Мадонна Литта Леонардо Да Винчи Фото
Тайна шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название.
Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Оп. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. С. 56).
Мона Лиза – 1503-1506Леонардо да Винчи
Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре. В 2 тт.
В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Так, на одних картинах выражение лица было задумчиво серьезным, на других – улыбчиво непринужденным. Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте». 12276 v. ), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle.
Опять типа шутите. Это делает фигуру особенно рельефной. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта».
Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта)
История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди.
М., 2003. Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен. В обычной комнате молодая женщина с нежностью прижимает к груди младенца, над их головами не изображены нимбы, а рядом нет ни святых, ни ангелов. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. С. 122). В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи.
Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Любящая мать не сдержалась перед напором дитя и отложила непростой момент. В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ. В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей.
Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) – Леонардо да Винчи
Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Лувр.
Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. Еще помню маленькую книжечку об Эрмитаже, на обложке которой была эта Мадонна Леонардо. Однако оба разреза были предварительно аккуратно зашиты. Лл.
Vol. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Такое предположение граничит с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках. С. 336-348). V, 1865 г. Д. 3. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты. – Леонардо да Винчи.
«Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Все покрывает легкий флер сфумато. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.
Британский эксперт усомнился в авторстве эрмитажного Леонардо
1820 г. Предполагают, что ок. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. 1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В. Н.
Вып. Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью. Картины Леонардо да Винчи.
Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи
1999). Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно.
Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Одну из них стоит рассказать. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci.
Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Ясно. Были они и в моем доме. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени.
Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици две картины находятся в Эрмитаже – это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин.
Любовь к Черному квадрату появилась со временем. С. 383-385).
Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла.
Причем женские образы всегда были различны между собой. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. СПб., 1866. Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах». Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Михаил Пиатровский прав: мое поколение выросло рядом с репродукцией этой картины.
Дерево, масло. Лицо мадонны повернуто в профиль. С. 2-3). Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Ф. 1. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.
Картина Мадонна с младенцем: описание и фото
Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Если приглядеться к мелким деталям, можно проследить драматический сюжет. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти.
На женщине красная сорочка с узкой горловиной. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна.
Обе картины находятся в настоящее время в Пеши в доме мессера Джулио Турини». Насколько я помню, он считается национальным достоянием. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. 12276 v. ) с головой льва в картине Леонардо «Св.
Музей имени Андрея Рублева и его обитатели
Ф. 1. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. В картине, на которой изображена Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи через движение фигур их пластику, повороты головы, выражение и обращенные взгляды стремится выявить внутренний драматургический смысл сцены. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд.
И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Cambridge, 1935. Женщина одета в красную сорочку с широкой горловиной. Это был удивительно разносторонний гений.
Работа получила название «Мадонна с младенцем». Ему так хочется дотянуться до цветка. Р. 1.
Леонардо первые годы своей жизни воспитывался матерью, простой крестьянкой, затем отец взял мальчика к себе. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. На другой небольшой картине он изобразил Младенца поразительной красоты и изящества.
Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Мадонна изображена приёмом сфумато. Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее – Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта». 1490 г. ). Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Отсюда возникло название картины.
илл. ). «Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселеннойнаправляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» – C. A. Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг. ) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни. Последнее является настоящей визитной карточной автора и в кругах ценителей искусства называется «леонардовской улыбкой».
1-10 Б. В. фон Кёне. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди).
Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»)
Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной.
Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, так как сидят или наклонились и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль дЭсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини.
Леонардо изобразил Богоматерь, Св. Прежде всего, следует принять во внимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты». Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи.
Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца. Париж. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, – достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года.
Прекрасная молодая женщина, кормящая младенца, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность. Композиция картины проста и гармонична. Одну из его Мадонн вы видите выше. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью.
Картина Леонардо Да Винчи Мадонна Литта
Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца. Италия.
Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах.
Тем не менее, произведение утратило многое от первоначальной версии, что значительно осложнило работу искусствоведов и экспертов. Вместе с этим, правая часть была торопливо разорвана по швам – внимательный зритель может заметить обрывки нитей и верхних стежков. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем дАмбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо.
В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом.
Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо абсолютно невозмутимо. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. М., 1952. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Тонкому прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка — кажется, что она улыбается своим грезам.
Картина Мадонна Литта Леонардо да Винчи
И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Думаю, что в каждом доме были листочки из Огонька с репродукциями любимых картин. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи.
Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Paris.
Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Т. II. Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства». sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Из последних работ укажем: Zwijnenberg R. The Writings and Drawings of Leonardo da Vinci: Order and Chaos in Early Modern Thought.
До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. И, к счастью, не мне одной. для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения.
Мадонна Литта (Мадонна с младенцем) — Леонардо да Винчи
Возрождение. Любовь к ней, к Эрмитажу – это с раннего детства и навсегда. Подвергается сомнению авторство Леонардо и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Для них свойственны сложные пейзажные фоны.
Мадонна Литта – это абсолютно другая история. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован. Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» – «Спаситель мира».
Родился в семье нотариуса. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» – одна, недавно отреставрированная из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг. ) – из Лувра (см. Л. -М., 1959. Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра.
Композиция картины лаконична и уравновешенна. Л. 142-143).
Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке.
Картины итальянского гения Леонардо да Винчи в Эрмитаже
Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Великолепна его Мадонна Брера, в которой свет льется сквозь фигуры Богородицы с Христом, пронизывая все полотно. Оп. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини). Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии.
Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем». Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св.
Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Р. 14, plat. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.
7. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа.
Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой – ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре. На эту тему существует несколько мнений. Это символ распятия. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира.
Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг. ) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А. Мадонна Литта. 14). Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, 2376, ок. К вящему сожалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уникальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Богоматерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic. ), равным образом совпадает описание сохранности и технологических особенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см. : Ульянов О. Г. «Это беспрецедентное событие.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре». Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Ее красота полностью соответствует типу, который так любил изображать мастер – высокий открытый лоб, слегка удлиненный и ярко выраженный нос, закрытый рот с едва угадывающимися приподнятыми, как бы в улыбке, уголками. Фигурка щегла на картине как бы подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство – духовное кормление.
В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Все фигуры вписаны в пирамиду. Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане. Судя по всему, было решено отучить мальчика от грудного вскармливания.
Леонардо да Винчи – Мадонна Литта
Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Однако живописное исполнение картины менее абсолютно. Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св. Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г. В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой.
Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Лик слегка затемнен. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.
Мальчик нежно приник к ней. II. СПб., 1999. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». С. 28-29).
Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. При этом он не является бесстрастным. V, 1865 г. Д. 7. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности.
Композиция картины лаконична и уравновешенна. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. 77 x 53 см. Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление».
Сюжет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале. М., 1997.