор внутренним сиянием, а также тонким мастерством, которым владел великий Ян ван Эйк. Из одной небольшой картины, выполненной кистью Ян ван Эйка, можно узнать много интересного. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Яна Ван Эйка. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини».

Ян ван Эйк: картины и биография

Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. В одной из своих статей он писал: «Всмотритесь в лица участников событий, обратите внимание на то, как торжественно стоит мужчина, держа за руку нежно и доверчиво глядящую на него женщину. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».

Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).

после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.

Франциска» и «Мадонна в церкви». Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Джованни ди Николао Арнольфини был итальянским купцом из Лукки, жившим в Брюгге с 1419 года. Но это не так.

Ян ван Эйк, Портрет 
четы Арнольфини: 
описание картины

Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини: описание картины и интересные факты

В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности и окружающий его мир. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Христос родился и умер. Это особенно заметно по одежде.

Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.

Портрет четы Арнольфини: 
Секреты и зашифрованные 
символы в картине

Портрет четы Арнольфини: Секреты и зашифрованные символы в картине Ван Эйка

Вот таким образом многие его последователи имели неудачные попытки повторить технику его письма. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.

Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.

История одного шедевра: 
«Портрет четы Арнольфини» 
Яна ван Эйка

История одного шедевра: «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка

В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Согласно надписи на раме гентского полиптиха, работу над ним начал примерно в середине 1420-х годов старший брат Яна — Хуберт ван Эйк.

Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426г. Георгий. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Донациана, основанных каноником ван дер Пале.

То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). А на последнем плане — далекие синие горы. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде.

Чета Арнольфини, 
Ян ван Эйк, 1434

Чета Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434

Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Как отмечает Эдвин ХоллK 1, то обстоятельство, что имя изображённого пишется в различных инвентарях по-разному, указывает, что оно, скорее всего, сохранилось в устной традиции6. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Семья Трента была связана с флорентийскими Медичи: мать Констанцы, Бартоломея, приходилась родной сестрой жене Лоренцо Медичи Старшего. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь.

Картина была заказана художнику каноником церкви св. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.

Ян ван Эйк – фламандский 
художник века, 
картины, биография,

Ян ван Эйк – фламандский художник века, картины, биография, живопись

До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. Впереди «Источник жизни». Пространство комнаты не замкнуто: за узкой полосной окна, данного в сильном ракурсе, виднеется кусочек города, а круглое выпуклое зеркало в центре задней стены увеличивает глубину комнаты, отражая людей, входящих в двери. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов.

Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Образ св.

А историю того портрета, который находится в Лондонской картинной галерее, мы вообще не знаем, да и изображены на нем совсем другие люди. morgen – утро). Создавая погрудный портрет, ван Эйк нарушил правильное пропорциональное соотношение фигуры, кажущейся небольшой по отношению к голове модели. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.

Описание картины 
Яна ван Эйка «Портрет 
четы Арнольфини»

Описание картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»

Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум.

Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.

Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.

Портрет четы Арнольфини 
 (картина, ван Эйк, 
1434)

Портрет четы Арнольфини (картина, ван Эйк, 1434)

По мере того как происходит снижение этой значимости, возрастает реалистическая трактовка образа. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. С 1425г. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30.

Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами.

Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III1. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года.

Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Наоборот. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35.

Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых маргариток. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».

Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. В 1427 г. посетил Турне. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер.

Благовещение (картина 
Ян ван Эйка)

Благовещение (картина Ян ван Эйка)

В правой он держит свой атрибут — колесо с зажженными свечами, свет которых заставляет сверкать камни и золото. Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).

Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. В нижнем ярусе представлены отдельные фигуры: в середине — образы двух Иоаннов — Крестителя и Евангелиста исполненные гризайлью в виде статуй. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова.

В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. По их работам можно было узнать стиль Яна Ван Эйка.

Богоматерь каноника 
ван дер Пале

Богоматерь каноника ван дер Пале

Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Это работа двух батьев, Яна и Губерта, оконченная в 1432 году, украшает собор в Бельгии. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081.

Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218.

Самой значительной работой художника является «Гентский алтарь». Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св.

Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу». В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.

Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал.

По-французски они назывались «колдуньями»источник не указан 73 дня, поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.

Ян ван Эйк: «Портрет 
четы Арнольфини»

Ян ван Эйк: «Портрет четы Арнольфини»

Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие» В 1431 году ван Эйк поселился в Брюгге, где стал придворным живописцем, а также художником города. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Так же поступил и ван Эйк. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin).

Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера.

Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.

Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков.

  • РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН Яна Ван Эйка
  • ЯН ВАН ЭЙК — ИСКУССТВО ПОРТРЕТА
  • Судьба портрета после наполеоновских войн
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Литературный портфельчик Искуссницы
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6.

Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь.

Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир.

После рождения Иисуса происходит прекращение действия законов Моисея («Sub Lege») и наступает эра— Sub Gratia («После Благодати»). Их славят музицирующие и поющие ангелы. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Необычайна сложность построения алтаря.

  1. Напишите отзыв о статье Ван Эйк, Ян
  2. Отрывок, характеризующий Ван Эйк, Ян

Св. Это роспись на религиозную тему, показывающую, как ангел Гавриил пришел к Деве Марии. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Ян Ван Эйк – нидерландский художник.

РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН 
Яна Ван Эйка

Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Никакие драгоценности не украшают ее. В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец. Выпуклые зеркала были более доступны.

Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.

Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. И внутренняя и внешняя части полиптиха делятся по горизонтали на два яруса, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких самостоятельных изображений.

По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.

В 1427—1428гг. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Наиболее ранние — «Стигматизация Св.

Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Его протяженность дает ощущение определенного расстояния до трона, в то время как верхний срез балдахина рамой неожиданно приближает весь трон к зрителю.

На женщине платье (т. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами. Строго отмечая середину картины, на двуступенчатом возвышении стоит трон под балдахином из зеленой ткани, расшитой цветами. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.

Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк.

С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Согласно Священному Писанию, Благовещение является особо важным событием в истории христианства, за которым последовала сменаЗаветов. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Так кто же все-таки герой картины. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание.

На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Это особенно заметно по одежде. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Отличительной особенностью работ этого художника было то, что их трудно было скопировать.

Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.

Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Выпуклые зеркала были более доступны. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал.

Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете5.

Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Учителем живописи Яна был старший брат Хуберт, вместе с которым они проработали до самой его смерти в 1426 г. В 1422 г. Ян ван Эйк стал художником при дворе Яна II Бургундского, а в 1425 г. – придворным художником и камердинером герцога Филиппа Доброго Бургундского. Выдающиеся достижения этого реалистичного направления, например, фрески Томмазо да Модена в Тревизо, работы Робера Кампена, повлияли на стиль Яна ван Эйка. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери.

Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.

В 1427 – 1428 гг. В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме.

До сих пор вопрос остается открытым. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Многие написал Ян ван Эйк картины. Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390 – 1441), нидерландский художник. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию.

Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Он прославился написанием портретов и сюжетов на религиозные темы. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Картины Яна Ван Эйка отличаются тщательной выписанностью деталей и интенсивностью цвета.

Однако она по-городскому узка. Мало жестов и мало позы. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Родился он в Северных Нидерландах, но дата его рождения осталась неизвестной. Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.

Ван Эйк написал ее портрет. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.

Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Многому Ян Ван Эйк научился у своего старшего брата Хуберта: они оба работали над созданием знаменитого «Гентского алтаря».

Хотите знать, каким образом Ян ван Эйк — не как иллюстратор молитвенника, а как художник — пластически передал это великое таинство. Его творчество способствовало становлению принципов Возрождения в Северной Европе. Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Но в картинах Хуберта ощущается связь со средневековыми традициями, а младший брат стремился внести новое: даже в религиозных сюжетах просматриваются конкретные образы действительности.

Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.

Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее.

Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Выпуклые зеркала были более доступны. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441).

По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Вглядитесь в эти силуэтные линии головного убора и одежды, в четкость и архитектурную ясность ритмов, геометрических плоскостей и объемов и вы увидите ясную композиционную схему и поймете, как много работал ван Эйк, чтобы подчинить, свести к единству все детали и выразить ими основное в портрете. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте.

В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Джованни ди Николао вступил в брак в 1426 году, его супруга, тринадцатилетняя Констанца Трента, происходила из известной луккской семьи6.

Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы.

Живопись наружных створок почти монохромна. С подножья трона спускается роскошный восточный ковер, край которого упирается в нижнюю раму картины. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485.

Но как от этого, как бы случайного движения выиграл весь образ в своей жизненной правдивости. Ян ван Эйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. Другое крыло потеряно, но копии того времени подтверждают это. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Дева Мария и Гавриил изображены таким образом, что их головы достигают капителий. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале».

Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается «Гентский алтарь», работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом.

Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. Такой поразительный эффект внутреннего свечения достигался за счет послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, тщательно отшлифованную и покрытую лаком.

Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Первый же зал имеет иное оформление. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9.

Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. В конце работы художник выполнил также и надпись. Это позволяет считать, что его бережное очерчивание деталей ежедневной жизни делалось с намерением отобразить великолепие Господних творений.

Так же там много картин изображающих бога, ангелов, Адама и Еву. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15.

Его суровое лицо бесстрастно. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита.

А женщина. На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».

18 сентября 1426 г. ), брат Яна, был тем художником, который начал роспись алтаря, а уже Ян его завершил.

При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. 1434». ). Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69.

«Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).

Что может быть великолепнее его облачения. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.

1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Св. Искупление свершилось. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34.

По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Облик каждого глубоко индивидуален. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев.

Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ Ван Эйка. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Это было в Португалии и звали девушку Изабеллой.

Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.

Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите. Верить в это суждение заставляет тот факт, что чета Арнофилини не имела детей, но изображенная дама явно находится в положении. Портреты в творчестве Яна Ван Эйка занимают особое место: этот жанр в наследии великого мастера слабее всего связан с традициями средневековья.

Ему удалось усовершенствовать технику масляной живописи, многократно нанося тонкие, прозрачные слои красок. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода.

Это особенно заметно по одежде. В 1815 году полковник британской армии Джеймс Хей лечился в Брюсселе8 после ранения, полученного в битве при Ватерлоо. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви.

Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. В одной из них он написал портрет невесты графа Бургундского. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.

Как умею». По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Младенец держит правой рукой попугая, а левой протягивает букет цветов, который богоматерь изящно берет своими гибкими тонкими пальцами. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.

Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69.

Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. На самом деле такой поразительный эффект достигался с помощью послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, которая заранее была отшлифована и покрыта лаком.

Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге.

Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Л. Д. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской.

Ван Эйк использовал преимущество того, что масло сохнет значительно дольше темперы, применив технику мокрого по мокрому. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Ещё один вариант символики: в средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая свеча, либо свеча торжественно предавалась женихом невесте. Бавона в Генте начал именно он. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Кроме того, этот прием позволил художнику сопоставить фактуры разных материалов, на белой ткани подчеркнуть красивый силуэт ноги.

Уже упомянутый Бартоломео Фацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Любой в обещаниях может стать богатым). Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. В 1427г.

Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры». Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Это необычайно тонко, точно и живо.

Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.