Мун Эдвард
«часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», – сознался в конце жизни Эдвард Мунк. Текст составлен по материалам Википедии и авторской статьи А. П. Дьяченко "Эдвард Мунк: потерянный и обретённый". Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Разобрав и систематизировав свои картины, гравюры и литографии и завещав их городу Осло, Эдвард Мунк умрет в возрасте 80 лет, 23 января 1944 года.
Эдвард Мунк (род. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон.
До 1879 года Эдвард Мунк хотел стать инженером, но ему помешала болезнь. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик». Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Эдвард Мунк (норв.
Эдвард Мунк – ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века. В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. «без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор. Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм. Это имя хорошо известно на Западе, где произведения, созданные Эдвардом Мунком, занимают почетное место в одном ряду с такими известными мастерами, как Гоген и Сезанн.
После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье.
На грандиозной парижской выставке «Истоки XX века» имя Эдварда Мунка было поставлено в один ряд с Сезанном, Гогеном и ван Гогом. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. Талантливого норвежского художника Эдварда Мунка многие западные ценители живописи считают основателем новой эпохи искусства.
Мунк Эдвард (Munch) (12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло), норвежский живописец и график, теоретик искусства, театральный художник. Эдвард Мунк появился на свет в небольшом городке Лэттен, расположенном в норвежской провинции Хедмарк. Будущий художник Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 в городе Летен в семье военного врача. Эдвард Мунк (род.
Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Эдвард Мунк (норв. Хотя в творчестве Эдварда Мунка сложно найти соответствие каким-либо определенным направлениям живописи, огромное значение его творчества, способствовавшего появлению нового художественного направления – экспрессионизма, неоспоримо.
Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, Лаура Катрина Мунк, а в 1877 году от той же болезни — старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет. Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача.
Больной, почти ослепший, Эдвард Мунк отшельником проведет последние годы жизни в собственном доме в норвежском городке Экели. Когда Эдварду Мунку было 76 лет, фашистская Германия оккупировала Норвегию.
Но и природа изображалась им весьма поверхностно. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
- Как смотреть картины Эдварда Мунка
- Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
- Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова — пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Несчастья.
Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно.
- Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Эдвард Мунк – краткая биография
- Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
- Эдвард Мунк: «Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы»
В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. «Я почувствовал крик Природы»). К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично.
Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». В 1900-х гг. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
- История древнего Хорезма в 5 экспонатах Музея Востока
- Интересные факты из жизни художника
- 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Нервные срывы и лечение болезни
Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Это было место, куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895).
жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Осенью он едет в Париж.
Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Самая знаменитая картина из цикла Фриз жизни – это созданная в 1901 году картина Крик, которую можно считать программным произведением зарождающегося экспрессионизма. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
- Портреты как передача человеческой души
- Творчество в последние годы жизни
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
- Травля критиков и непонимание публики
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины
- Детство и юность норвежского художника
- Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
В них запечатлен духовный путь мастера. Она не кажется воплощением невинной святости, хотя еще остается застенчивой и не совсем понимающей, что с ней происходит. Как правило, большинство сюжетов, мотивов, композиций разрабатывалось параллельно в живописи и гравюре. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь – результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу» : «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.
носят пейзажный характер. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем.
Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году52. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Память и отражение в мировой культуре
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Биография и творчество художника
В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). В него вошло около трехсот листов. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза.
Мунк также верил, что когда-то лун было две. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста имевшего репутацию консерватора. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании.
Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно – лицо умирающей девушки, которое будто освещено. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь.
- Эдвард Мунк, норвежский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Причем в этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Всего он провёл там более полугода. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Но прячась в погребе от многочисленных взрывов в порту, Мунк сильно простудился, застарелый бронхит вспыхнул с новой силой. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза» : под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством47.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства.
«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю – видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Скажите проклятье. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Судя по воспоминаниям родственников, уже в этом возрасте мальчик показывал известный талант к рисованию.
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Это время, когда у него выработался свой стиль – один из вариантов возникшего в Европе арт-нуво. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть.
В этих картинах, пересеченных извилистой линией берега, с волнующимся за нею морем, под кронами деревьев развертывается вся жизнь с ее радостями и печалями. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Его творчество резко изменилось. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Первая дата – 1888–1889 годы.
В 1909 г. Мунк после пребывания в клинике, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. В Германии Мунк сдружился с семейством Пшибышевских: писателем Станиславом и его супругой Дагни.
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого ирреального, наделяя их мрачной символикой. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти».
Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше 1906 г., сочиненные художником после общения с сестрой известного философа.
Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. После посещения Парижа Мунк написал такие картины, как "На следующий день", "Переходный возраст". Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Мунк. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. Рядом с ней — мать.
Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Он называл это «лошадиным лечением».
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В течение 1909-1916 гг. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита.
В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Стремительные линии мостов, застылые, завороженные фигуры девушек, зеркало озера и мощные силуэты деревьев с пышными кронами переходят из одной композиции в другую.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.
У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества.
В Германии у Мунка было много друзей. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. К этому времени относятся знаменитые картины Мунка: "Крик", "У смертного одра", "Больная девочка", "Танец жизни".
И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве.
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны.
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал – консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников – привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. Осенью он едет в Париж.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Здесь он проживёт остаток жизни. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.
Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Монументальное творчество Мунка положило начало созданию национальной школы монументальной живописи, а также позволило считать его одним из выдающихся мастеров европейского монументального искусства ХХ в. Представление о творческой индивидуальности Мунка будет неполным, если не сказать о его многочисленных графических и живописных автопортретах. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Уже в середине 80-х гг. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души.
В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.
М., 2007. Получается лучшая гармония красок. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.
Всего он провёл там более полугода. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Они мало чем отличаются друг от друга, разве что цветовая гамма у всех четырёх разная, но не сильно отличимая. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Это продолжалось около четырёх лет и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла и показав её тело. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Поиски заняли целых два года. Это всё конечно не пошло на пользу полотну. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси.
Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Вскоре семья переселилась в столицу. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин.
В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Всего он провёл там более полугода. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Живое побеждает смерть.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. 23 января 1944г. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника.
Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Один из первых представителей экспрессионизма.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу» – в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её.
«Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.
Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». В сущности его картины 80-х гг. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В восемнадцать лет он поступил в Школу искусств и ремесел к скульптору Ю. Миддль-туну, в 1882 году его учителем стал К. Крог, вокруг которого в 80-е годы группировались многие норвежские художники. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Его краски стали резче и интенсивнее. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии – впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки.
Портреты художника — исследование человеческой души. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.
Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу. Мунк вырос в очень религиозной семье. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Кровь коагулировалась и образовала сгустки, которые мешали видеть – будто бы пятна накладывались на всё, на что он смотрел.
входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.
Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Он издает вопль. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Некоторые исследователи У. Бишофф. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску.
Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. На смену приходит пафос утверждения жизни. Осенью он едет в Париж.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление – прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом – в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. В конце 1880-1900-х гг.
Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.
Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде» говорил Мунк. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту.
В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Всего он провёл там более полугода.
В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
Мунк упорно учился. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.
И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Это было для него открытием.
Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Только на кровати светится яркое покрывало. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Формальные приемы, которые использует Мунк, вытекают из особенностей его мировосприятия, подчеркнуто трагического и эмоционально обнаженного.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Больше всего его привлекала гравюра на дереве: он имел возможность обыгрывать структуру древесины, её волнистые линии перекликались с изгибами на его живописных полотнах. Как бы то ни было, период, начавшийся после выписки из лечебницы и продлившийся до конца жизни, признан критиками второстепенным.
Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913).
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Его портреты превосходно отражали характер человека.
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Достоевского «Преступление и наказание». Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет.
Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Старинные немецкие городки предстают в аскетическом ритме высоких башен и островерхих фасадов домов. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Они свободны от излишней повествовательности. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились – Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, – его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Она называлась «Дорога никуда». Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. На первом варианте небо написано в багряных тонах.
Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна».
Но больше всего его раздражали пальцы. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. ориентация норвежского искусства меняется.
Проект остался нереализованным. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Ни пользу. Художник страдал бессонницей и паранойей. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну».
XIX в. Мунк совершил первую поездку во Францию, а с 1889 по 1892 год он жил преимущественно в этой стране. Что за чертовщину они там плетут. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями.
Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Мастера классической школы в живописи посчитали странные картины оскорбительными для просмотра, а самого Мунка назвали анархистом. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.
Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс».
Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Что же случалось. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет.
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. Через портрет он всегда исследовал душу человека.
Лицо человека — застывшая безликая маска. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
Все они основаны на личных переживаниях художника. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и – возможно – любовницей. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Богема стала для него второй семьей.
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Женщина изображенная на картине рядом с девушкой – тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер.
Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.
Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
Все вокруг мрачно и бледно. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Восьмидесятые годы были достаточно спокойными: художник перебирал приёмы импрессионизма и пуантилизма, экспериментировал с палитрой, плавно эволюционировал от реализма к символизму.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Портреты художника – исследование человеческой души.
В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Но в среде богемы, где считалось необходимым привлекать к себе внимание любыми способами, Мунк стоял особняком. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», – сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании.
Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. В его судьбу вторглась война. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В 80-е гг. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Но практически тоже самое случается и с посетителями. В них уже намечается стремление художника к обобщению, разумеется, еще не доведенному до уровня символа: запечатленный им конкретный мотив приобретает значительность, напряженный лиризм. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь.
Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Ребенком он пережил и смерть матери. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.
Как. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Картина необычная, но красного в ней мало, в основном синие и грязно жёлтые тона с чернотой. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».
Пластический язык обретает исключительную силу. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.
Это были первые опыты художника. Он считал, что точно передать внутреннее состояние, по его собственному выражению, энергию жизни героев способны только взвихренные, волнообразные линии. Молчаливый, нелюдимый ироничный, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, бескомпромиссный, сомневающийся и неудовлетворенный собой — свидетельство его поисков и блужданий. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу.
Создана картина в Берлине. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Так Эдвард стал маргиналом среди художников.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. В 1921-1922 гг. Эдвард Мунк родился в 1863 году.
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном.
Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Это давало художнику возможность посмотреть на созданное со стороны, а затем, отбросив лишнее и частное, сконцентрировать внимание на выражении главной мысли. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.
Мунк практически не использоваал прямых линий. Многие листы выполнены в смешанных техниках, позволяющих добиться наибольшей выразительности и остроты образа. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.