Михаил Александрович Врубель Сирень

Сама мысль создать нечто демоническое, возникла еще в Киеве. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.

В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.

  1. Сирень, Михаил Врубель, 1900 – описание картины
  2. Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины
  3. Обстоятельства написания картины
  4. Актуальность театра в современном мире
  5. Подпишитесь на новостную рассылку музея

В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Прошение было удовлетворено157. Приблизительное, нечеткое изображение будоражит воображение зрителя. Картина – один из вариантов темы Сирень. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.

При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В состоянии Михаила Александровича перемен нет.

  • Михаил Врубель, «Сирень»: описание картины
  • Врубель, Михаил Александрович Сирень
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Сама концепция и есть сказка. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.

Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Когда он брал бумагу, то, отмерив размер, держа карандаш или перо или кисть в руке как-то боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. В тени, которую бросает сирень, мы различаем фигуру девушки.

Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. пришлись на период его болезни.

Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.

Сирень, Михаил Врубель, 
1900 – описание 
картины

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. Одна из самых красивых и поэтичных картин Михаила Александровича Врубеля «Сирень» была написана в 1900 году. В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.

Сон как будто бы стал продолжительнее. Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника».

Похвала превратила работу в современный шедевр, критика захлебывалась от восторга, но само содержание работы оставалась тайной еще долгое время. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Очертание ее фигуры скрыто за спутанными волосами. Представители рода Врубелей (от польск. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».

Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля. Она — носительница души Декоративно все и только декоративно. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику.

Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».

Представленная "Сирень" Врубеля – один из вариантов картин на эту тему. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Кирилле», «Св. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.

В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Один из современников художника позже (когда Врубель ослеп) написал: «Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Сирень стала темой самого сложного произведения художника, в котором он попытался выразить свое философское кредо и само стремление к преодолению пропасти между формой-видимостью и сутью-смыслом. За четыре года до своей смерти Врубель ослеп.

wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания.

Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».

В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле. Увидел и поразился им. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».

Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Художник обладал прекрасной зрительной памятью. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.

Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий кристаллики льда, образующие узоры на стеклах игру света и тени и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 — 1887) Белая акация, Белый ирис, Орхидея панно Богатырь (1898), Одиллия (1894), Сирень (1901), Кампанулы, Раковины и Жемчужина (1904), Тени лагун (1905) и т. д. Перед нами уже не просто куст сирени – сама дриада в пышном, торжественном одеянии, волшебном платье из лиловых соцветий. Безусловно, в них живет природные жизнь, которая наполнено воздухом и энергией. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».

Она не окончена, но в неоконченности как будто и кроется её очарование, — в том, что одни части завершены в объёмном и светотеневом решении и кажутся тяжёлыми рядом с другими, которые намечены лёгкими тонкими линиями и выглядят бесплотными. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Шехтелем (Полет Фауста и Мефистофеля).

Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.

В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: Обдумывает ход (игра в шахматы), Кровать из цикла Бессонница, Дерево у забора (1903-04) графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904) После концерта. Это произведение принесло художнику славу декадента. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.

Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Савву похоронили на Байковой горе. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Через несколько дней он полностью ослеп155.

В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Рисовать Врубель начал рано. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.

Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.

Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Это души цветов и растений. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге).

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.

Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Творческой манере Врубеля, которая окончательно сложилась в начале 1890-х гг., характерны декоративность и обостренная экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания.

Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Врубель хотел тем самым сказать, как человек зависит от окружающей его природы. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).

22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Подсвечник, графин, стакан. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Размер заказа— 100 квадратных метров— и срок исполнения— три месяца— обескураживали, но Михаил Александрович согласился99. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. В его даровании раскрылись универсальные возможности.

Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину Демон поверженный (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его магического театра. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.

величавый.

Эта сирень и сама становится как живая. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Все это сближало его со стилем модерн, вызов которого был принят художником. Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально.

Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями и название этой темы – «превращение Хаоса в Космос». Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.

Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.

В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Это души цветов и растений.

Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно — Принцесса Греза (по Э. Ростану) и Микула Селянинович. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. Неаполитанская ночь, выполненным Врубелем для Русской частной оперы. У него есть определенный дар к подаче природных эффектов.

Если приглядеться, то можно увидеть плавные переливы различных оттенков. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Бенуа писал: Каждое утро. Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.

В конце июня 1885 года Врубель уехал в Одессу, где возобновил знакомство с Б. Эдуардсом, с которым когда-то посещал рисовальную школу. Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.

Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. В данном случае у него это хорошо получилось с соцветием сирени. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.

Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Он говорил, что в основе всякой красоты — форма, которая создана природой вовек. Кушает хорошо— и в своё время. Портрет Н. И. Забелы-Врубель (1905) натюрморты Натюрморт. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа.

«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.

Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Кажется, что если вдохнуть, то почувствуешь приятое благоухание. Заросли цветов имеют красивые и прозаичные контуры, а трава создана из мелких деталей.

Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени — от этого возникает отчетливое ощущение словно «дышащей» картины. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Врубель может искусно передать весь смысл происходящего через обычную кисточку.

Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (Пан, 1899, К ночи, 1900, Сирень, 1900). Врубель заставляет нас вглядываться в картину очень внимательно, чтобы увидеть все детали. Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. В. Прахова.

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.

Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.

Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.

Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Свою героиню Врубель называл Наташей (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Нет, не стоит писать. В ней воплощен характерный для символизма образ стихийного мира, таящегося под покровом сумерек. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.

В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Хрупкая фигура девушки, как будто фея темнеет в сиреневом цвете. Лиловый и сиреневый — доминантные тона полотна. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.

Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.

Все политические и культурные события конца XIX — начала XX вв. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Это стало его первой крупной монументальной работой. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».

Лицо девушки как бы полустерто. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Абрамцевская гончарня сыграла существенную роль в возрождении в России искусства майолики, которая привлекала художника простотой, спонтанностью обобщения формы при грубой фактуре и прихотливости изливов глазури. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.

Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Чувствуется, что у сирени очень пышные и густые гроздья, которые цветут в полную силу. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. Он создал Сошествие Святого Духа на апостолов на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции Надгробный плач). Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Работа не привела к улучшению.

Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. В 1900-е гг. Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович. Его считали своим учителем и художники Голубой розы, экспонировавшие на своих выставках произведения Врубеля поэты-символисты Александр Блок, Андрей Белый. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.

Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.

Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину.

Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В этой работе исследователи склонны видеть воплощение сложных философских воззрений художника, его эстетическую программу. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.

Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру Маска льва. По большому счету, «Сирень» явила собой оформление живописного языка символизма. Все полотно так и вдыхает всю мощь прекрасной сирени. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В. Серов обратился к Совету Академии о выплате Врубелю пособия, которое бы позволяло покрывать больничные расходы, составлявшие 75 рублей зимой и 100 рублей летом. Их завораживал сам цвет и мистическое, завораживающее многообразие оттенков фиолетового. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. Ночной колорит живописных ноктюрнов Врубеля Сирень (1900) и Пан, связанных единством мифологического сюжета, картины К ночи и Царевна-Лебедь перекликается с поздними произведениями Ге.

Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.

Все они— так же, как и Врубель— признавали его единственным своим учителем, почитая до конца своих дней. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих Фауст для дома А. В. Морозова в Москве, 1856 Утро, 1897). Сирень – любимый цветок художников модерна.

Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.