Куинджи Автопортрет
Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. В. М.
Но лишь спустя два десятка лет Куинджи показал своим ученикам и друзьям новые работы, среди которых были «Вечер на Украине» и «Днепр утром». Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Обошлось это в сто тысяч рублей. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни.
- Штрихи к портрету: 6 забавных историй об Архипе Куинджи
- Куинджи Архип Иванович – биография и картины
- Философия пейзажа: творчество Архипа Куинджи
- Куинджи Архип Иванович – великий русский пейзажист
- Архип Куинджи – поэт ночного неба
- Архип Куинджи: пейзажная философия прославленного художника
- Мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи
- Архип Куинджи: биография и творчество
«Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Несколько мелких деталей — дома, пасущаяся корова, деревья — сосредоточены в центре холста и служат лишь оживляющим композицию стаффажем. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Разве каждый шаг, каждое движение и даже внешность и манеры: этот острый и прямой взор, эта закинутая назад большая львиная голова, эта твердая поступь коротких ног не свидетельствовали все о том же – об уверенной в себе силе его я, о целостности, о натуре, неизменно верной себе. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи».
Яйла», «Горный склон. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Крым», «Крым.
«Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Крамским – идеологом передовых русских художников.
- Архип Куинджи: жизнь и творчество художника
- Картины — Куинджи, Архип Иванович
- Архип Иванович Куинджи – АВТОПОРТРЕТ
- МузейИнженерный корпус Третьяковской галереи
- АРХИП КУИНДЖИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ В ПЯТИ КАРТИНАХ
- Картины Архипа Ивановича Куинджи
- Как я нашла хорошую и недорогую кухонную вытяжку (Рассказ домохозяйки)
- Самое интересное в виде мозаики
Его успели удержать. Вот до чего доползла змея клеветы. Друзья не понимали причин, волновались. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан.
И хотя при этом впечатление реальности не утрачивается, намеренная ковровость, аппликационность показывают отвлеченность пейзажа. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». И только ему одному – Куинджи – было отказано. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
На этом заканчивается его юность. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской.
Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».
Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Вид на гору Демерджи. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом.
Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы.
Но эта правда, проходя сквозь горнило могучей индивидуальности художника, претворялась в ней. В 1868, по-видимому, посещал ИАХ в качестве вольноприходящего ученика. В картине нет ярких световых эффектов. По вечерам начиналось веселье.
Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Вся культурная Россия знала Куинджи. Мир, полный неги, красоты и покоя. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию».
Был членом «Товарищества передвижников». Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Куинджи захотел его сопровождать.
Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
Куинджи же сам объяснял так:. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Архип Куинджи лишился отца, когда ему было всего 4 года, мать пережила его ненамного и мальчика забрали к себе родственники по отцовской линии. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества.
И было лишь началом. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист.
Рассказывают, что однажды Д. И. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех — это «Украинская ночь». Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Это есть выражение моих личных мыслей». Короче, я не совсем понимаю Куинджи.
Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Это был громкий успех. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Долгих двенадцать лет прошло, пока два любящих сердца смогли соединиться (когда Архип принес будущему тестю заветную «сотенную», тот выдвинул новые требования).
В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Краски горят на белых стенах хаты. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину.
Две попытки оказались неудачными, после чего его заметили на конкурсе, на котором он выставил свою работу «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма». Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов.
Было неслыханно, чтобы картина выставлялась сама по себе, но именно так и было сделано. «Забытая деревня» — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения.
Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер».
Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Нет больше выставок Куинджи. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали.
В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня».
Доходило до того, что завистники шептали, что Куинджи вовсе не художник, а пастух, убивший в Крыму художника и завладевший его картинами. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Я совершенный дурак перед этой картиной. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща».
Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером.
Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. В двадцать с небольшим он отправился в путь. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой.
Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Его произведения проникнуты романтическим отношением к натуре и тонким лиризмом. Единственный, кому художник проиграл все партии, был будущий чемпион мира Александр Алёхин. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже.
Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». В 1893 художник был избран действительным членом ИАХ. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать.
Так же и Вера. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. В Москве проходит выставка Куинджи — в Третьяковской галерее можно посмотреть пейзажи одного из самых ярких отечественных художников XIX века. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков.
В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. Открыл входную дверь. Его мастерская была лабораторией исследователя.
К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.
Родился в бедной семье ремесленника-сапожника, выходца из Греции. Тишина царит над миром. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).
В ней все уныло, безотрадно, тускло. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»4. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца.
Вера не забыла, не разлюбила своего Архипа. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. И оно пришло, но в следующем столетии. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи.
В 1904 г. он выделяет на поощрение талантливой молодежи фонд в сто тысяч рублей, который предназначался для ежегодной выплаты премий ученикам Академии художеств. Это было ново, необычно и, как писал художник Михаил Нестеров, перед картиной «стояла густая толпа абсолютно пораженных и восхищенных зрителей». Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Не был принят художниками и «Вечер». Сближение было не только вступлением в Товарищество, было оно идейным и творческим.
Этого не произошло. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»5. В 1872 за картины «Осенняя распутица», «Валаам» и «Озеро» получил звание классного художника 3-й степени, в 1878 за картины «На острове Валааме», «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Украинская ночь», «Степь» признан классным художником 1-й степени.
И куда ни глянешь – не оторвать глаз. В конце концов победа осталась за Куинджи.
С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати – работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках». Рисовал с детства, где только мог. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев.
Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Скромный по размеру пейзаж. Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками и прессой. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков.
В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Армян отправили на Дон. Таков был этот оригинальный человек. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Неужели это художественное впечатление. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства.
Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. В 1875году Куинджи побывал во Франции, где заказал свадебный фрак с цилиндром. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Люди замирали перед картиной и, как вспоминал Илья Репин, уходили со слезами на глазах.
Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок.
Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт.
«Христос в Гефсиманском саду» — произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году.
Собственно, желание ее отца осуществилось: дочь сделала хорошую партию. В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. и А. М.
В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченный «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Через год был возвращён обратно. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ.
Любимый с деревенского детства. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа.
Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Художник-новатор. Нет, понимаю. Архип Иванович считал, что талант – это замечательно, но художник должен быть ещё и мыслителем и просто жизнерадостным, влюблённым в жизнь человеком.
Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Искрится легкая рябь на воде. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.
К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Но решение было принято.
В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. Оказывается, он все это время работал и не без успеха». Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места.
Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма.
В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Тем более это относится к серии «гор». Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем.
Рано лишился родителей и жил в большой бедности. В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». К нему приезжали в Крым учиться студенты, в его поместье проводились пленэры. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). 15 февраля 1897 г. Куинджи неожиданно подает президенту Академии художеств прошение об отставке.
Особенное возбуждение произвела его "Ночь на Днепре", где лунное сияние вдали на реке выражено с полной иллюзией. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Во время затворнического периода своей деятельности Куинджи не оставляет поиски художественного воплощения своего мировосприятия. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием.
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)7.
Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Кроме того, художник разработал яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ.
Даже нападки делали это имя еще более значительным. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Каждую пятницу его мастерская в Академии открывалась на четыре часа для всех желающих получить совет профессора Куинджи.
Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Своему детищу – Обществу им. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть.
Вместо фамилий у них были прозвища. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. – «Хорошо, я её оставляю за собой». С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза.
Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. – «Тысяч пять». В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Днепр.
Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя.
Не зря называл он Архипа Ивановича своим Гуру. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Но то же очарование света. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее».
Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н. К. Рерих. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Это усиливало эффект лунного сияния. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи.
Это был фурор. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.
Болезнь сердца сопровождалась удушьем. В картине сохранен от этюда прием среза верхнего края изображения, как в фотокадре, придавшего виду некий частный характер. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей.
Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. В северной природе царят гармония и покой. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству.
Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев.
«На острове Валааме» — первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Она не понята была даже Крамским. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя.
Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Но юноша был настойчив и, вместо бесполезных попыток, он написал пейзаж: у моря с лунной дорожкой «Татарская сакля в Крыму». Это я слилось, спаялось с искусством. В 1868 году художник принял участие в академической выставке.
– Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.
Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму он сам говорил, что художник – тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Страдания художника были невыносимы. «Украинская ночь» — начало зрелости мастера. Ни в каких богемных скандальных хрониках 19 века имя молодого Куинджи не упоминается.
Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.
Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. На волне успеха после выставок картин «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», которые сразу же полюбились публике, Архип Куинджи неожиданно для всех уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, больше не появляется на публике и не выставляет новых работ. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел его новых картин до самой его смерти. В 1892 был удостоен звания профессора. Крым», «Морской берег.
«Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Луна. Никто не мог понять, что происходит. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Первое прикосновение к краскам и кистям. Но зрители хлынули бесконечным потоком.
Кавказ». Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство». Пейзаж стал необратимо темнеть. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.
Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Петровская, 82). В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Там он создает одну из своих самых известных работ, «На острове Валааме», о которой Илья Репин написал следующее: «Всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски.
Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты.
Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Недаром художник так много экспериментировал с красками и освещением, которое на выставке он сделал особым, затемнив зал и выделив светом свое полотно. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Солнце становится в картине главным действующим лицом. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность.
Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Определяется и творческий метод художника. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море.
Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. В 1880 году Архип Куинджи представляет свою новую работу – «Лунная ночь на Днепре».
Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Рериха. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». А разве не так нас учит Господь.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Отец Куинджи был сапожником. В том же году за картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма», представленную на академической выставке, получил звание неклассного (свободного) художника. Читайте биографию живописца и готовьтесь к походу в музей. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Эти люди не выносили масок.
Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского Адольф Феселер. Греков – на другую сторону Азова. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Противоположный берег тонет во мраке ночи. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер.
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Пейзаж он подарил Академии на выставку и получил две награды. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться.
Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. В 1868 году он стал вольным слушателем. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования.
Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно».
Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. И. Е. Репин сказал: «В пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник. Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др.
Кормил их, лечил, а слетались к нему птицы тысячами. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Это была первая картина, которую приобрел у Куинджи Павел Третьяков для своей коллекции (ныне Третьяковская галерея).
«Да зачем вам. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Пейзаж был продан за семь тысяч рублей.
Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя.
В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. В 1888 году по приглашению одного из передвижников Куинджи побывал на Кавказе и привез оттуда свежие впечатления и этюды, работать над которыми он продолжил в Петербурге. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев.
Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием». Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста.
С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. В том числе две с одним названием. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. ».
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. В июне того же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»6, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства.
За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Главное – свет, дарующий покой и надежду. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды.
Его просто-напросто не принимали в Академию. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Всё я сидел, смотрел и думал.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. На это обратил внимание его хозяин и показал рисунки своему более образованному коллеге. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам.
Ах, как живо помню я его за этим процессом. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Русской педагог не знал. Моросит дождь.
Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Наступили долгие годы молчания. Картина Север завершала трилогию, задуманную еще в 1872 году и была последней из этой серии.
Современники рассказывали о нем следующее. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Поначалу Куинджи прилежно учился, но после успеха своих работ на выставках Товарищества передвижников перестал посещать лекции. В этот момент, на пороге и наступила смерть. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Архип Иванович учил живописи Н. К.
Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно.
Но далее началось сплошное расстройство. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой трудился 23 года. Хозяевам нравилось. В ней Куинджи запечатлел момент, когда после только что пронесшейся над степным хутором грозы небо еще затянуто бегущими к горизонту черно-лиловыми тучами, но сквозь них уже пробились солнечные лучи, осветившие омытую ливнем траву и мокрые крыши зданий и в свежем воздухе живет предчувствие радуги.
Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Так продолжалось восемь лет. К сожалению, сохранилось мало первых полотен Куинджи, сегодня больше известны работы, созданные им в период творческой зрелости.
Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Выставка 1882 года была последней для художника. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Один из его учеников писал в письме: «Это просто удивительно. Однако, в выбранных тонах он представляет удивительные градации полутонами, чем достигал иногда полной оптической иллюзии.
В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Для современников художника его картины были радостным откровением. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз.
В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Неожиданно для себя Крамской обнаруживает в Архипе Ивановиче самобытного философа и недюжинного политика.
Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже.
В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Академия помогала в этом немногим избранным.
«Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета — от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. И ждала. Мальчику не удалось получить образования. Избрание Куинджи профессором послужило причиной окончательного разрыва художника с передвижниками. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Надо отметить, что после случившегося Клодт не смог там остаться тоже.
Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. В итоге их ряды покинул Куинджи. Его первые работы производят впечатление на искушенную петербургскую публику, как и на его коллег-художников и в 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижников, в котором, правда, он не задержался долго, поскольку уже через год порвал с ним из-за одной анонимной статьи, где художника критиковали и упрекали во всех смертных грехах (разумеется, творческих) и выяснилось, что статью написал один из членов Товарищества – Михаил Клодт. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся.
Зато многие отмечали, что он прекрасно рисовал, причем где и на чем придется. Деньги шли на поощрение молодых талантов. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни».
Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Менделеев собрал в своем физическом кабинете на университетском дворе художников-передвижников и испробовал прибор для измерения чувствительности глаза к тонким нюансам тонов, Куинджи побил рекорд чувствительности до идеальных точностей. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение.
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Серое, без единого просвета, скучное небо, плоская коричневая земля, силуэты убогих деревенских изб, едва заметные на фоне неба, сливаются с землей. Целых 20 лет молчания. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.
В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Набивалось до 200 человек. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. «Березовая роща» – идеал природы.
«Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Начиналось всё нехорошо. Художник света».
Искусствовед Владимир Петров писал: «особенно остро ощущается динамизм, наэлектризованность жизни южной природы в картине «После дождя». По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Поздним работам мастера присущи декоративность и внешняя эффектность цветового строя. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
"Непрерывные поиски новых световых эффектов, – пишет советский искусствовед Н. Н. На фоне ночного безмолвия дремлют освещенные лунным светом белые украинские хаты, два пирамидальных тополя, тихая медленная река. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. О том, что произошло, говорили разное. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли.
Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Картина или действительность.
С Куинджи поехали 12 человек. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Но угрюмость и печаль в картинах Куинджи отступили, сменившись романтическими настроениями и в 1896 году художник выносит на суд зрителей свою новую работу «Украинская ночь».
«Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека.
Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Отец Куинджи был сапожником. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.
У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя.
Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько».
Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Неоднократно наблюдал он величественно-трогательную, а иногда весёлую картину, когда Куинджи на крыше своего дома встречался с небесными странниками: голубями, воронами, воробьями, бабочками. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света.
Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Биограф Куинджи Михаил Неведомский написал: «Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко.
Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Тургенев писал, что французов оно потрясло. В 1868 году он провалился снова, но его картина Татарская сакля на берегу моря в лунную ночь, допущенная к конкурсу, неожиданно принесла Куинджи звание неклассного художника и разрешение учиться в Академии в качестве вольнослушателя.
Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Куинджи вводит в картины тревожные, беспокойные сочетания фиолетовых, синих, красновато-коричневатых оттенков. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского.
– восклицал Репин. Это был взрыв.
Крым» и многое другое. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
С 1866 года Куинджи – в Академии. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Так что полюбила Вера Кечеджи небогатого юношу, а замуж вышла за известного художника. А. И. Куинджи для ежегодных премий.
Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Но самым замечательным стало паломничество на остров художников, которых привлёк отец Дамаскин, создавая им все условия. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер.
Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей — прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны)».