Кукрыниксов
Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых. О точности образов говорит такой факт: английский карикатурист Дэвид Лоу, прибывший на Нюренбергский процесс сразу опознал всех фашистских преступников, хотя был знаком с ними только по портретам Кукрыниксов. За особые успехи в учебе он был командирован на учебу в Москву во ВХУТЕМАС, где и стал членом Кукрыниксов. Пришлите мне карикатуру Кукрыниксов на иностранных журналистов, на картине изображены журналисты со срезанными головами, сзади стоит человек из ведра выливает помои в головы, а журналисты эти помои выливают через перо.
Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. С работами лауреатов Ленинской премии Кукрыниксов мы встречаемся почти ежедневно, просматривая свежую газету или очередной номер «Крокодила». Патриотическим чувством проникнуты и другие живописные работы Кукрыниксов, посвященные событиям Великой Отечественной войны, – «Таня», «Правда», «Конец». Патриотическим чувством проникнуты и другие живописные работы Кукрыниксов, посвященные событиям Великой Отечественной войны, — «Таня», «Правда», «Конец».
Вот работа Кукрыниксов, сделанная 30-е годы: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд. ». Несмотря на то, что художники много лет работали в главном партийном издании, газете «Правда», никто из Кукрыниксов так и не стал членом партии. Рисунки Кукрыниксов, сделанные на процессе, были настолько выразительными, что в 1946 году, сразу после окончания работы над ними их положили «под сукно» и они были опубликованы только в конце шестидесятых годов. Сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР, 24 июня 1941 года на улицах Москвы появился первый военный плакат КуКрыНикСов — «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ».
Кукрыниксы, сейчас у многих людей это слово ассоциируется с рок группой, а ведь название они взяли от сообщества замечательных советских художников – Кукрыниксов.
Огромные, склеенные из нескольких плотных листов, вызывающе яркие и красочные, а теперь уже пожелтевшие и обветшавшие от времени, сатирические плакаты Кукрыниксов для «Окон ТАСС» можно считать авангардом советского изобразительного искусства военного времени (в молодости, в эпоху смелых экспериментов, Кукрыниксы успели поработать с В. Маяковским, В. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном). Делали карикатуры в очередной номер газеты «Правда» или журнала «Крокодил», сочиняли листовки для немецких солдат (служившие им пропусками для сдачи в плен), оформляли упаковки для пищевых концентратов, рисовали плакаты для «Окон ТАСС». Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др. ).
Соколов не был исключением. Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. Гитлеровцы безбожно раздували миф о могуществе созданного ими на северных берегах Франции «атлантического вала» — и Кукрыниксы показывают какова эта «дутая величина»: длинный ряд каких-то латаных пушкообразных хлопушек, которые, как футбольные камеры, надувает мартышка Геббельс («Сплошное надувательство», 1943). Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием.
- О творчестве художников Кукрыниксы
- Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины
- Художники Кукрыниксы карикатуры
- Карикатуры Кукрыниксов: искусство разоблачительной метафоры
- Карикатуры Кукрыниксов времен Великой Отечественной войны
- Кукрыниксы: жизнь и творчество художника
В любое время войны появляется образ врага-марионетки («Густав и устав», «Кукольный театр», «Цирк»). Они обвиняют фашизм в бесчеловечности. Большинство из них несут узлы, чемоданы, почти у всех за спинами рюкзаки, матери с детьми, с вещами Встречаются и модные дамы, старики в цилиндрах, спешащие на похороны» (из воспоминаний Кукрыниксов). Сходство с басенным переносом понятий здесь чисто внешнее и второстепенное. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» — форменные идиоты игрой случая оказавшиеся у руля власти.
Перед глазами мастеров стояли не отвлеченные тезисы, но живые судьбы. Они вывешивались в витринах, распространялись как листовки. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года.
- Кукрыниксы что значит это слово
- Кукрыниксы – группа Алексея Горшенева
- «Кукрыниксы – плакаты художника»
- Кукрыниксы — скачать песни группы бесплатно
- Карикатуры художниковКукрыниксов
- ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
- Художественный метод Кукрыниксов
- Значительные работы Кукрыниксов
- Выставки и наследие Кукрыниксов
«Окна ТАСС» – небольшие плакаты, рассказывавшие в рисунках о положении дел на фронте.
«Кукрыниксы» — российская рок-группа. И некоторые другие плакаты Кукрыниксов, сделанные в годы войны, таковы же. Казалось бы, смешной и презираемый враг уже не так страшен. «В основном женщины, дети, старики. «Кукрыниксы» – отечественная рок-группа, основателем и бессменным лидером которой является Алексей Горшенёв (Ягода) – брат Михаила Горшенёва (Горшка) – вокалиста панк-гуппы «Король и Шут». Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Многие из «Окон ТАСС» и плакатов, нарисованных Кукрыниксами, стали очень популярны.
Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. Само название группы происходит от коллектива советских художников – «Кукрыниксы» : Куприянов, Крылов, Соколов.
Выступая с 1925 в газетах и журналах (Правда, Крокодил и др. ), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: Транспорт, тушь, 1933-34 О дряни, тушь, гуашь и др., 1959-60). Знаменитые «Окна ТАСС» — исключительное явление плакатного и сатирического искусства. Ими выполнены рисунки пастелью — «И. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Это ведь не зрелище для медлительно-задумчивого музейного созерцания.
- Творческий путь Михаила Куприянова
- Творческая биография Николая Соколова
- Словари и энциклопедии на Академике
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- 5 простых способов продлить себе жизнь
Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). В нем отчеканилась с лапидарной ясностью краткой формулы вся ситуация начавшейся великой борьбы: сбросивший маску Гитлер против Красной Армии, против свободы людоед против человека. Шла война Во время воздушных налетов надевали противогазы и спускались во двор -дежурить или забирались на крышу дома — тушить «зажигалки». Конек Крылова – теплые и чувственные пейзажи. Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других.
В 1925 году поэт Александр Жаров известный, в том числе и стихотворением «Взвейтесь кострами», работал редактором молодежного журнала «Комсомолия». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Все трудятся Взаимно волнуемся: он — за рисунок, мы — за стихи». В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие.
Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Её лидер — Алексей Горшенёв (Ягода), младший брат Михаила Горшенёва (Горшка) из группы Король и Шут. Измученные болью, горем и страхом люди ждали их с нетерпением и надеждой. Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая — грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс».
Под рисунком едкая подпись: «Потеряла я колечко. В 1958—1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).
- Лучшие художественные фильмы о продажах
- Забавные комиксы для любителей интеллектуального юмора
- Знаменитости до и после посещения России
- Цветные фотографии США начала века
- Уникальные цветные фотографии времен Второй Мировой Войны
- Шокирующие фото теракта 11 сентября 2001 года
«Искусством разоблачительной метафоры» назвал карикатуры Кукрыниксов известный критик Александр Каменский. В начале войны — свирепый завоеватель. Через день эти плакаты появлялись на улицах. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников.
— изумился Жаров, — что можете. ». Впервые группа «засветилась» в мае 1997-го на живом выступлении в клубе «Полигон». Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. Все пять лет войны они трудились ежедневно. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Но вклад Кукрыниксов значителен особенно. Ведь в эзоповом языке у художников никакой нужды не было.
Весной 2002-го группа в обновлённом составе записывает альбом «Раскрашенная душа», а в 2003-м – альбом «Столкновение», который выйдет в свет только в 2004-м. Художники очень зло и остроумно высмеивали незадачливых завоевателей. А началось все в двадцатые годы в стенах ВХУТЕМАСа.
- 10 видов мужских селфи, которые бесят женщин
- Напишите отзыв о статье Кукрыниксы (группа)
- Отрывок, характеризующий Кукрыниксы (группа)
- Карикатуры Кукрыниксов как оружие победы
- О том, как создавалась картина Конец Кукрыниксов
- Виктор Некрасов в изобразительном искусстве
Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. Да. Среди иллюстрированных ими произведений: 12 стульев (тушь, 1933 и 1967) и Золотой телёнок (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, Господа Головлёвы и др. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике.
О сложных, долгих поисках образа, о вариантах, переделках не могло быть и речи. Часто художники прибегают к известному приему — изображают врага в звероподобном обличье, подчеркивая тем самым зверство фашизма («Убей его. », «Доигрался») визуализируют народные поговорки и крылатые фразы («Молодец среди овец, против молодца — сам овца») самостоятельно изобретают слова-образы (к примеру, «крыслинг» — существо с телом крысы и головой человека) используют приемы народного лубка, совмещая рисованную картинку с текстом. «Гитлеры всех мастей» выступают в их карикатурах как типические представители фашизма в целом. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. В 1941—1945 годах они создали сотни карикатур и любая из них — хоть крохотная заставка для листовки, хоть рисуночек наклейки на обертке пищевого концентрата — содержит свой сатирический образ.
Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. Неудивительно, что это увлечение свело Соколова с Куприяновым и Крыловым. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », а 24 июня плакат появился на улицах Москвы и других городов. В них художники использовали приемы народного лубка, поговорки и песни. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др.
Иными они и не могли быть. Кукрыниксы просто не могут иначе: изобразительная метафора — родная речь их карикатур. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).
Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Иной раз и описания могут служить сугубо искусствоведческим целям. И снова в работу, как в рукопашную схватку с врагом. Художники работали с удивительной самоотдачей.
Художники саркастически высмеивают и клеймят не патологию отдельных личностей, а извращенную, враждебную человечеству прироДу нацистской мерзости. Именно с тем, что фашизм так подло и гнусно извращает человеческое в человеке, чудовищно деформирует людскую душу и людские поступки, закономерно граничит столь частое появление мотивов «звероподобия» в антифашистских карикатурах Кукрыниксов. Значительной политической силой обладают и послевоенные работы Кукрыниксов, обличающие поджигателей войны империалистов, врагов мира и социализма. Пресловутое евангелие фашизма — «Майн кампф» — преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит — ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942). Через год свет увидел первый полноформатный релиз группы «Кукрыниксы». Они били по врагу дальнобойными залпами плакатов, обстреливали полчища оккупантов минами и торпедами своих карикатур, забрасывали в их тылы десанты сатирических листовок. Осуждая и проклиная фашизм, Кукрыниксы не боятся крайностей.
Теперь «зверское начало» разрабатывается мастерами с особой остротой и силой. Остроумие Кукрыниксов неисчерпаемо. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46 к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39 стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69 и др. ).
Разумеется, трудоустройство состоялось. Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.
В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Он вошел в жизнь советских людей, как призывные повестки и затемненные окна. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Они обращаются к историческим сюжетам (серия Старые хозяева, 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны (Таня, 1942-47, Третьяковская галерея). Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей — ответного удара Советской Армии («Клещи в клещи», 1941). Их создавали разные хорошие художники. Не меньшим успехом пользуются до сих пор их юмористические шаржи на бытовые темы. Язык их карикатуры точен и прост, деталей не много, но каждая предельно выразительна и, что примечательно, в отличие от образа деталь может быть забавной («Пузыри» и др. ).
Результаты совместного творчества поэта и художников представлены в коллекции Мамонтовых: оригиналы плакатов «Против молодца — сам овца», «Смерть за смерть», «Дрожит фашистская империя», эскиз плаката «Паразит на паразите», карикатуры «Роммелевский марш», «Минеральные воды», «Беспокойный покойник» иллюстрации к сборникам военных стихотворений «Урок истории», «Черным по белому», «Капут. » и другие. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец». В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. И дело оно делало общее.
Внутренняя пружина «зверских» образов в карикатурах Кукрыниксов совсем иная. Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды — особенно). При всей внешней простоте и общепонятности кукрыниксовых карикатур они содержат несколько образных слоев. Огромная ее часть куда ближе к литературе, чем к изобразительному искусству. Именно там волею случая встретились три молодых человека, одержимые страстью к творчеству.
Обстановка военного времени требовала предельной оперативности работы. Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». Оно воевало. Ее историческое значение бесценно. В 1940–60-е гг.
В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Графика того периода поражает своей меткостью и способностью поднять боевой дух армии.
В истории мировой журналистики и карикатуры не было, пожалуй, более удивительного объединения художников. Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945, сочетающие в символически-обобщённых образах злую сатиру и героизм («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941). На многие рисунки для газет и журналов, для «Окон ТАСС» у художников были считанные часы. А это уже тема полнокровного искусства. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». (а в колечке 22 дивизии)». Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.
Ко времени Великой Отечественной войны искусство Кукрыниксов-сатириков достигло полной, глубокой зрелости. Так, плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагает по трупам женщин и детей, был создан менее чем через сутки после появления в печати стихотворения К. Симонова «Убей его. ». А главное— враг был взят на прицел изучен и понят. Наполненные едким, гневным сарказмом и дерзким юмором, сквозь ужасы войны они несли уверенность в победе над злом.
Особое внимание художники уделяли декоративной стороне изображения, стремясь сделать его броским и ясно различимым на расстоянии. Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением.
За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С 20-х гг. В более поздних работах проявился Крылов – портретист. И было бы снобистским ханжеством осуждать художников за то, что в огромной массе их работ военной эпохи есть какое-то число «проходных», малоудачных. Их плакаты и карикатуры всегда ожидались с нетерпением. Он был понят художниками не только конкретно-политически, но и нравственно, эстетически (как ни странно звучат в этом контексте подобные слова).
Грубовато, до резкости прямолинейно. Я умышленно выстроил в ряд описания нескольких наудачу взятых карикатур Кукрыниксов. Созданные по образу «Окон РОСТА», расклеенные на улицах городов, «Окна ТАСС» с яростной энергией боролись с фашизмом как с безумием, обвиняя его в бесчеловечности.
У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» — и вот результат его безмозглой стратегии — «русский котел под Минском», в который приклад советского бойца уминает кучи немцев («Два котла», 1944). Предатель Лаваль привязан фашистской веревкой к креслу премьер-министра марионеточного правительства Виши, но на этой обветшалой мебели «рококо» не рассядешься с комфортом: лезвие штыка «Сражающаяся Франция» проткнуло сидение насквозь и гномик Лаваль в отчаянии балансирует на руках («Ни сесть, ни слезть. », 1943). В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Оригиналы тиражируемых трафаретным способом «Окон ТАСС» занимают главное место в коллекции произведений Кукрыниксов галереи Мамонтовых. Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением фашизма (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др. ) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку.
Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты». На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. Экспонируются около 100 подлинных рисунков и плакатов, наиболее яркие и характерные работы художников военного времени: оригиналы плакатов «Окна ТАСС», карикатуры, эскизы, зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе, живописные этюды.
произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), Дама с собачкой и др. Все это Кукрыниксы великолепно почувствовали и поняли. Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд. ». Так Кукры дополнились Никсом. Это не только позволяет составить представление о круге сюжетов избиравшихся художниками.
Если иная вещь получалась схематично, без «изюминки» — ее немыслимо было отложить, спрятать в архив. Фантастическая эксцентриада рисунков, совершенно далеких от «внешнего правдоподобия», не только не препятствует их жизненной убедительности, но, напротив, является тут ее вернейшим залогом. Этот парадокс— страшный, но совершенно реальный — заложен в самой сущности «натуры», которую использовали в своих работах авторы антифашистских карикатур. Изначально (в конце 90-х) группа играла панк, но со временем перешла на менее агрессивное и более мрачное звучание, склоняющееся к постпанку и готике. Кукрыниксы ездили по стране, активно собирали материал для своих карикатур и являлись не только художниками, но и рупорами всех идей партии и правительства.
произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), Жизнь Клима Самгина (1933), Фома Гордеев (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и Мать (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, Дон Кихот Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. Кукрыниксы проявили себя в разных жанрах: политическом плакате, карикатуре, книжной иллюстрации исторической картине. «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров. Когда началась Великая Отечественная война, Кукрыниксы в числе первых пришли работать в «Окна ТАСС». Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Кукрыниксы являлись художниками-сатириками.
Как и остальные члены знаменитой тройки, Николай Соколов (1903-2000) пришел в графику своей, отличительной от остальных, дорогой. При этом каждый художник творит и самостоятельно. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Вся суть этих «пиктографических» карикатур в таких-то ситуациях, таких-то поступках, еще чаще— репликах персонажей. Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяли их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения.
«Кукрыниксы» часто обращались к известному и распространенному в карикатуре приёму изображать врага не человеком, а уродливым пауком, злобным и трусливым волком или туповатой мохнатой гориллой, тем самым подчеркивая уродство фашистов, потерявших человеческий облик. Один человек не осилил бы такого творческого и эмоционального напряжения. Художники прибегали к разным жанрам, как к различным родам оружия. Соколов. Ими выполнены рисунки пастелью – «И. «Никс» или Николай Соколов присоединился к ребятам двумя годами позже, тогда в анаграмму внесли и его инициалы.
Сатирическая фантазия, метафорический строй изображения, столь свойственные художникам в их карикатурах военных лет, воплощаются с особой емкостью и лапидарностью иносказательного обобщения. Такого искажения в работах Кукрыниксов нет и в помине. В качестве корреспондентов газеты «Правда» с этюдниками и красками, альбомами и карандашами Кукрыниксы «дошли до Берлина» (21 мая 1945 года художники были направлены в Берлин для сбора материалов о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии), присутствовали на Нюрнбергском процессе.
Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». У Волги замкнулось кольцо окружения. Осенью группа выступила на одной сцене с «Королём и Шутом» в новой концертной программе «Проказник скоморох». Новые произведения Кукрыниксов в самом буквальном смысле слова рвали из рук. В их состав входило три художника— КУприянов, КРЫлов и НИКолай Соколов, то есть «Кукрыниксы»— не что иное как коллективный псевдоним.
2000-й год ознаменовался для группы выступлением на «КИНОпробах», а в 2001-м «Кукрыниксы» дебютировали на «Нашествии» и с того года стали постоянными резидентами фестиваля. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Те же крепкие, рабочие клещи (уподобление, разумеется, неслучайное) изогнувшись в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера («Три года войны», 1944). Сходным порядком метафора во многих других работах — легко обозримых, ясных и броских в своей стремительной образной динамике — на свой манер трактует значительные события времени, подводит их итоги, обнажает самое главное и существенное.
На такой вопрос нельзя ответить односложно. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Музыкальный стиль группы, в целом укладывающийся в рок, менялся со временем. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).
И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности. Ранее, до конца 1943 г., Франко предпочитал определять статус Испании в войне как статус «невоюющей стороны». В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов СССР. Родилось это необычное содружество более 40 лет назад.
Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. Здесь они выработали свой особенный стиль. Свою первую работу эпохи 1941—1945 годов — плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » — Кукрыниксы выполнили в первый же день, точнее, в первый же вечер войны— 22 июня 1941 года.
Фантазия и изобретательность поразительны. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами.
Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности «атлантического вала» (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. Статус «нейтралитета» оказался вынужденным. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. «На улицах г. Нюрнберга в декабре 1945 г», «Жители Нюрнберга», «На улице Берлина»). «А что вы можете нарисовать. »—спросил Жаров. Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941 и др. ).
Молодые художники учились не только у своих непосредственных учителей, но и у «Окон РОСТА», тогда уже ставших историей и у великого художника-сатирика парижанина Оноре Домье. Я не намереваюсь пускать в ход качественные критерии, говорить о том, насколько хорош или плох жанр «пиктографической» карикатуры— он существует и представляет собой особое явление, в котором надобно разбираться подробно и основательно. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко. », «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). На Нюрнбергском процессе им пришлось столкнуться лицом к лицу.
Сначала сдружились Куприянов с Крыловым. «Все трое. Разумеется, не все плакаты становились шедеврами, но фраз «не успели» и «не получилось» не существовало. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Работая по отдельности, они постоянно генерировали новые агитплакаты тех времен. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил.
В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии.
Не спорю, но к современной карикатуре эта общеизвестная истина почти не относится. Их сила — в сплоченности. Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. Но вернемся к содержанию военных карикатур Кукрыниксов. Изображение и слово совмещались независимо от того, что из них рождалось первым. Ее эмоциональные характеристики — искренность и страстность.
На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. 20 июля 1944 г. в ставке Гитлера «Вольфшанце» во время совещания взорвалась подложенная бомба. С развитием военных действий -жалкий неудачник. В общем, художники стабильно работали в духе социалистического реализма. Им принадлежат многие десятки графических листов, рисунков, картин. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Вот как, например, Кукрыниксы откликнулись на Сталинградскую битву.
В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Но большинство плакатов и карикатур Кукрыниксов создано в соавторстве с С. Маршаком. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.
Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Их искусство, как никогда, обрело общенародный характер. После этого альбома вплоть до 2008-го года состав группы остаётся неизменным: А. Горшенёв (вокал, тексты, ритм-гитара), Д. Гусев (гитара, музыка), Д. Оганян (бас, бэк), Р. Николаев (барабаны), С. Майоров (звук). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Не были забыты и так называемые язвы советского общества. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. В 1924 г. в студенческой стенной газете Вхутемаса (Высшие государственные художественно-технические мастерские) впервые появились шаржи и карикатуры, подписанные странной фамилией Кукрыниксы.
В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Кукрыниксы обыгрывают этот омерзительный парадокс не только как материал для художественных метафор и гипербол, но и как «формулу обвинения», если говорить языком юриспруденции.
Они нарисовали фюрера в черной шали старухи-гадалки, горюющего у карты России. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Наибольшую же известность получили их карикатуры. «А что вы можете нарисовать. » — спросил Жаров. Ими выполнены рисунки пастелью — «И.
Сами художники считали свое творчество «противостоянием». Для «Окон ТАСС» писали тексты известные поэты. Встретились, чтобы затем не расставаться на протяжении многих десятилетий. Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. Они бросают в звериную морду фашизма прокурорский заряд своей сатиры, «облитый горечью и злостью»., 1941). На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь.
Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма (Поджидатели войны, тушь, 1953-57). «Кукрыниксы» раскрывали звериное нутро фашистов и всей гитлеровской армии, низводя их до настоящего зоопарка. Художественные — виртуозное мастерство и пластическая экспрессия. Есть ли хоть какое-нибудь сходство между обликом больного и вирусом, вызвавшим недуг.