Корабль Отважный

30 августа 1974 года БПК «Отважный» (командир: капитан 2 ранга И. П. Винник) участвовал в учениях кораблей Черноморского флота, включающих зенитные ракетные стрельбы в условиях радиолокационных помех. Отважный — большой противолодочный корабль проекта 61, погибший в результате аварии в 1974 году на Чёрном море. На большой противолодочный корабль (БПК) Отважный возлагалась задача обеспечения учебных занятий четырех противолодочных кораблей. «отважный» должен был обеспечивать управление всеми силами охраны района, авиацией, стреляющими катерами и малыми ракетными кораблями (мрк).

30 августа 1974 года БПК «Отважный» (командир: капитан 2 ранга И. П. Винник) участвовал в учениях кораблей Черноморского флота, включающие зенитные ракетные стрельбы в условиях радиолокационных помех. Дальнейшая судьба «Отважного»: он был тщательно обследован водолазами, ввиду опасности самопроизвольного взрыва оставшегося на нем боезапаса от подъема корабля пришлось отказаться, взрывоопасный боезапас был уничтожен специально уложенными зарядами инициировавшими его детонацию. При докладе И. Винник просил Главкома не расформировывать экипаж «Отважного», что и было сделано: как уже говорилось, весь личный состав был назначен на строящийся сторожевой корабль, а старпом капитан-лейтенант В. Балашов назначен его командиром. «отважный»— большой противолодочный корабль проекта 61, погибший в результате катастрофы в 1974 году на Чёрном море.

На помощь аварийному кораблю подошли эсминец «Сознательный», эсминец «Бедовый», БПК «Комсомолец Украины», спасательное судно «Бештау», ряд других судов, с которых на «Отважный» были высажены аварийные партии. Во время Шестидневной войны (1967) и Войны Судного дня (1973) БПК «Отважный» в составе группировки кораблей ВМФ СССР находился в непосредственной близости к районам конфликта, осуществляя военное присутствие. - Когда «Бедовый» подошел вплотную для высадки аварийно-спасательной группы, с палубы «Отважного» на корабль стали прыгать офицеры с чемоданами, чуть не сбивая с ног готовившихся к высадке матросов, — вспоминает Павел Владимирович.

Во время Шестидневной войны (1967) и Войны Судного дня (1973) БПК «Отважный» в составе группировки кораблей ВМФ СССР находился в непосредственной близости к районам конфликта, осуществляя военное присутствие. Во время Шестидневной войны (1967) и Войны Судного дня (1973) БПК «Отважный» в составе группировки кораблей ВМФ СССР находился в непосредственной близости к районам конфликта, осуществляя военное присутствие1. «отважный» – большой противолодочный корабль проекта 61, погибший в результате катастрофы в 1974 году на Чёрном море. Постепенно усиливающееся волнение стало рвать не только буксирные канаты, но и поданные с кораблей-спасателей на «Отважный» пожарные шланги. И в эти последние летние дни вручали родным похоронки133» — эти строки написали моряки «Бедового» в память о гибели большого противолодочного корабля «Отважный».

Отважный— большой противолодочный корабль проекта 61, погибший в результате аварии в 1974 году на Чёрном море. 30 августа 1974 года БПК «Отважный» (командир: капитан 2 ранга И. П. Винник) участвовал в учениях кораблей Черноморского флота, включающих зенитные ракетные стрельбы в условиях радиолокационных помех. 30 августа 1974 года БПК «Отважный» (командир: капитан 2 ранга И. П. Винник) участвовал в учениях кораблей Черноморского флота, включающие зенитные ракетные стрельбы в условиях радиолокационных помех.

Утром 30 августа 1974 года большой противолодочный корабль «Отважный» вышел из Севастополя для участия в ракетных стрельбах. Отважный— большой противолодочный корабль проекта 61, погибший в результате катастрофы в 1974 году на Чёрном море. 30 августа 1974 года на Черноморском флоте в районе Севастополя началось учение с зенитными ракетными стрельбами с участием большого противолодочного корабля "Отважный" проекта 61 водоизмещением около 5 000т. На помощь аварийному кораблю подошли эсминец «Сознательный», эсминец «Бедовый», БПК «Комсомолец Украины», спасательное судно «Бештау», ряд других судов, с которых на «Отважный» были высажены аварийные партии.

Отважный (большой противолодочный корабль)

При этом погреба боезапаса 6 и 7 постоянно поливались из шлангов водой. Размеры корпуса: длина – 144 м. (модернизированные – 147 м. ), ширина – 15, 8 м., осадка – 4, 8 м. (до 6 м. ). взрыв произошел через 20-25 сек после начала его работы.

Наведение токов в цепи пиропатрона от одновременной работы корабельной РЛС (радиолокационной станции), работы стрельбовых комплексов, радиолокационных станций надводного и воздушного наблюдения находившихся невдалеке малых ракетных кораблей, готовящихся к ракетной стрельбе и наведение токов от пучков кабелей электротрасс, проходящих в ракетном погребе на удалении 1-1, 5 м от цепи пиропатрона в ракете. Под его давлением Аварийно-спасательная служба (АСС) в лице Ю. К. Старший лейтенант Володя Скосырский погиб, спасая матроса в ледяной воде. Металл от жара скручивался, словно береста и плавился.

Начальник штаба и 48 человек экипажа аварийного корабля перешли на ПЖС-123. У города Адлера АС-10 еще четыре раза «заныривал» за отметку 300 метров. Все подводные работы на погибшем «Отважном» носили кодовое название «Ступень» — корабль готовились поднимать по частям, то есть ступенями — отсюда родилось и название. Оба моряка были награждены орденом Красной Звезды посмертно. В район подошло спасательное судно СС-26, на которое перешел штаб ССО. Это был тип больших противолодочных кораблей, которые находились на вооружении советского флота с 1964 по 1991 год, а впоследствии находились на вооружении флота России.

В 1975 году погружение аппаратов продолжилось. В 9:55 утра корабль прибыл на полигон, на нем была объявлена учебно-боевая тревога. Установка всех подрывных зарядов была закончена в октябре. Артиллерийское вооружение включало в свой состав 2-е спаренных 76-мм башенных артиллерийских установки АК-726 (скорострельность 90 выстр. /мин., максимальная дальность стрельбы 13 км., досягаемость по высоте – 9 км., боекомплект каждой установки состоял из 2400 унитарных выстрелов). Одновременно с этим подоспевшие специальные суда начали тушение пожара в кормовой части раненого корабля.

Впоследствии было установлено, что пламя в погребе появилось из-за самопроизвольной активации маршевого двигателя одной из зенитных ракет. Удивительно, что после такой катастрофы корабль вообще остался на плаву. В Севастополе на территории кладбища Коммунаров можно встретить небольшой, скромный памятник. Саакяна и группы старших офицеров. Но это утверждение неверно. Но потом начальство остановилось на Отважном.

1974г. "Отважный" оказывал помощь местным вооруженным силам. Та трагедия не прошла незамеченной для страны.

Кок с большого противолодочного 
корабля «отважный» 
сварился заживо,

Кок с большого противолодочного корабля «отважный» сварился заживо, пытаясь через иллюминатор покинуть тонущее судно

Причина гибели – неисправность клапана вдоха снаряжения СВГ-200. Крен «Отважного» увеличился до 27 и спасти его уже было невозможно (дифферент на корму составил 6, 5 м, а верхняя палуба вошла в воду до барбета кормовой артбашни). За высокий уровень боевой готовности в том же году корабль получил звание «отличного» корабля и ежегодно его подтверждал при всех и многочисленных проверках самого разного уровня. И не все можно списать на "непреодолимые обстоятельства".

Видимо, сработали двигатели ещё одной или даже нескольких ракет. Вес костюма составляет 120 килограммов. Начальник штаба флота контр-адмирал В. Х. Я снял и аккуратно сложил робу.

Третий взрыв выворотил палубу надстройки. Кто. Спустя 12 минут корабль скрылся под водой. Оттуда вырвался мощный столб пламени. А в Севастополе их сколько. в каждом из которых по 6 шт.

В то же время продолжал бушевать пожар. На корабле мог разместиться противолодочный вертолет Ка-25. Вокруг корабли спустили баркасы. Анализируя деятельность офицеров, мичманов, старшин и матросов корабля во время аварии, можно с уверенностью утверждать (это подтвердили и доклады всех комиссий), что экипаж в этой сложной и критической обстановке показал высокие морально-политические качества, психологическую устойчивость, хорошие навыки в борьбе за живучесть корабля, что позволило в течение длительного времени (около 5 ч и 40 мин) бороться за живучесть корабля в условиях затопления трех и более отсеков, сильных пожаров, когда металл плавился и стекал, как воск со свечки. Там располагалось 15 ракет комплекса ПВО.

Большой противолодочный 
корабль Отважный

Большой противолодочный корабль Отважный

Загрязнения моря обнаружено не было, все топливо сгорело при взрыве. В 11. Каждый зенитно-ракетный комплекс представлял собой двухбалочную ПУ ЗИФ-101, магазин с 2-мя вращающимися барабанами на 8 ракет В-600 каждый и систему управления «Ятаган». А тут, пробежав сквозь огонь и дым по раскаленной палубе, вынес и выбросил за борт несколько кислородных баллонов и тем спас людей — ведь баллоны могли «рвануть» в любой момент. Но, к сожалению, запасы пенообразователя и на «Отважном» и на «ПЖС-123» оказались явно недостаточными для ликвидации сильного пожара и он вновь стал распространяться, особенно в кормовую часть корабля. У уцелевших членов команды «Отважного» взяли подписку о строжайшем неразглашении произошедшего и «разбросали» дослуживать по другим кораблям. Ознакомившись на месте с конструкцией однотипного корабля и со всеми обстоятельствами катастрофы, комиссия вышла в море к месту гибели Отважного, где ее члены капитан 1 ранга Яхненко и капитан 2 ранга Нежмаков, опустившись под воду в наблюдательной камере, лично осмотрели затонувший БПК.

С 12. 45 буксировку «Отважного» начал «Бедовый» (до 15. 41) со скоростью 2 — 3 узла и в сторону открытого моря. Подъем секретной техники на открытых постах. демонтировать секретную аппаратуру ЗАС и документацию. (Читатель наверняка обратит внимание на то, что в примерно сходной критической ситуации с линкором «Новороссийск» командир «Отважного» не допустил ни одной ошибки в управлении кораблем, правильно оценивая изменяющуюся реальную обстановку, принимая все возможные меры по борьбе за живучесть корабля и, когда это стало неизбежным, организованно провел эвакуацию личного состава, не потеряв ни одного человека — все потери произошли при первом взрыве и пожаре Кстати, трагический пример с «Отважным» подтверждает, что в подготовке офицеров и экипажей кораблей к борьбе за живучесть из печальных уроков «Новороссийска» выводы были сделаны действенные. 1977г. Это произошло в годы моей службы и было окутано тайной, 30 августа 1974 года.

Напишите отзыв о 
статье Отважный 
 (большой противолодочный

Напишите отзыв о статье Отважный (большой противолодочный корабль)

Откуда, как не с потолка, взяты эти утверждения. Из-за заклиненного руля буксировка шла медленно, а в 11. 43 «Сознательный» перепутал команды и прекратил буксировку, обрубив концы. Однако в самом конце августа, 28 числа, он был вызван в Севастополь для обеспечения ответственного выхода в море «Отважного». Через несколько секунд раздался второй взрыв. Много испытаний пришлось ему перенести, светлая ему память и всем, кто погиб на ОТВАЖНОМ.

Буксировка терпящего бедствие корабля со скоростью 3 узла вновь началась в 12:49, в это время крен противолодочного корабля достиг 17 градусов. В 12:55 на место прибыло спасательное судно «Бештау» в 13:20 – СС-15 и СС-26, спустя еще несколько минут пожарно-дезактивационное судно «Пламя». Корпус все больше заваливался на правый борт и уходил в ил. В 9 ч 55 мин на «Отважном» была сыграна учебная боевая тревога для обеспечения управления ракетной стрельбой малыми ракетными кораблями, включены радиолокационные станции.

Корма начала погружаться в воду. Командир БПК "Отважный" капитан 2 ранга И. П. В мае спасательным судном СС-50 пр. 532, а затем СС-21 пр. работали на 2 винта, обеспечивая кораблю максимальную скорость на уровне 36-38 узлов. Раздались три последовательных взрыва ракет кормовой батареи. Первая мысль — «зазевались, не выключили».

В 1974 году изучение таинственных каньонов и разломов продолжалось вплоть до начала осени. Из 287 человек личного состава и проходивших на «Отважном» практику курсантов погибли 24 человека. Морякам «Отважного» приходилось делать все сразу: подсчитывать жертвы, спасать раненых, откачивать воду из трюмов, лить воду в полыхающий зев погреба 8 и пытаться пробиться на отрезанную пожаром корму, к погребу 9. Каржавина высказывания В. С. А в кормовом погребе нарастало давление и поднималась температура. Волнение было 3-4 балла, штормило. Тоже недавний выпускник училища лейтенант В. М. Подтверждение – заход в близлежащий район специального судна США "Гломар Челенджер.

Отрывок, характеризующий 
Отважный (большой 
противолодочный

Отрывок, характеризующий Отважный (большой противолодочный корабль)

Через 15-20 секунд произошел второй взрыв в том же районе. А так же блоки аппаратуры опознования "свой-чужой". Вскоре БПК почти вертикально, кормой вниз, стал уходить под воду. Спасти "Отважный" было невозможно.

Гибель БПК «Отважный»С 4 по 7 августа 1974 года БПК «Отважный» принимал участие в очередных учениях флота, а с 27 августа кораблю предстояло стать флагманским кораблем управления во время проведения 2-го этапа учений. Исследуемые аппаратами глубины были близки к предельным и достигали 415 метров. Однако главной «изюминкой» «проекта 61» было не сочетание мощного оружия с умеренным водоизмещением, а отличная мореходность и уникальная газотурбинная двигательная установка, дававшая кораблю возможность за считанные минуты в любых погодных условиях развивать скорость до 34 узлов. 4 газовые турбины общей мощностью в 94 000 л. с. Личный состав вышел на верхнюю палубу. Под палубой молниями замелькали вспышки огня, нарастал шум и скрежет.

Отважный (большой 
противолодочный 
корабль) Информацию

Отважный (большой противолодочный корабль) Информацию О

Это был труп матроса первого года службы Сергея Петрухина. Командир объявил по трансляции (она, как и освещение, связь, средства водотушения и водоотлива работали до самых последних минут жизни корабля): «Всему личному составу покинуть боевые посты, выйти на верхнюю палубу для эвакуации с корабля, одеть спасательные жилеты». Старпом спрыгнул в воду из района выхода на бак, с верхней палубы левого борта.

Крен на правый борт возрос до 32. Все курсовые задачи, боевые упражнения в 1973-1974 гг. Каржавина "Гибель "Отважного" в последней, 4-й главе "Конец истории "Отважного". Гавюк.

– Отважный (большой 
противолодочный 
корабль)

– Отважный (большой противолодочный корабль)

Подошёл моторный баркас и с него багром попытались снять моряка. Общий вес зарядов составил 113, 6 тонн тротила. На заводе 13 ВМФ (Севастополь) были изготовлены оболочки для 1, 25-тонных элементов зарядов, контейнеры для их монтажа и подвесные устройства. Дело в том, что для окончательного решения на выполнение судоподъемных работ, необходимо было убедиться в состоянии боезапаса в погребах «Отважного». И поехали с батьком в Севастополь.

Назначенный на «Отважный» новый командир был в отпуске, а обстановка в новом соединении требовала быстрейшего прибытия И. П. 1, 2, 4 — погреба боезапаса 3 — погреба зенитных ракет 5 — топливные цистерны. С 15. 03 до 15. 24 личный состав покидал обреченный корабль. В течение часа буксировка «Отважного» не возобновлялась.

Палуба корабля напоминала 
консервную банку, 
вскрытую гигантским

Палуба корабля напоминала консервную банку, вскрытую гигантским ножом

Личный состав в средствах защиты (термостойкий костюм со шлангом длиной 20 м и баллоном весом 65 кг) по погодным условиям и состоянию корабля на корму доставить было невозможно. (Я не напрасно употребил выражение — «практически весь личный состав покинул корабль»). Свозимые аварийно-спасательных группы других кораблей, подошедшие позже, высадиться на корму тоже не могли, поскольку к моменту их подхода температура палубы и открытого огня, вырывающегося из разрушенной палубы, сделать этого не позволили. При этом погреба боеприпасов 6 и 7 были затоплены водой при помощи пожарных гидрантов. с занимаемой должности снять» (мотивы — «самоуспокоенность» и «мало внимания подготовке личного состава по борьбе за живучесть».

Каждый комплект которого состоял из рейдовой бочки объемом 25 куб. и директив ГШ ВМФ СССР от 28. 05. 1975г, от 3. 02. 1976г. Колташева, о порядке принятия решения командованием ВМФ по подъему "Отважного". Нам казалось, что опускаемая платформа попадет обязательно на трубы. «Отважный» занял первое место среди кораблей и был награжден знаменем «Лучшему кораблю соединения».

  1. 41 год со дня гибели БПК Отважный
  2. Гибель "Отважного" у берегов Крыма в 1974г
  3. Последний рейс фрегата Отважный
  4. Описание картины «Последний рейс фрегата Отважный»

Большой противолодочный корабль (бпк) «Отважный» был представителем нового класса современных надводных кораблей средних размеров, которые по плану строительства флота в 60-70-е годы должны были сменить эскадренные миноносцы постройки 40-х и 50-х годов. Однако это ощущение было обманчивым. Помимо этого на корабле присутствовали 2-е системы управления огнем «Турель», корабль оснащался пятитрубным торпедным аппаратом ПТА-53-61 для торпед 53-57 или СЭТ-53 и имел по 2 реактивных бомбомета РБУ-1000 и РБУ-6000 (боекомплект 48 РГБ-10 и 192 РГБ-60 соответственно). Все корабли данного проекта имели развитое радиолокационное вооружение и гидроакустику, а также прекрасные мореходные качества, маневренность. Кораблю в этот день предстояло обеспечивать зенитную стрельбу с МРК на полигоне боевой подготовки 36 (р-н мыса Херсонес).

Тем не менее было приказано: «Командира корабля капитана 2 ранга Винника И. П. Тогда окончательно было решено «Отважный» не поднимать, а подорвать под водой. Сенатского дала обязательство поднять «Отважный».

  • Операция по подъёму и уничтожению
  • От «Рамы» до БПЛА: что заставило США увлечься беспилотниками
  • Перспективные направления для боевых бронированных машин (часть 1)
  • Перспективные направления для боевых бронированных машин (часть 2)
  • Семь лучших танков современности

В 1970 г. «Отважный» завоевал приз Военно-Морского Флота СССР за ракетную стрельбу, который удержал и еще один год, — а это «конкуренция» с десятками подобных кораблей в составе не только Черноморского, но и других флотов — Балтийского, Северного и Тихоокеанского. 22 декабря командующий ЧФ объявил готовность 1 к подрыву. Подошедший к «Отважному» БРК «Сознательный» (проект 56А) высадил в 10. 56 аварийно-спасательную группу (АСГ) из десяти человек и начал буксировку горящего корабля к берегу. Принятые решения о постановке рубежей обороны на 143 и 164 шп. Обычный парень. имеют вставленные взрыватели УДВ-60, опасны для проведения судоподъемных работ – глубинные бомбы РГБ-10 в погребах 6 и 7 по 24 шт. Конец августа – в отрытом море вода прохладная.

На ходовом мостике И. П. С этих судов на борт БПК «Отважный» в район горящих погребов подавалась пена. "НЕПРОДУКТИВНЫЕ РАБОТЫ ПРЕКРАТИТЬ"В 1976 году министром обороны СССР стал маршал Устинов. Во время всей агонии «Отважного» корабельный врач старший лейтенант Виктор Цвеловский делал Петрухину обезболивающие уколы морфия, пытаясь облегчить его страдания, но ужасные мучения не проходили. По ее краям, пугая взгляд заусенцами, уродливо изогнулись кормовые надстройки.

  • Сменщики Сатаны и Минитмена заступают на боевой пост
  • О повреждениях украинской бронетехники
  • Сравнение вооруженных сил России и США
  • Оружие будущего: Перспективные разработки
  • Операция по подъёму и уничтожениюПравить

Уже было днище я руками ощущал ракушки. В соответствии с рекомендациями комиссии на основании совместного решения Военно-Морского Флота и Министерства судостроительной промышленности (МСП) на одном из судостроительных заводов в Ленинграде в 1 977 году изготовили натурный отсек корабля, который полностью воспроизводил часть корабля проекта 61 с кормовым погребом 8 ЗРК Волна-М. Опрошенный личный состав подтверждает, что начал работать маршевый двигатель, т. к. Нагервадзе.

ПОДЪЕМ С ГЛУБИНЫВ МАЕ 1975-го началась более детальная работа, к которой привлекались спасательные суда СС-21 и СС-50. – он висит. Подводные аппараты установили их в носовой части корабля с задачей: поочередно поднять на поверхность через 1, 3 и 5 месяцев. Личный состав приступил к борьбе за живучесть и непотопляемость корабля. Выше: что вы искали. В 11:24 в море были сброшены торпеды, крен корабля удалось уменьшить до 14 градусов. Раздались три последовательных взрыва ракет кормовой батареи.

  • Операция по подъёму и уничтожениюправить
  • Конкурс психологов Тихоокеанская роза ветров – 2016

в открытое море, где он и затонул. "Отважный" встал вертикально и в 15 часов 57 мин. Паники на корабле не было – паника была на берегу. В 13. 00 в район вышли СС-26, ПЖС-123, СБ-5, СБ "Орион" и начали осмотр моря.

Только после этого к полыхающему «Отважному» подошли эсминцы «Бедовый» и «Сознательный», высадили на борт терпящего бедствие корабля аварийные партии и приступили к его буксировке на восток. В 9. 55 «Отважный» прибыл в район испытаний, по кораблю объявили учебно-боевую тревогу. Водой затопило три отсека ( 10— 12, от 164 до 233-го шп. ) и помещение холодильной машины 3 (9-й отсек). В 15 час. Один из матросов попробовал выбраться через иллюминатори застрял. Взорвалось керосинохранилище. Он оказался в момент очередного взрыва на камбузе, двери и люк заклинило, подступал огонь.

Было задано много вопросов. Балашеву для их временного исполнения. Находящееся недалеко мощное спасательное судно пр.

41 год со дня гибели 
БПК Отважный

«Отважный» периодически фотографировался, отдельные ценные предметы клешнями-манипуляторами поднимались на поверхность. - Не могу забыть матроса Мукомолова. 3. На 2012 год в составе Черноморского флота России сохранился лишь 1 корабль данного типа – СКР «Сметливый». В 10. 50 самолет ИЛ-14 начал разведку в районе взрыва. Чтобы все это добро не досталось супостатам, российские водолазы срезали с БПК радиолокационные мачты, а потом корпус «утопленника» взорвали с помощью 80 тонн динамита.

Товарищи слишком поздно заметили лежащего на дне без движения моряка. В 11. Ушел глубоко, начал работать руками, а воздуха не хватает. и 32 59 в. д.

Большинство из них вошло в состав Черноморского флота. Корабль принял уже 2200 т воды, почти 40 длины корпуса было затоплено. Горели топливо, краска изоляционные материалы и корабельные конструкции из алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Корабль потерял продольную остойчивость, запасы непотопляемости.

Вследствие резкого повышения давления в погребе (около трех атмосфер) на крышу погреба действовала сила не менее 2500 т, что и явилось причиной его взрыва и отрыва крыши. Эта работа и имела кодовое название "Ступень". Он принадлежал к кораблям, построенным по «проекту 61». Через 8 минут крен корабля на правый борт достиг 12 градусов. Для понимания организации управления кораблем следует сделать следующие пояснения. Он находится между братской могилой экипажа линкора «Новороссийск» и памятником лейтенанту П. П. Шмидту. Как увижу матроса, думаю – Саша идет.

секретно". Но после обследования оставшегося на БПК вооружения от этой идеи пришлось отказаться. Казалось бы, в этом вопросе можно поставить точку. Я, в то время командир трюмной группы ЭМ "Влиятельный" (173 БЭМ ТОФ), был на БС в Индийском океане, но уже в этот день нами было получено сообщение о трагедии. Только в 1974 году подводные аппараты АС-1, АС-10, АС-6 ныряли на «Отважный» более двадцати раз.

527М СС "Бештау" для этой цели не использовалось. Начальник штаба флота контр-адмирал В. Саакян с выходом в море находился на ходовом мостике. С 12. 45 буксировку «Отважного» начал «Бедовый» (до 15. 41) со скоростью 2 — 3 узла и в сторону открытого моря.

Глубина в месте его затопления составляла порядка 125 метров. Было ли на борту корабля ядерное оружие. В это же время было решено возобновить буксировку, для исполнения чего привлекли "Бедовый", который смог вместе с "Отважным" развить скорость до 2-3 узлов. В 10 часов утра 26 декабря 1977 года был назначен подрыв «Отважного».

45 АСГ из 11 человек высадилась на «Отважный» и с РКБ «Бедовый». на корабле были выполнены с отличными и высокими показателями. Исполняющий обязанности командира электромеханической боевой части старший лейтенант-инженер В. Е. Всего на корабле погибло 24 человека, все — в результате взрывов или его последствий. При третьем взрыве дверь камбуза на «Отважном» заклинило, котлы с кипящей водой опрокинулись и ошпарили многих матросов, занимавшихся приготовлением пищи. Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г.

Лейтенант А. В. К моменту прибытия кораблей для буксировки были затоплены уже три отсека. При работе всех четырех турбин он достигал 36 узлов. 41 мин. Пока командование флота пребывало в раздумьях, мечущихся в огне и дыму Винника с Саакяном подбадривали с берега радиограммами, общий смысл которых сводился к слову «держитесь. » Кончилось все тем, что адмирал Самойлов связался с главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом флота Советского Союза Горшковым и тот, после пары нецензурных выражений, приказал под свою ответственность «тащить БПК к земле, даже несмотря на опасность детонации корабельных погребов в черте Севастополя».

На БПК предусматривалось хранение 5 тонн авиационного керосина, а также боезапаса для вертолета (глубинных бомб, противолодочных торпед, гидроакустических буев). В 10:40 на помощь БПК подошел эсминец «Сознательный», а спустя еще 12 минут «Бедовый», с которого на «Отважный» была высажена специальная спасательная партия. В советском флоте БПК «проекта 61» гордо называли «гончие океанов». Кормовые трубы тоже были деформированы.

1. Комиссия, расследовавшая обстоятельства и причины гибели БПК Отважный, в своем заключении предложила провести огневые натурные испытания средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба зенитного ракетного комплекса (ЗРК) Волна с ракетами В-601 на опытовом натурном отсеке корабля проекта 61. Горшков прервал его словами: «Прекратите издеваться над личным составом и травмировать его, они в течение шести часов показали, что умеют бороться за живучесть».

Вот тогда я и напился соленой воды на всю оставшуюся жизнь. Попытка вытащить матроса через иллюминатор не удалось, он в нем застрял.

В 15 час. Далее, если возникнет необходимость можно подробно описать ход самих работ. СПС "Карпаты" снялось с бочек и вышло за границу района. Совместными усилиями корабля и пожарно-спасательного судна «ПЖС-123», которое подошло к левому борту «Отважного», удалось остановить распространение огня, пожар стал ослабевать. Крен на правый борт возрос до 32.

Затем корабль предстояло уничтожить подводными взрывами. Для тушения пожара экипажем "Отважного" и аварийно-спасательными группами (КАСГ) других кораблей применялись имеющиеся незначительные корабельные средства пенотушения, а в основном вода из пожарной магистрали. И не вина моряков «Отважного», а затем и подводной лодки «Комсомолец», что ряд технических проблем безопасности кораблей и борьбы за их живучесть не был решен в высоких управленческих и проектно-исследовательских сферах). Спустя всего 12 минут корабль полностью скрылся под водой. Но когда вода полностью затопила еще 2 отсека, запас плавучести судна был исчерпан. Взорвалось керосинохранилище.

На Березине я во второй раз оказывал помощь Ивану Петровичу Виннику, теперь уже комбригу и капитану 1 ранга. Впервые на глубине 130 был выполнен необычно большой объем взрывных работ, как по сложности их организации, так и по доставке самих зарядов. «Отважный» лежал на дне в нейтральных водах вместе с секретным оборудованием и боеприпасами. Винник и Саакян с удивлением посмотрели друг на друга. Выполнение работ. В 15:12 личный состав получил приказ: «Личному составу покинуть корабль», последним БПК покинул его капитан.

Спуск был очень затруднен, так как дифферент и крен непрерывно увеличивались. Подошедший к «Отважному» БРК «Сознательный» (проект 56А) высадил в 10. 56 аварийно-спасательную группу (АСГ) из десяти человек и начал буксировку горящего корабля к берегу. В 10:54 эсминец «Сознательный» взял БПК «Отважный» на буксир, для того чтобы отвести корабль на мель в районе Херсонеса, в это время крен корабля уже достиг 13 градусов. Как правило, затонувший корабль опасен своими неиспользованными арсеналами и Бог еще знает, какой ядовитой, неведомой, затаившейся до поры до времени начинкой, хранящейся в цистернах, баллонах и прочих спецёмкостях.

вы можете запросить все в системе с коробкой. Скрытым козырем корабля были впервые в мире запущенные серийно газотурбинные энергетические установки. На пульте перед Шупортяком зажглась сигнальная лампочка «Карата». Почему имея технические и материальные возможности поднять погибший корабль (тем более, что это составляло ценность с точки зрения эксплуатации многочисленных кораблей этого проекта), его тем не менее взорвали на дне.

Кораблю в этот день предстояло обеспечивать зенитную стрельбу с МРК на полигоне боевой подготовки 36 (р-н мыса Херсонес). В районе кормового ракетного погреба, в котором началась авария, корпус имел излом и был скручен (кормовая часть имела крен больший, чем остальной корпус). Вокруг на воде горело топливо и мы начали отгребать в сторону. На дне, поверженный взрывами и огненными смерчами, с небольшим креном в 8 градусов на левый борт, лежал большой противолодочный корабль «Отважный».

Вещь надежная, но крайне неуклюжая и тяжелая. Конечно, командир). БПК «Отважный» должен был обеспечить стрельбу малых ракетных кораблей и участвовать в противолодочных учениях с торпедной стрельбой. Плавились и разрушались корпусные конструкции.

Однако осуществить задуманное не удалось, так как вышли из строя трубопроводы. Все надписи были отчетливо видны и отчетливо читались. Последним с «Отважного» сошел его командир. Одновременно с подрывом боезапаса в погребах отделить взрывом корковую оконечность корабля для последующего ее подъема. Выбитая на мраморном памятнике надпись сообщает: «Морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года». Саакяна, командира бригады ракетных кораблей капитана 1 ранга А. Ф.

Судя по всему, главный морской спасатель в своих обязательствах опирался на уже приобретенный опыт подобных операций: в августе 1957 года недалеко от Балаклавы из грунта с глубины в 84 метра буквально "выдернули" подводную лодку М-351. Боялась, что сердце не выдержит». Кроме мичмана Шупортяка иных виновных искать не стали. Капитан 1-го ранга Балашов увидел, как с тела обречённого матроса слезает кожа. На помощь подошли эсминцы «Сознательный» и «Бедовый», с последнего на корабль переправилась спасательная партия.

После поступления сигнала об объявлении учебно-боевой тревоги (9. 58) мичман Шаповалюк, в этом же году призванный на флот на должность старшины стартовой команды кормовой ракетной установки, находился за пультом поста контроля ракет в кормовом погребе 8. Горшков, 1973 г. Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Как выяснилось впоследствии, пламя в погребе появилось вследствие самопроизвольного запуска маршевого двигателя ракеты, затем срабатывания ракетного двигателя ее же стартовой ступени и последовавшего вслед за тем запуска нескольких стартовых двигателей других ракет. Здесь же содержится список из 24 фамилий погибших матросов.

Гибель кораблей, к сожалению, не прекращается. Надолго остался в памяти у наблюдателей район камбуза правого борта. На осевшей в воду на 1, 5 метра корме разгорался пожар. и от 8. 03.

Огонь подбирался к погребам, где хранились глубинные бомбы. В 14 час. С момента обнаружения пожара до затопления корабля прошло 5 часов 47 минут. Что же случилось. 30 сентября 1974г.

В 12:55 на место прибыло спасательное судно «Бештау» в 13:20 – СС-15 и СС-26, спустя еще несколько минут пожарно-дезактивационное судно «Пламя». В кормовых отсеках огнем были отрезаны и, вероятно, сразу погибли 3 матроса. В 14. 45 от нагрева взорвался боезапас глубинных бомб в погребе 10, а пожар распространился на кубрики 5 и 6. Он лег на грунт на глубине в 125 метров.

Потом прыгнул солдатиком. Еще через 25 — 30 с сработал стартовый двигатель второй ракеты, затем— других. БПК «Отважный» должен был обеспечить стрельбы малых ракетных кораблей, а также принять участие в противолодочных учениях с проведением торпедной стрельбы. Безмельцев, в августе прибывший из училища, подавал личный пример подчиненным активными и мужественными действиями по тушению пожаров, находился на самых опасных участках борьбы с огнем на верхней палубе (ныне он командир бригады кораблей, капитан 1 ранга). Я уговаривал моряков прыгать. Пришедший на помощь «Комсомолец Украины» пытался сбить пламя в районе погреба 10 водяными струями (с 12. 19до 12. 45), но вынужден был отойти в сторону.

К проведению данной операции привлекли лучшие силы аварийно-спасательной службы. С этих судов на борт БПК «Отважный» в район горящих погребов подавалась пена. Но когда вода полностью затопила еще 2 отсека, запас плавучести судна был исчерпан. Оказалось — передается в Москву и Севастополь информация о прошедшем дне визита и от работы передатчика наводятся такие токи, что «зажгли» иллюминацию из сотен электрических лампочек. Схема продольного большого противолодочного корабля проекта 61. «Отважный» погиб, но его история имела неожиданное продолжение.

Взрыв сосредоточенного заряда общим весом 124 тонны (в тротиловом эквиваленте) потребовал решения и согласования многих вопросов, связанных с обеспечением безопасности судоходства и экологической безопасности на море. Есть ряд публикаций и научных работ, воспоминания моряков и художественные произведения. Для его уничтожения предусматривалось заложить и осуществить одновременный подрыв нескольких сосредоточенных зарядов: двух по 10 тонн, укладываемых на палубе, над погребом 4 двух по 20 тонн, навешиваемых на правый борт возле погреба 5 одного 10 тонн, навешиваемого на правый борт возле погреба 7 одного весом 9 тонн, закладываемого непосредственно в погреб 6 (фактически в погреб было заложено 23, 6 тонны) одного весом 20 тонн для отделения кормовой части, закладываемого в погреб 8.

Хорошо помню этот черный день для всего Военно-Морского Флота. Во избежание детонации с горящего ВПК отстрелили за борт пять боевых торпед. БПК получил крен в 12 градусов на правый борт.

А когда наконец ломом пробили отверстие чуть ниже иллюминатора, оттуда хлынул кипяток. Обоих матросов подняли баркасы соседних кораблей. В составе отряда кораблей контр-адмирала Л. Я. Васюкова БПК «Отважный» посетил с дружественными визитами порты Италии – Таранто и Мессину.

Однако, даже затонув, БПК «Отважный» продемонстрировал очень высокую живучесть. Несмотря на то что «Отважный» к 1974 году уже девять лет находился в строю, он продолжал считаться одним из лучших боевых кораблей Черноморского флота СССР.

метров, комбинированного тросово-цепного бриделя и железобетонного массива массой 80 т. В 15. 35 БПК «Отважный» начал погружаться в Черное море кормой без опрокидывания, с эсминца «Бедового» отдали буксир.

В конце доклада Главком сказал: «Командир, чувствуй себя спокойно. По легенде, к этому невольно приложил руку генсек ЦК КПСС Л. И. Брежнев. В 9 ч 25 мин «Отважный» вместе со стреляющими малыми ракетными кораблями вошел в запланированный полигон боевой подготовки. Этим была поставлена точка в вопросе о подъеме БПК Отважный. 50).

В декабре 1977 – январе 1978 г. г. Как потом выяснилось, самопроизвольно включился маршевый двигатель зенитной ракеты. Так что корабли действительно перенасыщены электромагнитными полями разных происхождений. погрузился под воду. Обоих наградили посмертно орденами Красной Звезды».

Так, например, рассуждения капитана 2 ранга В. С. Жбанова и командира судна старшего лейтенанта И. Х. Мы ходили на боевое дежурство в Средиземное море и в Атлантику. Пытался отплыть от корабля, но меня все время притягивало к борту. Однако через 7 минут произошел обрыв буксирных тросов с эсминца «Сознательного», новые тросы начали заводить с «Бедового». Все это явно надуманная ложь Вызывает глубокое сожаление, что такой серьезный и уважаемый автор, как Б. А.

Первые предположения о причине взрыва были двойственными — взрываются или пусковые баллоны в кормовом машинном отделении (баллоны со сжатым воздухом для запуска главных двигателей) или ракеты в погребе кормовой зенитной ракетной установки. Постоянно, при любом погружении сначала шло обследование положения корпуса. Один раз побывали на Кубе. Глубина в месте его затопления составляла порядка 125 метров. Перед подводниками была поставлена новая задача — обследовать затонувший буквально несколько дней назад один из кораблей Черноморского флота.

В 15. 35 БПК «Отважный» начал погружаться в Черное море кормой без опрокидывания, с эсминца «Бедового» отдали буксир. Винника.

В 10:23 личному составу «Отважного», который располагался в кормовых отсеках судна, было приказано эвакуироваться с корабля. Шупортяк побежал в носовую часть корабля – система «Карат» команды на тушение так и не получила. Изготовленные элементы зарядов в сентябре прибыли на флот.

Так и ушел Петрухин вместе с «Отважным» на дно Черного моря, наверное, десятки раз, проклиная конструкторов за такие узкие иллюминаторы, через которые даже человек средней полноты не в состоянии был вылезти. Это сделать не удалось, поскольку трубопроводы обеих систем вышли из строя. Гибель большого противолодочного корабля проекта 61 "Отважный" 30. 09. В районе кормового ракетного погреба, в котором началась авария, корпус имел излом и был скручен.

Через 20 секунд раздался второй взрыв. Некоторые матросы боялись прыгать и их сталкивал в воду офицер.

Всего с момента обнаружения на корабле пожара до его затопления прошло 5 часов 47 минут.

Через 7 минут на «Отважном» начали процедуру перекачки топлива с правого на левый борт, но это не помогло избавиться от крена. Вскоре корма БПК погрузилась в море по верхнюю палубу, а крен на правый борт достиг 16 градусов. При этом предусматривалось предварительное отделение кормы и отдельный ее подъем. Цель буксировки — вывести «Отважный» с больших глубин на мелководье в районе Севастопольского рейда. В 1970 году БПК был объявлен лучшимкораблем Черноморского флота, принял участие в маневрах «Океан», выходил к берегам Кубы и в Атлантику. Вокруг уже топливо гореть начинает -он висит. Вдобавок, как было видно, в пробоину в борту засасывает воду с обломками. 186 человек прыгнули за борт в воду.

Где-то через полтора месяца, погружаясь в очередной раз на своих сверхмалых подводных лодках к «Отважному», подводники увидели в том же иллюминаторе обглоданный рыбами человеческий скелет — скелет покорно опустился на надстройку черепом вниз и уже больше не рвался к людям и солнцу. Решения правильное, однако, выполнить его в полной мере не удалось. Согласно спецификации корабли данного проекта могли оставаться на плаву только после затопления 3-х смежных отсеков. Из 287 человек, которые находились на борту БПК «Отважный», в том числе и проходящих практику курсантов, погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов). В 11:55 на место событий для оказания помощи прибыл БПК «Комсомолец Украины». В 11. 59 пожар на борту корабля удалось локализовать из погребов стал валить белый дым. В приказе Министра обороны по случаю гибели бпк «Отважный»» было указано, что «командир в сложнейшей обстановке действовал правильно, правильно определил рубежи обороны и организовал борьбу за живучесть корабля, принимал необходимые меры, по спасению экипажа и последним покинул корабль».

с мотором и аварийным сбросом груза». В книге Бориса Каржавина «Гибель «Отважного» о большой работе, выполненной подводными аппаратами, к сожалению, ничего не говорится. К концу XX века в строю оставалось два корабля: "Сдержанный" и "Сметливый".

Выйдя на верхнюю палубу в район бака, командир приказал матросам прыгать в воду. «Сознательный» начал буксировку «Отважного» имевшего крен 13, на мелкое место в район Херсонеса. Саакяна и группы старших офицеров. Весь этот хаос олицетворял последствия недавней тяжелой катастрофы.

Обессилев от боли и крика, Петрухин уговаривал отрезать ему ноги и часть тела, только бы вырваться из кипящеro отсека, но никто не решился этого сделать. Семерых моряков взрывом сбросило с юта в море и их подобрали подошедшие корабли. До воды было метров 15.

«Ну, вы там сильно не наказывайте» – этой фразы генсека, оказалось достаточно, чтобы не посыпались звёзды с погон. Погибло 24 человека (в том числе 5 курсантов)., спустя минуту – новое приказание: Покинуть корабль. Ракетные катера и корабли начали окончательную подготовку к выполнению ракетных стрельб, включив радиолокационные станции наблюдения и стрельбовые станции. Когда ему доложили о гибели «Отважного», он ехал в хорошем настроении с чествования в Новороссийске героев Малой Земли. Однако начальник аварийно-спасательной службы (АСС) Черноморского флота капитан первого ранга Александр Жбанов честно сказал командующему Черноморским флотом адмиралу Николаю Ховрину, что проведение данной операции невозможно из-за недостаточного количества технических средств, находящихся в распоряжении АСС. С этого момента началась работа по сбору информации о целесообразности подъема корабля.

В 9 ч 59 мин старший помощник доложил командиру, находившемуся на Главном командном пункте (ГКП), о готовности корабля к проведению учения. В 14. 00 с борта «Отважного» сняли раненых и пострадавших, а еще через 10 минут начали подачу пены в кормовую машину. В раздражении С. Г.

Колташева о причинах отказа от подъема БПК "Отважный" – это сплошной вымысел". "Отважный" перестал существовать.

КТО ВИНОВАТ. Корабль этой постройки (проект 61) имел наиболее совершенные по тому времени и уровню технологии гидроакустические станции обнаружения подводных лодок, реактивные бомбовые установки, противолодочное торпедное оружие. Все это время пожар в кормовом машинном отделении корабля продолжался. 165-166 как бы вскользь упоминается, что при первоначальном обследовании положения «Отважного» на грунте «притащили батискаф. Как уходил под воду Отважный, я не видел.

Так как первый батискаф на Черном море появится только через пять лет, а войдет в строй еще через пять, так что, кроме АРСа, опускаться к «Отважному» было некому. Тушить пожар на «Отважном» пытались ПДС-123 и буксир СБ-15. Вес тротилового эквивалента боезапаса в этих погребах корабля составлял 103т. После этого он перевел тумблеры на пульте подачи напряжения в положение «вкл». Затем мичман с помощью тумблеров на пульте подал напряжение на механизмы поворота пусковой установки – 380 вольт и в цепь стрельбы (110 вольт). Взрывом разрушило переборки на 233 — 251-м шпангоутах и затопило отсеки 13, 14.

По всей видимости, одновременно с этим взорвалась и цистерна, в которой хранилось 5 тонн авиационного керосина. Он как будто ничем таким особенным, героическим до этого не выделялся.

"Отважный" погибает. «Отважный» входил в состав 70-й бригады противолодочных кораблей. БПК «Отважный» принадлежал к кораблям проекта 61 типа «Комсомолец Украины» (по кодификации НАТО – Kashin). С приходом нового командира корабль не только не сдал свои позиции, как иногда бывает, но продолжал стабильно наращивать уровень своей боевой готовности. От соленой воды выворачивало наизнанку».

Дальность хода на скорости в 20 узлов равнялась 4000 морских миль. Однако, даже затонув, БПК «Отважный» продемонстрировал очень высокую живучесть. ПДС-123 было оборудовано огнеметами для поджога топлива.

29 августа ВПК под командованием капитана 2 ранга И. П. От потери продольной остойчивости «Отважный» поднялся в воде вертикально, задрав нос и ушел кормой вниз, не опрокидываясь. Кавторанг едва успел сказать: «Товарищ контр-адмирал, разрешите разобраться» – как в корме корабля раздался оглушительный хлопок, за ним еще один, еще А потом корабль подбросило, как от мощного пинка и из-под ставшей дыбом кормовой палубы в небо вонзился высоченный огненный столб. Наше государство способно построить новый корабль, а ты — молодец, что спас людей». Надстройки изготовленные из легких сплавов, сильно обгорели. – Вызвали младшего сына.

Что скрывали. Говорю: Прыгай после меня, когда я отплыву. Я говорю боцману: Дай ему свой жилет, будем спускать его по буксирному канату. Остальные 18 кораблей были списаны и разобраны на металл, еще один – БПК «Отважный» – затонул. С корабля быстро были эвакуированы секретные документы.

Образцовой была признана живучесть кораблей «проекта 61» – после взрыва погреба «Отважный» продержался на воде почти шесть часов. Подъем секретной аппаратуры и документации. Схема продольного большого противолодочного корабля проекта 61. Гигантская стена воды на несколько секунд замерла и обрушилась вниз. С воплем «Сейчас рванет. ». Отличались данные корабли и замечательным внешним видом и архитектурой.

Прыгай. Колташевым. Спускаюсь по левому борту, Эрназаров за мной. Пожар разрастался. Я это могу подтвердить и не только примером «Отважного», но и своей службой на кораблях Черноморского флота в продолжении трех десятилетий после гибели «Новороссийска».

Уже через 8 минут после взрыва корабль имел крен на правый борт до 12 с дифферентом на корму 1, 5 м. К 10. 20 усилился и начал распространяться пожар в корме от воспламенения вытекающего топлива (пожар до 164-го шп. ). Начали прыгать в воду. В 1972-1973 годах корабль прошел очередной восьмимесячный ремонт в доках Севастополя. Минут через 15 прозвучала команда Всем на бак. В кормовом машинном отсеке была активирована система химического пожаротушения.

Из-за образовавшихся в борту трещин сразу же затопило четыре кормовых отсека. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Ошпаренные люди метались в коридорах, задыхаясь от дыма и газов. Впервые в истории советского кораблестроения БПК получил 2 ЗРК М-1 «Волна». 15 мин.

На заряды дали подрывной электроток. "отрывных". От потери продольной остойчивости «Отважный» поднялся в воде вертикально, задрав нос и ушел кормой вниз, не опрокидываясь. Прыгнул, а он висит.

Все они пытались водяными струями сбить огонь в районе кормового хранилища авиационного топлива и боекомплекта корабельного вертолета, но вскоре из-за большого огня вынуждены были отойти. Выводы комиссии были следующие:- ракеты В-601 – 16 шт. Они были последними, кто видел командира на гибнувшем корабле. С уважением ко всем участникам, Волк.

«Холодная война» была в самом разгаре. Физическая нагрузка на глубине была колоссальная, в процессе работы все были насквозь мокрые от пота, а когда подымались в колоколе наверх, то замерзали. Нарастающий крен подсказывал, что взрыв пробил обшивку корабля ниже ватерлинии и теперь кормовые отсеки «Отважного» стремительно заполняются водой. Старший помощник командира организовал оставление корабля: по команде группами матросы и старшины прыгали в воду, когда отплывала одна группа, старпом подавал команду другой — «в воду. ».

Сына нет, что я буду смотреть. В 15:07 он стабилизировался на отметке в 27 градусов. Следущее : У корпуса затонувшего БПК было организовано постоянное дежурство корабля ПЛО из дивизии ОВРа. Озабоченный престижем страны, министр обороны маршал Гречко потребовал поднять «Отважный» любой ценой. Одновременно с борьбой с пожаром производилась буксировка корабля подошедшими эсминцем «Сознательный», а затем ракетным кораблем «Бедовый».

Он пытался протиснуться через иллюминатор и выпрыгнуть в море (возможно, дверь заклинило), но смог вылезти только до половины — застрял. Корма Отважного была в воде, нос за-дрался.

Он с отцом вместе ходил к кораблям, а я никуда не хотела идти. У модернизированных судов – 3950/4900 тонн соответственно. – Поначалу корабль хотели назвать Орел.

В 9. 55 «Отважный» прибыл в район испытаний, по кораблю объявили учебно-боевую тревогу. В 10. 00 — члены экипажа, находящиеся вблизи кормового ракетного погреба, услышали шипение, треск, хлопок. Всего с момента обнаружения на корабле пожара до его затопления прошло 5 часов 47 минут. Вобщем-то, что включало в себя понятие "снято оборудование". Через образовавшиеся трещины стала поступать вода, быстро заполнившая 4 отсека. В начале 1976 года функции подводных аппаратов в операции «Ступень» себя исчерпали. Это разрешение командиру дал начальник штаба флота.

К 11 часам к месту трагедии подошли большие ракетные корабли (БРК) Бедовый и Сознательный, которые высадили на Отважный аварийно-спасательные группы, а затем безуспешно пытались взять его на буксир. Правда, на стр. В связи с этой версией мне вспомнился один эпизод из давнишнего, лет за восемь до этой аварии, визита эскадренного миноносца «Напористый» Черноморского флота в Эфиопию, порт Массауа. по приказанию начальника штаба ЧФ личный состав начал покидать корабль.

Визит был официальный, на кораблях (а император Эфиопии Хайле Селассие приглашал на День эфиопского флота корабли только «великих морских держав» — СССР, США, Англии и Франции) — была устроена иллюминация. Все это привело к резкому скачку давления в погребе (примерно 3 атмосферы), в результате чего на крышку погреба начала действовать сила примерно в 2500 тонн, что стало причиной ее срыва. Еще через 25 — 30 с сработал стартовый двигатель второй ракеты, затем— других. Для этого в три негерметичных контейнера уложили первичные детонаторы всего боезапаса.

В два часа дня с корабля эвакуировали раненых. Мы опять за шланги – и тушить. Рыбы всплыло немного. 47 мин. Доложив на берег о готовности к началу учений, командир «Отважного» капитан 2-го ранга Винник с одобрения стоявшего рядом начштаба флота контр-адмирала Саакяна приказал занести этот факт в вахтенный журнал.

Линии связи были коммутированы на КП ЧФ. Одновременно было выполнено ряд мероприятий по предупреждению разлива дизельного топлива из цистерн затонувшего корабля (около 300 тонн). Расследование показало, что после появления огня в погребе до момента сильного взрыва прошло не менее 18 секунд (время уточнили в ходе следственного эксперимента на однотипном БПК Комсомолец Украины, замеряя секундомером продолжительность пробега мичмана от поста до места падения после взрыва). были правильными. Воздушной ударной волны не было.

С "Отважного" предстояло согласно приказу ГК ВМФ от 12. 11. 1974г. Взрывом разрушило переборки на 233 — 251-м шпангоутах и затопило отсеки 13, 14. В течение часа буксировка «Отважного» не возобновлялась. Над морем по всей длине корабля взметнулся тридцатиметровый столб воды и пламени.

Командир подробно доложил обстоятельства гибели корабля и действия личного состава. Корма, пробитая взрывом, стала оседать. В камбузе на матросов обрушились котлы с кипящей водой. В этом приподнятом настроении в 8. 55 поющий фрегат ушел в море. Все люди с воды были подобраны на плавсредства, никто не утонул.

Имея стандартное водоизмещение 3500 тонн, они стали первыми в мире крупными боевыми кораблями, оснащенными газотурбинными энергетическими установками. Ожоги и ранения различной степени получили 26 человек.

Расстояние от точки морской катастрофы до мыса Херсонес по пеленгу 300 градусов составляло 17, 8 мили, так что место «упокоения» корабля было четко зафиксировано на картах и в море и, по словам подводников, необходимость в поиске отпадала. Не помню, через сколько времени нас подняли на торпедный катер. БПК совершил семь удачных походов на боевую службу. Водой затопило три отсека ( 10— 12, от 164 до 233-го шп. ) и помещение холодильной машины 3 (9-й отсек).

Учитывая исключительную трудность подъема Отважного (удаленный от берега открытый ветру и волнению район, большая глубина затопления, наметившийся разлом корпуса и значительная его масса), комиссия рекомендовала корабль не поднимать, ограничившись необходимым демонтажем оборудования. Сомневаюсь, чтобы С. Г. Горшков делился своими мыслями и переживаниями с В. С. Недаром американские моряки прозвали новые советские сторожевые корабли «поющими фрегатами» – когда БПК давал полный ход, зрителям оставалось лишь быстро затихающее «пение» турбин умчавшегося вдаль корабля. Комара и ряд других офицеров штаба и управления флота, «Отважный» направился в район проведения учения. Как и на ГКП, на ходовом мостике находятся машинные телеграфы и рулевое управление.

Над местом взрыва поднялся столб пламени и повалил густой черный дым. Пришедший на помощь «Комсомолец Украины» пытался сбить пламя в районе погреба 10 водяными струями (с 12. 19до 12. 45), но вынужден был отойти в сторону. до 13 ч. 15 мин., спасательных судов "Бештау", ПЖС-123, СБ-15. С трех часов дня личный состав покидал свой обреченный корабль, крен возрос до 32 градусов, БПК потерял остойчивость, поднялся вертикально носом вверх и в 15. 57 ушел кормой вниз, не опрокидываясь.

Море было 3-4 балла, сильный ветер относил плотики, выброшенные самолётами и вертолётами». В конце августа СС-21 сменил прибывшее с Северного флота судоподъемное судно "Карпаты". 17 июня 1977 г. на глубине 125 м погиб водолаз СПС "Карпаты" Р. Т. Он в Венгрии служил. Они были сформулированы в приказе главнокомандующего ВМФ от 12. 11. 1974 г. и трех директивах главного штаба ВМФ издаваемых по ходу работ: от 28. 05. 1975 г., 3. 02. 76 г. и 8. 03. 77 г. Указанными документами предусматривались следующие решения:а) Сформировать за счет, сил Черноморского флота специальный судоподъемный отряд (ССО) в составе: СПС "Карпаты", СС-21 (СС-26), СБС проекта 733С, ВМ проекта535 (532), килектора судов обеспечения. ЧТО ДЕЛАТЬ С "ОТВАЖНЫМ". По периметру полигона были установлены корабли охраны района.

В 14. 00 с борта «Отважного» сняли раненых и пострадавших, а еще через 10 минут начали подачу пены в кормовую машину. 527М (обоими спасателями при работах в море командовал капитан-лейтенант Виталий Юрганов), были начаты работы по детальному обследованию корабля и проходу в тамбур 24 и коридор 4 в носовой части левого борта, где находились подготовленная к эвакуации секретная аппаратура и документы. 9 августа БПК "Отважный" под командованием капитана 2 ранга И. П. 29 августа 1974 года корабль под управлением капитана 2-го ранга И. П. Винника вышел в открытое море и успешно провел торпедные стрельбы. Участвовал «Отважный» и в фактических боевых действиях — в обеспечении безопасности Порт-Саида в 1968 г., в организации обороны порта Конакри (Гвинея) в 1972 г. по просьбе президента Секу Туре.

Тушить пожар на «Отважном» пытались ПДС-123 и буксир СБ-15. Тогда было решено поднимать корабль частями, то есть ступенями (отсюда и родилось название операции — "Ступень"). Запылал керосин.

Корабль принял уже 2200 т воды, почти 40 длины корпуса было затоплено. Система подрыва снарядов состояла из следующих элементов:- на дно моря на глубине 160 м укладывалась герметичная распределительная коробка (предварительно испытанная) с заведенными в нее 14 распределительными линиями кабелей и 2 магистральными кабелями подрыва- подрыв заряда осуществлялся вставленным в нем электродетонатором ЭДГ – для повышения надежности одновременного подрыва всех зарядов они соединялись между собой дублирующей линией подрыва, состоящей из гибких шланговых зарядов ГШЗ-4- одновременный подрыв всех зарядов планировался со спасательного судна пр. После окончания работ на проем двери в тамбур была установлена заградительная решетка. Машины немедленно остановили и сразу же сыграли боевую и аварийную тревоги.

"основных" и 6 шт. Напрашивается аналогия со взрывом 1-го отсека АПЛ пр. 949А "К-141" ("Курск"). В это время пожар на борту набирал обороты. В 1970 "Отважный" признан "отличным кораблем Краснознаменного Черноморского флота", участвует в маневрах "Океан", подходит к берегам Кубы, выходит в Атлантику, а в 1973-м в составе отряда с флагманом "Адмирал Ушаков" с дружественным визитом посещает Италию. Корабль получил крен 12 на правый борт.

На "Комсомольце Украины" — идентичном противолодочнике провели следственный эксперимент. Во избежание детонации с горящего ВПК отстрелили за борт пять боевых торпед. Впервые было широко использовано новое глубоководное водолазное снаряжение СВГ-200. 1. 2. 46 мин. Спустя всего 12 минут корабль полностью скрылся под водой.

Положительный ответ дала только одна, заявив о необходимости демонтажа и подъема радиолокационных антенн, чтобы с ними не мог ознакомиться вероятный противник. Горшков, 1973 г. КАК И ПРИНЯТО, после гибели корабля начались всесторонние разбирательства. Для подрыва двери в тамбур использовались средняя и малая прилипающие магнитные мины.

2. Крен на правый борт быстро увеличился до 25, личному составу приказали покинуть корабль. Последовательно раздались три взрыва кормовой батареи. У нас были свои герои.

Потом нас приглашали на открытие памятника погибшим, я не смогла поехать. Уже через 8 минут после взрыва корабль имел крен на правый борт до 12 с дифферентом на корму 1, 5 м. К 10. 20 усилился и начал распространяться пожар в корме от воспламенения вытекающего топлива (пожар до 164-го шп. ). Пока адмирал Самойлов объявлял по флоту боевую тревогу, пока к аварийному кораблю спешили корабли-спасатели, пришедший в себя после взрыва экипаж «Отважного» приступил к борьбе за его спасение. БПК приготовили к уничтожению на дне моря.

Смирнова, содержащих не соответствующие действительности факты. «Отважный» вступил в строй Черноморского флота в январе 1966 г., девять лет очень много плавал, ежегодно нес боевую службу в Средиземном море (так назывались систематические действия кораблей Черноморского и других флотов с задачей противодействия и нейтрализации 6-го флота США и других военно-морских сил в Средиземном море), успешно участвовал во всех крупных учениях и маневрах Военно-Морского Флота СССР, в том числе в широко известных военно-морских маневрах «Океан», с выполнением ракетной стрельбы в Атлантическом океане и совместных с Северным флотом поисковых действиях в Баренцевом море (вместе с противолодочным крейсером «Ленинград»). Из-за заклиненного руля буксировка шла медленно, а в 11. 43 «Сознательный» перепутал команды и прекратил буксировку, обрубив концы. Снял ботинки, посмотрел вниз, было уже высоковато над водой, только здесь мне пришла в голову мысль: «А ведь у меня двое деток» и решительно спрыгнул вниз «солдатиком». Я из гальюна не вылазил.

На верхней палубе вода дошла до кормовой артиллерийской башни. БПК величественно лежал с креном на левый борт, в какой-то голубоватой дымке. В результате к моменту гибели корабль довели только до глубины 130 метров. А попросту — корабль погиб, погибли люди и кто-то должен ответить.

БПК "Бедовый" отдал буксир, 15 час. Крен «Отважного» увеличился до 27 и спасти его уже было невозможно (дифферент на корму составил 6, 5 м, а верхняя палуба вошла в воду до барбета кормовой артбашни). 45 АСГ из 11 человек высадилась на «Отважный» и с РКБ «Бедовый».

В июне 1974 г. командир бпк «Отважный» капитан 2 ранга И. Винник назначается с повышением на должность командира корабельного соединения в другом гарнизоне флота, в Донузлаве, куда он и убыл, передав командирские дела и обязанности своему старшему помощнику капитан-лейтенанту В. В. В этом районе начался сильный пожар. Позже катер подняли водолазы. С 15. 03 до 15. 24 личный состав покидал обреченный корабль.

.