Клод Моне И Эдуард Мане
Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Практически всегда художник использует яркие краски, мазок может быть крупным и мелким, мягким или жестким. Эдуард Мане и Клод Моне – два разных человека, два разных художника. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Символом Салона Отверженных 1963 г. стала работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве».
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Неподалеку располагалось кафе «Гербуа», куда он частенько наведывался. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Организацию выставки взял на себя Клод Моне. Ответ Эмиля Золя, объясняющего, почему он не считает возможным принять участие в подписке, по свидетельствам современников, «ошеломил Моне»: «Я глубоко опечален, но я раз и навсегда зарекся покупать картины — даже для Лувра Я достаточно защищал Мане своим пером, чтобы опасаться сегодня упрека, будто пытаюсь умалить его славу.
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен. Все музы выставлялись в официальном Салоне.
До Мане голыми на картине могли быть только мифические боги и богини. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Спутать легко. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
«Непристойная», «нелепая», «неприличная», «бредовая» – эпитеты, которыми наградили картину. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». «Непристойная», «нелепая», «неприличная», – эпитеты, которыми наградили картину. Восторг работа вызвала лишь у небольшой группы молодых людей из Акционерного общества художников-живописцев.
Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). В 1863 г. случился скандал: до выставки не допустили около трех тысяч работ. В тот год публика посмеялась над молодыми художниками. Рисовали обнаженных богинь, нимф и прочих мифических персонажей.
- Большая разница: как отличить Мане от Моне
- Эдуард Мане и Клод Моне с "Завтраком на траве"
- Моне Мане: чем отличаются художники
- Эдуард Мане: жизнь и творчество художника
- Клод Моне (говорим о художниках)
Антонен Пруст не только отказался участвовать в этом начинании, но и выразил сомнение, стоит ли именно «Олимпия» почестей Лувра он дошел до того, что заявил в одном интервью, будто подписка не преследует никакой другой цели, кроме как «помочь вдове великого живописца». Парижский Салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции. Сам того не желая, Эдуард Мане становится идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами или «бандой Мане». И всё же между ними существуют весьма весомые отличия.
Оба жили в одно время (Мане на восемь лет старше оппонента), оба считаются основателями импрессионизма, оба являлись участниками Батиньольской группы, дружили. Таким образом, он поступил вшколу изящных искусств, потом были мастерские различных художников, одним словом закончил своё обучение ровно через декаду, в возрасте двадцати семи лет. Он любил изображать людей и у него это хорошо получалось, в отличии от своеговизави. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. В начале 60-х гг. Эдуарда Мане нельзя назвать импрессионистом.
Восход солнца». Сам того не желая, Эдуард Мане становится идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами или «бандой Мане». Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).
- О Клоде Моне, его встрече с Мане и женщиной в зеленом платье
- по бороде, перчаткам, трости, шляпе
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- «Клятва Горациев» Жака Луи Давида
- «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
Клод Моне принял решение действовать сам: найти деньги и приобрести у вдовы Мане «Олимпию», а затем подарить ее государству. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». В числе других полотен в студии была представлена и его работа «Впечатление. Викторина Мёран, которая позировала для «Олимпии» и «Завтрака на траве», позже прославилась своим автопортретом, пьянством и связями с другими женщинами.
Организацию выставки взял на себя Клод Моне. Впрочем, отдельные полотна знаменитых мастеров могут ввести в заблуждение. Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать— так, в Бордо он пишет пейзаж порта. Считается, что именно «Завтрак» Мане дал толчок к появлению импрессионизма. XIX в. Эдуард Мане переехал в район Батиньоль на Монмартре.
- «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
- «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
- «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
- «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
- «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
- Как определить ценность антикварных радиоприемников
- : ювелирные шедевры в стиле викторианской эпохи
XIX в. Эдуард Мане переехал в район Батиньоль на Монмартре. Художника не случайно называли живописцем современной жизни. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. Мане приобретает скандальную славу, хотя и не стремится к ней. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных».
Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Критика обрушилась со всех сторон. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Провалив тесты, он не отчаивался и отправился в учебные плаванья при морской школе. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в Фоли-Бержер», после которой его мастерство было признано официальнов Салоне 1882 года.
- Против семьи навстречу прекрасному
- Скандальный автор с великим наследием
- Разбираемся в искусстве или Мане Моне
Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). А если вам доведется увидеть один из вышеозначенных пейзажей, помните: просто лодки на воде – Моне, а лодки, на которые смотрят девушка с ребенком (люди) – Мане. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ).
Эта стоящая над временем поэзия и глубина образов сближала Мане, при всем его новаторстве, с творчеством великих мастеров прошлого. Только не ставьте на кон слишком много – рискуете проспорить. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Спустя два года впечатленный Клод Моне напишет свой «Завтрак на траве», но уже в чисто импрессионисткой манере и с благопристойно одетыми дамами и господами, а Эдуард Мане представит на суд зрителя еще более скандальную работу «Олимпия», где будет изображена обнаженная современница, больше смахивающая на проститутку, ожидающую клиента, после чего художника обвинят в аморальности и порнографии.
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. В «банде Мане» среди прочей богемы оказались писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие. Таким образом картина гарантированно попадет в государственный музей — Моне надеялся, что этим музеем станет Лувр.
У обоих есть картины, называющиеся «Завтрак на траве» и есть пейзажи «Аржантей» (Моне) и «Берег Сены близ Аржантея» (Мане). Снискать славу и получить признание можно было только пройдя через Салон. По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Узнав, что автора скандальных «Завтрака на траве» и «Олимпии» можно застать в «Гербуа», туда постепенно начинают подтягиваться старые знакомые и прогрессивно настроенная молодежь.
Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Неподалеку располагалось кафе «Гербуа», куда он частенько наведывался. Например, тополя, Руанский собор или кувшинки. Поговаривают также, что Викторина (натурщица) была известной куртизанкой и основной контингент посетителей салона, включая отца Мане, был с ней, так сказать, лично знаком. Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа сам учитель Мане – Кутюр, проголосовал против). Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. В числе других полотен в студии была представлена и его работа «Впечатление. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Эдуард Мане более тяготел к портретному жанру. Мане добивается известности, хотя и скандальной.
Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. У Эдуарда люди выглядят реалистичнее, чем у Клода (лица почти неразличимы, важна лишь игра света и тени). Отдельные личности готовы даже поспорить, что это один и тот же человек. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III.
Основоположником и ярким представителем импрессионизма был Клод Моне, который совместно со своими друзьями разработал основные принципы и техники работы на пленэре, ввел серийность работ и выбранному стилю никогда не изменял. Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи. От названия этой картины с легкой руки критика Луи Леруа, посетившего выставку и написавшего в сатирической газете «Шаривари» едкую статью о «впечатленцах», произошло название нового направления. Картина вызвала скандал в обществе. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать.
Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, при ближайшем рассмотрении лица становятся почти абстрактными формами.
Тень фигуры не соответствует её положению. Картина вызвала скандал в обществе. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования.
Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм». Но его работы раз за разом отвергались. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. В то же время художник жаждал славы и признания официальным Салоном.
Эдуарда Мане нельзя назвать импрессионистом. У Клод Моне же всё более эфемерно и размыто, нет особой четкости.
Критика обрушилась со всех сторон. Считается, что именно «Завтрак» Мане дал толчок к появлению импрессионизма. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».
Берта Моризо, Викторина Мёран и Ева Гонсалес – любимые натурщицы Мане и не только. Уже после смерти Мане вся Франция собирала деньги на приобретение «Олимпии» для музея – по подписке, организованной Моне. К счастью рана оказалась несерьезной и художники в итоге остались в хороших отношениях.
Но и здесь отличить несложно: в «Завтраке на траве» Мане присутствуют обнаженные дамы, коих нет на одноименном холсте Моне. Все они были художницами и получили признание чуть ли не раньше своего пигмалиона. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи.
Не всякий, желающий блеснуть познаниями в изобразительном искусстве, способен отличить Мане от Моне. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Юношу привлекла эта скандальная слава.
А к сожалению – знаменитого кафе теперь не существует. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Представленные работы отличались новым взглядом на живопись: сюжет стал второстепенен, основное внимание уделялось краскам и игре света, четких линий не существовало, полотна рисовались мазками, преимущественно на свежем воздухе. Но самое главное – их обоих называют создателями импрессионизма.
В «банде Мане» среди прочей богемы оказались писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие. В 1850 г. Мане поступил в мастерскую классической живописи Тома Кутюра, в которой проучился шесть лет. Восторг работа вызвала лишь у небольшой группы молодых людей из Акционерного общества художников-живописцев (см. п. 2), которых позже назовут батиньольцами (см. п. 6). Спустя два года Эдуард Мане представит на суд зрителя еще более скандальную работу «Олимпия», где будет изображена обнаженная современница, больше смахивающая на проститутку, ожидающую клиента, после чего художника обвинят в аморальности и порнографии.
Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему Завтрака на траве. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Выставка оказалась невероятно популярной и в прессе даже начали шутить, что все прошедшие в официальный Салон мечтают о том, чтобы быть отвергнутыми в следующем году.
В 1859 г. Салон не пропускает картину «Любитель абсента», в 1863 г. – картину «Завтрак на траве» (см. п. 3).
Уже после смерти Мане вся Франция собирала деньги на приобретение «Олимпии» для Люксембургского музея по подписке, организованной Моне. Узнав, что автора скандальных «Завтрака на траве» и «Олимпии» можно застать в «Гербуа», туда постепенно начинают подтягиваться старые знакомые и прогрессивно настроенная молодежь. После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. Также её статус негласно подтверждают некоторые символы в картине.
Поскольку площадка кафе располагала к беседам, заведение очень быстро превратилось в место споров о современном искусстве. После того, как она вышла замуж за брата Эдуарда Мане, он больше никогда ее не писал. В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества.
Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.
Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. От названия этой картины с легкой руки критика Луи Леруа, посетившего выставку и написавшего в сатирической газете «Шаривари» едкую статью о «впечатленцах», произошло название нового направления. Однако вскоре Эдуар находит новый сюжет для будущей картины.
Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). В тот год публика посмеялась над молодыми художниками. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане. В конце концов победила его приверженность к искусству.
Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Картина с названием Завтрак на траве есть и у того и у другого художника. И тогда, чтобы утихомирить возмущенных художников, Наполеон III объявил об открытии альтернативной выставки – Салона Отверженных. Бесспорно их объединяет множество нюансов: гражданство, схожесть фамилий, стиль живописи. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах.
Восход солнца». До Мане голыми на картине могли быть только мифические боги и богини. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. 1) манера рисования Эдуард Мане писал более реалистично и с видимыми контурами.
Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. В работах Моне иногда вообще отсутствует черный цвет. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. К этой идее многие отнеслись скептически, даже ближайшие друзья покойного художника. Спустя год ему ампутировали ногу и через несколько дней он умер в агонии от боли. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника.
В начале 60-х гг.