Леонардо Да Винчи Мона Лиза Анализ Картины
Леонардо да Винчи "Мона Лиза": описание картины
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Всё новое – это хорошо забытое старое. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. В ХХ ст. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению. Вот это уже серьёзная несостыковка. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо).
Анализ произведения искусства Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
Художник не расставался с портретом до самой смерти. Название этого района и дало имя картине. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Если верить биографу Леонардо да Винчи Джорджо Вазари, неудивительно, что у Моны Лизы преобладают положительные эмоции: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Леонардо да Винчи анатомировал трупы.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Это и есть магия великого реалистического искусства Высокого Возрождения. Цель этого похищения не выяснена однозначно. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Мона Лиза (Джоконда), Леонардо да Винчи
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.
Еще одна схожая версия. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. () Джоконда— не портрет.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. На её роль до сих пор претендуют такие женщины, как: Катерина Сфорца – дочь миланского герцога Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская Чечилия Галлерани она же – Дама с горностаем Констанца дАвалос, которую также звали Весёлая или La Gioconda Пачифика Брандано любовница Джулиано Медичи Изабела Галанда Юноша в женском одеянии Автопортрет самого Леонардо да Винчи. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Далеко не всем она кажется таковой. Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.
Сочинение по картине Леонардо Да Винчи Мона Лиза (Джоконда) описание (описание)
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают.
Этот призыв довел жажду взломать шифры картины до мании. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду.
Это и есть одна из главных тайн изображения. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. В этой истории просматривается и чувство юмора и увлеченность Леонардо работой, понимание эффекта, которое оказывает произведение живописи и умение достичь нужного впечатления. Леонардо да Винчи.
Казимир Малевич в 1914 году сделал коллаж «Композиция с Моной Лизой», где дважды перечеркнул изображение её репродукции и вверху написал «Частичное затмение». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть.
История одного шедевра: «Мона Лиза» да Винчи
Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Исходящее от картины «Мона Лизы» ощущение силы – это гармоничное сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. Таким объектом вполне можно назвать картину Леонарда да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)».
По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Музей – это публичное заведение. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы висела в административных помещениях Лувра)19. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. 1503-1519 гг. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Поездки только закрепили успех и славу картины.
Об этом сообщает Джорджо Вазари, биограф и почти что современник Леонардо да Винчи. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». для картины такого уровня это много.
Описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда)
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Голова слегка повёрнута10. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. «Джоконда» – не портрет. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Однако теория о том, что Мона Лиза – это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». S fumato — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Картина находилась при художнике до самой его смерти.
И кстати она у него очень хорошо вышла. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу». Одним из средств такой тончайшей нюансировки было характерное Леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Посередине: Дама с горностаем. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода.
Принадлежит к позднему периоду его творчества. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
Под картиной "Мона Лиза" обнаружили скрытый портрет
Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. 76х53 см. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. золотых экю. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Кстати, во время экспонирования полотна в Японии выставку посетили 1, 5 млн человек (1974 год) и этот рекорд посещения художественной выставки еще не побит. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Это уже дама, которой за 30-35 лет. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Он хватает первое, что подвернулось ему под руки, скажем, камень и раздирает картину, совершая таким образом акт матереубийства. Однако это можно списать на плохую реставрацию.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Достоверной информации о происхождении картины нет. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы ее сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Начиная с XVI века, которым датируется полотно, никто не сомневался, что картина – это портрет мадонны (моны) Лизы, жены флорентийца Франческо дель Джокондо. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Искусствоведы часто объясняют гениальность картины как раз тем, что на нем изображена земная женщина в образе Богоматери. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. История картины «Мона Лиза» («Джоконда») полное название— Портрет госпожи Лизы Джокондо, — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505года. Еще первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри.
Даже по сравнению с более ранними портретами самого Леонардо, Луврская Мона Лиза – это очевидный прогресс. Об этом сообщает Джорджо Вазари, биограф и почти что современник Леонардо да Винчи. Цели он достиг – результат оказался столь пугающим, что испугался сам отец. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей.
Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.
Тайны Моны Лизы: 8 фактов о Джоконде Леонардо да Винчи, которые тебя удивят
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Так, например, долгое время ученые не могли понять, почему у Джоконды нет ни бровей, ни ресниц, а темные пятна в уголках глаз и на подбородке позволяли даже предполагать, что натурщица страдала избытком холестерина в организме. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Композиция Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Но это чрезвычайно трудная задача.
Тайна картины Мона Лизы (Джоконда)
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Vincenzo Peruggia). Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
Из-за этого она сильно бликует, вот таким образом разглядеть ее иногда бывает проблематично. Мона Лиза (фрагмент). Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.
Десять главных секретов Джоконды
Но она ли на картине. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа»11. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. До него никто не видел в ней никакой тайны. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Никто не знает, кто обрезал картину. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи.
Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет.
Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
Описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
Так, есть версии, что на картине могут быть изображены дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца, Изабелла Арагонская, девушка с портрета да Винчи «Дама с горностаем», герцогиня Констанца дАвалос по прозвищу Gioconda, то есть Веселая, мать кардинала Ипполито Медичи, мать самого художника или просто идеальный образ женщины. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания». Отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица.
Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Тем не менее, лицо «Айзелуортской Моны Лизы» выглядит явно моложе и это позволяет предположить, что она является более ранней версией картины. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи может быть признана первой 3-картиной
Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Никто не знает, кто обрезал картину. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. До сих пор остается множество нераскрытых тайн картины. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Но это уже другая история. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины.
Главный секрет Моны Лизы – ее улыбка – до сих пор не дает покоя ученым
Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов».
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. «Мона» переводится как «госпожа». Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Критик Уолтер Патер в своем эссе 1867 года о да Винчи выразил свое мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлет славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со страниц газет. «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.
И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания». С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Кроме того, в разное время выдвигались различные предположения по поводу того, правильно ли считают Моной Лизой – Лизу дель Джокондо.
Однако французский исследователь Паскаль Котте, который изобрел мультиспектральную фотокамеру и сделал множество снимков «Моны Лизы» в разных цветовых спектрах, доказал, что брови и ресницы художник рисовал, но со временем масло и лак на картине выцвели, а пятна на лице – результат повреждения лакового покрытия. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Её страстно любят и так же страстно ненавидят.
Учёные обнаружили «улыбку Моны Лизы» на ещё одной картине Леонардо да Винчи
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. В конце жизни художник, достигнувший вершин мастерства, не утратил страсти к доведению до совершенства всего, чего касался. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века.
Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Так, есть версии, что на картине могут быть изображены дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца, Изабелла Арагонская, девушка с портрета да Винчи «Дама с горностаем», герцогиня Констанца дАвалос по прозвищу Gioconda, то есть Веселая, мать кардинала Ипполито Медичи, мать самого художника или просто идеальный образ женщины.
Описание картины (Мона Лиза)
Ученым удалось разгадать эту загадку. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Сумма к оплате – 35, 01 евро. Это ничего не означающее мимолетное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека». Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Презентация на тему: Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда)
Репутация картины Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела.
Которых у Моны Лизы нет. Начиная с XVI века, которым датируется полотно, никто не сомневался, что картина — это портрет мадонны (моны) Лизы, жены флорентийца Франческо дель Джокондо. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Он использовал в работе все страшное и ужасное, что только смог найти – ящериц, змей, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух».
Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. От по своему привязался к этой картине. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Джоконда— не портрет.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Я сама увлекаюсь живописью, люблю рисовать, вот таким образом эта картина заинтересовала меня.
Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Кроме того известно, что она способствует возникновению синдрома Стендаля.
Фигура «Айзелуортской Моны Лизы» очень похожа на фигуру «Джоконды», также совпадают композиция и освещение. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». В более раннем варианте картина была более крупных размеров. () Джоконда— не портрет.
Картина Ленардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда)
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена.
Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Под картиной Мона Лиза обнаружили скрытый портрет
Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. 90 посетителей Лувра приходят туда лишь ради того, чтобы взглянуть на самую загадочную картину в мире – легендарную «Мону Лизу». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
придумал загадочную улыбку Джоконды. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь.
В чём секрет Джоконды Моны Лизы Леонардо да Винчи
Но юность стремится к внешнему яркому эффекту. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Но самой таинственной и загадочной остается его «Мона Лиза». Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Мона Лиза дель Жвачконда (Приложение 4. 6)Жвачная компания Hubba Bubba на улицах Австралии выставляет плакаты с черно-белыми контурами картин, на которых есть специальные метки – какого цвета жвачку куда лепить.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Она вздохнёт. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
История картины и её приключения
По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Улыбка Джоконды Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Также виден край парапета. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи.
По одним сведениям, это герцогиня Констанца дАвалос, любовница Джулиано Медичи, по другим – это мать художника Катерина, по третьим – это некий юноша в женском одеянии. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Мотивом такого неразумного поступка оказалась вовсе не страсть к наживе, а патриотическое желание вернуть итальянскую жемчужину на родину. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
О жизни и творчестве выдающихся художников
Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Грудь преподнимется. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Пабло Пикассо также находился под подозрением. О картине не вспоминали особенно до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Дважды выписано «Частичное затмение» газетная вырезка с фрагментом «передается квартира» дополнена коллажами с одним словом – «в Москве» (старая орфография) и зеркально перевернутым «Петроград». 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Недаром так долго трудился Леонардо над «Джокондой» в своём стремлении добиться «совершенства над совершенством» и, кажется, он достиг этого. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях.
Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Маленькие, красиво вырезанные ноздри, розоватые и нежные исполнены с величайшей правдивостью. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка».
Леонардо долго добивался нужного впечатления. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдована так же, как все в природе.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» – интересные факты
Таким образом он совместил реальность и сказку, реальность и сон в одно целое, что создаёт невероятное ощущение у всех, кто смотрит на полотно. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
Почти также он рисовал тайную вечерю, но только там он без тренировки ейо начал рисовать и рисовал он ейо довольно долго. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу.
Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года. Леонардо работал над ним не один год.
Если вы сосредоточены не глазах натуры или пытаетесь охватить взглядом все ее лицо – Джоконда вам улыбается. Голова слегка повёрнута. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици.
Он достаточно точно и в красках описал картину и то, в каких условиях художник ее писал. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Разве что Рафаэль. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.
Влияние картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» на современное искусство
Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. Но это уже дело вкуса. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Джоконда – не только самая известная, но и самая дорогая картина в мире. «Le Petit Parisien» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Про картину Леонардо Да Винчи Джоконда Мона Лиза
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Глядя на приглушенную, темноватую гамму изображения, сложно представить, что когда-то оно сияло насыщенными коричневыми, зелёными, золотистыми красками. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца).
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале.
Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Поиски полиции были безуспешными. Как это удалось великому мастеру живописи никому разгадать не суждено и останется секретом навсегда.
Ключ к решению загадки, которую пытаются разгадать герои романа, лежит через знаменитые работы Леонардо, в том числе и через картину «Мона Лиза». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Он приходит в музей. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Эта версия считается просто домыслом. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Существует версия, что картины на самом деле две. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах – в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Описание настроения картины Леонардо Да Винчи – Мона Лиза
Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам.
Мона Лиза из Лувра явно старше. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Мона Лиза – автопортрет художника.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). По словам Джорджо Вазари, раннего биографа многих художников эпохи Возрождения, Леонардо начал писать «Мону Лизу» в 1503 году, но «оставил её незавершенной». А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Несколько интересных фактов о картине и ее судьбе можно увидеть в Приложении 1.
Что можно увидеть по ту сторону «Джоконды», неизвестно, но факты говорят за себя: она доводила посетителей как до агрессии, так и до самоубийства. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
В романе на пуленепробиваемом стекле, закрывающем «Джоконду», появляется таинственная надпись: «Так темен обманный ход мысли человека». Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
Интересные сочинения по картинам
С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром.
Картина Мона Лиза: история «Джоконды»
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Тем не менее, полностью законченный портрет «некой флорентийской дамы» упоминается находящимся в частном владении Леонардо в 1517 году, незадолго до смерти живописца. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Весь мир увидел и все еще видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определенный оттенок эротизма. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. О матери Леонардо почти ничего не известно. Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. И, наслаждаясь этой красотой, по-новому воспринимаешь видимый мир, так что веришь: он уже не должен, не может быть иным. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Улыбка Моны Лизы в рекламе: Hubba Bubba. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»2.
Картина «Джоконда» : критика полотна
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Так улыбка Моны Лизы и сам ее образ, а также пейзажный фон широко встречаются в рекламе. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане.
В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности.
Справа: Мона Лиза. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Это одно из чудес этого портрета.
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Другая группа загадок связана с лицом женщины на картине и, в частности, с ее улыбкой. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу
Мне захотелось приоткрыть тайну «Джоконды», а также понять, почему эта картина современна даже в XXI веке, почему художники, писатели, режиссеры и другие деятели искусств пишут о ней свои произведения, создают инсталляции (в искусстве инсталляция – это пространственная композиция, оригинальный арт-объект, создаваемый из самых разных, подчас очень неожиданных, деталей, бытовых предметов и элементов). Доска (тополь), масло. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». А. С. Пушкина в Москве. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Грустит она или улыбается.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.
На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Так появилась тема моей работы: «Влияние картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» на современное искусство». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Потрет можно отнести к поясным так как Мона Лиза изображена лишь до пояса.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Техника живописи Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.
Картина "Мона Лиза" Леонардо да Винчи
Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полу фигура ее образует нечто целое, сложенные руки придают ее образу завершенность. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Техника сфумато давала возможность оживлять пейзажи и удивительно тонко передавать игру чувств на лицах во всей ее изменчивости и сложности. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания».
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Vincenzo Peruggia). Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Дэн Браун роман и одноимённый фильм «Код да Винчи».
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Считается, что вся новизна исходит из идей прошлого и имеет с ним прямую связь. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Из элитарного произведения искусства Джоконда превратилась в фетиш массовой культуры.
20 жутких вещей в жизни, подготовиться к которым невозможно
Эта загадка практически решена. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Он достаточно точно и в красках описал картину и то, в каких условиях художник ее писал.
Исходя из этого противоречия, сторонники подлинности «Айзелуортской Моны Лизы» утверждают, что это и есть незавершенная картина, написанная по крайней мере при личном участии Леонардо и переданная заказчику, а в Лувре находится более поздний вариант, сделанный Леонардо для себя. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы.
Vincenzo Peruggia). Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи.
10 показателей того, что устало не тело, а устала душа
По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. В оценке, которую Вазари дает «Джоконде», – знаменательная исполненная глубокого смысла градация: все совсем как в действительности, но, глядя на эту действительность испытываешь высшее наслаждение и кажется, что сама жизнь не может быть иной. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. По словам Генри Ф. Пулитцера, несколько экспертов пришли к выводу, что шея «Айзелуортской Моны Лизы» уступает в изобразительной технике этой детали на других полотнах Леонардо да Винчи. 1503-1519 гг. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. О матери Леонардо почти ничего не известно. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Мы угадаем размер вашей обуви и возраст на раз, два, три
Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо – торговца шёлком из Флоренции. Собственные поиски обнаруживают, что свет обладает способностью искривлять и выпрямлять линии: Погружать предметы в световоздушную среду – значит, по сути, погружать их в бесконечность. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Мона Лиза» (1503-1519). Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.
Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Также Вазари говорит о бровях. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой— дали ему небольшой срок в тюрьме. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Кража «Моны Лизы» Мона Лиза долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности.
Самые сложные мужчины по знаку зодиака
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц – тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.