Луна Куинджи
Куинджи был греком, но он рисовал лунную ночь над Днепром. Справедливости ради, нужно заметить, что благодаря огромной популярности картины, Куинджи создал еще две копии Лунной ночи, первая картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, другая находится в Ливадийском дворце в Ялте и третья в Государственном Русском музее в Петербурге. После успешного показа Лунной ночи Куинджи сделал еще 2 копии.
Ещё во время работы над «Лунной ночью на Днепре» пронёсся слух, что Куинджи создаёт что-то удивительное. Вы обратили внимание, что Куинджи изобразил полную луну. Я не знаток и любитель живописи, но картина Куинджи «Лунная ночь» произвела на меня неизгладимое впечатление. Ходили слухи, что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии. «лунная ночь» — одна из самых знаменитых картин Куинджи, когда-то вызвавшая настоящий фурор.
Благодаря огромной популярности картины, Куинджи создал еще две копии Лунной ночи, первая картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, другая находится в Ливадийском дворце в Ялте и третья в Государственном Русском музее в Петербурге. Одной из самых известных картин Куинджи является «Лунная ночь на Днепре». Ходили слухи, что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии.
Куинджи в своей известной картине «Лунная ночь на Днепре» изобразил тихий спокойный пейзаж. Полотно Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре», по словам художника, является главным произведением всей его жизни именно к написанию этого шедевра он шёл всю жизнь. Это подтолкнуло Куинджи на создание еще двух авторский копий «Лунной ночи на Днепре».
В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Впервые открылась выставка только одной картины. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Город погружён в сладкую дремоту.
Кроме как бы самосвечения картины поражали эффектом объемности изображения. Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. Кажется, художнику удалось проникнуть во внутреннее сознание мира, полного таинственной, недоступной человеку роскоши. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза.
- «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
- 11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
- «Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
- История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
- Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Дмитрий Иванович любил живопись, был ее тонким знатоком и ценителем. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Он совсем не ожидал, что тот согласится. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Картина или действительность.
Правда известно, что эксперименты все-таки были. Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. На ней Архип Иванович Куинджи демонстрирует ставшую знаменитой «Ночь на Днепре».
- Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
- ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ Архип Куинджи
- Архип Куинджи: история жизни впяти картинах
- Лунная ночь на Днепре: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Не впадая в восторженное славословие (столь для него не характерное), ученый, в который уже раз, опережая время, выходит на глубокие обобщения и задается вопросом: в чем причина того, что картиной восхищаются даже те, кто остался бы равнодушным при созерцании самой лунной ночи. В газетах писали: «Не в обычае посвящать передовую статью художнику. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Оставляю за собой». Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника.
Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу.
Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже.
- «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
- Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Лунная ночь на Днепре — Архип Куинджи
- Мистическая слава картины Лунная ночь на Днепре
- 20 картин с медовой полной Луной
- Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре 8 класс
- Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре
- Самое интересное в виде мозаики
Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам.
Этакий молодец — прелесть»42. По поводу «Лунной ночи на Днепре» такие предчувствия были у художника Ивана Крамского, высказавшего свои опасения в письме к издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Открыл входную дверь. Картина или действительность. ».
- Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Коллекция Государственного Русского музея
- Описание Картины Куинджи Лунная ночь
- АРХИП КУИНДЖИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ В ПЯТИ КАРТИНАХ
Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Самый восторженный отзыв принадлежал Суворину, писавшему: «. Архип Иванович считал, что талант – это замечательно, но художник должен быть ещё и мыслителем и просто жизнерадостным, влюблённым в жизнь человеком. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие.
Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Атмосферу зависти уловил П. П. Чистяков: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи -дело нехитрое, а сами сделать его не могут». После этого картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18.
Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Вот таким образом на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны Мистерия продолжается Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». В этом тестировании ему не было равных – по словам Репина «он побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей». Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям.
Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. В дальнейшем краски с таким эффектом яркости (правда не настолько эффектно, как у Куинджи) встречались достаточно часто, даже в цветах женской одежды. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Картина или действительность. ». Словом – слава и успех.
А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли.
Всё я сидел, смотрел и думал. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. А. И. Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Лагорио, написавшего Лунную ночь на Неве в 1882 году, затем Клодт, Ю. Ю. Клевер. 2. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это.
Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — шедевром среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. Куинджи работал над этой картиной.
Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. Это есть выражение моих личных мыслей». 2.
Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Слухи о тайне художественного метода А. И. Такой картины нет в целом мире, нет в мире искусства. ». Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. ».
Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Познания его в этой области были настолько серьезны, что впоследствии Менделеева избрали действительным членом Академии художеств. Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». Куинджи захотел его сопровождать. Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». А. И.
Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Кроме этого, о возможной договорённости между художником и коллекционером нет ни слова ни в посвящённой Павлу Третьякову монографии Александры Боткиной, ни в подробной переписке между Павлом Третьяковым и Иваном Крамским, в которой обсуждаются другие картины Куинджи.
Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Однажды он продемонстрировал «ученикам» прибор для количественного измерения чувствительности глаза к тонким нюансам цветовых оттенков и предложил им «испытать себя». Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии.
Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 x 144). После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Но далее началось сплошное расстройство.
Правда известно, что эксперименты все-таки были. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Есть прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Куинджи, писал тогда: "Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались Что это такое.
И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Кто-то из зрителей предлагал: «Интересно хорошенько рассмотреть в лупу: из каких красок составлен этот свет кажется и красок таких-то нет. Сияние лунного света было настолько фантастическим, что художника заподозрили в использовании каких-то необычных перламутровых красок, привезенных из Японии или Китая и даже обвиняли в связях с нечистой силой. Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет. Академия помогала в этом немногим избранным. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека.
И. С. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». С Куинджи поехали 12 человек.
Картина или действительность. ». Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, "достоявшиеся" до картины. Куинджи окрестили «Чародеем света». Колористические приемы художника стали для современников откровением. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12.
В дальнейшем, переехав в Петербург, частенько наведывался в знаменитое кафе «Доминик», посетители которого, помимо всего прочего имели возможность сыграть партию в шахматы. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Интересны воспоминания жены Куинджи: Куинджи проснулся ночью. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.
Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории.
Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения.
вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. 105 144 см.
Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался.
И ждала. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Что это такое. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. К этой картине он шел давно. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины.
художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.
Куинджи умел побеждать. Ведь всё равно не купите: она дорогая». Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73.
Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Картина или действительность. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. Что касается Менделеева, то известно, что с шахматами он познакомился еще в детские годы.
А разве не так нас учит Господь. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. А. И. В частности, он использовал краски с содержанием битума (или, как их ещё называли, «асфальтовые краски»), которые, как выяснилось впоследствии, разлагаются и темнеют под воздействием света и воздуха. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Так поступил Куинджи.
Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. И с этими задачами он справился блестяще. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Вы, вероятно, уже слышали. Слухи о тайне художественного метода А. И. Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.
Обошлось это в сто тысяч рублей. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. И с этими задачами он справился блестяще.
О судьбе жены Куинджи известно не так много. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Начиналось всё нехорошо. В этот момент, на пороге и наступила смерть.
Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Скромный по размеру пейзаж. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке.
Картина обрела поистине легендарную славу. Свой поступок объяснял так: «. Что это такое. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины.
Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Впечатление от мерцающего лунного света было настолько невероятным, что некоторые зрители заглядывали за картину, не подсвечивается ли холст лампой, а другие заявляли, что в краски подмешан фосфор. Загадка «светящихся» картин была не в особом составе красок. Теперь же, выставленная в «Обществе Поощрения Художеств», она вызвала настоящий зрительский ажиотаж, весь Петербург осаждал помещение. И художник упорно искал в науке средства добиться долговечной комбинации красок.
Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Рисовал он всё лучше, потому внял совету проситься в ученики к Ивану Константиновичу Айвазовскому, жившему в Крыму. В совершенной темноте на картину также был направлен электрический луч. Он так увлекся живописью, что стал покупать картины и собрал значительную коллекцию. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка.
Ещё до окончания работы мастерскую посетили такие известные люди, как писатель Иван Тургенев, поэт Яков Полонский, химик Дмитрий Менделеев, художники Иван Крамской и Павел Чистяков27. Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием. Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода.
Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков.
Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Набивалось до 200 человек. И Куинджи и Менделеев регулярно посещали «вторники» Лемоха, на которых собирались передвижники, профессора Академии художеств и люди из мира ученых. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Первые две попытки оказались неудачными. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16.
Поэт Я. Полонский, друг А. И. Статья «Перед картиной А. И.
Эдакий молодец-прелесть. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета.
И. С. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Вот картина «Осенняя распутица» : свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине» : «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ). Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы».
«Да зачем вам. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
Заговорили о возрождении романтизма. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Его успели удержать. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской.
Но офицер ответил: «Хорошо. С течением времени он начинает обдумывать темы, манеру письма, самостоятельно изучая краски, цвет, световые эффекты и к сорока годам становится знаменит. 8. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. По словам Суворина, в этом произведении «луна — это действительная луна, она действительно светит река — это настоящая река, она действительно светится и блестит вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несёт свои воды Днепр тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72.
Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Но мы думает, что картина Куинджи – большое общественное явление. ».
Эффект от такого экспонирования получился необычайный. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38.
Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Никто не мог понять, что происходит. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. В то, что ему это удастся, Елевферий не верил, но все попытки уговорить дочь найти себя другого избранника были тщетны.
Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер».
Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Оказалось, что природа одарила Куинджи уникальными глазами. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ.
Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». На дочери Лемоха был женат старший сын Менделеева от первого брака Владимир, морской офицер, который в прошлом веке составил проект «азовской запруды», то есть перекрытия плотиной Керченского пролива, что, по мнению автора проекта изменило бы к лучшему судьбу Азовского моря вообще и Мариуполя в частности. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную».
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели.
Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая».
С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Среди подражателей, порожденных эффектом Лунной ночи на Днепре, это прежде всего Л. Ф. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты.
Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Куинджи» посвящена тому потрясающему впечатлению, которое произвел на Менделеева пейзаж «Лунная ночь на Днепре». Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Но даже в потемневшем варианте полотно поражает невероятной силой образа. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина.
Событие стало настоящей сенсацией. Картина или действительность. Чтобы увидеть полотно, люди выстраивались в очередь, многие посещали выставку не по одному разу. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74.
Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш.
Куинджи умел побеждать. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной.
Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». – «Хорошо, я её оставляю за собой».
Но зрители хлынули бесконечным потоком. Картина или действительность. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это.
Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5.
По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Армян отправили на Дон. И. С. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача.
Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Эти люди не выносили масок. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Что это такое. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо.
На картине изображена летняя ночь. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Менделеев, Я. П. Его «Ночь на Днепре» – это не движение живописи вперед, а скачок, скачок огромный. Выяснилось, что этот критик – художник Михаил Клодт из ревизионной комиссии Товарищества передвижников.
Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Так продолжалось восемь лет. О том, что произошло, говорили разное.
Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ). Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха».
Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».
Эти рассуждения и легли в основу упомянутой статьи «Перед картиною Куинджи», в которой великий химик отметил, в частности, существующую связь искусства с наукой. В 1880 году в культурной жизни России произошло знаменательное событие. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени.
Число искренних почитателей таланта А. И. Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол».
Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Греков – на другую сторону Азова.
Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Просто дьявольщина какая-то»15. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм».
Как-то он подарил Академии художеств 100 000 рублей, которые пошли на учреждение 24 ежегодных премий, присуждавшихся молодым живописцам. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр».
Одет он был совсем по-домашнему, в поношенный серый пиджак из которого будто вырос. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Днепр.
Ездил на Днепр, быть может именно за этим сюжетом. Особенно красиво выглядели такие цвета в лабораторных опытах и при демонстрациях по физике эффекта поляризации света. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. Мысль, как озарение: А если. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44.
Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. Но решение было принято. В двадцать с небольшим он отправился в путь. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. Крамской, П. П. Чистяков. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре».
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. И. Н. Крамской восклицал: Какую бурю восторгов поднял Куинджи. И было лишь началом. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи.
Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой.
Он понял, что те удивительные цвета, которые он получил интуитивным смешивание красок, могут оказаться неустойчивыми и со временем поблекнут. Гоголь. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину «истинным чудом», как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины».
В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
богато одаренный талант пойдет своим путем. Оставляю за собой». Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Однако это не совсем верно. Русской педагог не знал.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. О невероятном эффекте картины ходили легенды. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге. Но самым замечательным стало паломничество на остров художников, которых привлёк отец Дамаскин, создавая им все условия.
Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Новый ректор Томишко столкнулся в канцелярии со студентом, который не знал его в лицо и не поклонился. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину.
Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа.
Но А. И. В стенах «Доминика» началась блестящая карьера Михаила Ивановича Чигорина – основоположника русской шахматной школы. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Но о сватовстве нищего сироты к дочери богатого купца не могло быть и речи – требовалось совершить что-то невероятное, чтобы добиться её руки. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи.
Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Но Романов просил оставить картину за ним. Менделеев ввел Куинджи (как и многих передвижников) в круг ученых, познакомил его с выдающимся физиком, профессором Петербургского университета Федором Фомичом Петрушевским. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем. И. С. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя.
«Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной».
В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. Картина эта – невиданное еще нигде могущество красок. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки.
Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Очередь длинной вереницей стояла на лестнице, ведущей в зал Общества поощрения художеств на Большой Морской, а далее продолжалась на улице. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. В 1880г художник устроил необыкновенную выставку в зале Общества поощрения художников. Но А. И. Куинджи умел побеждать.
Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным».
Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Однако это не совсем верно.
Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Работа захватила настолько, что даже обед, как затворнику, жена приносила ему наверх. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. На этом заканчивается его юность.
Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. 4. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным.
А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». – «Тысяч пять».
Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Это стала первая в России выставка одной картины. Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а «сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре». Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя.
На этих уроках ученый знакомил живописцев с физическими свойствами красок. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Но её не было.
Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит.
Что это такое. дальше просто не помню.
Это была первая в России выставка одной картины. Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи». В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре». Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре».
15129). В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. По вечерам начиналось веселье. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. В мае 1881 года Константин Константинович вместе с присоединившимися к нему кузенами — великими князьями Сергеем Александровичем и Павлом Александровичем — совершил паломничество на Святую землю, в котором их сопровождал начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин.
Он попросил разрешение сдавать экзамены и с третьей попытки стал вольнослушателем в Академии. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам.
10. В истории русской культуры широко известны менделеевские «среды», на которых собиралась творческая интеллигенция столицы, цвет русской культуры. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Это усиливало эффект лунного сияния. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу.
В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Вместо фамилий у них были прозвища. И с этими задачами он справился блестяще.
Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Краска потрескалась и поблекла. Полонский, И. Н. Болезнь сердца сопровождалась удушьем.
В своих воспоминаниях «Менделеев в жизни», отрывок из которых мы поместили в этом сборнике. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Вот что пишет в своих воспоминаниях Илья Ефимович Репин: «В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-пердвижники, собирались в обществе Д. И. Менделеева и Ф. Ф. Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам.
Эффект был ошеломительный. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Хозяевам нравилось. Задуманная картина – мерцающая, живая стояла у художника перед глазами. Через год был возвращён обратно.
Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию картины Куинджи за пять тысяч рублей3335. Лунную ночь на Днепре показывать в темной комнате. Тургенев писал, что французов оно потрясло. Разумеется, никто ничего не подсвечивал.
В этот раз Лунная ночь на Днепре висела на стене одна. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Нет, понимаю.
Писателю удалось договориться об экспозиции картины в галерее Зедельмейера, где она выставлялась в течение десяти дней. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Луна.
Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Дмитрий Иванович как средневековый алхимик искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука.
Картины Куинджи были необыкновенно популярны.