Кустодиев Борис Михайлович Автопортрет

Так в 19261927 годах появились «Челкаш», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых». Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901—1903, ГРМ). Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Это было как бы антитезой Госиздату, тиражи изданий которого приближались к миллионным.

Одним из них был основанный в сентябре 1921 года петроградский «Аквилон»5, который возглавлял искусствовед Федор Федорович Нотгафт (1886—1942). Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. собирал материал в Костромской губернии, где познакомился с будущей женой Ю. Е. Особенно интересными кажутся нам обложки этих изданий с портретами главных героев.

  1. Литературно-исторические заметки юного техника
  2. Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927)
  3. Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
  4. Кафедра неврологии и нейрохирургии ИНПР
  5. Умер художник Борис Михайлович Кустодиев
  6. Картинки и картины художников мира
  7. Русское искуство: Кустодиев Борис Михайлович
  8. «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»

Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Художник – без рук. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца. В характеристиках сельских торговцев, крестьян-богатеев, священников, дьякона проскальзывают сатирические нотки.

Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин Утро (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
  • Напишите отзыв о статье Кустодиев, Борис Михайлович
  • Отрывок, характеризующий Кустодиев, Борис Михайлович

Уже в начале 1900-х годов получил известность как портретист (портреты И. Я. Билибина, 1901, В. В. Матэ, 1902, жены художника – Ю. Е. Кустодиевой, 1903, все – в ГРМ). Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически, даёт почувствовать его самодовольство и косность («Купчихи», 1912, Киевский музей русского искусства, Киев «Красавица», 1915, ГГГ «Купчиха за чаем», 1918, ГРМ серия «Русские типы», 1920-е годы). и т. п. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами».

Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве.

Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920). В 1907-1917 посетил многие европейские страны. Толстого, 1922, пьесы А. Н. Поездка за границу много дала молодому художнику.

  1. Астраханское детство Бориса Кустодиева
  2. Художник пишет потаенную душу Вьетнама
  3. Сайт о жизни и творчестве художника
  4. Коллекция Государственного Русского музея
  5. Детские образы в творчестве Кустодиева

Задуманный Кустодиевыс «Групповой портрет художников "Мира искусства"» остался лишь в этюдах (1910-1916, ГРМ) и эскизе (1916-1920, там же). И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Пробовал себя в скульптуре (портреты И. В. Ершова, 1909, М. В. Добужинского, 1909, А. М. Ремизова, 1910, Ф. К. Сологуба, 1912, все – гипс, ГРМ также фарфоровые статуэтки). Смерть Ленина в январе 1924 года воспринималась как непоправимая катастрофа.

Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные— художник тяжело заболел. За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам.

Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919 – 1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. Кустодиевой, 1903, все – в ГРМ). Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ).

Литературно-исторические 
заметки юного техника

Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде — в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Однако трагедия не сломила художника.

Репина. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. В «Дядюшке Якове», «Пчелах», «Генерале Топтыгине» и «Дедушке Мазае»— по одной.

Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. В эти же годы Б. М. Кустодиев много занимался «ремесленной» работой. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. С 1910 года— член возобновившегося «Мира искусства». Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. Отсюда и стремление Кустодиева сказать об ушедшем вожде чтото свое.

С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »). Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.

Это издательство работало неполных три года и выпустило всего 22 книги, выходившие тиражом 5001500 экз. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. А шуба. Репиным, который предлагает ему все же в качестве соавтора, нежели помощника, работать над масштабной картиной «Заседание Государственного совета». Кроме портретов, художник создает декоративно-бытовые картины, усиливая именно декоративные качества сюжетов – Ярмарка, Сельское праздник. Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом). Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник.

Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. Лиц почти не видно.

Оформлял спектакли МХТ («Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1914 и др. ), Малого драматического театра в Петрограде («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1919), Петроградского (Ленинградского) академического театра драмы («Посадник» А. К. Толстого, 1922, пьесы А. Н. Островского), МХАТа 2-го («Блоха» Е. И. Замятина по Н. С. Лескову, 1925 вариант – 1926, БДТ) и др. Мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца П. А. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется— уже в послереволюционные годы. Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. Картина Священнодействуют (1916) изображает московских извозчиков в трактире за степенным ритуалом чаепития картина полна забавных бытовых зарисовок.

Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Замятина по Н. С.

Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. В «Коробейниках» их шесть— по числу частей поэмы. Занимался также скульптурой. Будто впервые. Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской.

Первым— в 1919 году— был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Молодой художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине им написана и правая часть самого полотна. Эти серии и близкие им полотна («Портрет Ф. И. Шаляпина», 1922, ГРМ) подобны красочным снам о старой России. Лескова), детские книги (стихотворения С. Я.

Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать. Можно поразному относиться к деятельности вождя мирового пролетариата.

Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.

Эти впечатления он использовал во многих своих работах, в том числе в дипломной картине Базар в деревне, за которую при окончании Академии (в октябре 1903 г. ) получил золотую медаль. Сюжет рисунка как бы подсказывал читателю, что стихотворения посвящены крестьянской жизни. Это были 23 акварели, выполненные еще в 1919—1920 годах.

В 1921 годуБорис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года. Родился в Астрахани. В 1920 г. Кустодиев написал 20 акварелей Русские типы и серию Автобиографические рисунки (1923), в которых ностальгически отобразил свое детство. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург).

За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку. И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. Иначе и не могло быть. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие вывески лавок.

И продолжение знаменитой Купчихи: Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1926). Учился в петербургской Академии художеств (1896—1903), где его наставником был И. Е. Репин. Билибиным, Е. Е. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было. «Рассказ, — пишет В. В.

Так оно и было: в сборник вошли стихотворения «Влас», «Коробейники», «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин» и «Дедушка Мазай и зайцы». Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта.

В эти годы он по-прежнему писал и жизнь любимой им русской провинции: Голубой домик, Осень, Троицын день (все 1920). В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией.

Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста («Портрет И. Я. Билибина», 1901). В содружестве с «Аквилоном» Борис Михайлович Кустодиев создал три книги.

Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923). Продолжая жанр портрета-картины (портрет в интерьере или пейзаже), Кустодиев создавал произведения интимно-лирического склада («Утро», 1904, ГРМ), детские портреты («Дети в маскарадных костюмах (Кирилл и Ирина Кустодиевы)», пастель, 1909, ГРМ и др. ), также работы, сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром (автопортрет, 1912, галерея Уффици, Флоренция портреты А. И. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Одной из ведущих тем творчества Кустодиева с 1906 года становится изображение праздничной народной жизни, крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (циклы «Ярмарки», «Деревенские праздники», «Масленицы», «Балаганы», «Гулянья»). В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально— иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя.

Билибина, 1901, В. В. Кустодиева живо интересовало все разнообразие сторон крестьянской жизни. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.

Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масляной. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.

Несмотря на болезнь, художник продолжал много работать. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Ему нужна была обнаженная натура. Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. Прошинской, летом 1903 г. Кустодиев совершил большую поездку (свадебное путешествие) по Волге от Рыбинска до Астрахани.

Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). С началом новой экономической политики (НЭПа) в стране появились частные издательства. Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей. Отсюда многочисленные Масленицы, как архетип торжества здоровья и полнокровия. Всего таких иллюстраций восемь, причем распределены они неравномерно. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева.

Чертовски трудно. Маршака) работал в технике литографии и гравюры на линолеуме. Говоря о технике воспроизведения «Шести стихотворений Некрасова», Алексей Алексеевич Сидоров в книге, подводящей итоги развития графического искусства за первые пять послереволюционных лет, писал: «Здесь очень тонкое и тактичное соответствие тексту сочеталось с. выразительным мастерством техники и самого типографского выполнения: книги с иллюстрациями, литографированными и не наклеенными или вставленными в текст, а напечатанными на той же странице с набором мы просто не знали до сего времени. »7. Одной из ведущих тем творчества Кустодиева с 1906 года становится изображение праздничной народной жизни, крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (циклы «Ярмарки», «Деревенские праздники», «Масленицы», «Балаганы», «Гулянья»). Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева— к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте.

В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств.

В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Вот кого рисовать-то. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. «Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.

Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Автор писал жену и дочь в одной из комнат своей квартиры в Петербурге на Мясной улице. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Сам художник говорил: «Меня называют реалистом. Студентом пишет он портреты известных деятелей культуры. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.

Мир кукол игрушек был близок детской душе художника. Дядя любил его искусство, удивлялся отсутствию озлобленности и выдержке Бориса Михайловича, лишенного возможности передвигаться изза тяжелого заболевания»9. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности. Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное.

Особенно впечатляет Масленица (1916) – над этой картиной Кустодиев работал уже больным: с 1916 г. опухоль позвоночника приковала его к креслу-коляске. Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы». Член петербургского Нового общества художников (с 1904 года), Союза русских художников (1907-1910), возобновлённого «Мира искусства» (с 1910 года), АХРР (с 1923 года). Кустодиев, – был как на ладони. Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Среди них безусловный интерес представляет Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. С 1907 года — член Союза русских художников. Только щеки да нос краснеют».

Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. Надо сказать, что Максим Горький не вполне был доволен рисунками Кустодиева, он посчитал, что они слишком «интеллигентны» и пожелал, чтобы они были «погрубее и поярче». Учителем его там был И. Е. Власова (ученика В. Г. Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». Фильм посвящен жизни и творчеству художника Бориса Кустодиева. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Позднее (с 1908) увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета.

Впроцессе трудов над ней Б. М. Кустодиев осваивает новую для себя технику— литографию. Он оставлял место для наития. 31 января 1918 года народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский созвал Комиссию по изданию русских классиков, чтобы обсудить вопрос об оформлении однотомника Н. А. Некрасова, которым литературноиздательский отдел собирался открыть свою издательскую деятельность. Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов».

В них мы впервые (Агитатор, Митинг) встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. С 1907 года — член Союза русских художников. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921году.

Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.

Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Он писал дородных купеческих жен — как одетых, так и обнаженных.

Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Эстетика характерного позволяет превращать некрасоту, встречающуюся в жизни, в красоту-искусства. КУСТОДИЕВ Борис Михайлович, российский художник, график, скульптор, сценограф, член петербургской Академии Художеств (1909). По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим учителем.

Каждая фигура индивидуальна и вместе с тем типична даже по своему силуэту, позе, облику. В 1907—1909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов».

Ершова, 1909, М. В. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. художественный музей), Монахиня (1908, ГРМ). Когда однажды Кустодиеву предложили принять участие в работе кукольного театра и принесли несколько марионеток, он играл с ними, как ребенок.

Головина). И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Его определили в духовное училище, потом в семинарию. академический театр оперы и балета им. Мать хотела видеть сына священником. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши.

На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». Эти же задачи стояли перед автором и в картине Праздник в деревне. Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства».

Кустодиев стремится к рассказу, но отнюдь не литературному изложению сюжета. Мастерство Кустодиева-портретиста высоко оценил И. Е. Репин, пригласив его участвовать в создании огромной композиции «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901-03, ГРМ Кустодиев написал 25 портретных этюдов и правую часть холста). Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Открывалась она полосой с издательской маркой «Аквилона» работы М. В. Добужинского.

Лансере, М. В. «Аквилон» сознательно ориентировался не на массового читателя, а на любителей, на библиофилов. Книги его навечно вошли в золотой фонд русского оформительского искусства. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).

«Стихотворения» были заключены в обложку из мягкого картона, отпечатанную в три краски. – Так как это обнаженная натура. «Портрет художника Ивана Билибина» (1901) и «Портрет профессора гравирования Василия Матэ» (1902) приносят художнику широкую известность. «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, – писал впоследствии Б. М. Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.

Образы своей эпохи Кустодиев воплощает в рисунках для календарей и обложек, в иллюстрациях и эскизах оформления улиц. Главной же его любовью было жизнерадостно идеализированное изображение старой русской жизни. В 1914 – 1915 годах он пишет большую картину маслом Крестный ход. Любовь к ней отражается в каждой работе.

В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества. И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам. Москва»), после его закрытия— в журналах «Адская почта» и «Искры». Как бы то ни было и в это время мы видим многочисленные картины прежнего духа о жизни старой России: Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима.

Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Эти рисунки отличаются правдивостью, теплотой передачи ленинского образа. «Шесть стихотворений Некрасова», задуманные как библиофильское издание, вышли в свет в марте 1922 года и были приурочены к 100летию со дня рождения поэта. Конечно и он не стал полностью новым, советским художником»10.

Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Репин, пригласив его участвовать в создании огромной композиции «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ Кустодиев написал 25 портретных этюдов и правую часть холста). Л., 1926). Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки.

Как рассказывает В. В. Это вполне понятно. Книга была составлена из 4листных тетрадей, сшитых между собой вручную. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась.

Последние пятнадцать лет своей жизниБорис Кустодиев мог передвигаться лишь в инвалидном кресле. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Название книги воспроизведено нарочито неумелым почерком, причем по старой орфографии— с «и десятиричным», но сам текст книги набран уже по новому правописанию. Остается прежним и его образ жизни.

В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «» (известный рисунок «Вступление. 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля. Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. Почему уговаривает. А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела.

И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Это были живые типы Островского. ». И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы.

Учился в Астраханском кружке любителей живописи и рисования (1893-1896) у П. А. В 1905–1907 гг. Тонкий рисовальщик, владевший уверенным, чётким штрихом, Кустодиев иллюстрировал произведения русских писателей («Шинель» Н. В.

Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». В первом стихотворении «Влас», занимающим всего четыре неполные полосы их два. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).

В годы Первой русской революции 1905—1907 выступал как карикатурист в журналах «Жупел» и «Адская почта». Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. же время живут». «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт.

А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией. Учился в Астраханском кружке любителей живописи и рисования (1893-96) у П. А. Власова (ученика В. Г. Перова), затем в петербургской Академии Художеств (1896-1903) у В. Е. Савинского и И. Е. Репина.

Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Место действия перестает быть фоном. В1922году, в пору гиперинфлянции, книгу продавали за 3 миллиона рублей. В 1909 г. Кустодиев получил звание академика живописи. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.

И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим». Зашел с мороза прямо в шубе. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Продолжая жанр портрета-картины (портрет в интерьере или пейзаже), Кустодиев создавал произведения интимно-лирического склада («Утро», 1904, ГРМ), детские портреты, также работы, сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром (автопортрет, 1912, галерея Уффици, Флоренция портреты А. И. Анисимова, 1915, ГРМ Ф. И. Шаляпина, 1921, Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург и др. ).

Свободными сочными мазками написано белое с голубыми тенями платье девочки. Писатель и художник были лично знакомы: в 1919 году Алексей Максимович посетил больного Кустодиева, а вскоре после этого художник послал Горькому вариант своей знаменитой обнаженной «Красавицы», сопроводив подарок запиской: «Вы первый, кто так проникновенно и ясно выразил то, что я хотел в ней изобразить и мне было особенно ценно услышать это лично от Вас». В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Какая глупость. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник».

Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. Тонкий рисовальщик, владевший уверенным, чётким штрихом, Кустодиев иллюстрировал произведения русских писателей, детские книги (стихотворения С. Я. Маршака) работал в технике литографии и гравюры на линолеуме. В 1906 году им написана картина Ярмарка (ГТГ), солнечная, светлая.

Молодой и красивый Фома Гордеев резко контрастирует со сгорбленным стариком Артамоновым, причем последний рисунок выполнен в технике силуэта, для Кустодиева, вообще говоря, редкой (ранее он использовал силуэт при иллюстрировании «Дубровского» в 1919 году). Кустодиев сделал к вступлению Замятина восемь рисунков, воспроизведенных цинкографией. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Он много общается с друзьями, к нему приходят за советом, просто поговорить и набраться от него оптимизма.

Очень скоро юноша был замечен И. Е. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Лицо Юлии Евстафьевны выписано тщательно, а зелень сада, окружающие предметы и собака в эскизной импрессионистической манере.

Кустодиев начал работать с несколькими периодическими изданиями в качестве карикатуриста (сатирические журналы Жупел, Адская почта и др. ). Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. М. Г.

В этом же году Кустодиев принял участие в международных выставках, которые проходили в Петербурге и Мюнхене. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Об этой книге на удивление мало писали так, в большой монографии Виктории Ефимовны Лебедевой ей посвящены всего четыре абзаца6.

Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Картина эта, к сожалению, завершена не была.

Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХвека».

Просто и вместе с тем задушевно передает художник счастье и красоту материнской любви. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Он жить не сможет». Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната.

Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 — 1930). Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Для полиграфического предприятия это создавало определенные трудности, ведь текст «стихотворений» воспроизводился с типографского набора способом высокой печати. Наступил полный паралич ног.

Работа предстояла сложная и трудоемкая. Родился в Астрахани. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре.

Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого. Среди его работ— оформление книг «Ягодный сад крестьянина» (Л., 1925), «Деревенский тележник» (Л., 1926). Поступил в студию Рене Менара. Картины имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом. Кустодиев, Борис Михайлович (1878—1927) — Русский художник. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена).

Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Гоголя, 1919), Петроградского (Ленинградского) академического театра драмы («Посадник» А. К. (Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). Тема современности становится для него основной.

Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Добужинским и др. ), сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта». Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».

Работу печатавшей книгу 15й Государственной типографии (ранее типография Товарищества Голике и Вильборг, а ныне Типография имени Ивана Федорова) осложняла не только ручная нумерация экземпляров. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». Это его центральная площадь около церквей Николы и Афанасия. Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными.

Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха. Перова), затем в петербургской Академии Художеств (1896-1903) у В. Е. В 1900-1902 гг. Добужинского, 1909, А. М.

Оформлял спектакли МХТ («Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1914 и др. ), Малого драматического театра в Петрограде («Ревизор» Н. В. Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки. В этом ценность портретного наследия художника. Нарядные, пышущие здоровьем, статные купчихи на базарной площади ведут степенную неторопливую беседу. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Но, говоря словами В. В. Маяковского, «громадье» его планов поражало современников. Далее шел авантитул с воспроизведенным прописными буквами названием книги.

Таковы картины Ярмарка (1906), Праздник в деревне (1907), Гулянье на Волге (1909), Купчихи (1912), Купчиха, Девушка на Волге, Красавица (все 1915), которые сочетают элементы народного искусства (лубка) и психологических оценок. Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Кустодиеву ничего не стоит добиться внешнего сходства, но он умеет достигать большего – сходства внутреннего, духовного, психологического. Ремизова, 1910, Ф. К. И еще: мы видим самый краешек туалетного столика.

Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». Яркая, пестрая толпа движется вдоль торгового ряда.

Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.

Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Эскиз к этой картине, выполненный в технике гуаши, находится в Третьяковской галерее. Шумно выдохнул – белый пар остановился в холодном воздухе – в доме не топили, не было дров. Порядковые номера писались от руки. Борис Михайлович Кустодиев (23. 2. 1878–26. 05. 1927) – талантливый мастер изображения русских праздников, русского (часто купеческого) быта и русского характера.

Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Подробнее можете прочитать в журнале КомпьюАрт3. Понемногу художник становится сторонником мелкой буржуазии и купечества, а их представители существенно преобладают в его картинах. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.

Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Они свидетельстввовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников».

Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. С особой ответственностью и серьезностью создавал Кустодиев иллюстрации к ленинским сборникам: Детям о Ленине, Ленин и юные ленинцы, Один день с Лениным. Искусство требует всей жизни. Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Ленин на его штриховых рисунках не только узнаваем, но безусловно похож.

В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Он увидел в Фаине Шевченко именно тот образ русской красавицы, которая подошла бы для такого символического русского ню, так как, если вы вспомните идеал эпохи модерн идеал начала века, – это все-таки женщины хрупкие, томные, такие вот анемичные, – другой идеал. Особенно хороши рисунки изображающие гимназиста Володю Ульянова, ставшие со временем своеобразной классикой. Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д.

В 1909 году художнику исполнился 31 год. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе.

Эти произведения имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом. С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника. В 1903-04 пенсионер Академии Художеств в Париже (посещал студию Р. Менара), путешествовал по Испании.

В 1905—1907 гг. Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство. Пробовал себя в скульптуре (портреты И. В.

Предмет интересует его в меру своей характерности. Савинского и И. Е. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически, даёт почувствовать его самодовольство и косность («Купчихи», 1912, Киевский музей русского искусства, Киев «Красавица», 1915, ГТГ «Купчиха за чаем», 1918, ГРМ серия «Русские типы», 1920-е годы). Действие происходит на улице села. Нежно обнимает ее молодая стройная женщина.

Вот насколько мы уголок можем видеть. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия.

Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Привлекает художника и тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью: Праздник в деревне (1907, ГТГ 1910, ГРМ), Гулянье на Волге (1909, Костромской краеведческий музей). В годы Революции 1905-07 Кустодиев участвовал в создании «Календаря русской революции» (вместе с И. Я. Билибиным, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинским и др. ), сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта».

«Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. Отсюда, между прочим, возникает и множество вариантов излюбленных кустодиевских мотивов: маслениц, гуляний, праздников и т. д. То, что изображает художник, не замыкается рамой, не исчерпывается в пределах холста. Лескову, 1925 вариант – 1926, БДТ) и др.

Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей. Они и не столь интересуют автора. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).

Третьей работой художника, выпущенной «Аквилоном», стал альбом «Русь. И все же жизнь в Петербурге его тяготит. Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане — «русские венеры»).

Художником была исполнена картина 27 февраля 1917 года (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. И в этом, наверное истоки любви к Празднику, к детской забаве, карусели красок. В бесчисленных иногда бесконечно слащавых изображениях «Ленинианы» эти рисунки занимают особое место и не стоит игнорировать их, как это делают некоторые авторы недавних посвященных Б. М. Кустодиеву книг. Понятно, что тема эта была абсолютно чужда певцу купеческой России, но он отважно взялся за ее решение— так появились иллюстрации к воспоминаниям А. ИльинаЖеневского «Один день с Лениным» (Л. Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка («Большевик», 1920, ГТГ). Для этого предназначалась и его большая монументальная картина Степан Разин (1918, ГРМ).

Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». Увлеченно писал в 1921 году Кустодиев портрет Ф. И. Шаляпина. Среди его друзей — Федор Шаляпин, Александр Бенуа, Константин Сомов, И. Грабарь, молодые ученые, будущие лауреата Нобелевской премии Петр Капица и Николай Семенов, юный композитор Дмитрий Шостакович. В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи.

Гротеск здесь проявляется в чистом виде. Член петербургского Нового общества художников (с 1904), Союза русских художников (1907-10), возобновлённого «Мира искусства» (с 1910), АХРР (с 1923). Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).

Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Через пять месяцев он вернулся в Россию. Пейзажный фон с эффектной радугой на небе похож на театральный задник. Островского), МХАТа 2-го («Блоха» Е. И. Уже в начале 1900-х годов получил известность как портретист (портреты И. Я. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера»— гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ».

Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.

Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Маленькая круглолицая, белокурая девочка ласково прижалась к матери.

Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима. Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств.

В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873— 1924). Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям.

С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». В рисунок вписана овальная плашка с портретом писателя. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Масленичное гулянье (1921) и даже в известном портрете Ф. Шаляпина фоном сделано масленичное гулянье.

Н. С. Лескова. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Он задумал новый образ народного героя.

Сложность полиграфического исполнения повлияла на продажную цену книги, которая на порядок превосходила цены на другие издания «Аквилона». Затащил мужика с базара — и писал при народе. С 1907 года— член Союза русских художников. Художник начал иллюстративный ряд с обложки, что, по сути дела, было новаторством.

Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. Шаляпин в этом портрете олицетворяет силу и одаренность русской натуры.

С тех пор, как врачи диагностировали у Кустодиева опухоль в спинномозговом канале, операции следовали одна за другой, но приносили лишь временное облегчение. Мастерство Кустодиева-портретиста высоко оценил И. Е. Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном. Полон обаяния и прелести детства портрет трехлетней дочери Ирины Японская кукла. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу.

Какова шуба на нем. В 1903 году в жизниБориса Михайловича Кустодиева произошло сразу несколько важных событий. Пребывания за границей в Париже художник ограничил сам. Но болезнь лишь побуждала его к ее компенсации столь жизнерадостными картинами.

Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.

Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 1901—1902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба».

Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. М., 1925) и «Детям о Ленине» (М. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.

В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Задуманный Кустодиевым «Групповой портрет художников Мира искусства» остался лишь в этюдах (1910-16, ГРМ) и эскизе (1916-20, там же).

Русские типы Б. М. Кустодиева», увидевший свет в марте 1923го. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Книгу открывал нарядный фронтиспис, отпечатанный в четыре краски. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.

Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Передача «плоти» вещей мало занимает живописца. И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Учился у П. А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Савинского, И. Е. Репина (1896-1903).

То есть, вся картина наполнена красивыми вещами. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Гоголя (1906), «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) Н. С. Матэ, 1902, жены художника – Ю. Е.

Ярмарки 1906 и 1908 годов повествуют о шумных деревенских торгах. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Такой вопрос вроде бы для Кустодиева не стоял.

В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. Сологуба, 1912, все – гипс, ГРМ также фарфоровые статуэтки). Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям.

Кустодиев много работал для театра в 1907-1908 был помощником декоратора Мариинского театра (под руководством А. Я. Головина). Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. Из-за волнений в студенческой среде Академия художеств была закрыта – занятия в ней возобновились только в 1906-м году. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». — не просто натура, «вставленная» в холст.

Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются.

М., 1925) и к предназначенным для юного читателя книгам «Ленин и юные ленинцы» (Л. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». В годы Революции 1905-1907 годов Кустодиев участвовал в создании «Календаря русской революции» (вместе с И. Я. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». Вступительное слово к альбому написал писатель Евгений Иванович Замятин (1884—1937), который впоследствии эмигрировал изза чего кустодиевский альбом попал в спецфонд.

Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».

Работа была заказной. Это дало ему право на оплаченную заграничную стажировку, в которую он отправился с увлечением (Париж, Мадрид). Первое советское издательство— Литературноиздательский отдел Наркомпроса— начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку».

В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Затем Кустодиев часто работал книжным иллюстратором (произведений Гоголя, Лермонтова, Л. Толстого), постепенно набирая известность и как серьезный художник-портретист, чутко отображающий психологию людей. Принимать или не принимать революцию. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.

Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Родился Борис Кустодиев в небогатой семье преподавателя семинарии в Астрахани, после смерти отца (1879) учился в духовном училище и семинарии.

Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. Столько же и в большой 33страничной поэме «Коробейники».

Абсолютно особое место в творчестве Б. М. Кустодиева занимает ленинская тема. Первая картина такого рода («Ярмарка», 1906, ГТГ) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления. И наоборот, в пейзаж, типичный для провинциального города средней России, с ее холмами и оврагами, он вписывает Введенскую церковь, которую ежедневно видел из своего окна в доме на Петроградской стороне. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление.

С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. В 1903-1904 годах пенсионер Академии Художеств в Париже (посещал студию Р. Менара), путешествовал по Испании. В 1895 году Кустодиев уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то.

В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. И они вполне искренно восхищались им. Давая советы своему сыну, К. Б. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.

На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Первая из них— сборник «Шесть стихотворений Некрасова»— стала бесспорным шедевром.