Картины Жерико Теодор
Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Как мы знаем, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать громадную картину «Отступление французов из России в 1812».
Теодор Жерико: биография и картины
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Пусть даже и за свой счет. В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. После «Офицера» Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Это интриговало и притягивало взгляд. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
В результате «Медуза» села на мель и затонула. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Этим определялась направленность его поисков». Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. В Риме художник проводит целый год.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Случилось это в 1816 году.
Очевидно, что они писались с конкретных людей, но Теодор постарался избежать упора на индивидуальность, стремясь передать лишь общие черты. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок.
Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия20. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля.
Описание картины Теодора Жерико «Дерби в Эпсоме»
В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. 1817, Лувр, Париж). Ему не спастись. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
Описание картины Теодора Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку»
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Учители и соученики отмечали в рисунках Теодора неуемный темперамент, своеволие, неподражаемость. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Даже авторы официальных биографий не могут пояснить, чем он тогда руководствовался в своих поступках. чтобы умереть».
Описание картины Теодора Жерико «Плот медузы»
Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Принято считать, что их заказал Жерико директор парижской психиатрической клиники, предполагавший использовать их в качестве учебных пособий. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Описание картины Теодора Жерико «Раненый кирасир»
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – Плот Медузы (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза, погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени.
На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза».
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Лувр.
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Описание картины Теодора Жерико «Плот Медузы» Картины художников
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Жерико болезненно переживал критику. Многие работы Жерико, написанные по итальянским впечатлениям, близки по духу творчеству известных представителей Высокого Возрождения. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Жерико учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро. Благодаря этому романтическому, т. е. Он посещал представителей высшего света, бывал на театральных представлениях, ездил верхом и совсем не работал красками, зато постоянно носил с собой альбом, в котором делал карандашные наброски. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Её похвалил М. -Б.
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII.
Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками.
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр). Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
- Жерико ТеодорКартины и биография
- Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор (1791 – 1824)
- Картины — Жерико, Жан-Луи-Теодор
- Музыкальная гостиная Дмитрия Шварца
- Основоположник романтизма во французской живописи Теодор Жерико
- ТЕОДОР ЖЕРИКО: БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ (Компиляция из различных источников)
- Картины художников: Теодор Жерико
- Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – "Плот Медузы" (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени.
- Все Картины Теодор Жерико по алфавиту
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
- Самое интересное в виде мозаики
- Жерико в художественной литературе
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Он твёрдо решает стать художником, для чего поступает в мастерскую Карла Верне, модного в то время живописца, прославившегося тем, что он прекрасно изображал лошадей. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Мастер смело использует цветовые контрасты: то тут, то там вспыхивают темпераментные удары алой киновари, жарко полыхающие на дымно-багровом фоне. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Я не знаю этой кисти. » В Офицере конных егерей — пыл и воодушевление двадцатидвухлетнего Жерико, азарт и иллюзии его поколения, выросшего под гром триумфальных побед французских армий во всех концах Европы. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля.
Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Сохранив от классицизма тяготение к обобщённо-героизированным образам, Жерико впервые во французском искусстве выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей.
«Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом (Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж).
После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж). В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Работа хранится в Лувре, в Париже. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Из 149 человек, перебравшихся с разбитого корабля на плот, спаслось только 15, все остальные погибли от голода и жажды.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Там художник остался до середины 1815 года и вернулся к творчеству, начав перерабатывать полученные впечатления в новые картины. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Много копирует в Лувре. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Полотно отметил и сам Давид14. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. У юноши две страсти: живопись и лошади.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Одного из погибших волной смывает в море. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается.
Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Их не предполагалось показывать широкой публике и этим объясняется их искренность и безыскусная простота. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях (Большая и малая английские сюиты, 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки (Дерби в Эпсоме, 1821, Лувр). Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Так ли уж опрометчиво капитан отдал приказ обрезать веревки, обрекая 147 человек на гибель. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяютсяэмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивнымицветовыми оттенками тона.
На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы.
Этим определялась направленность его поисков»13. Её похвалил М. -Б. В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Значение этого полотна для искусства и культуры того времени сложно переоценить, ведь благодаря нему появилось целое направление – романтизм в живописи XIX века. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Сенегала, людьми познавшими "сободу".
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет.
Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Все, кто был на лодках, спаслись. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. В техническом плане произведение выполнено превосходно.
чтобы умереть». Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. В воспроизводимом нами Офицере карабинеров из Лувра Жерико прежде всего несколькими точными и сильными перовыми линиями определил силуэт своего героя затем легкими тонами расцветил парадную форму, кирасу и каску солдата. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Там картина вызвала большой интерес.
Ведь французы вкусили свободу (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Приз – поездку в Рим – получил другой мастер, а настойчивый и разгневанный Жерико решил, что тоже отправится в Италию. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных25. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Её похвалил М. -Б. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой.
Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. С удивлением и растерянным неудовольствием рассматривали новое произведение те любители живописи, что привыкли к классическому рисунку. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Там картина вызвала большой интерес.
В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Вместе с тем, не слишком разбираясь в реалиях современной французской живописи, британцы причисляли Жерико к представителям школы Давида. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот Медузы» (1818-1819, Лувр, Париж). С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь.
Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот.
Её похвалил М. -Б. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.
Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.
Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
Неудовлетворенный найденным решением, Жерико приписывает справа внизу картины, уже находящейся на выставке, еще одну фигуру — это выделяет первый план и усиливает трагическое звучание. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Это интриговало и притягивало взгляд. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Настроение самого Жерико было противоречивым. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Настроение самого Жерико было противоречивым.
Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде всматривается в эту далекую, едва различимую точку.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Природа на полотне враждебна человеку. Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр).
В Риме художник проводит целый год. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Полотно отметил и сам Давид. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Здесь нет действия, зритель видит только человека, в глазах которого без труда читается тревога. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Пусть даже и за свой счет. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.
Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Но при этом Жерико упорно и много работает.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Всех охватила паника. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26.
Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
Вот почему выполненные между 1812 и 1815 годами акварели изображают и гарцующих на нервных лошадях офицеров и лежащих в телегах раненых—жертв русской кампании. Художник родился в Руане в 1791 году. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Он рвался в атаку. В Портрете двадцатилетнего Делакруа (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Обладая собственной творческой индивидуальностью, Жерико не стал продолжателем традиций своих учителей. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Самая известная работа серии «Раненый кирасир, покидающий поле боя» подверглась критике за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Резкой диагональю рассечена композиция полотна.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).