Лосенко Художник Картины
Лосенко Антон Павлович – великий русский художник
И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником. Неизвестный художник. Вся картина, написанная свободным, романтическим, дерзостным по тем временам мазком, внушает ощущение какой-то жизненности, радости, любования прекрасным диковинным миром (как, например, сочно выписаны плещущаяся рыба и острая морда собаки в правом углу картины) и, хотя мы имеем расхолаживающие сведения, что «Товия с ангелом» написана «с немецкого оригинала», нужно признать юношу, создавшего такую чудесную копию, стоящую иного оригинала, одаренным и свежим художником, еще не отравленным «академическими яствами»., ставший пособием для нескольких поколений художников. Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно. Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно.
Мы видим это и в портрете первого российского актера, основателя русского театра (1763): контрастное положение фигуры и головы, динамическое движение складок плаща и в повышенно декоративном звучании полотна Смерть Адониса. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники). Сумарокова, актеров Я. Д. Он талантливейший среди своих соотечественников художник, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. А. Лосенко «Чудесный улов» (1762).
Ему принадлежат лавры основоположника исторической живописи в России. Императрица обещала отреагировать и перевести Лосенко в Эрмитаж, но этого не случилось.
Родился в семье украинского казака в г. Глухове. Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. Слеующим было «Жертвоприношение Авраамово» — холодный, парадный ковер в слабых безсильных тонах, написанный с большим мастерством, с большим знанием анатомии но, ведь и «самый высокий художник не есть еще творец». Недаром скульптор Э. М. Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II: "Преследуемый, утомленный, опечаленный измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти его погубят несомненно. Величественный библейский патриарх, задрапированный в бледно-зеленые и голубоватые ткани, падающие пластичными складками, в ужасе отводит глаза от своей покорной жертвы — бледного тела Исаака, распростертого на поленнице, приготовленной для жертвенного костра. Ротари.
Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. В те же годы молодого художника заинтересовала античность. Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко. авангард французской академической школы представляла группа молодых живописцев и скульпторов — провозвестников рождающегося неоклассицизма.
"Ломоносов русской живописи": Антон Павлович Лосенко – художник исторического жанра второй половины в
Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели. Академия «в разсуждении прилежности и похвальных успехов» разрешила остаться в Париже до 1 ноября и, кроме того, увеличила пенсию до 600 р. денежный вопрос всегда беспокоил Лосенко и прибавка 200 р. обеспечивала несколько месяцев спокойной работы. Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Цикл «высоких полотен» Лосенко открывается небольшим «Товией с ангелом» исполненным еще у Аргунова. Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог.
Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). Он как бы замкнут в границах отведенного участка и потому носит местный или, как говорят, локальный характер – не перетекает незаметно в соседние цвета. Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс Изъяснение краткой пропорции человека.
Антон Павлович Лосенко и его картины
Сколько радости дает живописная прелесть этой пастели. Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. В них синтезировались высшие достижения Лосенко-рисовальшика: тонкий и легкий штрих, выразительность контура, мягкая моделировка чуть растертыми штрихами и глубокая одухотворенность образа. У каждого из них Лосенко находил что-нибудь достойное внимания и даже восторга: или «великое согласие колеров» или «експрессии весьма натуральны» или «свет и тени хорошо расположены» или, наконец, «композиция величественна». События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира. Лосенко ввел новые соотношения между объемно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим строением полотна, он тяготел к более сложной и натуральной трактовке лица и рук, хотя и не достиг той степени трепетности живой материи, которая есть в работах его современника Ф. С. Рокотова. За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен.
Психологический конфликт находит непосредственное выявление в композиционном противопоставлении героев. Цвет, довольно живой в эскизе, в картине скорее играет роль раскраски. Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». Лагрене. В августе 1753 отчислен из певчих как «спавший с голоса» и направлен обучаться живописи к И. П. Аргунову. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице.
Репродукции картин Лосенко Антон
Граф И. Шувалов, при участии которого была открыта Академия, благосклонно отнесся к Лосенко. Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры. Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична.
К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. Это была «Смерть Адониса» – картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. Эти характерные мелочи — блестки истинного дарования Лосенко, случайно сюда попавшие.
Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763). Плачет прислужница. Богаты краски: опаловое, мерцающее небо, влажно-зеленые экзотические пальмы, серебристые аметистовые воды ручья. Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко. Вскоре Владимир завоевал Полоцк, убил князя с сыновьями, а его дочь, Рогнеду, взял в жены силой. Однако, пожалуй, остров любви был ближе душе художника, чем измышления Расина и Менгса непосредственному характеру выходца из «Petite Russie» более соответствовала свобода барокко, нежели безжалостные каноны классицизма.
Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно. Волкова (1763 г. ). Это полотно и по иастроешю и по краскам, еще вполне принадлежит барокко, веселому и немного наивному. Учебные работы Лосенко выполнены сангиной.
Портрет актёра Ф. Волкова (1763). «Волков» по сумрачной гамме грязно-зеленых, красноватых и черных тонов, по лицу, полному какого-то горения, прикрытого маской легкого, чисто актерского высокомерия — боле романтичен. Но, к сожалению, Академия ничего на это не ответила. В 1760 году молодой художник пишет его портрет (ГРМ), а вслед за тем исполняет портреты поэта и драматурга А. П. Сумарокова (1760, ГРМ), а также актера Я. Д. Шумского (1760, ГРМ). Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники.
Русский художник Лосенко Антон Павлович
Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам). Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. Закончив эти две картины, художник вернулся в Петербург.
Он создал первый в стране учебник по художественной анатомии человека, назвав его «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств профессора живописи господина Лосенка для пользы юношества, упражняющегося в рисовании изданное». Симон сказал Ему в ответ: Наставник. С 1758 г. занимался в Академии художеств.
Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. Исход ситуации уже предрешен. Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. В 1773 г. он начал работу над картиной «Прощание Гектора с Андромахой».
280 лет назад родился художник Антон Павлович Лосенко
Остро схвачен характер и передан своеобразный облик актера. Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог. Увы, талантливый художник умер рано – в возрасте 36 лет. Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно. В начале ХVIII века Глухов превосходил Киев красотой архитектуры и благоустройством.
Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. И нельзя забыть эти приподнятые соболиные брови, сдержанную улыбку и насмешливый взгляд из-под тяжелых век. Следующим шагом Лосенко стал труд, в котором он изложил азы исторической живописи. В сентябре 1767 г. Лосенко сообщает, что начал рисовать с «картин Рафаиловых», а с марта по декабрь 1768 г. будет упражнятся в копюрах в этом же рапорте мы находим интересную просьбу: «Императорская Академия знает о том верно, что Реимские бывшие славные профессоры имели пред прочими Академиками преимущество в рисунке, композиции, експерсии и драпери, а в копюрах натуральных копюрам Армонию и клер обскюр весьма были слабы пред протчими, а почитались в этом Венецияны но как я имею склонность обучаться тому и другому, для чего меня послали, всепокорнейше Академию просить осмеливаюсь дабы мне дозволено было ехать в Венецию и пробыть там для науки то есть с 1 числа будущего марта по 1 декабря 1768 г». ", ставший пособием для нескольких поколений художников.
Создал первый постоянный русский театр. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы.
- Антон Павлович Лосенко 1737–1773 К 275-летию со дня рождения
- Творчество Лосенко Антона Павловича
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Антон Лосенко – первый российский исторический художник
- Музыкальный вечер «Все о любви»В Доме-музее Ваньковичей
Это были изображения близких Лосенко людей, связанных с ним общей любовью к искусству — поэта А. П. Сумарокова, актера Я. Д. Шумского и И. И. Шувалова. В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа. В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет Зевс и Фетида (1769). Хоть он и писал в пропагандируемом тогда стиле классицизма, Лосенко смог вписать в жесткие каноны человеческий, смягченный образ Спасителя. Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника.
А. Лосенко. Бог не допустил жертвоприношения и в последнюю минуту ангел отвел руку Авраама, уже занесенную над отроком. Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий.
«Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже. Зато безусловную ценность представляли его портреты. Пенсионер Академии художеств в Париже (1760-1765 совершенствовался у Ж. Ресту и Ж. М. Вьена) и Риме (1766-69). Лосенко – составитель учебного пособия для АХ Изъяснение краткой пропорции человека.
Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук. Молодой художник обучался этому тонкому искусству почти шесть лет, после чего был зачислен в 1758 году в Академию искусств (Петербург).
Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца. Яркая экспрессия голов и пластическая выразительность фигур – могучего бронзового тела, едва прикрытого зеленым плащом и другого, не менее прекрасного, но уже побледневшего, распростертого на красной ткани, символизирующей пролитую кровь – превратили безвестных натурщиков в сыновей Адама. Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему).
Тему предложила художнику Академия, предоставив возможность самому уточнить сюжет. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной Владимир и Рогнеда (ГРМ).
Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий. Прожив здесь несколько дней, Лосенко отправляется в Москву, к И. И. Шувалову, со своими картинами и ученическими рисунками, которые Шувалов представил Императрице, гостившей в то время в Москве по случаю коронации. Позднее Рогнеда собиралась отомстить Владимиру, а тот хотел ее казнить.
- Пять лекций о «Вселенной Язепа Дроздовича»
- Народный костюм – живая традиция с 13 октября в Музее белорусского народного искусства в Раубичах
- Фотообразы и материалы: японская гравюра 1970-х годов
- Игровое занятие – «Маленький эксперт»
- Мастер-классы по созданию кукол-мотанок, ткачеству поясов или соломоплетению
- Карта гостя Национального художественного музея
Учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и в АХ (1758-60 профессор с 1770, директор в 1772-73) пенсионер АХ в Париже (1760-65) и Риме (1766-69). По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. Вас. Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой.
В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью. Лосенко умирает. Рогнеду он принудительно взял в жёны (этот момент изображён на картине). Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Мальчиком взят в Санкт-Петербург певчим в придворный хор (1744), затем обучался живописи – в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и в Академии художеств (1758-60) у Л. Ж. Ле-Лоррена, Ж. Л. Де Велли, Л. Ж. Ф.
- В Национальном художественном музее Республики Беларусь действует программа Карта Гостя
- Новая развлекательно-познавательная экскурсия для детей «Самые-самые»
- Словари и энциклопедии на Академике
- Лосенко Антон Павлович, русский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Темы Священного Писания чередуются у художника с античной мифологией: Венера и Адонис или Смерть Адониса (1764). Римский цикл завершает картина Зевс и Фетида (1769, ГРМ), созданная художником втайне от Академии по заказу И. И. Шувалова для графа К. Г. Разумовского. Под наблюдением Рету он работает над «Чудесным уловом рыбы», который в декабре 1762 г. был уже отправлен и получен в Петербурге, а «дома» Академия 19 августа того же года награждает Лосенко «адъюнктом». Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам).
Лосенко становится не только академиком, но и профессором и директором Академии художеств. Таинственный, улыбчивый портрет г-жи Хлюстиной, холодный и умелый болонский «Каин», острый, напоминающий лучших испанцев «Шумский», курьёзный «Владимир перед Рогнедою», пышный, театральный «Волков», упадочное «Ловление рыб» – нельзя найти картин XVIII века, более противоположных и далеких кажется, что этот интереснейший цикл — создание целой плеяды мастеров и с тем большим вниманием мы должны отнестись к художнику, совместившему в своей творческой индивидуальности разнообразнейшие художественные устремления этих полотен. 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук.
- Высокий Коммунитаризм как Русская идея
Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась. Он был определен в живописную мастерскую И. П. До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. Это была «Смерть Адониса» — картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета.
Князь Владимир как бы кается перед Рогнедой в содеянном. А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить. В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью.
Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Художник с глубоким почтением относится к своей модели. «Владимир и Рогнеда» (1770) стала первым известным полотном на сюжет русской истории (новгородский князь Владимир, не добившись согласия полоцкого князя Рогвольда на брак с его дочерью, с помощью военной силы осуществляет свое желание). Талант и высокие человеческие качества способствовали тому, что после написания имевшей успех картины А. П. В конце 1750-х гг. Пафос любви и страдания воплощает и цветовое решение картины, контраст красного и золотистого, оливкового и коричневого тонов.
За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры. Как и его современников-скульпторов, Лосенко еще многое роднит с уходящей эпохой барокко. Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. Спокойно высокое чело, но в изломе бровей скрыто страдание, а в складке рта — ирония и горечь. Антон Лосенко, один из самых значимых художников России XVIII века, родился в 1737 году в городе Глухов (Украина) в казацкой семье, осиротев в семилетнем возрасте. Шумского (все в 1760 г. ) и Ф. Г.
Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель – белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом. В том же году произведен в адьюнкты.
Исполнил также целый ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф. Г. Волкова (1763, Русский музей, повторение – в Третьяковской галерее). Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики. попадают к художнику Ивану Аргунову. В 1758–1760 учился в ИАХ у Л. -Ж.
Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности. Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады». В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора. Осенью 1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину Авраам приносит в жертву сына своего Исаака (ГРМ), более выразительную в цвете, чем Чудесный улов рыбы. Причем, как и у скульпторов (за исключением разве Мартоса и Щедрина), хронологическая последовательность произведений совсем не означает поступательного движения от барокко к классицизму.
Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. Так, более ранний Улов значительно классицистичнее более поздних Венеры и Адониса или Жертвоприношения Авраама (четкий треугольник композиции, локальные пятна цвета, более скульптурная моделировка формы). Правда, вторая поездка в Париж и, особенно в Италию, несомненно, усилила влияние античности, открывшейся в этот период глазам Лосенко особенно явственно и превратила художника в истинного представителя классицизма. Там в течение двух лет он создавал одну из крупнейших своих работ – полотно «Чудесный улов рыбы» (евангельский сюжет). Единственный женский (пастельный) портрет Лосенко — Нат.
Не я один воздыхаю о сделавшейся мне известною судьбе Лосенко. Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан». Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы. Все эти работы художник исполнил самостоятелено, не имея «особливого себе учителя, следуя в том данными ему советами от Г. Виена и других Профессоров Французской Академии».
Об этом первом пребывании художника в Париже известно мало. С 1770 года художник руководил классом исторической живописи. Сумарокова, Я. Шуйского и др.
В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом. Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». Художник создает произведение на тему из русской истории – Владимир и Рогнеда (1770 г. ).
Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена. Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути.
В нем выразились ранние поиски образа героя. Но, урывая часы от певческих и музыкальных занятий, Лосенко за свой счет учился рисованию у живописца Ольховского. Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга. Дело ограничилось разговорами.
В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. Примечательно, что наигранно патетичен лишь Гектор. Историзм картины условен и фантастичен. А. Лосенко «Владимир перед Рогнедой» (1770)Рогнеда – полоцкая княжна, дочь князя полоцкого Рогволода.
Под руководством Ж. Рету Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет Чудесный улов (1762 г. ). Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного.
Результатом упорного труда явились, как их называл Лосенко, академические фигуры в величину натурального человека – Авель (1769, Харьковский художественный музей) и Каин (1768, ГРМ). В картине представлен кульминационный момент "прежалостной судьбы" Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею "неволею сочетался". Он полностью отдает себя многогранной деятельности. «Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое.
Это – первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели. Плачет прислужница. Гамма красок строже и лаконичнее. Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого.
В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера. Основоположник русской исторической живописи, представитель классицизма. Помимо исторической живописи занимался портретом, создав в этой области несколько выдающихся произведений, в частности портреты И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова (оба — 1760), великого князя Павла Петровича в детстве, Ф. Г. Волкова (оба — 1763).
Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». Впервые национальное прошлое (эпизод с новгородским князем Владимиром, добивающимся руки дочери полоцкого князя Рогвольда) стало сюжетом столь выразительного – хоть и несколько наивно-мелодраматичного, но все же достаточно психологически-сложного – картинного действа. Это был Э. М. Фальконе. С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи.
Как «пенсионер» Академии жил в 1760–1765 в Париже, где посещал мастерские Ж. Рету и Ж. -М. Вьена, а затем изучал искусство античности и Ренессанса-барокко в Риме (1766–1769). Каин – одно из самых ясных и лаконичных произведений художника. В нем выразились ранние поиски образа героя. К 1770 году Лосенко заинтересовался древнерусской культурой, создав «Владимира и Рогнеду». С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием.
В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры. В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова. Особенно примечательна последняя работа. Живо ощущают торжественность момента соратники героя.
Художник поместил своих героев перед воротами Трои. 1 апреля 1764 г. художник получил от Королевской Академии 2-ю медаль, но, несмотря на это, несколько месяцев спустя ему не удалось попасть в число конкурентов на «Grand Prix» однако неудача не ослабила его энергии: в то время как конкуренты были заняты экзаменами, художник самостоятельно написал картину (должно быть, «Жертвоприношение Авраамово», отправленное 15 сентября 1764 г. в Петербург), «которую по окончании экзамена носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все дали мне хорошую похвалу». Необычайно показательно, что тип воина в шлеме и крестьянина в меховой шапке проникновеннее и тоньше, даже лиричнее в рисунках, нежели в картине. Учителям учебного заведения, где учился Лосенко, в основном были французы.
Осенью 1762 вызван И. И. Шуваловым в Россию. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова. Занятия у Рету не прошли напрасно. Рисунок Лосенко гениалено точный и проникновенный, академический, в лучшем значений этого слова, рисунок художника, много работавшего, много копировавшего старых мастеров и особенно «антиков». И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного. Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики.
Весной 978 г. город был взят. Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. Гамма красок строже и лаконичнее. На его произведениях учились поколения студентов Академии. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке. Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оригинальный сюжет из «Илиады» Гомера рассказывает о подвиге самопожертвования ради любви к Родине.
Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. В произведениях Лосенко 60-х гг. Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени. Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.
Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны. И здесь проявились его художественные способности. Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией. В картине Владимир перед Рогнедой (1770, ГРМ) в рамках условно-академической системы образов художник делает попытку передать сложный этический конфликт, живые человеческие чувства. В 1773 начал работу над еще одной картиной (Прощание Гектора с Андромахой, Третьяковская галерея) и здесь проявив талант патетически-пылкого композитора и колориста, но смерть помешала ему довести работу до конца.
Шувалова, А. П. Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов. Преследуемый, утомленный, опечаленный измученный тьмою академических пустяков, ни в какой Академии не касающихся профессора, Лосенко не в состоянии коснуться кисти: его погубят несомненно.
Однако у Лосенко образ Владимира, в отличие от исторической концепции, полон раскаяния. В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет Зевс и Фетида (1769 г. ). Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. Исполненная на сюжет русской истории, эта работа содержала характерное для общественных взглядов русских просветителей противопоставление благородства человеческих чувств деспотическому произволу.
Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них. Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом. Слева расположена группа воинов со знаменем, справа оруженосцы держат шлем, копье и щит Гектора. Его последняя картина Прощание Гектора с Андромахой, его чудесные портреты современников (особенно хорош Портрет актера Федора Григорьевича Волкова) кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта.
С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. Многочисленные рисунки Лосенко примечательны точностью лепки форм и тонкостью техники. Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов. Зато безусловную ценность представляли его портреты. А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств.
Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. Портрет мужчины. Родился в городе Глухове на Украине. Традиционное для академической живописи единоборство личного и общественного разрешается победой патриотического порыва. Эта картина стала началом русской школы исторической живописи.
В 1744 г. он был отобран для придворной капеллы и отправлен в Петербург. В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла. Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков.
В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. Рисунок и анатомическая верность фигур безупречны, детали отточены, даже складки тканей по-новому выразительны и рельефны, лица вылеплены уверенно и пластично. Последний отказал Владимиру, вызвав его гнев. Лагрене. Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен.
Эта картина стала началом русской школы исторической живописи. Ее человеческие слабости как бы возложены на служанку, «низкий» ранг которой позволяет откровенное выражение чувств. Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие». Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). Лосенко становится не только академиком, но и профессором и директором Академии художеств.
Девушка отказалась и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Мастер исторического жанра, портретист, рисовальщик. В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). Этим объясняется некоторая эскизность образов. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков.
В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора. Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге. Но усовершенствовать русского пенсионера в академическом рисунке, столь необходимом для исторического живописца, Рету не мог ибо сам не был хорошим рисовальщиком. Его ранние произведения были посвящены мифологической и библейской тематике – «Чудесный лов рыбы» (1762), «Жертвоприношение Авраама» (1765), «Зевс и Фетида» (1769). Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки».
Действительно, виртуозный рисунок Лосенко может вызвать изумление и восхищение. Пионером Лосенко стал и в другом направлении искусства в России. Среди его учеников – П. И. Соколов и И. А. Акимов. До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм. Успехи его были одобрены.
Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. Мерцание позолоты, блеск светлого шелка халата и желтого камзола, розовые панталоны и густой синий тон бархатного занавеса – все сливается в изысканную и нарядную колористическую гамму. Вернувшись в Петербург в 1762 году, художник получил заказ на создание «Портрета Великого князя Павла Петровича в детстве».
Странная девушка с тусклыми глазами колдует тонкими призрачными чарами, вечно-юными чарами восемнадцатого века. Но, увы, рисунки выдавались на руки ученикам «для упражнения», приходили в ветхость и, с течением времени, вся эта огромная коллекция, среди которой наверно было не мало драгоценностей, сошла «на нет». В сентябре 1760 в качестве пенсионера Академии уехал в Париж, где совершенствовал свое мастерство под руководством директора Королевской Академии живописи и скульптуры Ж. Ресту. Противники этой редкой теории отмечают, что художник напротив вел здоровый, «воздержанный» образ жизни, а вино применял только как лечебное средство.
В этом портрете есть некий шарм, что-то такое, что заставляет вспомнить близко и остро русский театр 18 века, живой и жизненный, то истинно пышный, то мишурный, но всегда увлекающий театр «Le dsespoir dArmide» и «Le Faune enchan», театр «высоких трагедий», веселых комедий и «пастушечьих драм. Происходил из купеческой семьи. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. За эту картину художник получил звание академика. Приемом студентов занимался основатель этой академии и Московского университета, фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Иван Шувалов.
Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. Лосенко умирает. Обучение искусству живописи Лосенко продолжил в петербургской Академии художеств (1759 – 1760), а затем в Париже и Риме (1760 – 1769).
Гораздо более значительной и художественно абсолютной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, – «Прощание Гектора с Андромахой». Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в Гекторовом прощании (как называли картину современники). Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок. Это был Э. М. Фальконе. В этой работе начала проявляться индивидуальность автора.
Рисунков с этого античного памятника было несколько. Второй вариант картины находится в Государственной Третьяковской галерее в МосквеФёдор Григорьевич Волков (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель.
Еще пенсионерским периодом датиру-ется его вариация на тему картины Жувене Чудесный улов рыбы (1763), где он отказался от барочной патетики французского мастера и как можно проще и естественнее, жизненнее трактовал евангельскую сцену. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Благодаря Лосенко русская история заняла в академической системе те же иерархические позиции, что греко-римская античность и Библия. Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). Он наиболее полно и последовательно воплотил принципы классицизма.
В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. В 1762 г., после почти пятнадцатимесячных занятий в мастерской Рету, ординарнейшего и типичнейшего представителя французского официального искусства 18 века, Лосенко создает «Ловление рыб» — произведение, пришедшееся по вкусу современникам на общем собрании Академии, 28 декабря 1762 г., дан был о нем следующиии отзыв, подписанный Де Ла Моттом, Жиллэ и Кокориновым: «мы обще рассматривали как в рисунке композиции пассии так и колерах в чем во всем находим приобретенную им честь прилежности через пятнадцатимесячное упражнение и талантов которые подают несравненно большую в нем надежду, если дозволено ему будет еще упражняться в иностранных академиях два или три года справедливо сим засвидтелествовать». Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно.
Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Художник сдержал свое обещание: в марте 1768 он начал писать «Три академпческие фигуры», две из которых «Каин» и «Авель» — вместе с копией «Правосудия» Рафаэля были отправлены в конце 1768 г. с И. И. Шуваловым, посетившим в это время Рим, в Петербург. Для этого он испросил у папы Пия VI позволения снять формы с лучших статуй Рима, Флоренции и Неаполя. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой.
Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Как «пенсионер» Академии жил в 1760–1765 в Париже, где посещал мастерские Ж. Рету и Ж. -М. Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. В возрасте тридцати шести лет А. П. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них. Наконец, в апреле 1769 г. Лосенко покинул Рим и через несколько месяцев пути прибыл в Петербург. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор.
Работам этим предшествовала такая серьезная и глубокая натурная школа, что можно было ожидать совершенных произведений. Здесь он пишет свои лучшие в пластическом отношении картины «Каин» и «Авель». Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени.
Русский художник, портретист XVIII века. " Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. В эту же школу отдали Лосенко.
Лосенко создает образ совсем иного звучания. Постоянное изучение человеческого тела, многолетние анатомические навыки многое открыли художнику в области портрета. де Велли, Л. -Ж. -Ф. Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем. Фальконе также отмечал, что эти люди погубят «первого искусного художника нации». Причиной смерти стала «водяная болезнь» – водянка.
Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу. И не его вина, что помощь опоздала. Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. (1772). Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов».
Родился в городе Глухове (Украина) 30 июля (10 августа) 1737 в казацкой семье. Творческое осмысление античности и активное восприятие новых эстетических идей, обусловили становление классицистических тенденций в произведениях Лосенко римского периода. В «итальянский» период творчества художник много времени уделял рисованию голых тел, с точностью пропорций и анатомических особенностей человека. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. 1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим.
Не менее интересен портрет Сумарокова. Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. В 1753 году А. Лосенко, И. Саблуков, К. Головачевский, спавшие с голоса. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны.
Лосенко Антон Павлович, русский художник, рисовальщик, академик и профессор (с 1770), директор (1772-73) петербургской Академии художеств. Недаром скульптор Э. М. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом. Соратники Лосенко, профессоры Угрюмов и Соколов, считали его наиболее совершенным мастером анатомического рисунка. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им и пришли и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». В 1770 г., уже вернувшись в Петербург, художник создал полотно «Владимир и Рогнеда», получив за него звание академика исторической живописи.
В 1763 снова отправился в Париж, занимался у Ж. М. Вьена. Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры. Академическим пенсионерам приказано вернуться в Россию для рассмотрения их успехов и решения дальнейшей судьбы. Лосенко создал ряд портретов деятелей русской культуры: И. И.
Это передано в жестах, выражении лица и взоре князя, обращенном к Рогнеде. Всероссийскую известность Лосенко принесла его картина «Владимир и Рогнеда» (1770). Художник создает произведение на тему из русской истории – "Владимир и Рогнеда" (1770). Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры. Однако характер ее весьма интересен.
Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. Лосенко — «Чудесный улов», в котором художник изображает рыбаков и Христа, способствовавшего отменному улову. колера натуральны и кистью владено натурально». он учился певческому искусству, служил в придворной капелле.
Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины. Художник с глубоким почтением относится к своей модели. Весь портрет полон тайной, запретной жизни. Государственный Русский музей (Петербург)Картина написана на библейский сюжет: «Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить.
Антону Павловичу Лосенко (1737 – 1773) суждено было по праву стать первым русским историческим живописцем XVIII в. – в с силу одаренности и высокого профессионализма, позволивших ему с наибольшей полнотой выразить нравственные идеалы эпохи Просвещения. Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле. И касания ее рук легки и трепетны.
В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака. Крещение Руси – всегда считалось поворотным моментом в развитии Руси. История становилась как бы средством иносказания. Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750 – 1770-х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой». Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII – первой трети XIX века. В 1772 создал учебное пособие «Изъяснения краткой пропорции человека», ставшей настольной книгой не одного поколения будущих художников.
Только два рисунка — подготовительный этюд к «Авелю» и «Человек со связанными руками» — вносят диссонанс в эту характеристику. Об этом свидетельствует хотя бы «Изьяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии Художеств Профессора Живописи господина Лосенко для пользы юношества упражняющегося в рисовании изданное». В ней лишь одна яркая деталь – сброшенные одежды Исаака. Он полностью отдает себя многогранной деятельности. Лосенко создает образ совсем иного звучания.
Вскоре по приезду, за «Каина», «Авеля» и «Правосудие», художник признается «назначенным». Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем. Здесь он копирует Рафаэля, пишет натурщиков изучает искусство итальянского Возрождения. Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского.
Глядя на творчество Лосенко, заметно влияние тех или иных стилей на его мастерство. В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны. Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра. Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года).
В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко (Чудесный улов рыбы, 1762, ГРМ) сочетаются с тенденциями классицизма (Зевс и Фетида, 1769, ГРМ). В свой зарубежный период написал картины Чудесный улов рыбы (1762) и Зевс и Фетида (1769 обе – в Русском музее), в которых продвинулся от барокко к классицизму. Спас Рогнеду ее маленький сын.
Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Он во многом образовал их и руководствовал к достижению той отличности, которую некоторые после достойно заслужили», пишет Акимов в «Северном Вестнике». Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие».
Развивая свою положительную программу в драматической сцене «Прощание Гектора с Андромахой» (1773), художник рисует силу духа и воли. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в Гекторовом прощании (как называли картину современники). Гектор, сын царя Трои Приама, прощается с женой и своим ребенком перед сражением. Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах.
Чернобородый воин в этюде опять-таки мягче и одухотвореннее, нежели в картине, равно как и плачущая кормилица. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна Авель и Каин (оба 1768). Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. Среди них – три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко. Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом.
Последующая масштабная работа художника – «Прощание Гектора с Андромахой» (1773) – осталась незаконченной. В заметках невольно проскальзывает собственное отношение художника к работам мастеров, хотя Лосенко старается быть беспристрастным в своей экскурсии по собраниям картин и статуй.
Этот драматический сюжет Лосенко трактовал с поразительной экспрессией и профессиональным совершенством. Большой жизненной убедительности Лосенко достиг в портретах: П. И. Шувалов (1760, ГРМ), Ф. Г. Волков (1763, ГРМ, повторение в ГТГ). Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. В композиционном решении картины явственно сказывается влияние театра. Годы пребывания в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758).
В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Яркая экспрессия голов и пластическая выразительность фигур – могучего бронзового тела, едва прикрытого зеленым плащом и другого, не менее прекрасного, но уже побледневшего, распростертого на красной ткани, символизирующей пролитую кровь – превратили безвестных натурщиков в сыновей Адама. Человеческое тело изучал Лосенко и в своих рисунках, которые когда-то завоевали ему такую славу. Отметим, что к исторической теме обращались и другие современники Лосенко (Г. Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. Вторая историческая картина А. П. С 1758 занимался в Академии художеств.
Лосенко — выдающийся русский художник и рисовальщик раннего классицизма. Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора.
В 1744 был принят в придворный хор в Петербурге. Авраам приносит в жертву сына своего Исаака (1765) – произведение, подводящее итог его обучения у Вьена. У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко – «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Идейный замысел обеих картин сложился на почве тех общественно-политических и моральных 39представлений, которые развились в русской культуре 1750 – 1770-х годов под влиянием идей просветительской философии и с наибольшей яркостью воплотились в поэзии и драматургии А. Сумарокова и литераторов его круга. Идеи патриотизма и гражданственности, долга перед родиной, служения государству, самопожертвования ради общественного блага составляют основное содержание передовой русской литературы этого времени. Вслед за окончашем «Владимира с Рогнедой», приобретенного Императрицей, Лосенко начинает, по её же заказу, «Гекторово прощание».
Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете. Государственный Русский музей (Петербург). До середины 1760-х мастер красок рисовал библейские сюжеты в стиле позднего барокко, а в конце десятилетия он обратился к классицизму, что хорошо заметно в картинах «Каин» и «Авель». Иначе трактованы образы воина и крестьянина.
В системе жанров Академии художеств исторической живописи отводилось первое место. В возрасте тридцати шести лет А. П. И теперь нам извстны только шесть оригинальных рисунков: «Этюд с натурщика», «Скорбящим Помощница», подготовительный этюд к «Авелю», «Человек со связанными руками», «мужская фигура на кресте и «Памятник Петру Великому. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет – «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц.
Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. Идея патриотического долга раскрывается в незаконченной картине Лосенко Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна Авель и Каин (оба 1768 г. ). Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме.
Рисунок портретен. картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах, упражняется в колерах. Новый, богатый мир раскинулся пышно и многообразно перед растерянным взором юного Лосенко. «Прощание» из-за смерти автора, осталось незаконченным и, может быть, благодаря этому оно лишено привкуса, столь обычных в академических композициях Лосенко, холода и мертвенности.
Лосенко предлагают написать картину на звание академика. Гармоничны приглушенные золотисто-коричневые тона ощутимо движение кисти художника (особенно там, где он пишет лицо и руку), выявляющей фактуру телесного и вещного. Но в 16 лет его голос стал ломаться, а затем пропал совсем. Лосенко создал первую композицию на национальную тему – «Владимир и Рогнеда» (1770). Вьена, затем изучал искусство в Риме (1766-1769).
В ней рассказывалось, как князь Владимир, утвердясь на новгородском престоле, послал гонцов к полоцкому князю Рогвольду с тем, чтобы тот отдал ему в супружество дочь свою Рогнеду. Шувалова, поэта А. П. Они контрастируют с центральной фигурой полотна, создавая гармоничность композиции. Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны. Это определяет их идеальную отвлеченность.
Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал. В 1769 году художник вернулся на родину. Он больше не вероломный князь, начинающий войну в угоду своим амбициям. «Прощание Гектора с Андромахой» – первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. С 1770 художник был профессором, а с 1772 – директором Академии художеств.
Картина мастерски скомпонована. В то время не считали нужным интересоваться индивидуальными наклонностями будущих «жрецов Аполлона», живописцев, скульпторов, резчиков, граверов не искали, а создавали. До конца жизни Лосенко оставался на этом посту.
Им даны роли немых статистов. 25-го июня 1770 г., «за композицию представляющую великого князя Российского Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя полоцкого, по побеждении сего князя за противный отказ требованного Владимиром супружества с оною», А. П. Лосенко из «назначенного» произведен в академики, но «собрание видя его превосходный талант, согласно рассудило без баллотирования возвратить ему достоинство адьюнкт-профессора с прежним старшинством какое он в сем званий имел до конфирмования академического устава», а еще через пять дней «по общему собрания согласию произведен из адьюнкт-профессоров в профессоры Антон Павлович Лосенко». Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени.
Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем. В конце 1750-х гг., ставший пособием для нескольких поколений художников. Он кажется таким нежным и любящим влюбленным романтическим героем – жертвой обстоятельств. Картина мастерски скомпонована.
И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу. Впрочем, эта заинтересованность продиктована временем и модой – классицизм поощрял обращение к древнегреческим сюжетам и в 1769 году появилась картина «Зевс и Фетида». Работам этим предшествовала такая серьезная и глубокая натурная школа, что можно было ожидать совершенных произведений. В 16-летнем возрасте вынужден был ее покинуть из-за изменений в голосе, после чего был направлен учиться живописи у крепостного живописца Ивана Аргунова, «принадлежавшего» графу Петру Шереметьеву. Сын купца.
Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины. Аргунову. «Парящий пламенный и нежный сей творец» превратился на портрете в добродушного, ласково улыбающегося господина, одетого в пышный голубой плащ. В общем замысле есть какая-то нотка истинного пафоса истинного размаха.
Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена. Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко. В первом рапорте, посланном из Рима, Лосенко пишет: «Ныне я упражняюсь в рисовании с лучших антиков для совершенства рисунку, также и в Академии для прочих классов, а на будущий год начну рисовать из славных картин для експерсий, композиций и драпери».
Затем, как «спавший с голоса», но проявивший художественные способности, был определен в живописную мастерскую И. П. Аргунова. Это сказалось, как и в этюдах обнаженной натуры (Авель Каин), так и в завершенных живописных полотнах с их локальным цветом, выверенностью в передаче анатомии, преобладанием линеарно-пластического начала в моделировке: например, Зевс и Фетида (1769), в котором некоторые исследователи видят одно из лучших созданий художника, величественное, как гомеровский гекзаметр (Е. И. Среди наиболее известных полотен мастера — «Зевс и Фетида» (1769), «Владимир и Рогнеда» (1770), «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Можно усмотреть даже определенную русификацию лиц.
Сохранились выписки из летописи, сделанные рукой Лосенко, равно как и разъяснение сюжета, составленное самим художником. Примеры можно продолжить). Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее.
Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. Аргунова. Она уже примирилась с происходящим и стоически приняла его бремя. Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей.
Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем. Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). Несмотря на общую условно академическую трактовку композиции, в ней в полной мере проявилось стремление Лосенко к передаче сложных переживаний героев. Это первое руководство, составленное русским художником, для детального изучения анатомии, необходимого для каждого художника. Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию. мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывает о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом. Дело ограничилось разговорами.
Это в большей степени чувствуется в портрете Сумарокова, в котором художник даже на свою модель взглянул чисто по «Ротариевски». Художник создает произведение на тему из русской истории – Владимир и Рогнеда (1770). Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью.
Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле. По условиям задания из всех моментов этого события Лосенко был вправе выбрать любой. От Академии А. Лосенко для продолжения учёбы направили в Париж (1760-1765), где он посещал мастерские Ж. Рету и Ж. -М. Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. Пocлe его смерти их осталось, судя по описям, более 200 штук самого разнообразная содержания — мифологические сцены, пейзажи, религиозные композиции и «академии».
Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города».
Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758 г. ), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». Его последняя картина «Прощание Гектора с Андромахой», его чудесные портреты современников (особенно хорош «Портрет актера Федора Григорьевича Волкова») кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта. В произведениях Лосенко 1760-х годов усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко («Чудесный улов рыбы», 1762 «Жертвоприношение Авраама», 1765 «Каин», 1768 все в Государственном Русском музее) сочетаются с тенденциями классицизма («Зевс и Фетида», 1769, там же). Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины. Эта картина, в сущности, первое произведение, посвященное отечественной истории.
Главным его занятием в Академии было, конечно, преподавание. Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины. В 1761 – 1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов. Вьена, а затем изучал искусство античности и Ренессанса-Барокко в Риме (1766–1769 г. ). Как видно, в поощрениях, медалях у художника не было недостатка.
Не менее интересен портрет Сумарокова. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». Первые из дошедших до нас портретов Лосенко — «Сумароков» (1760 г. и «Волков» (1763 г — отмечены печатью слишком прилежного изучения творений гр. Занятия у Рету не прошли напрасно. Та же «Petite Russie» наложила и своеобразный отпечаток на академические картины мастера в них нет усталой, тонкой улыбки искренней неискренности, что сквозит в «Дианах» и «Адонисах» французов героини и воины, наперсники и наперсницы Лосенко — здоровые, крепкие, простодушные люди, «представляющие» по чьему-то приказанию Рогнед и Гекторов. С 1772 и до конца жизни – директор Академии.
В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет Чудесный улов (1762). Лишенные сюжетной привязки (название, очевидно, лишь повод для изображения великолепной натуры), эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко. 1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим. Последней работой автора стала незаконченная картина «Прощание Гектора с Андромахой» (1773 год). Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел».
Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге. Некоторые рисунки, как, напримр, с головы Петра Великого, вылепленной М. Калло для Фальконэтова Всадника, с античной скульптуры итальянских мастеров известны нам по гравюрам Л. Анрикэ, В. Гураховского, В. Осипова, Пермякова, Платовкина, Скородумова, Ухтомского, Чуксина, Шотена, Споягинского, Пищалкина и Плахова. Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности.
В 1764 году им написаны картины «Андрей Первозванный» и «Смерть Адониса», а годом позже, в конце обучения, написал «Жертвоприношение Авраама», перебравшись в Италию. Между прочим, он поднял вопрос об упорядочении академической коллекции живописи, реставрации произведений и составлении каталога музея. Преподавательская работа и директорская должность отнимали у Лосенко много сил.
Скульптор Этьен Морис Фальконе писал императрице Екатерине II, что Лосенко не может реализовать себя как художник на преподавательской должности, а будучи вечно вовлеченным в «подковерные интриги дворян», чувствовал, что ему не место среди этих людей. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. Архаичность художественной формы — известная уступка господствовавшим тогда в России вкусам. По древней легенде данного сюжета Новгородский князь Владимир, просивший руки дочери полоцкого князя Рогвольда получает отказ.
«Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения. И не его вина, что помощь опоздала. Живо ощущают торжественность момента соратники героя. После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. Одновременно начал преподавать в Академии.
Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». Лосенко Антон Павлович (1737-1779), русский художник. Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Работал в стиле классицизма. Родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) в 1737 г. Рано осиротел. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур.
В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете. Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. И признаны – за картины «Авель» и «Каин» Антон Лосенко становится «назначенным» в академики, а за картину «Владимир и Рогнеда» (1770) получает звание академика и назначение профессором Петербургской Академии художеств.
Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица со смиренным и скорбным лицом. Ле-Лоррена, Ж. -Л. Вскоре по приезде Лосенко написал портрет Л. Геннингера, секретаря русского посольства в Париже.
Справа и слева у края полотна размещены второстепенные персонажи, призванные образовать «раму» и сосредоточить внимание зрителя на втором плане, где развертывается основное событие. Оказал влияние на И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова. Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию. Рисунок портретен.
Индивидуальной манере художника присущи декоративизм и некоторая архаичность художественных приемов, характерные для многих мастеров середины XVIII столетия (в меньшей степени это проявилось в портрете). Вернувшись в Петербург, создал полотно Владимир и Рогнеда (1770), получив за него звание академика исторической живописи. Остальные люди персонажи величественны, сдержанны, суровы.
29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. Все это свидетельствует о том, что Лосенко работая над замыслом, был во власти эстетических норм искусства барокко, воспринятых им у Рету. И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником. К своим педагогическим обязанностям Лосенко относился строго и серьезно. Этой идее подчинено все решение картины. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют.
В раннем детстве осиротел. Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным.
Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице.