Мане Эдуард Портрет Эмиля Золя

Картина Эдуарда Мане Портрет Эмиля Золя: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Опасения Эдуарда Мане умереть в безвестности не оправдались, очень скоро к нему пришла заслуженная слава, а портрет, писанный с Эмиля Золя стал почитаться, как один из лучших в его портретном творчестве еще при жизни, как самого автора, так и его главного действующего лица.

Галереи, серии картин, портретов

Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. А уж философы, если надо, позаботятся о выработке соответствующих формул. В том же году Мане получил орден Почетного легиона. Я хочу анализировать только факты, а произведения искусства — это не что иное, как факты. поначалу очень робкое, стимулируемое скорее любопытством экспериментатора, чем настоящими убеждениями) с тезисами наиболее революционно настроенных «батиньольцев», Моне и Писсарро, для которых пленэр, теплые колористические соотношения, взаимодействующие с дневным светом, – это ключ к живописи будущего.

Вновь обмануты его надежды, его постоянно возрождающиеся надежды. Если бы Мане хотел разжечь ревность Берты, то именно так ему и следовало бы вести себя. Это – нечто неосознанное, это – сама натура художника. – художник погружается в мрачное уныние. Музей Орсэ.

Впрочем, Эдма скоро оставит живопись, так как недавно обручилась с Адольфом Понтийоном, с тем самым Понтийоном (какое необычное совпадение. ), который вместе с Мане путешествовал на «Гавре и Гваделупе» он был на том же самом карнавале в Рио и стал моделью для первого из датированных произведений художника – «Пьяного Пьеро», а сейчас служит морским офицером в Шербуре Эдма обвенчается с ним в начале следующего года. Портрет Золя находится сейчас в Лувре (дар мадам Золя в 1918 году). ). К нему, к его «крайностям привыкли, но все равно его не понимают. Когда они видят там имя Мане, то стараются изобразить приступ смеха. Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. Приятное, кратковременное удовольствие.

  • Эдуард Мане – Портрет Эмиля Золя
  • Описание картины «Портрет Эмиля Золя»
  • Портрет Эмиля Золя :: Эдуард Мане
  • Картина Портрет Эмиля Золя Эдуарда Мане
  • Сочинение по картине «Портрет Эмиля Золя»

В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения. В конце концов, ссогласия отца, Мане намеревается стать моряком, но в 1848 он проваливается на конкурсе в Борда. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Находят, что Эдуарда Мане что-то роднит с испанскими мастерами и он нигде не подтверждает этого в такой степени, как в «Мальчике со шпагой».

Почувствовав, что он ничего не достигнет, копируя мастеров или изображая природу, увиденную чужими глазами, Мане в одно прекрасное утро, вероятно, понял, что ему надо попытаться увидеть ее такой, какова она есть в действительности, а не смотреть на мир сквозь призму чужих произведений и чужих мнений. Его композиционное решение было навеяно рафаэлевским «Судом Париса» и «Сельским концертом» Джоджоне. Пора толпе приблизиться к нему и отдать себе отчет в том, что же ее так нелепо пугает. 208 x 264 см.

Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Опасная любовь. Выше: что вы искали. «Олимпию» никто так и не купил, полотно оставалась в мастерской до конца его жизни и было снято с посмертной распродажи не найдя ни одного покупателя.

Здесь перед нами, по словам балагуров, лубочная картинка. Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве».

  • Портрет Эмиля Золя – Мане, Эдуард
  • Сочинение по картине Мане Портрет Эмиля Золя
  • Эдуард Мане «Портрет Эмиля Золя», 1868
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Эдуард Мане: жизнь и творчество
  • Заказ картины – Портрет Эмиля Золя

Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид. Вот тогда я взял бы скептиков за руку и подвел их к картинам Эдуарда Мане.

«Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». А вот с господином Гонсалесом Мане повезло куда меньше: писатель – кто этого не знает. Чем больше вглядываешься в препятствие, тем меньше испытываешь страха и недоверия. Зато в «Мастерской» Фантен-Латура автора «Олимпии» узнать не преминули. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом». Одни ничего не понимают, другие сравнивают.

Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров.

  • Портрет Эмиля Золя Информацию О
  • Описание картины Эдуарда Мане «Портрет Эмиля Золя»
  • Напишите отзыв о статье Портрет Эмиля Золя
  • Отрывок, характеризующий Портрет Эмиля Золя
  • Знаки почтовой оплаты СССР (1923)
  • История импрессионизма для детей
  • Рисунок акварелью собирателя открыток

Своеобразие — вот главное пугало. Именно К. Моне изображал Э. Мане в картинах, полных братских чувств и намеках на особый талант будущего мэтра импрессионизма. Мне придется повторить здесь то, что я уже говорил, — предельная простота и точность, ясность и изящество. Молодая женщина, хорошо известная в квартале Пантеона, выходит из кабачка она ест вишни, держа в руках бумажный кулек.

Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. В картине надо видеть не завтрак на траве, а весь пейзаж в его монолитности, в его тонкости, с его широкими, мощными первыми планами и изысканно легкой глубиной. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. Когда Эва поведала о желании учиться у Мане, Гонсалес был озадачен.

Отчасти в силу убеждений, отчасти просто из вежливости, как принято в таких случаях, Берте поторопились сказать, что в «Балконе» Мане не слишком ей польстил, что она там чудовищно «безвкусна». Он неустанно изучает ее черты. Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. Однако крестным отцом ребенка был Эдуард Мане и потому возникли предположения, что Мане и есть настоящий отец мальчика.

  1. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  2. Общееколичествопросмотровстраницы

И однажды Мане вынужден будет поддаться чарам. И вот эти люди, даже не пытаясь понять, что же их оскорбляет, накинулись на молодого художника, стали поносить его талант, подвергать сомнению его добросовестность, делая из него какого-то паяца, который на потеху зевакам показывает им язык. И искусство Берты и искусство Мане питается невыраженной любовью, ее обоюдными мечтами. «Светлая живопись», «пленэр» – эти слова постоянно звучат во время несмолкаемых споров в кафе Гербуа. Помимо философских работ, Плифон написал ряд полемических текстов по христианскому богословию, в которых обсуждал вопросы воплощения Иисуса Христа и исхождения Святого Духа. Смех, как известно, заразителен и в одно прекрасное утро Париж, проснувшись, находит себе еще одну новую забаву.

Эдуард Мане – Портрет 
Эмиля Золя

Чтобы понять и оценить этот талант, нужно – повторяю еще раз – позабыть о тысяче вещей. Я должен был написать эти строки, прежде чем говорить об Эдуарде Мане как о художнике. И вот эти люди, даже непытаясь понять, что же их оскорбляет, накинулись на молодого художника, стали поносить его талант, подвергать сомнению его добросовестность, делая из него какого-то паяца, который на потеху зевакам показывает им язык. «Среди любопытных, – пишет Берта, – как будто уже распространился эпитет роковой женщины.

Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». Французское остроумие, которое я охотно променял бы на чуточку положительности, вмешивается в дело и вот горланы начинают развлекать скучающих. Импрессионизм. После анализа — синтез. Ей брошена кость.

Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. Публику никогда не удастся излечить от страха. Подхожу теперь к последним произведениям, к тем, которых публика еще не знает. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков.

Мадам Моризо такие мелочи не смущают. В общем, толпа отказалась судить о «Завтраке на траве» так, как судят о подлинных произведениях искусства она увидела в картине только людей, закусывающих на траве после купанья и решила, что в трактовке сюжета художник преследовал непристойную, скандальную цель, тогда как на самом деле он стремился лишь к резким контрастам и к смелому изображению цветных пятен. Пусть только публика помнит, что эти картины — плоды всего лишь шести лет труда и что художнику едва минуло тридцать три года. Меня как человека интересует человеческая природа, моя великая праматерь человеческое творение, произведение искусства трогает и восхищает меня постольку, поскольку в его основе я обнаруживаю художника, брата, который показывает мне природу в новом аспекте со всей силой или со всей нежностью своего «я». Не будь между Бертой и Мане преграды респектабельности и светских привычек, а еще, наверное, не будь трепещущая Берта Моризо, такая близкая и при этом такая далекая, столь недоступной, какой-нибудь сеанс для «Балкона» в случае отсутствия мадам Мане закончился бы – кто может знать. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Любая новая дорога страшит нас предчувствуя неожиданные пропасти, мы отказываемся двигаться вперед.

Похвалив «Мальчика-горниста» Эвы (он, по словам надувшей губы Берты, «приемлем. » – и только), все делают вид, будто молодую художницу в полотне Мане не признали в каталоге написано просто – «М-ль Э. Г» и нет таких оскорбительных слов, которые не были бы сказаны об этой «отвратительной, пошлой карикатуре маслом». В 1865 году Эдуарда Мане опять приняли в Салон. Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу.

Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. Вся страна бурлит. В 1874 – в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» – Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Его всюду устроило бы нечто поверхностное.

Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью. Автор «Олимпии», ее пресловутого кота, особы с попугаем. Мане упрекали в подражании испанским мастерам. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Он не слишком высоко ценит Мане как художника, в чем совершенно расходится с дочерью. Эта женщина (она была некогда восхитительно хороша и долго ее сопровождал целый хвост обожателей) проявляет большую независимость ума. Фортуни.

Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя. Если они в чем-то и повинны, то лишь в том, что позволяли недостойно высмеивать одного из своих собратьев, человека талантливого и искреннего. В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков».

Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. Кастаньяри, так резко высказывавшийся о «Завтраке на траве», не боится сказать теперь, что «Золя» Мане — это «один из лучших портретов в Салоне». Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. Перед ним — письменный стол, заваленный книгами, журналами и другими предметами, связанными с творчеством писателя. Оппозиция императорской власти становится ожесточеннее.

Другие входят в зал и, пробежав взглядом по стенам интересуются непривычной остротой этой живописи. Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины Концерт Джорджоне.

В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. Снова и всегда один оскорбления. Неужели вам все еще смешно. Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги.

Для Мане многое представляется проще в присутствии этой наделенной спокойной смелостью молодой девушки, так же как и он и даже, быть может, больше, чем он, прокладывающей дорогу к живописи будущего, к тем празднествам света, воцарение которых уже подготовляют «батиньольцы» – все эти Моне и Ренуары, Писсарро и Сислеи. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. «Портрет госпожи М» — одно из лучших произведений художника. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Мама находит всю эту историю смешной я же нахожу ее душераздирающей».

Он работал в течение шести лет, перед вами его произведения. Как глубоко был прав Легро, когда покинул Францию с ее населением, «состоящим из правительственных чиновников». Там, он подружился с Антоненом Прустом.

Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек. В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив. В левой части полотна изображена японская ширма2345. Красота живет в нас самих, а не вне нас. Франция. Его ждет судьба великих мастеров, таких, как Делакруа и Курбе. Только оскорбления.

Им сродни множество других произведений, созданных ранее с некоторыми из них они имеют фамильное сходство. Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. Сложилось так, что за образец был принят древнегреческий идеал красоты и в оценке всех произведений искусства, созданных человечеством, стали исходить из большего или меньшего сходства этих произведений с произведениями греческого искусства.

«Мальчик со шпагой» — мальчуган с наивным и удивленным взглядом, держащий обеими руками большую шпагу с портупеей. Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. В картине «Балкон» (1868) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В ней — весь художник и только он один.

Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Один требует цвета, другой — рисунка, третий — морали. Затем появляются художественные критики и вносят в эту сумятицу еще больший беспорядок. Но никто не направляет толпу. Почти всю осень Мане работает над «Балконом», произведением новаторским по фактуре, где звонкие тона зеленых ставен и балконной решетки звучат подобно фанфарам будущего.

– весьма прижимист и, когда Мане предлагает ему портрет дочери, он благоволит принять его – без всякого, впрочем, энтузиазма, однако вовсе не собирается заплатить хотя бы за раму (Портрет Эвы Гонсалес находится в Национальной галерее Лондона вторая картина из Салона 1870 года – «Урок музыки» – в чикагском Институте искусств. ). С 1862 года, унаследовав состояние отца, художник получил материальную независимость. Выборы 1869 года умножили число противников Бонапарта в рядах членов Законодательного корпуса (в Ниоре Антонен Пруст был кандидатом оппозиции, правда, не прошедшим). Она догадывается – нет, она просто знает, – что он великий художник середины века. Отсюда — исключительная простота, почти полное отсутствие деталей, гармония изысканных и точных цветовых пятен, создающих на некотором расстоянии впечатление поразительной рельефности.

Это чудо создано верностью глаза и незамысловатостью почерка художник действовал тем же способом, каким действует сама природа, — светлыми массами, большими планами света и его произведение отличается свежим и суровым характером самой природы. Так, обнаженную женщину в «Завтраке на траве» художник поместил, разумеется, только ради того, чтобы написать нагое тело. Область моей защиты расширяется — я ратую уже не за одного человека, а за искусство в целом. Режим Наполеона III шатается. Богатый и пышный пеньюар радует глаз редким изяществом, в движениях молодой женщины — неизъяснимая прелесть. Публика пока многого не понимает, но больше уже не смеется. Франция.

Подумайте о моем предложении. Именно он познакомил Сезанна с Мане. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая. Это движение наблюдается не только в области науки во всех сферах человеческого знания и творчества люди стремятся найти в окружающей действительности четкие и определенные принципы. Что до Берты, то создается впечатление, будто замуж она не торопится. Объясню свою мысль.

Идите и живописуйте и вы попадете пальцем в небо. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана).

Эти произведения, бесспорно, входят в великую семью творений человечества. Что до меня, то мои симпатии, признаюсь, на стороне других произведений художника откровенную резкость, правдивые и сильные пятна «Олимпии» я ценю выше, чем изысканное, но поверхностное изящество «Мальчика со шпагой». Критики на самом деле больше не обходят Мане. Вот как я объясняю рождение всякого подлинного художника, в частности, Эдуарда Мане.

И вот он создает произведения, ставшие его плотью и кровью. 208 x 264 см. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине.

Такая-то поза показалась комичной, такой-то цвет рассмешил до слез, такая-то линия уморила чуть ли не сотню человек. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Одетая всегда в черное и белое, она очень элегантна – «очень стильна», как выражаются в Пасси люди ее круга. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана).

Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство.

Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. Взор задумчив и словно погружен в печальные мечты. В левой части полотна изображена японская ширма.

Только оскорбления. Отсутствие одежд и только это качество определяет их принадлежность жанру ню (фр. Женщина без малейшего намека на одежду среди двух одетых мужчин. Своеобразие — вот главное пугало. Невежды издеваются откровенно люди образованные изучавшие искусство в мертвых школах, рассматривая произведение, раздражаются, не находя того, чему их учили, к чему они привыкли.

Чтобы провести буржуа, все средства хороши». «Убежден, что там можно кое-что сделать, – пишет он Фантен-Латуру. Тема обнаженной женской натуры обозначена на экспозиции выдающимся творением Тициана «Даная», двадцатью гравюрами по работам великих венецианцев и французских художников XVII-XIX столетий и рисунком Франсуа Буше из коллекции Эрмитажа. Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад. Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую.

Где это видано. Уж не Берта ли Моризо, привыкшая к работе на пленэре, к освещенным солнцем звучным тонам (она брала уроки у Коро), подтолкнула Мане на этот путь. Они подходят поближе, открывают каталог.

Эдуард Мане подумал: зачем же лгать, почему не сказать правду. Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего». Критики на самом деле больше не обходят Мане. Никто не старается найти правильную точку зрения. Какое мне дело до совершенства, о котором мечтает кучка людей. Он понимает картины изображающие людей, так же, как в школах позволено понимать изображение мертвой природы я хочу сказать, что он располагает фигуры несколько случайно и затем заботится лишь о том, чтобы закрепить их на холсте такими, какими он их видит, с живыми контрастами, которые они образуют, отделяясь друг от друга. Но вражда по отношению к нему пока еще существует.

Но во Франции, в стране легкомыслия и отваги, люди боятся прослыть смешными если в компании три человека издеваются над четвертым, то смеяться начинают все даже если находятся такие, которые склонны были бы защитить жертву от насмешек, то и они трусливо опускают глаза, смущаются, краснеют и криво улыбаются. При всяком проявлении индивидуальности нас охватывает недоверие и страх мы подобны пугливой лошади, которая становится на дыбы перед лежащим на дороге деревом, так как она не умеет, да и не стремится объяснить себе природу этого препятствия. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. «Что касается Мане, то он даже не встал мне навстречу.

В каждом полотне кисть художника говорит одним и тем же языком, простым и точным. Отказ был бы здесь равносилен преступлению, узаконенному убийству. Изучая сегодня художника Эдуарда Мане, мне не дано испытать этой радости. Неужели он так никогда ничего и не продаст. Я вижу в нем живописца-аналитика. Публика привыкает критика успокаивается и соглашается открыть глаза успех возрастает.

Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. Моя единственная надежда, что картину не примут. Но и Берта по-своему оказывает влияние на автора «Олимпии». Он шутит, смеется как сумасшедший, отдает мне палитру, потом снова забирает ее в результате к пяти часам вечера мы сотворили самую красивую карикатуру, какую только можно вообразить.

Наши пейзажисты значительно превосходят в этом отношении исторических живописцев и жанристов, так как они изучают природу, довольствуясь изображением первого попавшегося уголка леса. Я не теряю надежды, что кто-нибудь из них еще выступит и скажет правду. От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой».

Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. Послушавшись совета писателя, он включает в число отправленных в Салон 1868 года произведений одно сравнительно старое полотно – «Женщину с попугаем» (Сейчас в Нью-Йоркском Метрополитен-музее. ) – оно было написано двумя годами раньше, позировала для него Викторина Меран. При этом детали исчезли. К «Олимпии» он приступил по его окончании. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Это было бы поучительно.

Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Впрочем, Эдуарду Мане достаточно набраться терпения. видит женщину так же, как г-н Мане ее пишет – грязными красками с розовыми румянами».

Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. Мане возвращается «в полном восторге» от своего короткого пребывания в Лондоне. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Боже, какое неприличие.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. «Добрый прием», оказанный ему художниками, живущими по ту сторону Ла-Манша («у них нет, – говорит Мане Золя, – нелепой зависти, существующей среди нас почти все они – джентльмены»), притупляет мучительные ощущения, вызванные критическими выпадами Кастаньяри. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. В день открытия Салона Берта (она в этом году не экспонируется) идет прямо в зал «М», где тут же замечает Мане – «растерянного, в шляпе, освещенной солнцем». Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Все в этом полотне неподвижно, преисполнено молчанием, жизнь в нем словно приостановилась. Заговорил он свежим и изящным языком, который сбил с толку публику.

Я пребываю в полном замешательстве. Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». Есть абсолютная красота — всегда одна и та же, неподвижная, господствующая над веками о нее беспощадно разбиваются и жизнь и страсти и воображение людей, которые радовались и страдали в течение более чем двух тысячелетий. Политическая программа Гемиста сформулирована в нескольких речах. Какое мне дело до философских абстракций.

Когда картина была впервые выставлена, это смелое соединение старого и нового современный сюжет из жизни богемы, представленный в контексте и масштабе классического искусства вызвало всеобщее осуждение критики. Через два года он вернулся к ее вариациям в гравюре, а спустя еще год включил ее изображение в качестве детали фона в «Портрет Эмиля Золя» (1868, Музей Орсэ).

Он обманывает Сюзанну (она для него теперь не более чем «привычка»), нимало не задумываясь над этим, не придавая большого значения успеху у женщин, у тех более или менее легкодоступных женщин, мимолетно возникающих в его жизни завсегдатая Бульваров и художника. Получивший портрет в подарок, Дюре в восторге от холста и тут же вешает его у себя дома. Знаком уважения к модели стала импрессионистическая фактура портрета Клода Моне в картине «Моне, пишущий в своей лодке-мастерской». Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси».

Это особенно заметно в «Портрете Эмиля Золя». Париж. Впрочем, тут есть и предвзятость: искусство живет только фанатизмом.

Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье. Официального успеха художнику пришлось ждать долго. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года).

Будущее принадлежит ему сам я не рискнул бы ограничить его только настоящим. У него есть последователи он — глава школы, мэтр новой художественной молодежи. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Не сегодня-завтра он будет понят и признан.

Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Я, право, нахожу его очаровательным и он нравится мне бесконечно, – добавляет она. Он покинул море и отправился в Италию и в Голландию. Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками.

Ее удлиненная тонкая фигура в белом платье, ее бледное лицо, ее таящие бурю глаза «затмевают» прочих персонажей, которые рядом с ней (поскольку чувство Мане их не наполняет. ) кажутся просто декоративными элементами. Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве». «Передо мною, – говорит Дюре, – происходил процесс осуществления его инстинктивной, как бы органичной манеры видеть и ощущать». Мы все, сами того не сознавая, в большей или меньшей степени рутинеры, упрямо бредущие по проторенной тропе. Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года».

Мадам Моризо в восторге. И что же, по-вашему, ей делать среди оглушительного шума современных мнений. Затем меня поражает необходимое следствие, вытекающее из точного соблюдения закона валёров. В 1859 году «Любитель абсента» был отвергнут Салоном туда Мане попал лишь два года спустя с «Портретом родителей». Произведение нравится ей или не нравится — вот и все. Хотя ей уже двадцать семь лет, она отвергла не одно предложение.

В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Но в Лувре никто не станет возмущаться. Мы все, сами того не сознавая, в большей или меньшей степени рутинеры, упрямо бредущие по проторенной тропе.

В «Нана» (1877) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль». На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Никто не старается найти правильную точку зрения. Так начинается сближение Мане (о. «Завтрак на траве» — самое большое полотно Эдуарда Мане, в котором он осуществил мечту всех художников, — дать в пейзаже фигуры в натуральную величину. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане».

Пусть он остается в глазах большинства людей «шутом», пусть. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Тут публика приходит в неистовство. Неужели он по-прежнему кажется вам забавным шутником.

В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». «Вот это воистину живопись. » – восклицает он. Эдуард Мане и Клод Моне, которых несведующие люди иногда путают, были друзьями.

Затем я раскрыл бы тайну и пойманный на удочку буржуа вынужден был бы прикусить язык. Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Только она и привлекает внимание публики в этой работе Мане.

Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту. Холст, масло.

Ее муж был префектом в Бурже (там в 1841 году и родилась Берта), в Лиможе, Кане и Ренне, а сейчас занимает пост инспектора финансового контроля в Счетной палате. Но сюжет ее вызывает у юмористов воодушевление. Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года». Но рядом с ним Берта – вестница зарождающегося и пока не имеющего имени искусства. Передо мной — грандиозное зрелище, каждый акт которого меня увлекает и глубоко волнует. Я вижу в нем живописца-аналитика.

Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности. Это уже первый шаг. Существует целая армия людей, заинтересованных в поддержании веселья толпы и прекрасно его поддерживающих. Он развертывается во всей своей широте, в своей искренности и мощи. Но вражда по отношению к нему пока еще существует.

«Вот тут-то и начались мои беды, – рассказывает Берта. После смерти Бодлера художник сближается с Золя, пишет его портрет. Никто не старается найти правильную точку зрения. Ни в чем. Жори прозвал её«школой пленэра». Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. Это — нечто неосознанное, это — сама натура художника.

Он занимается любовью, как иные пробуют мороженое. Внешне холодная, внушающая всем окружающим сдержанность, девушка таит в глубине души бешеный огонь, вулканическую лаву: этот-то внутренний огонь и воспламеняет ее взгляд. Дюре очень бы хотелось как-то отблагодарить Мане. Бесплодие – так написал о нем Кастаньяри.

Он вполне довольствовался бы чем-то средним – и в любви и в жизни и в искусстве. «Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. «Но это очень хорошо, – говорит он, – чуть хуже вот здесь, в нижней части платья».

Это полотно мастера – и признание мужчины. В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Что за нелепая мысль. Эта картина привлекает всеобщее внимание. Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту.

Принятая жюри Салона 1865 года «Олимпия» вызвала такой скандал, что пришлось закрыть залы для посетителей. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. Гийеме это быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что «мадемуазель Клаус ужасна», сеансы им обоим надоели и они решили говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего».

Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Все дело в воспитании. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна.

В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. Число сеансов растет. Затем она выставляла свои работы каждый год. Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад.

Все равно. У пего есть последователи он – глава школы, метр новой художественной молодежи. После статей Золя, после выставки на авеню Альма было бы трудно просто-напросто устранить его.

С течением времени озабоченность, мучающая его, нарастает. Мало того, что она бывает тут, сияющая молодостью (Эва моложе Берты на восемь лет), во всем своем высокомерном безразличии и той «morbidezza» (Morbidezza – мягкость (итал. ). ), которая в известной степени контрастирует с ее внешностью: резко очерченный, с горбинкой нос, упрямый подбородок, лоб, выступающий из-под густой массы волос, «схваченных на макушке широким бантом» (По словам Теодора де Банвиля. ), – короче говоря, во всем величии юности излучаемом этим существом мало того, что она просто бывает тут, дышит воздухом мастерской, она приносит сюда шелест своих платьев, запах духов, свои манеры женщины соблазнительной и желанной, окруженной поклонением многочисленных почитателей. Публику никогда не удастся излечить от страха. Неожиданно Мане предлагает Дюре написать его портрет – для Дюре это удачный случай лучше понять, как работает художник. Даже самые отъявленные враги Эдуарда Мане признают, что он хорошо пишет мертвую натуру. В сопоставлении этих белых тонов преодолена огромная трудность. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика.

Плифон много лет полемизировал с аристотелистами, наиболее полно свою систему взглядов изложил в трактате «Законы», над которым работал до конца жизни. Что касается меня, то я предпочитаю «Мертвого Христа с ангелами», — здесь я снова нахожу подлинного Эдуарда Мане, со всеми особенностями его зрения, с его смелой рукой. Счастливы те, кого учителя не признают своим детищем.

Он спросил, есть ли от тебя весточка, а я ответила, что напишу тебе о его холодности. Неужели жюри опять не примет его работы.

Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Дальше следуют «Испанский певец» и «Мальчик со шпагой». Эмиль Золя изображен сидя вполоборота за письменным столом в мягком кресле.

Теперь взгляните на букет и, пожалуйста, поближе: розовые, синие, зеленые пятна. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек.

Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Неужели жюри опять не примет его работы. Но пусть только появится новый яркий талант и вы опять услышите шиканье и свист. Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности. Толпа почти всегда смеется по пустякам.

Обнаженная женщина изображена сидящей на траве в компании двух элегантных господ (вторая, полуобнаженная женщина видна на заднем плане). «Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва. Внезапно Мане уступает желанию покинуть Париж. Чтобы понять и оценить этот талант, нужно — повторяю еще раз — позабыть о тысяче вещей. Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность.

От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». Деньги тают. Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». Затем его зрение прояснилось, он ясно увидел вещи, язык его развязался и он заговорил.

Так или иначе, он заставил меня поставить ее на тележку. В заключение скажу, что в «Молодой даме 1866 года» ясно выражена та врожденная изысканность, которая свойственна Эдуарду Мане как светскому человеку. Одни ничего не понимают, другие сравнивают. «Трагический актер» — портрет Рувьера в роли Гамлета, одетого в черное, — замечателен по выполнению.

«Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва. Но почти сразу же садится на корабль, совершающий рейсы в Англию. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая. В Булони он останавливается вместе со своими близкими в районе порта, в отеле «Фолкстон». Пабло Пикассо по-своему интерпретировал «Завтрак на траве» Э. Мане в серии своих работ 1959 -1962 годов. Так, одно из самых ранних его произведений – Любитель абсента (1859 – кажется прямой иллюстрацией к Цветам зла Бодлера.

Что ж, он и есть сумасшедший, подобно восемнадцатилетнему юноше, опьяненному любовью. Отныне Эва регулярно работает под руководством Мане в мастерской на улице Гюйо. О нем слишком много говорили.

Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. В семнадцать лет, ко времени окончания коллежа, в нем пробудилась любовь к живописи. Публика даже не постаралась вникнуть в произведение она все время держится, так сказать, на поверхности. Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. «Сад» – таково будет название этой картины – стал событием в творчестве Мане ибо художник впервые покинул тогда мастерскую и попросил натурщиков позировать на пленэре. Мане обескуражен. В том же году Мане получил орден Почетного легиона.

Посыльный уже ждал, чтобы ее унести. Однако налицо очевидная эволюция. Скажите-ка им погромче, мой дорогой мастер, что вы — не тот, за кого они вас принимают, что для вас картина—просто предлог для анализа. Я не выдумываю.

В ней — весь художник и только он один. Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом». Тут публика приходит в неистовство. В творчестве Мане созданию «Олимпии» предшествовали – «Нимфа, застигнутая врасплох» (1859–1861, Музей изобразительных искусств, Буэнос-Айрес), первая работа в жанре ню исполненная в натуральную величину и «Завтрак на траве», вызвавший бурю негодований в знаменитом Салоне Отверженных 1863 года.

Но в Лувре никто не станет возмущаться. Художественная жизнь последних лет подтверждает эту истину, а простая логика позволяет предвидеть, что так неизбежно будет повторяться до тех пор, пока толпа не согласится встать на ту единственную точку зрения, которая позволяет здраво судить о произведении искусства. После анализа – синтез. Мане заканчивает это произведение в начале лета, до отъезда в Булонь, где рассчитывает провести недель шесть, чтобы отдохнуть и как можно реже браться за кисти: он слишком долго пребывал в нервном напряжении и очень устал (При этом за последние восемнадцать месяцев оп успел очень мало сделать: не более семи или восьми произведений, включая и эскизы к «Казни Максимилиана». ).

В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив. У нее нет ни методы, ни точки зрения. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874). Голова мальчугана — чудо моделировки и подкупающей нежности.

Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя. Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью. Они стояли, вытаращив глаза и открыв рты, абсолютно ошеломленные, без тени улыбки. Мане приходит, бросает на холст быстрый взгляд. Неосознанную гениальность Мане она чувствует инстинктивно, но остро. Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями. Глаза привыкли к новому без их ведома.

Мане заканчивает портрет Золя в феврале (Золя только что опубликовал новую книгу, роман «Тереза Ракэн» и некий критик, анализируя это произведение, писал в январском номере «Le Figaro»: «Г-н Золя. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца.

«Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года). Он пленяет ее и как мужчина.

Все сбиты с толку и вот тут одних охватывает веселье, других — злоба. Попугай в картине Женщина с попугаем вызывает такие же плоские остроты, как некогда кот в Олимпии. Каковы же мои воззрения в области искусства. Эта девушка, еще ожидающая своей женской судьбы, отнюдь не целиком поглощена живописью.

Я сказал — шедевр и не отступлю от своего мнения. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась.

Извечная история талантов, сначала осмеянных, а потом превознесенных до небес, повторится и с Эдуардом Мане. Я не свергаю ни одного кумира, не отрицаю ни одного художника. Что его, собственно интересует. Чтобы выглядеть не просто снисходительным, но и последовательным человеком, он покупает у Мане за 1200 золотых франков «Приветствующего матадора» 1866 года. В январе, на похоронах журналиста Виктора Нуара, 200 тысяч человек скандировали: «Да здравствует Республика. » Чуть раньше, выступая с защитительной речью на процессе по поводу одного периодического издания, Гамбетта (бывший секретарь кузена Жюля де Жуи) не побоялся публично заклеймить «преступление 2 декабря». Все дело в привычке.

Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Мане случалось встречаться с семьей Гонсалесов на приемах у Альфреда Стевенса. Примирение этих двух людей было действительно полным. Попугай в картине «Женщина с попугаем» вызывает такие же плоские остроты, как некогда кот в «Олимпии».

Но Мане удалось испытать и большую радость, когда он прочел взволнованную статью Дюранти. В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения. Повторяю, единственная причина всего этого — первое впечатление.

Я видел, что многие приходили сюда с явным намерением позабавиться. Его полотна приняты, но зато плохо повешены: «в углу, слишком высоко или прямо рядом с дверью». Он выставляет «Поругание Христа стражей» и свой шедевр — «Олимпию». Растерявшаяся толпа не знает, кого слушать: Пьер говорит белое, Поль — черное если поверить одному, то в этой картине надо уничтожить пейзаж, а если послушать другого, то надо убрать фигуры, так что в результате не останется ничего, кроме рамы, что, кстати сказать, было бы неплохим выходом. «Я вышла там скорее странной, чем некрасивой», – считает Берта. Когда появляется какой-нибудь Делакруа, его освистывают за то, что он не похож на других.

Я утверждаю, что эта картина — поистине плоть и кровь Эдуарда Мане. Перед ним — письменный стол, заваленный книгами, журналами и другими предметами, связанными с творчеством писателя. Боже, какое неприличие.

Деньги тают. Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. Из его натюрмортов я особенно восхищался роскошным букетом пионов — «Ваза с цветами» и картиной под названием «Завтрак» обе останутся в моей памяти наравне с «Олимпией».

Но ничто не изменится. Когда «Балкон» будет закончен, Берта не перестанет бывать на улице Гюйо и часто без матери. Полотно ее обезобразило. Это было бы поучительно.

М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве».

В левой части полотна изображена японская ширма. Так ли. Ах.

вы можете запросить все в системе с коробкой. Полотна Мане – Берта может созерцать их вволю – пример для нее. «Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник. Однако налицо очевидная эволюция. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Как, впрочем и для Берты Моризо – ее участия в этом опыте Мане нельзя не учитывать.

Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. Ощущая затаенную страстность ее натуры, он загорается сам. – в мастерской на диване. Да и Теодор Дюре полностью отказался от мнения изложенного в брошюре «Французские художники в 1867 году» и опубликовал теперь настоящий дифирамб в честь своего портретиста.

Хорошо освещено его задумчивое лицо и книга, которую писатель держит в руках. Я мог бы сказать, что это работа Гойи, Реньо или Фортуни. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. В 1865 году он отправился в Испанию изучать творчество Гойи. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине.

Эдуард Мане умер после продолжительной болезни в возрасте 51 года. В Париже вопреки тому, что думает мадам Моризо, он ничего путного не сделает. Известно, насколько успешно он преодолел эту трудность. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. К Мане присоединяются теперь многие ранее колебавшиеся.

Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. Но о нем слишком много говорили. Один из них окрестил полотно «Христом, живописующим среди учеников своих или Божественной школой Мане» – «Иисус-Мане вещает ученикам: Истинно истинно, – говорю я вам – тот, кто имеет ловкость живописать, является великим живописцем.

Что все это означает. Я не выдумываю. Каждый вновь появляющийся — всегда чудовище, паршивая овца в стаде. Он хватает кисти и делает несколько мазков.

Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями. Именно он – это было бы дивно (Эти художники – Реньо и Фортуни – были тогда у публики в большом почете. ). Она будет удостоена медали и принесет автору право отныне выступать «вне конкурса». Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. В сущности — все это только смех, только вздор.

Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. Неужели он так никогда ничего не продаст. Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве».

Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа.

Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав.