Мона Лиза Леонардо
Приблизительно в 1503 году, как свидетельствовал Вазари, Леонардо «взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным». Третьи и вовсе решили, что «Мона Лиза» — это юноша в женском одеянии (возможно, Салаи) или автопортрет Леонардо. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.
Знаменитой картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда» исполнилось 500 лет. Все это – «Мона Лиза», написанная в начале XVI века знаменитейшим Леонардо да Винчи. Загадок, связанных с картиной «Мона Лиза», наверное, не меньше, чем загадок, связанных с самим Леонардо и всеми остальными его произведениями. И сейчас вы узнаете про самые невероятные и интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи.
Именно благодаря ультратонким слоям было создан переход от светлого к темному на картине Мона Лиза Леонардо да Винчи. Рафаэль, этот бессмертный гений, этот превосходный рисовальщик, был страстным поклонником «Моны Лизы» Леонардо и даже, вдохновлённый шедевром, оставил нам свой эскиз этой картины. «мона Лиза» считается самой известной картиной Леонардо.
Леонардо да Винчи изобрел ножницы играл на альте, а также потратил 12 лет на то, чтобы нарисовать губы Мона Лизы. Мона Лиза – это самое известное произведение в художественном мире, которое создал самый известный автор – Леонардо да Винчи. В этот день, только чуть более ста лет назад – 21 августа 1911 года – из Лувра была похищена знаменитая картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза".
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Все-таки Джоконда может означать происхождение фамилии от слова gioco — игра. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».
Как было с Малевичем. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
- Загадка картины «Моны Лизы» Леонардо да Винчи
- История одного шедевра: «Мона Лиза» да Винчи
- «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи – гениальное творение мастера
- Леонардо: Миссия Мона Лиза (мультфильм 2018) смотреть онлайн
- Тайны Моны Лизы: 8 фактов о Джоконде Леонардо да Винчи, которые тебя удивят
- Самые невероятные и интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи
- Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. То есть мастер играет с мнениями критиков и искусствоведов.
Ее перевели в покои министров. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам.
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». 1503-1519 гг.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться.
После этих событий картина набрала небывалую популярность. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
- Мона Лиза: 12 интересных фактов
- Леонардо да Винчи "Мона Лиза": описание картины
- Мона Лиза – 1503-1506 Леонардо да Винчи
- Леонардо: Миссия Мона Лиза, 2018
- Учёные обнаружили «улыбку Моны Лизы» на ещё одной картине Леонардо да Винчи
- «Мона Лиза»: Лиза Герардини Леонардо да Винчи
До него никто не видел в ней никакой тайны. Голова слегка повёрнута10. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
- «Мона Лиза» Леонардо да Винчи или Джоконда
- Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
- Мона Лиза (Джоконда) — фотография картины Леонардо да Винчи с высоким разрешением 39315748
- История создания картины «Мона Лиза»
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Отчаявшись найти драгоценную пропажу, руководством Лувра было принято решение повесить на место пропавшей Джоконды её цветную репродукцию в чёрно рамке. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. До сих пор однозначно не подтвердилась ни одна версия, выдвинутая следствием: слишком долго о картине не было ничего слышно. Первая весть о возможном возвращении Джоконды появилась тогда, когда все уже отчаялись. Также Вазари говорит о бровях. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность.
К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий.
Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. 500 тысяч лир. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить.
- Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу
- История картины и её приключения
- От короля к королю из королевства в королевство
- Такие разные толкования улыбки Моны Лизы
Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
- Леонардо: Миссия Мона Лиза в хорошем качестве 720, 1080
- Что делать, если в аэропорту потеряли твой багаж
- 8 идеальных сочетаний с ботильонами-носками, которые только набирают популярность
- 5 самых опасных тренажеров, которые могут тебя покалечить
- Самые сложные мужчины по знаку зодиака
Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать свое растущее могущество. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную.
- Екатерина Климова показала пикантное фото топлес
- Критика и недостатки полотна Мона Лиза (Джоконда)
- Детективная история «Моны Лизы»
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Леонардо: Миссия Мона Лиза, 2018 – смотреть онлайн похожие мультфильмы
- Изменения, постигшие Джоконду копия Джоконды из Прадо
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин.
Разразился страшный скандал. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
- Технология создания улыбки Моны Лизы
- Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Эта загадка практически решена. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Король же поместил картину в баню не потому, что не понял, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. () Джоконда— не портрет.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Она славилась не только своей красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей». Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Леонард был арестован.
По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Все дело в существовании у человека двух «систем» зрения: центральной и периферической. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Состав является статическим, но открытым. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. А. С. Пушкина в Москве.
Даже по сравнению с более ранними портретами самого Леонардо, Луврская Мона Лиза – это очевидный прогресс. Где любовь, там и ревность. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать.
Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. «Джоконда» – не портрет. Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Будем считать, что мне повезло. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. «Мона Лиза» потемнела, а микрофотография позволила разглядеть огромное количество трещин на ней. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы». Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. 1503-1519 гг.
В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушка Лиза Джерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). «Le Petit Parisien» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Мона Лиза из Лувра явно старше.
Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Умерла знаменитая авантюристка и куртизанка в 1509 году в возрасте 46 лет. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной»2. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Так вот, по мнению ученого, улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть не на губы, а на другие детали ее лица: "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением". Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Кроме того, самое последнее дело пытаться объяснить, что хотел художник выразить своим творчеством. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Грудь преподнимется. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза».
Она вздохнёт. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. К тому же он доверял профессионалам. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Справа: Мона Лиза. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Вот это уже серьёзная несостыковка. Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»12. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. В связи с этим руководство Лувра, в котором находится «Джоконда», объявило, что отныне не будет выставлять её на экспозицию, дабы не утратить её абсолютно. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
да там толпа. Так он и спал на картине больше двух лет. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской.
Я не говорю, что я совершенно прав. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Время шло – картина не появлялась. Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Разве что Рафаэль. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Меня удивило, что он маленький. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
Vincenzo Peruggia). По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой.
Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Лувр, Париж Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу Сомнений в авторстве Леонардо нет.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. «Джоконда» впала в полное забвение.
Были допрошены сотни людей. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Моделью для картины поработала весьма известная в то время куртизанка герцогиня Катерина Сфорцо. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке.
Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Многие картины Леонардо да Винчи писал, экспериментируя с красками и прочим материалом. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Вследствие этого некоторые полотна мастера, в том числе и «Мона Лиза», находятся в плохом состоянии, а «Тайная вечеря» вообще погибла. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Это уже дама, которой за 30-35 лет.
Так что до нас дошли только отрывочные и поверхностные слухи, не раскрывающие тайны, где все два года находилась картина и почему сегодня в мире существует так много копий Джоконды, сделанных именно в это время. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало – образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
плотная толпа окружает картин. у но может быть это и мистика: впереди стоящий мужчина без просьб пропустил меня вперед и я оказалась в абсолютно свободном пространстве. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Которых у Моны Лизы нет.
Существует версия, что картины на самом деле две. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы.
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Так и с данной статьей.
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Мона Лиза» (1503-1519). «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах – в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Леонардо да Винчи. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи.
В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы висела в административных помещениях Лувра)19. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была.
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. История искусств очень сложная вещь. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Пабло Пикассо также находился под подозрением. До него никто не видел в ней никакой тайны. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
А еще – техника. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Для такой ювелирной работы да Винчи, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой.
После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии».
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе.
Ученым удалось разгадать эту загадку. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Доска (тополь), масло. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. придумал загадочную улыбку Джоконды. Только чувство утраты рождает любовь.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Но затворницей Мона Лиза не была. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Одни говорили, что в чертах Моны Лизы Леонардо зашифровал собственный автопортрет, другие предполагали, что это переодетый юноша, третьи выдвигали версию, согласно которой Мона Лиза – это на самом деле высокопоставленная дама, пожелавшая остаться инкогнито.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Немецкие газеты платили той же монетой. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
Я имею ввиду его черный квадрат. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. А в мае этого года лик Моны Лизы, набранный художником Георгием Пузенковым из компьютерных пикселей, отправился в космос на Международную станцию.
Где-то между 1503 и 1506-м. То есть разобраться в этом механизме. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Не было ее и у реставраторов. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Скептики утверждают, что уникальную славу Джоконда завоевала не красивыми глазами и загадочной улыбкой. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
На его стихи есть неплохие песни. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Голова слегка повёрнута.
Далеко не всем она кажется таковой. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Эту картину надо просто один раз увидеть. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Бельгиец Пьере был его секретарем. Девушки с нетерпением ожидают результатов анализов ДНК, а пока мифов большое чем фактов. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Однако это можно списать на плохую реставрацию. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Но это уже дело вкуса.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Более того, Рафаэль, побывав в мастерской художника, сделал набросок с еще незавершенной картины. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Назревала большая европейская война.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. У любого могут возникнуть сомнения по этому поводу. Достаточно прочитать описание портрета Джорджо Вазари, младшего современника Леонардо да Винчи. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица.
Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. До охраны наконец дошло, что картину украли. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». () Джоконда— не портрет.
4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. На раме он заметил отпечаток пальца. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Мона Лиза (фрагмент). Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Что вы видите перед собой.
В последние годы о "Моне Лизе" ходили самые разные легенды. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Лиза Герардини позировала для великого мастера Леонардо, так считают ее прямые потомки в 15-м поколении княгиниИрина и Наталья Строцци, уверяя, что именно их прапрапрапрабабушка изображена на великой картине «Джоконда». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». 76х53 см.
Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Грустит она или улыбается.
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Принадлежит к позднему периоду его творчества. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Только вот женщин там вы не найдете. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота.
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Посередине: Дама с горностаем. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Потом разошлись по всему миру.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Была уволена администрация музея. Леонардо да Винчи. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Больше чем через два года известный итальянский антиквар АльфредоГери получил по почте письмо от некого ВинченцоПеруджа с предложениемпередать ему Джоконду, но с одним непременным условием – картина должна остаться в Италии. «Джокондомания» охватила Америку. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.