Купчиха За Чаем Фото

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».

При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея.

Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе. Но тем живее работало воображение. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину.

Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена.

Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30.

Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза. Как супружеская чета, они степенно соучаствуют в священном ритуале.

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Конечно, основной темой выставки стала революционная. Рядом с самоваром стоит покрытый расшитым полотенцем расписной деревянный ларец с рукоделием, но он понадобится уже после чаепития. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.

Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. Композиционным центром «Купчихи» является разрезанный красный арбуз, притягивающий внимание к натюрморту. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков.

Но тем живее работало воображение. В этом он находил свое спасение. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619.

Чем же была для Кустодиева данная работа. Монолитный силуэт купчихи уравновешен самоваром. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Вместе с тем время и место действия сюжета картины с исторической точностью определить нельзя, но по костюмам героев можно судить, что это, возможно, 1840-е или 1850-е годы, как в Москве, так и в Калуге, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове или Ярославле, то есть в любом российском древнем городе, в котором жили купцы33.

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.

Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Кустодиев использовал всего лишь несколько цветов, все из которых собраны на овальной броши купчихи, как на палитре— фиолетовый, голубой, зелёный, жёлтый, красный.

История одного шедевра: 
«Купчиха за чаем» 
Кустодиева

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

И это показательно. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды.

Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество».

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. И пользовалась спросом публики.

1918 – это время революционных настроений, когда пролетарии были против подобного богатства и всячески боролись против купечества, кулачества, царизма и так далее. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Художник уделяет большое внимание фактуре изображаемых предметов.

Картина Кустодиева 
Купчиха за чаем

Картина Кустодиева Купчиха за чаем

Она молода, красива, хорошо одета. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

Натюрморт, занимающий первый план, усиливает декоративное звучание всей работы. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718.

На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Полную, дородную женщину, которая сидит за богатым столом и демонстрирует свою обеспеченность, вовсе не хочется осудить. В роскошном натюрморте трапезы, сверкающем величии самовара, в вывесочной красочной яркости сахарного арбуза, мраморной белизне плеч купчихи, в живописной красоте и выразительности каждой детали господствует звучное многоцветье.

Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.

Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. И такие молодцы проглядели революцию.

Купчиха за чаем — Борис Кустодиев

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Из-за нужды семье Кустодиева пришлось продавать личные вещи, сам художник из-за отсутствия заказов занялся оформлением улиц Петрограда к годовщине революции, а на жену его легло ведение всего хозяйства, включая колку дров1213. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Картина была написана в проблемный для России год.

Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую купеческую Россию. После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953.

Купчиха за чаем, 
1918, Кустодиев 
– описание картины

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. В этом он находил свое спасение. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. Вместе с тем, творчество Кустодиева более оптимистично, жизнерадостно и национально, что роднит его с искусством таких московских мастеров, как К. Ф. Юои и И. Э. Грабарь. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай».

Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Это всевозможные блюда с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»). Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века.

Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву.

Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец).