Монолиз
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей.
- Интернет-магазин постельного белья и домашнего текстиля
- Загадка картины «Моны Лизы» Леонардо да Винчи
- История одного шедевра: «Мона Лиза» да Винчи
- Мона Лиза: история украденного шедевра
- Главный секрет Моны Лизы – ее улыбка – до сих пор не дает покоя ученым
- Мона Лиза (Джоконда) — фотография картины Леонардо да Винчи с высоким разрешением 39315748
Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Доска (тополь), масло. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
- Главные тайны, которые скрывает «Мона Лиза»
- Под картиной "Мона Лиза" обнаружили скрытый портрет
- Фестиваль "Золотая осень" в Москве
- Самые популярные альбомы группы лиза
- История создания картины «Мона Лиза»
- Словари и энциклопедии на Академике
Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс. » Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму»., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Здесь вся непостижимость человеческого существования отлиты в одном образе, в этом гениальность Леонардо.
Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Он сделал набросок портрета. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. А. Т. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
- Детективная история «Моны Лизы»
- История картины и её приключения
- Изменения, постигшие Джоконду копия Джоконды из Прадо
- Технология создания улыбки Моны Лизы
- Картина Мона Лиза: история «Джоконды»
- Картина «Джоконда» : критика полотна
- Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
О фатальности и ходе времени. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им.
Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Vincenzo Peruggia). И напротив, если в действительности «античность» отстояла от эпохи Возрождения на несколько десятилетий, то на произведениях художников эпохи Возрождения мы будем постоянно натыкаться на некие реликты античной эпохи, абсолютно необъяснимые с позиций Ренессанса. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений.
Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва.
- Картина "Мона Лиза" Леонардо да Винчи
- 10 самых неожиданных и шокирующих ролей Тома Харди, о которых вы не знали
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в морскую пучину и ныне хранит воспоминания об этом. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Эта загадка практически решена.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного сфумато-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания «воздушного» впечатления). Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. Также были записаны интересные дуэтные песни со Светланой Сургановой и Владимиром Шахриным (гр. Чайф). nnО чём же песни «MONOЛИЗЫ».
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы висела в административных помещениях Лувра)19. Голова слегка повёрнута. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы».
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь.
Эта картина, по версии музея, была реквизирована немцами в Muses Nationaux Rcupration (инв. «Джоконда» – не портрет. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Может быть, потому, что Мона Лиза масштабируется в уме до размеров бесконечного числа открыток и репродукций. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в то же время недосягаемым и бесчувственным образом. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Vincenzo Peruggia). Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. Нежный розовый нос кажется настоящим.
В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. А. С. Пушкина в Москве. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Еще одна схожая версия.
Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Перед нами уже не улыбающаяся женщина, а какой-то издевательский оскал самой смерти, это очень хорошо видно при рассматривании оригинала, но абсолютно не передаётся в репродукциях. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Умерла знаменитая авантюристка и куртизанка в 1509 году в возрасте 46 лет. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. С бровями она по-прежнему глядела бы из глубины неспешных мазков кисти Леонардо, но без совершенной загадки.
В то же время улыбается она как-то двусмысленно. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа»11. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.
Пачифика, вдова испанского дворянина имела мягкий и веселый нрав, было хорошо образованна и могла украсить любую компанию. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Она славилась не только своей красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей».
Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство.
Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз.
Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Именно этот анонимный автор и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. Но каких только мнений не существовало по поводу идентификации модели. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Морщины были ее безошибочным паспортом. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Музей – это публичное заведение. «Le Petit Parisien» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Об одиночестве и ожидании Весны. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Изобразительное искусство.
Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Картина была в Швейцарии или Аргентине. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Наш ИДДЦ (Институт древнеславянской и древнеевразийской цивилизации РАЕН) занимает по этому вопросу пока нейтральную позицию и ищет некоторые независимые аргументы, которые могли бы либо подтвердить, либо опровергнуть данное утверждение. Может быть эта история и соответствует действительности, но, скорее всего, Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. придумал загадочную улыбку Джоконды.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. И в качестве первого шага мы хотим проверить рельеф и наличие скрытых надписей на картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» с помощью микроэпиграфики. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. золотых экю.
Примерные хронологические рамки эпохи – XIV-XVI века. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания». Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Это и нежные лирические баллады и рок-боевики – ершистые, электрогитарные, громкобарабанные. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины.
И минор и драйв. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. На самом деле, запертая в бетоне за тройным слоем пуленепробиваемого стекла, она кажется настолько же большой, как любой заключенный преступник. Она пережила убийство мужа и любовника, смерть второго супруга Джованни Медичи, но не смогла пережить вознесения рода Борджиа, который в 1500 году захватил ее города Форли и Имола. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Он приходит в музей. На известном всем портрете колонны отсутствуют.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. О вечных вещах – о встречах и расставаниях, о странствиях, о свете ночных фонарей. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Вот таким образом выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Мона Лиза – автопортрет художника.
Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Что это даёт.
До него никто не видел в ней никакой тайны., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. () Джоконда— не портрет. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками». Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
На Джоконду много раз покушались, несколько лет назад даже были попытки забросать ее каменьями – явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»16.
Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Мона Лиза улыбается, но почему.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Голова слегка повёрнута10. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи.
С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари.
В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. О поиске ключей и паролей к сердцам любимых людей. Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Петербургский коллектив MONOЛИЗА был основан в 2007 году. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
76х53 см. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
И модная электроника и этнические инструменты. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Эта версия считается просто домыслом.
Кисть его так легка, так прозрачна, что в ХХ веке даже рентгеноскопический анализ не выявит следов ее удара, Сделав несколько мазков, он откладывает картину, чтобы дать ей высохнуть. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. () Джоконда— не портрет. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Мне показалась такая реакция странной. Принадлежит к позднему периоду его творчества.
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека Впрочем, это лишь предположение.
А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Она придаст твоему лицу таинственное выражение. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда).
Мона Лиза» (1503-1519). Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
В эпоху Возрождения расцветает изобразительное искусство. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». И реверансы в сторону нью-вейва 80-х и кабаре. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Все дело в существовании у человека двух «систем» зрения: центральной и периферической. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Картина была извлечена из чемодана с двойным дном.
Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. «Возрождение или Ренессанс (фр. Renaissance итал.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется леонардовской. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Но возникает вопрос: действительно ли в эпоху Возрождения «появляется интерес к античной культуре» или сама эпоха Возрождения и конструирует эту «античную культуру». В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины.
Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы.