Марк Шагал Ночью
Картина Марка Шагала, написанная в 1938 году, через две недели после трагической Хрустальной ночи, когда он посещал Европу. Более ста человек пришли на «Ночь музея» в арт-центр Марка Шагала накануне вечером.
Художник: Шагал Марк ЗахаровичВлюбленные ночью
Ползал и подбирал. Это «Любовники с цветами», «Невеста и жених с Эйфелевой башней», «Белла с гвоздикой», «Двойной портрет», «Белла в зеленом», «Белла в голубом» – всего не перечислишь. Есть комический элемент в «Лестнице Иакова», давно занимавшей воображение Шагала.
Аполлинер классифицировал его искусство как «сверхестественное» (surnaturel), Бретон констатировал, что с Шагала «метафора триумфально вошла в современную живопись». Отныне в его творчестве еврейские мотивы постепенно исчезают, заменяясь библейскими сюжетами в их христианской трактовке: со временем рисунки, картины и скульптуры на библейские темы составят фонд музея «Библейское послание Марка Шагала», основанного в Ницце. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование.
Еврею неуютно было в мире, над которым нависла свастика. сын человеческий. И первый странник Шагала с заплечным мешком тоже зашагал по крышам. Кубизм ощущается и в «Прогулке», где Шагал возвращается к теме своей любви, которой суждено окрасить последующие годы его жизни. Всего за несколько лет он создал (или воссоздал) множество прекрасных произведений, к концу двадцатых годов завоевавших ему повсеместное признание критиков как одного из крупнейших художников своего времени.
Изотов Вдадимир Марк Шагал В ночи
«Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Теперь туда – туда, в края надзвездные, Где ночь светла, а не темна. Шагал Марк Захарович (Chagall) (7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция), российский, белорусский и французский художник и график. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Во-первых, Бакст ценил цвет как полноправный элемент композиции (постулат, к которому Шагал, сам не отдавая себе отчета, всегда склонялся), а во-вторых он, просвещенный и европеизированный, познакомил Шагала с новейшими течениями европейской живописи. «Меня зовут Марк, у меня слабый желудок и совсем нет денег, но, говорят, у меня есть талант», – повторял он себе.
Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности. И вся его «варварская экспрессия», нарочитый примитивизм, «сумасшедший цвет» (самооценка Шагала), нагромождение несуразностей все эти бесконечные пластические вариации даже ему самому непонятных (как писал он в 1946 г. о своих работах: «Я не понимаю их вообще. День рождения – картина, созданная в считанные минуты в виде наброска, а потом доработанная.
- Марк Шагал: «Чтоб картина моя светилась радостью»
- 10 шикарных картин Марка Шагала изучив которые, вы станете более образованным человеком
- Марк Шагал не только художник, но и поэт
- Шагал: от поэзии к картинам: выставка во Франции плюс стихи и цитаты мастера
- «Озорник» Марк Шагал и «Ночь музеев» в арт-центре
- 35 цитат Марка Шагала об ангелах, женщинах, коровах, цирке, любви и пульсе живописи
- История одного шедевра: «Над городом» Шагала
- Пять знаменитых картин Марка Шагала о Витебске
Знали бы мои родители, на ком я женился. На бледном лице сияют глаза. У Шагала клоуны на любой вкус: от пестрых весельчаков до трагических уродов, вроде того, что играет на скрипке, как-то потерянно обняв корову.
Это может быть и недостаток, но отнюдь не с моей точки зрения». 116. (1907-09).
- Марк Шагал (фрагмент из Книги ПОСТ-адекваций)
- Марк Шагал – художественный авангард века – интересные факты
- 8 символов, зашифрованных в «Прогулке » Марка Шагала
- Самые известные картины Шагала: фото с названиями
- В чем истоки религиозности Марка Шагала
Но знаю, что настоящее произведение искусства не обязательно подлежит расшифровке. Петрова Е. Память о Марке Шагале в России //Марк Шагал. С тех пор, как он переехал в знаменитый «Улей» – общежитие нищей богемы неподалеку от бульвара Монпарнас, – он оказался в самом эпицентре европейской художественной жизни: рядом с ним жили и творили Робер Делоне и Гийом Аполлинер, Фернан Леже и Макс Жакоб, Блез Сандрар и Амадео Модильяни.
Во Франции Шагал оказался в конце 1910 года. А на первом плане картины тот же солдат, только очень маленький, отплясывает с крошечной кухаркой – мечта служивого. Открылись возможности и тайны, вечно хранимые Вселенной. Душа свободна, у нее свой разум, своя логика. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Но откуда тогда тревога, бьющая с холста.
- Чем Марк Шагал отличается от всех авангардистов
- В чем особенности изобразительного языка Марка Шагала
- Как понимать картины Марка Шагала
- Библейские сюжеты в творчестве Марка Шагала: главные работы
- «Библейское послание» Марка Шагала — серия иллюстраций к Библии
- Марк Шагал и монументальное искусство
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Бакст, навестивший мастерскую бывшего ученика, восторженно заметил: «Теперь ваши краски поют. », а Анатолий Луначарский восхищался его смелыми образами. Шагал удостоился премии Карнеги. Но маленький Марк и сам охотно предавался этому поднебесному развлечению. Счастье написано на лицах этих двоих.
- Культовые вещи от и других брендов, о которых мечтают все
- Как сделать стильный и яркий интерьер, чтобы он не был похож на агро-ренессанс
- 30 фильмов, которые надо смотреть, когда всё и все достали
- 15 пуховиков от беларуских дизайнеров, которые понадобятся вам уже завтра
- Марк Захарович Шагал, французский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Великой печали исполнен «Автопортрет», где художник склонился перед двумя призраками, слившимися в объятии: это он сам молодой и Белла в подвенечном платье с фатой и букетом нимбом осеняет их корова, держащая Священное Писание в расщепе копытца. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. Работа у него была адская, каторжная. Прогремел художник уже после возвращения на родину. Большие, выпуклые, чёрные. Впервые Эйфелева башня выстроилась на картине «Париж из окна» – фантасмагорическое произведение включает самого художника в виде кошки и некоего двуликого Януса. Его стихи – это лирические думы и воспоминания.
Мужчины обливали водой горящие стены дома, а женщины помогали роженице. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события.
Богатый человек, он мог поставить себе дом где хотел. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Это не литература.
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- «Почему корова зеленая, а лошадь летает»
- День памяти Беллы Ахатовны Ахмадулиной
- Без любви умирают и кактусы и орхидеи
- 10 ситуаций, которые всех бесят в сексе
Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть. Решено. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой.
Заря антисемитизма разгоралась над миром, пока еврей Шагал гравировал иллюстрации к Библии, проникнутые любовью ко всему живому, – судьба любит грустные шутки. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали.
Той же чертовщиной увлекались такие великие мастера живописи, как Босх или старший Брейгель, как Шонгауэр и как Грюневальд, — и со всеми ими у Шагала есть, по крайней мере, то общее, что он всецело подчиняется произволу своей фантазии что он пишет то, что в голову взбредет что он вообще во власти чего-то такого, что не поддается какому-либо разумному определению. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни, видения Витебска и Парижа или юга Франции фольклор и собственное «мифотворчество». Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. И когда минул назначенный природой срок, Шагал восстал из временного небытия и принялся справлять тризну по ушедшей. Чудесен маленький офорт «Капитан Копейкин и Наполеон».
Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26. «Нам не нужен этот жид. » – громогласно заявили минские и витебские антисемиты от культуры. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь.
- под микроскопом: жуткие факты, настоящий состав и многое другое
- 6 простых способов понять, что вам нагло врут в лицо
- Вредные и бессмысленные советы бабушки: вот что нельзя больше делать на кухне
- Гаранс Доре: 5 уроков по стильному в французском стиле
- Как на самом деле жили люди при Сталине
- 10 странных друзей, которые есть у каждого из нас
Это лишь живописная аранжировка образов, которые меня преследуют») символов-инвариантов: петухов, парящих рыб, телячьих и человеческих голов, примитивных ангелочков, бесконечных евреев-скрипачей и раввинов со свитками Торы с зелеными и фиолетовыми лицами иудейских звезд, летающих «вверх тормашками» домиков и человеческих фигурок, зеленых глаз, прорезывающихся из крыш деревенских избушек, распятий с Христом в контексте иудейского быта и т. д. Сына ее, величайшего художника знают во всем мире и восхищаются его творениями. На одном из самых знаменитых холстов Шагала исхода тридцатых годов, то есть вблизи катастрофы, «Распятие», он провидит новый апокалипсис, который принесет в мир гитлеровская Германия, хотя приметы этой страны отсутствуют.
Например, Даймонт в книге «Евреи, Бог и история» указывал на отсутствие в еврейской культуре национального художника, а самого Шагала называл представителем Парижской школы живописи. Картины Шагала в это неспокойное время были особенно остросюжетными и реалистичными. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». Как утверждал он сам, вдохновение приходит на несколько минут, важно его не упустить. Так их и вытащили из дома – Фейгу и новорожденного – на этой самой кровати – и пронесли по пылающему городу на окраину, в безопасное место.
Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Много лет панно, подписанные лишь на иврите, хранились в запасниках Третьяковской галереи, дожидаясь возвращения своего творца, чтобы снова увидеть свет. Им больше никто не нужен. Эренбург И. О Марке Шагале //Декоративное искусство СССР, 1967, 12.
И все же не дает мне покоя это полотно. Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом». – СПб. : Palace Editions, 2005. Об этом не умолчишь. После свадьбы молодожены провели в деревне полтора месяца: «У нас был не только медовый, но и молочный месяц», – вспоминал Шагал. — я тоже.
Вава появилась на холстах – и погасла печальная тень Беллы. Однако Шагал оставался самобытным художником-одиночкой. Все те работы, что написал в Улье Марк Шагал (картины с названиями: Скрипач, Голгофа, Посвящение моей невесте, Вид Парижа из окна), стали его визитной карточкой. «С ней должен быть я – вдруг озаряет меня.
Родня Беллы осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. В недобрый час, однако, решился Шагал пригласить в свое объединение Казимира Малевича – уже известного в те времена как состоявшийся художник и основатель течения «супрематизм». В Ленинграде художник снова встретился с двумя своими сестрами вот только в Витебск он так и не приехал.
«Ты вырастешь и разбогатеешь, тогда твои старые родители не будут знать, что такое бедность и горе. » – убеждает она сына. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. Это мои глаза, моя душа. Какую известную книгу он написал. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек.
Появилось новое вооружение, танки заменили лошадей, на которых сражались воины с древнейших времён. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Быть «еврейским», местечковым художником он не хотел. О них легко придумывать грустные, даже трагические истории.
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)21. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948 году и в том же году наконец-то вышли «Мертвые души» с его гениальными иллюстрациями, заказанными знаменитым Волларом почти четверть века назад.
Эфрос А. и Тугендхольд Я. Искусство Марка Шагала. Марк Захарович Шагал (фр. Она молчит, я тоже.
Но знатоком хасидского учения сам Шагал не являлся. Помимо «Мертвых душ» он заказал Шагалу иллюстрации к Библии.
От каждого чиновника сохранилась лишь голова, полголовы, четвертушка с носом да рука, строчащая очередное «входящее» и «исходящее», весь остальной телесный состав этих крючкотворов изничтожился, растворился в затхлом воздухе присутствия. В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)1011 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11213. Он также был автором биографических книг, особенно известна «Моя жизнь», которую он написал ещё в молодости.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи».
Маленький Мойша до 12 лет даже не ведал, что есть такое слово «художник». Может, я не так его понял. Но чувства девушки были серьезными. «Вокруг света») заслоняет подлинную тревогу» — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции.
Любовь, цветы с картин моих Зовут меня вперед и сзади окликают. Не теряя ни секунды, он бросился к мольберту.
Там находились «его университеты». И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. В то время он был в Европе. При этом интересны слова Шагала по этому поводу: «Иногда, бессонными ночами, я лежу и думаю: может, я и создал несколько картин, которые все же дадут мне право называться «еврейским художником».
Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Авраам не успел принести в жертву Исаака. Те искусство меняли – он его отменил. Шагалы немедленно засобирались домой – однако судьба распорядилась иначе. Писатель вспоминал известную фразу Шагала из его книги «Моя жизнь»: «О Париж.
«Все стало мраком», – писал он. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. (Государственный Русский музей представляет). — Прим. Он просто не в силах был удержаться, чтобы не поместить петушка хоть в уголок картины. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга.
Когда смотришь на эти листы, кажется, что это воспроизведение стенной росписи. Но запомни: денег у меня больше нет.
Возможно, они правы. На этой картине Шагал изобразил двоих влюбленных, которые счастливы, что встретились и могут быть вместе. Речь идет о хасидизме. Когда в пламени пожарища появился на свет младенец, оказалось, что бедняга мертв.
Или перед нами искупительная жертва. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1718, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1920. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. «Только огромное расстояние, отделявшее мой родной город от Парижа, – писал Шагал, – помешало мне сбежать домой тут же, через неделю или месяц. Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др.
И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Был издан хорошо иллюстрированный каталог со статьями деятелей культуры. Тема Беллы неисчерпаема. Прогулка – картина оптимистичная, полная радужных надежд, персонажи не думают о негативном.
– С. 11. Увидев впервые у своего друга Виктора Меклера графические репродукции из журнала «Нива», Мойша восхитился и впечатлился настолько, что решил: вот занятие, которому я готов посвятить всю свою жизнь. Именно художник творит красоту и гармонию и, в некоторых отношениях, сам мир. Это корова, мать телка, что на плечах у женщины и везут ее к новым хозяевам.
Познакомились они в 1909 году. Отец был в бешенстве – здоровый лоб сидит без дела. Мы еще скажем о том, где учился Шагал, но куда важнее его собственное признание: «Я был вскормлен отцом и Библией». Невозможно представить себе более жуткий образ несостоятельности, бездарного расхода силы. Но этой мечте сбыться так и не удалось.
Родные тщательно скрывали от маэстро, что от его города в войну остались одни руины, а советский Витебск ничем не похож на тот, в котором родился и вырос Шагал и который покинул в 1922 году. Авторы -Абрам Эфрос и Яков Тугендхольд отмечали искренность и «детскую вдохновенность» его искусства. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Иллюстрирует «Одиссею», выполняет литографии к «Буре» Шекспира, присутствует на открытии громадной выставки в Центре имени Жоржа Помпиду.
«Приехав в Париж, я был потрясен переливами света», – вспоминал он. – «Никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины». Белла, заразившись вирусной инфекцией, сгорела буквально за два дня. Прощание с отцом было болезненным – вот что пишет об этом сам Шагал в книге «Моя жизнь»: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Шагал – известный озорник, который оставил потомкам много загадок. Как зов услышу ТВОЙ, Когда останусь на постели И хлад безмолвный тело охладит.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. И я понял: это моя жена. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. И я понял: это моя жена. И только в самое последнее время, когда красно-коричневые чуть поджали хвост (надолго ли. ) имя Шагала воссоединилось с Витебском и получило общероссийское признание.
Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая в нем доминируют пасторальные образы, напоминающие персонажей из шекспировского «Сна в летнюю ночь» – влюбленные, которым ангелы дарят цветы, цирковые сцены, олицетворяющие счастливое единение людей и животных, праздник, свободу и само творчество. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Не смог он забыть и родной город.
Одна из самых известных работ художника, созданная им в 1918 году. По манере Шагал здесь, как никогда, близок к примитивистам, но это не бесхитростные лубки в духе таможенника Руссо или грузина Пиросмани, тут за простотой форм проглядывает изощренность сложно организованного интеллекта, духовная изысканность («Ревекка дает напиться слуге Авраама», «Иосиф-пастух»), Шагал не боится некоторой карикатурности: «Битва Иакова с ангелом», где сцепились два атлета выше средней упитанности, «Аарон перед семисвечником» – брат пророка Моисея похож на жалобного витебского еврея на молитве есть листы исполненные утонченной красоты («Встреча Иакова с Рахилью»), а почему-то сюжет трех ангелов, посетивших Авраама, настраивает Шагала на улыбчивый лад.
Там его окружали, в основном, поэты-символисты. «Каждый день, зимой и летом, – писал Шагал, – отец вставал в шесть утра и шел в синагогу. Материнское сердце не ошиблось. Яркая девушка шокировала мать Шагала: Белла позировала юноше обнаженной. Он разругался с Малевичем, ушел из школы, а вскоре покинул Витебск.
В этом был весь Марк Шагал. От них пошли мы все, независимо от рас и языков. Шагал утверждал, что его русские картины «были без света», а Париж подарил ему «сумасшедший свет», ставший «конструирующим средством». Шагал остался русским художником, не растворившим, а обогатившим свою национальную составляющую.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Произведениям Шагала присущи ирреальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительный, мягко-живописный рисунок (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Над Витебском, 1914, собрание Зак, Торонто).
Не прошла проверку на прочность и его новая семья. Воллар пришел в восторг и отложил до лучших времен. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1516. Его еврей с мешком – вечный беженец вечный странник – это он сам. Большие, выпуклые, чёрные.
Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Однако брак не продлился долго – Вирджиния сбегает от Марка с известным фотографом. В августе 1944 года пришли известия об освобождении Парижа. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Никто, ни Микеланджело, ни Джотто.
Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Она мне казалась окном, через которое я умчусь в другой мир». Всё сказанное относится и к творчеству Марка Шагала.
В картине Христос представлено нечто в высшей степени трагическое и такое, что вполне соответствует мерзости переживаемой эпохи. Уезжая, она забрала с собой обоих своих детей. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Вспомните еврейское кладбище Шагала двадцатилетней давности и сравните, насколько трагичнее выглядит это полотно.
Это мои глаза, моя душа. В том же году создан «Торговец скотом»: кобыла, телега, в телеге бык, которого везут на заклание, на передке возница-торговец, за телегой идет баба с теленком на плечах, в нижнем углу еще два персонажа, вполне загадочных: орущая баба и обалделый молодой мужик. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года.
Он переписывает «Свадьбу», в «Ноктюрне» дает Белле еще раз полетать над темным ночным Витебском, приникнув к доброй шее лошадки, а в «Зеленой ночи» полетел с нею вместе над тем миром, где они были так счастливы. Но самое грандиозное – это «Дядя Митяй и дядя Минай». Это и Витебск и Париж одновременно. Они с Идой присоединятся к Шагалу только через несколько месяцев. По-моему искусство – это прежде всего состояние души.
Эта участь выпала самому Богу – послать на заклание своего Сына. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. 4 Город. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма.
Я плыву в них, как в реке». Он говорил о любви художника к родному Витебску: «Кажется, вся история мировой живописи не знала художника, настолько привязанного к своему родному городу, как Шагал».
– С. 28. Его искусство кажется подчас фантастическим, странным, причудливым. Младенец запищал. — я тоже. Друзья-французы были им очарованы: Аполлинер и Сандрар посвящали ему стихи, Сальмон и Жакоб были его друзьями, Андре Бретон назвал его стиль «тотальным лирическим взрывом», а Аполлинер – «сюрнатурализмом». Они вместе перевели на французский воспоминания Беллы, написанные на идиш, разобрали ее дневники и письма.
На бледном лице сияют глаза. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28. Сарабьянов, отмечая эту двойственность шагаловских образов, определял его живопись как «бытовой символизм». Как отмечали критики, его манера стала свободнее, а краски – ярче. Отныне – все посвящено только рисункам.
Всемирная слава Шагала прошла мимо России. ВОПРОСЫ К ВСТУПЛЕНИЮВ какую эпоху жил Шагал. Среди них – Театр Революционной сатиры, экспериментальный театр Эрмитаж, Камерный театр и, наконец, Еврейский театр, для которого Шагал оформляет зал: 7 панно, занавес и плафон превратят маленькое помещение театра в удивительную «шагаловскую шкатулку». Его композиции становятся смелее, цвета меняют гамму, формы словно создаются заново. Как еврей, не имеющий образования и профессии, Шагал не имел права покидать родной город, кроме как для учебы или по коммерческой надобности: знакомый купец согласился выправить бумагу, согласно которой Шагал значился его агентом. – М. : Геликон, 1918.
Но так ли уж это удивительно. Именно в этот день, в возрасте 12-и лет он услышал впервые слово «художник». Витебск вскоре после революции на недолгое время стал центром художественной жизни страны. «В чем урок жизни Шагала.
Вот таким образом он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу. Стало быть, голову долой. – я тоже. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. А Библию он называл «эхо природы». Художественно они равновелики, но меня особенно трогает, как и в самом Священном Писании, благоуханная, высоколиричная, с доверчивым библейским эротизмом (смягченным Шагалом) история вдовы мавритянки Руфи и благородного Вооза.
Была выставка в Третьяковской галерее. Это уже своего рода мировая consecration.
Но случалось, петушок этот вырастал в гиганта, как на картине «Красный петух», написанной в Париже в 1940 году, когда уже шла Вторая мировая война. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. В результате почти весь 1921 год он проработал преподавателем рисования в детских трудовых колониях – «Малаховка» и «III Интернационал», где учениками его были бывшие беспризорники, потерявшие семьи в пламени войны и революции, а коллегами – такие же отвергнутые властью интеллектуалы, как и он сам. Она стала одной из лучших в коллекции художника.
Ангел – это посредник между мирами, осуществляющий и указывающий на связь между ними. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. А еще он много пишет солдат.
Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. Хорош солдат: молод, усат, подтянут, фуражка взлетела над распаренной головой. Вернемся к Парижу, к его урокам.
Сам знаешь. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. А душа свята у всех нас, ходящих по грешной земле. ков быта и жизни витебского гетто набраны и склеены многие его шедевры. Одержимый идеей своего главенства, Малевич очень быстро настроил коллег против Шагала, уверяя их в том, что Марк не хочет работать, а только разъезжает в автомобилях и «начальствует». Лазурный берег в те времена стал настоящим центром французской живописи: в Валлорисе жил Пабло Пикассо, в Симезе под Ниццей – Анри Матисс, а рядом с ними – многочисленные подражатели и последователи. Но стоило Шагалу вернуться в Витебск, как кубизм отлетел от его кисти: ни в грустном «Зеленом еврее», ни в «Молящемся», ни в блестящем «Автопортрете», ни в солдатской серии, которой Шагал отозвался на войну, ни в бесчисленных «Беллиных» полотнах кубизм не просматривается.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32. Как и прежде, он много работает – в основном в жанре книжной графики: в то время Шагал создал иллюстрации к «Декамерону» Боккаччо, знаменитой античной пасторали «Дафнис и Хлоя», а выполненные еще в двадцатых годах иллюстрации к «Мертвым душам» получили Гран-при XXIV Биеннале в Венеции. Затем выставка Шагала прошла в Русском музее. Это уже цирк, а не Библия.
Его глаза сейчас зеленовато-серые, цвета неба и воды. Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Правда искусствовед Дмитрий Сарабьянов полагал, что «в «картине-представлении» «Прогулка» несколько деланая улыбка (художника. Тому две причины: в большевистское царствование Шагал считался формалистом, что при торжестве навязанного сверху социалистического реализма расценивалось как преступление когда же большевизм рухнул (во всяком случае, официально) идеологическое отторжение сменилось расовым: Шагал еврей.
Да еще есть жеребенок в брюхе кобылы, вполне готовый для появления на свет. Можешь не рассчитывать». Эта картина демонстрирует отношение М. Шагала к своей первой жене — Белле, а также показывает, насколько влюбленные люди становятся лучше, внимательнее, проявляют больше доверия. Отсюда его свободное обращение с формой, парадоксальное совмещение несовместимых пластических элементов, как бы наложение (своеобразный палимпсест) одних изобразительных элементов и целых сцен на другие, соединение в одном изображении фрагментов из самых разных моментов жизни еврейской провинции, свободные деформации фигур, отделение голов от туловищ, парение фигур в пространстве их произвольные деформации и немыслимые перекручивания и т. п. приемы. В старой России палач и обреченный на казнь прощали друг друга на лобном месте случалось, жертва делала подарок палачу: крестик, кольцо. Вирджиния – вторая «обыкновенная женщина» из предсказания цыганки – переезжает с Шагалами в Париж.
Он переделывал свое сердце, свой мозг, свои нервы, двигательный аппарат, зрение, слух, обоняние, чтобы войти в мир, где не будет любимой, ее голоса, ее запаха, ее движений, ее тепла, ее ауры, той, о которой можно сказать словами поэта: «Все невеста и вечно жена». Улыбка на ТВОЕМ лице Всё яснее сияет из-за облака – И я тороплюсь вернуться туда, Где ТЫ, задумавшись, меня ожидаешь. Живая действительность, сохраняя свои конкретные и характерные черты, превращается во вневременные образы (недаром один из излюбленных персонажей художника – летящие часы, символизирующие «окрыленное» и превращенное в вечность время). Родители мечтали, чтобы их сын получил серьезную профессию – стал бухгалтером или приказчиком, на худой конец фотографом (Шагал даже пару месяцев проработал ретушером у владельца местного фотоателье), но того манила к себе живопись, ради которой юноша был готов терпеть любые лишения. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. Витебские евреи – потомки тех, о которых глаголет Священное Писание.
Ида даже считала, что ее отец подумывал о самоубийстве. После завершения Второй мировой войны, в 1947 г. художник с новой женой, дочерью бывшего британского консула Вирджинией Макнилл-Хаггард и маленьким сыном Дэвидом возвращается во Францию. Впечатления детства остались для него вечной поэзией. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Во мне проснулся азарт.
– Ведь всё созданное им неразрывно граничит с любимым им Витебском». Эренбург И. О Марке Шагале //Декоративное искусство СССР, 1967, 12. Город его детства был утерян, как утеряна и вся Россия. Вскоре она согласилась остаться в его доме навсегда – но только при условии, что Шагал на ней женится.
На фоне сверхавангардного супрематизма лирический сюрнатурализм Шагала казался архаичным и нелепым – неудивительно, что в конце концов он был вынужден уволиться и навсегда покинуть родной Витебск. – С. 34. Детство Мойши, как его первоначально нарекли родители, прошло в городе Витебске. Как отмечали критики, его манера стала свободнее, а краски – ярче. – С 36-37. Из-за возрастающего неприятия «нового искусства» со стороны государственных чиновников Шагалу все меньше удается нормально работать.
В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Закат – и мое тело в ночь вступает. Семья жила на доходы матери с мелочной торговли и со скудных заработков отца – портового такелажника. К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета.
Высылать ничего не буду. Через некоторое время в Эрмитаже были представлены гравюры Шагала. Он оформил потолок Парижской оперы и окна синагоги Медицинского центра Хадасса Еврейского университета в Иерусалиме, витраж для Организации Объединенных Наций и гобелены для израильского кнессета. Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь». Дана возможность обессмертить себя в очертаниях собственной жизни.
Это всё, что я могу наскрести. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Художник вернулся к своей синтетической, свободной манере, едкая очарованность Пикассо прошла. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Кто-то раскрашивает мои картины, И ТЫ озаряешь их своим светом. Годы мои – как рассыпанная листва. Вот Валентина Григорьевна – она дочь фабриканта Бродского, сахарозаводчика.
Его память оказалась крепче, чем камни и заборы родного города. Она молчит, я тоже. Их переполняют эмоции.
Так что когда в 1948 году Шагал с Вирджинией окончательно переселились во Францию, он снова считался одним из самых значительных и талантливых художников своего времени. Можешь не рассчитывать». Он так же сидел на трубе, воображая ее первой ступенью лестницы Иакова, ведущей в небо.
Он всегда тяготел к самопознанию и осмыслению окружающего. Шагал безутешен и возмущен, в первую очередь тем, что ему предпочли человека совсем другого уровня. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов.
Но запомни: денег у меня больше нет. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Оно принадлежит искусствоведу Н. А. Апчинской, большому знатоку Шагала. За трапезой у «высокого отца» он усадил их окрыленными спинами к зрителям, впечатление такое, будто на лавке уселись три откормленные индюшки. Как решить задачу, я не знаю. Но был там «магнит еще более притягательный» – молодая художница, тонкая, артистичная натура Белла Розенфельд, в которую он влюбился.
Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей«Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. Величайшей личностью Возрождения был Леонардо, величайшим творцом – Микеланджело.
Отчаявшись получить своего Леонардо, неповторимое чудо соединения в одном человеке двух несовместимых гениев: художественного и научного (Леонардо тоже пришлось сделать выбор и он, на горе нам, предпочел изобретательство), – мы, сегодняшние, возвели в ранг Микеланджело Пикассо. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Шагалу расхотелось советоваться с мэтрами, да и вообще он резко охладел к Петербургу.
Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием»). И т. п. шестисвечник. Шагал (1887-1985) – уникальное явление в искусстве XX в. Он не принадлежал ни к одному из шумных и знаменитых авангардных направлений, хотя и французские сюрреалисты и немецкие экспрессионисты считали его одним из своих предтеч и готовы были зачислить его в свои ряды. С чего я взял, что на телеге лежит бык.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Витебск снился ему, сюжеты любимого края сотни раз перенесены художником на холсты. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Марк Шагал (1887 – 1985) занимает особенное место в истории мирового изобразительного искусства. Но только божество это, разумеется, не Аполлон.
Только с конца 1980-х появились статьи о творчестве Шагала. Эти детски-бесхитростные слова определяют в его творчестве самое главное, без чего можно безнадежно запутаться, пытаясь объяснить, почему витебский еврей с котомкой «оживляет» французский городской пейзаж, почему в библейский сюжет вступает, а иногда влетает грустная витебская лошадка, похожая на корову или корова, похожая на козу и почему к месту и не к месту витебский мечтатель-музыкант терзает скрипку на горбатой крыше. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Шагал видел их в своем витебском детстве и смертно, жалостно, благодарно полюбил на всю жизнь этих странников, скрипачей, мясников, сапожников, бродячих торговцев, стариков со свитками Торы в коричневых чехлах, молочниц, волооких невест, полюбил всю уличную и окрестную живность, особенно петухов – «глашатаев новой жизни» и ослика и корову и козу и речную рыбу, еще не ставшую фаршированной. «Живопись была мне так же необходима, как пища, – признавался он. Не знаю.
Но и рассказать не так просто. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Все, что написал в тот период Марк Шагал, картины с названиями: Святое семейство, Смерть, Рождение, – являются яркими примерами необычного стиля. Но ни для кого из них, кроме самого Шагала, Витебск не стал средоточием Вселенной.
Его искусство представляет собой поток чистой лирики, поэму в красках и линиях. Его знаменитые произведения рассеяны по всему свету. Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. Женщина изображенная на полотне, парит над действительностью, молодой человек тоже готов оторваться от земли. Сам он шутливо писал: «Что я. Я скромный еврейский художник. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев.
С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. Нам, людям, бессмертие не дано, да оно и не нужно. На несколько месяцев он забросил живопись, заперся в доме и ни с кем не разговаривал.
Цвет парижского неба, запах Сены, воздух, насыщенный художественными вибрациями всех жанров и стилей, – все это за несколько месяцев переплавилось в душе Шагала, сделав его самого смелее, а его стиль совершеннее. Но мы как-то забыли о человеке Шагале, оставив его в тоске по Белле. Центральное панно «Введение в еврейский национальный театр» размером три на шесть метров, на котором были изображены актеры театра вместе с самим Шагалом, окруженные еврейскими символами, планетами и священными животными, наглядно демонстрировало историю и перспективы еврейского искусства. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). И, конечно, Беллу – она тоже казалась обретенной после долгой разлуки святыней. Эпическая мощь этих работ осилила малое пространство книжного листа. Но прежде всего Шагал был живописцем. Мать – Фейгэ-Ите, дочь зажиточного мясника из Лиозно, маленькая женщина с сильным характером и волшебным даром слова – «Она умела так подобрать, так сплести слова, что собеседник только диву давался да растерянно улыбался», – вспоминал Шагал, – держала бакалейную лавочку, а ее муж и отец ее девятерых детей Хацкл-Мордхэ (или Хацкель-Мордух) работал в рыбной лавке грузчиком.
Но, увы, не в родном Витебске. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Картина буквально насыщена воздухом, небу, в котором парит возлюбленная, отведено много места. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения.
Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Марк Шагал мечтал вернуться в родное местечко. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Любопытно, что Шагал не придерживается скрупулезно раз найденного образа. Ее любовь, ее нежность вдохновили Шагала на удивительно проникновенную серию «Влюбленные», признанную одной из вершин его творчества. Он создал художественную школу, пригласив туда, кроме Пэна, Малевича и Эль Лисицкого.
Иисус показан как символ страданий всего человечества. Образы и объекты на холсте не детализированы. Он неоднократно публично отмежевывался от импрессионистов и кубистов, у сюрреалистов его отталкивал их метод «автоматического письма», немецкие экспрессионисты были чужды ему своей резкостью, сухостью, бездуховностью и апоэтичностью.
Франции. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. Некоторые из них мы и предлагаем сегодня разгадать».
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. – обращался Эренбург к читателям. Она смотрит — о, её глаза.
— все это было направлено у него, по словам самого художника, на организацию «психического шока» у зрителя, погружение его в «четвертое, психическое измерение». Не отрываясь от своих еврейских корней (наоборот, открыто их демонстрируя), Шагал одновременно позиционирует себя как русского художника, подчеркивая этим свою общность с традициями русской живописи от иконы и лубка до творчества Михаила Врубеля, преемником которого Шагал увидел себя в одном из снов. Эта идея воплощена, например, на картине «Музыка», где изображен Моцарт с нотами в руках, а в углу мы видим ангела играющего на трубе. Автор иллюстраций к Мёртвым душам Н. В. Гоголя (офорт, 1923-27) и Библии (литография, 1931-36), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964). Люди в панике.
Она смотрит— о, её глаза. В целом же цирк Шагала не весел. Заслуга Шагала заключается в том, что он смог визуализировать этот стиль, сделать его зримым: «на одном полотне сосуществуют разные времена и самые разные реалии, не пересекающиеся в обыденной жизни». «Никто так радикально самую природу искусства не изменил».
Наследие Шагала столь велико, что до сих пор нет полного каталога всех его работ. Вып. 2 Художник.
Она дождалась возлюбленного из четырехлетней заграничной поездки и вышла за него замуж. Они бы порадовались». Считается, что в этой картине с предельной силой выявлено родство людей и животных.
Шагал прожил еще двенадцать лет. Известно, что один из предков Шагала в XVIII веке расписывал синагогу и был весьма уважаемым человеком и, возможно, мать думала, что Марк станет таким же, будет раскрашивать вывески и рекламы — это могло приносить стабильный доход.
За следующие десять лет он освоил гобелены, скульптуру, витражи и мозаику. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда». Началась эта серия до отъезда в Париж и будет продолжаться годы и годы.
Оно говорит о себе красками, а не сюжетом иначе это литература. Он без устали рисовал его заборы и крыши, жителей и коз.
Она смотрит – о, её глаза. Разумеется, учиться на нелегальном положении было трудно. Ангела мы найдем на многих картинах Шагала. Белла не дает ему покоя. Кроме священной Торы, книг в доме не водилось.
От Бакста Шагал узнал о Гогене и Сезанне, Ван Гоге и Тулуз-Лотреке, чьи художественные находки произвели на него неизгладимое впечатление. В 1973 году Шагал приезжал в Москву и Ленинград, где навестил своих сестёр. Его принимали взволнованно, даже восторженно.
Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. Я ринулся в библиотеку, впился в толстенную «Ниву» и принялся копировать портрет композитора Рубинштейна – мне приглянулся тонкий узор морщинок на его лице изображение какой-то гречанки и вообще все картинки подряд, а кое-какие, кажется, придумывал сам». Взаимно.
Но вот о чем необходимо сказать, так это о теме цирка, прошедшей почти через всю его жизнь и находившей воплощение в масле, гуашах, акварелях и графике. Свободное русское искусство было просто на взлёте. Загляните в Советскую энциклопедию: Марк Шагал – французский художник. Жить в северной столице пришлось на грани нищеты, перебиваясь случайными заработками. И, как показала дальнейшая жизнь, он выбрал верный путь.
В чем. И я понял: это моя жена. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. При каждой возможности он удирал в Витебск, где ему хорошо работалось.
Его освещает яркий луч света. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами. Да и среди евреев он не обладал неоспоримым статусом «своего». В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Особое место в творчестве художника занимает картина, посвященная любимой жене, которая однажды принесла ему букет цветов, чтобы поздравить с днем рождения.
В какую страну он уехал учиться и жил там, начиная с дореволюционных лет. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Для Марка Шагала характерны ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком. Случайно или нет такое совпадение. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира.
Почему никто не хочет смотреть вперед, почему орет истошно баба в нижнем углу картины. Течение русского авангарда было многогранно. Его интересовали конкретные люди: творцы и обыватели его волновала тайна человека, не меньше занимали и «другие народы, вместе с нами угодившие в сеть жизни, в сеть времени» он общался с Рембрандтом и услышал, что тот любит его и с Тинторетто и с Эль Греко, он вел вечный счет с Богом. Занимался ли Шагал литературным творчеством.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. На бледном лице сияют глаза. Это Божий мир.
Белла Розенфельд, младшая дочь богатого витебского ювелира, была девушкой необыкновенной. В итоге всех размышлений он очень точно и просто назвал главную движущую силу своего творчества: «Принцип моей работы – я люблю людей, каждого человека». Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Оказавшись, наконец, в Париже, Шагал при любой возможности начинал рисовать.
Их дочь Ида родилась 18 мая 1916 года. Композицию, призванную, по мысли Шагала, символизировать театральность всего мироздания, мистический характер театра и высший смысл хаотичности бытия из которого – согласно каббале – родился мир, один из критиков назвал «еврейским джазом в красках». Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска.
Высылать ничего не буду. Этот великий мастер работал много и плодотворно, но никогда не изменял своему стилю, своим художественным принципам, своему внутреннему чутью. Вместе с приятелем по школе Пэна Шагал в конце 1906 года уехал в Санкт-Петербург, учиться живописи: отец «кинул под стол» 27 рублей – «единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование», – но зато помог получить необходимые для поездки документы.
Постреволюционные настроения, вера в счастливое будущее, романтика молодой любви – все это отражено на полотне.
Однако иудейская вера не одобряет живопись: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу и что в воде ниже земли», гласит одна из Моисеевых заповедей. С тех пор страсть к рисованию завладела Шагалом.
Сам знаешь. Она молчит, я тоже.
На его художественный язык сильное влияние оказали народное (примитивное и полупримитивное) искусство, провинциальная русская иконопись. В средоточии Парижа Шагал продолжает витебскую серию: «Я и деревня», «Свадьба», «Полная луна», «Сани» и та удивительная картина «Ослы и все другие», которая вызвала столько ахов и охов в связи с молочницей, у которой отскочила голова, но продолжала по инерции следовать за спешащей бабой. В них есть загадка: чем шумнее, откровеннее, разнузданней они себя ведут, тем таинственнее становятся. Шагалы обосновались в Москве, вновь ставшей столицей России. Мою ладонь без свечки не оставь, Когда наполнит темнота сей дом: Когда в темноте ТВОЙ свет вдали увижу.
Смерть Беллы стала для него трагедией, сравнимой лишь с крушением мира: он больше не хотел ни рисовать, ни жить. У него был один брат и пять сестёр14. Особенно переменчив Чичиков. Творческая биография Шагала позволяет говорить о том, что он, преодолев влияние натурализма, двигался к подобию русского фовизма и переосмыслению французского кубизма. Это что-то такое далекое от нас. » Оно означало возможный разрыв с религиозной традицией, с родными, мнение которых было не менее важно, чем мнение ученых раввинов и со всей средой. Лошадь смотрит вперед, все остальные – назад. А весела ли жизнь, когда знаешь, чем она кончается.
Но может, родство человека с домашним животным – это родство палача с жертвой. У кого другого это могло и впрямь быть случайностью, но только не у Шагала. Тот, вдохновенный и страстный проповедник супрематизма, моментально собрал вокруг себя сторонников и последователей, организовавшихся в группу УНОВИС – «Утвердители нового искусства».
Сразу вспоминаются слова Моцарта о себе: «Я дудка Бога». Быть может, оттого, что тяга его деда к печной трубе представлялась ему первым шагом на пути в небо, он веселился, создавая этот офорт: по лестнице суетливо спускаются ангелы их крылья кажутся кокетливыми пелеринами, а один из небожителей летит к спящему Иакову вверх тормашками.
Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Это всё, что я могу наскрести. Ты мой второй Витебск. ». Он будто высвечен рентгеновскими лучами.
Никакими словами не облегчить его участи». Большие, выпуклые, чёрные. Автор материала – Людмила Васильевна Короткина Вступление.