Куинджи Архип Иванович Фото

Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Кормил их, лечил, а слетались к нему птицы тысячами. О том, что произошло, говорили разное.

В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой трудился 23 года. Крым» и многое другое. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. И только ему одному – Куинджи – было отказано. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах.

  1. Список картин Архипа Ивановича Куинджи
  2. Архип Куинджи: пейзажная философия прославленного художника
  3. Куинджи Архип Иванович – биография и картины
  4. Куинджи Архип ИвановичКартины и биография
  5. Мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи
  6. Архип Иванович Куинджи биография
  7. Архип Куинджи – поэт ночного неба

В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием».

Имелись неопровержимые свидетельства, например, Репина: «Есть прибор – измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей». Его просто-напросто не принимали в Академию. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников.

Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Петровская, 82).

Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Начиналось всё нехорошо. Для современников художника его картины были радостным откровением. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи.

  • Архип Куинджи — художник, который был влюблен в Крым
  • Художник Куинджи Архип Иванович
  • Архип Куинджи: биография и творчество
  • Русский художник Архип Иванович Куинджи
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Картины Архипа Ивановича Куинджи

Так, в 1904году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». «Сами по себе луна и солнце, — писал Крамской, — не предмет для живописи».

Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. У Куинджи была железная хватка. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями.

В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). По воспоминаниям товарищей, учился он плохо, зато уже тогда увлекался живописью и рисовал на любом подходящем материале— на стенах, заборах и обрывках бумаги. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Две попытки оказались неудачными, после чего его заметили на конкурсе, на котором он выставил свою работу «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма».

  1. Все Картины Архип Куинджи по алфавиту
  2. АРХИП КУИНДЖИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ В ПЯТИ КАРТИНАХ
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Архип Иванович Куинджи Биография

С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати – работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках». В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек»2. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины.

Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. В. М. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Впоследствии оказалось, что асфальтовые краски непрочны и под воздействием света и воздуха разлагаются и темнеют.

Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Нет, понимаю. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского3, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него.

Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. В двадцать с небольшим он отправился в путь.

Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Среди рисунков художника сохранился портрет её отца – надо полагать, Архип не упускал ни одного повода, чтобы увидеться с возлюбленной.

Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Набивалось до 200 человек. Её мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину Константиновичу, который взял произведение с собой в кругосветное путешествие. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Художник света». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского».

А. И. Куинджи для ежегодных премий. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. В июне того же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»6, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Через год был возвращён обратно. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».

Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию.

Список картин Архипа 
Ивановича Куинджи

Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. И все же шумный успех картин Куинджи в то время, когда первым и едва ли не единственным мерилом искусства было мерило идейности и гражданственности, может на первый взгляд показаться странным. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Но далее началось сплошное расстройство.

Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой трудился 23 года.

Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. Но решение было принято. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места.

Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880).

В том числе две с одним названием. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира.

В этот момент, на пороге и наступила смерть. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. Был членом «Товарищества передвижников». С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала— сказалось больное сердце.

«Но, — говорил он о произведениях Куинджи, — глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Днепр. Я совершенный дурак перед этой картиной. Полотно залито солнечным светом, который проходя сквозь листву и кроны берез, ложится светлыми пятнами на зеленеющую траву.

Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Его первые работы производят впечатление на искушенную петербургскую публику, как и на его коллег-художников и в 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижников, в котором, правда, он не задержался долго, поскольку уже через год порвал с ним из-за одной анонимной статьи, где художника критиковали и упрекали во всех смертных грехах (разумеется, творческих) и выяснилось, что статью написал один из членов Товарищества – Михаил Клодт. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины.

Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. Картина или действительность.

Скромный по размеру пейзаж. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине».

Биограф Куинджи Михаил Неведомский написал: «Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В июне того же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.

Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.

Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство». Примечательно также, что Куинджи обладал особой чувствительностью зрения.

Там он создает одну из своих самых известных работ, «На острове Валааме», о которой Илья Репин написал следующее: «Всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.

Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Художник-новатор. Этой работой начался т. н. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. В пятнадцать Архип Куинджи отправился в Феодосию искать удачу в мастерской Айвазовского, потом в Одессу, потом – в Петербург, не имея ни денег, ни знакомств, ни связей. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.

Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Это есть выражение моих личных мыслей». Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача.

Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.

Если он видел цель, то не останавливался, пока не добивался своего: по выражению Репина, «буравил землю насквозь». Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. В Белорусском национальном музее находится вариант картины композиционно существенно отличающаяся от первой. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.

В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.

Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Надо отметить, что после случившегося Клодт не смог там остаться тоже. Русской педагог не знал. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека.

Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма.

Было неслыханно, чтобы картина выставлялась сама по себе, но именно так и было сделано. С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала— сказалось больное сердце Куинджи. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.

В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь».

«Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Это была первая картина, которую приобрел у Куинджи Павел Третьяков для своей коллекции (ныне Третьяковская галерея).

Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника.

Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Так продолжалось восемь лет. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем.

Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченный «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером».

Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».

Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). "Непрерывные поиски новых световых эффектов, – пишет советский искусствовед Н. Н. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям.

Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Правда, последняя картина выделялась среди них и прочих передвижнических пейзажей более разнообразной красочной гаммой и усложнёнными колористическими решениями, что несколько снимало ощущение тяжести и унылости и привносило в работу оттенок сочувствия к изображённым героям. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.

Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Его успели удержать. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь.

Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»5. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. На волне успеха после выставок картин «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», которые сразу же полюбились публике, Архип Куинджи неожиданно для всех уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, больше не появляется на публике и не выставляет новых работ. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер.

Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины.

Быть может, это абсолютно новый живописный принцип. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Болезнь сердца сопровождалась удушьем.

Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.

Вид на гору Демерджи. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. О его зоркости слагались легенды. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств.

Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Он создал Общество художников, существовавшее на его средства, главной целью которого были сохранение и развитие традиций русского искусства: организация выставок, присуждение премий, покупка картин.

Крым», «Морской берег. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.

«Три раза Куинджи пытался поступить в Императорскую Академию художеств и три раза ему отказывали. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно».

Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Отец Куинджи был сапожником.

Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)7. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен.

«Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.

Открыл входную дверь. И было лишь началом. И ждала. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли.

Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины. А разве не так нас учит Господь. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.

Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского Адольф Феселер. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).

Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Это был громкий успех. Долгих двенадцать лет прошло, пока два любящих сердца смогли соединиться (когда Архип принес будущему тестю заветную «сотенную», тот выдвинул новые требования).

Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Один из его учеников писал в письме: «Это просто удивительно. В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу.

Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Кавказ». Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками.

В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). По вечерам начиналось веселье.

Оказывается, он все это время работал и не без успеха». Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом.

Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Этого не произошло. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи.

Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Художник очень тщательно подошёл к организации выставки: задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света. Не зря называл он Архипа Ивановича своим Гуру. Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».

«Да зачем вам. Сближение было не только вступлением в Товарищество, было оно идейным и творческим. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм».

Но юноша был настойчив и, вместо бесполезных попыток, он написал пейзаж: у моря с лунной дорожкой «Татарская сакля в Крыму». По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. и А. М.

Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Висели репродукции известных художников: в клубе сельском Васнецов "Иван -царевич на сером волке", у прораба по строительству в зале Репин "Иван грозный убивает своего сына", в столовой почему-то опять же репинская "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", у нас дома "Дети, бегущие от грозы"Маковского и в сельской библиотеке Куинджи "Березовая роща". С 1866 года Куинджи – в Академии. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.

Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Рано лишился родителей и жил в большой бедности.

Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой трудился 23 года. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В 1878 году на выставке в Париже, куда Куинджи приехал с молодой женой, он изумил французскую публику выставкой своих работ.

В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Люди замирали перед картиной и, как вспоминал Илья Репин, уходили со слезами на глазах. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель.

Луна. Это был фурор. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»4.

В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. Но то же очарование света. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.

Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. К несчастью из-за красок, которые оказались химически несовместимы и не выдержали испытания временем, некоторые полотна Архипа Ивановича, можно сказать, умерли.

Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев.

Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. Ни в каких богемных скандальных хрониках 19 века имя молодого Куинджи не упоминается. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.

На выставки с участием полотен живописца собирались огромные очереди посетителей, которые, проведя долгое время в созерцании, выходили из зала глубоко взволнованные и очарованные. Крым», «Крым. Греков – на другую сторону Азова. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой.

Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Новоуспенский в своей книге о Куинджи, – позволили ему открыть в природе ещё никем не введённые до него в искусство мотивы, даже в сюжетах, многократно разработанных художниками. Никто не мог понять, что происходит.

Кроме того, художник разработал яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов. Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей — прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны)». Академия помогала в этом немногим избранным.

Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Это был взрыв. В 1875году Куинджи побывал во Франции, где заказал свадебный фрак с цилиндром.

Однако это произведение было принято публикой на удивление скептически и даже с некоторой прохладцей. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. В 1878 году на Всемирной выставке в Париже в присутствии четы Куинджи были представлены произведения художника, вызвавшие всеобщее восхищение как публики, так и критики.

Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Собственно, желание ее отца осуществилось: дочь сделала хорошую партию.

В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Новый ректор Томишко столкнулся в канцелярии со студентом, который не знал его в лицо и не поклонился. Армян отправили на Дон.

За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Куинджи захотел его сопровождать. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».

О ее цене осведомился морской офицер. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Пейзаж он подарил Академии на выставку и получил две награды. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём.

Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». Товарищество передвижников было для него во многом сдерживающим, ограничивающим его талант строгими рамками, вот таким образом разрыв с ним был делом времени. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре».

Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Яйла», «Горный склон. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.

В итоге их ряды покинул Куинджи. Вместо фамилий у них были прозвища. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Главное – свет, дарующий покой и надежду. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь».

У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. – «Тысяч пять». Эти люди не выносили масок.

Они по-детски просты и естественны. Так же и Вера. В 1880 году Архип Куинджи представляет свою новую работу – «Лунная ночь на Днепре». Но зрители хлынули бесконечным потоком.

1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. О нем говорили, как о маге и чародее. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. В конце концов победа осталась за Куинджи.

Зато многие отмечали, что он прекрасно рисовал, причем где и на чем придется.

Известные картины Архипа Куинджи: «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Ночное». «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys).

В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек»1. Так что полюбила Вера Кечеджи небогатого юношу, а замуж вышла за известного художника. Обошлось это в сто тысяч рублей. Искусствовед Владимир Петров писал: «особенно остро ощущается динамизм, наэлектризованность жизни южной природы в картине «После дождя». Это усиливало эффект лунного сияния. Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н. К. Рерих. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.

Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке.

В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». С Куинджи поехали 12 человек. К нему приезжали в Крым учиться студенты, в его поместье проводились пленэры. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.

В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. И. Е. Репин сказал: «В пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.

После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики: оно поражало новыми, эффектными цветосочетаниями, для достижения которых художник проводил эксперименты с красочными пигментами и интенсивно применял битум. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Всё я сидел, смотрел и думал. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину.

Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.

Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. На это обратил внимание его хозяин и показал рисунки своему более образованному коллеге. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин.

Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Ведь Кавказ Куинджи символичен. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. В ответ на требования Ярошенко порвать с Академией Архип Иванович сказал, что это невозможно, там молодёжь, там его ученики.

Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Но лишь спустя два десятка лет Куинджи показал своим ученикам и друзьям новые работы, среди которых были «Вечер на Украине» и «Днепр утром». Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих.

Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Но угрюмость и печаль в картинах Куинджи отступили, сменившись романтическими настроениями и в 1896 году художник выносит на суд зрителей свою новую работу «Украинская ночь». В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ.

Хозяевам нравилось. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Целых 20 лет молчания.

В конце концов победа осталась за Куинджи. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. ».

В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Любимый с деревенского детства. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком».

На этом заканчивается его юность. Вера не забыла, не разлюбила своего Архипа. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

В июне того же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу.

Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби».

Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками и прессой. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики: оно поражало новыми, эффектными цветосочетаниями, для достижения которых художник проводил эксперименты с красочными пигментами и интенсивно применял битум. Художник много путешествовал. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма.

Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Тургенев писал, что французов оно потрясло. О Куинджи и его работах заговорили и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6.

Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». – «Хорошо, я её оставляю за собой». На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя.

Это было ново, необычно и, как писал художник Михаил Нестеров, перед картиной «стояла густая толпа абсолютно пораженных и восхищенных зрителей».