Краткое Описание Картины Боярыня Морозова
Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы».
Все на картине будто напряглось. Главная героиня отличается и незаурядной внешностью и стремлением оставаться сильной против любых притеснений и желанием напоследок рассказать всем о важности ее верований. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане.
В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать.
Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
Каменный храм построили в 1703 году. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.
Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Она почти не смотрит на боярыню. Вносит в нее волнение и она колышется Волнами в ритме движения саней. Центральной фигурой картины Сурикова есть сама боярыня.
«Боярыня Морозова» описание картины
Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Очень трудно ее лицо было найти. События происходят в 17 веке.
Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.
Она призывает народ к борьбе и подвигу. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. По центру полотна изображена боярыня Морозова. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс
Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Его лица не видно. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить.
Изображая народную массу на улице, Суриков должен был разрешить сложнейшие композиционные задачи, что он и сделал с замечательным мастерством. Действие происходит на одной из московских улиц. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам.
И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. На переднем плане мы видим женщину в русской народной одежде XVII века, полулежащую на санях-развальнях.
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. На картине убежденная староверка Морозова запечатлена в момент, когда она подняла руку с двуперстным крестным знамением. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Вот пять женщин в правой части картины.
Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Рукой она изображает два перста. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Но смеялись немногие.
По ним можно прочитать целую жизнь каждого из них, видны и их чувства и отношение к наказанию их предводителя. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Не смею, - отвечал стрелец.
Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс
Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Нравилось им, что я казак и не курю. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица.
Происходило это семнадцатого или восемнадцатого ноября 1671 года. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Наоборот, всем видом эта женщина говорит о том, что она никогда не отступится от своей веры. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли.
(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Образы княгини Урусовой и стрельца – центр толпы в правой части, за ними идут несколько человек в темной одежде, потом – юная девушка и жизнерадостный подросток, а за рукой Морозовой – головы, слитые в общий фон. Естественно, я говорю о староверах православных.
Описание картины «Боярыня Морозова
Оно вошло в обиход уже в 18 веке. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Это единство поддерживается в частности тем, что женские лица в народной толпе родственны по типу лица самой Морозовой.
Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.
Ноги у нее скованы цепью. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.
Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Картина ожила. Это сама героиня и юродивый.
Женщины сочувствуют. Портретный этюд был написан всего за два часа. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.
На шапку накинут платок. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Исследователи этой темы – серьезные историки – не первый век спорят, какой термин справедлив: старообрядчество или староверие.
Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения., они уже видят эту большую картину. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Все на картине будто напряглось. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков.
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Называли себя староверами. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Среди последних, как известно, было даже немало священников. И нет никакого сомнения, что на прощание толпе боярыня выкрикивает слова, в которых заложена вся суть этих убеждений – за них она готова идти до конца. Все лицо мелко было. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. И отверженные тянутся душами к своей заступнице.
Описание картины В Сурикова Боярыня Морозова
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Картина вызывает восторг. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры.
Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Его бег поможет поехать дровням. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая.
Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
Это Феодосия Морозова. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Что я и наблюдаю на картине. Ее глаза полны слез.
Но Суриков мучается: Не то, не то. Ведь сколько времени я его искал. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Так и моя бабушка говорила. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки.
Их лица и фигуры реалистично и аккуратно выписаны. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни., они уже видят эту большую картину.
Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»
На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Это был раскол из-за убеждений и веры.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. И в правой и в левой части Картины есть сторонники Морозовой и противники. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.
Описание картины «Боярыня Морозова»
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Люди потянулись к ней взорами. Впечатление движения саней поддерживается и нарастанием движения в фигурах -- от правого края к центру: справа -- сидящий на снегу юродивый, затем--вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищенка и, наконец идущая рядом с санями Урусова.
И она уже втягивает их в это пространство своё, пространство красок, пространство величины этой картины, пространство образов. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. С любой стороны взоры собравшихся обращены к ней. Картина ожила. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.
Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Она сидит в розвальнях, на соломе.
Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Справа, сопровождаемая стрельцом, за санями Идет ее сестра – княгиня Евдокия Урусова, молитвенно сжав руки перед ней, как перед иконой. Впереди на коленях старая нищенка. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Картина отразила только один эпизод в жизни опальной боярыни, а по сути, целую эпоху не только в истории церкви, но и всего русского общества. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на Изможденном, мертвенно-бледном лице.
Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. С увлечением работал художник над пейзажем картины. Клин саней раскалывает, рассекает сбитую, спрессованную толпу.
Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца.
Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Люди потянулись к ней взорами. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Картина потрясающая. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Ее увозили в ссылку. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.
Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. (8) Церковь. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной.
Описание картины Боярыня Морозова
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Портретный этюд был написан всего за два часа. И как вставил ее в картину- она всех победила.
У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. На ее лице глубокая скорбь. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.
И мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Там, в Преображенском, все меня знали. Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много, - рассказывал он. - Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Улица запружена Народом.
Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Это и отразил художник на картине. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Я с нее написал этюд в садике в два часа. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Она возвышается над всеми людьми. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Работа над картиной: центральный образ
Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Она не хотела изменять старой вере. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. (1) Феодосия Морозова. Приглядел для работы соседний переулок.
Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область).
Людей очень много, но при этом их трудно назвать толпой. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Но боярыня отказалась. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.
Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Это Феодосия Морозова. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. На переднем плане картины в санях изображена женщина.
Образ женщины на картине, представляющей староверов
При взгляде на знаменитую картину В. Сурикова Боярыня Морозова внимание главным образом сосредотачивается на двух полных драматизма фигурах: образе староверки Федосьи Прокопьевны Морозовой, мятежно вскинувшей руку и на полураздетом юродивом, сидящем на снегу. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. В толпе терялось.
Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Без устали работал Суриков на натуре. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере.