Мунк Художник Картины
Герой картины — это близкий друг Мунка Яппе Нильсен, на момент написания картины вовлеченный в несчастливый роман с Одой Крог, супругой влиятельного художника Кристиана Крога. Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк — «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название. Крик Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину – знаменитая маска из одноименного голливудского фильма ужасов. Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка.
Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Норвежский художник Эдвард Мунк приобрёл известность в конце XIXв благодаря своим ярким, странным, символическим картинам, которые были описью человеческих несчастий.
Как смотреть картины Эдварда Мунка
ориентация норвежского искусства меняется. В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её26. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
Достоевского «Преступление и наказание». Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь.
не без влияния фрейдизма считают, что это сексуальный символ: вертикальная лунная полоса – мужчина, а вода и извилистая береговая линия – женщина. Он казался странным. За спиной старого художника-освещённые золотым светом его работы. Вполне вероятно, что это так: сцены с любовно-сексуальным подтекстом на картинах Мунка происходят ночью в присутствии странной колонны-луны. Его портреты превосходно отражали характер человека. Портреты художника — исследование человеческой души. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. На первом варианте небо написано в багряных тонах. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Он называл это «лошадиным лечением». Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья.
Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов.
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Художник страдал бессонницей и паранойей. Свои произведения автор сравнивал с музыкой.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу.
Большинство работ Мунка объединены в циклы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть», представляющие собой размышления художника о судьбе человека и смысле бытия. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Вскоре семья переселилась в столицу. Писатель-фантаст Александр Грин видел на какой-то выставке картину, написанную в подражание Мунку. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Он издает вопль.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году52. Создана картина в Берлине.
Эдвард Мунк – парадоксальный художник
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Но раз найденное удачное воплощение идеального образа, существующего в нем, Мунк повторяет много раз, не боясь упреков в однообразии. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». В нем многое привлекало внимание.
«Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.
Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна».
Живое побеждает смерть. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Всего он провёл там более полугода.
Эдвард Мунк – норвежский художник
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). М., 2007. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.
В 1900-х гг. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Но больше всего его раздражали пальцы. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж.
В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Одобрение и поддержку Мунк получил и у художников, собирающихся в берлинском кафе «У чёрного поросёнка». В 80-е гг.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.
В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Останавливался, думая о чем-то. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Здесь же Мунк познакомился с польским писателем С. Пшибышевским, жена которого позировала для многих известных картин Мунка, в том числе и для «Вампира».
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Одним из инициаторов запрета стал художник Антон фон Вернер, представитель вильгельмизма и ярый противник модернизма. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера.
Ребенком он пережил и смерть матери. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.
О жизни и творчестве выдающихся художников
В 1921-1922 гг. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Что за чертовщину они там плетут. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).
Биография и творчество художника
Грин позаимствовал наименование для своего романа. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
Мунк вырос в очень религиозной семье. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Осенью он едет в Париж.
И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. В мае 2012г аукционный дом Sotheby, s продал на торгах, которые длились всего 12минут, один из четырёх вариантов картины «Крик». В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.
носят пейзажный характер. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого ирреального, наделяя их мрачной символикой. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Один из первых представителей экспрессионизма. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Этому циклу он посвятил более тридцати лет.
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций.
Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
Разве вы не знаете, что луна круглая. ». В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.
Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Образ ужаса с этой картины Мунк совершенствовал до конца своей жизни в серии схожих работ. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
В Москве проходит выставка самого дорогого современного художника Дэмьена Херста
Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Это были первые опыты художника. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.
«Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.
Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Все они основаны на личных переживаниях художника. Любовников как будто скрывает мгла.
Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева.
Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. В сущности его картины 80-х гг.
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
- Эдвард Мунк – краткая биография
- Картины Эдварда Мунка: ограбление, как лучшая форма
Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха.
Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). Мунк познакомился с ней, когда отправился вместе со своим отцом-доктором навестить маленького мальчика, сломавшего ногу.
Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. «Фриз жизни» Мунк выставлял в 1902г на выставке берлинского Сецессиона и в 1905г в Праге. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.
развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637.
Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
Обстоятельства создания картины до сих пор остаются предметом споров, догадок и предположений. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Я рано научился страданиям и опасностям жизни», -эта запись в дневнике Мунка объясняет, почему мотив болезни и смерти, который проходит через многие его произведения, художник считал одним из главных в своём творчестве.
- Все Картины Эдварда Мунка по алфавиту
- История древнего Хорезма в 5 экспонатах Музея Востока
- Нервные срывы и лечение болезни
- Портреты как передача человеческой души
- Творчество в последние годы жизни
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. В этот период Мунк создал свою первую, теперь широко известную картину «Больная девочка», в основу которой легли воспоминания о болезни и смерти его сестры Софи. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.
Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.
- Травля критиков и непонимание публики
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
- Эдвард Мунк «Летняя ночь в Арсгардстранде»
- Эдвард Мунк «Автопортрет с рукой у щеки»
- Эдвард Мунк «Автопортрет в полосатом свитере»
- Эдвард Мунк «Автопортрет между часами и кроватью»
В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. В 1909г Мунк вернулся в Норвегию и приобрёл усадьбу Экели недалеко от Христиании.
А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Многие из этих картин Мунк создал в нескольких вариантах: 6версий «Больной девочки», 7версий «Девушек на мосту», десятки вариантов «Вампира», множество «Поцелуев» и 4версии «Крика» в разных техниках. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.
- Эдвард Мунк «Автопортрет в саду, Экели»
- Биография и произведения Эдварда Мунка
- Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
- Последние годы жизни Эдварда Мунка
- Память и отражение в мировой культуре
- 5 Картины Эдварда Мунка в Осло
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. В них запечатлен духовный путь мастера.
«Я почувствовал крик Природы»). Получается лучшая гармония красок. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Всего он провёл там более полугода. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз20, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу21.
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Область основной боковой панели
- Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка
- 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )
- Самое интересное в виде мозаики
- Хаим Сутин: крупнейшая ретроспектива уже скоро пройдёт в Москве
- Метафизические прозрения: первая в России выставка Джорджо де Кирико
В его судьбу вторглась война. Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. Больше всего его привлекала гравюра на дереве: он имел возможность обыгрывать структуру древесины, её волнистые линии перекликались с изгибами на его живописных полотнах. Как бы то ни было, период, начавшийся после выписки из лечебницы и продлившийся до конца жизни, признан критиками второстепенным. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты.
Довольно долгое время она привлекала Мунка. Он был очень религиозным человеком. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30.
De gustibus non est disputandum. Это было для него открытием. Здесь он проживёт остаток жизни. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.
- В декабре 2017 года в Москве пройдет крупнейшая выставка Николая Рериха
- Выставка Дэвида Хокни в лондонской стала самой успешной за всю историю галереи
- «Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»
- Полуголые известные актрисы без макияжа в календаре 2017 года
- Мертвый Ленин в замкнутом черном пространстве или Какой видят современную Россию иностранцы
- В Лондоне проходит уникальная выставка, посвященная 100-летию революции в России
- Самые красивые города в вечернем освещении
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс».
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
Формальные приемы, которые использует Мунк, вытекают из особенностей его мировосприятия, подчеркнуто трагического и эмоционально обнаженного. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Он оставил после себя огромный архив. В 1890-х годах Мунк начал работу над циклом декоративных полотен «Фриз жизни», посвящённым бремени жизни с её бедами и страстями.
Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Особенно важным в биографии Мунка является 1892 г. Осенью этого года в Берлине была открыта персональная выставка норвежского мастера. Правы все. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Эдвард Мунк, норвежский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31.
В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». А экспрессионисты – "враги народа" – бередили не закалённые души чрезмерной чувствительностью, которая пушечному мясу империй всегда без надобности.
Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Продажа гравюр и заказы на оформление общественных зданий (в 1910-1916гг художник выполнил большой цикл росписей в университете Осло) обеспечили Мунку безбедную старость. Последняя стала позировать ему и следующие несколько лет оставалось главной музой художника. Летом Мунк арендовал небольшой домик в Осгордстранде, чуть позже приобрёл собственное жилище. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни".
Хрен редьки не слаще. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
Затем в 1885 году он посещает Париж и знакомится с импрессионизмом, неоимпрессионизмом и символизмом, а также модерном. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Мунк).
В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. В 1892 году он приступил к работе над циклом «Фриз Жизни», в котором проявилась вся болезненная сила искусства Мунка.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу.
Лечение не принесло плодов: хотя физическое состояние улучшилось, душевное расстройство осталось. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. В этом творческом окружении Мунк развил собственную линию экспрессивного символизма и написал ставшие впоследствии знаменитыми картины: «Голос», «Звёздная ночь», «Женщина», «Тревога», «Вампир» и классическую версию «Крика». До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние53, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В течение 1909-1916 гг.
Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Живописные работы «Фриза жизни» («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке», «Автопортрет с бутылкой вина») отмечены высоким совершенством, манера и техника Мунка очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В 1879г Эдвард Мунк поступил в Высшую техническую школу в Христиании (столица Норвегии позже была переименована в Осло). Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.
Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. К 150-летию со дня рождения Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, Норвегия выпустила почтовые марки стоимостью 20норвежских крон с изображением самой прославленной работы художника- «Крик». Проект остался нереализованным. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
И в его сложении почётная роль отведена Эдварду Мунку-художнику, убеждённому, что «Не красота спасёт мир, а светлые помыслы» (Э. Такая требовательность и высокое мастерство художника были оценены по достоинству: «Крик» признан «иконой глобальной визуальной культуры» и стал вторым после «Джоконды» Леонардо да Винчи узнаваемым образом. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Осенью он едет в Париж. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Она называлась «Дорога никуда».
Из-за сокращения первоначального названия «Крик природы» до «Крика», многие полагают, что кричит существо на картине, в действительности-это изображение реакции на дикий шум издаваемый природой. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. В него вошло около трехсот листов.
У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Портреты Мунка превосходно отражают характер человека и его внутренний мир.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Некоторые исследователи У. Бишофф. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей.
У художника много автопортретов и в каждом из них внимание фокусируется на экспрессии лица. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Работа Крик — это часть живописного цикла Фриз жизни, посвященного извечным темам: любви и смерти. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества: революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.
Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут.
– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).
Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника.
Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Через портрет он всегда исследовал душу человека.
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов29.
Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Художник, руководствуясь своим девизом: «Я пишу мозгом», выработал оригинальные методы работы: он несколько недель наблюдал за заказчиком (художник предпочитал писать портреты знакомых), видимо исследуя его душу, а затем создавал портрет всего за несколько часов. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
Мастера классической школы в живописи посчитали странные картины оскорбительными для просмотра, а самого Мунка назвали анархистом. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
Мунк. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения.
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Картина «Больная девочка», впервые продемонстрированная на Осенней выставке, была встречена критиками враждебно. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился.
Мунк упорно учился. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг.
Мунк занялся огородиком, разводил кур и свиней и все больше времени уделял своим запискам. Слова усиливали творческое настроение, к которому он стремился. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Лицо человека — застывшая безликая маска.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки.
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Делал несколько шагов.
Именно здесь началось увлечение пейзажем — наиболее распространенным жанром национальной живописи. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
А после прихода Гитлера к власти в Германии, вариант этой картины из Дрезденской галерее был продан с молотка по бросовой цене как образец «дегенеративного искусства». По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Литографии Мунка высоко ценятся: в 2010г на аукционе Bonhams раскрашенная Мунком вручную литография «Мадонна» (датирована 1895г) была продана за 1, 9млн долларов и стала, таким образом, самой дорогой литографией, когда-либо проданной на аукционе в Великобритании.
«Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.
В 1895г Мунк перевёл «Крик», «Мадонну» и «Автопортрет с рукой скелета» в литографию (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу). Рядом с ней — мать. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Ревность, отчаяние, сексуальные желания обрели в этих произведениях облик психических состояний человека на грани безумия («Крик», 1893 «Пепел», 1894). Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Живопись сохраняет экспрессию, приобретая вместе с тем признаки нового: портрет написан темпераментной, широкой и свободной кистью. Художник избегал подробного описания, второстепенных деталей, разработанного сложного фона. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46.
Сам Мунк, был болезненным ребенком. Они свободны от излишней повествовательности. В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк полагал, что функция женщины выполнена после рождения ребенка.
Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Помимо этой литографии существует ряд других работ — живописных и графических вариантов той же темы, в которых прослеживаются изменения художественных приемов. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Шел он не как все.
Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. В конце 1880-1900-х гг. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Поиски заняли целых два года.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки и ничем не мог помочь дочери. В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Всего он провёл там более полугода. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Первый «Крик» (первоначальное название «Крик природы») был создан в 1893г и уже в этой картине отчётливо прослеживаются признаки экспрессионизма: бесформенный, обобщённый пейзаж представлен плоскостным соположением цветов, отличающихся ярко выраженным диссонансом, жёсткие волнообразные линии придают пространству чувство нестабильности, а бесполая изогнутая фигура-визуальное воплощение страха. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Уже в середине 80-х гг. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. По замечанию Майкла Мармора, профессора Школы Медицины Стэндфордского университета, «Мунк был глубоко напуган глазным кровоизлиянием. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. На смену приходит пафос утверждения жизни. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» Мунк отдаёт дань символизму изобразив себя между часами без стрелок и кроватью, символизирующей важные моменты жизни: рождение, болезнь, любовь и смерть. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи.
Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Первым и удачным опытом стала литография с картины «Больная девочка», новую версию которой Мунк создал по заказу норвежского коллекционера.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.
Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ.
Это продолжалось около четырёх лет и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла и показав её тело. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Мы ощущаем величие ее скал, суровую стихию холодного моря, таинственное мерцание ночного неба. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Существует также версия, что картина стала отчасти плодом психического расстройства, ведь есть документальные сведения о том, что художник действительно страдал маниакально-депрессивным психозом, вызванным тяжёлым потрясением от смерти сестры. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».
Трудно различить их фигуры, сомкнутые в единую массу-толпу, трудно различить лица, превратившиеся в застывшие маски, прячущие страх. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком».
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Ей 26 лет и она замужем. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя.
Много картин находится в Бергене. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Мунк также верил, что когда-то лун было две.
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. В это время художник обратился к жанру портрета. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8.
Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней.
Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Пластический язык обретает исключительную силу. Несомненно, они не только отражали внутреннее состояние художника, но и были навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли старшая сестра Софи и брат Андреас. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик». Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество.
В Германии у Мунка было много друзей. Его отец, военный врач Кристиан Мунк, добрый и очень религиозный человек, после смерти жены от туберкулёза, остался с пятью детьми и массой материальных проблем. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.
На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Он часто писал ночные пейзажи их загадочный сумрак, северные белые ночи, превращающиеся в его полотнах в некое видение, подобное сну. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
По примеру белых стихов, которые писали его друзья-поэты в Христиании, Мунк сопроводил пастельный вариант картины текстом: «Я шёл с двумя друзьями вдоль дороги-солнце садилосьЯ почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. В 1889г Мунк организовал в Христиании (Осло) свою первую персональную выставку, результаты которой и огорчили и порадовали: критики приняли работы Мунка в штыки, но беспощадная критика привлекла к ним внимание европейских мастеров авангарда.