Матиз Художник
Анри Матисс: жизнь и творчество художника
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Речь идет о фовизме. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Ковёр на этой картине – реальный. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать.
Анри Матисс: жизнь и творчество художника известные картины с названиями
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Матисса увлекает необычный узор костюма девочки. В ней он преподавал в 1908-1911 гг.
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Вскоре Матисс уже добивался у отца разрешения учиться в Париже на художника. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
Но такие работы, как "Голубая обнаженная" – возможно, эпический образ творческого пути художника – были задуманы, чтобы существовать сами по себе, придавая основам эстетики Матисса эффект квинтэссенции. Это невозможно, если вы не умеете управлять взглядом зрителя. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Все люди на картине находятся в неподвижности.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Ж. Помпиду, Париж). В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. 1901-04 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Даже водопроводчику. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Эта дружба в его судьбе значила многое. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
мои любимые книги «Сто великих художников»
На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Картина Изенгеймского алтаря изображает Богоматерь с Младенцем.
На этом можно выстроить интересный сюжет и зритель его обнаружит. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. От африканской культуры Матисс ничего не берёт, даже сюжет он взял у другого французского скульптора (Антуана-Луи Бари). Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством П. Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), П. Сезанна. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Исчезают стул и обои.
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Это привлекает внимание и заставляет присмотреться более тщательно. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Кстати, о счастье в жизни французского художника
Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Разумеется, это иллюзия.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом. Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. В 19 лет Анри перенес операцию по удалению аппендикса. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Интересные факты из жизни художника
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Все линии резкие и четкие, мышцы животного напряжены. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Так ведь не должно быть.
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Особенного внимания заслуживал его мазок. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Понимать искусство – это не прерогатива высокодуховных личностей иначе в нем нет смысла. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
- Биография Анри Матисса, список картин
- Анри Матисс биография кратко и интересные факты
- История одного шедевра: «Танец» Матисса
- О ВЛИЯНИИ АФРИКАНСКОГО ИСКУССТВА НА ЕВРОПЕЙСКОЕ
- Творчество между двумя мировыми войнами
- Произведения, выставленные в музеях нашей страны
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Выполненная на гигантском холсте, занимающем всю стену, эта картина поражала современников и производит неизгладимое впечатление на современных зрителей. Матисс оставляет ответ двусмысленным, хотя нет никаких сомнений в напряженности между двоими. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене.
- Анри Матисс: из биографии (1869-1954)
- Словари и энциклопедии на Академике
- Сравним Матисса с самим Матиссом
Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Почему же Матисс не назвал картину «Портрет Зоры». Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Доминика и Девы Марии. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
Все началось в тот день, когда у Анри, занимавшего скучную должность помощника адвоката, случился приступ аппендицита. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма».
Сама их одежда музицирует с ними. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Тем не менее, за последнее десятилетие своей жизни ему удалось создать некоторые из его самых известных и популярных произведений. Так и случилось.
Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Он знакомился с художниками разных стран. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Дело в том, что в 1889 году юноша попал в больницу с острым приступом аппендицита и был вынужден провести там долгих два месяца послеоперационного периода. Снова трижды, в повышающихся тональностях, проходит песня «Три ангела» у медных инструментов в более высоком регистре контрапунктом звучат мотивы побочной и главной у деревянных в аккомпанирующих пассажах струнных слышны обороты заключительной. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Матисс показывает, что ягуар и заяц – такие же дикие, как и природа. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Ничем не примечательный австрийский композитор Р. Кундиграбер, более 30 лет руководивший музыкальной жизнью Ашаффенбурга — города Матиса, поместил в официальном фашистском журнале «Музыка» открытое письмо, где сообщал, что еще до Хиндемита сочинил четыре симфонические поэмы по картинам Изенгеймского алтаря и три из них совпадают с названиями частей хиндемитовской симфонии. Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Таким для него явился Поль Гоген. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Однако, доминирующее использование синего вызывает эмоциональное проникновение в сцену на расстоянии, позволяя нам предположить, что их разговор напряжен или, по крайней мере, лишен интимности. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, – синтез многих предшествующих его исканий.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.
Это особенно заметно в пейзажах «Аркуэль», «Нотр Дам», «Мост Сен-Мишель» и серии автопортретов 1900 года, натюрмортах. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Речь идет о фовизме. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.
Такое может нарисовать слабенький ученик школы искусств. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
Картина вновь заполнена синим и голубым, но в этом случае цвет – вовсе не главное. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
Его модель Каролина Жобло (фр. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». На приглушенно мрачном фоне струнных (вариант темы вступления в ритме скачки) солирующие деревянные духовые выпевают широкую лирическую тему. Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты.
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Ж. Помпиду).
260 х 389 см. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. В Париже Анри становится студентом Академии Жюлиана.
Стайны подружились с художником. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Костюм, по сути – единственное, что заботит Матисса на этой картине. Холст, масло. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Ж. Помпиду, Париж). Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Чтобы молодой человек не скучал в период двухмесячного выздоровления, мать, подрабатывающая росписью по фарфору, принесла ему в больницу бумагу и карандаши для рисования.
Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Министр пропаганды Геббельс на митинге деятелей культуры выступает против Хиндемита и Фуртвенглера и «Музыка» выносит приговор: «Пауль Хиндемит в культурно-политическом смысле неприемлем». Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Четко акцентированная тема вступления многократно повторяется солирующей валторной как остинатная основа строго диатонического просветленного григорианского хорала «Lauda Sion» («Слава Спасителю Сиона») — подлинного напева, сочиненного монахом Фомой Аквинским около 1263 года для праздника Тела Господня.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Несколько лет назад в Питере был на выставке современного искусства. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
«Художник Матис» принес композитору небывалую славу — и одновременно круто изменил всю его судьбу. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.
Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания. Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции».
В его мастерской появляются ученики из разных стран. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем.
Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета. Генри записывается в школу рисунка Кантин де ля Тур, которая предназначена для чертежников текстильной промышленности. К началу XX века художники устали от классики и начали искать какого-то отдыха. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Тут мазки отлично отображают объём: объём света на деревьях, доме и небе, глубину и размытость отражений.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Он увидел, что африканское искусство – это то, к чему применима известная поговорка «краткость – сестра таланта». Ибо получается, что это какая-то песочница, в которой вы копошитесь.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Тема панно — танец. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Особо политический, антифашистский настрой этому произведению придавали ряд сцен— в частности картина сожжения лютеранских книг в Майнце, явно перекликавшаяся с «книжными аутодафе» в нацистской Германии.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). И вот перед нами самая первая его работа, «Ягуар, пожирающий зайца».
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Цвет стал главным фактором его произведений, вечным источником вдохновения и поисков. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Творчество этого человека невозможно охарактеризовать в рамках какого-либо отдельного направления, поскольку он постоянно выходил за любые ограничивающие его рамки, снова и снова устремляясь туда, где до него никто еще не бывал. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Другое название этой работы – «Десерт». С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Зачем. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Ж. Помпиду). Доминика и Девы Марии. Однако «Женщину в зеленой шляпе», одну из двух, выставленных Матиссом картин, приобрел Лео Стайн, американский коллекционер.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Незаметно даже, где кончаются ноги ягуара и где начинается земля. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Это композиция о пространстве, но также и о времени, поскольку она снова и снова повторяет пирамидальную форму метронома на фортепиано – в зеленой полосе, пересекающей оконную створку слева, в странных чертах на лице мальчика. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Существуют лишь предположения искусствоведов. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Матисс погрузился в исследования произведений других художников и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара.
Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В центре вступления — подлинная народная песня XVI века «Три ангела пели» (из знаменитого сборника поэтов-романтиков А. Арнима и К. Брентано «Чудесный рог мальчика», которым на протяжении всего творческого пути вдохновлялся Малер — текст этой песни использован им в Третьей симфонии). В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
В то же время, манера Матисса наносить краску на холст оказала огромное влияние на других художников. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. ) русск.
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Здесь гораздо больше африканских черт, чем у Матисса. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Кто-то делает куличики, а кто-то ими восхищается. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. 1905 год стал поворотным в творчестве живописца. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Главная партия, вырастающая из темы вступления, рисует демоническую скачку. Углы комнаты даёт другим цветом.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Там он был принят в мастерскую художника-символиста Гюстава Моро. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. Здесь же ягуар и заяц неотделимы друг от друга и от земли. Он дружил с Огюстом Роденом, нередко работал вместе с Клодом Моне, около десятка лет был близко знаком с Винсентом Ван Гогом и хорошо знал его творчество.
Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Мне кажется, что искусство должно быть понятно каждому. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. А. Матисс «Музыка» (1910).
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В настоящее время существует в двух версиях. Искусство должно быть понятно любому. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Для многих источником вдохновения стало как раз примитивное искусство. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Но за рамки песочницы это восхищение не выходит. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Вот о чем говорит Пикассо в «Даме с веером». В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. 1901 год можно назвать годом становления художника.
А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Холст, масло. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898.
С перспективой и фоном тут тоже не всё идеально, но Матисса это и не заботит. Так начался долгий и яркий путь художника Анри Матисса. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской.
Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. В картине с лесом не видно отдельных деревьев, грань между лесом и водой выделена коричневой полосой и мостом, кусочек неба почти сливается со всей зеленью. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Кроме того, в течение первого десятилетия 20 века художник стал активно интересоваться африканской скульптурой, арабским декоративным искусством и японской ксилографией и вскоре в его живопись начинают проникать этнические мотивы.
К рисованию он приобщился абсолютно неожиданным образом. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Тема панно — танец. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца.
Хиндемит писал о своем герое — одном «из величайших художников, каких мы когда-либо имели»: «Я не могу представить себе более жизненной, более содержательной с точки зрения искусства и гуманизма, более трогательной человечески и в полном смысле слова более драматической фигуры, чем создатель Изенгеймского алтаря, распятия в Карлсруэ и Штуппахерской Богоматери. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Такой, какой был у Матисса в его доме. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Хор чертей поёт ему: «Твой злейший враг— в тебе самом».
Ж. Помпиду, Париж). 30-е годы — время расцвета многообразной творческой деятельности Хиндемита. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Фашистская критика обрушилась на Хиндемита, обвиняя его даже в плагиате.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. И только в конце XIX – начале XX века художники открыли для себя Африку и Японию.
В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Все, внимание зрителя потеряно. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. Жил Матисс в это время трудно.
Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Банальная психология: некоторые цвета (например голубой и зеленый) и плавные изгибы воспринимаются людьми как что-то спокойное и безопасное, а яркие цвета (вроде красного) и резкие изломы как что-то динамичное и агрессивное.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1899 году Матисс начал ходить на вечерние курсы по скульптуре. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Картины Матисса изображают мирные мгновения: женщины за чтением, музыкальными занятиями или в минуты задумчивости натюрморты и пейзажи. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. То лето было переломным моментов для творчества Анри Матисса. В 1920-е годы Матисс обратился к более натуралистичному стилю, который был особенно заметен в серии полуобнаженных одалиск изображенных в причудливой обстановке, напоминающей ближневосточные или североафриканские гаремы.
Так образовалось движение, получившее название «фовизм», произошедшее от французского слова fauve, то есть «дикий». В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Тема панно — танец. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити.
Доминика и Девы Марии. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Ж. Помпиду, Париж). Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
Анри Матисс. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Таким для него явился Поль Гоген.
.