Микеланджело Рисунки
На выставке также будут представлены 11 рисунков и 14 архитектурных проектов Микеланджело, в том числе его нереализованный проект собора Сан-Джованни деи Фиорентини в Риме. Те немногие скульптуры и рисунки, которые Микеланджело выполнил в последний период своей жизни, посвящены одной теме – страданиям и смерти Христа. Выставка рисунков Микеланджело в музее Мет закроется 12 февраля 2018 года.
В творческой деятельности Микеланджело рисунку было отведено особое место: по некоторым свидетельствам Микеланджело считал его «единственным искусством, частью которого являются все остальные искусства и из которого они проистекают». В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Тем временем, друг детства Микеланджело, Франческо Граначчи, устраивается учеником в мастерскую художника и приносит ему рисунки. Подробно рассматривая рисунки Микеланджело, мы не сомневаемся, что перед нами великий художник, достигающий максимального эффекта крайне лаконичными средствами.
Снимки рисунков Микеланджело из тайной комнаты опубликовал
Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Но несомненно, что по мере завершения росписи у Микеланджело все более нарастала тревога за судьбу его родины, раздираемой на части вторгшимися в Италию французскими и испанскими войсками. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Фигура коренастая, сильная, мужественна. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Илл. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом.
И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него.
173. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. В этой связи следует решительным образом отмести неверное толкование статуи рядом ученых, которые, снижая трагизм микеланджеловского замысла, трактуют статую как изображение засыпающего, либо медленно пробуждающегося от сна юноши. Илл.
Илл. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей.
На всем его искусстве лежит печать прозаизма, а это было как раз совершенно чуждо Микеланджело. 161.
Мастера искусства о рисунке – Микеланджело Буонарроти
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Особенно выразительна правая фигура. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее.
Картина получила широкое признание от пэров. Илл. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
С ближайшей сцены изображающей Грехопадение и Изгнание из рая, начинается ряд наиболее совершенных по своему композиционному решению фресок. Рядом со столь необычным обрамлением проема ворот отступает на второй план как сама стена, так и украшающие ее окна. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.
Илл. Илл. 56-71). В истории европейского зодчества не было архитектуры, равной микеланджеловской по своей эмоциональности.
- Епифания (рисунок Микеланджело)
- Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564)
- Самые известные работы Микеланджело
- Микеланджело БуонарротиКартины, фрески, скульптуры
- Рисунки Микеланджело стали доступны на
- Анатомический символизм Микеланджело
Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. 37. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Илл.
140, 141. 162. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов.
Мы находим здесь оттенки розового, лилового, бледно-желтого, светло-синего, зеленого, серого. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. 150.
Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Все время приходилось ему преодолевать препятствия. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).
- Рисунки Микеланджело демонстрируются в Нью-Йорке
- Рисунок, нацарапанный Микеланджело
- Буонаротти Микеланджело: картины и их описание
- Микеланджело, биография, фрески, живопись, картины
- Как нарисовать Микеланджело из Черепашек-Ниндзя карандашом поэтапно
- Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
- Картины — Микеланджело Буонарроти
Илл. Илл. 41. 97, 98. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело.
Между 1524 и 1526 годами были выполнены модели статуй, а между 1525 и 1533 годами и сами статуи. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300).
3, 4. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. 174.
- Микеланджело: жизнь и творчество художника
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
Фигуры как бы выплывают из подернутой дымкой глыбы камня, рожденные к жизни могучим резцом скульптора. 175, 176. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). 163. Камень стал казаться ему слишком материальным и весомым для воплощения его все более порывавших с ренесансным сенсуализмом идеалов.
Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками».
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
106, 113. Илл. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Онофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Арно (Arno). Все эти изменения привели к тому, что Положение во гроб уступило место Оплакиванию Христа, по своему композиционному типу близкому к позднеготическим изображениям на ту же тему. Илл.
Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь. Пейзаж пустынен и гол. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. И в ней мастер смело порывает с традицией.
Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом. 155.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Илл.
А в росписи потолка Сикстинской капеллы мастер идет еще дальше, находя для пластического антропоцентризма адекватные ему формы живописного выражения. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. 33, 34. Это предназначенные для украшения гробницы Св.
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Илл. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.
Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
- Микеланджело картины и скульптуры
- Микеланджело Буонарроти – Рисунок сидящей мужской обнажённой фигуры и кисти рук
- Словари и энциклопедии на Академике
- Как нарисовать Микеланджело карандашом поэтапно
- Ранние работы Микеланджело Буонарроти
МЫ ВХОДИМ В ЗАЛ, ПОГРУЖЕННЫЙ В ПОЛУМРАК. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Однако и здесь царит дух отчужденности.
В ней чувство трагического получает такую полноту раскрытия, равную которой мы не найдем ни у одного ренессансного мастера. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. И результаты были самыми плачевными. 75-78.
- Начало работы над Сикстинской капеллой
- Описание картины Ливийская сивилла
- Микеланджело: последние новости
- Видео: как нарисовать голову Микеланджело
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИМИКЕЛАНДЖЕЛО
Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля.
Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Последняя была предназначена для хора старого собора св.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов.
В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма.
Недаром его любимым материалом была бронза. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. И он запечатлел этот момент в таком пластически концентрированном виде, что фигура невольно воспринимается как сгусток огромной энергии, не оставляющей сомнения в победном исходе борьбы.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Илл.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. 184. По-видимому, это была статуя Вакха.
Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Сидящая на низком постаменте Мария прижимает к себе младенца Христа, как бы оберегая его от врагов. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). 145.
Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена.
Зато вид группы справа мало удачен. Тем самым ей отводится центральное место. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
92, 93, 94. Тут столкнулись два сильных характера. 149. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения.
После первичной обработки камня шпунтом мастер прибегал к троянке, которой владел с бесподобным совершенством. Илл. В то же время странная полоса из ткани, «свисающая» до середины одеяний Бога, весьма похожа на спинной мозг.
Илл. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи).
7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. 23, 24. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
Гробницы Лоренцо и Джулиано, в отличие от кваттрочентистских гробниц, обычно тяготеющих к плоскости стены, свободно развернуты в пространстве. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Илл.
Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Он родился и умер в один и тот же календарный день – 6 апреля. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св.
Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Зачем это сделал Микеланджело. Знакомясь с самыми поздними рисунками Микеланджело, становится понятным, почему последние годы своей жизни он мало занимался скульптурой. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
38. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона.
В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. 21, 22.
Петра. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Илл.
В 1530 году Микеланджело создал серию подарочных рисунков на мифологические темы. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Их он терпеть не мог и не щадил. Илл. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. В стране вспыхивает революция. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. И это понимает только один человек – апостол Петр.
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Чтобы подчеркнуть гигантское усилие скованного раба, Микеладжело выбрал тот момент, который как раз предшествует освобождению. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные.
Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Она напоминает мощную лавину. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам.
Оскорбленный художник уехал во Флоренцию. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. 81-84. 167.
Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Только тогда можно по достоинству оценить своеобразие этой неповторимой по своей индивидуальности архитектуры. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. 116-119.
Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.
Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Илл.
Петра была без аттика, а, возможно и без фасада и купола, чтобы оставить открытой возможность изменить эти части в соответствии с общим впечатлением от тела здания. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. 16. Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором.
И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. За Микеланджело постоянно следили римские агенты Козимо и регулярно доносили герцогу о любом шаге художника. 151.
К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. 32.
Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема. Три года напряженнейшей работы пропали даром. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).
Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. 109-112, 116-119. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Внезапно раздался крик: мы пропали. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Прочитанная совсем по-новому библейская легенда позволила Микеланджело создать величавую поэму о творческой мощи человека ибо бог в представлении Микеланджело был первым художником мира, ничем не ограниченным в своих творческих замыслах. По-прежнему он изображает мощные фигуры, с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями.
К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад.
В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.
Волосы обработаны скарпелью, лицо – троянкой, зубья которой оставили на поверхности камня следы тончайших перекрещивающихся линий. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Планам и разрезам, тщательно вычерченным при помощи циркуля и линейки, с точным обозначением числовых соотношений, он предпочитал свободные наброски пером с размывкой либо итальянским карандашом и сангиной, а также модели, вылепленные от руки из глины. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. О его кончине Вазари пишет примерно следующее: Однажды после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
166, 167. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. 169.
Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Антония" – первая из известных картин Микеланджело. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше).
Илл. Трудность своего характера осознавал и сам художник. Они утратили волю. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм.
Илл. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон.
В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка.
Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Таков, несомненно, был его основной замысел. 126. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения.
Илл. Таким представил его и Микеланджело. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Илл.
Это помогало ему сохранять чувство целого. 86-91. Фигура погружается в сон. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни.
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Мощная фигура Марии доминирует в композиции.
Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию).
136. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Для мастера это было единственным средством выразительности. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Картина получила широкое признание от пэров. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. В сцене изгнания Ева имеет жалкий вид украдкой оглядываясь, сжавшись вся от холода, стыда и страха, она покидает райский сад, в котором некогда царила.
Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Илл. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.
Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Илл. Для него всегда самым трудным было объединение статуарного типа фигур в одну неразрывную группу. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Антонио Мини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж.
Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой.
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Илл. 86-88.
Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Илл.
Илл. 114, 115. И здесь бог изображен в активном действии.
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Петра. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.
1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). Илл. 130.
Недаром современники великого мастера наделили его имя эпитетом, который был в их сознании самой высокой степенью похвалы. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Почувствовав недомогание, Микеланджело принужден был лечь в постель и через несколько дней, 18 февраля 1564 года, его не стало. И только в тех случаях, когда это необходимо. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Те немногие скульптуры и рисунки, которые Микеланджело выполнил в последний период своей жизни, посвящены одной теме – страданиям и смерти Христа.
Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Ему пришлось вступить в жестокую борьбу с последователями Антонио да Сангалло и с ворами, которые нагревали себе руки на этой крупнейшей по тому времени постройке. Это были тяжелые годы.
30), довольно точно передающая ее общий вид. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Завершая разговор, добавлю сакрального символизма от Рафаэля Санти. Этот жест символизирует молчание. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи.
Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Папа все время торопит его с завершением заказа, партия Браманте плетет вокруг него интриги, дело доходит до того, что неугомонный Юлий угрожает художнику сбросить его с лесов и однажды даже ударяет посохом. При этом движение лишено всякой скованности. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения.
177, 178. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции.
Наверное, он действовал вполне сознательно. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.
И ЛИШЬ РАСПАХНУТЫ МАЛЕНЬКИЕ ОКНА, ИЗ КОТОРЫХ ЛЬЕТСЯ СВЕТ ИЗ ДРУГОГО, НЕВЕДОМОГО НАМ МИРА. Упорно шлифуя свое мастерство, Микеланджело, как все большие художники, широко черпал творческие импульсы из тех источников, которые были ему близки и которые облегчали решение новых задач.
В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Это дало ему возможность изобразить обнаженные фигуры мужественных воинов, готовых к героическому действию. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Моисей восседает в торжественной позе.
В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Его мировоззрение приобретает трагический характер.
Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Они называли Микеланджело divino (божественным). Илл.
В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Практическую работу по перестройке собора мастер начал с укрепления оставшихся в наследство от Браманте четырех подкупольных столбов.
Около середины второго десятилетия XVI века возникли статуи двух рабов и Моисея, выполненные для гробницы Юлия. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. 7, 8.
По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Мастер объединяет в одном аспекте самые противоречивые мотивы движения, неизменно выбирая ту точку зрения, которая для данной фигуры и для данного характера является наиболее выигрышной. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Илл.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Петра со стороны апсид. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении.
Я не забочусь пишет он в одном письме, ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений. 10, 11, 12. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. 135, 139. Илл.
Илл. 80. Илл.
С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Но как раз этого не произошло. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Его современники признавали его необыкновенный талант и Микеланджело получал заказы от некоторых из самых богатых и могущественных людей своего времени, в том числе пап и других, связанных с католической церковью. 46.
Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Нижняя зона украшена имитацией шпалер, в средней зоне идут в ряд сцены из жизни Моисея и Христа, выполненные Козимо Роселли, Боттичелли, Доменико Гирландайо, Перуджино и Синьорелли, верхняя зона, включающая в себя простенки между окнами, декорирована портретами пап изображенных в рост на фоне ниш. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды.
Недаром они украшали пилястры. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Стены капеллы имеют арочные завершения, вот таким образом свод опирается на стены при помощи системы треугольных распалубок и четырех больших угловых парусов. Это два составных звена единой архитектурной концепции.
Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Илл.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. С помощью сильных, энергичных линий, то идущих параллельно, то перекрещивающихся, художник строит форму так, что она кажется высеченной из камня. Если для маньеристов контрапост становится голым формальным приемом, то для Микеланджело он был логическим следствием того, что чувствовал и переживал изображаемый им человек. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений.
Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. 36.
159. Илл.
Этому его научила скульптура. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби.
Подлинных поэтических высот Микеланджело достигает в своих поздних стихотворениях, в которых полностью раскрываются благородство его души и чисто философская глубина мысли. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Мучение Св. Слева мы видим райский сад.
Илл. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Едва он закончил работу, как увидел в саду Лоренцо Великолепного и, желая признания своего таланта, представил ему скульптуру. А воля художника была поистине безмерна. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно моделированные руки и ноги выражают не только физическую мощь, но и подчеркивают силу духа.
Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. 89-91. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Во всех скульптурных, живописных работах Микеланджело сквозит одна-единственная тема – человек.
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Ева послушно следует слову творца.
Дальнейший процесс рубки камня сводился ко все большему в него углублению и к освобождению из его массы фигур. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции).
Распятого головой вниз апостола окружают палачи, солдаты и ближайшие его ученики и последователи. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь.
В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. 171. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни.
Эту постыдную работу продолжали и позднее. Илл. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий.
Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Не имея возможности осуществить свой замысел, Микеланджело перенес на фигуру Матфея многое из того, что он собирался воплотить в фигурах рабов. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок).
Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. В этом образе, пожалуй в последний раз в микеланджеловской пластике, чувствуются живые отголоски чисто ренессансной веры в безграничные возможности человека. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.
Илл. Труд Микеланджело поистине титанический, особенно «Страшный суд», «Сотворение мира», а также пророки и Сивиллы. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).
Илл. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Илл. Кроме Микеланджело.
В настоящем своем виде площадь Капитолия является одним из прекраснейших архитектурных ансамблей Италии, отмеченным печатью редкостного стилистического единства. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Илл. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Илл.
Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo).
Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель.
110, 112. И этому оно учит и нас. 119, 111. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. 13, 14, 15. Илл. Все фигуры полны бьющей через край жизненной энергии, полны необычайной активности, возрастающей по мере приближения к алтарной стене. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции.
На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.
При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Илл.
109, 111. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
Петра (Музео Петриано). Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Он стал уже высекать статую св.
Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Илл. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Исследователи отметили, что изображенные грудь и шея Бога имеют некоторые анатомические искажения, которых нет ни у одной человеческой фигуры фресок капеллы.
Илл. Вазари прямо пишет:.
Будучи человеком с высоко развитым гражданским и этическим сознанием, Микеланджело, неудовлетворенный окружавшей его социальной действительностью, сосредоточил все свои мысли к старости на вечных вопросах. Сам Микеланджело изначально отказывался взять проект, поскольку считал себя скорее скульптором, чем живописцем.
Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников. При такой трактовке остается неуловимой граница между земной и небесной сферами, граница между праведниками и грешниками, чем лишний раз подчеркивается космический характер запечатленной кистью художника катастрофы.
все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. 185, 186. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). 47. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
183. Но созданные ими образы, если их сравнивать с микеланджеловскими, лишены подлинной монументальности и внутренней динамики. 48-55. Петра, с чем папа был полностью согласен.
Илл. Его работы продемонстрировали, никогда не виданное ранее, сочетание психологической проницательности, физического реализма и интенсивности. Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро». Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела.
Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. И какую бы эмоцию он ни изображал, она всегда охватывает не только всю фигуру целиком, но и одежду, в которую она облачена. Это, конечно, не так. 5, 6.
Илл.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. 131, 132. Разработав проект этой грандиозной усыпальницы, Микеланджело отправился в Каррару, чтобы самолично руководить добычей мрамора. Обрамления небольших окон просты и сдержанны, аттик и тамбур лишены каких-либо членений, купол не имеет ребер.
Из любви к человеку рождалась у Микеланджело твердая вера в то, что искусство есть высшая сфера человеческой деятельности и что оно обеспечивает человеку бессмертие. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. И в небесной зоне и в земной слишком много внутренне неоправданного движения, что придает всей сцене несколько внешний характер. Петра.
Петра. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
Его гений искал более широкого поля деятельности. Жизнь Микеланджело была трудной. Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами.
Илл. 122-125. 17, 18, 19, 20. Илл. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
39. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. И этой же цели служит цвет. Он даже не дотрагивается до нее.
Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.
Илл. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань.
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541.
На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю.
Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti).
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. 174. 79, 142.
Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. 2.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Илл. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира).
Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Этому движению придан вращательный характер и у зрителя не остается сомнения, что связками и гроздьями могучих по своей комплекции тел управляет какая-то выше их стоящая сила, которой они не могут противодействовать. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. 134.
С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. 160. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
Илл. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
Илл. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. В действительности оно так и получилось.
В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Илл. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Такое чередование контрастирующих фактурных приемов приводит к тому, что зритель ни на мгновение не утрачивает ощущения веса и объема камня из которого резец скульптора как бы извлекает фигуры, наделяя их жизнью и движением. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение.
Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. Илл. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
Увиденное потрясло воображение многих людей. Художник несомненно заранее знал о дате закладки, знаменовавшей для него крушение всех его творческих замыслов. Поначалу борьба со строптивым отцом.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).
Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Илл. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Глухие окна с массивными обрамлениями контрастируют с нарочито легкими филенками, обрамляющими небольшие прямоугольные нишки. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором.
146-148. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. 1519 г. – вдоль боковых стен и парная гробница внуков Козимо-Лоренцо и Джулиано – около входной стены). Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы.
Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. 155, 156. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Антония – первая из известных картин Микеланджело. Но школярская учеба не привлекала мальчика.
Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.
Илл. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Его искусство учило многому. Илл.
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому.
Столь же статуарны и фигуры юношей на втором плане, навеянные Микеланджело известным тондо Синьорелли в Уффици. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Илл. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Илл.
179-181. Статуя осталась незаконченной. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке.
Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. 170. Это человек действия (vir activus). В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.
Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Действительность не оправдала их надежд.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. 182, 187, 188, 189. Город, в котором были живы пополанские традиции и дух свободного гражданства, решил не сдаваться. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II. На самом же деле между ними лежала бездна.
Мучение Св. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.
В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура).
Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Его рисунки скульптурны, он страстно ищет законченность формы и когда находит точную линию, то нажимает на карандаш, уголь или мел так сильно, как будто уже работает скульптурным резцом». В борьбу включился и Микеланджело. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств.
Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Илл.
Но плата за обеспеченность художника была дорогой. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости.
Илл. Илл. Илл.
В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Но какой ценой. Илл. 99, 101, 102.
Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном.
Например, деревянная модель собора св. Он победил. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.
Это восхождение от низшего к высшему, от впавшего в животное состояние пьяного Ноя к всесильному Саваофу, воплощающему идею совершенства Вот таким образом Микеланджело так расположил на потолке библейские сцены, что их приходится рассматривать в порядке, обратном хронологическому развитию действия. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Илл. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному.
Не говоря уже о том, что она растянулась почти на сорок лет, она была связана с тысячами трудностей и разочарований, которые нервировали художника и приносили ему множество неприятностей. Илл. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Второй крупной архитектурной работой, над которой Микеланджело трудился в Риме, было оформление Капитолийского холма.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Илл. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). 164.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. И всюду Микеланджело выходил победителем.
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Его рука сгибается к плечу.
Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Он избегает детализированной характеристики места. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Он должен думать о смерти.
К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Но все усилия напрасны. 107, 108.
Классный роман И. Стоуна «Муки и радости» о жизни Микеланджело Буонарроти, где подробно описывается творческая деятельность великого художника, взятая из летописных источников Вазари. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. е. уважением классической традиции).
Илл. Он побежден. Он действует только словом. И здесь его постигает страшный удар. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
Илл. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.
Ранние 30-е годы – важный рубеж не только в творчестве Микеланджело, но и в истории всей Италии. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
Художник охотно принял это предложение. Несомненно, лучшие свои вещи Микеланджело создал между 90-ми годами XV и серединой 30-х годов XVI столетия. Но роспись обладает и другим аспектом.
Илл.
Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Ридольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto), Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino), Амброджо Лоренцетто (Ambrogio Lorenzetti), Перино дель Вага (Perino del Vaga) и других. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.
158, 159. Илл. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. И этой своей гранью эстетика Фичино и его единомышленников прежде всего импонировала Микеланджело, которого уже с юных лет привлекало все по-настоящему значительное и нравственно чистое. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole).
В боковых частях свода, расчлененных треугольными распалубками и в двух больших распалубках, соединяющих свод с торцовыми стенами, он выделил при помощи иллюзорных мраморных пилястр двенадцать неглубоких ниш, в которых предстают семь пророков и пять сивилл, предсказавших рождение Христа. И это приводит к трагической разобщенности образов. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.
Микеланджело полностью подчиняет его форме. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою).
В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника). Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. 25, 26. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Илл.
Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Как обычно у Микеланджело, пейзажные элементы сведены до минимума, пространство строится главным образом с помощью фигур, перед которыми как бы отступает разбушевавшаяся водная стихия, против которых бессильны разверзшиеся хляби небесные. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб.
Здесь все построено на контрастах. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога.
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
Все это придает его архитектуре величественный характер.