Портрет Старушки Рембрандт Описание

– Надо только продать часть коллекции и дать Адриану денег. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт часто рисовал сына и в этих портретах живет ощущение свершившегося чуда.

Судя по костюмам героев, это образы библейских Исаака и Ревеки, для которых художнику, возможно, позировали, сам Титус (мужской образ напоминает Титуса изображенного на картине Портрет Титуса в большом берете, 1663, Галерея Далвичского колледжа, Лондон, хотя и выглядит старше) и девушка из семейства Эйленбюрх. Не удивительно, что с середины XVIII века их долгое время считали парными портретами. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.

Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Взгляд его упал на фарфоровые статуэтки. Когда наступит время уходить из этого мира, ей не будет страшно. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Сын повёрнут к нам спиной. Кресло на столько глубокое, что на картине видны лишь его подлокотники.

Эти настроения были абсолютно чужды Рембрандту. Художник больше уделяет внимание рукам, одежде, а лицо пожилого мужчины почти закрыто. В 1911-ом году дом Рембрандта был реставрирован и открыт как музей. Одетая в темные одежды она походит на вдову, которая скорбит по своему супругу. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.

Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Не прогремела ли с плачем и торжеством Героическая симфония Бетховена. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Именно таковой ее пытался изобразить Рембрандт.

Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Заказов становилось все меньше. По-видимому, к творчеству Рембрандта-портретиста нельзя подходить с теми мерками, с теми представлениями, которые сложились у нас о художнике-портретисте вообще. Хендрикье вызвали на церковный суд после рождения девочки и потребовали отречься от Рембрандта и покаяться в незаконной связи. Несмотря на далеко небезупречную сохранность, этот автопортрет – один из самых величественных и мощных (его высота сто тридцать четыре, ширина сто восемь сантиметров). «Христос исцеляющий больных» или «Лист в сто гульденов» – это офорт (разновидность гравюры – ред. ) Рембрандта примерно 1646 года изображая события из Евангелия от Матфея 19.

Этот молчаливый диалог, поддержанный еще и теневым контрастом (Христос и сотник выделены более детальной штриховкой) и тем, что фигура коленопреклоненного римлянина помещена ниже ряда легионеров слева и учеников Христа справа, а фигура Христа – выше. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Положив ногу на ногу, она замерла на выгибающейся в глубину скамейке из красного мрамора, поверхность которой почти полностью закрыта – справа от Вирсавии измятыми желтоватыми простынями, а слева (то есть в центре картины) богатыми парчовыми одеждами, усыпанными мерцающими золотыми блестками. У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. Он глубоко уважал талант Рембрандта.

На самом раннем портрете Титуса (1655) он изображен еще ребенком, который сидит за высоким пюпитром, подперев рукой подбородок и то ли что-то пишет, то ли рисует в толстой тетради. На протяжении сорока лет он покупал работы старых мастеров. И вот он лишен того, что ценил.

Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Она привлекает и притягивает меня и я должен ее изобразить вот этими руками, этой рукой. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Эти черты поражали убедительностью, спорящей с самой природой. Она растила и воспитывала своих детей и внуков. Рембрандт не видел Италии и не советовал и другим туда ездить.

Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств8.

Гравюры, выполненные в технике сухой кисти (рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте) с удовольствием скупались (самые знаменитые «Христос исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе») и приносили Рембрандту серьезный доход. Портрет Николаса Рутса 1631Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. Однако это не портреты, хотя написаны с натуры. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.

Но вот буря тяжких переживаний улеглась и он снова обрел душевное равновесие. Он знал, что ему следует забыть свое блестящее прошлое, свою мечту о счастье. На протяжении сорока лет он покупал работы старых мастеров. У Карраччи Рембрандт заимствовал пластически совершенную форму лежащей обнаженной женщины. Поэтическая метафора Петр-скала (Петр по-гречески означает камень) – получает неожиданное и неосознанное выражение в статуарности его фигуры.

В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Движениями художника управляют далекие неведомые силы. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы.

Их владелец, граф Бодуэн (1715-1797), сделал военную карьеру, но в парижских кругах получил известность как гравер-любитель и страстный коллекционер. Однако, некоторые картины Рембрандта, привезенные из Франции в 1781 году, со временем покинули Россию (среди них Отречение апостола Петра (1660), Портрет Титуса (1660/65). В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен. Между тем, в основе обеих картин лежит общее ядро. С точки зрения художественности – верх совершенства. Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника.

Это Негритянка (длина шестнадцать, высота восемь сантиметров). Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. Рембрандт поднял голову.

Но он еще ничего не сказал. Едва ли не половину из них составляли портреты стариков. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Хендрикье, не обладавшую светскостью Саскии, он чаще писал в простых нарядах. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Кожа старушки напоминает цвет дерева.

Мы не знаем, что выражает его лицо. Филипс и Саломон де Конинк, Виллем Калф, Адриан ван де Велде, Эммануэль де Витте, Габриель Метсю, Жан Баттист Вееникс, Ян ван де Карелле и другие представители молодого поколения малых голландцев так глубоко чтили Рембрандта, что попросту не могли равнодушно видеть, как злобные недруги добиваются его унижения. Краски лежат на холсте густыми мазками.

Это и есть «круг Рембрандта». Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633.

Среди новых поступлений числились одиннадцать работ Рембрандта (атрибуции некоторых позднее изменились). Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это Портрет старика в красном, написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров). контексте таких произведений отождествление изображенного лица играло важную роль. Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст.

Он обучался рисунку и живописи, подавал надежды и был гордостью отца. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Часть из них и сегодня находится в Эрмитаже (помимо представленных на выставке полотен, это Портрет поэта Иеремиаса де Деккера (1666) и Молодая женщина перед зеркалом (1657). Хендрикье тоже полюбила художника. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены.

У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Образ лишен статичности: кажется, что Брейнинг живет, меняется у нас на глазах. Подобные модели давали художнику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но и духовный облик человека. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Теперь, когда гость ушел, гнев прорвался сквозь почерневшие струпья души.

Участь мастера. Он забрался слишком высоко, стремясь с самого неба сорвать плоды прекрасного. Только Толстой выглядит в поздней прозе обедненным, выхолощенным.

Фигуры разбойников корчатся в агонии. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности. Государственный музей, Амстердам Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессеобращения Голландии к протестантизму.

Рембрандт приходил к нему, чтобы погасить часть взятой у него когда-то ссуды. Рембрандт — это настоящий и непревзойденный мастер библейских и мифологических тем, портрета и передачи светотени. Гендрикье Стоффельс является вдохновительницей луврской Вирсавии, 1654-ый год. В аукционном каталоге была лишь обозначена ее принадлежность к «кругу Рембрандта». А как же дом, его дом. Все они выполнены до 1652 года, когда скончался Адриан.

Его так и подмывало немедленно предпринять что-то. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.

Забыл, погруженный в другие заботы, увлеченный своим творчеством, мечтами и планами. Около 1658-го года или несколько позже Рембрандт написал картину Давид и Саул (длина сто шестьдесят четыре, высота сто тридцать один сантиметр). Он ничего больше не услышит и не увидит он мертв и тело его стынет в безмолвии. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви.

Хендрикье тоже полюбила художника. И сколько новых, животворных мыслей черпал он из славных, задушевных бесед с ними. Это возвышает даму, она здесь немного монументальна. И фон картины золотистый, мерцающий. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).

На этом шедевре лучше всего можно изучить манеру Рембрандта трактовать тело. Наступает мрак. Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему -- человек наедине со своими думами. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.

Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ. Картины написаны на холстах одного формата, обе датированы 1654 годом и происходят из одной коллекции.

Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой светлой живописи. Да, зверь, пьяница, сумасшедший. Суммарное, целое, основное – вот что интересует теперь Рембрандта в портрете.

Теперь все ученики уходят, все до одного. Руководил сбором Филипс де Конинк. Именно «Анатомия доктора Тулпа» сумела принести Рембрандту первое признание публики, после чего состоятельные люди Амстердама стали наперебой делать заказы на портреты. Рембрандт опустился в глубокое кресло, держа в руке документ и глядя на ван Людика.

Однако, некоторые картины Рембрандта, привезенные из Франции в 1781 году, со временем покинули Россию (среди них Отречение апостола Петра (1660), Портрет Титуса (1660/65). Дела шли все хуже. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию.

Рембрандт неоднократно писал портреты и делал портретные эскизы евреев («Голова молодого еврея», 1647–48, Берлин, Государственный музей «Сидящий старый еврей», 1653–54, там же «Старик в кресле», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) изображал сцены из еврейской жизни (так называемая «Еврейская невеста», 1663–65, Амстердам, Государственный музей — вероятно, библейский сюжет офорт «Синагога», 1648). Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Он восстановил дисциплину среди своих учеников и снова принимает у себя друзей.

Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Были у Титуса и собственные картины. Фамильный герб или надпись с указанием возраста помогали идентифицировать модель. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Она представляет собой старость таковой, какая она есть на самом деле. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Рембрандт также написал маслом портрет еврейского врача и поэта Эфраима Хизкияху Буэно (Бонуса умер в 1665 г. картина хранится в Амстердаме, Государственный музей) и сделал его офортный портрет (1647). В творчестве Рембрандта (1606-1669) и его учеников изображения старых, умудренных жизнью людей занимают особое место.

В ранних произведениях художника преобладает барочная — патетическая, темпераментная, риторическая — живопись с обилием натуралистических деталей («Жертвоприношение Авраама», 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Ослепление Самсона», 1636, Франкфурт-на-Майне, Институт Шределя) при этом художник придерживается традиционных сюжетов и иконографии. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). В 2015 году в Нью-Джерси была обнаружена картина Рембрандта «Пациент в обмороке» («Аллегория обоняния», 1624).

С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог.

В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Позируя Рембрандту, Бартье принарядилась. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

Но их усилия оказались тщетными. Самым знаменитым портретом этого периода является «Старик в красном». Ван Людик мучительно медленно рылся в карманах своего плаща. Тело, которое он изображает (вероятно, тело Гендрикье), не отличается ни гармоничностью пропорций, ни изысканностью позы. Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину «Возвращение блудного сына».

Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Бреестрат антиквар де Рениальме продавал купленные ими произведения Рембрандта по исключительно высокой цене – до тысячи пятисот золотых флоринов (в частности, за такую сумму была продана картина Рембрандта Иисус и блудница). Ее взгляд действительно старческий. Художник достигает этого, прежде всего, благодаря блестящему мастерству светотени, которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность или драматическое напряжение. Она словно уходит в свою жизнь. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее». Давать, ничего не получая взамен. Изрытое морщинами лицо старика и узловатые натруженные руки обретают художественную выразительность благодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся жирные мазки передают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей движение и жизнь.

И если так, то каких же слуг царь посылает, как ее ведут во дворец. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Эти черты поражали убедительностью, спорящей с самой природой. Внутренне Петр полон волнения, неуверенности, тревоги.

Он чувствует, что к нему возвращаются силы. Светом выделены лицо и кисти рук. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт. Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.

В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В дни таких крушений Рембрандт вновь обретал себя самого. Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами. Но почему. Все имущество, все издержки и доходы предприятия они, по условиям договора, делят пополам. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).

Эта непосредственная апелляция к зрителю, который из свидетеля драмы превращается в ее невольного участника, не имеет аналогии в других рембрандтовских гравюрах и перекликается с последними живописными полотнами Рембрандта, преисполненными таким же трагизмом и просветленностью, внутренней растроганностью и человечностью (картина Давид и Урия). Ее проявления – зримые, незримые, осязаемые, воображаемые – сама действительность. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу (сыну от первого брака с Саскией)его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта (он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери) и за это была отлучена от церкви.

Глаза ее темны. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. В русле этой традиции оценивались и два экспонируемых полотна. Христос (посередине) исцеляет больных, слева на заднем плане – книжники и фарисеи обсуждают друг с другом человека, на которого они смотрят несколько пренебрежительно, Петр (с бородой) пытается остановить женщин, которые хотят, чтобы их дети получили благословение, но Иисус жестом их велит пропустить. Взгляд ее опущен вниз. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).

Не удивительно, что с середины XVIII века их долгое время считали парными портретами. И чтобы осветить лицо, он пишет белый платок и только потом накидывает тёмную накидку на голову. Портрет неизвестного мужчины Долгое время считалось, что это портрет брата Рембрандта, но сейчас атрибуцию поменяли, это просто портрет неизвестного мужчины. Горькое одиночество сквозит в согбенной фигуре, наполовину поглощенной мраком. Нужно работать. Картина «Урок анатомии доктора Тюльпа» принесла ему известность и признание среди художников и ценителей живописи. Неизвестность мучительнее любого зла.

Той теснейшей взаимосвязи между композиционным построением, скользящим (будничным) светом и динамикой психологического потока в портретном образе, на которой основано решение этой задачи. В последние годы творчества, моделями для художника служили очень близкие, приближённые к нему люди. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Rembrandtplein) в честь великого художника. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. И одновременно напряженно нарастает в картине звучание красного цвета.

Человек и его душевное состояние – так можно было бы охарактеризовать эти фигуры. Ночной Дозор — это групповой портрет членов стрелковой гильдии.

Человек и его душевное состояние – так можно было бы охарактеризовать эти фигуры. Если в начале XX века считалось, что сохранилось около восьмисот работ художника, то в современном авторитетном каталоге A Corpus of Rembrandt Paintings (1982 – 2014) их насчитывается всего 346. Отвергнутый аристократической Голландией, он еще более непримиримо развивает демократические стороны своего искусства, вновь (и теперь уже до конца жизни) подвергаясь нападкам за приверженность к «плебейским» вкусам и взглядам. К концу ее правления в императорском Эрмитаже насчитывалось пятьдесят восемь картин с именем Рембрандта. Он уже не здесь. Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни.

Свет есть, он за туманами и мраком, окружающими землю мрак колеблется и рвется. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Ему чуждо зазнайство, чужда гордость созданиями своего гения. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. После Мюнстерского мира (1648), принесшего Голландии официальное признание, а вкусившим все плоды победы богатым бюргерам -- чувство успокоенности и самодовольства, к искусству все настойчивее предъявляются требования идеализации буржуазной действительности. Судьба этих произведений сложилась по-разному.

Через посредничество агента императрицы Екатерины II, барона фон Гримма (1723-1807), граф сделал предложение русскому двору приобрести у него пинакотеку для Эрмитажа. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Его красивые золотисто-рыжеватые локоны мягко спадают на плечи из-под берета.

С внешней стороны это был почтенный человек, любивший свой дом и домашнюю жизнь, свое место у очага, привязанный к семье, по натуре больше супруг, чем любовник, однолюб, не выносивший ни холостой жизни, ни вдовства (в силу каких-то не вполне выясненных обстоятельств он был трижды женат) и, разумеется, домосед. Необычайная духовная значительность свойственна этим образам. Голову ее покрывает шляпа черного цвета. В жизни Рембрандта, как и в его живописи, много теней и темных углов. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах.

175, 5 x 210, 5 см. Этот портрет Рембрандта отличается особой психологической глубиной. Колорит картины построен на сочетании бело-оранжевых (одежда и борода Иакова, лицо Аснат), оливково-зеленых (тюрбан и одежда Иосифа, платье Аснат) и оранжево-золотистых тонов (одеяло, драгоценности, стена). Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.

Холод приятно подбадривает его. Она спокойно встретит свою судьбу. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.

Волосы змейками сбегают на круглые, упругие груди. Левая рука Рембрандта легко, одними пальцами, придерживает простой деревянный посох. Чикагская картина Девушка в североголландском платье (высота сто, ширина восемьдесят четыре сантиметра) – редкая разновидность поколенного портрета. Победа осталась за нью-йоркским музеем.

Да, такова моя участь, Саския. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Холст не сопротивляется более. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ». Среди новых поступлений числились одиннадцать работ Рембрандта (атрибуции некоторых позднее изменились).

Кровь быстрее течет по жилам, в нем просыпается энергия все чувства напряжены – он жаждет приняться за работу. Четыреста флоринов. На портретах она изображена не позирующей, а «наедине с собой» и ее лицо выражает самую разную гамму чувств: усталость, грусть, тревогу, неуверенность, задумчивость, чутко уловленные любящим ее художником. И угасает она в одну из грозовых ночей. Популярные в Голландии заказные портреты создавались с мемориальной целью. Между солдатом и апостолом стоит видная нам по пояс щуплая миловидная девушка-служанка.

Необычайная духовная значительность свойственна этим образам. Нет. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.

Дела шли все хуже. И она пошла к нему, как сказано в Библии. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессилено.

На них облик конкретного человека был увековечен для его будущих потомков. Жизнь проходила, время бежало. Этот юноша, похожий на итальянца – всего лишь паж Пилата. На лице выражена горесть. На них облик конкретного человека был увековечен для его будущих потомков. 1657) повзрослевший юноша запечатлен в поэтически приподнятом настроении.

Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. Помимо интереса, на лице его можно было прочитать изумление, подозрительность, зависть. Он ярко раскрывает сущность искусства Рембрандта-портретиста. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Они злятся и зарекаются когда-либо впредь переступить порог рембрандтовской мастерской.

У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Счастливцы католики. Как заметил скульптор Огюст Роден (годы жизни 1840-1917-ый): Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворенностью. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Они как живые.

Она прожила долгие годы, радуясь жизненным моментам и печалясь. Так знаменитая рембрандтовская светотень достигает одной из вершин своей выразительности. Рембрандт огляделся. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. В инвентарях их называли Философами, Учеными, Сивиллами, Пророчицами.

На лице – печать далекого воспоминания. Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Эту картину американцы не взяли напрокат в Европе, как это было со знаменитой Моной Лизой (Джокондой) Леонардо да Винчи, а купили на аукционе. В эти тяжелые и переломные для любого человека годы, Рембрандт пишет картину «Ночной Дозор», которая принесла ему настоящую славу и является до сих пор одной из самых ярких картин всего его творчества.

Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Портрет Брейнинга по глубине психологического анализа и синтетической силе обобщения сложного, многогранного характера напоминает (при всем различии их духовного облика) шекспировский облик Гамлета. Даже при беглом взгляде на эрмитажные картины очевидна их композиционная близость. Еще сильнее внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя и подлинная любовь Рембрандта к своей модели, его скрытая грусть выражена в другой московской картине – так называемом Портрете жены брата (высота семьдесят четыре, ширина шестьдесят три сантиметра).