Монолиза Википедия
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Смотришь на эту картину и невольно возникает ощущения покоя, как будто ты отдыхаешь где-то на лоне природы. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
- Главный секрет Моны Лизы – ее улыбка – до сих пор не дает покоя ученым
- Детективная история «Моны Лизы»
- Словари и энциклопедии на Академике
- Фестиваль "Золотая осень" в Москве
- История картины и её приключения
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Поиск значения / толкования слов
Не понятно только у кого и что собирали.
Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Еще одна схожая версия. И модная электроника и этнические инструменты. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Свидетельством этого может быть использование различных растворителей в период написания. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Что это даёт.
Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс. » Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
В монастыре святой Урсулы служила монахиней Мариэтта, старшая дочь Лизы, которая и забрала к себе мать. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Мона Лиза улыбается, но почему. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). При помощи георадара в кладке было обнаружено еще одно захоронение. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают.
Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Мона Лиза – автопортрет художника. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
Доска (тополь), масло. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
И модная электроника и этнические инструменты. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
Впрочем, последнее— полная херня. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Весь мир увидел и все еще видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определенный оттенок эротизма. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Он хватает первое, что подвернулось ему под руки, скажем, камень и раздирает картину, совершая таким образом акт матереубийства.
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота.
Более поздние по времени захоронения располагались над ранними. До него никто не видел в ней никакой тайны. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Он мечтал взять верх над природой, научившись менять направление рек и осушать болота, он хотел похитить у птиц искусство полета. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство.
Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. При этом следует учесть, что эталоном красоты тела мужчины является Аполлон Бельведерский, рост которого был 164 см. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
В настоящее время монастырь находится в заброшенном состоянии. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Изобразительное искусство. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
На личной пресс-конференции флорентийские ученые рассказали о своей догадке, что всех умерших женщин. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного сфумато-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания «воздушного» впечатления).
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Никто не знает, кто обрезал картину. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари.
В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Голова слегка повёрнута10.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс. » Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица. Исследователи из Италии под руководством Сильвано Винчети, профессора Национального комитета, отыскали в архивных хрониках свидетельство о смерти купчихи.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Петербургский коллектив MONOЛИЗА был основан в 2007 году.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Художник не расставался с портретом до самой смерти.
А. С. Пушкина в Москве. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного сфумато-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания «воздушного» впечатления). Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях.
Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Вообще словосочетание собирательный образ неудобоваримое. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. А. Т. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. И минор и драйв. «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет несомненно писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Писал ее великий художник четыре года (он вообще свои произведения творил длительное время). С этой целью посмотрим на автопортрет Леонардо (см. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Примерные хронологические рамки эпохи – XIV-XVI века.
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Нежный розовый нос кажется настоящим. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в то же время недосягаемым и бесчувственным образом.
Собственные поиски обнаруживают, что свет обладает способностью искривлять и выпрямлять линии: Погружать предметы в световоздушную среду – значит, по сути, погружать их в бесконечность. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Французская lIllustration даже подготовила разворот, расписав историю, что Леонардо был влюблен в свою натурщицу и пообещала за пару недель изготовить цветную репродукцию. И реверансы в сторону нью-вейва 80-х и кабаре.
После его смерти 2 мая 1519 года эту картину выкупил сам король. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями». Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. придумал загадочную улыбку Джоконды. Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью». На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Также были записаны интересные дуэтные песни со Светланой Сургановой и Владимиром Шахриным (гр. Чайф). nnО чём же песни «MONOЛИЗЫ».
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Голова слегка повёрнута. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны.
О поиске ключей и паролей к сердцам любимых людей. В папском дворце Леонардо предоставили мастерскую с подвижными столами и столь любимым им рассеянным светом. Картина, размером 97х53 см, была закончена в 1503 г. и сразу получила известность. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы.
Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Была уволена администрация музея. Наш ИДДЦ (Институт древнеславянской и древнеевразийской цивилизации РАЕН) занимает по этому вопросу пока нейтральную позицию и ищет некоторые независимые аргументы, которые могли бы либо подтвердить, либо опровергнуть данное утверждение.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие, но более сильного контраста, чем жизнь и смерть придумать невозможно. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Не являвшихся монахинями хоронили, укладывая их тела в ряд. Эта загадка практически решена. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». рисунок) – комментарии излишни.
Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Это и есть одна из главных тайн изображения.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
() Джоконда— не портрет. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно.
И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. В эпоху Возрождения расцветает изобразительное искусство.
Он приходит в музей. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Трудно представить, что получилось бы.
Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Свидетельство тому – типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Долгое время было вообще неясно, кто является прототипом создания картины. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы висела в административных помещениях Лувра)19. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Картина была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. О матери Леонардо почти ничего не известно.
Ведь речь не идет даже о так называемом типичном образе, не об идеале. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. «Джоконда» – не портрет. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве.
И напротив, если в действительности «античность» отстояла от эпохи Возрождения на несколько десятилетий, то на произведениях художников эпохи Возрождения мы будем постоянно натыкаться на некие реликты античной эпохи, абсолютно необъяснимые с позиций Ренессанса. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника.
Будем считать, что мне повезло. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в то же время недосягаемым и бесчувственным образом. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Vincenzo Peruggia). Наш ИДДЦ (Институт древнеславянской и древнеевразийской цивилизации РАЕН) занимает по этому вопросу пока нейтральную позицию и ищет некоторые независимые аргументы, которые могли бы либо подтвердить, либо опровергнуть данное утверждение., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
О поиске ключей и паролей к сердцам любимых людей. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Вот таким образом выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.
О фатальности и ходе времени. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Предположений было много: это автопортрет самого Леонардо, портрет матери художника Катерины, назывались различные имена современниц и современников художника. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. () Джоконда— не портрет.
Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Vincenzo Peruggia). Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Предыстория Джоконды такова. Принадлежит к позднему периоду его творчества.
Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Именно эта загадочная улыбка останавливает, тревожит, завораживает и зовет зрителя, как бы вынуждая вступить в телепатическую связь. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Мона Лиза» (1503-1519). Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Эта версия считается просто домыслом. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Существует два типа зрения: центральное, ориентирование на детали и периферическое, менее отчетливое. И в качестве первого шага мы хотим проверить рельеф и наличие скрытых надписей на картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» с помощью микроэпиграфики. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре.
«Le Petit Parisien» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. «Возрождение или Ренессанс (фр. Renaissance итал.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. 76х53 см. Статуя Венеры, между прочим, тоже находится в Лувре, но этажом ниже.
Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Таким образом он совместил реальность и сказку, реальность и сон в одно целое, что создаёт невероятное ощущение у всех, кто смотрит на полотно. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Несмотря на ряд неудач, Венчети не отчаивается найти останки, принадлежавшие купчихе.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Об одиночестве и ожидании Весны. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса.
Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Но возникает вопрос: действительно ли в эпоху Возрождения «появляется интерес к античной культуре» или сама эпоха Возрождения и конструирует эту «античную культуру». Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. И в качестве первого шага мы хотим проверить рельеф и наличие скрытых надписей на картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» с помощью микроэпиграфики. Музей – это публичное заведение. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. О вечных вещах – о встречах и расставаниях, о странствиях, о свете ночных фонарей. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов.
особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам.