Мунк Эдвард
Эдвард Мунк появился на свет в небольшом городке Лэттен, расположенном в норвежской провинции Хедмарк. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста. Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье.
После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков. Текст составлен по материалам Википедии и авторской статьи А. П. Дьяченко "Эдвард Мунк: потерянный и обретённый". «без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор.
Эдвард Мунк (норв. На грандиозной парижской выставке «Истоки XX века» имя Эдварда Мунка было поставлено в один ряд с Сезанном, Гогеном и ван Гогом. Мунк Эдвард (Munch) (12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло), норвежский живописец и график, теоретик искусства, театральный художник.
«такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик». Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. Хотя в творчестве Эдварда Мунка сложно найти соответствие каким-либо определенным направлениям живописи, огромное значение его творчества, способствовавшего появлению нового художественного направления – экспрессионизма, неоспоримо. Эдвард Мунк – ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века.
В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача. Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. До 1879 года Эдвард Мунк хотел стать инженером, но ему помешала болезнь. Это имя хорошо известно на Западе, где произведения, созданные Эдвардом Мунком, занимают почетное место в одном ряду с такими известными мастерами, как Гоген и Сезанн.
Как выяснилось, в 1988 году один из преступников уже был приговорён к тюремному заключению за участие в похищении картины «Вампир», которую также вскоре обнаружили и вернули в музей Эдвард Мунк (норв. Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. «часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», – сознался в конце жизни Эдвард Мунк. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка.
Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Будущий художник Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 в городе Летен в семье военного врача. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка.
Когда Эдварду Мунку было 76 лет, фашистская Германия оккупировала Норвегию. Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Талантливого норвежского художника Эдварда Мунка многие западные ценители живописи считают основателем новой эпохи искусства.
Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Эдвард Мунк (род. Эдвард Мунк (род. Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм.
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Разобрав и систематизировав свои картины, гравюры и литографии и завещав их городу Осло, Эдвард Мунк умрет в возрасте 80 лет, 23 января 1944 года. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. Больной, почти ослепший, Эдвард Мунк отшельником проведет последние годы жизни в собственном доме в норвежском городке Экели.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Здесь он проживёт остаток жизни. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю – видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. Его творчество резко изменилось. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»).
- Как смотреть картины Эдварда Мунка
- Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
- Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
- Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
Всего он провёл там более полугода. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. Хотя до этого Мунку никогда не доводилось работать с такими масштабными картинами, он прекрасно справился со стоявшей перед ним задачей. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913).
- Эдвард Мунк – краткая биография
- Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
- Эдвард Мунк: «Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы»
- История древнего Хорезма в 5 экспонатах Музея Востока
- Интересные факты из жизни художника
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии – впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Мунк также верил, что когда-то лун было две. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.
- 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Нервные срывы и лечение болезни
- Портреты как передача человеческой души
- Творчество в последние годы жизни
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
- Травля критиков и непонимание публики
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
В 1900-х гг. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». Это всё конечно не пошло на пользу полотну. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.
В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Струящийся дым, расходящийся в концентрических кольцах фона, создающих ритмическую основу композиции и неровный, меняющийся свет вызывают ощущение преодоления материальности, превращают изображение в видение, почти мираж. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя.
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины
- Словари и энциклопедии на Академике
- Детство и юность норвежского художника
- Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
- Память и отражение в мировой культуре
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Биография и творчество художника
От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. В него вошло около трехсот листов.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад.
23 января 1944г. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единое одухотворенное целое их извечная гармония. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза» : под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов.
М., 2007. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Женщина — в полурасстегнутом платье, запустившая руки в распущенные волосы, — стоит почти в самом в центре картины. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
- Эдвард Мунк, норвежский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.
Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Так Эдвард стал маргиналом среди художников.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Осенью он едет в Париж. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», – сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Усиливает ощущение удушающей атмосферы сама фактура холста и тягучие мазки, вторящие волнообразным цветовым линиям. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз.
Пластический язык обретает исключительную силу. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Она называлась «Дорога никуда». Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Девушка появлялась и в созданном в 1894 году Пепле – в белом платье на фоне сумеречного лесного пейзажа, волосы ее распущены, руки заломлены, а у нижнего края картины можно различить темный силуэт мужчины, который охватил руками голову и застыл в немом отчаянии.
Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Они свободны от излишней повествовательности.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Мунк упорно учился.
Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.
Впервые Мунк приехал сюда в 1892 г., несколько последующих лет он провел преимущественно в Берлине. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. В сущности его картины 80-х гг. Всего он провёл там более полугода. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.
Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Но практически тоже самое случается и с посетителями. В 80-е гг. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг.
Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
Портреты художника – исследование человеческой души. И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Через портрет он всегда исследовал душу человека.
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Только на кровати светится яркое покрывало. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Его портреты превосходно отражали характер человека. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.
Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Это было для него открытием. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.
Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога.
Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.
Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.
Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. К сожалению, нет подсчетов, сколько людей сошло с ума, всматриваясь в это полотно, но зато есть свидетельство как один человек осмелился прикоснуться к картине просто прикоснуться, а потом он сгорел заживо в собственном доме. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Но в среде богемы, где считалось необходимым привлекать к себе внимание любыми способами, Мунк стоял особняком. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились – Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, – его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Ребенком он пережил и смерть матери. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Мунк. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.
Изображенное существо лишено защитной оболочки и каждое воздействие внешних сил заставляет его испытывать невероятные мучения. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637.
Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Всего он провёл там более полугода. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Его краски стали резче и интенсивнее.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Живое побеждает смерть. Большую роль в его искусстве играли литография и гравюра на дереве, меньшую — офорт, в основном занимавший его вначале.
Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Получается лучшая гармония красок. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже — в деловых отношениях. В его творчестве эта работа считается самой известной и поначалу это был рисунок, затем гравюра и окончательный вариант – пастельная картина.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
Эдвард Мунк родился в 1863 году. Лицо человека — застывшая безликая маска. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.
Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. На смену приходит пафос утверждения жизни.
Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. На первом варианте небо написано в багряных тонах.
Он издает вопль. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Несчастья. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.
Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. «Я почувствовал крик Природы»). Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она – средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
Ни пользу. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству.
Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. В тех же линейных ритмах с чередованием светлых и темных полос написаны северные пейзажи – лесные массивы, фьорды. Мастера классической школы в живописи посчитали странные картины оскорбительными для просмотра, а самого Мунка назвали анархистом. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания.
В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал – консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников – привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».
Грин позаимствовал наименование для своего романа. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14.
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину.
Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Мунк практически не использоваал прямых линий.
Первая дата – 1888–1889 годы. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре.
Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — художник Кристиан Крог. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Что за чертовщину они там плетут. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».
Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться.
В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу» – в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс».
Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — художник Кристиан Крог. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46.
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Осенью он едет в Париж. Вся творческая жизнь художника – это смесь трагических нот отчаяния, неудовлетворенности, страха и пауз гармонии, умиротворения.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла.
Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Богема стала для него второй семьей. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8.
Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей: среди них в этот период появляются купальщики, фермеры, рабочие, нередки также изображения животных. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В Германии у Мунка было много друзей. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.
Скорбь, которая ощущается в фигурах и лицах, становится здесь символом безысходной трагедии. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.
Но больше всего его раздражали пальцы. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Все вокруг мрачно и бледно.
Юноша, стоя на мосту, зажав уши, кричит от отчаяния и страха и этот вопль превращается в своеобразный символ. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. Рядом с ней — мать. В них запечатлен духовный путь мастера.
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. В Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы, его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же богемы. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге.
Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. При всем при том нельзя не признать: семья с готовностью поддерживала его культурные устремления.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.
Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности, выражающие его трагическое ощущение жизни. Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Некоторые исследователи У. Бишофф. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. В 1921-1922 гг. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь.
Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством47. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Эта работа, выполненная на картоне маслом, темперой и пастелью, представляет одну из нескольких авторских версий. Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку».
Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. На следующий год он снова посещает этот город и попадает на последнюю выставку импрессионистов. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Конечно, это совсем не канонический образ мадонны, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Картина становится символом вечного возрождения жизни. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление – прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом – в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель.
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Все они основаны на личных переживаниях художника.
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин.
Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. носят пейзажный характер. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график.
«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Проект остался нереализованным. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Мунк вырос в очень религиозной семье. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского.
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895).
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от Крика и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике. Скажите проклятье. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза». В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка.
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Художник страдал бессонницей и паранойей. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Всего он провёл там более полугода. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». В его судьбу вторглась война. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Портреты художника — исследование человеческой души.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
В живописных картинах Мунка появился резко очерченный контур, который особенно заметен в серии его Мостов, где подчеркнут ритм расходящихся линий перил, над которыми неподвижно застыли люди. Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Впитав в себя символизм и постимпрессионизм, Мунк вошел в искусство как художник, в произведениях которого была выражена эстетика экспрессионизма.
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Создана картина в Берлине. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии.
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Осенью он едет в Париж. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь – результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу» : «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Вскоре семья переселилась в столицу.
Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Поиски заняли целых два года. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения. Как.
В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.
В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
входит в незавершенный цикл Фриз жизни. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Что же случалось. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Вполне вероятно, что это так: сцены с любовно-сексуальным подтекстом на картинах Мунка происходят ночью в присутствии странной колонны-луны. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. В конце 1880-1900-х гг.
В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире.
На молодого художника огромное влияние оказал и Ханс Иегер, автор запрещенного романа Христиания – богема и афористаческой Библии анархиста. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее.
С того момента он был совершенно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. ориентация норвежского искусства меняется.
Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.
В течение 1909-1916 гг. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Один из первых представителей экспрессионизма. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. Но не один лишь живописный закат послужил вдохновением к созданию одной из важнейших работ в истории западноевропейского искусства. В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова — пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Фигура героини освещена ярким весенним солнцем, заставляя ее тело отбрасывать резкую тень». В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Он называл это «лошадиным лечением». Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Это были первые опыты художника.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен.
Он часто писал ночные пейзажи их загадочный сумрак, северные белые ночи, превращающиеся в его полотнах в некое видение, подобное сну. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Уже в середине 80-х гг. Достоевского «Преступление и наказание».
Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза.
Многие картины художник писал в нескольких вариантах. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и – возможно – любовницей. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет.
Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.
Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь.
Девушки на мосту – одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше.
За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.