Куинджи Ночь На Днепре Фото
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. С Куинджи поехали 12 человек. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам.
Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 144). Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Слухи о тайне художественного метода А. И. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. О том, что произошло, говорили разное.
11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Мысль, как озарение: «А если. Архип Куинджи – «Лунная ночь на Днепре», 1880Летом и осенью 1880 года А. И. – «Тысяч пять».
– пожал плечами Куинджи. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. И неожиданно услышал в ответ: «Хорошо. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи.
В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Начиналось всё нехорошо. Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12.
Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Картина или действительность. Скромный по размеру пейзаж. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника.
Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Русской педагог не знал. – «Хорошо, я её оставляю за собой». Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. Интересны воспоминания жены Куинджи: «Куинджи проснулся ночью.
Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. Картина или действительность. ». О судьбе жены Куинджи известно не так много. Открыл входную дверь. Свой поступок объяснял так: «. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Оставляю за собой».
«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
И. С. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии.
Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер.
В двадцать с небольшим он отправился в путь. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Вместо фамилий у них были прозвища.
Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Картина так понравилась новому владельцу – Великому князю Константину, что решил не расставаться с ней даже в путешествиях.
Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Вот таким образом на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны Мистерия продолжается Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. 15129). Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна.
Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали.
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Искусствовед Владимир Андреев подробно объясняет, в чём, по его мнению, состоит ошибочность подобного домысла. Солдатенков.
Это усиливало эффект лунного сияния. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. 10. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». В первый год обучения он редко делал замечания, просто наблюдал, осторожно пытаясь понять, к чему лежит душа ученика. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников.
Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Так продолжалось восемь лет. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства.
«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной.
Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв.
Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством. Небесную сферу А. И. Число искренних почитателей таланта А. И. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте.
Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. На картине изображена летняя ночь. Мерцание реки, которая под лунным светом переливается легким зеленоватым оттенком, передано автором очень точно.
История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Заинтересовавшись, Константин Константинович решил навестить Куинджи в его мастерской — было известно, что художник каждое воскресенье на два часа открывал двери для посетителей. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием.
Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли.
«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. И. С. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Менделеевым и др. ). Такое построение было свойственно романтизму и его можно было рассматривать как отход от принципов классицизма и реализма57.
художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу.
Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
Но далее началось сплошное расстройство.
Идея пришла к нему во сне: чтобы достичь большего эффекта, художник попросил занавесить в зале все окна и осветить картину сфокусированным на ней лучом. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Куинджи умел побеждать. Разумеется, никто ничего не подсвечивал.
Картина «Лунная ночь на Днепре»
В определенной степени этому способствовал рост популярности естественных наук и научного подхода к изучению природы в России того времени. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли».
Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. Среди рисунков художника сохранился портрет её отца – надо полагать, Архип не упускал ни одного повода, чтобы увидеться с возлюбленной. Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К. Т.
– приколы и инересное в интернете
Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. ». А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Армян отправили на Дон. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков.
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. О невероятном эффекте картины ходили легенды. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре».
Картина Куинджи Лунная ночь на Днепре
Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Луна. Что это такое. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».
Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. Ведь всё равно не купите: она дорогая». Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Да так забылся, что, вижу, уже солнце село».
В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Тургенев писал, что французов оно потрясло. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44.
Архип Куинджи: история жизни впяти картинах
Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи.
Но вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Греков – на другую сторону Азова. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника.
Лунная ночь на Днепре — Архип Куинджи
А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см234). Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи захотел его сопровождать.
Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони.
Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный.
Живопись: «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Но её не было. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152.
Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. К этой картине он шел давно. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека.
Самое интересное в виде мозаики
Куинджи приходили И. С. В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. Картина или действительность. ». Оставляю за собой».
Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. Куинджи работал над новой картиной. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма.
Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Вы, вероятно, уже слышали. По вечерам начиналось веселье. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А. И. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». дальше просто не помню.
Описание Картины Куинджи Лунная ночь
Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Событие стало настоящей сенсацией. У меня нет сомнения насчет "Грачей" Саврасова или "Московского дворика" Поленова их было множество, но вопрос с Куинджи и его "Ночью" остается загадкой по крайней мере для меня. Я видел перед собой изображение широкой реки полный месяц освещает её на далёкое расстояние, вёрст на тридцать.
Гоголь. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам – сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны заливал своим глубоким завораживающим светом всю комнату. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным».
Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031.
Лунная ночь на Днепре – мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». Картина или действительность. ». Вот картина «Осенняя распутица» : свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас.
В этот момент, на пороге и наступила смерть. Но офицер ответил: «Хорошо. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. Константин Константинович попросил Куинджи отреставрировать полотно и художник взялся за эту работу. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». Поэт Я. Полонский, друг А. И. Из разговора Куинджи и великого князя Константина Константиновича следует, что картина была выставлена на продажу, то есть она была написана не по заказу.
Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками.
Коллекция Государственного Русского музея
Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Задуманная картина – мерцающая, живая стояла у художника перед глазами.
В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время.
Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Впрочем, художник уже давно шел собственным путем, а общество передвижников было для него во многом сдерживающим фактором. За полгода Домиант, ставший в иночестве Дамаскином, навёл порядок и упросил отпустить его в пустыню.
Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. Сравните работы двух его учеников – первого живописца русской Арктики Александра Борисова и Николая Рериха.
Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре
Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи». В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре». Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Его успели удержать. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая».
Эти люди не выносили масок. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. – Ведь все равно не купите: она дорогая».
«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова
Весной заканчивал свое необычное творение. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. 8. «Лунную ночь на Днепре» показывать в темной комнате. ». Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Дмитрий Иванович как средневековый алхимик искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука.
Это есть выражение моих личных мыслей». Академия помогала в этом немногим избранным. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света.
Можно ли заряжать смартфон всю ночь
Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. «Да зачем вам.
По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». «Лунная ночь на Днепре» была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской.
Гиперреалистические картины Майка Даргаса
По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины.
Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. Пораженный найденным эффектом, он знал, что надо показывать «Лунную ночь на Днепре» в темном зале, одну. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Краска потрескалась и поблекла. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Так до А. И.
Художники, чье мастерство вызывает восхищение
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.
В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. А. И. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. 105 144 см.
Общееколичествопросмотровстраницы
Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Кроме этого, о возможной договорённости между художником и коллекционером нет ни слова ни в посвящённой Павлу Третьякову монографии Александры Боткиной, ни в подробной переписке между Павлом Третьяковым и Иваном Крамским, в которой обсуждаются другие картины Куинджи. Просто дьявольщина какая-то»15. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь.
Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. Куинджи умел побеждать.
Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Он совсем не ожидал, что тот согласится. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. «Да зачем вам.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени.
Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше».
Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Набивалось до 200 человек. Мальчик в три года остался сиротой, его взяли на воспитание тетя и дядя по отцовской линии. По небу плывёт прозрачная дымка облаков.
Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и П. Чистяков, Д. И. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Заговорили о возрождении романтизма. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись.
По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Ж-191)613626465 — он поступил туда из собрания общественного деятеля и коллекционера Фёдора Терещенко. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи.
«Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Перед его полотнами, путешествующими вместе с передвижными выставками по городам России, народ толпится особенно густо. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад.
Никто не мог понять, что происходит. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы.
С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). В совершенной темноте на картину также был направлен электрический луч. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Куинджи работал над новой картиной. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея».
У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать.
Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. И с этими задачами он справился блестяще. Но А. И.
Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. В 1880 году, после завершения работы на картиной, Архип Куинджи организовал выставку, причём данная картина была единственным экспонатом данной выставки. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. И куда ни глянешь – не оторвать глаз.
По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Первые две попытки оказались неудачными. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам.
Этакий молодец — прелесть»42. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Купец отказал, пояснив, что Архип должен стать обеспеченным человеком, а не морить себя голодом. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы.
Трудился над ней осень и зиму. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. На вопрос о цене художник назвал ему баснословную по тем временам сумму – пять тысяч рублей, даже не ожидая, что тот согласится.
Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину.
Хозяевам нравилось. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. А разве не так нас учит Господь.
Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». – «А все-таки. » – «Да тысяч пять», – назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. В мастерскую А. И.
Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела.
Куинджи умел побеждать. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Нет, понимаю.
Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Город погружён в сладкую дремоту. Он попросил разрешение сдавать экзамены и с третьей попытки стал вольнослушателем в Академии.
4. Днепр. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте.
Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Эффект был ошеломительный. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Это стала первая в России выставка одной картины. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Через год был возвращён обратно. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом.
Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Ж-4191). И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. Но Романов просил оставить картину за ним.
А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине» : «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». И ждала. И было лишь началом. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335.
Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой.
Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени».
Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoинв. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Обошлось это в сто тысяч рублей. «Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанный в 1880 году. Но решение было принято.
Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Что это такое.
Город погружён в сладкую дремоту. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Крамской, П. П. Чистяков. Но зрители хлынули бесконечным потоком.
Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. На этом заканчивается его юность. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам.
Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя.
Куинджи окрестили «Чародеем света». Колористические приемы художника стали для современников откровением. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок.
Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты.
Всё я сидел, смотрел и думал. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр».
Оставляю за собой». Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. Писателю удалось договориться об экспозиции картины в галерее Зедельмейера, где она выставлялась в течение десяти дней.
Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Так вот, Куинджи не просто показал лучший результат, его дар выходил за пределы, доступные человеческому зрению.
Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем. Ездил на Днепр, быть может именно за этим сюжетом. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее.