Композитор Чюрленис
Композитор и художник Микалоюс Константинас Чюрленис (1875 – 1911), оставивший ярчайший след в литовской культуре, также является уникальным творцом в истории европейского искусства.
Художник и композитор Микалоюс Чюрлёнис
В этом, по всей видимости и заключались истоки особенностей и тайны его творчества. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника.
Они сделаны по рисункам с натуры. Где истина, Господи. Особенно много этой красоты художник вложил в картину «Жертва», где у подножия фантастической лестницы, на звёздном возвышении стоит крылатый ангел и благословляет дым жертвенника, поднимающийся из долины, от мира людского.
Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор
Часть неизданных музыкальных рукописей М. К. Чюрлениса погибла или растеряна, в оставшихся — много эскизов, черновиков, не полностью записанных произведений (напр., не хватает заключения пьесы, не уместившейся на странице произведение в трехчастной форме записано до первых тактов репризы мазурка записана полностью, до знака заключения или Da Саро al Fine, но только для правой руки и т. п. ). Он часто что-то напевал, помнится, однажды, уходя, он стал напевать «Эгмонта» и при этом улыбался своим мыслям. Недаром Чурлянис – музыкант». Умер М. К.
Последняя считается психологическим, а не психиатрическим феноменом. «. Он должен разгрузиться. Интересно отметить, что о цикле «Да будет» в упомянутом письме брату Чюрлёнис пишет: «Последний цикл не закончен всю жизнь я намереваюсь писать его: конечно, несколько позже у меня будут и новые мысли. Какая благородная голова с умными, благородными глазами.
В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Но не знаю дороги и боязно мне. В 1901-1902 гг. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгалось воображение художника. Но скоро красота будет развеяна: к цветку уже подлетела птица.
Польский вообще был языком его детства — домашним изначальным. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрленис едет в Петербург. Первым обеспокоился этим исчезновением Добужинский. Он увлекался шахматами, математикой историей. По-польски он писал письма друзьям и любимым. Он проходил точку обязательного для художника нисхождения и, подобно святому, устремлялся в Беспредельность, в которой ему открывалась Красота Инобытия во всей ее реальности, во всей силе ее высоковибрационной энергетики.
Это пантеист чистейшей воды. Тем не менее, он скопил некоторую сумму, которая позволила ему поехать в Германию. Если бы ты знала, как приятно так упорно и беспамятно, без передышки писать». В своём творчестве Чюрлёнис создал своеобразную систему, синтезирующую принципы компановки музыки и живописи, основанную на соответствиях: громкости музыкального тона и интенсивности цвета и контура, музыкального темпа и пластического линейного ритма, музыкальной части произведения и циклической структуры картины.
Микалоюс Чюрлёнис: художник, композитор, бедняк
Часовенки, деревья. Придя к живописи уже зрелым человеком, он совершил в ней революцию, которая не сразу была понята и осознана его современниками и до сих пор, полагаю, до конца не осмыслена потомками тех современников. Она молча коснулась моей руки и я почувствовала легкое и теплое пожатие. Второе – личность Чюрлёниса. Ему близки произведения романтиков, рисующие героическое прошлое литовского народа – «Гражина» и «Конрад Валлеирод» А. Мицкевича. И характерно, что творчество гениального художника, которое так долго не могли «понять» псевдоинтеллигенты, часто сразу понимали простые люди из народа.
В связи с этим хочется еще раз вспомнить слова Рериха он «не новатор, но новый». Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части.
О знаменитости:литовский художник и композитор
У Чюрлениса был не только музыкальный слух, но и цветовой. И не только художники. Загадочная и мистическая атмосфера, также воссоздается в его симфониях. Синтез музыки и художества в нем был удивительно глубок и всепроникающ.
Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Свои музыкальные пристрастия он сохранил на всю свою короткую жизнь. И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще.
Вообще, к творчеству молодого Чюрлёниса относились с пониманием и интересом. Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». Чюрленис может сравниться с великими мастерами эпохи Возрождения.
- Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
- Микалоюс Чюрлёнис: жизнь и творчество художника
- Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок
- Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
- Научно-философское обществоМир через культуру
- Микалоюс Константинас Чюрленис картины
- Самые известные картины Чюрлениса
- ЧЮРЛНИС (Чурлёнис, Чурлянис) Микалоюс Константинас (Николай Константинович)
И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. В то же время упомянутые диссоциативные расстройства обычно не продолжаются столь долго. Натянул на стену холст шириной в 6, а высотой в 4 метра, сам загрунтовал. Подвижничество не может тянуться вечно. Всю свою жизнь он испытывал сильное влияние Словацкого, а также поэтов «Молодой Польши». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». Вячеслав Иванов подметил важнейшую особенность искусства Чюрлениса – некое «двоемирие», позволяющее в процессе взаимопроникновения этих миров друг в друга воспринимать каждый из них как бы обособленно.
В начале XX века окончательно формируются национал-демократические взгляды Чюрлениса, он приобщается к литовскому движению национального возрождения, руководит хором Общества взаимопомощи варшавских литовцев, пишет для литовских начальных школ первый сборник народных песен. То, как видел-слышал Чюрленис, можно разгадывать, расшифровывать и распутывать. Курортные знакомства позволили Микалоюсу поступить в оркестровую школу в Плунге. Идеалистическая философия с её путаными понятиями врывалась в мир образов художника и зачастую определяла те пессимистические мотивы в его творчестве, которые, к счастью, довольно редки и свидетельствуют не о силе художника, а говорят об ограниченности его творческого метода.
- Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Словари и энциклопедии на Академике
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Литературное творчество Чюрлёниса
- Литовские рассказы Микалоюса Чюрлёниса
По своему жанру это – пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь природы, однако не природы вообще, а природы литовской. Море кипит, беснуется. Сначала помог случай. Все это художник и музыкант создает всего за 35 лет жизни (1875-1911). Когда он слушал музыку, у него возникали цветовые видения. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве».
Отражаясь вертикально, они аллигорически напоминают нам перекликающиеся в верхнем регистре темы-повторения. Лесок редеет, уже сквозь ветки поблёскивает озеро. ».
У Чюрлёниса воспринимаемый им музыкальный фон имел цветовые оттенки. Все новое к нам приходит через Вестников. Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. В 1907-1909 гг. Может, не это называется жизнью. » Чюрлёнис был абсолютно не приспособлен к жизни и постоянно находился в плену фантазий.
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911)
- ЧЮРЛЕНИС Микалоюс Константинас (часть 1)
Вот он источник эмоционального стресса – первого шага к болезни. М. К. Чюрлениса-художника чуть ли не полностью отрицают, а с другой стороны – пытаются оживить прежние буржуазные взгляды, согласно которым Чюрленис – это воплощение всё того же «духа нации» и какое-то непонятное, оторванное от своего времени явление в искусстве, явление, которое часто характеризуется одними лишь хвалебными прилагательными в превосходной степени. Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны.
Так возникает минорное раздумье "Кладбище": солнце ушло и на желтеющем фоне неба тоскливыми силуэтами поднимаются над высокими холмами кресты. Не будет ли это самым простым и правильным ключом к пониманию «тайн» Чюрлёниса-художника. Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). Видишь, взбираются люди на гору искать чудо, они думают, что там стоит вот такая королевна, – и кто будет самым сильным, самым красивым, самым умным, того она и возьмёт. Догадываешься, наверное, что это моя невеста.
В репертуаре студента были произведения Баха, Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шопена. Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса». Первые известные нам картины Чюрлёнис написал, вероятно, в 1903 году.
С отличием окончив в 1899 г. институт, он поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию. В раннем возрасте отец обучил его игре на органе и он играл в церкви уже с шести лет. Тогда же Чюрленис написал свои первые музыкальные произведения. Атташе по культуре Литовской республики в РФ А. Шимелис отметил, что «инспирация «Море» включает в себя элементы романтического и импрессионистского стиля, а также современного авангарда свободной джазовой импровизации». Чюрлёнис пытается выразить языком музыки литовскую природу.
Многие из них польский язык знали лучше, чем литовский. Детство будущего композитора прошло в курортной местности Друскининкай. И в этом мраке возникают башня, кладбищенские колокольни и крест. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и краски музыкальных гармоний. В этом же направлении действовало и польское духовенство1. Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный.
На выставке "Мира искусства" выставляется одна из его работ. Чюрленис был не только Вестником, но и творцом. В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников».
Ему не было тогда и 36 лет. Например «Сотворение мира» («Да будет») – цикл из нескольких картин. Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее.
Художник, музыкант, поэт и философ, он нес в себе целую эпоху мировой культуры и был одним из первых, кто в начале ХХ века показал путь Новой Красоты, пройдя через мучительный поиск, выводящий на космические просторы иных миров. Простые люди ни об этом мире, ни о дороге туда ничего не знают. Почти все такие тексты относятся к произведениям для фортепиано, многие из них исполнялись композитором в домашнем кругу. С нового года написал 50 картин. » Письмо жене (которой никогда и ни на что не жаловался): «Пишу по 8–10 часов подряд.
Он был из тех, кто пытался такой язык создать. Желание «понять» живопись Чюрлёниса, как и его музыку – наивно. Чюрленис символизировал этот сложный эволюционный процесс «скамейкой вестников», которая никогда не пустует и на которой старых, уходящих, заменяют молодые, вновь приходящие. К тому же органная музыка (отец его был органистом) звучные песни южных литовцев – дзухов, народные сказки и легенды, – всё это с малых лет близко чуткой душе Чюрлёниса (на тему легенды о Юрате и Каститисе он даже мечтал написать оперу). Одно противоречило другому.
Молодой музыкант усердно работает, создает за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Вскоре после рождения Константинаса (так будущего художника и композитора звали дома) семья переехала в деревню Друскининкай. Мечта где.
Его музыка – игра цвета и поэзии. М. К. Чюрленис родился в Южной Литве, в Варене и вырос в живописнейшей местности – Друскининкай. Иначе он не мог и мыслить и творить. Об этом мире знают те, кто сидит на «скамейке вестников», а затем отправляется в долгий тяжелый путь искать и траву и деревья и простор, наполненный ароматами. В нем существовали два мира земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах. Это соображение было одной из причин снабжения каждого произведения—большого или малого, зрелого или ученического — порядковым номером. Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 в городке Ораны (современное название Варена) в Литве.
В сказке «Путешествие королевны» на вершине горы – одуванчик беззащитный в своей хрупкой красоте. Дружественными отношениями с этой семьей отмечены последние шесть лет жизни художника и Бронислава Вольман, которая была в числе немногих любителей живописи искренне поверивших в необычный талант Чюрлениса, не раз в трудную минуту приходила ему на помощь. Эту обетованную страну художник нарисовал в своей картине в образе мечты, сказки.
Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. Клиника отрезала его от мира, от людей. Выставленные в Салоне картины Чюрлениса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». Была черная ночь, лил, хлестал ливень. Он явно выделялся среди девяти братьев и сестер.
Очертания холмистого берега легко потерять —так незаметно он сливается с гребнями дальних волн. Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. Картина оказалась во многом пророческой.
Купил себе свечку (был отвратительный серый день) и, запершись в огромной комнате один на один с Юрате, погрузился в морские пучины и мы бродили там вокруг янтарного дворца и беседовали». При жизни талант уникума в мире искусства не был востребован. Зато какие знакомства, какие разговоры. Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику.
10 апреля 1911 года Чюрлениса не стало. Чюрлёниса приглашают участвовать в выставке «Союза русских художников». Чюрлёнис «Потоп» (1904)После смерти князя Огинского Чюрлёнис вынужден был прервать учёбу. Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства». Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву. «. И наконец, Финал.
М. К. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие.
Он также организовал и руководил литовскими хорами в Варшаве, Вильнюсе и Петербурге, был первым профессиональным литовским композитором, также глубоко интересовавшимся и литовскими народными песнями – не только гармонизировал их использовал мелодику в своих оригинальных произведениях, но и собирал их, анализировал в своих публицистический статьях. Зрителям, привыкшим к элементарному реализму или даже натурализму, Чюрлёнис действительно казался «трудным», «непонятным», «мистическим». Форма, композиция – само собой. В последние годы жизни мечтания усиливаются. Существовать одновременно в двух – таких разных – мирах было невозможно.
С 1905 г. участвовал в выставках в Варшаве, Вильнюсе, Санкт-Петербурге. – Ну, с меня хватит. Польский был языком универсального, языком самого бытия – недаром на одной из картин цикла «Сотворение мира» слова Творца «Да будет. » раздаются именно на этом языке. Музыканты П. Генюшас и Л. Моцкунас выпускники школы искусств им. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг.
Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное. Прежде чем повествовать о болезни, мы должны остановиться на двух моментах. Звуками.
Была его сфера. От объективной спокойной фиксации пейзажа к драматизации природы лежал путь Чюрлениса. Биограф Чюрлёниса Радослав Окулич-Казарин на основании сохранившихся фрагментов «Записок выздоравливающего» предположил, что Чюрлёнис собирался войти в польскую литературу как автор гротескных произведений. М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара. Но это будет уже другая история. В Плунгянах он играл в оркестре князя Огинского, с чего началась его музыкальная карьера.
И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил. Многие картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты, картины-прелюды. Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». М. К. А. Бенуа назвал его картину «Всадник» «самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей», но врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.
Прежде всего – романтизм Чюрлёниса. Спустя некоторое время София живет в Литве и ждет ребенка. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос.
Б. Леман считал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал». Все же в прессе о нем стали появляться благосклонные отзывы. За два дня сделал набросок углём. Дорога проходила по берегу Терека, а мы взбирались на Казбек. Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери. Тимоти Снайдер пишет, что литовские деятели на рубеже XIX-XX веков часто были выходцами из польскоязычной шляхты, которые «возвращались к своим корням», объединяясь с простым народом.
Хотелось кричать, звать на помощь, но струи холодной воды заливали горло.
В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами.
Точнее всего его страстное отношение к жизни и творчеству характеризует отказ Чюрлениса от предложения преподавать в Варшавском музыкальном институте и в письме брату Повиласу высказанное решение «все свои настоящие и будущие работы посвятить Литве». Но Чюрлёнис не хотел отвлекаться от живописи. И никакой режим не в состоянии сломить волю таких подвижников. В этом цикле действительно нет света и радости, которыми так богаты другие работы художника.
Чюрлёнис «Ангел» (1904)Просто всматривайтесь в его картины. Речь шла о поисках новой красоты, непостижимой "красоты таинственного".
Над странным нездешним миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Ландсбергис). Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось.
А ты иди иди без устали. Буду получать жалованье, приобрету приличную одежду, квартиру, соответственно сытый обед. Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй. Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах. Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу – надпись по-польски: "Да будет.
Об этом очень интересно пишет жена Чюрлёниса. Стихия разыгралась вовсю. Не менее поразителен и «Рай», где у края большой воды, отражающей сказочные облака и сказочных птиц, на покрытом цветами лугу ангелы собирают цветы, а другие по широкой белой лестнице спускаются вниз. Месяц на чистом воздухе, да ещё весна.
Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией. Микалоюс Чюрлёнис в одиночестве снова возвращается в Петербург, находит одного (. ) ученика. Сейчас ночь. В 1929 году М. Горький в одной из своих бесед, в которой были затронуты проблемы искусства, говорил: «А где же мечта. Польский был домашним изначальным языком его детства.
Она помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой. Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф. Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса. Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой.
Не только в наиболее реалистических пейзажах художника («Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище»), но во всех его лучших картинах нас поражает очень глубоко, очень тонко выраженная специфика литовской природы. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Всеобщее признание пришло к М. К. Чюрлёнису только после смерти.
Почему у нас Чюрленисов нет. ». Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии. Другой основной начальный симптом болезни – беспрерывное, в том числе ночное, рисование. Достаточно прочитать главы «Вечер» или «Утро» в его книге «Атмосфера», где он описывает закат и восход солнца в горах Швейцарии, чтобы понять, насколько этот поэт-ученый по духу был близок М. К. Чюрленису. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург.
– пишет он в письме брату в разгар январского варшавского восстания 1906 года. Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. Он рисует набросок самой жуткой по настроению картины: «Баллада о черном солнце», некоторые именуют ее проще – «Черное солнце». Я думаю, что он сам должен был пережить какую-то мечту и то ощущение, которое нас охватывает, когда мы, засыпая, вдруг чувствуем, что парим в воздухе».
В 1909 году Чюрленис принял участие в выставке «Союза русских художников». У мальчика был прекрасный слух и неординарные музыкальные способности. Чюрлёнис первым в роду вошел в высокую культуру и она заговорила с ним на польском языке.
Он был гениален во всем совершенно». В Анданте морская стихия утихомирилась. Легко раскроется и лучезарный смысл «Дружбы», н удивительная извечная живительная сила, хрупкость и теплота циклов «Весна» и «Лето».
Его фантазия, – писал М. В. В 1899 году Чюрленис с отличием заканчивает институт.
Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908).
Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное творчество. Мечтой о лучшей жизни, о счастье человека проникнуты романтические «Сказки» Чюрлениса. Он был не новатор, но новый». Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность.
Добужинский, – все то, что скрывалось за его музыкальными «программами», умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлениса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства». Музыка как бы пронизывает всю живопись Чюрлёниса. Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским. В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами. Весть о Новом мире, о Новой Красоте содержалась в его творчестве.
Творчество Чюрлениса – порождение определённой эпохи, с которою оно и завершается. Он уже задумал первое большое сочинение – симфоническую поэму «В лесу», которую он писал два года. Это было скорее видение, чем сон: «Я видел страшный сон. "Известно ли тебе литовское движение. Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. После разгрома царской реакцией революции 1905 года, которой Чюрленис глубоко симпатизировал, среди интеллигенции усилился идейный и политический разброд, порой переходивший в ренегатство.
Но сама информация была расплывчатой, неопределенной и во многом противоречивой. Тетради эти – почти единственный источник сведений о фортепианных произведениях композитора. В это время его приняли в общество «Мир искусства». Костек –старший. Замечательная красота для нас раскроется в картинах цикла «Зима», где ледяные сосульки и фантастические цветы, местами как бы перерастающие в условную декорацию, одновременно так живо напоминают настоящую литовскую зиму.
Одно меня утешает – не гаснет во мне желание работать. Все это осталось в его наследии и сегодня воспринимается как золотой фонд культурного достояния литовцев. Тогда формы предметного мира обобщаются до простых схем и сквозят.
Аллегро. Учением этих философов живо интересуется и Чюрлёнис. Рыбацкие костры усамой воды напоминают два глаза, которые взирают куда-то в пространство, завораживают, притягивают взгляд. Живописное творчество Чюрлёниса называли «музыкой на мольберте». Сходный сюжет во втором произведении: «Жемантийское кладбище». Почему не напрягают свою душу.
Надо браться за краски, браться за живопись». В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать. В первые годы обучения, приступив к изучению контрапункта под руководством З. Носковского, Чюрленис начинает сочинять сам.
И настроение вот таким образом радостное, приподнятое. И тот и другой были слиты воедино. Его творческий путь начинался именно с музыки.
Мог ли такой непрактичный и вместе с тем гордый человек, теряющийся среди чужих и преодолевающий отвращение к деньгам, рассчитывать на успех и материальное благополучие. Однако цены на свои картины назначает непомерно высокие, мечтая о помещении их в будущем в созданном «Вильнюсском национальном дворце». Было в нем нечто поистине природно-вдохновенное. Молодой композитор еле сводил концы с концами и мучительно переживал, что не может как следует помочь родителям. Вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он всего себя отдавал работе.
Чюрленис все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Белая тень чайки ложится на воду. В его искусстве усиливаются ноты тревоги. Его земной мозг не выдержит двойного напряжения.
Но мы попробуем хотя бы прикоснуться к тому миру, в котором он жил и созидал. В реальном мире он родился в г. Ораны, на юге Литвы, которая в то время входила в состав Российской империи (Варшавская губерния). Я помню его до сих пор. Его первым языком был польский.
Дальше пойти я уже не смогу. Здесь мы переходим к житейской непрактичности Чюрлёниса. В своё время многие буржуазные литовские критики искусства возмущались «непонятностью» творчества Чюрлёниса. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. «Плач Витоля» Ю. Крашевского.
И ничего не кажется тебе таким понятным, как этот шёпот. Его картины звучат как прекрасные песни. Однако и сейчас нас восхищают и волнуют не только талантливые музыкальные произведения М. К. Чюрлёниса, но и его большое (около 300 картин) художественное наследие, необычайно свежее, оригинальное, подчас противоречивое, полное трудно выразимого словами своеобразия, красочности и прелести, пронизанное музыкой, насыщенное напряжёнными исканиями и страстью. Но доходов нет.
Вскоре он возвратился на родину, в Литву, где в 1907 г. в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников которой был Чюрлёнис. В Вильне Чюрлёнис познакомился с начинающей писательницей – Софией Кимантайте – и женился на ней в 1909 г. М. К. Вернувшись в Варшаву, он занимался рисованием и художественным творчеством. Философские, отвлечённые темы в картинах «астрономической» (в «Сонате звёзд», «Рексе») или «египетской» тематики в цикле «Соната пирамид», не говоря уже об упоминавшейся выше «Сонате ужа», уводили художника от национальной формы, а тем самым снижали оригинальность этих произведений, непосредственную теплоту выражения и силу впечатляемости. К нам его привлекало еще и то, что здесь он мог играть на замечательном новом «Беккере». Там, в Варшаве, неожиданно для него самого, в нем проснулась тяга к рисованию, с которой он уже не мог совладать.
Облака приобретали сложные антропоморфные очертания, сталкивались в напряженной борьбе ("Роща"), несутся в стремительном полете ("Контрфорс") или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев ("Колокольня"). Охотно воспринимались рассказы очевидцев, видевших в топке локомотива на станции Поречье некрупного дьявола. Чюрлёнис жил в Литве, а также в Санкт-Петербурге.
Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»).
К началу 1910 года он писал еще больше, «сжигая себя в творческой горячке» (В. Представляется, что из этого Чурляниса может выработаться самобытный художник. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни.
«Неизгладимые воспоминания, впечатления на всю жизнь – это Нюрнберг, Прага, Ван Дейк. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. Его живопись «основана на музыкальных формах и логике мотивного развития музыки». Томасу Венцлове сочинения его соотечественника странным образом напоминают произведения Франца Кафки.
В 1904 г. поступает в школу изящных искусств в Варшаве. – Я решил все свои прежние и будущие работы посвятить Литве".
Он кружил по лесу, не в силах найти дорогу на волю. К «литовскости» они приходили постепенно, зачастую отвергая национальную идентичность, выбранную их дедами и родителями. Было бы неправильным отрицать воздействие на художественное творчество Чюрлёниса удушливой атмосферы общественного упадка, который так сказался и на творчестве многих художников других народов (русского, польского). Это знакомая всем игра природы: очертанияхолмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах. На этом фоне – замок, деревья, раскинувшая крылья птица. Как в звуках.
Иначе сердце не выдержит Создать образ мира. Даже слова «тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. Так или иначе, уже в этом цикле мы видим сюжет, глубоко пережитый художником и переданный не в реалистической, а в символической манере, окрашенной своеобразным талантом Чюрлёниса. Но надежд на серьёзную школу нет. Его стихи музыкальны и красочны.
Он прошел по «тропе святой» туда, где творчество космическое соприкасается с земным, где человек-творец открывает дорогу к сотрудничеству с Высшим, становясь теургом в полном смысле этого слова. Чюрленис задумывает первое большое сочинение – симфоническую поэму "В лесу" (1900-1901). В стилизации цветов мне очень помогла Зося, так что работа просто кипела».
А там – ни работы, ни денег. Чюрлёнис «Скерцо» (1908)Скерцо (итал. Рисует занавес для литовского театра в Вильнюсе: «Радость невероятная. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории.
Должен освободиться. Но он тосковал по родной Литве. Люди ничего об этом не знают.
Единственное, что могло его вывести из себя, – это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. В произведениях его подчас глубоко отражался трагизм эпохи.
Поезда ходили нерегулярно их грабили и нередко пускали под откос. Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены. Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. Неуспех ожидал его и на последующих выставках. Христофором Колумбом которого стал Чюрлёнис».
В Германии Чюрленис поступил в Лейпцигскую консерваторию, которую окончил в 1902 году. Он разливал вокруг себя какой-то свет», — вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман. Над этим же думали тогда по всей Европе символисты. Как это смешно, глупо, даже противно. Намеченная здесь тема получает развитие в картине "Жематийское кладбище". Обращает на себя внимание его противоречивое отношение к собственному творчеству.
Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. Впрочем, записью это даже нельзя назвать, скорее, это притча.
Дальше – болезнь, о которой поговорим более подробно. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. В десять лет "Николай-Константин Константинович Чурлянис из крестьян. С этого момента в его жизнь навсегда входит живопись, к которой он и раньше имел большую тягу. Работы Чюрлёниса после завершения им художественного училища получили одобрение и ему была предоставлена свобода в реализации своих замыслов. Он горит жаждой творчества.
Его детство и молодость прошли в Друскениках (совр. Вокруг пустота, темно-серая земля. Это возбуждение двух систем при раздражении лишь одной наблюдалось у ряда творческих личностей, например у всей семьи Набоковых. Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого.
Каково же соотношение болезни и творчества в случае Чюрлёниса. Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться.
Это сказка. Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце.
С 1901 г. Чюрлёнис придает живописи не меньшее значение, чем музыке. В 1908 году, а возможно и чуть раньше, он сделал запись в своем альбоме. Как писал Чюрлёнис. Литва стала для него не столько данностью, сколько сознательным выбором. Осенью того же года с рекомендательным письмом М. Антокольского он едет в Петербург и вступает в тесное общение с членами будущего объединения «Мир искусства» – Добужинским, Бенуа, Рерихом, Билибиным и др. В этом же направлении действовало и польское духовенство.
Это произведение, с которого начинается история литовской профессиональной музыки. И все же его специфическое литературное творчество сложно отнести к романтизму или литературе «Молодой Польши». Я. Чюрлёните в ряде случаев, готовя к печати издания 1957, 1959 и 1965 годов (см.
Первые его произведения – небольшие пьесы для фортепиано. учился в Лейпцигской консерватории (изучал контрапункт у С. Ядассона и теорию композиции у К. Рейнеке). Солнце превращается в черный шар. А земля – обледеневшее кладбище – странствует в бесконечной ночи. Однако что-то удерживало его в этом туманном и сыром городе. И вернулся в больницу. Одну за другой пишет картины: «Насладился я временем великолепно, так как написал что-то около 20 картин, которыми иногда недоволен, а иногда расставляю, всматриваюсь и радуюсь» «Писал по большей части с 9 утра до 6—7, а потом меньше, только из-за того, что дни стали короче».
– Варшавскую художественную школу. Это красиво. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. «шутка») – часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с выраженным ритмом. Но вот что важно знать. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш. На картинах Чюрлениса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства.
Для домашних и друзей он всегда был Константом. Ритм, пластика, архитектоника – все эти понятия одинаково применимы к разным видам искусств. В некоторых письмах он жалуется, что ничего не умеет. Он жадно читает В. Гюго, Г. Ибсена и Ф. Достоевского, Эдгара По и Л. Андресва. Составлял таблицы исторических дат, геологических периодов, химических элементов земной коры.
Фантазия где – я спрашиваю. Детей уже к этому времени было четверо, семья вела более чем скромное существование. На своих полотнах художник часто изображает фантастические, сказочные, этнические и мифологические мотивы.
Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского в г. Плунге, где играл на скрипке в придворном оркестре (1889-1893). К изумлению родных, бедный провинциал отказывается. Таким же настроением пронизан и цикл «Буря», в котором победа тёмной силы выражена в образе сломанного креста и «Видение», от которого также веет мрачной символикой.
Жена перевозит его домой в Друскининкай. Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». Симфоническая поэма "Море" (1907) – теперь гордость литовской симфонической музыки. Добужинский, Бакст, Рерих, Лансере, Сомов, редактор «Аполлона» Маковский.
«Маргер» Л. Кондратовича-Сырокомли. Это еще больше обострило его и без того тяжелое состояние. Живопись также может иметь такую же архитектуру, как и музыка и в красках выражать звуки. Звуками.
На что бы мы ни смотрели – на «Сонату пирамид», полную красоты давно погибших цивилизации, на «Сонату звёзд» или на «Рекса» (эти картины возникли на почве занятий астрономией) на «Сказку королей» или па полные удивительного лиризма картины «Жертва», «Рай», «Жертвенник», «Знаки зодиака» – всюду мы найдём выраженное чутко, с большим проникновением музыкальное начало, всегда полное разнообразия, тонкое, бесконечно богатое созвучиями и настроениями. Ливень усиливался, а с ним и мой страх. Первый раз – от должности директора музыкальной школы в Люблине (Польша), второй – от места преподавателя Варшавского музыкального училища. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Он приносит радость младенцу, который доверчиво тянется к нему ручонкой.
В 1908 г. у Чюрлёниса возникает сильная любовь к молодой студентке-филологу, позже писательнице, Софии Киманайте. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. Творчество Чюрлёниса невозможно охарактеризовать относительно какого-то определённого стиля или направления – он стоит в стороне от известных течений в живописи.
Особенно характерны циклы картин Сотворение мира, Зима, Зодиак. Вот он, ответили мне. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой.
На Серпуховской в Литовском зале. Интересовался языками, особенно «мертвыми»: халдейским, ассирийским, финикийским. Еще один взмах ее крыльев и тоненькие пушинки одуванчика разлетятся по ветру. Музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру. Многие современники художника (в широком смысле – творца) отмечали его особенность: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». Были почитатели М. К. Чюрлёниса, особенно во времена буржуазной Литвы, которые считали его выразителем «национального духа», видели и превозносили в его творчестве прежде всего условное, мрачное и пессимистическое.
Это – новый духовный континент. Достаточно всмотреться в его «Сонату моря», чтобы понять, что это произведение напоено музыкальной гармонией: тихие и светлые гармонические сочетания в первой картине – Аллегро пронизанная мягким солнечным сиянием (воспоминания о потонувшем корабле, лежащем на ладони морского царя) вторая картина – Анданте и вздымающийся огромной музыкальной волной Финал. Дрездене (между прочим, в Дрезденской галерее), в Нюрнберге, Вене и Мюнхене (здесь он осматривал знаменитые Старую и Новую Пинакотеки, Глиптотеку, так называемый Гласпаласт).
Документированной истории болезни в своем распоряжении мы не имеем, однако большинство психиатров рассматривают болезнь М. Чюрлёниса как шизофрению (исходя из особенностей личности и творчества). Растительный мир Литвы («Сотворение мира») причудливые облака, похожие на сказочных богатырей («День») или на огромные корабли, плывущие в поднебесье («Корабль») или на сказочного властелина природы, восседающего на престоле («Гимн») незамысловатые деревянные колокольни, распускающиеся ветви деревцев и мутные, бурные воды («Весна») разрисованные морозом узоры, полные фантастики и красоты («Зима») часто повторяющиеся мотивы морей, кораблей, плывущих рыб деревья, мосты и вертящиеся крылья мельниц, цветущие весенние ветви-свечи, распространяющие приглушенный свет и ароматный дым сказочные короли на фоне переплетающихся ветвей, держащие на руках сверкающий красотой литовский сельский пейзаж («Сказка королей») и наконец фантастические дворцы и замки, напоминающие пейзаж Вильнюса ранним весенним утром, когда ещё не рассеялся туман («Демон», «Прелюд всадника»), – во всём этом столько характерного для природы Литвы изображённой художником с беспредельной чуткостью и оригинальностью, что национальный характер его искусства не подлежит никакому сомнению. «Картины Чюрлениса, писал о выставке петербургский критик А. А. Еще мгновение и все исчезнет. «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше.
Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки.
Иду иду». Завершив учебу, работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. От него веет страшным, гнетущим, тёмным настроением. Друскининкай) и Плунгянах (совр. Ему предлагают должность директора только что основанной музыкальной школы в Люблине.
Это случилось в декабре 1909 года. В то время он увлекался Бахом, Бетховеном, Вагнером и Чайковским. Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира. Разносторонностью своих творческих исканий М. К. В 1909 году он написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце».
Его и по сей день нет, а уж во времена Чюрлёниса не было и подавно. Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу». И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. Посещения знакомых, спокойные разговоры о текущих событиях.
Интересно, что восприятие М. Чюрлёниса обладало свойствами синестезии. Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал. Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее.
Ибо это была рука той, которая собрала и спасла наследие своего великого брата в самых, можно сказать, невероятных условиях. Кроме трудностей и страданий на этом пути есть высокие башни, которые не дают Вестнику заблудиться на незнакомой дороге – «и я пошел дальше и смотрел с высоких башен». Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Это было его искусство. Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен. А там, глядишь из-за большого листа цветок высовывает головку и улыбается солнцу.
В семье было пять сыновей и четыре дочери. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории. Глубоким сном заснули волны. Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. Завязываются контакты с кружком Бенуа в Русском художественном обществе – будущем «Мире искусства». Но и вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он отдавал работе «24-25 часов в сутки».
В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи у Й. Каузика, а в 1904-1906 гг. В ГерманииМикалоюс Чюрленис увлекается живописью. Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Мы не сможем оторвать глаз от картины «Цветы», где в наступающих вечерних сумерках на поверхности озера такими живыми всплывают цветы белых водяных лилий. Но Валерия Константиновна довезла все картины в целости и сохранности.
Итак, мы вплотную подошли к болезни, начавшейся за год с небольшим до его смерти. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей.
Полет фантазии в просторы космоса, к солнцу, к звездам. Она добилась приема у В. И. Взволнованный, я стал спрашивать, нет ли здесь самого художника. И всегда на ней молодые люди.
Вдруг сверкнула безумная мысль: все на земле, все города, деревни избы, костелы, леса, башни, поля, горы все затопила вода. Нет, это не битва — скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками. Одним из последних заказов художнику был занавес для сцены. В творчестве абстракционистов нет стремления понять и объяснить мир, в нём нет мысли и чувства, хотя глашатаи этого искусства иногда и пытаются доказать, что им не чужды какие-то «идеи». Кажется, что огромная змея является единственным властелином сурового мира подсознания художника и вселенной. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки.
Они сделаны по рисункам с натуры. Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом. Холодным, мрачным настроением проникнуты некоторые другие картины художника, в особенности из цикла «Похороны», насыщенного печалью, скорбью, безнадёжностью. –. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору.
В поэзии слово должно быть музыкой. «Из научных дисциплин М. К. В Варшавском музыкальном училище (1894-1899) сперва обучался игре на фортепьяно у Т. Брзезицкого и А. Сигетинского, позже посещал и закончил класс композиции у З. Носковского. он, кроме того и музыкант, окончивший две консерватории. «Если бы я был богат, писал Александр Бенуа, я бы пришел на помощь ему, заказав ему огромные фрески в каком-нибудь здании, посвященном человеческому познанию. ».
Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. Трагические, мрачные мотивы цикла «Похороны» (1904-1906) могли быть не только реминисценциями из творчества Эдгара По и Л. Андреева, но и образами, родившимися непосредственно из воспоминаний о 1905 годе и о последовавшей за ним реакции. Чюрлениса в Вильнюсе, создали проект, сочетающий в себе элементы классики и джазовой импровизации. (Уайльд, как и Бердслей, например, так и остались чуждыми М. К. Чюрлёнису). Островок этот носит романтическое название – «остров любви». На этом языке он впоследствии писал письма, дневники и литературные сочинения. Литовский он начал учить довольно поздно (за 6 лет до смерти).
Пишет он и стихи. Мир начинает жить, сверкать, цвести. (Кое-что в области соответствующих реставраций сделал уже в 1925 г. редактор первого издания С. Шимкус, а в последнее десятилетие — автор этой книги. ) Каноны и фуги М. К. Чюрлениса, написанные в процессе освоения им полифонического мастерства и также появившиеся в упомянутых изданиях, вошли в педагогический репертуар некоторые исполняются на концертах и записаны в переложениях для органа. Благодаря семье Добужинских в его распоряжении оказался прекрасный рояль.
Маковский писал о Чюрленисе: «Его творчество – музыка в той же степени, как живопись». В детстве он освоил орган и с шести лет заменял на службах отца. Затем молодой Чюрлёнис учился в Варшавском музыкальном институте (материально ему очень помогал М. Огинский), а затем в Лейпцигской консерватории. Персонажи на картинах Чюрлениса- это размытые силуэты, сказочные короли и светлые ангелы, а место человека во вселенной Чюрлёнис определял так: «Весь мир представляется мне большой симфонией: люди – как ноты». Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом». Тут же, на выставке, его портрет, писанный товарищем.
Ему обещают признание и материальное благополучие, но. Но идущие за ним уже начинают понимать, как возможно можно их избежать. Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры. В избах, дворцах, виллах, гостиницах преспокойно спят люди. Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы.
Литовские сказки, а может быть – изучение религии и легенд Индии породили «Сонату ужа», которая вылилась в жуткие видения с очень затемнённым смыслом. И наоборот – музыка переходит свои границы: «Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», – писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев. У Чюрлениса проявляются приступы душевного расстройства.
Работает, по собственным словам, «24 – 25 часов в сутки». Его высоко оценили Рерих, Бакст, Бенуа и многие другие. Чюрлёнис не то чтобы был одним из них — скорее нет, но он дышал тем же воздухом. Возможно, тогда вы сами услышите и плеск волн и лёгкий звук взмахов мельничных крыльев и шорох кузнечиков в траве и звук падающих на воду капель. Фантазия художника безгранична и тот образ, который лежал в основе «зримой музыки», в общем-то не имел для него решающего значения.
Литовский поэт Эдуардас Межелайтис как бы подслушал мысли Чюрлениса, решавшего круто изменить свою судьбу: «Кровеносные сосуды художника перенасыщены звуками, красками, ритмами, чувствами. Когда он уезжал, его душа – душа под чинного художника – томилась по родине. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург. Известный художник Остроумова-Лебедева вспоминала: «Мне они (картины Чюрлёниса. Опять слышишь шёпот сосен, такой серьёзный, словно они тебе что-то рассказывают.
После окончания начальной школы, в возрасте 13 лет, Константинос поехал туда учиться. Музыкант и художник, Чюрленис сделал попытку слить воедино оба искусства: лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». Остановимся наконец на многообразных интересах Микалоюса Чюрлёниса. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Тогда нетрудно будет понять «Мысль» и «Корабль», в которых явления природы и человеческой жизни тесно связаны между собой – лучи света и тучи сплетаются с силуэтами людей и трудно отделить их друг от друга.
У Чюрлёниса сочетания фантастических элементов, окрашенные музыкальным звучанием, не искажают природу, не превращают её в комбинации ничего не выражающих красочных пятен или форм. С тем же правом в качестве своей принадлежности он мог избрать польскую культуру. говаривал, что нет рубежей между искусствами. Вторым языком был русский. Отец его, выходец из крестьян, был музыкантом (органистом). Письмо к другу, Э. Моравскому: «.
И — при несомненной общности носившихся в этом воздухе задач — не был похож ни на кого. Позже в письмах мы всё чаще встречаем упоминания о новых произведениях – обложках для книг, рисунках пером и тушью (письма 1904 года), а в письме брату Повиласу в конце апреля 1905 года он уже даёт длинный перечень своих новых живописных работ, среди которых мы находим и такие, ныне широко известные, как триптих «Рекс», «Тишина», «Да будет» (цикл из 13 картин) и др. Co дня смерти литовского композитора и художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911) прошло пятьдесят лет.
В результате – тяжелое воспаление легких и кровоизлияние в мозг. Это «Кладбище» – солнце ушло, на желтом небе силуэты крестов, часовенки, деревья. И это удаётся ему настолько, что литовцы и сегодня отсчитывают историю своей профессиональной музыки именно с этой поэмы числят высшие достижения музыкальной литовскойкультуры. В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург. почему они не смотрят.
То есть как-то толковать, объяснять картины Чюрлёниса не стоит. Он мечтает очутиться в центре художественных поисков российского искусства, заручиться творческой и материальной поддержкой. Эти первые пьесы относятся к 1896 году. scherzo букв. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г. ) была языческим краем.
Так произошло и с упомянутым выше чиновником и с Чюрлёнисом, «забывшим» о бедности. Ленина, у которого в это время было много других важных дел.
Позднее обретение литовства не несло ни провинциальности, ни экзотичности. Объединение слова и мысли должно рождать новые образы». В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. В Петербурге художники «Мира искусства» привлекли его к театрально-декоративному художеству, он увлекся им и решил создать оперу «Юрате» по мотивам литовской поэтической легенды. В начале 1910 года его поместили в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Литовские окончания появились позже.
в будущем. (Очень серьёзное замечание для тех, кто пытался толковать этот цикл как нечто, связанное с библейской мистикой). Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. «Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент» (Ромен Роллан о Чюрлёнисе). Воспитанный в культе польской литературы (он обожал Словацкого) и большую часть жизни не знавший литовского языка, Чюрлёнис под влиянием набирающего силу литовского национального движения решил посвятить себя созданию национального литовского искусства. Редкий художник чувствовал музыкальный ритм, его волнообразное движение, разнообразие и красоту музыкальных созвучий так, как Чюрлёнис.
В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа. Это очень важное обстоятельство, которое следует учитывать при изучении его творчества. Владимир Ильич счет возможным принять сестру художника лично. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». Пусть он не имеет значения и для нас.
Наличие точных или предположительных датировок позволяет восстановить картину интенсивного и своеобразного творческого процесса. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. И тогда легко будет понять, что в «Сотворении мира» нет библейской мистики, а отображена победа жизни и света над хаосом и тьмой, что в этом цикле показано необыкновенное счастье, которое для человека кроется в бесконечном разнообразии природы. Однако весь синтез живописи и музыки, создаваемый им, нельзя выводить из синестезии. Ему кажется важным только писать музыку. В нем существовали два мира: земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах.
Из воспоминаний жены М. Чюрлёниса: «Он. Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. Чуть позже он закончил Варшавский музыкальный институт и отправился в Лейпциг в консерваторию. Он поистине «синтетическая» личность.
До моей поездки в Каунас о Чюрленисе я ничего толком не знала, а только слышала. Спят глубоким сном, но ведь это утопленники. Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса.
Картина обладает очень большой декоративной силой. Ну, если только пояснять какие-то общие детали. Польский был языком универсального, языком самого бытия — недаром на одной из картин цикла «Сотворение мира» слова Творца «Да будет. » раздаются именно на этом языке. Конечно, подойти к нему я не решился. ». Эта поэма остается в числе лучших достижений литовской музыки. В апреле 1911 года он неожиданно скончался от простуды. Ему казалось, что в тот момент наступила пора счастливого покоя и гармонии.
Плунге). Не по годам задумчивый, он предпочитал занятия музыкой и чтение играм со сверстниками. МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть А может быть и нет.
Рамайяну, Рабиндраната Тагора. Он негодовал: «. Но со мной происходило что-то непонятное.
А дальше при помощи стремянки происходило самое сумасшедшее рисование. Однако крестьянин сказал: «Не надо, тут я и сам понимаю.
Не удивительно, что земной мир становился для него все более и более дискомфортным.
По-польски он писал письма друзьям и любимым. К этому времени он был уже автором симфонической поэмы «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Позже участниками кружка овладела мысль о просветительской деятельности, о пропаганде культуры в русском обществе и они стали с этой целью выпускать журнал "Мир искусства". Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла "Сотворение мира".
Учась в Варшаве, Чюрленис создал несколько музыкальных произведений. Это – бесконечно красиво. – Авт. ) казались музыкой, прикрепленной к холсту красками и лаками». Поступает приглашение участвовать в выставке за границей – в Мюнхене.
Ну, а сейчас иди, так сказал старик и я пошел дальше и смотрел с высоких башен». Он рано пристрастился к произведениям Достоевского, Гюго, Гофмана, Э. По, Ибсена. А можно просто воспринимать, как мы воспринимаем любые образы. получу какое-нибудь место. 1905-1906 годы были в Российской империи временем мощных революционных потрясений.
Концертная программа «музыкального путешествия» состояла из шести музыкальных фантазий: «Божий ангел в лесу», «Молитва к морю», «Драма шести нот», «Раскаченная вечность», «Петля времени» и «Поезд воспоминаний». Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен увидишь дорогу. Сидоров, меня поразили.
Часто он сам создает свои сказки. Составил и свой собственный алфавит и на некоторых картинах видны таинственные письмена. Несмотря на идеологические запреты и традиционную критику («чуждое искусство», «чуждый художник» и т. д. ), Литва признала своего художника и в этом огромная заслуга Валерии Константиновны. В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства».