Купание Красного Коня Смысл
Ну каждый человек будет иметь свое понятие, а следовательно и смысл о картине "Купание красного коня" Вот лично какой для меня смысл в этой картине Человек сидящий на коне находится на каком-то сказочном пруду и конь похоже не купается, а бежит по воде цокая копытом.
«Купание красного коня» – символы и смысл
Именно в этот период возвращается в искусство и Петров-Водкин, потому как искусство для него всегда было «творчеством, направленным к постижению верховных запросов бытия» (К. Он служит ей, не человечеству. В этом произведении К. Петров-Водкин стремился еще не столько передать цвет того или иного предмета, сколько через цвет выявить смысл изображаемого.
Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. Он словно не считает себя причастным ко всему варварскому, что тогда происходило. Однако издесь Петров-Водкин спомощью композиционного решения вводит зрителя виной метафизический мир. В ней даже намека нельзя было увидеть на образ гордого коня.
Это время, когда вобществе возрождается интерес кдревнерусскому искусству, в1966году на экраны выходит историческая кинодрама «Андрей Рублев» режиссера Тарковского— иными словами, прорывается интерес кжизни истинной, ане кее идеологическому суррогату. На картине Петрова-Водкина образ красного коня используется в том же контексте. Отношение квере унего было таким же— доморощенно-бунтарским. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня».
Прослеживается перекличка мотивов картины сиконным образом Георгия Победоносца, который не физической силой поражает дракона, атонким, словно игла, копьем— таким образом подчеркнуто преобладание духовных сил над плотскими, физическими. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Петрова-Водкина. Прямого идеологического вызова в послереволюционном творчестве Петрова-Водкина нет, напротив, он отдает дань многим конъюнктурным, актуальным «темам дня» изображая и красных комиссаров и петроградских работниц. Звучит как ретроспективный комментарий кпортрету Петрова-Водкина.
История одного шедевра: «Купание красного коня» Петрова-Водкина
Никогда до того Петрову-Водкину не удавалось столь блистательно доказать, что стремление к чистоте живописных средств – целостности формы, ясности цвета, простоте линий – более действенно и создаёт более яркий, глубокий и запоминающийся образ, чем добросовестное следование натуре. До революции его образы материнства (картины «Мать» 1913 и1915годов) были полны трепетности инежности, вних читался фольклорный слой, слышался широкий разлив русской песни иотголоски далекого уюта детства, где «веретено мягко скоблит деревянную чашку. Однако и здесь Петров-Водкин с помощью композиционного решения вводит зри теля в иной метафизический мир. Конь в искусстве олицетворяет могучую силу отечества, самого духа русского. Никакой сознательной хулы на вождя нового режима со стороны мастера, думается, не было. Еще одной не менее колоритной и символичной работой мастера стало созданное в 1920 году полотно «1918 год в Петрограде», прозванное «Петроградской мадонной».
А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро. По поводу самих «властителей» — в его личном дневнике, в жалобах на тогдашнее бытовое неустройство нет-нет да и мелькнет порой ироничная ремарка: «Пролетариат был занят кормежкой — где тут мыться, не подохли бы граждане передового политически государства» (запись от 13 марта 1927 года). Выходец из социальных низов, Петров-Водкин объяснимо поддержал революцию. В первом, уничтоженном варианте картины образ мальчика еще сохранял этот характер. Как раз все эти приемы используются в иконописи. Можно лишь допустить, что «надмирный» всадник— это надежда, что вреволюционной «перетасовке человечества» стихийной мощью красного коня будет управлять не грубая, давящая сила, аначало светлое, надмирное. Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что «конь величав, монументален исполнен могучей силы, помчись он — и не удержать его неукротимый бег».
Двойственна по внутреннему звучанию икартина «Новоселье». Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. Именно эта застылость и рождает у зрителя ощущение неясной тревоги, неумолимости судьбы, дыхания грядущего.
9 любопытных фактов о картине «Купание красного коня»
Легендарный дед по отцовской линии был сапожником ипил «как сапожник», отсюда кродовой фамилии Петровы— приклеилось «Водкины». Элина Свенцицкая, писатель, доктор филологических наук, анализируя героев «Песен», отмечает: «Сами по себе герои этого произведения— герои свободы иволи.
Красный, почти багровый цвет здесь используется в качестве символа агрессии и силы. Он самоуверенно отвергал все, что ему не нравилось— обряды, правила, уставы Церкви. Вобразе его комиссара («Смерть комиссара», 1928) нет ни капельки того «фанфарного» геройского пафоса, скаким обычно изображали вте годы «фанатичных» красных командиров— защитников новой жизни. Акогда началась революция, то говорили, что она была предугадана мной».
(Ср. Осенью он уехал в Самару, экзамена не выдержал и тогда всецело отдался своему увлечению. Петров-Водкин, несомненно, знал традиции иконописи и сам писал иконы, расписывал храмы. Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). Сложность его внутреннего самоопределения связана не только снеобходимостью приспосабливаться кобстоятельствам своего исторического времени.
«Купание красного коня»: почему бытовую картину назвали предвестником грядущих перемен
У меня в жизни длиннее». Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты и кротости. Тогда немалая часть творческой интеллигенции видела революцию не только как путь социальных преобразований, но как некий «вселенский переворот» из которого пускай вмуках, но родится обновленный человек.
Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная материнская любовь и красота. Я даже придумал, что ему дать читать. По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник — обнаженный мальчик-подросток. Их вполне точно подметил философ Н. А. Бердяев всвоих «Размышлениях орусской революции»: «Появился молодой человек вфренче, гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный, одержимый волей квласти ипроталкивающийся впервые ряды жизни, вбольшинстве случаев наглый ибеззастенчивый. В изображении вождя смутно чувствовалась некая «идеологическая неправильность». К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица. » и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ.
Только ноги коротки от бедра. По свидетельствам исследователей, замысел картины возник у художника после того, как его ученик Сергей Калмыков в рамках академической работы написал красных коней. Только в середине 1960х закономерно происходит его «второе рождение» для публики. У меня было три варианта. В 1936 году с размахом празднуется 30летие его творческой деятельности. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно.
Картина «Купание красного коня»
Кузьма Сергеевич продолжал работу над картиной с осени 1912 года до открытия очередной выставки. Эту систему изображения мира на плоскости холста Петров-Водкин разработал в 1910-х годах, он назвал ее «наука видеть». Исмерть эта не бездумна ислучайна— комиссар умирает исполняя долг итема жертвенности придает смерти ивсей картине особое возвышенное звучание. Петров-Водкин запечатлел Ленина вгробу итогда уже задумал написать вождя революции, каким он представлялся ему при жизни: «Мне хотелось дать Владимира Ильича живым— дать уютную обстановку, где он сам ссобой.
Визображении вождя смутно чувствовалась некая «идеологическая неправильность». Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). В ней, как считает Ю. А. Так или иначе, но спортрета вобразе Ленина на нас смотрит предсказанный Ницше «сверхчеловек», познавший ницшеанскую свободу исвое право распоряжаться жизнями миллионов людей, не оглядываясь на волю свыше.
Описание картины «Купание красного коня»
Был ли Ленин для Петрова-Водкина человеком, который, заваривая кашу кровавой революции вРоссии, опирался «лишь на собственное разумение», будучи при этом уверенным, что «иначе поступить невозможно». Это было то пророческое предчувствие, даром которого наделены истинные художники. Почему Петров-Водкин выбрал именно их. Он олицетворяет волю и стремительность, бескомпромиссность и жажду нового, к чему так рвалась предреволюционная Россия. При том что вроде бы художник отдает должное многим банальностям официозной ленинианы и неотъемлемые черты «великого вождя» очевидно прочитываются в портрете. у Б. Пастернака в стихотворении Гамлет: Гул затих.
Уже от неё картина попала в коллекцию собирательницы К. К. Он кажется одним из своеобразных героев- богоискателей, которые в простоте и наивно сти умели выявлять «драгоценные крупицы мудрости, причем мудрости доморощенной, а не взятой напрокат». В иконописи красному цвету отводится особая роль, роль символа величественности жизни. Интересно ещё вот что. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня». Он, конечно, читает Пушкина, а затем ляжет спать. Петров-Водкин). Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами.
«Богоматерь» — ответ Петрова-Водкина на весь ужас и хаос военных лет. И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Ещё на родине, в городке Хвалынске (Саратовская губерния), он сошёлся с иконописцами и был впечатлён и очарован их работами. Это было этапное творение в творчестве великого художника. Тема его – гибель красного командира на полях гражданской войны – перерастает конкретный исторический сюжет и становится вневременным символом жертвы во имя высокой идеи.
Однако пытливый, не боявшийся противоречий взгляд художника больше вдохновился вэтой работе художественной интуицией, нежели идеологическими установками своего времени. Именно в этом и заключается сила сюжета. Есть и еще два претендента на роль прототипа всадника. Всего известно три варианта картины.
Что скрывает в себе картина "Купание красного коня" (7 фото)
Горение красного цвета тревожно и радостно-победно и вместе с тем зрителя томит вопрос: «Что же все это значит. » Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М. Е. Дальнейшая судьба картины Купание красного коня полна самых разнообразных приключений. Был ли Ленин для Петрова-Водкина человеком, который, заваривая кашу кровавой революции, опирался «лишь на собственное разумение», будучи при этом уверенным, что «иначе поступить невозможно». Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л. Н. Главным инициатором объединения «вольных философов» стал публицист и историк общественной мысли Р. В. Иванов-Разумник.
Я начал писать купание вообще. Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира. Он словно не считает себя причастным ко всему варварскому, что тогда происходило. Известно, что основной посыл «Песен»— мысли освободе иответственности личностного выбора. «Купание красного коня», работа, вызвавшая столько же споров, сколько восхищенных откликов, явно навеяна и ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской.
На первом наброске были три мужские фигуры, причём один из мужчин находился на первом плане, впереди лошади. В искусстве XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами: Холстомер Л. Н. Он самоуверенно отвергал все, что ему не нравилось — обряды, правила, уставы Церкви. В 1914 году ее отправили в русский отдел Балтийской выставки в шведский город Мальмё. После начала Первой мировой войны он начинает постигать смысловую полноту своей картины: «Так вот почему написал яКрасного коня».
Это ничуть не умалило решимости юноши заниматься рисованием. Это полотно художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. От повествовательности он идет к созданию монументально значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века.
За спиной у Ильича изображены географические карты СССР: перед нами человек государственного ума, — «в огромный лоб — огромная мысль», — думающий о судьбах всей страны. Но вэтих глазах, отчужденно-холодных— смысловая доминанта портрета. Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей.
Петров-Водкин, несомненно, знал традиции иконописи исам писал иконы, расписывал храмы. Неслучайно прижилось именно второе название картины — «Петроградская мадонна». Здесь присутствует глубочайший итончайший метафизический момент— миг между жизнью исмертью человека, его взгляд не гаснущий, аскорее преображенный, устремлен куда-то дальше, глубже, «за земные пределы».
Работа над картиной «Купание красного коня» началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. Культурный ландшафт того времени был достаточно неоднородным и точное направление творчества Петрова-Водкина довольно трудно определить. В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске.
Второй вариант картины, вероятно, был написан в начале августа 1912 года. Он кажется одним из своеобразных лесковских героев-богоискателей. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину Купание красного коня. Однако революционный пафос картины отчасти стихает, когда мы переводим взгляд на всадника. Из Самары он на лето перебрался в родной Хвалынск. Только всередине 1960-х закономерно происходит его «второе рождение» для публики. Кпримеру, своей матери он советовал не слишком усердствовать всоблюдении поста, так как «в нем особой святости нет».
Именно вэтот период возвращается вискусство иПетров-Водкин, потому как искусство для него всегда было «творчеством, направленным кпостижению верховных запросов бытия» (К. «Купание красного коня» сравнивали, как уже говорилось выше, «со степной кобылицей», отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее. Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира.
В советские годы картину трактовали как предчувствие наступления революционных пожаров в России. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома. В этом плане наиболее интересен его портрет В. И. Ленина (1934). Вся эта группа, включая центрального мальчика на коне, создает движение кружения, подчеркнутое медленным круговоротом озерной воды.
Можно лишь допустить, что «надмирный» всадник — это надежда, что в революционной «перетасовке человечества» стихийной мощью красного коня будет управлять не грубая, давящая сила, а начало светлое, надмирное.
История создании картины «Купание красного коня»
И вся земля, данная Петровым-Водкиным срезами, холмами, пересечениями сфер — живым, дышащим космосом, пронизана этим неземным прозрачным свечением, «покрывающим» всю мирскую смятенность, надрыв, злобу. Юрий Михайлович Лотман, русский литературовед икультуролог, отметил сущность любого портрета: «портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения имистического отражения реальности». В 1914 картину отправили на выставку в Швецию, город Мальмё.
Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Так или иначе, но с портрета в образе Ленина на нас смотрит предсказанный Ницше «сверхчеловек», познавший ницшеанскую свободу и свое право распоряжаться жизнями миллионов людей, не оглядываясь на волю свыше. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока. Там, в частности, экспонируется полотно «Смерть комиссара», созданное в 1928 году. Это были люди разных мировоззренческих взглядов, такая идейная полифония. Фигура Ленина струдом вписывается вограниченное кабинетное пространство ивэтом композиционном решении попытка передать масштаб личности— это образ не кабинетного мечтателя, ачеловека громадного исторического значения, который, по выражению самого Петрова-Водкина «спел свою песню на свой лад, апо земле она каждому своей стала».
Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией. Размышляет, сопоставляет, анализирует. Толстого, картина В. Перова Проводы покойника, Коняга М. Е. Выходец из социальных низов, Петров-Водкин объяснимо поддержал революционный переворот.
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»
В глазах Ленина мистически отражается душа «фанатика с холодной кровью», жреца идеи. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. Картина была написана художником в 1912 году.
Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Отношение к вере у него было таким же — доморощенно-бунтарским.
Солнце то выглядывало, то пряталось тучи, а по небу рассыпались первые удары грома. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника. Ощущение нереальности происходящих событий, несмотря на типичный для русского быта сюжет – купание коней, создается художником при использовании особого приема «вид сбоку и сверху» и подчеркнутом выделении изогнутой линии горизонта. Пришедший в искусство из низов, он прошел долгую ученическую школу.
Почему Петров-Водкин выбрал именно их. Вглазах Ленина мистически отражается душа «фанатика схолодной кровью», жреца идеи. Почему этим былинным конем управляет «надмирный», ушедший всебя, тонкий юноша вовсе не богатырской стати. Вот собственно и все смысловое описание картины «Купание красного коня». В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. После кончины учителя Петров-Водкин попытался устроиться на работу иконописцем.
В образе его комиссара («Смерть комиссара», 1928) нет ни капельки того «фанфарного» герой ского пафоса, с каким обычно изображали в те годы «фанатичных» красных командиров — защитников новой жизни. Осваиваясь в новой реальности, он стано вится членом Вольной философской ассоци ации (сокращенно Вольфил), которая была организована в 1919 году группой писате лей, художников и деятелей культуры име новавших себя «скифами»: А. Белым, А. Мейером, А. Блоком, В. Мейерхольдом, самим Петровым-Водкиным. Картина висела над дверью зала. Главным инициатором объединения «вольных философов» стали публицист иисторик общественной мысли Р. В. Иванов-Разумник, проповедник идеи «вечной духовной Революции, вкоторой единый путь кчаемому Преображению» (Иванов-Разумник), Александр Мейер, философский ирелигиозный общественный деятель, утверждавший идею мистериальной жертвенности— иными словами, это были люди разных мировоззренческих взглядов, такая идейная полифония.
И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Фигура Ленина с трудом вписывается в ограниченное кабинетное пространство и в этом композиционном решении попытка передать масштаб лично сти — это образ не кабинетного мечтателя, а человека громадного исторического значения, который, по выражению самого Петрова-Водкина «спел свою песню на «свой» лад, а «по земле она каждому своей стала». Сильнейшее воздействие на творчество художника оказало знакомство с русскими иконами. Существует и мнение, что художнику позировал Владимир Набоков (так считает Александр Семочкин, бывший директор музея писателя в Рождествено).
Особенности «Купания красного коня»
Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Элина Свенцицкая, писатель, доктор филологических наук, анализируя героев «Песен», отмечает: «Сами по себе герои этого произведения — герои свободы и воли. В 1914 году ее отправили в русский отдел Балтийской выставки в шведский город Мальмё. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока. Работами Петрова-Водкина владеет не только Московская «Третьяковка», картины живописца представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Молодая женщина существует словно в другом пространстве, возвышаясь над городом и бытом.
Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня.
«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина
Сам художник опасался и сомневался до последнего момента, что картину не станут выставлять для публичного просмотра, так как уже тогда догадывался, каковы могут быть толкования этого произведения, связывающие образ красного коня и судьбы России. Осваиваясь вновой реальности, он становится членом Вольной философской ассоциации (сокращенно Вольфил), которая была организована в1919году группой писателей, художников идеятелей культуры именовавших себя «скифами»: А. Белым, А. Мейером, А. Блоком, В. Мейерхольдом, самим Петровым-Водкиным. Часто его образ используется и в живописи и в литературе. Ився земля, данная Петровым-Водкиным срезами, холмами, пересечениями сфер— живым, дышащим космосом, пронизана этим неземным прозрачным свечением, «покрывающим» всю мирскую смятенность, надрыв, злобу. Юноша, недавно начавший жизнь, укрощает дикую стихию.
Богородица изображена фронтально споднятыми вверх руками— очевидная отсылка кодному из основных иконографических типов изображения Божьей Матери— «Оранта» (от лат. В новой революционной стихии жизни его «Красный конь» ассоциировался свеличием, масштабом грядущих перемен— встране, на земле, всознании людей. Петров-Водкин). Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Художник мог вспоминать обо всех мальчиках, создавая символический образ юного всадника.
Это «Песни западных славян», как мне казалось, что эти вещи должны действовать сильно и остро». Неслучайно прижилось именно второе название картины— «Петроградская мадонна».
За участие в этой выставке К. Петров-Водкин получил от шведского короля Густава V медаль и грамоту. Фигура мальчика в Купании красного коня проделала значительный путь от рисунка к картине. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Вэтом плане наиболее интересен его портрет Владимира Ильича Ленина (1934).
Художник считал иначе. Салтыкова-Щедрина, Холстомера Л. Н. Это было этапное произведение в творчестве художника. Увидеть этот Свет, обратиться к нему, стать причастным ему — есть вечный путь «умиления злых сердец».
Снаружи из-под обрыва доносятся удары оплетень волжской волны. Здесь присутствует глубочайший и тончайший метафизический момент — миг между жизнью и смертью человека, его взгляд не гаснущий, а, скорее, преображенный, устремлен кудато дальше, глубже, «за земные пределы». 2 августа, т. е.
«Купание красного коня»: история создания и значение
Кузьма Сергеевич подверг работу суровой критике, но вполне вероятно, что сама идея ему понравилась и он вдохновился на создание «своих коней». Картина Кузьмы Петрова- Водкина «Купание красного коня» принесла славу художнику, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Иконы были признаны произведениями живописи удивительной красоты и духовной чистоты. Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. Затем мой муж изменил первоначальное расположение фигур на картине». Образ всадника традиционен для русской иконописи, он исполнен идеи победителя злых сил.
Низко висело стылое небо, раскачивали ветки голые деревья над бурой землей. У Петрова-Водкина в барском доме все цело — и ковры и фарфор и портрет на месте. Жизнь низов он знал не понаслышке.
Напишите отзыв о статье Купание красного коня
молящаяся). Увидеть этот Свет, обратиться кнему, стать причастным ему— есть вечный путь «умиления злых сердец».
Оно залито цельным, не раздробленным плакатно плоским пятном огненного цвета. Ярко-красный цвет коня прозвучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений.
Пришедший вискусство из низов, он прошел долгую ученическую школу. Молодая женщина существует словно вдругом пространстве, возвышаясь над городом ибытом.
Отрывок, характеризующий Купание красного коня
В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Он, конечно, читает Пушкина, азатем ляжет спать. Ленин читает пушкинские «Песни западных славян».
Почему этим былинным конем управляет «надмирный», ушедший в себя, тонкий юноша вовсе не богатырской стати. За спиной уИльича изображены географические карты СССР: перед нами человек государственного ума— «в огромный лоб— огромная мысль», — думающий осудьбах всей страны. Салтыкова-Щедрина, васнецовские Богатыри и другие произведения. Это был полезный опыт, но существенных знаний он не дал.
- КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ Кузьма Петров-Водкин
- Как развивался стиль Петрова-Водкина
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Что-то перепуталось всамой жизни
- Самое интересное в виде мозаики
- Истоки творческой индивидуальности
Никакой сознательной хулы на вождя нового режима со стороны мастера, думается, не было. Родом из Хвалынска, уездного городка на Волге, где вросшие вземлю, подслеповатые деревянные домишки бедноты жались друг кдругу поодаль от солидных домов богатых хлеботорговцев— там мать Петрова-Водкина работала прислугой. Вот таким образом конь на переднем плане – красный, другие кони вдали – розовый, буланый и белый.
В 1924 году по решению комиссии ЦИКа (Центрального исполнительного комитета) всего нескольких художников, включая Кузьму Петрова-Водкина, пригласили делать зарисовки похорон Ленина. Вместе с учениками оформлял, как уже говорилось, одну из петроградских площадей в честь годовщины революции, выступал с лекциями о новом искусстве. Легендарный дед по отцовской линии был сапожником и пил «как сапожник», отсюда к родовой фамилии Петровы — приклеилось «Водкины».
Летом 1912 года Петров-Водкин писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь. ». Он служит ей, не человечеству. Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты икротости. Первые этюды художник начал писать на хуторе «Мишкина пристань» в Саратовской губернии.
- Жадный интерес к науке и искусству
- Путешествие, перевернувшее сознание
- Художественные особенности полотна
- Словари и энциклопедии на Академике
- Введите свой комментарий к посту
- Общееколичествопросмотровстраницы
Ленин читает пушкинские «Песни западных славян». Но всамой атмосфере этого новоселья чувствуется что-то маскарадное. Ему страстно хочется все объять, познать законы вселенной.
Былинный богатырский конь задает энергетический центр всей композиции. Когда началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня». ». К 1910-му году религиозная тематика стала уже значительно меньше привлекать художника, но иконопись незаметно продолжала влиять на его творчество. Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи». Вот, например, в «Купании» доминируют три цвета – красный, жёлтый и синий, а ведь они являются классическими для иконописи.
Толстого, картину В. Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения. Он предложил устроить юношу на учебу в столице. Но в этих глазах, отчужденно-холодных — смысловая доминанта портрета. Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась.
и др. ) и стремился тоже возвысить своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Купание красного коня стало кульминацией всего предшествующего пути К. С. Послереволюционный Петроград запечатлен без казенного плакатного героизма. Прямого идеологического вызова впослереволюционном творчестве Петрова-Водкина нет, напротив, он отдает дань многим конъюнктурным, актуальным «темам дня» изображая икрасных комиссаров ипетроградских работниц. Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина).
В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. Напротив, он ставил в известность своего брата: «Картину пишу, посадил тебя на лошадь». Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться».
Где-то за год до этого ученик художника Сергей Калмыков написал картину, которую назвал «Купание красных коней». Отец художника, продолжатель «сапожничьей» династии, наставлял юного Кузьму: «Ты прежде Петров, а потом уж Водкин». Публика впервые увидела «Купание красного коня» в 1912-м на выставке объединения «Мир искусства». Существует мнение, что первый вариант картины «Купание красного коня» (он не сохранился) был создан в имении знакомого генерала, куда художника с женой пригласили радушные хозяева.
Былинный богатырский конь задает энергетический центр всей композиции. Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже). Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка. 1 Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. Здесь совсем нет «певучести», метафоричности, характерной для живописного языка Петрова-Водкина. Ядаже придумал, что ему дать читать. Юрий Михайлович Лотман, литературовед и культуролог, отметил сущность любого портрета: «Портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения и мистического отражения реально сти».
Врага один вдругом не увидят— недоверия не будет друг другу». Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир истощенный ввойнах, «путаной злобе», варварском разгуле, Ее взгляд проникает всамую глубь людской скорби. Однако революционный пафос картины отчасти стихает, когда мы переводим взгляд на всадника. Это было этапное произведение в творчестве художника. Но его цвет ни в коем случае не относится к большевикам, пришедшим к власти в 1917 году.
Начало XX века довольно неоднозначное время в плане искусства. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться».
От «косноязычного пришепетывания красок на неопрятных самодельных холстах» (как писал он сам о себе) Петров-Водкин вырос в большого самобытного мастера, создавшего свою художественную систему. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил. Кроме того, у слова «красный» в русском языке есть ещё одно значение — «красивый». От вдовы художника картина попала в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, которая в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее.
Однако ни то, ни другое предприятие не увенчалось успехом. Набатный красный цвет звучит энергично, как призыв к новой жизни. В новой революционной стихии жизни его «Красный конь» ассоциировался с величием, масштабом грядущих перемен — в стране, на земле, в сознании людей. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. Это было этапное произведение в творчестве художника.
Тема материнства— сквозная втворчестве Петрова-Водкина. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. При всей стилистической самобытности можно выделить важнейшую составляющую его творчества— он остается очень чутким ктем явлениям материальной идуховной жизни, которые всегда трудновыразимы, его художественная интуиция проникает за границы идеологий икратковременных смыслов.
Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке Мир искусства, причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью – поверх всей выставки, как знамя, вокруг которого можно объединиться. Поповоду самих «властителей»— вего личном дневнике, вжалобах на тогдашнее бытовое неустройство нет-нет да имелькнет порой ироничная ремарка: «Пролетариат был занят кормежкой— где тут мыться, не подохли бы граждане передового политически государства» (запись от 13марта 1927года). После посещения первых христианских катакомб вРиме вписьме матери он делится нахлынувшими размышлениями: «Исчезли тайные богослужения под землей, выстроились огромные блестящие золотые храмы сжирными, озверевшими попами иничего не осталось вних от прячущихся под землю красот человеческой души Собираются невежественные попы, спорят, ругаются из-за каких-то перстосложений, одежды иХристос все дальше, туманнее скрывается от людей, загороженный торгашами, непонятный, печальный, одинокий остается Христос».
Вскованности поз, в«приглушенности звука», вкакой-то театральной постановочности самого действа читается внутренняя неуверенность новых хозяев всвоем праве здесь находиться. У Петрова-Водкина вбарском доме все цело— иковры ифарфор ипортрет на месте. Нарождалась новая, неведомая, безбожная власть— ией нужны были другие герои. С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет.
От«косноязычного пришепетывания красок на неопрятных самодельных холстах» (как писал он сам осебе) Петров-Водкин вырос вбольшого самобытного мастера, создавшего свою художественную систему. Жизнь в«клоповниках-деревнях» он знал не понаслышке. Он умер в 1939 году от туберкулеза и после смерти его имя в советском искусстве оказалось полузабытым, оно почти не упоминалось среди корифеев официоза соцреализма. Конечно, каждый представляет своё. Символичный алый конь присутствует в древнерусской иконе, например, в изображении архангела Михаила святых Бориса и Глеба и т. д. В картине Петрова-Водкина этот цвет также аллегоричен.
Кто из трех претендентов отображен на финальной версии картины, неизвестно. Жалкие клоповники-деревни зацветут садами илюбовью ктруду свободному.
Звучит как ретроспективный комментарий к портрету Петрова-Водкина. Дальнейшая судьба картины была весьма интересной. «Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета. Послереволюционный Петроград запечатлен без казенного плакатного героизма. Известный критик 1910-х годов Всеволод Дмитриев, печатавший рецензии в «Аполлоне», едва ли не самом знаменитом журнале того времени, назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться». И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Известно, что основной посыл «Песен» — мысли о свободе и ответственности личностного выбора.
», гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица» и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Петров-Водкин). Его можно повсюду узнать, он повсюду господствует». Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами.
Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). В 1924году по решению комиссии ЦИКа (Центрального Исполнительного Комитета) всего нескольких художников, включая Кузьму Петрова-Водкина, пригласили делать зарисовки похорон Ленина. В окончательном же решении образа акценты сильно смещены. Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир истощенный в войнах, «путаной злобе», варварском разгуле, Ее взгляд проникает в самую глубь людской скорби. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины.
В средней части полотна – в воде – фигуры белой лошади, которую тянет под уздцы ее спешившийся наездник и светло-алого жеребца с всадником, его мы видим со спины. Но самим художником это не подтверждалось. Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. Я вышел на подмостки. Вполне возможно, что всё это, вместе взятое и придаёт картине некую символичность, над которой задумываются зрители. Дальнейшая судьба картины Купание красного коня полна самых разнообразных приключений.
При том что вроде бы художник отдает должное многим банальностям официозной ленинианы инеотъемлемые черты «великого вождя» очевидно прочитываются впортрете. Мы же поговорим о картине «Купание красного коня», совместившей традиционные и новые подходы и прекрасно отразившей свое время. «Богоматерь»— ответ Петрова-Водкина на весь ужас ихаос военных лет.
В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. Каждый узнает всебе человека, уважать всебе его будет, авот таким образом идругих будет уважать. Вот таким образом конь на переднем плане — красный, другие кони вдали — розовый, буланый и белый. Художник учится играть на скрипке, постигает азы физики и химии, пишет рассказы и пьесы. После посещения первых христианских катакомб в Риме в письме матери он делится нахлынувшими размышлениями: «Исчезли тайные богослужения под землей, выстроились огромные блестящие золотые храмы с жирными, озверевшими попами и ничего не осталось в них от прячущихся под землю красот человеческой души Собираются невежественные попы, спорят, ругаются изза какихто перстосложений, одежды и Христос все дальше, туманнее скрывается от людей, загороженный торгашами, непонятный, печальный, одинокий остается Христос». Октябрьскую революцию Петров-Водкин поначалу принимает своодушевлением: «Земле нужна перетасовка человеческая».
Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка. Вместе с однокашниками он организовал артель вывесочников., гоголевскую птицу-тройку, блоковское Летит, летит стальная кобылица. Это время, когда в обществе возрождается интерес к древнерусскому искусству, в 1966 году на экраны выходит историческая кинодрама «Андрей Рублев» режиссера Тарковского — иными словами, прорывается интерес к жизни истинной, а не к ее идеологическому суррогату. А потом перед его глазами появилось великолепное, зелено – голубоватое озеро. Одним из символом России всегда был конь. Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Отец художника, продолжатель «сапожничьей» династии, наставлял юного Кузьму: «Ты прежде Петров, апотом уж Водкин».
К примеру, своей матери он советовал не слишком усердствовать в соблюдении поста, так как «в нем особой святости нет». Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину.
через две недели после приезда на Мишкину Пристань, Кузьма Сергеевич сообщает Шуре о работе уже над картиной, где он «посадил» всадника на коня «Мальчик называется» (2 августа 1912). Останься он в рамках ремесла, мы бы никогда не увидели ни его шедевра «Купание красного коня», ни других выразительнейших живописных работ. Еще вразгар Первой мировой войны, колоссально тяжелой для русского народа, в1914–1915годах он написал картину «Богоматерь Умиление злых сердец».
В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины.