Левицкий Портрет Нелидовой Описание

Левицкий Дмитрий Григорьевич – русский художник-портретист

Вмиг изображение переносит нас через два столетия. Где Д. Г. После представления Екатерина II подозвала к себе художника Левицкого. Они шились из дорогих тканей и, по сути, мало отличались от маскарадного костюма.

Сиверса (Третьяковская галерея). В ее взгляде чувствуется усталость, в улыбке проскальзывает горечь.

  • Русский музей Дополненная реальность
  • Левицкий Дмитрий Георгиевич (1735-1822)
  • Картины — Левицкий, Дмитрий Григорьевич
  • Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова
  • Описание картины «Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова»
  • большая заслуга маленькой фрейлины

Пушкина): Прасковьи, Екатерины, Анны и Марии. Поза его со слегка откинутым назад корпусом выглядит удобной и естественной. Молчанова чувствует себя среди них уверенно и спокойно.

Умского (1770), князя А. М. «Все это придает серии портретов воспитанниц Смольного института такую жизненность и правдивость, помогает художнику достигнуть такой силы характеристики портретируемого человека, которые были невозможны в работах, созданных по ранее обязательному канону»17. ВглядимсяОвал. Своеобразным пиком творчества Левицкого стал портрет Урсулы Мнишек, жены литовского коронного маршала М. Мнишека (1782 г. ). Он стремился достичь и достиг большего: показал девушек в движении. Д. Г. Композиция, ритм движения в портрете, красочная гамма – все это ставится художником на службу выражения содержания образа того или иного человека.

  • Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
  • Перейти к полному тексту работы
  • Смотреть полный текст работы бесплатно
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Литературный портфельчик Искуссницы

Костюм парадный, но на голове домашний колпак насмешливый умный взгляд и провалившийся беззубый рот: сам заказчик настаивал на таком «реализме» или художник остался верен себе. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Но портрет вызывает неизменный интерес.

Это еще не театральная сюита художника — только как бы пробный портрет. Все портреты варьируют, в сущности, одну и ту же тему цветущей, жизнерадостной юности»6. Вот таким образом нельзя с безусловностью утверждать, что этот холст действительно является его портретом. — еще двести лет назад явиться предшественницей Софьи Ковалевской. Екатерина Ивановна Нелидова (1758-1839) — дочь поручика И. Д. Непосредственным поводом для создания портрета было, возможно, замужество дочери.

  1. Общееколичествопросмотровстраницы
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Нелидовой»
  4. Из Википедии — свободной энциклопедии

Обе девушки одеты в парадные платья из белого атласа. Эта серия стала новой для русского искусства разновидность жанра— «портрет в роли». Однако имя его никогда не исчезало из памяти потомков. Девушки — «смолянки» изображены в образе пастушка и пастушки, которые играют грациозную пастораль.

Бьют часы. В эти же годы достигает особой высоты его мастерство психологической характеристики. На такие концерты съезжалась петербургская знать, нередко во главе с самой императрицей.

преобладают различные варианты парадных портретов. Слева от него размещался портрет Е. И. Молчановой, сидящей с раскрытой книгой.

Отсвет этого идеала ложится на самых разных по натуре людей. и М. А. Митрофановых (1790-е гг. ). На первой ступени ученики должны были копировать известные художественные произведения художников – Рембрандта, Ван Дейка, Греза и русских художников Никитина и Лосенко. Молчановой, 1776 г. ).

Русский музей Дополненная 
реальность

Заказ имел в виду, конечно, парадные портреты. Интересная работа Д. Г. Осуществление этой слегка утопической идеи возлагалось, в частности, на Смольный институт. Художник восхищен очарованием и юностью девушек. Общий дух портрета не позволяет говорить о нем как о парадном.

Но вначале он был известен как мастер парадного портрета. Условность, связанная с ситуацией намеренного позирования, прекрасно «уживается» с той естественной грацией, которую с удовольствием наблюдает художник.

Он чувствовал, что вопрос задан неспроста.

Исследователи отмечают, что модели Левицкого— совсем юные девушки, почти дети, с несложным внутренним миром. Это были 7 крупноформатных произведений, выполненных в 1773 — 1776 годах. Камеженков, – оставили яркий след в истории русской живописи. Для них благотворительный характер заведения (содержание на полном государственном обеспечении) выглядел особенно заманчивым. Мальчик запечатлен в маскарадном костюме. Портрет священника исполненный в 1779 году (Третьяковская галерея), считается изображением отца художника.

Мария Алексеевна Дьякова тайно вышла замуж за известного архитектора и писателя Н. А. Общечеловеческий по содержанию портретный идеал камерного изображения 1780-1790-х гг. Он нередко жалуется на ухудшение зрения и невозможность продолжать работу.

Речь идет о портретах детей семьи Воронцовых. черты образного строя. Это обстоятельство свидетельствует, что он уже пользовался уважением и известностью. Таков портрет Анны Давиа Бернуцци, примадонны итальянской оперы-буфф в Петербурге (1782 г. ). Тогда они тайно обвенчались.

П. В. Бакунин Старшой на портрете полон сдержанного достоинства и уверенности в себе. Молодые художники, сменившие в начале ХIХ века великих мастеров блестящего и трудного XVIII в., опирались на достижения своего предшественника и учителя Д. Г. Левицкого. Роли из музыкальных спектаклей репетировал с девочками Пьетро Чезарио, танцам обучали лучшие балетмейстеры столичных трупп, костюмы шились придворного театра портным Жераром, даже театральный парикмахер Иозеф Жервье трогал ловкой гребенкой девичьи волосы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни.

Это различие является не просто результатом контрастности именно этих человеческих натур. Другим примером костюмизации является портрет дочери Левицкого Агафьи в русской одежде (1785 г. ). У нее, как и у Бакуниной, блестящие, влажные глаза. При этом изображённым девушкам свойственны черты искренности и непосредственности. Кроме того, Левицкий не придает чертам девочек благообразия, наоборот, подчеркивая их формирующиеся, подчас непривлекательные черты, а также их детскую угловатость. Однако, по сути, художник далеко отходит от привычного истолкования образа императрицы.

«Екатерина II — Законодательница» — своеобразная попытка Левицкого выйти за границы портретного жанра. Смолянки не позируют, они живут в окружающей их среде легко и свободно.

Во втором портрете темные звучные тона делают колорит напряженным, чуть жестковатым.

Работал Г. Н. Левицкий по заказам Киевской духовной академии, которая в первой половине XVIII в. была одним важнейших художественных центров Украины. Компания Москва-Диплом уже многие годы работает и помогает студентам. Алымовой, 1776 г. ) и клавесинистку (Портрет Е. И.

Д. Г. Стремясь всеми способами подчеркнуть свою приверженность российским обычаям императрица сама задавала тон новой моде. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Ученики Левицкого – Л. С.

У Давиа – это маска, своей внешней обаятельностью и своей «сделанной» приветливостью скрывающая подлинное лицо человека, его чувства, замыслы и стремления. В портретной живописи сложились определенные образные каноны. Демидов изображен не в парике, а в домашнем колпаке, не в нарядном кафтане со звездами, орденами и лентами, а в халате. В большом двухсветном зале готовили сцену. В девочках воспитывали таланты, «принятые в обществе»: учили петь, танцевать играть на музыкальных инструментах, говорить по-французски и по-немецки. Его душевное состояние в момент позирования остается скрытым, как будто незримая преграда не позволяет слишком приблизиться к портретируемому.

Именно в тот период ее запечатлел художник в первом портрете. Среди работ Левицкого особое место занимает аллегорическая композиция «Екатерина II — Законодательница в храме богини Правосудия» (1783 г. ). У Левицкого можно найти такой пример: это портрет супружеской четы В. Н.

Героини Левицкого танцуют играют на арфе исполняют театральные роли. Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения. А. П. Левшина в театральном платье остановилась в танце среди пышной дворцовой обстановки. Портретам присуща эффектная зрелищность, так как воспитанницы представлены в театральных костюмах на сценических площадках и на фоне живописных кулис. Однако этот частный человек сохраняет внешние сословные признаки, придерживается определенных принятых в обществе норм поведения, благодаря которым он соблюдает известную дистанцию со зрителем. Блестяще написанный, он интересен во многих отношениях. Также в 1773 году состоялись, обставленные необычайно пышно и торжественно, публичная церемония перевода девиц «среднего возраста» в «старший» и первый большой выезд воспитанниц в свет.

Левецкого – портрет П. А. Эффектным жестом Демидов указывает не на какие-нибудь «высокие» предметы, а на фарфоровые горшки с выращенными в них редкостными цветами. Демидова (1773).

Список отмеченных нами воспитанниц передаст Иван Иванович Бецкой. Улыбка Урсулы означает конец сеанса. Смолянки не позируют, они живут в окружающей их среде легко и свободно. Эта серия стала новой для русского искусства разновидность жанра— «портрет в роли»2.

Наталии Алексеевны. В 1775 г. он произведен в советники Академии.

При этом изображённым девушкам свойственны черты искренности и непосредственности. Львова родители ее не соглашались на данный брак. Физические приборы остаются на портрете в тени. Разумеется, такие костюмы лишь в общих чертах подражали народной крестьянской одежде.

Екатерины Малого креста. Ни в одном портрете Левицкий не повторил больше такой композиции. Художник спешит. Чувствуется, что для нее представление — не повод продемонстрировать «изящные манеры», привитые в пансионе.

Храповицкий получил известность благодаря своему «Дневнику», в котором описал жизнь императрицы на протяжении нескольких лет. Несколько лет спустя, когда Антропов уже обосновался в Петербурге, среди его учеников числился Левицкий, приехавший в столицу Российского государства в 1758 г. Школа, которую прошел здесь начинающий художник, несомненно, оказала влияние на формирование Левицкого-портретиста. Чудо. Старший, Дмитрий унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство рисунка и уверенную работу с натуры. Параллельно со «Смолянками» Левицкий пишет в том же, 1773 году интереснейший портрет П. А. И все-таки созданный Левицким образ впечатляет прежде всего не аллегориями, а конкретностью и незаурядностью натуры изображенного человека.

Всего три года отделяют это изображение от первого портрета и тем разительнее происшедшие перемены. «Грациозность движений и поз изысканность силуэтов, очерченных певучей линией, приобретают особую музыкальность благодаря бесконечной нюансировке колорита, выдержанного в характерной для декоративной живописи того времени серовато-розовой и оливковой гамме. в действии, глубоко им свойственном, в характерной для них обстановке. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Голицына (1772) инжерер-генерала М. И. Антроповым, который тогда расписывалАндреевскую церковьв Киеве. Сопоставление двух портретов одной и той же модели открывает общие для камерных портретов 1780-х гг. Как в волшебное зеркало глядим в полотно.

После ее смерти в 1777 году — фрейлина великой княгини Марии Федоровны. кн. Тщательно выписана орденская звезда на груди — свидетельство заслуг на жизненном поприще. В Портрете Ф. С. Причудливым сплетением традиционно-парадных и неожиданных черт отмечен его портрет. — неизвестно.

Художник виртуозно передает ткань и шитье платьев, воздушный передничек Хованской. Его дом на Басманной улице был обшит железом, а в стенах были скрыты маленькие органчики.

Ему удалось в этих картинах передать атмосферу манерности и кокетливого жеманства, которая окружала воспитанниц Смольного института. Сохранился и портрет мужа Бакуниной. Но особенно значительны его колористические достижения.

Гордо посаженная головка. Фаворитка Павла I, после его воцарения – камер-фрейлина двора. Своеобразие замысла заключается, прежде всего, в том, что перед нами не портреты в обычном смысле этого слова, а портреты-картины, в которых раскрывается то или иное действие. В первом портрете мягкие краски в гармоничной тональности.

Все портреты варьируют, в сущности, одну и ту же тему цветущей, жизнерадостной юности». Девушки судили о картинах с несомненным пониманием искусства. С какой-то особенной ласковостью изображает он убеленную сединами голову.

Левшиной. Левицкий разработал трёхступенчатую модель образования. Грациозный поворот корпуса подчинен ее изящному плавному движению. Рисунок Левицкого отличается безупречной верностью и острой выразительностью. Демидовой (1773 г. ) – обе они, совсем юные девушки, декламируют на торжественном экзамене в институте.

Все портреты варьируют, в сущности, одну и ту же тему цветущей, жизнерадостной юности»14. Три других портрета составляют единое целое по композиции и колористическому решению. Все портреты варьируют, в сущности, одну и ту же тему цветущей, жизнерадостной юности. Образ молодой женщины полон неизъяснимой обаятельности и притягательной силы.

Оживленный взгляд направлен немного сверху вниз, на губах играет привычная любезная улыбка. Вполне официальный костюм кажется несколько помятым и вольно-небрежным. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг. ) родился на Украине. В нем нет ни характера, ни яркой индивидуальности, ни настоящей духовной красоты. Дань преромантическим тенденциям отдал Левицкий в портрете Ф. П. Макеровского (1789 г. ). Ржевской и Н. М.

«Смолянка» Екатерина Нелидова запечатлена в своей лучшей роли — служанки Сербины из оперы Перголези»Служанка — госпожа», в которой рассказывается, как ловкая горничная сумела добиться сердечного расположения своего господина, а затем и брака с ним. В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись. Автор многочисленных портретов современников. В это время окончательно определяется склонность Левицкого к интимному портрету. Храповицкий находился на государственной службе, но увлекался литературной деятельностью.

Расходы Безбородко на Анну Давиа были столь велики, что Екатерина II, узнав об этом, вынуждена была вынести решение о немедленной высылке из пределов России как самой певицы, так и всей труппы. Нинетта — воспитанница Хованская, ее возлюбленный Кола — воспитанница Хрущева. В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию Смолянки, состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Все лучшие работы Дмитрия Григорьевича Левицкого были написаны 1770-е годы. Он знает, что внизу ее ждет карета.

Левицкому в каждом из полотен цикла. «Все это придает серии портретов воспитанниц Смольного института такую жизненность и правдивость, помогает художнику достигнуть такой силы характеристики портретируемого человека, которые были невозможны в работах, созданных по ранее обязательному канону».

В 1780-е гг. Она, как и Бакунина, улыбается. Но вскоре положение изменилось. Высокая напудренная прическа.

Работая над портретом фаворита Екатерины II Ланского, художник обратился к традициям парадного портрета. Камерный портрет сложился в России к середине XVIII в. — позже других видов портрета. Правый портрет изображает Г. И. Алымову играющую на арфе. Одно из самых прекрасных полотен Левицкого 1770-х гг.

Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств. Но особенно значительны его колористические достижения.

Ребенок в XVIII в. трактовался обычно как маленький взрослый. После появления новой фаворитки Лопухиной переехала жить в Смольный монастырь.

По выражению критика, в этих портретах выразился «простодушно-хитроватый взгляд здорового и веселого мастера, порядочно-таки издевавшегося в душе над всей этой комедией, но способного в то же время оценить художественную её прелесть»6. В духе традиционных портретов государственных мужей написаны портреты А. М. Голицына (1772 г. ) и А. Д. Ланского (1782 г. ). При этом изображённым девушкам свойственнены черты искренности и непосредственности. Одной из интереснейших проблем камерного портрета является изображение детей. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762).

Одним словом, девочек обучал первый в России учитель сценической игры. По окончании курса большинство изображенных девушек (Нелидова, Левшина, Борщова, Алымова и Молчанова) были предназначены императрицей фрейлинами ко двору супруги наследника престола Павла Петровича, вел. Девушка была влюблена в архитектора, близкого друга Левицкого, но ее родители не соглашались, чтобы их дочь вышла замуж за «ремесленника». С картин-портретов Левицкого говорит эпоха.

Мордвинова (1778), генерал-аншефа М. Н. В 1776 году происходил выпуск из института девиц «старшего возраста». Но особенно замечательно лицо Демидова.

Девочки изображены не в театральных, а в форменных платьях. Интересно, что художник придает в своих характеристиках немалое значение костюму и его трактовке. Кречетникова (конец 1770-х).

Привлекателен и портрет жены Бакунина. Этому помогла специфика заказа: «портреты и литературные отклики должны были утвердить и восславить результаты разумного воспитания, полученного девицами в институте, а главное— его мудрую основательницу, мать отечества, неустанно пекущуюся о благе своих поданных. Одна черта, общая почти для всех портретов «смолянок» – изображенные на них персонажи запечатлены в момент совершения ими какого-либо действия.

Мнимая простота роскошного атласного туалета как нельзя лучше оттеняет почти неуловимую нарочитость в выражении слишком ярко нагримированного лица с любезной улыбкой. Портрет Екатерины II, следовательно, оказывается не столько изощренным славословием мудрой правительнице, сколько наставлением о том, каким должно быть идеальному монарху — первому гражданину своего Отечества истинно радеющему о благе подданных. К концу XVIII в. деятельность Левицкого ослабевает. В пары объединялись обычно портреты супругов иногда братьев и сестер.

По выражению критика, в этих портретах выразился «простодушно-хитроватый взгляд здорового и веселого мастера, порядочно-таки издевавшегося в душе над всей этой комедией, но способного в то же время оценить художественную её прелесть». Французские комедии и комические оперы ставились на широкую ногу. Нелидова изображена в роли служанки-госпожи в одной из комических опер.

На их примере хорошо заметно, как внимательно подходи Левицкий к образному решению и в зависимости от индивидуальных качеств портретируемого. —Они превосходные артистки, — ответил Левицкий с поклоном. В 1770 г. работы Левицкого имели большой успех на ежегодной летней академической выставке. Таковы портреты фрейлины Екатерины II П. Н. Репниной (1781 г. ), жены директора придворной певческой капеллы А. А. Полторацкой (около 1780 г. ) и другие.

Их ровесница Е. И. Нелидова (тоже в пастушеском платье) исполняет грациозное па менуэта. камерные портреты преобладают у Левицкого над всеми другими видами изображений. После чего тут же в Москве для отстроенных новых церквей (Кира и Иоанна на Солянке и Великомученица Екатерина на Большой Ордынке) русский художник написал иконы. Рисунок Левицкого отличается безупречной верностью и острой выразительностью. Еще более взыскательно стал относиться теперь художник к средствам художественного выражения, которыми он располагал.

Певица изображена в костюме поселянки. Сначала в новое заведение решили принимать только дочерей богатых дворянских фамилий. Демидова (Третьяковская галерея). Д. Г. Портреты смолянок представляют собою ансамбль из семи полотен.

Чтобы стать в будущем украшением общества, они в течение нескольких лет обучались азам различных наук, а также пению и танцам, декламации игре на музыкальных инструментах иностранным языкам. Писал иконы для московских церквей. 1774 год был отмечен праздником по случаю заключения мирного договора с Турцией. Это типичная русская барыня той Эпохи. Кокоринов запечатлен в обстановке рабочего кабинета.

Она читает их сигналы, робкие послания еще не раскрытой науки будущего. Художник пошел дальше: в чертах девушек видны характеры, элементы личности и то незримое, тонкое, неуловимое качество человека, которое мы зовем обаянием. В 1776 году происходил выпуск из института девиц «старшего возраста». Нелидова.

Правда, к этому времени он уже умер. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). Его увлекла непосредственность девушек искренность, с которой они играли свою роль. Также в 1773 году состоялись, обставленные необычайно пышно и торжественно, публичная церемония перевода девиц «среднего возраста» в «старший» и первый большой выезд воспитанниц в свет.

Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения. Современница Кулибина, читательница Ломоносова, эта девушка могла бы — кто знает. Член Совета Академии художеств (с 1808). Родился в Киеве. Постепенно происходит открытие истинно детского портрета. Изменилась цветовая гамма.

И вот начался спектакль — комическая опера Киампи «Капризы любви или Нинетта при дворе». Среди произведений молодого Левицкого надо назвать замечательный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769) директора Академии художеств и одного из создателей ее великолепного здания на Васильевском острове. Все портреты варьируют, в сущности, одну и ту же тему цветущей, жизнерадостной юности». Борщовой, – она танцует.

Благородный овал лица. Левицкий познакомился с известным художникомА. П. В отличие от многих русских портретистов XVIII века Д. Г. Пора.

Три более ранних портрета изображают учениц младшего и среднего возраста. — портрет М. А. Дьяковой, будущей жены Н. А. Львова (1778 г. ). Оно удивительно по своей психологической выразительности.

Художник строит богатую гамму серо-зеленых, жемчужных и розовых тонов. Подлинная значимость образа выражена не присутствием обязательных для парадного портрета атрибутов, а трактовкой самой внешности Кокоринова. По окончании курса большинство изображенных девушек (Нелидова, Левшина, Борщова, Алымова и Молчанова) были предназначены императрицей фрейлинами ко двору супруги наследника престола Павла Петровича, вел. По выражению критика, в этих портретах выразился «простодушно-хитроватый взгляд здорового и веселого мастера, порядочно-таки издевавшегося в душе над всей этой комедией, но способного в то же время оценить художественную ее прелесть». Известно, что Екатерина была недовольна выполненным заказом.

«Дар живописца-декоратора, свойственный Левицкому, проявился в той поразительной точности, почти материальной осязаемости, с какой переданы в Смолянках ткани одежд, прозрачность кружева, блеск атласа, мерцание золотых нитей, вплетенных в матовый бархат. Левицкого. Учился у А. П. Он был основан как закрытое привилегированное учебное заведение, в котором девочек изолированных от влияния семей и других внешних воздействий, готовили к карьере в высшем свете. На втором этапе ученики обучались самостоятельному композиционному мышлению. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Одна из лучших работ – портрет знаменитого французского философа Дени Дидро (1773), жившего в Петербурге в период с 28 сентября 1773 года по 22 февраля 1774 года. Все это слагается в изобразительную оду красоте, юности, свежести, человеческой весне. Левицкий трактует портрет как изображение человека в том виде и состоянии, в каком он может находиться в действительности (в отличие от исторической живописи XVIII века, где действующих лиц окружала вымышленная обстановка). Живописная поверхность доведена до эмалевой гладкости.

(Кстати, пятнадцатилетняя «актриса» пользовалась такой любовью публики, что ее игра отмечалась в газетах, ей посвящали стихи. ). Произведение Левицкого можно рассматривать как одно из слагаемых более широкого явления. Е. Д. 1774 год был отмечен праздником по случаю заключения мирного договора с Турцией.

Камер-фрейлина и кавалерственная дама ордена св. Вот портрет М. А. Львовой (1781 г. ), рожденной Дьяковой, жены Н. А. Львова, хозяйки дома, в котором собирались крупнейшие деятели культуры того времени. Левицкий, следуя реальности, не стремится как-то облагородить облик своего героя: перед зрителем напряженно застыл немолодой бородатый простолюдин с морщинистым лицом и крупной грузной фигурой.

А как мастерски дано художником лицо Давиа. кн. Особняком стоит в творчестве Левицкого так называемый «Портрет старика-священника».

Щукин, П. С. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Наталии Алексеевны.

Основным было деление на торжественные, парадные портреты и небольшие, камерные. Антропова, И. Васильского и И. Вишнякова в подмастерье. Дочерей дворян готовили там для светской жизни и службы фрейлинами при дворе. Героини Левицкого танцуют играют на арфе исполняют театральные роли. Ощущается, что ей пришлось столкнуться с чем-то трудным, тяжелым. С удивительным искусством воспроизведен на холсте костюм Нелидовой.

Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х гг. Изображение М. А. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург)Художник-портретист. Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Но насколько же другими стали и эта живость взгляда и эта улыбка.

Таков, например, камерный портрет бывшей фрейлины Екатерины II А. С. Протасовой. Это характер еще до конца не сформированный, полный ожидания со взрослой жизнью. По-видимому, Левицкий провел в Москве еще несколько лет: из документов известно, что он участвовал в создании икон для двух только что отстроенных московских церквей. И художник приступил к работе. С 1776 года — фрейлина великой княгини Натальи Алексеевны.

Левицкий передает полное душевное растворение Нелидовой в сценическом действии.

В «Портрете Урсулы Мнишек» поражает отточенное до виртуозности мастерство художника, который добивается нужного эффекта последовательной системой приемов. Материальная красота становится едва ли не главной целью и ценностью портретного образа, оправдывая собою недоступность внутреннего мира модели. Девушки старшего возраста запечатлены в четырех портретах. Горделивое ощущение знаний сквозит в ее улыбке.

Сопоставление в парных портретах двух образов усиливает и оттеняет их непохожесть. Он так прославился своими чудачествами, что была даже выпущена книга «Русский чудак XVIII столетия». Левицкий написал девушку в кресле с книгой в руках, а перед ней — физические приборы. Миропольский, С. С.

В камерном портрете человек предстает как бы в частной жизни, освобожденным от своей социальной роли. Галерея «смолянок» представляет зрителям девушек, демонстрирующих свои художественные дарования: среди них мы видим арфистку (Портрет Г. И. Дрождин.

Он уже немолод, но подтянут и не утратил строгой прямой осанки. Героини Левицкого танцуют играют на арфе исполняют театральные роли. В тот же год написан Портрет Н. С. У Бакуниной они – зеркало души, в котором отражается подлинная сущность данной женщины. Среди его родоначальников был и учитель Левицкого Антропов.

—А сказывали, как он Дмитрия Самозванца играет или в «Мизантропе» господина Мольера. Но как смело и своеобразно Левицкий придал им интимный характер. Левицкий владел всеми формами портрета — от парадного до камерного.

Второй портрет (1781) написан, когда молодой женщине исполнился 21 год, но она выглядит старше своих лет. Однако, художник, работая над портретами, подошел к решению задачи абсолютно неожиданно. Жесткие условия жизни, определенные Екатериной II, — строгая изоляция от внешнего мира, обязательность двенадцатилетней непрерывной разлуки детей с родными — расхолаживали богатых родителей. «В смолянках нет ни подчеркнутой торжественности поз и обязательной демонстративности указующих жестов, ни высокомерного и бесстрастного выражения лиц, нет той условности в подборе и размещении вокруг фигуры портретируемого аксессуаров, которые мы видим в портрете Кокоринова и даже Демидова.

Возможно, еще в 1752-1755 гг. Естественность облика и поведения становится важной чертой портрета, но сами природные свойства находятся под контролем рассудка и должны быть развиты постоянной внутренней работой. Старческие изображения нечасто возникали в портретной живописи XVIII в. Но в «Портрете священника» чувствуются особая теплота отношения к модели, оттенок скорбной горечи при виде разрушений, которые причиняет человеку неумолимо уходящее время.

Немногочисленные друзья пытались облегчить положение старого мастера. Но Молчанова не стала ученым: ее готовили во фрейлины.

А годом раньше выполнен портрет танцующей А. П. Умер Левицкий в 1822 г., надолго пережив свою эпоху и собственную славу.

Родился на Украине в семье принадлежавшей старинному украинскому роду. На другом портрете — Екатерина Молчанова. Левицкого берут в «живописную команду» под руководством А. П. Целью, к которой стремилась императрица в своей деятельности на педагогической ниве, было создание «новой породы» людей, свободных от пороков общества. Первый портрет показывает восемнадцатилетнюю девушку, почти ровесницу «смолянок».

Самый колорит стал теперь как бы подчеркнуто нарядным и несколько пестрым. Но, в первую очередь, он был большой чудак. О московских чудачествах Демидова ходили легенды. Во время преподавания Д. Г.

Такой подход позволяет художнику далеко отступать от привычного для его времени канона. Большую роль в развитии художественных талантов юного художника сыграл А. П. Дьяковой (1778, Третьяковская галерея), быть может, самое поэтическое и самое тонкое по живописи из всех произведений, созданных художником.

Нелегкая задача – уловить и запечатлеть на полотне как бы сам дух радостной юности и неповторимые индивидуальные черты каждой из «смолянок» – блистательно удалась Д. Г. К концу 1780-х г. и позднее, продолжая работать в области камерного портрета, Дмитрий Григорьевич создал группу произведений, стоящую несколько обособленно от других. отражается в мужских и женских образах как бы различными своими сторонами. В конце концов ее настойчивость победила. Там можно было встретить заморские растения, попугаев и даже орангутангов. В том же, 1779 году Левицкий написал портрет графа Я. Е.

Но при этом изображениям свойственны жизненность и поэтичность— постоянные приметы стиля художника. С портрета смотрит чуть полноватый мужчина в самом расцвете сил. Зато неимущих дворянских семей, мечтавших отдать девочек в новое училище, оказалось много. В 1769 г. Левицкий окончательно поселился в Петербурге. На многие годы он связал свою деятельность с Академией художеств. «Одиночество» героя в камерном портрете XVIII в. имеет принципиальный характер: образ всегда строится с расчетом на присутствие зрителя, современника и потомка, ради которого герой и демонстрирует себя в самых лучших своих качествах. Русская тематика занимала все большее место и в других жанрах живописи, отражая нарастающий к концу XVIII в. интерес к отечественной истории, культуре и быту.

Началась самая плодотворная полоса его творчества.