Мстислав Добужинский Кукла Описание
Мстислав добужинский картина "кукла" содержание
Среди важных событий этого периода жизни художника – работа над оформлением оперы П. И. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Лансере, К. А. В них художник изобразил жизнь и нравы города: безвкусица, цинизм, пошлость, продажность, где вперемешку соседствуют трагическое и комическое. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.
А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой.
В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Плоскость листа строго блюдется. Кустодиев часто портретировал Добужинского – известен портрет 1913 года, послуживший подготовительным эскизом для «Группового портрета художников общества Мир искусства» (1920).
Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. К 1907 году относятся первые оформленные Добужинским театральные постановки – пастурель средневекового автора «Робен и Марион» в Старинном театре и «Бесовское действо» А. М. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Об отъезде Добужинских из Петербурга сохранились воспоминания дочери Б. М. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы.
Художник: Добужинский Мстислав ВалериановичДеревянные куклы
Работал в дюссельдорфском театре над оформлением драмы Г. Э. Лессинга Натан Мудрый. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса.
Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Однако, по признанию самого Добужинского, методы преподавания не вызвали у него большого интереса: «копировка и тушевание», которые предлагалось освоить ученикам как основные приемы рисования, казались ему скучными.
Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому.
Достоевского «Белые ночи» (1923 г. ). Долгое время его домом был Петербург. Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». Как писал Добужинский жене, это был «триумф. Об этой деятельности напоминает находящийся в коллекции Русского музея лист «Двор Дома искусств».
Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Сентябрь, 6—октябрь, 5.
Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Восстанавливает ли Добужинский, следуя общему увлечению прошлым, захудалый русский городишко 30-х годов ХIХ в. или грезит о гигантских постройках будущего, где на фоне бесконечных стен сплетаются щупальцы чудовищных машин. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги.
Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Различны и системы иллюстрирования. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Под ней — сердце между белых крыльев. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Ремизова. Добужинский. Каунас).
Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского.
Мстислав добужинский картина кукла содержание
Воспоминания, с. 197). Холомки», на котором изображены В. А. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии».
Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками.
В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Но уже примерно с 1916-1917 гг.
Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания.
Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Детство и юность будущего художника прошли в Петербурге.
Вопрос: мстислав добужинский картина кукла содержание
На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Обычно с няней он прогуливался по Литейному мосту и далее, по Литейному проспекту до Невского, где на углу с улицей Троицкой (ныне Рубинштейна) была булочная, в которой продавались вкусные булки и пирожки. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь».
Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Апрель—май. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику».
Параллельно преподавал в одной из частных художественных школ, писал искусствоведческие статьи для литовских изданий. Изображенные предметы упрощены в своих очертаниях, но не всюду с достаточной последовательностью. По матери он русский, его дедушка Т. Е. В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа. Что здесь иллюстрировать.
мстислав добужинский картина "кукла" содержание
Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения.
Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Спектакль «Николай Ставрогин», поставленный В. И. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Закрыл собственную художественную студию. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.
Создание декораций и костюмов к пьесе было подлинной удачей художника: «Произошло то, что еще не случалось в Художественном театре: аплодировали декорациям при поднятии занавеса». Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. загадочных приключений «Ночного принца». Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Замечательны сами приемы графики.
На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». В эту картину я вложил свою неизменную любовь к этому городу, вероятно, потому В последующие годы Добужинский много работал для Литовского государственного театра, а в 1931 году был назначен его главным художником.
мстислав добужинский картина кукла содержание
В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. Добужинский. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие.
Во вступительной статье можно найти «статистическую» информацию о творчестве художника. Андерсена и многие другие. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.
Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Контрастов черного и белого нет. Кустодиева, И. Б. Перед домом огромная клумба сирени. Добужинский.
Март. Гагарина и художник Б. П. Май. Рисует ли он с нежностью и усмешечкой глухую провинцию, с благоговением — дворцы и церкви Италии или с любовью и тоскою — многоэтажные дома, глубокие колодцы-дворы, дымящиеся в хмурое петербургское небо фабричные трубы. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно.
Гагариной С. А. Эти «скупые» цифры свидетельствуют о насыщенности творческого пути художника – работы Добужинского хранятся в 12 европейских музеях, 8 американских музеях и частных коллекциях, он оформил свыше 100 постановок для более чем 50 театров иллюстрировал более 40 книг, более 200 изданий украшены обложками и виньетками Добужинского. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Гагариной. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования.
Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). Бакстом и С. П. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Иллюстрации к этому роману – творческая победа художника. Четырнадцать рисунков густо усеяли текст, с которым они и внешне и по духу сливаются в одно целое.
Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве.
Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Театральный деятель А. Суткус вспоминает о работе Добужинского в Литовском государственном театре, в частности, о спектакле «Пиковая дама»: «Для всех нас, работников театра, это было нечто необыкновенное, непривычное, невиданное. Зима в городе» (1904). Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна.
Вопрос: мстислав добужинский картина "кукла" содержание
Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. В этом же году состоялось так много значившее для художника знакомство с К. С. Чугунов. много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене.
Станиславским. Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Кустодиевой.
В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». Среди художественных начинаний этого времени – устройство Витебского художественно-практического института, организация Витебского художественного музея (1918-1919), участие в создании колонии художников и литераторов в Холомках (1919) в бывшем имении княгини М. Д. По возвращении из-за границы, Добужинский вместе с женой Елизаветой Осиповной (урожденной Волькенштейн) обосновался в Петербурге. Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. О жизни в Холомках рассказывают карандашные рисунки Добужинского, в том числе – «В иконописной мастерской.
Мстислав Валерианович Добужинский родился в Новгороде 2 августа (по новому стилю – 15 августа) 1875 года. (М. В. Немировичем-Данченко по роману «Бесы» Ф. М. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга».
- Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
- Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
- Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
- Добужинский Мстислав Валерьянович
- Добужинский, Мстислав Валерианович
- На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты
- «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»
Попов. Они навсегда остаются в памяти. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.
Добужинском, с. 124). Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Добужинский, к неудовольствию иных чрезмерно педантичных поклонников старины, не идет более легким путем — стилизации под гравюру, а смело остается верен своим исканиям новых форм графики.
- Презентация на тему: Мстислав Валерианович Добужинский
- Добужинский Мстислав Валерианович
- Мстислав Валерианович Добужинский
- Добужинский Мстислав Валерианович рассказ о родителях «Матери и отце»
- Картины ДОБУЖИНСКОГО Мстислава Валериановича, 1875, Новгород – 1957, Нью-Йорк
Над оформлением повести художник работал в 1922 году, когда, по свидетельству его биографа Э. Голлербаха, увлекался особым приемом «граттографией», суть которого состоит в том, что рисунок делается на грунтованном картоне и все тонкие белые штрихи выцарапывают иглой, достигая этим такой четкости, которая недоступна ни перу, ни кисти. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. В 1923–1924 гг.
В Париже проходят его персональные выставки. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Глубокое понимание символического искусства Чюрлёниса, его фантастического мира мечты, сказочных видений свидетельствует о тонком чутье Добужинского в сфере художественного творчества. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Начал преподавать в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной.
Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Спустя два года последовало предложение Станиславского оформить спектакль по пьесе И. С. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Но это не вся правда о его творчестве. С семьей Кустодиевых Добужинских связывали давние дружеские отношения.
Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Необходимо отметить еще значение концовок.
Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Софийский был священником новгородской церкви (в роду Софийских многие служили в церкви). Был в Гааге на открытии персональной выставки. Первый рисунок играет роль фронтисписа. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Завершая свое послание, Добужинский пишет: «я исполнил какой-то священный долг» (М. В.
Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Мне говорят, что впервые здесь в театре аплодировали художнику» (М. В.
Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Тургенева «Месяц в деревне» в Московском Художественном театре. В этот период художник создает такие шедевры книжной графики, как иллюстрации к сказкам Г. Х. Андерсена «Свинопас» (1922 г. ) и К. Чуковского «Бармалей» (книга вышла в 1925 году), повести Ф. М.
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. При въезде в ворота усадьбы (деревянный забор) стоит высокий крест.
С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Впереди стеклянная стена. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении.
- О знаменитости:русский художник
Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. И таким он действительно был на языке оригинала. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге.
Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги.
Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам».
После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. Как писал об этом Добужинский, «способности к рисованию» обнаружились у него «с тех пор, как я научился держать в руке карандаш» (М. В. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Чугунов. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.
Исполнил ряд графических заказов для советских издательств. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. После отъезда из Петербурга Добужинский поселился в Риге. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен».
Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Милашевский, дочь княгини М. Д. Скупой рыцарь» усердно украшен. В 1929 году Добужинскому довелось посетить родину своих предков. В «Воспоминаниях» он увлеченно рассказывает о своих детских впечатлениях. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.
Яремичем, Е. Е. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование.
– С. -Петербург, 2001, с. 229–230). Ездил в Амстердам в связи с персональной выставкой. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями.
Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). – М. : Наука, 1987, с. 26). И «жуткий» Обводный канал и верстовой столб, упоминаемые Добужинским, мы можем видеть в таких работах из коллекции Русского музея, как «Обводный канал в Петербурге» (1902) и «В ротах.
Иллюстрация тесно связана с той эпохой, в которую она возникла и с той общественной группой, для которой предназначалась. Они поселились в 6-й роте, а через год переселились в 7-ю роту. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Добужинский.
Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Добужинский. Таким видел Добужинский современный ему Петербург. Живёт в Нью-Йорке. Добужинский.
Сомовым, Л. С. Б. М. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку».
Дягилевым и вступил в художественное объединение «Мир искусства». Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Воспоминания, с. 244). Октябрь.
Сливаясь с текстом, дополняют, обогащают его. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. У Добужинского интересная родословная. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка».
Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Так всегда. Внизу — песочные часы и черные крылья. Письма / Издание подготовил Г. И.
Чайковского «Пиковая дама» в Литовском государственном театре. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна.
За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Родился 2 (14)августа1875 в Новгороде. По отцу он происходит из древнего литовского рода. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. (Так до 1923 года назывались нынешние Красноармейские улицы, проложенные еще в XVIII веке на территории дисклокации Измайловского полка и получившие в XIX веке наименование по номерам расквартированных рот).
Воспоминания, с. 189). Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. Долгое время его домом былПетербург. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина.
Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Рисунки к «Белым ночам» – это подлинная классика русской иллюстрации. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие.
И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Взяв за основу пушкинский рисунок, Добужинский сумел внести в свои иллюстрации внутренний ритм, легкость и непринужденность штриха. Старый дом не существует уже 50 лет, только осталась старая липа около его места». Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи.
За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем.
Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Иллюстрации же рисует редко. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского.
Это два оазиса с купами старых деревьев среди довольно ровной местности. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.
Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. В СССР были изданы оба оформительских варианта «Евгения Онегина» в 1947-ом (представлено в экспозиции) и 1949-ом годах. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть.
Несмотря на то, что рисунки выполнены в различных графических манерах (силуэт, острая перовая линия, граттография), все они внутренне связаны с пушкинской художественной стилистикой быстрого пера (росчерка). Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость.
Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х. Добужинском», с. 277). Апрель. Добужинском, с. 128).
Какой-то немецкой кажется вся книжка. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Бенуа, С. П. Добужинский также участвовал в организации Дома искусств в Петрограде (1920).
Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». Достоевского, был также значительным успехом Добужинского как театрального художника. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной.
Следует отметить, что Б. М. Они были настолько художественны, впечатляющи и красивы, что являлись неотъемлемой частью спектакля» (Воспоминания о М. В. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя.
Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Письма, с. 184). Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Таким его знали на русском и на других языках.
Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю.
Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Воспоминания / Издание подготовил Г. И. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Родился 2 (14) августа 1875 в Новгороде.
И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. (Воспоминания о М. В. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Чугунова изложенным в книге «Воспоминания о М. В.
Пушкина «Евгений Онегин», над которыми он работал несколько лет с 1931 по 1936 год. (М. В. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера.
Прекратил преподавание в парижской Школе декоративного искусства. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.